|
|
||
Модель мира и описание основных концепций. Общий справочник для всего цикла. Сюда же постепенно будут добавляться карты. 1.09. Исправлено несколько опечаток и добавлена еще карта. |
Ливайя
Модель мира и словарь
Юрий Ижевчанин
Общие сведения и разъяснения терминов
История и основные религии мира
Основные особенности хозяйствования
2634 г. от Рождества Христова.
Я, смиренный инок Николай, пишу пояснения к доставленным в наш монастырь рукописям ученого брата Юрия Юрьева сына Ижевчанина, который перевел с инозвездного и доставил обратно на родную землю записки другой земли, которую он посетил по милости Покровителей.
После III и IV мировых войн наступил третий крах цивилизации (первый - Атлантида, второй - Римская и Ханьская империи). На загрязненной планете выживали остатки культуры, сохранившиеся, как и всегда, на окраинах, меньше всего затронутых крахом. Поскольку Россия в Ш Мировой осталась нейтральной, а в самой нелепой и разрушительной IV вследствие сохраненных сил оказалась в числе "победителей", мы, Вотское княжество, храним традиции русской и европейской культуры.
Большим сюрпризом было для нас появление пришельцев из другой Вселенной. Она совпадала с нашей до момента критического выбора1. Покровители обогнали нас на многие тысячи лет и из-за этого после перехода в нашу Вселенную не смогли вернуться обратно и посвятили себя выполнению Божьего дела: помощи сирым и вразумлению неразумных. Они смогли переправить на один из миров их Вселенной (отрезанный от основного потока развития) души шести наших ученых монахов и вернуть обратно троих из них. Один из них даже сумел доставить записки навсегда оставшегося в том мире брата Юрия.
Еще интереснее эти записки тем, что в тело брата Юрия до перехода каких-то образом попала душа человека из времен Золотой осени (1991 - первая половина XXI века, до начала мировой войны). Он сравнивал многое там с историей нашего мира, которую мы сами с трудом восстанавливаем, разыскивая документы благодатных времен. И эти записки заодно проливают свет на многие черты нашей собственной истории.
Общие сведения и разъяснения терминов
Планета, которую местные жители называют Родина Победителей или просто Родина, четвертая планета желтого карлика, несколько превосходящего по светимости наше Солнце.
В планетной системе пять твердых планет и шесть газовых гигантов.
Планета является по сути дела двойной. Ее спутник всего в 10 раз меньше ее по массе и имеет атмосферу. По легендам местных религий, там живут Победители. Возможно, так и есть, поскольку туда направились Покровители, создавшие станцию переноса. Но вернулись они очень нескоро и ничего о контактах с Победителями не говорили.
Кроме главной луны, есть еще одна маленькая и очень яркая. По легендам. ее привели к Родине Победители в эпоху их Великой Зари.
Средняя температура на планете очень похожа на земную, и сутки почти той же протяженности.
Планета примерно в 1.2 раза превосходит нашу Землю по диаметру, но из-за меньшей плотности масса ее всего в полтора раза больше массы Земли, и тяготение лишь незначительно превосходит земное. Плотность атмосферы примерно в полтора раза выше.
Содержание кислорода меньше, чем у нас, но из-за высокой плотности атмосферы дышится не хуже.
Год продолжается около 484 дней. Главная луна обходит планету за 30-31 день. Малая - примерно за 18 часов, так что для наблюдателя движется в сторону. противоположную солнцу, обходя планету примерно за 4 дня.
Примерно 70% поверхности занято океаном. На планете три материка. Самый большой обычно называют просто Земля. Этот материк протянулся от Северного полярного круга почти до Южного тропика. Остальные в несколько раз меньше. Один из них находится к северо-востоку от Земли и захватывает Северный Полюс. Его называют Северным либо Восточным. Другой находится в тропиках и субтропиках Южного Полушария примерно на противоположной стороне планеты. Его называют Дальним либо Южным.
Я жил на Земле, жители ее знают о двух других материках, но контакты весьма и весьма редкие.
Земля напоминает неправильный четырехугольник с большой северной стороной и короткой южной. Западный и южный берег идут практически в точности на юг и на восток. В северных субтропиках в западный берег материка вдается Срединное море, богатое островами и удобными бухтами.
В тропиках течет Великая река. Сколько я понимаю, она примерно такой длины, как если бы у нас начиналась на берегу Тихого Океана и впадала бы в Атлантический. В значительной своей части она несет свои воды через степи и даже пустыни, но получает множество полноводных притоков с окружающих гор.
Самый значительный из ее притоков - Мастрацасса, берущая начало в горах рядом с юго-западной оконечностью материка.
Океаны на Родине глубже, чем на нашей планете, глубина доходит почти до 20 километров.
Животный мир в основном земной. Люди той Вселенной, выйдя в дальний космос и обнаружив, как мало подходящих планет для колонизации, безжалостно уничтожали примитивную жизнь на подходящих планетах и заменяли ее земным биоценозом, поскольку в чужеродной биосфере колонисты не выживали.
Колония потеряла связь с базой сверхцивилизации практически сразу после колонизации, так как в пространстве закрылась одна из кротовых дыр. На новых далеко расположенных планетах Покровители давали возможность людям развиться с самого начала, поскольку включить их в общую систему Сверхимперии было невозможно. Поэтому колонистам стерли всю память о сверхцивилизации, в их священных книгах нет никаких упоминаний о ней. Мне Покровители поставили ментальный блок, чтобы я случайно не проболтался о причине появления разумных существ на этой планете.
История с начала заселения до Великой Зари сохранилась лишь в виде легенд трех мировых религий. Из этих легенд следует, что всю планету объединила империя типа земного Третьего Райха, поставившая целью самыми безжалостными методами вывести Сверхчеловека, соединяя гармонично духовное, техническое и научное развитие.
Люди были разделены на три группы:
Высшие - это те, из которых выводили Сверхлюдей. Высшие с детства подвергались тренировке, аналог которой можно найти лишь в нашей Спарте. Не считаясь с потерями, детей приучали к чувству чести, к воинственности и необходимой безжалостности и одновременно к ясному критическому мышлению и к сдерживающим факторам в воинственности и безжалостности.
Чтобы стимулировать развитие, Всепланетная Империя разрешала и поощряла войны между княжествами.
Затем из Высших выделились Избранные, которых еще более безжалостно мучили, стремясь перевести на новую ступень. Высшие не были полностью отрезаны от Избранных, для пополнения генофонда допускалось рождение детей у Высших и Избранных, и дети Высших могли стать Избранными.
Слуги - обычные люди, не выдержавшие жестокого отбора в Высшие. Их положение примерно соответствовало кастам неприкасаемых в Индии либо илотам Спарты.
Рабы - специально выведенные недочеловеки из худших представителей рода человеческого. В некотором смысле их положение было даже лучше, чем у Слуг, хотя Рабов вообще за людей не признавали.
И безумная попытка увенчалась успехом. Появились сверхлюди, которых называют Победителями. Они, в частности, стали практически бессмертными и исключительно духовно могущественными. Но Победители смотрели даже на Избранных (и в первую очередь на Избранных) как на полуобезьян.
Поскольку легенды говорят о победе над божествами и демонами и завоевании Неба, очевидно, что Победители оказались в Космосе. Но там они встретили нечто страшное, и некоторые из них не выдержали и вернулись, потеряв честь. Обесчещенные возглавили Избранных и началась страшная всемирная война.
Когда вернулись настоящие Победители, все Обесчещенные и заодно почти все Избранные были уничтожены, после чего почти все Победители удалились куда-то, оставив двенадцать Победителей охранять мир от козней местного Князя мира, падшего ангела, столь же лживого и коварного, как и земной Дьявол. Они получили от Бога Единого право спасать и карать местных жителей, чтобы по мере возможности спасать их души.
Проклятые Древние утверждают, что некоторые Победители отказались от насилия и не последовали за остальными на Небесную Войну. Они почти все были уничтожены Избранными и Обесчещенными, но шесть из них таятся на Родине.
Местное население - потомки Высших и уцелевших Избранных. Есть легенды, что где-то в отдаленных местах существуют племена Слуг и Рабов.
Великий Крах привел к формированию двух главных религий Родины Победителей. Первая из них считала, что люди стали после Краха настолько низкими существами. что не имеют права обращаться к Богу иначе, чем через Победителей. И Победители стали богами этой религии. Среди двенадцати Победителей было выделено четыре Гневных, карающих и очищающих людей:
Сутр Воитель, очищающий людей войнами и раздорами и тем самым уменьшающий количество недостойных и карающий целые государства и народы за их грехи. А тем, кто смело воюет за правое дело или борется за него без оружия в руках, но с опасностью для себя, он покровительствует. Поэтому "смелого стрела боится".
Эстар Охранительница, охраняющая природу и насылающая на людей природные бедствия и болезни в наказание за неразумное поведение по отношению к природе. А тем, кто един с природой, она благоволит.
Кансир Золотой, заведующий богатством и нищетой, и наказывающий тех, кто слегка виновен - бедностью, а тех, кто виновен сильно - неудержимой страстью к богатству и потреблению. А тем, кто чист душой, он дает безбедную жизнь.
Ингиль Премудрый, увлекающий людей ложной мудростью, когда те сбиваются с пути истинного и не хотят это увидеть. Он же увлекает тех, кто неумеренно предается религии, в дебри химер и фанатизма, тех, кто желает легкой славы - стремлением к ложным целям, тех, кто желает власти - стремлением к господству над миром. И затем свергает зазнавшихся в пропасть. А по-настоящему ищущим он помогает
Четыре Добрых, помогающих людям подняться:
Оннай Блюстительница, помогающая семье и детям;
Иртон Плодородный, помогающий крестьянам;
Торгит Творящий, покровитель мастерства;
Иклит Целитель, помогающий очистить тело, душу и разум.
Четыре Надзирающих, которые следят за равновесием:
Элир Любвеобильная, ведающая страстью;
Аркин Правящий, ведающий государством и законами; он совершенно не считается правителем Победителей; он следит за равновесием в государственных делах людей;
Иктон Звездодержец, следящий за Космосом и Судьбой, за правильными решениями и ошибками людей;
Линсок Поющий, ведающий искусством.
В честь Победителей было основано двенадцать Великих монастырей по всей планете. Позднее (после Рмлункутру Проклятого) Великие монастыри стали почитать всех Победителей в равной мере, и лишь обычные монастыри были посвящены одному из них.
Вторая религия утверждала, что люди обязаны обращаться именно к Единому Богу, дабы не позволять несовершенным, хоть и могущественным, Победителям своевольничать. Победителям отводилась роль посланников и надзирателей Всевышнего, и запрещалась любая попытка их обожествления. Одним словом, нет бога, кроме Бога Единого.
Две религии соперничали (каждая из них называла себя правоверной, а другую обвиняла в уклонениях от правильной веры) и порою экстремистские движения в одной из них стремились уничтожить другую. Но в целом они нашли более или менее приемлемое равновесие, поделив сферы влияния. Первосвященник Единобожников был признан чтящими Победителей как равный их Патриархам.
После краха Великой цивилизации были еще несколько попыток подъема. Одна из них закончилась таким переломом, который был зафиксирован в священных книгах как историческое событие: это попытка Рмлункутру Проклятого создать всемирную империю. В ходе своих завоеваний он уничтожил все двенадцать Великих монастырей, а затем и Первосвященника, объявив себя самого Первосвященником. Но спасшиеся монахи создали Потаенный Монастырь, а удар по Первосвященнику оттолкнул и единобожников. Один из ближайших сподвижников мирового тирана Лакмтайр Благословенный восстал против него, разрушил всемирную монархию, восстановил двенадцать Великих монастырей и дворец первосвященника. Но Потаенный Монастырь и Потаенный Дворец так и остались...
Некоторые из людей отказались изменить Рмлункутру, рассматривая его как пророка. Их назвали Прòклятыми, а позднее стали называть Древними Проклятыми или просто Древними. Как они говорят, к ним явились не поддавшиеся гордыне Победители, и научили их как выживать, полностью отказавшись от насилия.
Как почитатели Победителей, так и Единобожники всячески гнали Древних. Но Древние, хоть и отказались от насилия, не были такими уж наивными и беззащитными. Им не запрещалось нанимать наемников, они использовали вовсю интриги и подкупы, провокации и даже яды (главное было, чтобы отравляемый сам "по собственной воле" воспользовался ядом, и тогда греха насилия и убийства на отравителе не было). Свои поселения они окружали коварнейшими ловушками. Им совершенно чуждо было понятие о чести. Ложь они большим грехом не считали.
Такое жесткое выживание сформировало у Древних многие уникальные умения. Их сельское хозяйство требовало высочайшей квалификации и заключалось в поддержании природного равновесия, полном исключении монокультур и насильственной обработки почвы и в виртуозном общении с живым миром. В результате Древние стали производить уникальные продукты, которые попадали вне их сообщества на стол лишь высшей элите. Да и защита Древних усовершенствовалась за счет живых существ, которые стали активно нападать на тех, кто вызывал недовольство их хозяев.
Они были искуснейшими врачами, психологами, лингвистами. И они же были самыми знаменитыми ростовщиками: ведь ростовщичество - абсолютно безобидное и ненасильственное занятие.
Практически Древние исповедовали третью всемирную религию: религию ненасилия. Но эта религия все время оставалась гонимой.
После Рмлункутру обе главных религии предотвращали даже попытку создания глобальных империй. И, пожалуй, одним из главных событий стало появление в одном и том же народе Шан двух пророков двух главных религий. Они записали предания, переведя их на язык народа Шан, и этот язык стал называться Священным, или Древним, языком. Все образованные люди знают этот язык, а необразованные помнят на нем несколько молитв и несколько общих фраз.
Потомками Шан стали Старки, Линьинцы и Шжи. Я оказался практически в старкском мире. Племя старков жило где-то в северных снежных краях Земли, когда у них появились гениальные поэты и гениальные вожди. Оно двинулось на юг, в благодатные края, где народы ослабели и перешли в основном в "мемориальную стадию этногенеза", когда помнят о своих великих предках, но сами ни на что выдающееся уже не способны. Старки увлекали за собой другие народы, и пошло очередное Великое переселение народов. Такие переселения повторяются, как известно, примерно через 400-600 лет. В ходе переселения старки распались на народы старков, хирринцев, валлинцев, айцев, лиуров и синнов. Переселение кончилось на благодатных берегах Срединного моря. Старки поселились в середине северного берега, рядом со старинным торговым городом Линьей. Айцы - на восточном берегу. Валлинцы - на южном. Хирринцы - на островах и побережье восточнее старков.
Вначале больше всего не повезло старкам. Они оказались в зоне влияния весьма искусной в дипломатии и коварстве республики Линьи. Линья существовала уже более трех тысяч лет, вовремя обновляя свою кровь за счет новых наций и развив весьма совершенную и циничную систему государственного управления. Им не составляло труда очаровать и подкупить вождей старков, а затем подавить восстание народа, неожиданно оказавшегося на положении почти что илотов.
Поскольку кровь республики требовала обновления, высшие вожди и духовные лидеры старков были интегрированы в линьинское общество. Один из них, Эу Энгуэу, воспользовался полученными знаниями и опытом, чтобы поднять восстание своего народа. Восстание оказалось успешным, и провозглашенный первым царем династии Энгуэу вождь Эу даже осадил саму Линью. Но Линья дала права гражданства поселившимся в городе старкам, и в кровопролитных битвах Линьинской обороны отстояла себя.
Почти два столетия процветало царство династии Энгуэу. Но в некоторый момент наступил разброд среди народа и вождей, очередной царь оказался слаб, и линьинцы вновь подчинили старков, истребив весь род Энгуэу, а в остальном сохранив старкские законы и еще раз пополнив свою кровь старкской. Даже простонародье в Линье теперь говорило по-старкски. Линья геройствовала силами старкских воинов еще полтора столетия, но чужой силой долго не проживешь, и уцелевший отпрыск рода Энгуэу Ассар Энгуэу восстановил старкское царство, присоединил к нему Линью на правах сохранения законов и внутренней свободы, а затем основал в противовес Линье новый город-порт Зоор, сделав его своей столицей.
За каких-то полсотни лет Ассар и его сын Арсан объединили все старкские народы и государства и создали Старкскую империю, охватившую почти все Срединное море. Арсан был признан императором и Великими монастырями, и Первосвященником.
Чуть больше семидесяти лет просуществовала Старкская Империя как более или менее единое целое. Но вот уже пять столетий после этого она существует в сознании многих народов, и даже называется просто Империей, поскольку из двух правоверных императоров континента Земли император Юга давно уже потерял всякий авторитет и держится лишь на непрерывности династии. Императора теперь избирают каждые шесть лет короли Империи и главы Имперских Республик, приравненные к королям.
После распада империи главнейшими старкскими государствами стали королевство Старквайя, королевство Валлина и республика Хирра, соответствующие трем главным старкским народностям. Поскольку сейчас на просторах Империи бушует бесконечная гражданская война, начатая революцией в Старквайе13, старки энергично колонизируют западное и южное побережья материка Земли в поисках мест, где активные люди смогут жить не под катками громадных воюющих партий и королевств. Я попал в Ливайю, одну из важнейших и культурнейших старкских колоний. Ливайя стала олицетворением крайнего юга старкской колонизации и весь мир, находящийся под влиянием старкской культуры, поэтически называют "От Ливайи до Сенногиора".
Язык старков существует в двух главных диалектах - старкский и валлинский. Практически все образованные старки знают также Средний старкский язык, времен культурного и этнического взрыва среди старков. На слух старкский и валлинский кажутся на первый взгляд полностью различными, но через Средний язык между ними легко устанавливаются закономерные связи, и все культурные старки и валлинцы понимают также и второй диалект.
Священный язык, влияющий и на старкскую письменность, и на старкскую культуру, был языком, более всего похожим на тибетский или китайский: слова практически все односложные и богатая структура тонов, донесенная до нас системой фонетической записи, сохранившейся с древнейших времен. Фонетическая система, которую используют земные лингвисты, по полноте, строгости и ясности ей в подметки не годится.
Фонетическая запись используется лишь учеными в словарях и священниками для восстановления правильного чтения молитв и заклинаний. Письменность, которой написаны священные книги, в основном иероглифическая, и священные иероглифы используются в некотором количестве во всех современных письменностях старкской культуры. Читаются они, как, например, было в японском или ассирийском, по контексту: либо близко к звучанию Священного языка, либо на Среднем языке, либо на одном из новых. Изменяемые части слов записываются алфавитом.
В нынешнем старкском языке сохранилось четкое деление на слоги, но слоги делятся на главные и побочные (ударные и безударные, скажем, в русском). Есть различение слов по двум тонам: восходящему и нисходящему. Последний полный слог почти всегда главный, поэтому ударение ставится на нем.
Слог состоит из трех компонент. Первая - согласное начало. В большинстве случаев это одна согласная. Если в русской транскрипции согласной нет, в старкском языке она есть, поскольку тогда слог начинается с твердого приступа ("алеф" в древнееврейском, "алиф" в арабском). Некоторые согласные образуют начальные созвучия. Они передаются несколькими согласными буквами. Вторая компонента - гласная. Третья - финаль слога.
В старкском языке слог может быть открытым (кончается на "й", "нг", "нь" или на гласную) и закрытым (кончается на "н", "р", "с", или, в очень редких случаях, на модификацию "р", которую мы передаем "рк"). Кроме того, конец слога в восходящем тоне имеет призвук, который мы передаем "с". В валлинском языке система начальных созвучий отсутствует, но концы слогов значительно разнообразнее.
Поскольку деление на слоги исключительно важно, оно зачастую обозначается различными средствами русского языка. Например, имя принца Клингор по умолчанию делится на слоги как в русском языке - Клин-гор, но если бы первый слог был "клинг", оно писалось бы "Клингъор".
Родов в старкском языке нет, и окончание женских имен на "сса" - древний знак "thâ", означающий "дама", добавляемый по традиции к концу практически всех женских имен свободных старков. Правда, есть еще один знак, чтение которого в Новом языке совпало с этим, и который означает "река" или "поток". Он часто стоит на конце названий рек, а также городов и государств, стоящих на реках.
В большинстве старкских обществ есть строгое деление на граждан, свободных неграждан, слуг и рабов. В некоторых маргинальных колониях рабство запрещено, слуги были частично изгнаны, частично уничтожены, частично признаны гражданами. В Империи Старков гражданство общеимперское. В колониях обычно гражданство свое, но могут быть договоры о взаимном признании гражданства.
Иногда на эту систему накладываются сословия и элементы кастового строя.
Свободный негражданин имеет права, поскольку он находится под покровительством гражданина либо общественного института государства, где он живет. Часто в договорах о мире и союзе государства оговаривают взаимное покровительство своим гражданам, но такой статус считается негражданами ненадежным, и они стремятся приобрести личных покровителей, поскольку государственное покровительство может в любой момент исчезнуть вследствие начала войны или разрыва союза.
Раб, отпущенный на свободу, в большинстве стран приобретает статус в зависимости от того, кем он был до рабства. Если он был свободнорожденным гражданином, он становится негражданином, если он был свободным слугой, он становится слугой, иначе он приобретает промежуточный статус вольноотпущенника, которого любой может поднять до слуги и которого за любую провинность могут изгнать или возвратить в рабство.
Мы использовали в основном европейские, греческие и римские термины, поскольку старкское общество в некоторых отношениях ближе к античному, а в некоторых - к Высокому Средневековью. Перечислим их.
Император - высший суверен. На Родине императором нельзя сделаться самому или по воле подданных. Императором может признать лишь совокупная воля всех тринадцати Великих монастырей и (очень желательно также) Первосвященника.
На материке Земли всего три императора, максимум их бывало четыре, так что один слот свободен и может быть занят очередным выдающимся лидером.
Первый из императоров - Первосвященник либо светский правитель главного государства единобожников. Первосвященник по традиции является промежуточным хранителем титула Императора Правоверных в случае необходимости переноса главного храма в другое место либо измельчания светских владык. При первой же возможности он коронует нового светского императора.
Второй из императоров - Император Юга. Он правит ничтожным государством Имашанг в Благодати, и, поскольку эта династия, некогда бывшая славной и возглавившая отражение очередного Великого переселения народов, хоть и ослабела, но не выродилась, титул так и остается за ним. Иногда этот император получает прямую либо косвенную выгоду от титула, возводя кого-то в короли либо в принцы Империи Юга.
Третий по старшинству - избираемый практически пожизненно, но формально переизбираемый каждые шесть лет, Император Старков. По значимости он, безусловно, близок к Императору Правоверных.
Царь и Король - титулы правителей. Разница в том, что царем может быть провозглашен правитель страны его собственным народом и признан соседями, а титул короля дает император (правда, в дальнейшем он наследуется либо в республике автоматически передается). Многие владыки поэтому одновременно носят титул и царя, и короля. В республиках обычно вместо титула короля употребляется что-либо вроде "Консул, равный королям".
Князь и Принц - титул владыки менее значительного государства. Разница между ними как между царем и королем. Но принцем может быть и родственник короля либо императора, не владеющий государством. В таких случаях различается просто принц и Принц Империи - второй титул наследственный и несколько выше.
Хан, Деспот и Герцог - три титула, последний из которых имперский.
Граф - Средний титул знати в империи. Может быть присвоен императором или королем, а в некоторых случаях князем-принцем Империи.
Барон - Низший титул знати в империи. Соответствует беку у кочевников. Титул барона императором не присваивается.
Имперский рыцарь - потенциальная знать в Империи. Очень часто граф королевства с точки зрения Империи - Имперский рыцарь. А барон так уж всегда. Знатью Имперский рыцарь становится, получив еще какой-нибудь наследственный титул, хотя бы Владетеля.
Владетель - титул пожизненного властителя либо рыцаря, получившего лен, но не баронство.
Консул (Стратег) - высшее должностное лицо крупной республики. Часто к этому титулу прилагается еще и имперский, автоматически передаваемый вновь избираемому магистрату.
Претор - должностное лицо, второе после высшего. Он также возглавляет суд по важным делам.
Эдил - должностное лицо, занимающееся средней важности административными делами и рассуживанием имущественных споров.
Квестор - низшее выборное должностное лицо республики. Надзор за рынками, общественными производствами, складами, улаживание споров среди неграждан и т. п. С квестора или с трибуна начинается карьера в республике.
Трибун - заступник простого народа, избираемый простолюдинами из своей среды. Обладает правом прежде всего отсрочить исполнение приказа высших должностных лиц. затрагивающего свободу либо жизнь члена своей трибы, чтобы апеллировать к народу, а на высших уровнях также ставить вопросы должностным лицам по ходу их речи, ораторства, провокации, вето.
Диктатор - экстраординарный магистрат, назначаемый в случае чрезвычайных обстоятельств для их преодоления. В Ливайе срок его полномочий не более двух месяцев. Назначается из бывших консулов. Диктатор единолично принимает решения, сообразуясь лишь со своей миссией.
Цензор - в Ливайе магистрат, избираемый раз в 6-8 лет из бывших консулов. Это - самая почетная магистратура и считается высшей среди ординарных. Два цензора и запасной цензор в течение года либо полутора лет приводят в порядок дела Республики, пересматривают списки граждан по трибам и сенаторов, присуждают почетные награды и порицания. Цензор может в принципе лишить гражданина гражданства, а уж понизить в трибе либо вывести из Сената за недостойное поведение - это как система. Цензоры принимают решение единогласно. Это решение может быть оспорено только в редчайших случаях.
Ликтор - в отличие от Рима, где ликтор был по существу почетным слугой, которого нанимал магистрат, здесь это пожизненный служащий Республики, младший сын почтенных бедных граждан, охраняющий и контролирующий высших магистратов. Ликторы не имеют своей собственности и целиком находятся на содержании Республики, они отказываются от своих родов и своих семей и не имеют права заводить семью. Ликторы в Ливайе имеют право в экстренных случаях даже убить консула, если (как официально в таких случаях говорится) убедятся, что он сошел с ума и его безумие может нанести большой вред Республике. Такие случаи бывали, особенно когда консул намеревался присвоить себе единоличную власть.
Вайя - такого понятия у нас нет. Слово означает государство, в котором закон, обычай, мораль, воля правителя и голос управляемых находятся в равновесии. Это государство может быть равно монархией, аристократией либо народовластием. Главное, чтобы закон поправлял обычай, мораль контролировала закон, высшие должностные лица были бы магистратами, и при этом не было возможности безнаказанного своевластия ни со стороны высших, ни со стороны плебса.
Плутократия - так непочтительно старки называют то, что у нас называется правовым государством. Они считают, что в таком государстве закон становится идолом, а власть берут стряпчие, которые привыкли делать черное белым, а белое черным. Соответственно, при этом разваливаются традиции и мораль.
Тирания - у старков общий термин государства, где вся власть принадлежит кому-то, будь это лицо, коллективный орган, общее собрание народа. Второй термин для тирании - государство единой воли. Он связан с тем. что порою временная тирания приводит к исцелению и спасению государства, и даже к его расцвету.
Теократия - у старков общее название государства, основанного на обычаях, вере и морали, типа шариатского правления у нас.
Болтократия - общество, в котором сдержки и противовесы настолько сильны, что воли не остается ни у высших, ни у народа, и ни одно серьезное, нужное, но болезненное решение не может быть принято.
Провокация - это почтенное слово в древнем Риме означало право ставить на обсуждение Сената и Народа свои предложения. Именно в этом смысле оно употребляется здесь.
Ораторство - право произносить речь в том или ином собрании. Это право тесно связано с правом провокации, но не всегда совпадает с ним.
Вето - право магистрата либо почтенного гражданина наложить запрет на необдуманное решение другого магистрата, Сената либо Народа. Например, Цензоры в качестве высшего поощрения почтенным и добродетельным гражданам, не занимавших высших магистратур, порою не только вносили их в списки Сената, но и давали право один раз в жизни наложить Жизненное Вето. Право вето считается важнейшим для сохранения и выживания вайи, а злоупотребление им - путем вырождения вайи в болтократию.
Интеррогация - вид упорядоченной дискуссии во время речи магистрата либо другого лица, обладающего правом ораторства. Это вопрос, сопровождаемый краткими комментариями. Право на интеррогацию дается лишь некоторым магистратам и с серьезными ограничениями, чтобы дать оратору высказаться до конца. После ответа на интеррогацию прервавший может оценить, удовлетворен ли он ответом и был ли ответ по существу либо просто отговоркой.
Магистрат - должностное лицо, в законном порядке избранное либо назначенное, и обладающее законными полномочиями, дающими возможность самостоятельно принимать в пределах ограничений закона и обычаев решение, сообразуясь со своей волей, основной задачей и чувством справедливости. Тем самым чиновник, деятельность которого регламентирована, магистратом не может быть, независимо от высоты положения и широты полномочий.
Триба - совокупность граждан, голосующая как целое. Система триб необходима в обществе, в котором формальности не являются вездесущими, поскольку лучшим способом контроля правомочности человека принимать участие в том или ином действии является личное знакомство с теми, кто знает его как гражданина либо негражданина с соответствующими свободами и привилегиями.
Гражданское общество отличалось тем, что в строй становились все физически на это способные полноправные граждане, и они все в обязательном порядке проходили жесткую военную подготовку. Это обязательно было сопряжено с тем, что граждане имели право участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов, поскольку они отвечали за принятые решения своей жизнью. Другое дело, что окончательное решение мог принимать в таком обществе и царь, и Сенат, и Народное Собрание. Конечно же, все гражданские общества стремились к статусу вайи.
Рокош. Этим польским словом называется мятеж, который признан обоснованным по причине заведомого нарушения правителями законов, обычаев либо справедливости. В Империи признание восстания рокошем производится Сеймом Империи. После этого Сейм высылает посредников, которые пытаются уговорить воюющие стороны пойти на взаимные уступки. Одной из стандартных уступок со стороны правительства, являющейся фактически необходимым условием прекращения мятежа, является признание мятежа рокошем, полный и безусловный отказ от преследования его участников и возвращение им их имущества (хотя бы недвижимого), отобранного в период мятежа.
Клятва - добровольное одностороннее обязательство, подтвержденное священным авторитетом и авторитетом закона и обычаев. У старков действительна только клятва, произнесенная вслух в присутствии двух лиц того же положения и лица, имеющего высшие полномочия на подтверждение клятвы (священник соответствующего ранга, хозяин слуги, правитель либо полководец). Клятва должна быть принята всеми этими тремя людьми, иначе она ничтожна. После этого клятва (за исключением клиентской и вассальной) расторгнута быть не может. Она может исчезнуть лишь после ее полного исполнения или наступления оговоренных в самой клятве условий ее прекращения.
Брак - у разных народов разные брачные обычаи. Религии регламентируют их по минимуму, обращая лишь внимание на предосудительность беспорядочного секса.
У старков почти единобрачие. Но имеются законные исключения. Бесплодная женщина, причиной бесплодия которой, согласно заключению врача и священника, скорее всего является муж, имеет полное право родить наследника от другого лица равного или высшего положения и хорошей репутации. Имя настоящего отца наследника должно быть известно мужу, и он имеет право на обоснованные возражения, но не на какие-то проявления ревности. Точно так же не имеет права абсолютного запрещения либо ревности жена побочного мужа. Аналогично муж-гражданин может взять с согласия главной жены в качестве побочной жены полноправную гетеру либо захваченную на войне свободную. Дети побочной жены считаются младшими по отношению к детям главной жены, но других ограничений в их правах нет. Для знати двоеженство является в некотором смысле морально обязательным, иначе общество осуждает и мужа, и жену. Исключение - священный брак.
Есть несколько видов брака, самым высшим, самым трудным и самым редким из которых является священный брак. В священном браке никакие нарушения верности со стороны супругов либо развод недопустимы, поскольку считаются дурным предзнаменованием для всего рода как мужа, так и жены, и (поскольку такой брак редок, то даже в первую очередь) для их города и государства. А наличие пары, дружно живущей в священном браке и благословенной детьми считается, наоборот, важнейшим добрым охранительным фактором.
Сюзерен (сеньор) и вассал - взаимосвязанные термины. Вассал обязан сеньору службой и верностью, сеньор должен защищать вассала. Сеньором и вассалом могут быть и люди, и государства, и лены. Но общественное образование может быть вассалом лишь общественного образования, так что в этом случае часто приносятся две вассальные клятвы: лена по отношению к государству-сюзерену и вассала-человека по отношению к сеньору-властителю государства-сюзерена. Денежная плата вассала допускается лишь в отношениях между ленами. Человек обязан лишь службой. Поскольку свободный крестьянин является вассалом своего сеньора, он не платит ему никаких натуральных выплат (в принципе), но должен исполнять повинности. Повинности в совокупности не могут занимать более 50 дней в солнечном году и, за исключением военной, не должны совпадать со временем сельскохозяйственных работ.
Клиент и патрон - взаимосвязанные термины, обозначающие полноправных граждан, связанных обязательством, с одной стороны, почитания и поддержки, с другой стороны, покровительства и защиты. Это обязательство должно быть добровольным и носит характер клятвы. Но, в отличие от других клятв, такая связь может быть расторгнута по взаимному согласию либо из-за недобросовестного выполнения одной из сторон своих обязательств. В этом она полностью подобна вассальной клятве, которая в республике Ливайе может иметь место лишь в отношениях господина и раба (раб получает в лен от господина свою жизнь и обязуется взамен верно служить ему, пока господин его не освободит; такой раб не может быть продан, пока он добросовестно исполняет свою клятву, и обычай требует через некоторое время и во всяком случае по завещанию освободить такого раба).
Слуга - свободный, но с ограниченными правами, человек. В принципе слуга может жить в старкских государствах до тех пор, пока он служит кому-то: гражданину, государству либо почтенному негражданину. Но срок между двумя услужениями, который всегда давался слуге, был везде расширен до трех лет как минимум, и многие слуги формально раз в три года на месяц нанимались к своему другу из граждан. Такие слуги вели свое дело, и некоторые из них богатели.
Слуга в принципе мог стать гражданином за услугу, оказанную государству, либо если бездетный гражданин усыновлял его для продолжения своего рода, а также если гражданин, не имевший сыновей, выдавал за него свою дочь. Но это случалось редко.
А вот слуга, ставший в один военный строй с хозяином и смело бившийся, либо же спасший ему жизнь на войне, автоматически становился гражданином и клиентом своего бывшего хозяина.
Особое место среди слуг занимали крестьяне-слуги, или смерды. Их участок они получали от хозяина, хозяин должен был их защищать в суде и оружием. За это они платили хозяину определенную долю урожая либо определенную абсолютную натуральную выплату. Денежные отношения между хозяином и смердом практически не допускались, за исключением нормальной торговли. Пересмотр выплаты допускался лишь по обоюдному согласию сторон, зафиксированному священником и шестью свидетелями: тремя гражданами и тремя смердами, не сидящими на земле участника сделки, или же в некоторых случаях заведомо грубого невыполнения одной из сторон своих обязательств. При продаже земли хозяином смерд автоматически переходил к новому хозяину земли, сохраняя те же обязательства. Участок смерда разделу не подлежал. Обмен участками между смердами также не допускался. Смерд должен был знать, что от здоровья его земли зависит благополучие и его, и его потомков.
Смерд имел право уйти со своего участка, но законы по этому поводу становились постепенно все строже. К настоящему времени он уходил вместе с семьей голым, и уход был разрешен лишь в сельскохозяйственное межсезонье. Но было также исключение: сосед, у которого возмужал третий сын, либо старший сын принес внука, мог предложить своему младшему сыну жениться и занять участок того, кто желает уйти. В этом случае сделка просто фиксировалась двенадцатью свидетелями и священником, а уходящий мог забрать все деньги и столько имущества, сколько уместится на одной телеге. Как правило, невестой в этом случае становилась дочь или внучка уходящего смерда.
Третий сын смерда становился обычным слугой, если ему не выделяли земельный участок.
Раб - человек, находящийся в собственности хозяина.
Категории рабов были разные. Раб-военнопленный в принципе считался тем, кто был оставлен в живых лишь из милости. Раб наследственный (рожденный в семье хозяина) был уже в некотором смысле членом семьи хозяина, и продавали его лишь в исключительных случаях. Но раб, рожденный в рабстве и перепроданный хозяином до достижения зрелых лет, никакими такими неформальными правами не обладал. Хуже всех было отношение к свободному, продавшему либо проигравшему себя в рабство.
Государственному рабу, вообще говоря, было хуже, чем частному. Но были исключения. Некоторые чиновничьи должности могли занимать только рабы, поскольку, в частности, чиновника, имевшего доступ к финансам, можно было удержать от коррупции лишь страхом смерти. А частные рабы могли оказаться задействованы на самых ужасных работах в диких условиях.
На время отработки долга либо пени низводились на положение, подобное рабам, свободные. Но это время было ограничено семью годами и статус у них все равно был принципиально другим. Он подчеркивался даже тем, что долговой закабаленный получал в полтора раза большую порцию еды и вина, чем раб, выполнявший ту же работу рядом с ним.
В отличие от Рима, раб имел некоторые человеческие права. Религия, в частности, защищала право раба иметь свою семью. Имущество раба не подлежало произвольному изъятию хозяином. Раба нельзя было убить или подвергнуть жестокому наказанию без соседского суда: шесть соседей-граждан считались правомочны решить, заслужил ли раб такого наказания. Но имелись два исключения.
Раб, давший вассальную клятву хозяину, становился личным и одновременно семейным рабом. Тем самым он одновременно полностью вручал свою жизнь и имущество в руки хозяина. Позорный раб, ставший таковым в результате того, что он проиграл себя в рабство или же по приговору суда, практически никогда не мог быть перепродан, никогда не мог быть отпущен на свободу хозяином, не мог иметь собственного имущества и семьи и полностью находился в распоряжении хозяина. Единственное право, которое у него оставалось - попытаться оспорить причину, по которой он попал в позорное рабство.
Раб, ставший рядом с хозяином в военный строй и смело бившийся, должен был быть отпущен на свободу сразу после битвы. Аналогично раб, спасший жизнь хозяину.
Во-первых, крестьяне считаются важнейшим слоем населения. Захватчик, уничтожающий городское население и помещиков, чтобы расселить свой народ, подвергается осуждению религиями. Но тот, кто начинает чистить область от крестьян, получает полное и страшное проклятие. То, что крестьяне - важнейший слой, отнюдь не означает, что он высший либо полноправный. Их минимальные жизненные права как целого должны быть защищены, но не больше.
Если из-за обезлюдения местности или перенаселенности другой местности нужно было переселить крестьян, то имели право подселить за поколение не более одной семьи на пять исконных семей, и ни в коем случае не концентрировать их в новые селения.
Такие правила призваны охранять землю от порчи теми, кто привык хозяйствовать в других условиях.
Крестьяне из Древнего народа, ввиду их уникальных умений и хозяйствования в гармонии с землей, считаются весьма ценным приобретением, но из-за проклятия всего Древнего народа они не защищены в такой мере, как обычные крестьяне.
Религии жестко сдерживают развитие латифундий и промышленных производств и даже накопление супербогатств в одних руках. К завоеваниям же они относятся намного более снисходительно.
Обоснования следующие. Сила хватает столько, сколько может удержать, а деньги меры не знают. Далее, земля может богатеть от обработки лишь при тщательном возделывании мелкими хозяевами, и поэтому помещик, владеющий тысячей наделов смердов, еще терпим, но согнавший их на обработку своего поля проклинается и немедленно грабится соседями, как стоящий вне защиты законов. Далее, если народ потеряет четыре пятых оптимального числа населения, он за пару поколений восстановится и не потеряет культуру, как неоднократно подтверждалось в истории (конечно, если здоров его дух). Но превышение оптимальной численности более чем в два раза уже чревато моральным вырождением из-за последствий перенаселения и урбанизации, а затем и фатальными следствиями этой смертельной болезни14. Поэтому война плохо, но не очень, а вот святость человеческой жизни и господство денег - это бедствие.
Точно так же ремесленная мастерская считается оптимальным способом производства, поскольку заводы обезличивают и обездушивают изделия, создавая культ потребления, а не культ мастерства и искусства, что приводит к гибели очередной цивилизации. Ремесленники объединялись в цеха. Не допускалось регламентирование качества работ сверху, выдающиеся мастера должны были иметь право творить.
В Империи и во многих государствах рядовые воины, как правило, были профессионалами и не имели право заводить семью, пока не выйдут в отставку. Землей их за службу не награждали (разве что особо отличившихся - землей со смердами). Но во всех здоровых государствах были приняты серьезные награды за беспорочную военную службу. Это не относилось к гражданам, поднявшим оружие по призыву своего государства или за правое дело, как они себе его представляют. А вот наемник, отправившийся в другое государство ради заработка, уже считался воином-профессионалом.
Свободные художники, актеры, гетеры не допускались к политической и гражданской деятельности ни прямо, ни косвенно. Но имущественные права их были полностью гарантированы. Более того, художники, полноправные гетеры и музыканты имели даже некоторые преимущества, неразрывно связанные с их ограничениями.
Гражданин, создавший художественное произведение, гражданские права терял лишь в том случае, если он начинал извлекать из него выгоду для себя. Если же он извлекал пользу для своей общины, он оставался почтенным и полноправным ее членом.
Боязнь разделов, превращающих наделы в клочки земли, мастерские в лачужки халтурщиков и так далее, привела к тому, что принцип майората жестко проводился повсюду. Старший сын (или же дочь-наследница у артистки или гетеры), если он не компрометировал себя, наследовал все, кроме части денег и движимого имущества, не жизненного для продолжения семейного дела. Третьего сына обычно отправляли в том или ином смысле на поиски счастья. Самой незавидной часто была судьба второго сына. Он должен был оставаться запасным наследником и не имел права заводить семью до тех пор, пока его не освободят от этого груза. А в случае смерти старшего сына он обязан был жениться на его вдове и воспитывать его детей как своих собственных15.
Делить можно было лишь имущество, которое не было унаследовано от предков, а благоприобретенное в течение жизни. Такой раздел очень даже поощрялся, чтобы крестьянские усадьбы не превращались в плохо обработанные колхозные или барские поля, а мастерские - в мануфактуры, где уже не ремесло, а бизнес-процессы.
И, наконец, о цене денег. Имперский золотой имеет приблизительно следующую стоимость.
Считается, что в селе или маленьком городе субтропической зоны прожиточный минимум простолюдина - не более двух золотых в солнечный год или один золотой в священный двенадцатимесячный год. В провинциальном городе или торговом центре этот минимум возрастает до 3 - 4 золотых в солнечный год, в богатых городах типа Карлинора, Линьи, Зоора - до 5 - 8, в местах скопления знати и богачей типа Имперского острова - до 10 - 12.
В золотом двадцать сребренников, в сребреннике 48 медяков. Стандартная поденная плата - 3 медяка в день. Цена обычной коровы - примерно 1 золотой, лошади - 2 золотых, овцы - 2 сребренника.
Центральная часть Старквайи
Старквайя и соседи
Империя
1 1966 год от Р.Х. Римский клуб предпочел как главное направление развития Земли сохранение среды, а не экспансию в Космос; предпочел по случайным мотивам, поскольку в тот момент СССР лидировал в Космосе, а программе "Аполлон" многие выдающиеся специалисты предрекали крах. Как всегда, прямая попытка сохранить привела к противоположным результатам. Потерявшая высокую цель цивилизация превратилась в потребительского паразита. Уничтожила себя и почти разрушила природу в нелепых мировых войнах.
12Крестьянский труд был весьма престижен в Римской Республике, Китае и Японии. В Китае и в Японии рядовой горожанин считался ниже по положению полноправного крестьянина. В Европе все считалось наоборот, и в этом одна из причин неизлечимой антиэкологичности европейской цивилизации.
13Немного похожая на земную Столетнюю Войну.
14Это, видимо, закон не столько общественный, сколько экологический и этологический.
15Такое строгое проведение принципа майората являлось еще одним способом ограничить опасный рост численности населения. При падении численности третьи сыновья находили себе свободные наделы либо свободные места, а при перенаселении погибали. Соответственно, те, кто могли бы стать их женами, становились (в зависимости от общего развития и наклонностей) либо монахинями, либо гетерами, либо шлюхами, и почти не рожали детей.
(C)
Юрий Ижевчанин
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"