Ивлев Сергей Валериевич : другие произведения.

Сиэтэ Мизантроп

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Сергей Ивлев
  
   Сиэтэ Мизантроп
  
   (поэма в прозе)
  

1.

О, мама, расскажи еще,

Не оставляй меня так, на этом стульчике

В ожидании.

Сид Баррет "Matilda Mother"

   Театр... Место присутствия муз и запаха бархатных штор, на лицах масочных уз - сюда пропускает вахтер. И так приятно вдыхать приятный запах старых вещей и дремать в ожидании - когда же сегодняшний Кощей войдет в это здание, сменит лицо, выпьет яйцо, выполнит задание. Ему этим вечером еще арию петь - новоиспеченный злодей, мужчина-смерть, а иногда волосы скручены от бигудей. Сегодня он злодей, завтра добрый - и так в течении многих дней - это как повезет, это насколько ненасытна его мозговая утроба. А дома будет есть суп, щедро сдобренный укропом, потом читать новые пьесы и в своих мечтах покорять новые тропы.
   Вот смена масок на веревке, вот банки, полные новых красок - по дешевке их удалось купить на бульваре; вот жук, плавающий в отваре - от сердца, вот висят венки из стручков красного перца. А вот зеркало, старое и мутное; как ни красься - ничего путного не увидишь в нем. А вот камин электрический, который вопреки ассоциациям, возникающим в связи с этим словом, не дружит с огнем очистительным. И даже днем здесь темно, потому что нет ни одного оконца, чтобы скрыться от солнца. Конца и краю не бывает переодеваниям и сменам имен. А представьте, как оно, когда в театре играет лишь один актер, вдобавок, гном?
   Это и есть славная то ли гримерка, то ли главная мастерская по созданию образов, то ли сторожка, то ли комнатка скоморошка. И совсем не ломает придти на какие-то два-три часа раньше, чтобы посмотреть новый или старый спектакль, а потом приняться за работу, которая заключается в умении быть не умнее тапок, кушать, слушать и спать, при необходимости - но она еще ни разу ни возникала - уметь набирать двузначный номер телефона и не переборщить с самогоном. Работа охранника - тоже творческая - времени для этого валом. А если нет таланта писать стихи или книги, а есть только талант на грехи да умение показывать фиги - ну что ж, каждому свое.
   А как трепетно проводить кончиками пальцев по старой маске! Сколько актеров уже примеряло ее на лицо ради "таски". Сейчас такими почти не пользуются и эти накладные физиономии уходят пешком во времена наших отцов, как проверенные временем любимые классические симфонии.
   Только актер живет полноценной жизнью. Он за свой отпущенный Богом срок успевает испытать на сцене все чувства и все страхи, все виды счастья и неблагополучия, все тучи над его головой собираются, как комахи, и все звезды по очереди с ним играются, как шаловливые котята - хоть бы хны им! Он оставляет все эмоции здесь, на этом оббитом бархатом подиуме - на дом остается усталость и желание есть или просто тепла самую малость. За этими людьми будущее. Они не похожи на себя из паспортной книги, и в этом их преимущество. И пусть их актерское имущество досталось им от предыдущих поколений, своим "могуществом" они вызывают поклонение. Это сиьные люди, умеющие контролировать эмоции, им не страшны даже специи и социум. Это единственная стоящая раса и генерация - вот из таких бы людей сделать новую федерацию! А обычные люди, которым все подавай на блюде, а они останутся собой - таких на убой, чтоб не портили кровь поколений! "Жизнь - театр" - для кого писал Шекспир? Кто он такой?! Задать такой вопрос - ты, наверное, гений! Да его пьесы затерты до дыр, к его книгам нужно с благоговением прикасаться рукой, чтобы суметь почувствовать веяние средневекового ветра. Жизнь - театр ,а мы - театральные мыши и должны всю жизнь стремиться к тому, чтобы стать на ступеньку выше (но пока - т-с-с-с, никому, и вообще, тише) - от бессловесной роли в эпизоде до Гамлета, Ромео, Спартака - вот в чем вся фишка! И за годы актерской карьеры мы должны не только менять интерьеры, но и научиться умирать не раз, не два - тысячи минут. Непрерывный суицид - кто слушал песни Летова, поймут. Не нужно придавать жизненным схемам такого большого значения. Даже течение реки - это всего лишь иллюзии. Для этого то и дырявил бумагу своей авторучкой Ричард Бах, не думая о возможности профессиональной контузии. И когда придет смерть в этом мире, нужно суметь ее сыграть легко и непринужденно, профессионально - короче, проявить себя в этом деле вождем.
   А тех людей, которые не умеют умирать или просто играть. Нужно убивать безжалостно. Ладно, пора спать - ночь на дворе. Пистолет тоже проснется завтра утром, после небольшой паузы - ночной смены.
  

2.

Передо мной один из тех, кому так хочется жить,

И я не вижу причин, чтобы его не убить.

Дельфин "Убийца"

   Они достойны лишь сожаления в это утро. Им пора увидеть тление. Поминутно солнце дарит им свое озарение, а эти бессловесные твари - почти что так - столько лет испытывают терпение. Пение актера для них лишь способ заколачивать бабки. Все силы приложить бы для того, чтобы их родным пришлось покупать белые тапки.
   Рассвет гонит на улицу - пускай теперь поволнуются. Дорога заскользила по подошвам ботинок, взору представился целый ряд разнообразных картинок. И везде они. Лучше бы огни запылали в квартире каждого дома и каждого из них настигла кома. Да, трудно в таких условиях оставаться пацифистом - это удается лишь из любви к артистам.
   Неужели интересно носить всю жизнь одну маску - то же самое, что не снимать с головы до пенсии солдатскую каску. Это уже похоже на вросший в лицо кусок сухого пергамента. Разве хоть один из вас сможет по настоящему оценить "Гамлета"? У одних все растут и растут тройные подбородки, а рожи уже распухли - вряд ли поместятся в самую большую сковородку. Другие сохнут с каждым днем, наживая морщины - к старости все одинаковые, даже не различишь, где женщины, а где мужчины. И этот прогресс (если можно назвать этим словом процесс энтропии) таков, что даже через пятьдесят годков, взглянув на эту физиономию можно себе представить, если хорошо знаешь анатомию, молодого человека, и вряд ли в его тогдашних чертах ошибешься - разве только, если сильно напьешься. А посмотрите на актеров - в разных фильмах играют то шоферов, то шахтеров, то вахтеров. И глядишь на них в разных ролях - иногда даже не верится, что один человек вот этот веселый лях и эта плачущая девица.
   Размышления приводят к многолюдному центру города, где их больше всего. Разве это люди? Порода без признаков самых минимально полезных ископаемых, зато можно увидеть людей, человеком с пистолетом искаемых. Итак...
   А, старый знакомый - пьяный искомый. Этого все давно знают и, естественно, презирают. У него нос с каждым днем все синее, и пьян он все сильнее и сильнее. И даже если теперь он надумает бросить пить, ничего не вый дет - жало ему свое не изменить, это как пить дать. И даже если он целый год принимать алкоголь не будет, его лицо это не разбудит и не изменит, и все равно все окружающие будут считать его пьяницей. Но ничего, все разочарования мы ему уже вернули сторицей. Три месяца уже он мертв, благодаря человеку с пистолетом - еще с начала лета.
   Идем дальше. Ага, старая знакомая - здравствуйте, из соседнего дома я. Пухлые довольные губы, на ногах много лет лелеемые трубы. Трупы таких лучше было бы не хоронить, а для устрашения на улицах бросать гнить. Два месяца назад уже лопнуло терпение, и она мертва - пусть теперь еще пятьдесят лет торгует селедкой по воскресениям. Как достала тем, что каждый день кричит одну фразу, издает неизменно рот коей.
   А сейчас мы приближаемся к месту, где не зная о том, что произойдет в лвко расставленных сетях трепыхается новая жертва. Частный предприниматель, человек-рукомойник. Больше похожий не на бизнесмена, а на корову, которую доят жена и три дочки - ну и ночки у него, наверное! И он, бедный, каждый день с одинаково кислой миной заходит в МакДональдс и берет биг-мак за два двадцать пять. Вот он идет, голодный опять. Ну давай, бери свою хлебобулочную игрушку - сегодня ты попал под прицел, дорогая зверушка. Не стоит долго разглагольствовать, когда до цели пять метров. Четыре, три, два, один - теперь ему не поможет даже бешеная скорость ветра. Ух, если бы убить тебя в тот момент, когда ты свой гамбургер кусаешь! Так и сделаем - проверим, как ты умираешь, хотя ответ я знаю и без этого. Легкое нажатие на курок - и ты уже не далеко от отпетого. Как же изящно вылезают твои глаза из орбит, и ты так смешно отклоняешься - меня от таких, как ты от отвращения знобит. Что, теряешься, когда обжигающая холодная струя разбивается о грудь, оставляя мокрое пятно? С тобой все ясно - ясно одно: ты тоже, как и все, на себя похожий...
   Умирай теперь со своим бутербродом и кислой рожей - миссия человека с пистолетом окончена. А не был бы пацифистом - втулил бы тебе в панцирь не водой, а пулей или хотя бы кетчупом. Завтра за твоих баб примемся. Вечером...
  

3

Неужели тебя заставили променять своих героев на призраков?

Горячий пепел на деревья? Зной на прохладный бриз?

Р. Уотерс "Wish You Were Here"

   Не знаю, чего еще знать, не знаю, чего еще ведать, если проб уже было сорок-сорок пять, а никто не смог по-настоящему выставить кеды. И лишь округляют белки своих лун и чуть ли судороги их тело не сводят - но дальше прогресса никак не происходит. Неужели не могут понять, что видят перед собой пацифиста, который хочет научить их маски хоть иногда менять. Хотя бы изредка чувствовать себя артистом.
   Тату-салон с рисунками на стенах - здесь совсем несложно бывает заморочиться. Захочешь - будет тебе на плече акула, прогрызающая вены, захочешь - симпатичная уборщица. Здесь тебя могут изрисовать так, что не оставят места живого. Для этого необходимо в кармане иметь хотя бы четвертак и объяснить уметь, чего ты хочешь доходчивым словом.
   - Пацифик - это и все? - спрашивает изрисованный детина и, получив утвердительный ответ, заправляет свою машину.
   Последний взгляд на чистое нетронутое плечо, лысое, как сопка в тундре. Зато уже сейчас адреналин по венам не просто течет, а едва не вызывает бурю.
   Ух-ты ж блин! Оказывается. Это намного больнее, чем делать из песка весенние пасочки, и совсем не смешно - не то, что школьные тасочки. Вот это да - сколько кровищи! - даже мастер удивляется. У него таких уже были, наверное, тыщи, но редко из кого столько алой жидкости во время сеанса выливается. А-а-а-а-а! Это оказывается так больно, что мочи нет терпеть - весь уже вспотел. Но ведь на полпути не остановишься. Нет, раз того хотел, чтобы понимали, почему в них стреляют лишь кипяченой водой, а не свинцовыми пулями, чтобы было время сказать себе "стой!" (во втором случае быстро и навсегда уснули бы).
   - Пацифизм требует жертв, - доносятся слова экзекутора.
   Теперь мне понятен ответ на незаданный вопрос самого себе прокурора. Чтобы забыть о боли, уходишь внутрь своего мозга и, желательно, подальше - туда, где не слышно художественной козни. Пацифизм требует жертв - нужно было давно до этого додуматься. Ай да здоровяк обрисованный, ай да умница! Нужно всем показать, что из себя филантроп представляет, а то, шутку сказать - все проставляют и заставляют ежедневно разочаровываться, как Иисус в смоковнице.
   Мысли не уходят, даже когда сеанс пытки заканчивается. Нужно прогрессировать и думать дальше, что же отмачивать, чтобы догнали наши бестолочи. Ох и вешалка этакая чистка! Ну. Покажись хоть одна артистка!
  

4

У меня был друг, он погиб год назад.

Он любил металл. Люди считали его скотом,

А он был человеком.

Фан "А"

(Из письма в газету)

   Чтобы было все красиво, выпей плавленый рубильник, посети с бутылкой водки самый спрятанный могильник. Все продумай до ногтей, вечером состриженных, а беря в расчет часы - до теней, как проценты сниженных.
   Нужно, чтобы это был парень лет двадцатых, чтоб красивый был и водил такси одарял чаевыми невероятными. Чтоб болталась на груди его белая рубаха, чтоб в глазах его живых не увидеть страха. Чтобы шел с поднятой харей, и девчонки все за ним вплоть от юных и до старых наблюдали сквозь уличный дым автомобилей и труб выхлопных оных.
   Несколько бессонных ночей пройдено кварталов немало. От длинных до коротких и опять до длинных теней, пока не свалит усталость. В кармане - дедушкин браунинг с нормальными пулями - не бутафорией. Ручка кипит от постоянного сжатия - уже словно зомби или дитя дауна, рожденное в подворотне.
   Не то, не тот, и тут не там, и мат не в масть и тать не туть. И лишь просеяв кучу зерен с теплой плотью, с запахом одеколона или резкого пота - вот он, вот он! - несколько дней уже под слежкой. Живет, собака, на окраине города и ездит напостой только в тележке-БМВшке - аристократическая порода. Но вычислен ты - один выходишь из своей мыльницы, когда находишь время для своей любвеобильницы. Ожиданьем наказан уже несколько вечеров, но сегодня из-за угла выезжает твоя машина, и без свиданья очень короткого уже не свалишь - будешь свален в жертву филантропии, юное бестолковое создание. Тушишь фары и щелкаешь дверцей - пришло время кары, сейчас получишь перца!
   - Эй! - слышишь возглас и на мгновенье поворачиваешься. Небрежное смятение - на лице не отразившееся и уже собираешься отморачиваться.
   - Пух! - как оно? Пятно - как красиво - ты, как всегда, в белой рубашке, - в этом твоя помашка. Откинулся чуть назад, и голова на грудь упала. Правда, щелчок погромче петард? Вздыхаешь устало. Глаза поднимаешь и ловишь взгляд убийцы, рану ладонью прикрывая. На одно колено опускаешься - уже не так хорошо отвечают мышцы.
   Слушай, да ты совсем не притворяешься! А поза статическая - хоть срисовывай, хоть фотографируй - даже слезы наворачиваются - наконец-то нашел непохожего на себя - того, кто был минуту назад - голова кругом поворачивается. Соседи выбегают и девушка недождавшаяся. Играйте теперь или нет - человек с пистолетом нашел смысл жизни было потерявшийся. Теперь нет смысла проводить живым годы оставшиеся.
   - Зачем, зачем ты это сделал? Это же был такой актер, такой актер!!! - закричали.
   - Что?! Правда?! Без понтов?! Правда то, что вы сказали?!
   - Да, актер, такой молодой, такой хорошенький!
   Сел на асфальт. Под ноги полетел черный пистолет брошенный...

13-17.11.2000 Донецк

Эпиграф

   Порох вышел, кобура пуста, Больше невозможно отступать,
   Город взяли сумрачные тени, Я срываю пыльные погоны,
   Опустился вечер на колени Если вам необходимо знать -
   На вершине звездного моста. Я себя считаю побежденным.
   Как мои погоны тяжелы, Я ступлю и пропаду во тьме,
   Как мои войска оцепенели, Я найду в кафе свободный столик.
   Как мне больно в этой карусели Слава Богу, ни один историк
   Слов не нужных и пустой золы. Не узнает о такой войне.
  

CROSS

  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"