Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Четвёртое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.06*21  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Человек по своей природе является Творцом, наделённым творческим потенциалом. Автор статьи раскрывает основу человеческого творчества.

   В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности [1-5,7].
   К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание и пр.
   В начале ХХI века в России также было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав, которое автором настоящей статьи было названо "Божественными правами и свободами" [4]. Основу пятого поколения прав составляют Любовь, информация и энергия.
   К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на информацию и управление энергией, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
  С учётом открытия вышеуказанных поколений прав, предметом нашего рассмотрения являются Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного и российского права.
   В Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., Всемирной конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 г. и Конституции РФ (статьи 26 и 37) закреплено право человека на труд и творчество.
   Согласно статье 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре: Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства [10]. Органы государственной власти Российской Федерации гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности свободу творчества (часть 2 статьи Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"). Аналогичная правовая норма содержится в Федеральном законе "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" в отношении творчества архитектора (часть 2 статья 15).
  В науке под творчеством понимают процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
   Согласно словарю В.И.Даля, творить - что, давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать. Один Бог творит [12].
   В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г. указывается: "XIV.2. Латинское слово cultura, означающее "возделывание", "воспитание", "образование", "развитие", происходит от слова cultus - "почитание", "поклонение", "культ". Это указывает на религиозные корни культуры. Создав человека, Бог поместил его в раю, повелев возделывать и хранить Свое творение (Быт. 2. 15). Культура как сохранение окружающего мира и забота о нем является богозаповеданным деланием человека. После изгнания из рая, когда люди оказались перед необходимостью бороться за выживание, возникли производство орудий труда, градостроительство, сельскохозяйственная деятельность, искусство. Отцы и учители Церкви подчеркивали изначальное божественное происхождение культуры. Климент Александрийский, в частности, воспринимал ее как плод творчества человека под водительством Логоса: "Писание общим именем мудрости называет вообще все мирские науки и искусства, все, до чего ум человеческий мог дойти... ибо всякое искусство и всякое знание происходит от Бога". А святой Григорий Богослов писал: "Как в искусной музыкальной гармонии каждая струна издает различный звук, одна - высокий, другая - низкий, так и в этом Художник и Творец-Слово, хотя и поставил различных изобретателей различных занятий и искусств, но все дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить наc узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной". Церковь восприняла многое из созданного человечеством в области искусства и культуры, переплавляя плоды творчества в горниле религиозного опыта, стремясь очистить их от душепагубных элементов, а затем преподать людям. Она освящает различные стороны культуры и многое дает для ее развития. Православный иконописец, поэт, философ, музыкант, архитектор, актер и писатель обращаются к средствам искусства, дабы выразить опыт духовного обновления, который они обрели в себе и желают подарить другим. Церковь позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его бытия. В результате человеческое творчество, воцерковляясь, возвращается к своим изначальным религиозным корням. Церковь помогает культуре переступить границы чисто земного дела: предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает ее открытой для соработничества Богу". Светская культура способна быть носительницей благовестия. Это особенно важно в тех случаях, когда влияние христианства в обществе ослабевает или когда светские власти вступают в открытую борьбу с Церковью. Так, в годы государственного атеизма русская классическая литература, поэзия, живопись и музыка становились для многих едва ли не единственными источниками религиозных знаний. Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, изобразительному искусству, музыке, архитектуре, театру, кино. Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу.
  К людям культуры Церковь всегда обращает призыв: "Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12. 2). В то же время Церковь предостерегает: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1 Ин. 4. 1). Человек не всегда обладает достаточной духовной зоркостью, чтобы отделить подлинное божественное вдохновение от "вдохновения" экстатического, за которым нередко стоят темные силы, разрушительно действующие на человека. Последнее происходит, в частности, в результате соприкосновения с миром колдовства и магии, а также из-за употребления наркотиков. Церковное воспитание помогает обрести духовное зрение, позволяющее отличать доброе от дурного, божественное от демонического".
   В традиционной науке выделяют следующие виды творчества:
  1.Художественное творчество;
  2.Научное творчество;
  3.Техническое творчество;
  4.Спортивное творчество.
   В юридической науке право на творчество (свободу творчества) относят к первому и второму поколению прав - гражданским, культурным правам и свободам человека и гражданина [9].
   Как правило, творчество рассматривается в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс (психологический "механизм") протекания акта творчества как субъективного акта индивида-творца. В свою очередь, философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в различные исторические эпохи.
   Н. А. Бердяев отмечает, что творческий акт всегда связан со свободой и преодолением [11].
   Непосредственно к духовно-нравственным правам и свободам человека, которые, по нашему мнению, были закреплены в международном и российском праве, следует отнести право человека на творчество, связанное с религией (духовное творчество), моралью и этикой (морально-этическое творчество).
   Во всех сферах жизнедеятельности человека, как отмечал Д.Л.Андреев [6], наблюдаются два рада различных явлений: духовный и интеллектуальный. Почти вся область науки и тем более техники принадлежит ко второму ряду; в него также входят философские (кроме духовной философии), правовые (право), эстетические и моральные построения. Сюда же относятся общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература. Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений. Сюда полностью относятся области религии, спиритуалистической или духовной Философии, метаистории, магии, высокой этики или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений.
   Понятие творчества охватывает не только духовную и интеллектуальную сферу деятельности человека, но и Божественную.
   Сотворчество - это творчество человека высшего Божественного порядка, где человек, находясь в Любви, использует Энергию Любви, Божественную информацию для сотворения Миров и человека, преобразования и совершенствования уже существующих творений Бога. Как указывалось выше, право на Сотворчество относится к Божественным правам и свободам (пятому поколению прав человека и гражданина).
   В связи с открытием Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина, следует выделять по своей значимости следующие виды творчества:
  
  1.Божественное творчество;
  2.Духовное творчество;
  3.Морально-этическое творчество;
  4.Художественное творчество;
  5.Научное творчество;
  6.Техническое творчество;
  7.Спортивное творчество.
  
   Основополагающим творчеством следует считать Божественное творчество.
   По нашему мнению, ценным является творчество, которое раскрывает величие и сущность Творца, духовно и нравственно совершенствует человека и окружающий мир.
   Современная российская педагогика направлена на раскрытие творческого потенциала у молодого поколения в различных отраслях науки, техники, искусства, спорта, туризма и других сферах человеческой деятельности [8].
   К большому сожалению, педагогика не охватывает и не раскрывает Божественную и духовную сферу деятельности молодёжи, так как в основу своего существования государство поставило науку и право, которым чужды религия и мораль [1,2,5,7].
  
  
  
   Список использованной литературы
  
  1. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 марта 2010г.).Ч.1.-Уфа: РИЦ БашГУ. 2010.с.94-97.
  2. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Ежемесячный научный журнал "Дискуссия", номер 2 февраль 2010г. с.92-93.
  3. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Казань, ТИСБИ. 1999. 2 сентября. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://iventev.narod.ru/. с.5-6.
  4. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. - Караганда: Издательство КарГУ. 2010. с.47-49.
  5. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Выбор.//Система ценностей современного общества. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции 3 марта 2010г. Часть 2/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство "СИБПРИНТ". 2010. с.210-213.
  6. Андреев Д.Л. Собрание сочинений. Т.2. М.: Московский рабочий: Присцельс. 1995. с.446.
  7. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Воспитание//Современное образование в условиях реформирования: Инновации и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 17 марта 2010/Под общ.ред.А.И.Таюрского. -Красноярск. Ч.3. 2010. с.229-331.
  8. Карташова И.А. Развитие творческих способностей школьников в процессе подготовки и проведению интеллектуальных игр//Современное образование в условиях реформирования: Инновации и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 17 марта 2010/Под общ.ред.А.И.Таюрского. -Красноярск. Ч.3. 2010. с.195-198.
  9. Сазонникова Е.В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России//Журнал российского права. 2009. номер 2. с.52-59.
  10. Российская газета. Љ 248. 17.11.1992.
  11. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. -М.: Искусство. 1994. с. 40.
  12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -СПб: ТОО Диамант, 1996.
Оценка: 6.06*21  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"