Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственная основа становления личности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье раскрываются теоретические основы ценностей, благодаря которым происходит духовно-нравственное развитие личности. Авторами делается вывод о том, что системность профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов на работе или учёбе связана с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека. Исходные данные статьи для правильного цитирования: Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная основа становления личности // Духовно-нравственное воспитание в семье и школе как основа становления личности подрастающего поколения. Материалы Международной научно-практической конференции, 22- 23 ноября 2019 г. - Махачкала: Дагестанский институт развития образования, 2019. - С.8-11. ISBN 978-5-907249-00-4.


   Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная основа становления личности
   // Духовно-нравственное воспитание в семье и школе как основа становления личности подрастающего поколения. Материалы Международной научно-практической конференции, 22- 23 ноября 2019 г. - Махачкала: Дагестанский институт развития образования, 2019. - С.8-11.
   ISBN 978-5-907249-00-4.
   Тираж 100 экз

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

  

Боброва Н.А.,

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ,

профессор Тольяттинского государственного университета, г.Тольятти

Ивентьев С.И.
юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО, г.Казань

   Аннотация. В статье раскрываются теоретические основы ценностей, благодаря которым происходит духовно-нравственное развитие личности. Авторами делается вывод о том, что системность профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов на работе или учёбе связана с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека.
   Ключевые слова: человек, дух, душа, личность, ценности, права человека, социализация.
  

SPIRITUAL AND MORAL BASIS OF THE FORMATION OF PERSONALITY

Bobrova N.A.

doctor of laws (LLD), Professor, Honoured lawyer of the RUSSIA,

Professor Togliatti State University, Togliatti

Iventev S.I.

the legal counsel, theologian, specialist in the sphere of national and

religious relations DЕLIL LLC, Member of RFO , Kazan

   Abstract. The article reveals the theoretical foundations of values which is spiritual and moral development of the individual. The authors concluded that the systemic nature of professional Burnout, professional destrukcij and nervous breakdowns on work or study due to the fact that there is an imbalance in the spiritually-moral and material human needs.
   Keywords: words: man, spirit, soul, the identity of the, values, human rights, socialization.
  
   Процесс духовно-нравственного развития, социализации человека связан с усвоением общечеловеческих, национальных и этнических ценностей, социальных норм и образцов поведения.
   Если рассматривать социализацию личности с социологической и психологической точки зрения, то мы в обязательном порядке выходим на понятие "благополучие", под которым, согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, понимается благосостояние, благоденствие, счастье, желанное состояние, душевное приволье, удовольствие [4, с.93].
   Этимологические корни слова "благополучие" состоят из двух слов: благо и получать. В соответствии с Философским энциклопедическим словарём, под благом понимается "то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей" [15, с.47]. Синонимами рассматриваемого слова выступают такие слова, как благоденствие, счастье, довольство и обеспеченность, а гипонимами - достатокбогатство. Производными слова "благо" являются следующие слова: благословление, благодарить, благородный, благовест, благодарность, благость, Благовещенск, благодатный, благосостояние, благочестие и др.
   Благополучие человека включает в себя две составляющие: духовную и физическую, связанную со здоровьем человека [5],  под которым, согласно преамбуле Устава Всемирной организации здоровья от 22.06.1946 г., в международном праве понимается "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".
   Здоровье человека - это состояние организма человека, в котором сбалансированы духовно-нравственные и материальные потребности души, духа и тела человека [8, с. 271].
   С точки зрения религии благо (благополучие) всегда связано с Богом. В христианстве Благим (Всеблагим) именуют Бога (Мф. 19:17), Который дарует человеку блага.  В Коране сказано: "Все блага, которые вы имеете, всё от Аллаха" (16:53).
   Под благополучием человека следует подразумевать гармонию физического тела, души и духа человека, дающую духовно-нравственное, социальное и физическое здоровье, а также его духовно-нравственных и материальных благ (потребностей).
   Как указывает Р.А. Березовская, "в отечественной психологии профессиональное благополучие рассматривается как критерий профессиональной идентичности и как характеристика деятельности, которая может свидетельствовать о степени её приемлемости с точки зрения мотивов и установок личности [Шамионов, 2008]; как "процесс и состояние, интегрально отражающие жизненную деятельность субъекта, ее условия и результаты, а также отношение субъекта к результатам деятельности" [Бояркин и др., 2007]; ... Различные подходы к определению понятия указывают на многоплановость проблемы изучения субъективного благополучия в профессиональной сфере" [2, с. 2].
   Профессиональное благополучие человека - это здоровое духовно-нравственное, социальное и физическое состояние человека в профессиональной среде, в которой сбалансированы его духовно-нравственные и материальные потребности, и работа (трудовая деятельность) выступает хобби, а также мотивацией совершенствования.
   Духовно-нравственное развитие личности связано с духовностью человека.
   "Духовность - это состояние личности, которое выражается в гармонии человека и Космоса и даёт ощущение единства с окружающим миром, природой, людьми. Духовность придает смысл нашей жизни" [1, с. 107].
   Согласно Современному философскому словарю, духовность подразделяется на следующие аспекты: "1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность; наполненность духом творчества, творящим духом; 3) процесс гармоничного развития духовных способностей человека", при этом светская духовность рассматривается как "перевернутая религиозная формула: вместо описания духовности как присутствия в душе человека Духа Божьего о духовности говорят как о добровольном выборе индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинении своей жизни их требованиям" [13, с.266-267].
   Духовность человека - это главная сущность и деятельность души и духа человека.
   Общественные отношения, возникающие в процессе социальной деятельности и социализации людей, регулируются социальными нормами.
   Под социальными нормами, как правило, понимают определённые правила, которые регулируют поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях [14, с.196].
   К социальным нормам относят следующие группы социальных регуляторов: неправовые обычаи, традиции, ритуалы, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность) и нормы права [9, с. 112; 14, с.197].
   "Нормы морали (нравственности) - это есть правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением" [14, с. 197].
   В правовом государстве главную роль в регуляции общественных отношений играет право, которое закрепляет права и обязанности граждан.
   Анализ становления прав человека показывает, что основу современной цивилизации до конца прошлого столетия составляли три поколения прав человека, которые были провозглашены в ходе буржуазных революций. К ним относят гражданские, политические, экономические и социальные права и свободы человека и гражданина.
   Юридическая наука по-новому взглянула на человека, его материальные и нематериальные блага. Человек стал рассматриваться не только как физический носитель материальных прав, но и как духовно-нравственная личность, которой принадлежит определённый набор прав и свобод.
   Духовно-нравственная личность напрямую связана с душой и духом человека или главной его духовной составляющей.
   Согласно концепции четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека, душа человека наделяется определёнными правами и свободами [3, с. 183-185; 6, с.9], а также относится к нематериальным благам или, как говорят наши коллеги, нематериальному активу, который бесценен [7, с.158]. В данном случае под духом человека С.И. Ивентьев мыслит нетелесное, невещественное начало, эманация Бога [6, с.17, 352].
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека" [10, с. 291]. При этом под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащиту [10, с.245].
   "Душа человека - это Божественная и духовно-нравственная ценность, нематериальное благо человека" [7, с.153-164].
   "Дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия - дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но не осознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека" [11, с. 9].
   Безусловно, что существует проблема идентификации "души человека" в структуре духовной реальности [12, с.57-64].
   Г.Г. Абсалямова, Г.С. Байгулова в структуре духовности выделяют следующие компоненты, которые, по нашему мнению, влияют на духовно-нравственное становление личности: 1. Самодисциплина - это умение следовать принятому решению, своим желаниям и целям в любых; 2. Осознанность - это способность человека осознавать самого себя, своей высшей природы - Духовного Я, своих эмоций, действий. 3. Мудрость во взгляде на жизнь, которая воспринимается через призму объективного опыта, через спокойствие и любовь. Это проявление любви в жизни, а значит духовности. 4. Любовь - это сознательное добровольное жертвоприношение своего внутреннего мира и своего окружения во имя другого человека. Любовь есть наивысшее состояние сознания человека, состояние Духа. 5. Самосовершенствование - это самовоспитание или сознательное и целенаправленное действие человека по отношению к самому себе с целью развития определенного сознания нравственности и нравственных качеств, в соответствии с представлениями о нравственном идеале. 6. Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Это способность человека контролировать свои мысли, бдить их, не допускать негативных мыслей. 7. Совесть - это голос Духовного Я, сущности человека [1, с. 105-106].
   Системность профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов на работе или учёбе связана с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека. Редко встречается, когда человек занимается любимым делом (учёбой) или у человека работа является оплачиваемым хобби (от англ. hobby - увлечение, любимое дело), которое всегда сопутствует профессиональному благополучию. Психологи пытаются бороться с вышеуказанными профессиональными проблемами, но никак не могут сбалансировать материальные притязания человека и духовно-нравственные потребности его души и духа, т.к. в науке последние пока тщательно не изучены.
   Божественные, духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека.
   Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, Божественное и духовно-нравственное творчество, духовно-нравственное воспитание и просвещение, осуществляемое семьёй, духовными и светскими учебными заведениями. В отличие от светских организаций, в религиозных учреждениях уделяется больше внимания духовно-нравственным потребностям души и духа человека.
   Во многих учреждениях, организациях, к большому сожалению, мало уделяется духовно-нравственному аспекту профессионального развития работника или обучающегося. В основном это ограничивается исполнением профессиональной этики.
   Права души и духа человека позволяют осмыслить значимость духовных ценностей и сбалансировать духовно-нравственные и материальные потребности человека.
   По нашему мнению, права души и духа человека являются основой процесса духовно-нравственного развития человека как личности, его социализации и профессионального роста.
  
  

Список литературы

   1.Абсалямова Г.Г., Байгулова Г.С. О сущности и структуре духовности личности //
Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - N 1. - Т. 2. - С.104-107.
   2.Березовская Р.А.Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9. - N 45. - С. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 09.06.2019).
   3.Гузенко С.С.Что такое права души человека? // Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ. конф. (26 мая 2017  г., г.Нижний Тагил) в 2 т. Т.2. - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185.
   4.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.1: А-3. - СПб.: ТОО "Диамант", 1996. - 800 с.
   5.Дружилов С.А. Профессиональное благополучие человека и психологические аспекты профессиональной адаптации и профессиональных деструкций // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - N 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76347 (дата обращения: 09.06.2019).
   6.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   7.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н.Аргунова; сост: А.Е.Антипова, С.В.Бояринцева, А.А.Лушавина, У.В.Куприна, А.Н.Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   8.Ивентьев С.И.Справедливость с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Социальная справедливость - основа общественного здоровья / Материалы научно-практической конференции 13 марта 2018 г. - СПб.: Культурно-просветительское товарищество, 2018. - С.271-282.
   9.Лазарев В.В. Общая теория прав и государства. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.
   10.Меньчиков Г.П.Неосознаваемое в структуре духа человека. - Казань: Познание, 2012. - 268 с.
   11.Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - N 1. - С. 9-13.
   12.Меньчиков Г.П. О проблеме идентификации "души человека" в структуре духовной реальности. Вестник Пермского гос. ун-та. Философия. Психология. Социология. - 2013. - N 4 (16). - С.57-64.
   13.Современный философский словарь/ под общей ред. д.ф.н. проф. В.Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. - 1064 с.
   14.Хропанюк В.Н.Теория государства и права. - М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. - 384 с.
   15.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"