Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. : другие произведения.

Влияние принципа педагогического гуманизма на современные тренды образовательного пространства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предметом статьи выступает педагогический гуманизм. Цель статьи - исследовать влияние педагогического гуманизма на современное образовательное пространство и его основные тенденции (тренды). Авторы вводят в оборот понятие "Духовно-нравственная педагогика", под которым понимается процесс воспитания и обучения человека в детско-юношеском возрасте как духовной личности. В работе предлагается отнести духовно-нравственные ценности, педагогический гуманизм, духовно-нравственную педагогику и духовно-нравственные инновации к главным образовательным тенденциям (трендам), а также дано авторское определение понятию "личность". Исходные данные статьи: Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Влияние принципа педагогического гуманизма на современные тренды образовательного пространства // Координаты современной урбанистики: новая гуманитарная перспектива: в 2 томах. Сер. "Научная мысль". - М.: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - С.143-145.

  Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Влияние принципа педагогического гуманизма на современные тренды образовательного пространства // Координаты современной урбанистики: новая гуманитарная перспектива: в 2 томах. Сер. "Научная мысль". - М.: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - С.143-145.
  
  УДК 37, 165.74
  
  Лилия Ричарди Данакари¹
  Константин Павлович Ермоченко²
  Сергей Иванович Ивентьев³
  
  ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА НА СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
  
  ¹ ФГАОУ ВО "Волгоградский государственный университет"
  ² ФГБОУ ВО "Смоленский государственный университет"
  ³ООО "ДЭЛИЛ", г. Казань
  
  
  Предметом статьи выступает педагогический гуманизм. Цель статьи - исследовать влияние педагогического гуманизма на современное образовательное пространство и его основные тенденции (тренды). Авторы вводят в оборот понятие "Духовно-нравственная педагогика", под которым понимается процесс воспитания и обучения человека в детско-юношеском возрасте как духовной личности. В работе предлагается отнести духовно-нравственные ценности, педагогический гуманизм, духовно-нравственную педагогику и духовно-нравственные инновации к главным образовательным тенденциям (трендам), а также дано авторское определение понятию "личность".
  
  Ключевые слова. Бог, человек, душа человека, дух человека, личность, духовность, нравственность, гуманизм, педагогический гуманизм, педагогика, духовно-нравственная педагогика, образование, образовательное пространство, тенденция, тренд, инновация, духовно-нравственная инновация.
  
  
  Современный этап развития человеческого общества, всех его сфер, отраслей, структур, систем и подсистем, так или иначе, связан с многозадачным и многозначным термином "гуманизм".
  Сегодняшняя научная мысль при определении данного понятия в конечном итоге приходит к признанию человека, его жизни высшей ценностью в иерархии всех социальных значимо-полезных качеств и свойств.
  В современном мире гуманизм как философско-этическая категория представляет собой целостно-ориентированную систему взглядов, воззрений, которые признают ценность личности человека, которая воплощается в её свободе, праве на счастье, развитие и проявлении всех способностей. В связи с этим, важно определить само определение личности человека и её структуры.
  Отечественные и зарубежные учёные уже более ста лет пытаются ответить на фундаментальные вопросы психологии: какова природа личности, что составляет внутренний мир человека, что определяет развитие личности и поведение человека?
  Считается, что понятие "личность" стали использовать с появлением христианства, и оно было чуждо античному мировоззрению, т.к. оно пользовалось словом "ипостась", которое "обозначало все, что обладает действительным, но совсем не обязательно одушевленным существованием" [Армстронг 2006: 36-37; Крамаренко 2006: 122].
  Как отмечает Ю.Я. Крамаренко, "первой вехой на пути становления понятия "личность" в христианстве явились так называемые триадологические споры, в которых была сделана попытка осмыслить и, что немаловажно, понятийно зафиксировать одновременно единство и троичность Бога мировоззрению" [Крамаренко 2006: 122].
  В христианстве Бога часто именуют Личностью.
  "В богословии "личность" - это богодарованное уникальное начало в человеке, которое формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека. Бог есть Личность (точнее - три единосущные Личности), поэтому и человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. Эти два понятия ("образ Божий" и "личность") взаимосвязаны, но нетождественны. Личностное бытие человека - это, может быть, главная характеристика богообразности человека, однако это не значит, что образ Божий в человеке и личность - одно и то же" [Леонов 2010: 72-83].
  В психологической науке личность - это организованно-стойкая система индивидуально-психологических и социальных характеристик, которые составляют базовую основу структуры человеческой сущности с точки зрения ее социально-психологической природы [Ведмеш 2022].
  Сегодня вопрос определения понятия личности и её структуры является противоречивым и спорным в психологии, в связи с этим имеется достаточно большое количество отечественных и зарубежных теорий структуры личности. А так как, в психологии общее понятие личности является базовым, то вопрос рассмотрения и изучения ее структурных элементов является актуальным.
   В отечественной психологии вопрос личности интересовал многих учёных, таких как: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и многих других. В свою очередь в западной психологии сегодня имеется большое количество теорий личности, авторами которых являются такие ученые, как 3. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу и т.д.
  В философии личность - персона (от лат. persona - маска, роль актёра) [Философский энциклопедический словарь 2009: 240].
  Согласно Толковому словарю русского языка, личность - человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо [Ожегов 2012].
  Из вышеизложенного видно, что понятие "личность" отождествляется с человеком, а также связано с персональными качествами и социальными характеристиками. При этом, к большому сожалению, личность не увязывается с душой и духом человека и его духовно-нравственными характеристиками.
  В философии и религии понятие "личность", так или иначе, увязывается с лицом или ликом человека.
  "В свете догматического учения Церкви личность как запечатлённый в человеке образ Божий недоступна всеохватывающему и исчерпывающему познанию. Личность не может быть объектом научного изучения в той же полноте и объеме, как предметы внешнего мира. Она всегда остается непостижимой в своей конечной глубинной сущности. В недоступно-сокровенной жизни и в своем проявлении личность всегда пребывает оригинальной, своеобразной, неповторимой и потому единственной во всем мире духовной структурой, не сводимой ни к какой другой бытийной реальности" [Игумнов 1994: 17].
  В учение русского философа А.Ф. Лосева под ликом мыслится выражение личности, её "образ, картина, смысловое явление..., а не её субстанция. ..." [Лосев 1990: 484].
  По нашему мнению, верно, будет под личностью понимать человека, его духовную сущность, состоящую из души и духа, обладающего индивидуальными духовными, нравственными, психологическими, социальными, интеллектуальными, физическими и другими характеристиками, компетенциями и духовно-нравственным потенциалом.
  Признание осознанной полноты величия человека, его духовной сущности и его возможности превращать всё богатство и разнообразие окружающей среды в личностное благо преобразует эту систему воззрений в новое духовно-нравственное и социально-значимое мировоззрение.
  Система образования и процесс воспитания в самом широком и полном на сегодняшний день понимании также пронизаны гуманистическими идеями и идеалами. От этого никуда не деться.
  Это закономерный правильно-направленный процесс, который сможет в конечном итоге "слепить" и создать новый образ человека в рамках правильно определённых и эффективно привитых духовно-нравственных качеств и свойств разумной, здоровой, конкурентной личности, которая гармонично сочетается и способна найти свое "правильное", с точки зрения духовных и социальных разрешений, возможностей и компетенций, место.
  Современная информационная эпоха, характеризующаяся экономической нестабильностью, частыми социальными, национальными конфликтами, приводит к "ломке" имеющихся традиционных духовных и нравственных ценностей коллективизма, альтруизма, заботы об окружающих, что в свою очередь делает актуальной проблему гуманистического воспитания молодого поколения в условиях современных так называемых образовательных трендов или тенденций.
  Современное образовательное пространство стремится к постоянному совершенствованию, обновлению, замене одних образовательных реалий, на другие. Например, возникновение понятия "современный образовательный тренд" - это не что иное, как и есть попытка образовательного обновления и усовершенствования, продиктованная социальной реальностью современного мира и всех его проявлений, которые строились и будут строиться, в первую очередь, на основе признания ценности личности человека. И опять происходит возврат к понятию гуманизма и гуманизации процесса обучения и воспитания.
  "Если обратиться к этимологическому анализу понятия "тренд", то можно обнаружить, что это слово представляет собой кальку с английского языка: "trend" в переводе с английского означает "тенденция", и других значений у данного слова не обнаруживается. В то же время в отечественной практике сформировалось четкое разделение между трендом и тенденцией, делая данные термины не синонимичными, а сопоставимыми, поскольку в отечественной языковой научной практике закрепилось понятие устремленности, направленности, фиксируемой/прогнозируемой как востребованной и/или популярной в ближайшее время. Кроме того, тренд используется в формате "возможного, вероятностного вектора или пути развития" [Черепанова 2019: 139].
  К большому сожалению, в России, особенно чиновники, используют всегда иностранные понятия, пытаясь показать, что их пользователи не отстают от так называемой культурной Европы. Здесь прослеживается проблема искреннего патриотизма наших соотечественников к своей Родине, но данный вопрос не входит в предмет исследования.
  В любом случае наука "приспособила" и внедрила понятие "тренд" в "педагогическую научную палитру" [Черепанова 2019: 139].
  Авторы больше склонны пользоваться понятием "тенденция", чем иностранным словом "тренд", но вынуждены применять в настоящем исследовании последний термин, чтобы название статьи сразу же бросалась в глаза, а значит, больше привлекла читателей и научную общественность для обсуждения рассматриваемой темы.
   Выделяют 10 трендов (тенденций): 1.Персонализация образования (индивидуальный учебный план); 2.Развитие национальной системы воспитания и образования; 3. Междисциплинарность (преподавание целостной системы взаимосвязанных различных видов знаний); 4. Метакомпетентностное образование (обеспечение возможность эффективной и разносторонней учебно-исследовательской и проектной деятельности); 5. Системный характер работы с одарёнными обучающимися; 6. "Smart-общество и Smart-обучение" (применения новых методик обучения - смешанного типа); 7. Геймификация (введение в обучение образовательных игр); 8. Ранний интеллектуальный труд; 9. Поиски модели качества образования; 10. Изменение роли преподавателя и "чат-боты" [Черепанова 2019: 140; Трушникова 2015: 89-97].
  Тенденция (тренд) развития национальной системы воспитания и образования подразумевает, но не ставит на первое место национальные духовно-нравственные ценности.
  К большому сожалению, современные образовательные тенденции (тренды) направлены в основном на формирование специалистов, которые, по мнению государства, будут и должны решать только социальные и экономические вопросы, а не на удовлетворении духовных потребностей человека.
  При этом в данных тенденциях (трендах) не раскрывается необходимость применения педагогического гуманизма.
  Из вышеизложенного видно, что к современным главным образовательным тенденциям (трендам) не отнесены духовно-нравственные ценности, гуманизм и гуманистическая педагогика, а также интересы духовной сущности человека.
  Под педагогическим гуманизмом понимается гуманистическая педагогика, представителями которой являются наши соотечественники В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачев, М.М. Бахтин и другие известные советские и российские педагоги.
  "Гуманистическая педагогика - направление в теории и практике воспитания и обучения, основывающееся на том, что ребёнок - высшая ценность и самоцель исторического развития человеческой деятельности в области образования, центр "педагогической Вселенной"; провозглашающее уникальность личности подрастающего человека" [Романюк 2012: 304].
  Следует обратить внимание на то, что современный педагогический гуманизм требует обновленного гуманистического воспитания и обучения подрастающего поколения.
  Современная светская педагогика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания, от παῖς - ребёнок → παιδος - подросток" + ἄγω - веду) направлена на воспитание и образование детей и молодых людей "как субъектов природного (биологического), социального (культурного), экзистенциального (независимого, самосущего, свободного)" [Романюк 2012: 307]. При этом, в отличие от религиозной системы воспитания и образования, светская педагогика больше направлена на социальную и физическую составляющие человека и мало обращает внимание на духовную личность человека, т.е. вне её пространства остаётся так называемая духовно-нравственная педагогика.
  Духовно-нравственная педагогика - это процесс воспитания и обучения человека в детско-юношеском возрасте именно как духовной личности, в котором на первом плане выступают её интересы, т.е. интересы человеческой души.
   В настоящем исследовании под духовной личностью (сущностью) человека понимается душа и дух человека [Попова, Ивентьев 2022: 66-67].
  В связи с этим, считаем необходимым понятие "обновленного гуманистического воспитания и обучения" рассматривать не в рамках и условиях современных образовательных трендов, например, таких, как адаптивное обучение, а как самостоятельную, независимую учебную единицу. Например, как урок.
  Мы считаем, что сегодня все имеющиеся образовательные тенденции (тренды), новшества просто в большинстве своем случаем "вырывают" часть нужных положений из цельно-самостоятельного понятия гуманистического воспитания и впоследствии становятся в ряды образовательных инноваций.
  Обеспечение подлинного гуманного отношения к личности ребенка, к его душе, как к субъекту воспитания, со стороны педагога, которое выражается в уважении его прав, желаний, возможностей и способностей является проявлением истинной педагогической гуманности, которая сегодня является основополагающей идеей развития системы образования в целом.
  Сегодня принцип педагогического гуманизма является обязательным элементом эффективной и правомерной реализации процесса обучения и воспитания, протекающего на основе соблюдения норм международного права: Декларация прав ребенка от 20.11.1959 г., Конвенция о правах ребенка 20.11.1989 г.
  По мнению российского диалектолога и писателя В.И. Даля (1801 - 1872 гг.), принцип педагогического гуманизма с уважительным признанием переживаний учителя за ребёнка, его здоровье и внутренний мир, характерен для образованного человека, каким и должен быть педагог.
  Идеи гуманизма неразрывно связаны с такой духовной и философской категорией, как Любовь.
  Так, советский педагог, автор знаменитого труда "Сердце отдаю детям", В.А. Сухомлинский (28.09.1918 - 02.09.1970 гг.) отмечал: "Педагог без любви к ребенку - это всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета" [Ранджан 2021]. Чувство любви лишает корысти, предполагает способность извиняться, толерантность и терпение, что важно в воспитании и образовании молодого поколения.
  В свою очередь, при субъект-субъектном подходе, данная духовная и философская категория может иметь иной характер своего действия, исходящего со стороны ученика. Зачастую, имеющийся у него страх морального или физического наказания может повлечь за собой лицемерную, фальшивую любовь к учителю. Это может случиться тогда, когда учитель не смог ответить на все требования ученика или ученик не хочет выполнить минимум предписаний учителя. По этому поводу французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712 - 1778 гг.) считал, что личность ребёнка можно морально искалечить, если дать ей все и не требовать от неё ничего. Это формирует ребенка-тирана. Человек в своей деятельности должен руководствоваться определёнными моральными принципами, ценностями, то есть апеллировать к культуре мысли.
  Выдвинутая идея советского, всемирно известного педагога, автора "Педагогической поэмы" А.С. Макаренко (1888 - 1939 гг.) о необходимости ставить как можно выше требования к человеку с одновременным проявлением уважения к его личности дополняет принцип педагогического гуманизма, при условии, что нравственная требовательность педагога к ученику будет являться не самоцелью, а средством духовного становления личности ребенка.
  Следует отметить, что ценность коллективизма как основополагающей структурной единицы педагогического гуманизма находит свое явное отражение в педагогической системе А.С. Макаренко, которая характеризовалась сложнейшей работой с беспризорными и безнадзорными детьми.
  Важным элементом принципа педагогического гуманизма является развитие у учителей и учащихся положительной установки на личность друг друга. Термин "установка" [Нигматов 2004: 67] был предложен грузинским педагогом и философом Дмитрием Узнадзе (1887 - 1950 гг.), предназначенный для преодоления постулата непосредственности, который был методологической предпосылкой в традиционной психологии, прежде всего в интроспекции психологии сознания и бихевиоризме.
  Система воспитания и образования не обходится без инноваций, а именно образовательных инноваций.
  В настоящее время под инновацией понимают только социальный процесс [Попов 2003: 13], что изначально неверно.
  Образовательные инновации - это не только социальный, но духовно-нравственный процесс, в котором задействована и участвует духовная личность человека, его душа.
  Считаем необходимым ставить понятие "образовательная инновация" в прямую зависимость от понятия "духовно-нравственная инновация", под которой могут пониматься "новшества и изменения в духовно-нравственном облике человека и его душе" [Асадуллина 2021: 194-201].
  Духовно-нравственная инновационная деятельность прослеживается и используется в воспитательном и образовательном процессах, благодаря которым происходит раскрытие и развитие духовно-нравственного потенциала личности, в частности, творческих потенций.
  Духовно-нравственные инновации выступают значимым и существенным заслоном против девальвации духовно-нравственных ценностей в российском обществе, а также духовно-нравственным и уголовным преступлениям, что очередной раз говорит о прямом влиянии и подчинении всего образовательного пространства духовной сфере человека в целом.
  С помощью духовно-нравственных инноваций можно раскрывать и развивать духовно-нравственный потенциал человека [Асадуллина, Ивентьев 2020: 283-294], на что, по нашему мнению, не направлены современные образовательные тренды (тенденции).
  Считаем, что целью ликвидации профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов на работе или учёбе все образовательные тенденции (тренды) должны быть направлены на балансировку духовных и материальных потребностей человека [Ивентьев 2020: 38-41]
  Таким образом, принцип педагогического гуманизма, на котором сегодня в условиях быстро меняющихся тенденций (трендов) образовательного пространства базируется учебно-воспитательный процесс в целом, является ведущим основополагающим в педагогической этике.
  Следовательно, по нашему мнению, к главным образовательным тенденциям (трендам) необходимо отнести духовно-нравственные ценности, педагогический гуманизм, т.е. гуманизацию отношений учителя (преподавателя) и ученика (студента), духовно-нравственную педагогику и духовно-нравственные инновации.
  
  
  Литература
  
  Армстронг А.Х. 2006. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. СПб.: Издательство Олега Абышко. 256 с.
  Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. 2021. Влияние духовно-нравственной инновационной деятельности на общество // Стратегии развития общества и социальная работа. Третья всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (Ростов-на-Дону, 29.09. - 01.10.2020 г.) : материалы докладов и сообщений в виде научных статей [редкол.: Е.В. Сердюкова, Л.С. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. 2020. Духовно-нравственный аспект экстремизма // Поколение Z в онлайн - пространстве: социальное поведение, ориентации, идентичность: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г.Уфа, 24-26.11.2020 г.) / отв.ред. Р.Б. Шайхисламов. Уфа: РИЦ БашГУ. С. 283-294.
  Ведмеш Н.А. 2022. Структура личности [электронный ресурс]. URL: https://psihomed.com/struktura-lichnosti/ (проверено 05.06.2022)
  Деточенко, П.Я. Циткилов и др.] ; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета. C. 194-201.
  Ивентьев С.И. 2020. Духовно-нравственный аспект ментального здоровья человека // Ментальное здоровье - интеграция подходов: [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 10-11.12.2019 г.). Нижний Новгород: Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета. С. 38-41.
  Лосев А.Ф. 1990. Диалектика мифа М.: Правда. 656 с.
  Леонов В., свящ. 2010. Взаимосвязь понятий "личность" и "образ Божий" в православном богословии // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. М. С. 72-83.
  Нигматов З.Г. 2004. Принцип гуманизма как основополагающий принцип развития современного образования // Филология и культура. ?. 3. С. 61-70.
  Попова С. В., Ивентьев С. И. 2022. Влияние духовно-нравственных процессов на правосознание человека // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 18.03.2022 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред.: М.Г. Тирских, Г.В. Дружинина. Иркутск : Издательство ИГУ. С. 65-72.
  Ожегов С.И. 2012. Толковый словарь русского языка. М. : Мир и Образование : ОНИКС. 1375 с.
  Попов Е.Б. 2003. Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика: Из серии "Педагогика и уманизм". Оренбург: ИПК ОГУ. 156 с.
  Платон (Игумнов), архимандрит. 1994. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 240 с.
  Ранджан Р. 2021. Теоретический анализ зарубежных когнитивных теорий личности // Baikal Research Journal. Т. 12. ? 1.
  Романюк Л.В. 2012. Гуманистическая педагогика // Энциклопедия гуманитарных наук. ? 2. С. 304-307.
  Крамаренко Ю. Я. 2006. Личность человека в православном богословии и в психологической науке // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. Вып. 2. С. 122-148.
  Трушникова Е.Л. 2015. Анализ основных образовательных трендов // Современная высшая школа: инновационный аспект. ? 1. С. 89-97.
  Философский энциклопедический словарь. 2009. М.: ИНФРА-М. 570 с.
  Черепанова Т.Б. 2019. Тренды и тенденции современной образовательной практики // Гуманитарные исследования. 2019. ? 2 (23). С. 139-141.
  
  
  Nataliya A. Bobrova¹
  Konstantin P. Ermochenko ²
  Sergey I. Iventev³
  
  
  THE INFLUENCE OF THE PRINCIPLE OF PEDAGOGICAL HUMANISM ON MODERN TRENDS IN THE EDUCATIONAL SPACE
  
  ¹Togliatti State University
  ²Smolensk State University
  ³DELIL LLC, Kazan
  
  The subject of the article is pedagogical humanism. The purpose of the article is to investigate the influence of pedagogical humanism on the modern educational space and its main trends (trends). The authors introduce the concept of "Spiritual and moral pedagogy", which is understood as the process of education and training of a person in childhood and adolescence as a spiritual person. The paper proposes to attribute spiritual and moral values, pedagogical humanism, spiritual and moral pedagogy and spiritual and moral innovations to the main educational trends (trends), and also gives the author's definition of the concept of "personality".
  
  Keywords. God, man, human soul, human spirit, personality, spirituality, morality, humanism, pedagogical humanism, pedagogy, spiritual and moral pedagogy, education, educational space, trend, trend, innovation, spiritual and moral innovation.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"