Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Толерантность с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматривается толерантность с позиции новых прав человека

   В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [1,с.47-49;8,с.214-217].
   К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др.
   В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, информация и энергия [1,с.47-49;2,с.199-203;5,с.388-389].
   К пятому поколению прав человека относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
   С учётом открытия четвёртого и пятого поколений прав человека, была принята Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010г. (Декларация Любви), которая нормативно закрепила выше перечисленные права [3].
   Указанная Декларация относится к одному из источников права - к договору нормативного содержания, носящего всемирный и надгосударственный характер [4,с.61].
   Институт истории им.Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан полагает, что данная Декларация должна пройти общественное обсуждение [11,с.38-40], которое в настоящее время и происходит в Интернете на различных форумах и сайтах, которые посетили большое количество человек из разных стран.
   Полем четвёртого и пятого поколений прав человека выступают Любовь, мораль, религия, "золотое правило" и этика ненасилия [7,с.160-165].
   Предметом нашего рассмотрения является такая черта характера человека, как толерантность, которая будет исследована с позиции четвёртого и пятого поколений прав человека.
   Согласно Философскому энциклопедическому словарю, толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды [6,с.457].
   В международном праве в соответствии со статьёй 1 Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 г. Љ 5.61, под понятием "толерантность" подразумевается следующее:
  1.1.Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. 1.2.Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. 1.3. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека. 1.4.Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
   В науке по сферам проявления выделяют политическую, научную, педагогическую, религиозную, социальную, межэтническую и административную толерантность.
   Политическая толерантность - это терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание за другими политических прав.
  Под научной толерантностью понимают терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий, мировоззрений и научных школ.
   Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства, взаимоуважение друг к другу.
   Административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии, отсутствие злоупотребления своим служебным положением и административным ресурсом.
   Социальная толерантность - это форма партнёрского взаимодействия между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон.
   Межэтническая толерантность - это признание количественного плюрализма этнических общностей, народностей с их различными по содержанию мировоззрениями.
   Религиозная толерантность - терпимость к чужим религиозным взглядам, догматам,
  обрядам (ритуалам) и верованиям.
   Как правило, религия всегда призывала и призывает человека к проявлению толерантности - строить взаимоотношения людей на основе любви, добродетели, терпимости, милосердия, взаимопонимания и уважения, взаимопомощи и ненасилия.
   В настоящее время актуальной для человечества является проблема, связанная с противостоянием религии и науки [8,с.223-229], а также конфликтами между различными вероисповеданиями.
   Конфликт науки и религии связан с тем, что первая фактически пропагандирует атеизм, основанный на материалистическом мировоззрении, а вторая проповедует теизм (от греч.theos - Бог) - веру в единого, индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, существующего вне и над миром, Бога-Творца [6,с.450].
   Под атеизмом (от греч.atheos - безбожный) понимают отречение от Бога и отрицание Бога [6,с.33]. Различают радикальный атеизм (отрицание Бога) и агностический атеизм (оспаривание положения, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми).
   Наука объединяет людей на материальной и интеллектуальной основе, а религия - морально и духовно.
   Как правило, религиозные конфессиональные разногласия связаны с расхождениями в догматике и каноне. При этом все мировые религии признают единого Бога-Творца, проповедуя Его различные свойства и качества, что даёт нам наиболее полную картину материального и духовного мира. Безусловно, что посильную лепту в познании Мироздания также вносит и наука.
   Открытие четвёртого и пятого поколений прав человека и введение их в правовую науку позволило фактически решить указанную проблему, которая имеет многовековую историю, и установить толерантные и наиболее близкие отношения науки и религии, а также духовное единство России и человечества.
   Провозглашённые Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека не умаляют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их. Основу четвёртого и пятого поколений прав человека составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений [10,с.250-252], включая принципы толерантности.
   Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека (права), в т.ч. правовой науки, с религиозными учениями о человеке.
   Четвёртое и пятое поколения прав человека провозглашают, что люди равны перед Богом, мужчина и женщина имеют равные Божественные и духовно-нравственные права и свободы (статья 3 Декларации Любви), каждый имеет право на обращение к Богу (статья 6 Декларации Любви) [12], что объединяет между собой различные религиозные конфессии и формирует единое духовное пространство.
   Указанные новые права человека являются одной из основ для духовного, межрелигиозного и научного диалога.
   Обратим внимание на то, что, как справедливо отмечает А.В.Воронцов, при духовном единстве всегда приходит и политическое единство [9,с.72].
   Говоря о толерантности, следует отметить следующее. Толерантность не должна порождать терпимость к нравственным и правовым преступлениям, которые противостоят Божественным и духовно-нравственным правам и свободам человека [13,с. 122-125].
   Толерантность - это, прежде всего, путь к диалогу между различными мировоззрениями, а не индульгенция (от лат. indulgentia - снисходительность, милость) для противоправных действий и преступлений.
  
  
   Список литературы
  
  1.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. - Караганда: Издательство КарГУ. 2010. с.47-49.
  2.Ивентьев С.И. Классификация прав человека и гражданина//Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. номер 3. 2010. с.199-203.
  3.Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010г. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/editors/i/iwentxew_s_i/deklarazia.shtml
  4. Ивентьев С.И. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека как источник права//Науковi пiдсумки/Збiрка наукових праць. - Киев: НАИРА, 2010, с.60-65.
  5.Ивентьев С.И. Триединство прав человека: религия, наука и мораль//Церковь в истории и культуре России: сборник материалов Международной научной конференции. Киров (Вятка), 22-23 октября 2010г. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. с.388-389.
  6.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
  7.Ивентьев С.И. Права человека, любовь как вечная общечеловеческая ценность//Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2011. C.160-165.
  8.Москаленко М.Р.Наука и религия: история конфликта и сферы взаимодействия//Культура мира на современном этапе: материалы Республиканской научно-практической конференции (Уфа, 28 апреля 2011г.). - Уфа: Вагант, 2011. С.223-229.
  9.Воронцов А.В.Почему Россия была и будет православной/А.В.Воронцов. -М.: Вече, 2006. - 320 с.
  10.Ивентьев С.И. Вопросы духовно-нравственной безопасности//Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях. 5-я Международная научно-практическая конференция, 05-06 марта 2010/Международная академия финансовых технологий; отв.за выпуск А.Е.Медовой. - Пятигорск: Издательство МАФТ. 2010. с.250-252.
  11.Ивентьев С.И.Казань как Духовно-правовой центр России//Вопросы развития современной науки в России: Сборник научных статей. - Бугульма: НО "ФӘН-НАУКА", 2011. С.38-40.
  12.Ивентьев С.И. Право человека на обращение к Богу. - Казань. 2011. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/editors/i/iwentxew_s_i/
  13.Ивентьев С.И. Нравственные и правовые преступления Мира// Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. номер 7. 2010. С.122-125.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"