Искандаров Ш.Ф., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. : другие произведения.

Духовно-нравственный радикализм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предметом исследования выступает новый для науки авторский концепт "Духовно-нравственный радикализм". В работе представлены различные подходы к раскрытию смысла слова "радикализм". Обращено внимание, что понятие "духовно-нравственный радикализм" непосредственно связан с душой человека. При исследовании наряду с теоретическими методами логического и сравнительного анализа был использован научный метод - духовно-нравственный анализ. В статье представлена авторская классификация видов радикализма. Сделан вывод, что причины любых радикальных взглядов следует искать в человеческой душе. Для цитирования: Искандаров Ш.Ф., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный радикализм // Религия, дерадикализация, профилактика: проблемы и пути возвращения в мирную жизнь. Материалы международной научно-практической конференции, Махачкала, 24-25 ноября 2023 года / Под редакцией С.В. Сиражудиновой, С.А. Ниналалова. - Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2024. - С. 97-107. ISBN 978-5-00212-501-2


   Для цитирования:
   Искандаров Ш.Ф., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный радикализм // Религия, дерадикализация, профилактика: проблемы и пути возвращения в мирную жизнь. Материалы международной научно-практической конференции, Махачкала, 24-25 ноября 2023 года / Под редакцией С.В. Сиражудиновой, С.А. Ниналалова. - Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2024. - С. 97-107.
   ISBN 978-5-00212-501-2

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ РАДИКАЛИЗМ

Ш.Ф. Искандаров,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры прав человека и сравнительного

правоведения юридического факультета

Таджикского национального университета,

г. Душанбе, Республика Таджикистан

О.В. Шкуран

кандидат филологических наук, доцент,

директор Института профессионального развития

Луганского государственного педагогического университета,

 г. Луганск, Россия

С.И. Ивентьев,

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных

и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ",

член РФО, г. Казань, Россия

   Аннотация: предметом исследования выступает новый для науки авторский концепт "Духовно-нравственный радикализм". В работе представлены различные подходы к раскрытию смысла слова "радикализм". Обращено внимание, что понятие "духовно-нравственный радикализм" непосредственно связан с душой человека. При исследовании наряду с теоретическими методами логического и сравнительного анализа был использован научный метод - духовно-нравственный анализ. В статье представлена авторская классификация видов радикализма. Сделан вывод, что причины любых радикальных взглядов следует искать в человеческой душе.
   Ключевые слова: Бог, Любовь, человек, духовная личность, дух человека, душа человека, духовный радикализм, нравственный радикализм, духовно-нравственный радикализм, духовно-нравственный смысл, научный метод.
  
  

SPIRITUAL AND MORAL RADICALISM

Sh.F. Iskandarov

PhD in law, Associate Professor

Tajik National University

Dushanbe, Republic of Tajikistan

O.V. Shkuran

candidate of philological sciences, associate professor

Director of the Institute of Professional Development

Lugansk State Pedagogical University

Lugansk, Russia

S.I. Iventev

legal adviser, theologian, specialist in the field of national and

religious relations

LLC "DELIL", Kazan, Russia

   Abstract: the subject of the study is the author's concept Spiritual and moral radicalism�, which is new to science. The paper presents various approaches to the disclosure of the meaning of the word radicalism�. Attention is drawn to the fact that the concept of spiritual and moral radicalism� is directly related to the human soul. In the study, along with theoretical methods of logical and comparative analysis, a scientific method was used - spiritual and moral analysis. The article presents the author's classification of types of radicalism. It is concluded that the reasons for any radical views should be sought in the human soul.
   Keywords: God, Love, man, spiritual personality, human spirit, human soul, spiritual radicalism, moral radicalism, spiritual and moral radicalism, spiritual and moral meaning, scientific method.
  
  
   Основной целью статьи является исследование концепта "Духовно-нравственный радикализм".
   Методология исследования - логический и сравнительный анализ, систематизация, междисциплинарный и духовно-нравственный методы.
   Актуальность и востребованность исследуемой темы определяется отсутствием термина "духовно-нравственный радикализм", а также каких-либо исследований, посвящённых данному понятию.
   Существует очень много подходов в определении понятия "радикализм", к которым относятся следующие: философский, научный (исторический, психологический, филологический, политологический и др.), религиозный, правовой, медийный, бытовой, литературно-художественный и др. [15, с. 18-24]. 
   В основном определения слова "радикализм" вышеуказанных подходов подробно отражены в специализированных словарях и энциклопедиях.
   Так, согласно Толковому словарю живого великорусского языка Даль В.И., радикалъ м., [фрн. radical], политикъ, требующй коренныхъ преобразованй въ управлени, на основани науки, отвергающй опытъ. [Радикальничать, высказывать радикальныя воззрня, притворяться радикаломъ. Радикальничающая газета, играющая въ радикализмъ]. Радикальный, коренной, основный, [задвающй основы, передлывающй до основаня] [7, с. 1466]. 
   Рассмотрим нижеуказанные основные подходы по определению понятия "радикализм".
   Философское определение концепта "радикализм".
   Согласно Новой философской энциклопедии, радикализм (от позднелат. Radicalis - коренной, лат. radix - корень) - буквально бескомпромиссное стремление идти до конца, добиваться коренных изменений и наиболее полных результатов в любой преобразовательной деятельности. Термин возник в Англии в конце 18 в. и затем, уже в 19 в. получил распространение в континентальной Европе и обозначал социальную и политико-философскую мысль, ориентированную на общественные, политические, экономические и культурные преобразования и соответствующую реформаторскую практику [5]. 
   Научное определение понятия "радикализм".
   Радикализм (от латинского radix - корень) - это приверженность социально-политическим идеям, а также философским и религиозным течениям, предлагающим решительное изменение актуальных социальных, политических институтов и мировоззренческих норм путём разрыва с существующей традицией [15, с. 19]. 
   При этом в различных научных отраслях концепт "радикализм" конкретизируется с учётом особенностей своего предмета исследования.
   Например, как отмечает А.Н. Смертин, относительной популярностью и самостоятельностью пользуется психологический подход к понятию радикализма, рассматривающий его через темперамент, готовность, предрасположенность партии, фракции, лидеров к решительным методам и действиям в политике [13, с. 111]. 
   Правовая трактовка понятия "радикализм".
   В российском законодательстве отсутствует чёткое и недвусмысленное правовое определение "радикализм". Между тем, в российских нормативно-правовых актах и документах, посвящённых национальной безопасности Российской Федерации, имеется ссылка на данное понятие, которое увязывается с понятиями "терроризм", "экстремизм" и "религиозный радикализм" как "один из факторов, обусловливающих возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующих ему причинами и условиями [15, с. 23-24]. 
   Правовые акты Российской Федерации, Канады, Франции и Малайзии не криминализируют радикализм, однако органы власти, общество и органы правопорядка совместными усилиями проводят стратегию дерадикализации с использованием сети Интернет [5, с. 153]. 
   Религиозный взгляд на понятие "радикализм".
   В православных словарях слово "радикал" отсутствует. При этом в христианской традиции апеллируют понятием "нравственный радикализм" или "аскетический радикализм", который направлен внутрь человека, он обращен, прежде всего, на страсти и пороки, с которыми христианину следует неустанно бороться [12, с. 50-54]. 
   Как пишет И.В. Полозова, "отметим, что христианский, нравственный радикализм, обращенный внутрь человека, является обязательным для христианина. По словам Иисуса Христа "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф.,12:30). И, действительно, настоящий христианин призван осуществлять нравственный выбор в пользу добра, и никакие компромиссы здесь невозможны. Такой аскетический радикализм направлен внутрь человека, он обращен, прежде всего, на страсти и пороки, с которыми христианину следует неустанно бороться. Такой нравственный радикализм следует считать духовно оправданным, ведь православное вероучение учит человека радикально относиться лишь к своим грехам, и наоборот, терпимо, без осуждения, относиться к грехам окружающих" [12, с. 50]. 
   В литературе подробно раскрыты понятия "политический радикализм", "религиозный радикализм", "исламский радикализм". В целом в общественной жизни присутствует и преобладает политический смысл понятия "радикализм".
   Радикализм часто направлен против чужих ценностей (духовно-нравственных, конституционных и социальных ценностей).
   С уверенностью можно сказать, что основу радикализма составляет неуважение к другим людям и их ценностям.
   В зависимости от идеала радикализм традиционно подразделяют на два типа: а) Правый радикализм выражается в стремлении вернуть некий традиционный или архаичный идеал, поэтому для его обозначения используется термин архаизм (от др. греч. устаревшее выражение), чтобы не путать с консерваторами. б) Левый радикализм является проводником изменения и последующего воплощения в жизнь принципиально нового политического, общественного или религиозного идеала, не существовавшего в истории [14, с. 134]. 
   В литературе в основном выделяют следующие виды радикализма: правый и левый; идеологический, политический, религиозный (исламский, христианский), светский радикализм, церковный и др. [12, с. 50-54; 13, с. 109-122]. Существует большое количество типов и видов радикализма, которые авторами систематизированы в нижеуказанную классификацию.
   Часто религиозный радикализм именуют духовным радикализмом. При этом данный радикализм не всегда связан с душой и духом человека.
   Выше мы привели так называемое человеческое понимание концепта "радикализм".
   Вне научно-философского осмысления остаётся взгляд человеческой души на понятие "радикализм".
   В литературе отсутствуют исследования, посвященные взаимосвязи души человека с радикализмом, а также понятию "духовно-нравственный радикализм".
   Для того чтобы всесторонне и полно раскрыть концепт "радикализм", в работе авторами был применён научный метод - духовно-нравственный анализ, несущий в себе духовно-нравственный смысл [8, с. 163-172], который раскрывает взгляд человеческой души на радикализм. Главной ценностью и критерием духовно-нравственного метода является анализ смыслов того или иного феномена и понятия в аспекте соотношения с душой и духом человека [8, с. 163-172].
   Согласно религиозному учению творения или креационизма (от лат. creare - создавать, форма, creatio - создаю, создание, сотворение), человек был сотворён Богом по своему образу и подобию, сначала был сотворён мужчина, позже женщина, и люди являются Его детьми (Библия Быт. 1:26, Пос. к. Рим. Св. ап. Павла, 8:16-17; Коран 7:11) [3, с. 17-21; 4; 10].
   Человек является Духовной (Духовно-нравственной) и социальной личностью [8, с. 166]. Духовная (Духовно-нравственная) личность представлена душой и духом человека [8, с. 166]. При этом в разных учениях душа и дух могут трактоваться довольно разнообразно и порой придаваться иной смысл, чем в настоящей работе. Например, в ряде восточных индийских учений дух понимается как Атман - вечная неизменная частица Бога в человеке или существующая независимо от последнего, а душа - как конкретные проявления психического мира людей в их эмоционально-чувственном, нравственном и рациональном поведении.
   В настоящем исследовании под душой и духом человека понимается следующее.
   Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а душа человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога [1, с. 21-29].  При этом многими исследователями светской науки под последними мыслится сознание и подсознание человека [2, с. 401-407]. 
   Душа человека - бессмертная Духовная Личность, не имеющая какого-либо пола, которая имеет право на бессмертие, и не прекращающая перевоплощение (инкарнацию - от лат. incarntio - воплощение) в новом физическом теле человека [9, с. 310-312].
   Душа человека часто отождествляется с нравом, где мораль является основной её характеристикой, нрав - свойство души человека [8, 9]. Каждая человеческая душа имеет свой неповторимый нрав и характер [6, с. 191-198].
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) особое внимание уделяется душе человека [8, с. 166]. По этой причине необходимо изучать любые явления с точки зрения души и духа человека.
   Душа мотивирует человека на те или иные поступки, определённое поведение, в т.ч. радикальное поведение, как его именует человек. Здесь речь больше идёт о духовном и нравственном радикализме души человека. При этом человеческая душа не приемлет радикальных революционных идей по изменению социально-политического строя путём революций и убийства людей.
   Христианство по-своему раскрывает "нравственный радикализм" человека и его души, который направлен внутрь человека (понимается душа человека).
   Понятия "духовный радикализм души человека" и "нравственный радикализм души человека" не тождественны определениям "духовный радикализм человека", "нравственный радикализм человека", ибо первые два понятия подчеркивают именно духовную, а не человеческую (социальную) природу данного явления.
   Так называемое радикальное поведение души человека следует именовать духовно-нравственным радикализмом, тем самым показывая его духовную и нравственную основу.
   Бывают случаи, когда человек под давлением обстоятельства (принадлежность к определенному государству, нации, этносу, религиозной или иной корпоративной общине, насилие, манипуляция и пр.) идёт против воли своей души по пути радикализма и экстремизма.
   Духовно-нравственный радикализм может проявляться в виде идеологического радикализма (религиозного, политического, революционного и т.п.). К этому, как правило, приводит существующий дисбаланс духовных и материальных потребностей человека в сторону вторых, отход человека и его души от Бога (Любви), а также от Божественных (Бог, Любовь, Божественная энергия и информация, Сотворчество др.) и духовно-нравственных ценностей (Вера в Бога, религия, мораль, творчество и др.) [14, с. 162-305]. В данном случае говорят о проблеме и черствости человеческой души, которые приводят к неуважению другого человека (другой души) и к различным правонарушениям и преступлениям (экстремизм, терроризм и др.).
   Именно существующий дисбаланс духовных и материальных потребностей человека, преобладание так называемой концепции общества потребления является благодатной почвой для различных радикальных взглядов.
   Следует обратить внимание на то, что не всегда человеческая душа так категорична к условиям своего личного (духовного) и человеческого (материального) бытия. Это проявляется, когда человек гармоничен во всём, отсутствует дисбаланс духовных и материальных потребностей. Примерами такой гармонии служат известные личности Иисус Христос, Будда, Мухаммад и др.
   Учитывая, что дух человека представляет собой эманацию Бога, Которому не свойственны какие-либо радикальные взгляды человека, а значит, человеческому духу не приемлемы различные неразумные и политические радикальные человеческие идеи по разрушению существующих связей человека с Богом (Любовью), человека и его души, а также человека с окружающим его мира.
   Под духовно-нравственным радикализмом следует понимать действия души человека, направленные на движение человека к Богу (Любви), сохранение связей человека с Богом (Любовью), восстановление и поддержание баланса духовных и материальных потребностей человека, организацию жизни человека в соответствии с Божественными и духовно-нравственными ценностями. При этом душа человека учитывает свободу выбора человека и его души, к которой относится с уважением.
   В ходе исследования понятия "радикализм" возникла необходимость в объединении различных типов и видов радикализма в единую классификацию.
   На взгляд авторов, классификация видов радикализма будет выглядеть следующим образом:
   1.По источнику.
   1.1.Духовный радикализм.
   1.1.1.Радикализм Души человека.
   1.1.2.Радикализм иных Духов.
   1.2.Материальный (физический) радикализм.
   1.2.1.Человеческий радикализм.
   1.2.2.Радикализм иных живых существ.
   2.По мировоззрению (идеологии) (идеологический радикализм).
   2.1.Философский радикализм.
   2.2.Научный радикализм.
   2.2.1.Исторический.
   2.2.2.Психологический.
   2.2.3.Другие.
   2.3.Политический радикализм.
   2.4.Религиозный (духовный) радикализм.
   2.4.1.Исламский радикализм.
   2.4.2.Христианский радикализм.
   2.4.2.1.Евангельский радикализм.
   2.4.2.2.Православный фундаментализм.
   2.4.2.3.Протестанский радикализм.
   2.4.3.Языческий радикализм.
   2.4.4.Радикализм сект.
   2.4.5.Иные.
   2.5.Социальный радикализм.
   3. В зависимости от идеала.
   3.1.Правый.
   3.2.Левый.
   4.По направленности.
   4.1.Внешний.
   4.2.Внутренний (направлен во внутрь человека).
   5.По социальному регулятору.
   5.1.Духовно-нравственный радикализм.
   5.2.Нравственный (моральный) радикализм.
   5.2.Правовой радикализм.
   5.3.Традиционный радикализм (ритуальный радикализм).
   5.4.Корпоративный радикализм.
   5.5.Религиозно-нормативный радикализм.
   5.6.Другие.
   6.По отношению к ценностям.
   6.1.Аксиологический радикализм.
   6.2.Антиценностной радикализм.
   7.По этническому (национальному) признаку.
   7.1.Русский радикализм.
   7.2.Французский радикализм.
   7.3.Другие.
   8.В зависимости от методов и форм политической борьбы.
   8.1.Умеренный радикализм (легальные, парламентские, культурно-просветительские формы и методы борьбы).
   8.2.Экстремистский радикализм (как правый, так и левый).
   8.3.Революционный радикализм.
   9.По возрасту.
   9.1.Подростковый радикализм (определённая субкультура).
   9.2.Молодёжный радикализм (определённая субкультура и пр.).
   9.3.Другие.
   10.По гендерному признаку (гендерный радикализм).
   10.1.Мужской радикализм.
   10.2.Женский радикализм (феминизм и пр.).
   11.По отношению к религии.
   11.1.Светский радикализм.
   11.2.Религиозный радикализм.
   11.3.Смешанный радикализм.
   12.По количеству субъектов.
   12.1.Индивидуальный радикализм.
   12.2. Коллективный (групповой) радикализм.
   12.3.Массовый радикализм (радикализм сообщества/страны, человеческий радикализм).
   13.Другие виды радикализма.
   Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
   1.Понятие "радикализм" охватывает не только социальную, политическую, но и духовно-нравственную сферу человека, а также человеческую душу.
   Радикализм имеет духовно-нравственную природу.
   2.Введённый авторами в оборот концепт "Духовно-нравственный радикализм" позволяет обратить наше внимание на душу человека, которая так или иначе, в т.ч. через радикальные взгляды, пытается сказать, а точнее открыто говорит о существующих у неё проблемах, требующих немедленного разрешения.
   3.Причины любых радикальных взглядов следует искать в человеческой душе, что требует тщательного дальнейшего изучения.
  
  

Список литературы

   1.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
   2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15.02.2021 г. / ФГБОУ ВО ИГУ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. - С. 401-407.
   3.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Можно ли считать человека рабом Божьим после законодательного запрета любого вида рабства? // Человек в современных социально-философских концепциях: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, г. Елабуга, 26 ноября 2021 г., ред.кол.: С.В. Смирнов (отв. ред.), А.Г. Сабиров (науч. ред.) и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2021. - С. 17-21.
   4.Библия: каноническая, русский синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 2007. - 1057 с.
   5.Бизина М.Ю. Сравнительный анализ понятия �радикализм� с правовой и 
   общественной точек зрения в Российской Федерации и странах дальнего зарубежья в новой цифровой реальности // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2021. ! 63. С. 153-161.
   6.Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный и правовой аспекты свободы личности в цифровую эпоху // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции (г. Казань, 23.09.2022 г.) / под ред. И.Р. Бегишева, Е.А. Громовой, М.В. Залоило, И.А. Филиповой, А.А. Шутовой. В 6 т. Т. 4. - Казань: Изд-во �Познание� Казанского инновационного университета, 2022. - С. 191-198.
   7.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.3. - СПб., М.: Т-во М.О. Вольф, 1907. - 1782 с.
   8.8.Искандаров Ш.Ф., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный смысл религии: гендерный аспект // Религия, религиозные организации, стратегии и практики дерадикализации: гендерный аспект: Материалы II Международной научно-практической конференции, Махачкала, 17-18.06.2023 г. / Под редакцией О.С. Мутиевой, С.В. Сиражудиновой. - Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2023. - С. 163-172.
   9.Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   10.Коран / АН СССР, Ин-т востоковедения; Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского; ред. В.И. Беляев; авт. предисл. П. Грязневич, В. Беляев. - 2-е изд. - М.: Наука, 1986. - 727 с.
   11.Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3: Н - С. / Ин-т философии Российской акад. наук, Национальный общественно-научный фонд ; науч.-ред. совет.: В.С. Степин - пред. совета и др. - М.: Мысль, 2010.
- 692 с.
   12.Полозова И.В. Христианский радикализм и его проявления в общественной жизни России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2015. - ! 6. - С. 50-54.
   13.Смертин А.Н. Политический радикализм: некоторые аспекты определения понятия // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - ! 9. - С.109-112.
   14.Термины и понятия радикальных религиозных субкультур: Словарь-справочник, учебное пособие / А.М. Прилуцкий, А.В. Гайдуков, Д.Т. Хусаинов, Д.А. Головушкин; под ред. А.М. Прилуцкого. - СПб.: Изд-во Первый издательскополиграфический холдинг, 2023. - 174 с.
   15.Экстремизм и радикализм - от понятий к пониманию: методическое пособие / Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодёжи КОНТАКТ. - СПб.: Амирит, 2016 г. - 138 с.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"