Аннотация: Предметом рецензии выступает интернациональная монография, посвященная вопросам городского времени
РЕЦЕНЗИЯ
на монографию "Время в городе: темпоральная диагностика, хронотипы, молодёжь"
Е.Я.Бурлиной (Самарский государственный медицинский университет, Кафедра философии и культурологи) совместно с группой учёных - Л.Г.Иливицкой, Ю.А. Кузовенковой, Я.А.Голубиновым, Н.В.Барабошиной, Е.Я.Римон и Е.Ю.Шиллинг - подготовлена и опубликована интернациональная монография в вышепоименованной формулировке [1].
Авторы распределили между собой темы монографии следующим образом: Е.Я. Бурлина (введение, п. 2.3, заключение); Л.Г. Иливицкая (гл. 1); Ю.А. Кузовенкова (п. 2.1, 3.1, 3.4); Я.А. Голубинов (п. 2.2); Н.В. Барабошина (п. 2.4); Е.Я. Римон (п. 3.2); Е.Ю. Шиллинг (3.3).
Для того чтобы читателю были понятны некоторые термины, во избежание понятийной путаницы, в скобках будет приводиться этимология (др.-греч. ἐτυμολογία, от др.-греч. ἔτυμον "истина, основное значение слова" и др.-греч. λόγος "слово, учение, суждение") слова.
Из названия книги следует, что предметом исследования выступают время, темпоральная (от лат. tempus время) диагностика городского времени, хронотипы (от др.-греч. χρόνος "время" и τόπος "место") города и молодёжи.
Монография была особенно актуальна и явно представляла научный интерес на момент её выхода в свет.
В настоящее время некоторые нижеуказанные аспекты книги устарели и требуют нового осмысления.
К большому сожалению, в монографии рассматривается только социальное время, том числе историческое время.
Время условно подразделяют на следующие группы: 1.Духовное время; 2.Физическое время; 3.Биологическое время; 4.Социальное время (историческое; рабочее время: пятидневка, шестидневка; декретное время; психологическое время; грамматическое) [2,с.197].
Удачно авторами на наглядном примере исторического времени рассмотрено развитие городов Самары и Бузулука, то есть показана городская жизнь в линейном времени (прошлое, настоящее и будущее в образе города) на примере индустриального и малого городов соответственно.
В книге не прослеживается личное отношение каждого автора на так называемую проблему "переоткрытия времени".
Исследователи хронотип используют только как статистический метод для исследования ментальности (от лат.mens, mentis, "разум, ум, интеллект") и культуры молодёжи. За рамками изучения осталась душа человека, её реакция на город и так называемое городское время.
Авторы работы не рассматривают и не пытаются исследовать время с точки зрения информации.
В юридической науке под информацией понимают "строительный материал", первооснову творимых, высказываемых или воспринимаемых людьми взглядов, суждений, оценок, мнений, сообщений, которые представляют собой личностно окрашенную информацию, отражающую чьи-либо позиции и интересы [5,с.228].
Время несёт в себе информационный аспект, то есть представляет собой определённый вид информации [2,с.195].
Пятое поколение прав человека закрепило право человека на управление временем [2,с.188].
Человек может воздействовать на время осознанно через творчество, мысль, молитву, а также неосознанно через эмоции [3,с.147-151].
Молодёжь по инерции движется в потоке времени, подстраивая под неё свою жизнь (распределение времени на учёбу и подготовку домашних заданий, личную жизнь и пр.).
Авторы скрупулезно произвели анализ стратегии молодёжного времени в разных странах и культурах.
Впечатляет в монографии обилие исторических фактов, касающихся исследований вопросов времени и города. При этом работы, на которые ссылаются авторы, не рассмотрены критически с точки зрения истинности исследования и представленной информации [2,4].
В ходе изучения работы напрашивались следующие вопросы, на которые в труде не было ответов: Может ли молодёжь управлять временем-пространством, чтобы эффективно использовать день? Может ли человек через управление временем влиять не те или иные ситуации? Располагает ли город многомерным временем? Как влияет город на душу человека?
Авторы монографии, к большому сожалению, на обсуждение не выносят важные вопросы для человека, его души и духа (отношение души человека к материи, пространству и времени, бессмертию, городу, влияние времени на душу человека и наоборот и др.).
Таким образом, в целом работа являются неполной, а значит, требует доработки с учётом вышеизложенных замечаний.
P.S.Следует обратить внимание на то, что другие работы с исследуемой темой вышеуказанных авторов также имеют идентичные недочёты.
2.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с. URL: http://econf.rae.ru/article/7171
3.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Время//Казанская наука. - ? 5. - 2010. - С.147-151.
4.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ". - 384с.
5.Конституционное право России: учебник/отв.ред.А.Н.Котов И М.И.Кукушкин. - М.: Норма: Инфра-М, 2010. - 544с.