Аннотация: Чтобы эффективно бороться с терроризмом, нам необходимо знать что собой представляет террор, о чём настоящая статья.
Согласно свободной энциклопедии Википедии, под террором (лат. terror - страх, ужас) понимается "устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам, либо запугивание с угрозой расправы или убийства. Синонимами слова "террор" являются слова "насилие", "запугивание", "устрашение".
В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова читаем: "ТЕРРОР - а, м. 1. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Политический т. Индивидуальный т. (единичные акты политических убийств); 2. Жесткое запугивание, насилие. Г. само-1 дура. || прил. террористический, -ая, -ое (к 1 знач.). Г. акт." [8].
Политику, основанную на систематическом применении террора, стали именовать терроризмом.
В науке традиционно террор подразделяют на следующие группы:
1.Политический террор - массовое физическое устранение политических противников, используемое политической или экономической властью страны для устрашения и усмирения населения страны;
2.Экономический террор - устрашение или уничтожение политических противников или конкурентов на рынке путём частичного или полного лишения средств к существованию, экономическая дискриминация, навязывание экономических интересов (эмбарго товаров, картельный сговор и пр.);
3.Информационный террор - представляет собой манипуляцию общественным сознанием с целью запугивания, разжигания конфронтации и навязывания интересов террориста;
4.Бытовой террор - акции запугивания человека или группы людей с применением грубой силы (захват заложников, унижение, убийство, экстремизм).
Например, российский журналист Л.М.Млечин терроризм классифицирует на следующие самостоятельные виды:
1.По территориальному признаку:
а) международный,
б) внутригосударственный.
2.В зависимости от преступной мотивации:
а) политический,
б) национальный (метод борьбы народов за создание собственного государства);
в) религиозный (основан на религиозном фанатизме и экстремизме).
При этом различают индивидуальный и массовый террор.
Предметом нашего рассмотрения является террор с позиции четвёртого и пятого поколений прав человека.
В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [3,с.5-6].
К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др.
В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [2,с.123-135].
К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
Впервые в современной теории прав человека появилось право человека на Любовь и право человека на рождение в Любви.
Любовь в России была признана главной общечеловеческой Ценностью [6,с.373-377].
Любовь стали относить не только к нравственной и духовной категориям (религиозной и философской), но и к правовой (юридической) категории, что является новым для отечественной и мировой юриспруденции.
Любовь является правовой ценностью и относится к главному источнику права [5,с.25-30].
Любовь - основа национальной и мировой духовно-нравственной культуры [10,с. 143-146].
С учётом открытия четвёртого и пятого поколений прав человека, была принята Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010г. (Декларация Любви), которая нормативно закрепила вышеперечисленные права [1].
Указанная Декларация относится к одному из источников права - к договору нормативного содержания, носящего всемирный и надгосударственный характер [4,с.60-65].
Открытие четвёртого и пятого поколений прав человека - это духовно-нравственная потребность современной человеческой цивилизации чтобы выжить.
Как нами отмечалось, терроризм противостоит и нарушает право человека на жизнь, являющегося неотъемлемой частью духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина (четвёртого поколения прав человека) [7,с.102-105].
Право на жизнь было закреплено во Всеобщей Декларации прав человека, Европейской Конвенции по правам человека и других международных документах. Указанное право также было провозглашено частью 1 статьи 20 Конституции России.
Согласно Основам учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, жизнь есть дар Божий человеку. Право на жизнь по своей сути исходит из духовной и моральной автономии личности.
Право на жизнь принадлежит человеку с момента его зачатия.
Самой известной формулировкой морального запрета является "не убий" Моисея, непротивление злу Иисуса Христа, ахимса (буквально - ненасилие, невреждение) древнеиндийской культуры (в особенности религии и философии джайнизма).
Терроризм - есть убийство как таковое, которое отрицает полностью принцип нравственного отношения к человеку. Обратим внимание на то, что террорист всегда посягает на духовную, нравственную и физическую целостность личности, на что порой государство не обращает внимание при разработке методов борьбы с терроризмом.
По нашему мнению, терроризм является следствием нарушения человечеством Божественных и духовно-нравственных законов.
Террор противостоит четвёртому и пятому поколениям прав человека.
Конституции большинства стран юридически закрепили право на жизнь как высшую человеческую ценность (духовную, моральную, социальную и природную).
Как нами отмечалось, никто не может быть произвольно лишён жизни, даже по приговору суда!
Право на жизнь, прежде всего, предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты, а также обеспечение безопасности общества и своих граждан (духовной, нравственной и физической безопасности).
На современном этапе развития человечества каждое государство пытается обеспечить национальную безопасность своих граждан, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
К большому сожалению, государство к мерам по обеспечению противодействия рассматриваемому пороку не относит возрождение и культивирование духовно-нравственных ценностей в обществе, а также публичное закрепление нравственных норм.
Законы не направлены на защиту и обеспечение четвёртого и пятого поколений прав человека.
Как правильно отмечает С.Н.Лазарев, "никакие законодательные акты и инструкции не смогут удержать человека от совершения преступления, если он безнравственен и никакое наказание не остановит человека, если в его душе нет любви и главным для него является кусок хлеба" [9,с.160].
Терроризм приводит государство и общество к духовным, нравственным, политическим, экономическим и социальным негативным последствиям.
Системность рассматриваемого нравственного порока во многом обусловлена девальвацией системы духовно-нравственных ценностей.
Как указывалось автором настоящей статьи, Человек является носителем не только материальных, но и Божественных и духовно-нравственных прав и свобод.
Прерывание жизни фактически приводит к лишению человека не только материальных прав и свобод, но и других основополагающих Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, неразрывно связанных с личностью.
Убийство человека приводит к прерыванию духовно-морального совершенствования убитого человека, а также к духовной и моральной деградации и гибели человека, совершившего данный поступок.
Государство, к большому сожалению, не может должным образом обеспечить защиту права человека на жизнь. Данная проблема будет решена лишь тогда, когда государство осознает ценность личности и будет также, как и религия, заниматься духовно-нравственным воспитанием молодёжи.
После теракта в г.Москве, произошедшего в начале апреля 2010 года, Президент Российской Федерации в средствах массовых информации озвучил основные задачи по борьбе с терроризмом, в частности, о духовном и нравственном воспитании человека. На уровне государства было принято смелое политическое решение о духовном и нравственном возрождении нации.
Надеемся, что поставленные задачи Президентом Российской Федерации в ближайшее время будут обличены в нормативно-правовых актах.
По нашему мнению, учитывая, что человек является не только биологическим, социальным, но и духовным существом, классификация террора должна выглядит следующим образом:
I.По кругу лиц
1) Массовый террор (геноцид, репрессии, война, оккупация и пр.);
2) Индивидуальный террор (убийство политического или духовного лидера и пр.).
II.По территориальному признаку:
1) Международный;
2) Внутригосударственный.
III.По мотивации:
1) Политический (государственный);
2) Национальный;
3) Религиозный.
IV.По сфере действия
1) Духовный террор (тирания, репрессии, навязывание чуждой идеологии (например, атеизма), распространение сект, отсутствие свободы слова и вероисповедания и пр.);
2) Морально-нравственный террор (наркомания, проституция, порнография, алкоголизм, гомосексуализм, распространение инфекционных заболеваний и пр.);
3) Экономический террор (эмбарго, несвоевременная выплата зарплаты и пособий, уровень зарплаты ниже прожиточного минимума и пр.);
4) Социальный террор (разделение на классы, касты по социальному статусу или по материальному достатку).
V.По способу исполнения
1) Информационный террор (дезинформация, пропаганда насилия и пр.);
2) Физическое уничтожение людей (убийство, теракты и пр.);
3) Духовно-нравственное разложение (растление) населения.
Указанная классификация террора наглядно показывает нам, с чем в настоящее время имеет дело Россия.
Считаем, что государству необходимо принять самые решительные меры по искоренению террора, который ставит под угрозу духовно-нравственное и физическое существование населения нашей страны.
Осознание ценности Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека позволит государству не декларативно, а реально осуществлять реализацию права человека на жизнь.
Список литературы
1.Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека/С.И.Ивентьев. - Бугульма: НО "ФӘН-НАУКА", 2011. - 25с.
2.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
3.Ивентьев С.И.Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина". - Казань: ТИСБИ, 1999. 2 сентября. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://iventev.narod.ru/; переизд. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 143с.
4.Ивентьев С.И.Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека как источник права//Науковi пiдсумки/Збiрка наукових праць. - Киев: НАИРА, 2010. - С.60-65.
5.Ивентьев С.И.Любовь как главная правовая ценность//Социально-политические и культурные проблемы современности. Сборник статей/Под ред.А.В.Головина, Д.С.Петрова. - Алейск, Барнаул: Изд-во "Сизиф" Д.С.Петрова, 2011. - Вып.2. - С.25-30.
6.Ивентьев С.И.Общечеловеческие ценности: четвёртое и пятое поколение прав человека//Система ценностей современного общества. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. - С.373-377.
7.Ивентьев С.И.Вызовы современности: терроризм и наркомания//Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции/Под общ.ред.В.С.Курчеева и Т.В.Сидориной. - Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ, 2010. - С.102-105.
8.Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова - 27-е изд., испр. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2011. - 736 с.
9.Лазарев С.Н.Диагностика кармы. Книга 12. - СПб., 2007.