Боброва Наталья Алексеевна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовные и нравственные основы современного государства российского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматриваются духовно-нравственные основы нашего государства и аксиология права, базирующаяся на религиозных и моральных нормах (нравственности), которые выступают социальными регуляторами общественных отношений. Авторами обращается внимание на то, что без государственной доктрины духовно-нравственной безопасности граждан и стратегии духовно-нравственного развития России сложно заниматься профилактикой и борьбой с духовными и нравственными преступлениями, а также девальвацией духовно-нравственных ценностей в российском обществе. Для цитирования: Боброва Н. А., Ивентьев С. И. Духовные и нравственные основы современного государства российского // Православие и общество: грани взаимодействия: материалы III Международной научно-практической конференции / Забайкальский государственный университет; ответственный редактор Е. В. Дроботушенко. - Чита: ЗабГУ, 2019. - С. 125-129.


   Боброва Н. А., Ивентьев С. И. Духовные и нравственные основы современного государства российского // Православие и общество: грани взаимодействия: материалы III Международной научно-практической конференции / Забайкальский государственный университет; ответственный редактор Е. В. Дроботушенко. - Чита: ЗабГУ, 2019. -  С. 125-129.
   ISBN 978-5-9293-2450-5. Тираж 62 экз.
  

Наталья Алексеевна Боброва

Тольяттинский государственный университет,

г.Тольятти, Россия

Сергей Иванович Ивентьев

ООО "ДЭЛИЛ",

г.Казань, Россия

  
  

ДУХОВНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

  
  
   Аннотация. В статье рассматриваются духовно-нравственные основы нашего государства и аксиология права, базирующаяся на религиозных и моральных нормах (нравственности), которые выступают социальными регуляторами общественных отношений. Авторами обращается внимание на то, что без государственной доктрины духовно-нравственной безопасности граждан и стратегии духовно-нравственного развития России сложно заниматься профилактикой и борьбой с духовными и нравственными преступлениями, а также девальвацией духовно-нравственных ценностей в российском обществе.
  
   Ключевые слова: духовность, нравственность, религия, человек, ценности, государство, конституция.
  
  

Natalya A. Bobrova

Togliatti State University,

Togliatti, Russia

Sergey I. Iventev

OOO "DELIL",

Kazan, Russia

  
   Abstract. This article discusses the spiritual and moral foundations of our State and the right of axiology, based on religious and moral norms (morality), who advocate social regulators of public relations. The authors draw attention to the, that without the State doctrine of the spiritual and moral safety of citizens and the spiritually-moral development strategy. Russia is difficult to deal with prevention and struggle with spiritual and moral crimes, as well as the devaluation of spiritual and moral values of Russian society.
  
   Keywords: spirituality, morality, religion, man, values, State , the Constitution.
  

   В конституционном праве и политологии распространённым является так называемый функциональный (от латинского functio - исполнение, осуществление) подход, в соответствии с которым конституции классифицируются по степени проявления и реализации принципов конституционализма в реальной политической, экономической и правовой жизни общества. Так, Д.В.Лисицын выделяет три типа конституций, соответствующих определённым политическим режимам: номинальные конституции - тоталитаризму, мнимые конституции - авторитаризму, реальные конституции - демократии. Номинальный конституционализм, по его мнению, это: бездействие конституционных норм, неограниченность государственной власти, идеологическая монополия человека [16, с.18-19].
   Данная концепция не лишена несколько прямолинейного и даже примитивного подхода к советской, например, конституционности. Это ещё большой вопрос, какие нормы и в каком соотношении бездействовали при советском строе и какие нормы и в каком соотношении бездействуют при иных политических режимах [1].
   А.Н. Медушевский детально разработал и обобщил все имеющиеся концепции советского номинального конституционализма, под которым он понимает форму общественного сознания и социального конструирования, которая, с одной стороны, была рациональной (учреждение и утверждение государственного и общественного строя), с другой же стороны - иррациональной (утопическая цель коммунистического будущего и сама картина коммунистического мира) [19, с.167-176].
   Следует отметить, что, к большому сожалению, функциональный подход, используемый для классификации конституций, вне контекста оставляет духовно-нравственную жизнь общества, которая и определяет облик любого государства.
   В советском и в современном российском конституционном праве существовали для первого и существуют для второго различные конституционные ценности.
   В преамбуле Конституции РФ закреплены духовно-нравственные ценности российского народа: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества...".
   К основным, значимым именно для человека конституционным ценностям Российской Федерации относят самого человека, права человека, справедливость и равенство [13, с.97].
   Согласно статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
   Любовь, добро, справедливость, равенство, достоинство являются духовно-нравственными ценностями и категориями для ряда научных дисциплин.
   Согласно концепции четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека, любовь составляет основу российской национальной идеи и является главной духовной и правовой ценностью [11, с. 71-72; 12, с.25-30].
   Как отмечает Г.Н. Комкова, "в Конституции РФ, как и во многих других конституциях, термин "справедливость" присутствует в преамбуле: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, <...> чтя память предков,
передавших нам ... веру в добро и справедливость"
. Здесь данная категория рассматривается как морально-нравственная основа существования народа, идеологическая ценность, длительное время существующая в историческом развитии государства и нации. Для того чтобы справедливость действительно была признана в качестве конституционной ценности, мало прямо указать на это в конституции страны, нужно, чтобы жизнь в данном государстве строилась в соответствии со смыслом этой высшей ценности" [13, с.98].
   В.В.Путин в период избирательной кампании по выборам Президента РФ-2000 заявлял о том, что первое, с чего следует начать после выборов, - не с экономики, а с нравственности [25]. При этом до настоящего времени не разработаны доктрина (от лат. docere - учить, doctrina - учение) духовно-нравственной безопасности граждан и государства, а также стратегия (др.-греч. ????????? - искусство полководца) духовно-нравственного развития России.
   Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" также не содержит, к большому сожалению, вопросы духовного и нравственного развития страны.
   По духовностью понимается: "1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность; наполненность духом творчества, творящим духом; 3) процесс гармоничного развития духовных способностей человека", при этом светская духовность рассматривается как "перевернутая религиозная формула: вместо описания духовности как присутствия в душе человека Духа Божьего о духовности говорят как о добровольном выборе индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинении своей жизни их требованиям" [22, с.266-267].
   "Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике "духовностью" часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы" [9, с.126].
   Например, Е.Б. Ерина считает, что "духовность - это восхождение человека к Богу" [8, с.147]. С.И. Ивентьев под духовностью понимает сферу деятельности Бога, а также души и духа человека, определения которых раскрываются в его других работах, представленных на конференцию.
   Выделяют религиозную духовность, которая связана с религиозным мировоззрением, с верой в Бога и деятельностью религиозных институтов, и светскую духовность, под которой понимается светская культура и мировоззрение, а также духовный мир человека в светском аспекте [15, с.350-356].
   Духовность связана с духовно-нравственными идеалами (греч.idea - образец, норма) и ценностями человека и общества.
   Л.В. Голоскоков обращает внимание общественности на следующее: "Отсутствие концептуальных основ и самостоятельности, стратегического дальнего видения, непонимание миссии России, неумение поставить во главу угла ценности морали в государственной доктрине или стратегии и распыление внимания на мелкие дела в тысячах стратегий регионального, городского, муниципального масштаба - это чёткий показатель нежелания думать о будущем и строить его" [2, с.80].
   Аналогичной позиции придерживается В.И. Лутовинов, говоря, что "анализ опыта постсоветского периода, характеризующегося большими сложностями, противоречиями, многими трудностями и нерешёнными вопросами, особенно стратегического уровня, связанными с необходимостью осуществления в российском обществе и государстве реальных позитивных изменений, предполагает обращение к базовым, первоосновным проблемам, обусловливающих все остальные. Среди них можно выделить следующие. 1.Формирование и обоснование национальной идеи, определяющей высшее назначение России как мировой державы и главную цель ее развития в первой половине XXI века. 2.Разработка и обоснование общероссийской идеологии, утверждающей высшие духовные социально значимые и иные ценности, национальные цели и интересы общества и государства взамен господствующей в настоящее время либерально-рыночной идеологии, прозападных ценностей и псевдоценностей, являющихся по сути инструментами глобализма" [18, с.145].
   Аксиология права базируется на религиозных (лат. religare - связывать, соединять) и моральных нормах (нравственности) (от лат. moralis - касающийся нравов), которые выступают социальными регуляторами общественных отношений [17, с.112; 23, с.197].
   Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И.Даля, под моралью понимается "ж. франц. нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Моральные истины, нравственные", а под нравом, нравственностью - "нрав м. вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем знач.); ко нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку", "нравственный, противопол. телесному, плотскому: духовный, душевный"
[6, с.345, 558].
   По мнению В.Н. Хропанюка, "нормы морали (нравственности) - это есть правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением" [23, с.197].
   Нравственность выступает ценностным критерием права [20, с.8]. К проблеме нравственного измерения права обращаются многие учёные-правоведы [14, с.7-14; 24, с.10-31].
   "Религия - вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убеждения" [6, Т.3, с.90].
   Религиозные нормы (церковное право) представляют собой разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих ту или иную веру, а также выступают в качестве источника права в некоторых мусульманских странах.
   Верно указывают А.А. и Т.А.Гореловы, что "основополагающее значение для создания и функционирования гражданского общества имеет религия. Известно, как иудаизм скреплял евреев в разных странах мира на протяжении двух тысячелетий. В настоящее время для создания и развития гражданского общества в России - стране с преобладающим русским населением - таким объединяющим началом может выступать также православие" [3].
   "Традиционные религии благодаря своей проповеди высоких духовных ценностей и нравственного начала способны оказывать влияние на общество, противостоять современным разрушительным ценностям культа потребления, воспитывать гражданский долг, социальную ответственность" [26, с.144].
   В настоящее время наукой применяется религиозно-философский подход к проблеме противодействия преступности [21, с.81], которая носит не только социальный, как утверждает криминология, но и духовно-нравственный характер.
   Как указывает Ф.С.Селезнев, "главнейшим аспектом обоснования применения именно религиозно-философского подхода к проблеме противодействия преступности является возрастающая бездуховность современного мирового и российского общества. В рамках данного исследования мы определились, что именно бездуховность является главенствующим фактором преступности. Соответственно, если причина преступности кроется, главным образом, в духовном, а не материальном измерении, то и противодействие преступности должно быть соответствующим" [21, с.81].
   Уголовные преступления - это духовные и нравственные преступления. На этот важный фактор государство мало обращает внимание в связи с отсутствием доктрины духовно-нравственной безопасности граждан, стратегии духовно-нравственного развития России, в которых бы закреплялись правовые определения духовности, нравственности, духовно-нравственных ценностей, души и духа человека, а также меры по профилактике и борьбе с духовными и нравственными преступлениями.
   По мнению авторов, без указанных правовых документов государству трудно будет заниматься профилактикой и борьбой с духовными и нравственными преступлениями, а также девальвацией духовно-нравственных ценностей.
   Небезосновательно указывает Ф.Н.Селезнев о том, что "в данной проблематике, отражающей мировоззренческий аспект, хотелось бы выступить в защиту Русской Православной Церкви (РПЦ), в связи с тем, что это единственный монументальный исторически преемственный и неизменный духовный институт Российского государства. РПЦ, по нашему мнению, единственная крупная организация, которая занимает активную позицию в сфере защиты традиционных и духовно-нравственных ценностей, ведёт агитацию духовно и физически здорового образа жизни, выступает против ксенофобии и фашизма, поддерживает здоровый патриотизм и национализм. По существу, вся деятельность РПЦ направлена на преодоление кризиса бездуховности российской нации, а это главный способ противодействия преступности" [21, с.82].
   "Религия показывает науке, что человек является не только биологическим существом, обладающим витальными правами, но духовной личностью, которой принадлежит определённый набор прав и свобод" [4, с.28].
   В соавторской концепции четвёртого и пятого поколений прав человека или, как их называют некоторые авторы, права души и духа человека провозглашаются духовные и нравственные ценности человека, его души и духа [5, с.355; 7, с.10; 9, с.130-131].
   Как указывает С.С. Гузенко, в науке отсутствует единый понятийный аппарат, касающийся души и духа человека [5, с.354]. По этой важной причине государству трудно на законодательном уровне дать правовые определения тем или иным духовно-нравственным понятиям и явлениям, а значит утвердить доктрину духовно-нравственной безопасности граждан и стратегию духовно-нравственного развития России. Авторы настоящей статьи надеются, что указанные вопросы будут наукой и государством в ближайшее время разрешены.
   Очевидно, что граждане не должны надеяться только на государство в вопросах духовно-нравственного развития, а сами должны духовно и нравственно совершенствоваться.
  
  
   Источники и литература:
   1. Боброва Н.А.Конституционный строй и конституционализм в России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2003. - 264 с. 
   2. Голоскоков Л.В. Концептуальные и правовые основы стратегического управления // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 14 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М.: ИНИОН РАН, 2019. - Ч. 1. - С.75-80.
   3. Горелов А.А., Горелова Т.А. Духовные основы гражданского общества [Электронный ресурс]. URL: http://www.rikmosgu. ru/students/informatization/Gorelovs/ (дата обращения: 26.04.2019).
   4. Гузенко С.С. Религия и наука: духовно-нравственные права и свободы человека // Проблемы защиты прав: история и современность: материалы XII междунар. науч.-практ. конф., 27 октября 2017 г. / отв. ред. И.С. Кокорин. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. - С.289-291.
   5. Гузенко С.С. Духовно-нравственные аспекты здоровьесбережения и безопасности в образовании // Молодёжная наука в развитии регионов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых (Березники, 24 апреля 2019). - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политех. ун-та, 2019. - С.353-356.
   6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.2: И-О. - СПб.: ТОО "Диамант", 1996. - 784 с.
   7. Долин В.А. Концепт "Четвёртое поколение прав человека": опыт философско-антропологического обоснования // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал.отд-ния Рос. акад. наук. - 2018. - Т. 18. - Вып.4. - С.7-20
   8. Ерина Е.Б. Светский аспект понятия "духовность" // Научная мысль Кавказа. - 2010. - N 1. - С.142-147.
   9. Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   10. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. - Казань, 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://iventev.narod.ru/ (дата обращения: 26.04.2019).
   11. Ивентьев С.И. Отражение национальной идеи страны в Конституции Российской Федерации // Ф?Н-НАУКА. - 2011. - N 3.- С.71-72.
   12. Ивентьев С.И. Любовь как главная правовая ценность//Государство будущего: политико-правовой аспект: Статья докладов и выступлений Международной научно-практической конференции. Уфа, 22 февраля 2012г. - Уфа: Издательство "Нефтегазовое дело", 2012. - Вып.2. - С.25-30.
  
   13. Комкова Г.Н. Категория "ценность" в конституционном праве России // Известия Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2012. - Т.12. - Вып.2. - С.97-99.
   14. Крусс В.И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N 2. - С.7-14.
   15. Корсакова Л.Е. Проблематика духовности: в поисках новых концептуальных подходов//Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XII международной научно-практической конференции 2-3 октября 2012 г./Науч.-инф. издат. центр "Институт стратегических исследований". - Москва: Изд-во "Спецкнига", 2012. - С.350-356.
   16. Лисицын Д.В. Российский конституционализм как модель взаимодействия общества и государства. Автореферат   дис. ... канд. полит. наук. Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2004. - 24 с.
   17. Лазарев В.В. Общая теория прав и государства. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.
   18. Лутовинов В.И. Национальная идея и общероссийская идеология как главный ориентир и фактор развития России, стратегии достижения лучшего будущего // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 14 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М.: ИНИОН РАН, 2019. - Ч.1. - С.145-149.
   19. Медушевский А.Н. Политическая история русской революции: нормы, институты, формы социальной мобилизации в ХХ веке. - М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 656 с.
   20. Некрасов С.И., Некрасова У.С. Ценностное единство нравственности и права // Общество и право. - 2006. - N 3 (13). - С.7-12.
   21. Селезнев Ф.Н. Теологический подход к противодействию преступности // Криминология. - 2011. - N 4 (23). - С.81-88.
   22. Современный философский словарь / под общей ред. д.ф.н. проф. В.Е. Кемерова. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. - 1064 с.
   23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. - 384 с.
   24. Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2004. С. 10 - 31.
   25. Обращение В.В. Путина к избирателям России // Комсомольская правда. - 25 февраля, 2000.
   26. Шульга Р.Б. Роль традиционных религий в гражданском обществе // Вестник Омского университета. - 2014. - N 1. - С.143-146.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"