Анализируя деятельность многочисленных религиозных сект и проповедников, призывающих к Богу, но без веры Христовой, мы находим их корни в религиозно-философском наследии прошлых веков и нашего времени, в частности, в творчестве Карла Ясперса, виднейшего философа-экзистенциалиста 20 века, и его идее о "философской вере". Эта концепция изложена им в одноименной работе, изданной в 1948 году в Мюнхене. В центре работы - понятие философской веры, которая отличается от религиозной, в частности от христианской, тем, что она должна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, а на опыте, доступном каждому человеку. По мнению Ясперса, откровение отделяет верующих от всех тех, кто не верит в него, и тем самым препятствует взаимопониманию, создавая у верующих претензию на исключительность. От религиозной веры философская отличается тем, что в качестве своей предпосылки нуждается в некоторой дозе скептицизма, т.е. сознания, что есть такие вопросы, на которые не может быть дан рациональный ответ . Но, с другой стороны, она потому и вера, что допускает существование такой реальности, формой знания которой является скептицизм, или, выражаясь иначе, допускает существование реальности, знание которой может выступать только в форме осознанного незнания. Эта-то реальность и есть предмет философской веры. Незнание выступает по Ясперсу не просто как субъективный показатель бессилия человеческого ума, но как объективный свидетель наличия особого рода бытия - трансцеденции. Трансцеденция - это, по Ясперсу, тот единственный предмет, по отношению к которому вера и знание совпадают. Итак, философская вера находится на границе между верой религиозной и научным знанием, а потому может восприниматься как прафеномен и религии и науки * (Ясперс К. "Смысл и назначение истории". М., 1994).
Предлагая заменить христианство на общую, мировую "унифицированную религию", Ясперс не оригинален. Со времен древности известно такое явление, как гностицизм - попытка "синтетической религии", в которой слились бы и растворились все учения, все философии и религии. Но как раз это стремление соединить и истолковать по своему все религии и делало гностицизм опасным для Церкви** (Шмеман А., прот. "Исторический путь православия". М.1992)
Обвиняя христиан в претензии на исключительность, Ясперс не учитывал основное положение Евангелия, в котором сказано, что "... неужели Бог есть Бог только иудеев, а не и язычников? Конечно и язычников" (Рим. 3.29); тем самым Евангелие указывает на равенство возможностей всех людей в их стремлении к Богу, представляя каждому возможность приобщиться к Богу Живому.
Впрочем, предлагая отказаться от христианства, сам Ясперс признает в этой же книге, что идея эта вряд ли осуществима, что христианство невозможно растворить в "общей" религии. Создается впечатление, что идея "философской веры" страшит самого Ясперса - он одновременно и увлечен ею, и ужасается от нее, указывая на ее утопичность и несбыточность. Но это еще не все, что можно сказать о гностической теории К.Ясперса о всеобщей "унифицированной" религии.
Приходится констатировать, что сегодня идея создания универсальной, мировой религии дает обильные всходы; Ясперс в свое время сделал лишь робкий шаг в попытке дать еще одну интерпретацию веры и Бога. Поиски "новой" веры и "нового" Бога сегодня изобилуют в мире, в основном они предпринимаются на Западе. Здесь можно говорить о таких движениях, как "Христианская Наука", "Унитарно-универсальная Церковь", "Международный путь", "Религиозная наука", культы "Нового времени", "Церковь всеобщая и торжествующая", "Свидетели Иеговы" и пр., характер вероисповедания которых объемлет и буддизм, и иудаизм, и спиритуализм, и т. д. и т.п.*** (Джош Макдауэлл, Дон Стюарт. "Обманщики" М.: "Протестант", 1993.)
Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям согласно своим взглядам и по своему выбору. Мы с этим не спорим. Однако, когда человек или группа людей публично объявляют, что именно они делают истинное Божье дело на земле, а православие, которое существует на протяжении веков - неверно, мы чувствуем, что должны ответить на этот вызов. "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3:15), - требует от христиан Библия. Это значит быть готовым ответить всякому, кто подвергает нападкам историческое христианство и полагает свою веру выше христианской.
Ясперс говорит о трансцеденции, как об особой форме бытия, и это правильно, как и то, что вера и знание здесь совпадают; Бог трансцендентен по отношению к человеку. Но является ли бог Ясперса личностью? Или он безличкен? Или в мире есть только бог (трансцеденция), а человека, и никого нет, кроме него, и только бог рождает из себя мироздание и снова в себя забирает? Уподобляя Бога солнцу, выбрасывающему протуберанцы, океану, рождающему волны и вновь поглощающему их, Ясперс ясно движется к пантеизму. Здесь "философская вера" близка к восточным культам. Мы не единосущны Богу, мы - творение. "Когда древний боговидец Моисей спросил Бога: "Кто Ты есть? Как имя Твое?", Он ответил: "Я-Сущий, Я Тот, кто есть. А тебя нет как бы, твое бытие рождено потому, что я дал тебе бытие", - пишет А.Мень в книге "Радостная весть". Согласно христианскому воззрению есть только Бог-Творец и второй, "малый бог", новая воля (личность), свободная, способная противится своему Создателю, и если прийти к Нему, то свободно. Спасение без веры невозможно.
Итак, говоря о трансцеденции, о Боге, о религии, мы говорим сразу о личности Бога и признаем Его как личность, как воплотившуюся Личность. Отношение же к иноверцам у нас таково, что можно не соглашаться с убеждениями человека и любить человека, исповедующего эти убеждения. То, с чем мы не соглашаемся - это учение личностей и групп, но не с самими личностями и группами и не с их правом верить в то, во что они верят. Библия призывает верующих "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуд.3). И, наконец, апостол Павел убеждает нас: "Все испытайте, хорошего держитесь" (1 Фес.5.21)