Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный аспект татуировок

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автором на теоретическом уровне раскрывается духовно-нравственный смысл татуировки, которую некоторые исследователи относят к искусству или определённому художественному произведению. Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что тату исследуется с точки зрения теории прав человека, т.е. юридической науки, теологии и философии. Сделан вывод о том, что татуировки не являются духовно-нравственными ценностями и не могут решать главные задачи художественного образования.


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ТАТУИРОВОК

С.И. Ивентьев

S.I. Iventev

юрисконсульт, теолог,

специалист в сфере национальных и религиозных отношений,

член РФО, г.Казань

  
  

"Ты не должен делать на теле своём никаких надрезов

и не оставлять никаких отметин" (Лев. 19:28).

   Аннотация. Автором на теоретическом уровне раскрывается духовно-нравственный смысл татуировки, которую некоторые исследователи относят к искусству или определённому художественному произведению. Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что тату исследуется с точки зрения теории прав человека, т.е. юридической науки, теологии и философии. Сделан вывод о том, что татуировки не являются духовно-нравственными ценностями и не могут решать главные задачи художественного образования.
   Ключевые слова: Бог, человек, дух человека, душа человека, ценности, права человека, искусство, ценности, художественное произведение, татуировка, художественное образование.
  
   Под татуировкой или тату понимается рисунок, нанесённый на тело человека накалыванием и втиранием под кожу красящих веществ [15, с.66]. В медицине тату (искусственная дерматография) - стойкая экзогенная пигментация кожи [1, с.10].
   По мнению В.Д. Косулина, слово "татуировка" происходит от полинезийского "татау" - рисовать или таитянского "та" - картинка, "ату" - дух [7, с.3]. А.И. Затулий раскрывает нам взаимосвязь рисунка с духом, указывая, что "по представлениям людей доклассовой эпохи, тело должно быть защищено от злых духов, причём в качестве защиты издавна использовались символы рода и мистические, сакральные знаки: татуировки, нашейные украшения, ручные и ножные браслеты, кольца, повязки, особые типы причесок" [4, с.200].
   Как отмечает, И.А. Гринько, татуировка полинезийцами напрямую увязывается с именем бога Тики, который научил их этому искусству [2, с. 120]. В полинезийской мифологии имя Тики носит первый человек (полубог) [8, с.320].
   Согласно позиции Л.А. Мельниковой, слово "татуировка" ("тату") в переводе с английского слова "tattoo" означает "художественное изображение на коже, которое было получено путём травмирования глубоких слоёв дермы" [9, с.164].
   Татуировку относят к социокультурному явлению [14], а также к одной из разновидности традиционного искусства многих коренных народов Земли [9, с.164].
   Издревле татуировки имели социальную значимость для того или иного племени. Как обоснованно пишет Л.А. Мельникова, "общественное положение, личные качества, звание, родословная - все записывалось в виде рисунков и графических знаков на теле... у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней, а так же в честь умершего друга или родственника (либо с той целью, чтобы последовать за ним, хотя бы одною частью своего "я", либо для того чтобы расположить к себе духа усопшего, витающий над его очагом)... Современная татуировка стала фактически таким же способом самовыражения, как одежда или прическа. Она в какой-то мере символизирует стиль жизни человека, его привычки. Татуировка, перейдя из традиционного (архаического) типа культуры в современный, не только не теряет своей актуальности, а становится всё более значимой, так как идентификация личности помогает индивиду перейти из биологического мира в мир социальный" [9, с.165-167].
   Как указывает М.Б. Медникова, татуировка в культуре многих народов имела сакральное, магическое значение, определяла социальный статус человека, его принадлежность к тому или иному обществу, служила ему оберегом [10, с.114-124]. По мнению А.Д. Борохова, "современная татуировка может наносится не только по этническо-религиозным или криминальным мотивам, но и отражать индивидуальность носителя, значимые события, личные предпочтения, позитивное
отношение к спортивному клубу, музыкальному или политическому
сечению, присоединение к конкретной неформальной группе, сексуальные предпочтения, самовосприятие и др. Даже кажущаяся "просто окрашающей" татуировка, нанесённая добровольно, может указывать
как на бессознательные мотивы личности, так и на е
ё ценностные ориентации и пути реализации их" [1, с.10]. То есть татуировки представляют собой определённый набор информации об его носителе. Очевидно, что тату обладает информативностью.
   В настоящее время татуировка является главным предметом (товаром) бизнес-тату или так называемой тату индустрии [17, с.985].
   С научно-философской точки зрения тату представляет собой определённое мировоззрение, а также информацию.
   Татуировки нами были отнесены к графической (греч. ???????? - письменный, от греч. ????? - пишу) информации [5, с.259].
   В нашей монографии "Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека" писалось о татуировках следующее: "Графическое произведение, передающее содержание в нетекстовой, наглядной форме, при помощи изобразительных средств и приемов называют изображением.
   Традиционно под изображением понимают предмет, рисунок, изображающий кого или что-нибудь, зрительное воспроизведение чего-либо.
   Принято считать, что через изображение идёт контакт смотрящего с графической информацией.
   Наши предки приписывали изображению магическую силу. Экстрасенсы утверждают, что, например, фотография и картина обладают мощным энергетическим воздействием на окружающих. Это связано с тем, что художник влияет на картину своим биополем, энергетикой.
   Любое изображение может нести в себе положительную или отрицательную энергию. Не секрет, что часто изображение (фотографию) используют для совершения магических ритуалов, чтобы нанести вред или излечить человека [13, с.13].
   В древние времена люди покрывали своё тело символами и рисунками (татуировками), обозначающими принадлежность человека к роду охотников, шамана или жреца.
   В словарях о татуировках читаем: "Татуировка - это символ, которым отмечает себя человек. И истинное значение этого символа, всю глубину его значения может понять только ее владелец. И не обязательно, чтобы этот смысл понимали все окружающие".
   В настоящее время татуировки имеют различное значение. Некоторые выступают украшением или несут смысловую нагрузку, а также указывают на принадлежность к той или иной категории людей (например, шаманские и воровские тату и пр.).
   Часто определённые татуировки, нанесённые на тело без знания их смыслового значения, существенно влияют на судьбу человека" [5, с.259-260].
  
  
   Авраамические религии отрицательно относятся к татуировкам и пирсингу (англ. piercing - "прокол") на теле человека, относя их к грехам тела.
   Верно указывает А.Д.Борохов, анализируя искусственную дерматографию (татуировки) с позиции психиатрии и медицинской психологии: "Надо отметить, что три мировые религии (христианство, мусульманство и иудаизм) негативно относятся к процессу татуирования. Так, в книге Левитов (19:28) Господь говорит Моисею: "Ты не должен делать на теле своем никаких надрезов и не оставлять никаких отметин". Римский Папа Адриан I, обращаясь к христианам в своей энциклике в 787 году, также призывает не делать добровольных отметин на теле. Пророк Мохаммед тоже отрицательно отзывался о татуировании" [1, с.10].
   Негативная религиозная оценка тату связана с тем, что татуировка представляет собой кумира (идола), подменяя или ставя на задний план Бога. Вторая Божья Заповедь гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Втор.5:7-9). Следовательно, татуировки и пирсинг нельзя считать духовными и нравственными идеалами или ценностями.
   Татуировки закрывают образ Бога и душу человека.
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека" [11, с.291]. Под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащиту [11, с.245].
   Душа человека - это Божественная и духовно-нравственная ценность, нематериальное благо человека [6, с.153-164].
   Мнение о том, что татуировки защищают от злых духов, является ошибочным. Человек способен сам противостоять злым духам или отрицательной информации (сглаз, порча, манипуляции и другие явления), т.к. его душа и дух обладают всей полнотой божественной силы, создающей мощную защиту от любых негативных воздействий на человека.
   "Дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия - дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но не осознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека" [12, с.9].
   С точки зрения концепции четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека [3, с.183-185] татуировка не связана с духом человека, под которым мыслится нетелесное, невещественное начало, эманация Бога [5, с.17, 352].
   Безусловно, что через татуировку человек реализует своё право на творчество. При этом это не духовно-нравственное творчество в том смысле, которое определено четвёртым и пятым поколениями прав человека как творчество души и духа человека.
   Криминальная среда с её иерархией, которая фиксируется татуировками, противостоит духовно-нравственным ценностям.
   Татуировки нельзя причислять к духовно-нравственным ценностям.
   В настоящее время татуировки выступают как разновидность арт искусства, боди-арта  (англ. body art "искусство тела") в системе художественного образования, важнейшей задачей которой является научить обучающихся, "с опорой на жизненный и художественный опыт аргументировано объяснять сво? отношение к искусству, анализировать общий характер художественного материала, особенности выразительных средств, с помощью которых воплощается художественный образ. Но главное - это научить детей сформированные средствами искусства духовные ценности переносить на собственный образ жизни" [16, с.3-4].
   По нашему мнению, через татуировки никак не решаются вышеперечисленные задачи художественного образования, т.к. они не являются духовно-нравственными ценностями. При этом тату представляют собой ценность в определённых традиционных национальных культурах как идентификатор (англ. data name, identifier - опознаватель) племени или социальной группы.
   Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать однозначный вывод, что татуировки нельзя относить к духовно-нравственным ценностям человека.
  
   Список литературы и источников:
  
      -- Борохов А.Д.Многоосевая классификация татуировок для
   интегральной оценки проявлений психопатологии личности
   носителя. Часть 1 // Медицинская психология в России. - 2018. -
   T.10. - N 1 (48). - C.10.
   2. Гринько, И. А. Модификации тела. Эстетика и символика.
   Соматические модификации в традиционных обществах. -
   Саарбрюккен, Германия.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. - 157 с.
   3.Гузенко С.С.Что такое права души человека? // Молодёжь и
   наука: материалы международной науч.-практ. конф. (26 мая 2017  г.,
   г.Нижний Тагил) в 2 т. Т.2. - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ,
   2017. - С.183-185. [Электронный ресурс]. - Режим
   доступа: http://econf.rae.ru/article/10740
   4. Затулий А.И.Мистические знаки в костюме конца ХХ - начала
   ХХI вв. как семнатическое поле авангарда // Известия Томского
   политехнического университета. - 2007. - Т.310. - N 3. - С.200-204.
   5. Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и
   свободы человека. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   6. Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки
   купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа
   общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н.Аргунова;
   сост.: А.Е.Антипова, С.В.Бояринцева, А.А.Лушавина, У.В.Куприна,
   А.Н.Нурутдинова. СПб: Культурно-просветительское товарищество,
   2017. - С.153-164. . [Электронный ресурс]. - Режим
   доступа: http://samlib.ru/i/iwentxew_s_i/ducha.shtml
   7. Косулин В.Д. Искусство татуировки. - М.: Диамант, Золотой век,
   2000. - 288 с.
   8. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. - М.: Рос.энциклопедия,
   1994. - Т.2. К-Я. - 719 с.
   9. Мельникова Л.А.География распространения татуировки в
   историческом аспекте // Гео-Сибирь. - 2011. - Т.6. - С.164-169.
   10. Медникова М. Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический
   источник. - М.: Языки славянской культуры, 2007. - 216 с.
   11. Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. -
   Казань: Познание, 2012. - 268 с.
   12. Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её
   существования // Вестник Казанского государственного университета
   культуры и искусств. - 2010. - N 1. - С.9-13.
   13. Магия фотографии // Приключения. Тайны. Чудеса. - 2012. - N 5. -
   С.13.
   14. Овсянникова О.А. Татуировка как социокультурное явление /
   О.А. Овсянникова // Электронный научный журнал "Наука.
   Общество. Государство". - 2017. - Т. 5. - N 1. [Электронный
   ресурс]. - Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru (дата обращения:
   18.05.2019).
   15. Осипова М.В. Айнская татуировка: её истоки и символика узоров //
   Вестник ДВО РАН. - 2010. - N 2. - С.66-74. [Электронный
   ресурс]. - Режим доступа:
   https://cyberleninka.ru/article/n/aynskaya-tatuirovka-ee-istoki-i-simvolika-uzorov
   16. Романова Л.С., Мещанова Л.Н.Краткий курс истории, теории и
   методики отечественного художественного образования: Учебное
   пособие. - Саратов: СГУ, 2012. - 96 с.
   17. Чинина Д.С.Латинский язык в тату индустрии // Вестник
   Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка.
   Семиотика. Семантика. - 2017. - Т.8. - N 4. - С. 985-992.
   [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
   https://cyberleninka.ru/article/n/latinskiy-yazyk-v-tatu-industrii
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"