Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Истина. 1.Религия и истина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.06*23  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Публикуется часть книги С.И.Ивентьева "Истина" - 1.РЕЛИГИЯ И ИСТИНА

   Ивентьев С.И.Истина/С.И.Ивентьев. - Казань, 2015. - 250с.
  
  
  
   Со временем каждый человек задаёт себе вопрос: что такое Истина? На этот вопрос человечество ищет ответ уже много тысячелетий. Автор книги также попытался ответить на него. В работе при исследовании категории "истина" использован междисциплинарный подход. Настоящая работа предназначена для всех тех, кому не безынтересны духовные основы нашего Бытия и познание Истины.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Ивентьев Сергей Иванович, 2015 г.
  
  
  
  
  
  
   В знак искренней любви
   настоящая книга посвящается нашему Богу-Творцу, Который является Первоисточником Истины и Абсолютной Истиной
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   СОДЕРЖАНИЕ
  
   Предисловие
  
   1.Религия и Истина
   1.1.Бог и Истина
   1.2.Религозные учения и Истина
   2.Философия и Истина
   3.Эзотерика и Истина
   4.Наука и Истина
   5.Быт и Истина
   Заключение Отзывы Список литературы
   Приложение
   Рецензии
   Словарь
   Об авторе
  
   Список работ автора
  
  
  
  
  
  
  
  1.РЕЛИГИЯ И ИСТИНА
  
  
  "Религия глаголет об Истине,
  бесконечно приближаясь к Истине".
  В.В.Артамонов
  
  
   В русском языке эквивалентом слова "религия" выступает слово "вера" (от латинского "veritas" - истина, "verus" - истинный), обозначающее убежденность в чём-либо, состояние сознания верующего. В религиозном смысле вера означает убеждённость в существовании Бога (вера в Бога), высших Божественных сил, духовная способность человеческой души непосредственно знать или познавать сокровенные духовные миры [4,с.143].
   Философский энциклопедический словарь указывает, что "вера - это принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. В английском языке наиболее чётко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith). Хотя и религиозная вера, и научная "вера" (предположение, гипотеза) опираются на факты, в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остаётся в пределах познаваемого (естественного) и законообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу" [11,с.66].
   Например, С.С.Глаголев про религиозную веру указывает, что "религиозная вера - не табу и не тормоз, она есть непосредственная истина, и поэтому она есть непогрешимый корректив знания, но дело в том, что мы можем погрешать в пользовании этим коррективом, можем смешивать с истиною свое понимание истины, которое может быть совершенно ошибочным и которое может заставлять нас отвергнуть действительную истину" [22,с.60].
   Выделяют религиозную и светскую веру [4,с.143]. Последняя связана с мировоззрением в общественой жизни, науке и искусстве (вера в науку, человека или партию и т.д.).
   В плане понимания истины наука и религия различны и неоднородны.
   Необходимо отметить, что не каждая вера является истиной.
  Безусловно, что любая вера связана с человеческой мыслью.
   В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова под мыслью понимается: 1.Убеждения, взгляды; 2.То, что явилось в результате размышления, идея; 3.То, что заполняет сознание, дума; 4.Мыслительный процесс, мышление; 5.Хорошая идея, хорошо придумано [18].
   В свою очередь, идея (греч.idea - вид, образ) - это: 1) отражение действительности в сознании, характеризующее отношение людей к окружающему их миру, их представления о нём; 2) зрительный и наглядный образ [3,с.214].
  Производным слова "идея" являются понятия "идеал" и "идеология".
   Традиционно под идеалом (франц.ideal) подразумевают образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений [11,с.168-169].
   Под идеологией понимается: 1) часть метафизики, учение об идеях, понятиях; 2) совершенно непригодные для практической цели отвлеченные идеальные соображения [19]; 3) общественное сознание; определяется социально-политическими условиями и условиями производства и отражает существующие производственные отношения; идеология всегда классова и играет огромную роль в классовой борьбе [20].
   Из изложенного выше можно сделать вывод, что истина представляет собой идеал, определённое учение об идеях (мыслях) или идеологию. На данном выводе автор не будет останавливаться, так как понятие "истина" на протяжении всей книги будет дополняться и окончательно формулироваться.
   Синонимами слова "истина" являются такие слова, как аксиома, алефеия, алефсия, достоверность, истинность, пейрама, подлинность, правда, правда-матка, правдивость,
  Антонимами слова "истина" выступают слова: заблуждение, ложь, обман, неправда, измышления, передёргивание фактов, дезинформация.
   Толкование перечисленных и других слов можно найти в словаре, который приведён в конце настоящей книги.
   Часто мысль называют истинной (или истиной), если она соответствует предмету [14]. В свою очередь, мысль представляет собой энергию [4,с.354]. Следовательно, слово "истина" тождественно словам "мысль" и "энергия", определения которых также можно отнести к рассматриваемому предмету книги с учётом критерий истины.
   В нашем Мире существует очень много религий и религиозных течений, которые приводятся, согласно опубликованным материалам из Свободной энциклопедии Википедии, ниже.
   К мировым религиям относят христианство, буддизм и ислам.
   В свою очередь, христианство имеет следующие ветви: католицизм, православие и протестантизм.
   От православия отделилось такое религиозное течение, как старообрядчество или древлеправославие.
   Христианство также представлено так называемыми религиозными течениями: антитринитарии, движение святых последних дней, движение созидания, исследователи Библии, сведенборгианизм, свидетели Иеговы, унитарианская церковь, христианский универсализм, либеральное квакерство, мормонизм, евангелизм, адвентизм, баптизм и другие.
   Ислам имеет следующие религиозные течения: калам (ашариты, матуридизм, мутазилиты), хариджиты (азракиты, ибадиты, суфриты), шииты (алавиты, алевиты/бекташи, зейдиты, исмаилизм, низариты, шииты-двунадесятники, друзизм), суфизм (бекташи, интернациональный Суфийский Орден, кадырия, накшбанди, ниматуллахи, тарикат, тиджанийа, чишти), сунниты (маликитский мазхаб, ханафитский мазхаб, ханбалитский мазхаб, шафиитский мазхаб), ахмадие, ваххабиты, джадидизм, друзы, исламский либерализм (евроислам), иттифак аль-Муслимин, народ богов и земель, салафия и др.
   К позднеантичным религиозным течениям, которые используют мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений, относят гностицизм: христианский гностицизм (сердониане, маркиониты, симониане, эбиониты), поздний гностицизм (борбориты, герметизм, каиниты, карпократы, офиты, роценкрейцы), средневековый гностицизм (богомилы, вальденсы, катары/альбигойцы, павликиане, тондракийцы), персидский гностицизм (мандеи, манихейство) и сиро-халдейский гностицизм (сифиане, бардесаниты).
   Это так называемые синкретические религии (греч. synkresis - сращение, соединение), в которых произошло объединение в одной доктрине вероисповедных и культовых особенностей различных религий.
   Имеются следующие религозные течения: Баби или Вера Баби (24.05.1844 - 12.01.1853гг.) - синкретическая религия, созданная Бабом с 24 мая 1844 года в Иране, представлено течением азалитов), монотеистическая религия Вера Бахаи, Растафарианство новое религиозное движение, сторонников которого называют растаманами, Мандеи, самаритяне .
   На территории Индии соседствуют множество индийских религий: Ведизм, Айявари, Школы буддизма //ранняя школа - Никая, которая имеет следующие течения: Техеравада (амарапур-никай, сиам-никай, рамання-никай, сангхарадж-никая, махастхабир-никая, тхудхамма-никая, шведжин-никая, маха-никай (дхаммакая, тайская лесная традиция)//; Махаяна /Мадхъямака: Прасангака, Сватантрика, Саньлунь (Санрон), Нитирэнизм (Нитирэн-сю, Ниппондзан-мёходзи, Сока Гаккай), Теория Татхагатагарбхи (Дашабхумика, Хуаянь: Хваом, Кэгон), Йогачара, Чань (Дзэн)/, Ваджраяна /Сингог, Тибетский буддизи, Бон, Гэлуг, Кагью-па, Ньингма-па, Сакья-па (Джонанг-па), Дзогчен/; Новые буддисткие течение (Общество друзей Западного буддисткого ордена)//, Дин-и иллахи, индуизм, который включает в себя следующие течения: Движение Сваминараян, Шраута, Кришнаизм, Лингаята, Шиваизм, Шактизм, Тантризм, Смартизм, Вайшнавизм (Гаудия-вайшнавизм), Реформаторские движения в индуизме (Брахмно-самадж) и индуизм в Индонезии.
   В свою очередь, философия индуизма имеет следующие религиозные школы и течения: Ньяя, Веданта -Ууттара-миманса (Адвайта, Вишишта-адвайта, Двайта), Миманса, Санкхья, Йога (Бхакти-йога, бхакти; Сахаджа-йога; Сурат-шабд-йога; Тантрическая йога; Хатха-йога).
   Кроме того, к индуистским религиозным течениям относят Джайнизм (Дигамбары, Шветамбары) и Сикхизм.
  В Китае, помимо мировых религий, имеются конфуцианство (жу цзя - школа великих книжников) и даосизм.
   Иранские религии представлены следующими религиозными течениями: бабизм, бахаи, зороастризм (зурванизм), маздакизм, манихейство, язданизм (езидизм).
   В Восточной Азии распространены такие религии, как синтоизм, даосизм и религиозные течения: игуаньдао, Каое Дай, легизм, моизм, синкретическая религия Оомото, Тэнрикё, Фалуньгун, Хао-Хао и Чхондогё.
   Монголы и алтайцы исповедуют религию тенгрианства.
   Помимио традиционных религий, исповедуемых примерно 15 % африканцев (фетишизм, анимизм, тотемизм, культ предков и культ вождей), религиями африканской диаспоры являются: Кандомбле, Умбанда и синкретическая религия Вуду. При этом в Африке также распространые языческие религии.
   К ранним так называемым языческим рилигиям отнесены: индейские религии (мифология ацтеков, мифология майя , мифология инков), религии Азии (Бон, Китайская мифилогия, Тенгрианство, шаманизм, который также существует и в России, японская мифология), европейские религии (славянская мифология, эстонская мифология и марийская традиционная религия).
   Выделяют религии Австралии и Океании, к которым относятся языческие религии: австралийская мифология и религия австралийских аборигенов.
   В истории человечества существовали политеистические религии на Ближнем Востоке /древнеегипетская религия, древне семитские религии, шумеро-аккадская мифология (арабская мифология)/, индоевропейские религии /праиндоиранские религии (ведийская религия и зороастризм), балтийская мифология, германская мифология, (германо-скандинавская мифология), кельтская мифология, армянская мифология, греческая мифология, римская мифология, румынская мифология, славянская мифология)/.
  Вышеуказанные древние языческие религии и учения были трансформированы в новые типы религиозных движений - неоязычество.
   В России неоязычество, как отмечает В.Б.Яшин, представлено двумя его основными разновидностями: неоязыческая система, лишенная этнического колорита, этноцентрические формы политизированного неоязычества, нередко смыкающимися с радикальным национализмом вплоть до фашизма [7,с.79-89].
   Говоря о религии, нельзя обойти и современные религии, духовные и мистические учения, к которым относятся Нью-эйдж (Неошаманизм, Рэйки, "Международная взаимопомощь"), эзотеризм и мистицизм /антропософия, христианский мистицизм, эзотерическое христанство, индуисткий мистицизм (Тантра, Васту-шастра), Мартинизм, Мехер Баба, Орден розенкрейцеров, Суфизм, сикретическая религия теософия/, оккультизм и магия /Ведьмачество, Магия Хаоса, Оккульный нацизм, синкретическая религия Телема, Худду, Церемониальная магия (Енохиальная магия и Гоетическая магия)/ и другие мистические течения (сатанизм, Храм Сета).
   Критерии истины эзотерических и других мистических религиозных течений будут подробно рассмотрены в соответствующей главе книги.
   К новым религиозным течениям относят: учение Дзиан, Кёдан Абсолютной Свободы, Оомото, Тэнрикё, Неошаманизм, Неоязычество, Бурханизм (ветвь буддизма), Неоиндуизм, Учение Ошо (Индия), Саентология, Раэлиты, Агни-Йога (Живая Этика), Родонизм, движение Саентологов (два течения: Церковь саентологии и Свободная зона) и Учение Дона Хуана.
   Новые религии и религиозные течения возникают неспонтанно, а при наличии определённых причин. Одну из причин точно раскрыл С.И.Иваненко: "По своим функциям новые религии аналогичны традиционным, которые утешают своих последователей и способствуют их социализации. Люди, становящиеся членами новых религиозных движений, как правило, находят в них те духовные и нравственные ценности, которые они не смогли обрести в светской культуре или в традиционных религиях" [7,с.198-203].
   Выделяют так называемые пародийные религии (Церковь Эвтаназии, Пастафарианство, Миссионерская церковь копимизма, Невидимый Розовый Единорог).
   Также существуют и другие религиозные течения: Деизм, Дискордианизм, Гуманизм, Джедаизм, Универсальная церковь жизни и Чучхе.
   По нашему мнению, к синкретическим религиозным течениям следует также отнести и тайные общества, различные объединения оккультно-философского толка и мистического характера /масонство (Вольные каменщики), "Общество баварских иллюминатов", Вольфенбюттельский "орден окулистов", "Сыны свободы", "Ку-клукс-клан", Собратства в Нигерии, тайные сообщества Йельского университета (Волчья голова, Свиток и ключ, Череп и кости), Опус Деи (Дело Божье), орден розенкрейцеров ("Орден розы и креста"), Орден Злато-Розового Креста и другие жреческие или определённой направленности сообщества и группы (орден, братство, секты и общество)/.
   Следует отметить, что существуют религии светлой направленности и тёмные религии. К первым относятся религии, проповедующие Бога, а ко вторым - связанные и
   В связи с тем, что у каждой религии и религиозного течения свои представления о Боге, соответственно понятие истины также у них будет различно.
   В основном религия придаёт истине метафизический смысл, который отвергают наука и философия, что существенно сказывается на философском и научном понимании истины.
   Традиционно считается, что само понятие "истина" появилось не с религией, а с античной философией.
   Согласно Свободной энциклопедии Википедии, "впервые философское понятие истины введено Парменидом (др.-греч. Παρμενίδης, ок. 540 до н.э. или 515 до н.э. - ок.470 до н.э.) как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия".
   По нашему мнению, указанное не соответствует действительности.
   Так, французский религиозный философ З.Н.Жильсон (13.06.1884 - 19.09.1978гг.) правомерно отмечал, что "ранние греческие философы начали предаваться философскому раздумью, боги уже существовали, и философы просто унаследовали знание о них от тех мужей, которых вся античность вплоть до времени св.Августина именовала поэтами-богословами" [6,с.591-592].
   Религия является одной из древнейших форм культуры и ей принадлежит особая роль в духовной и нравственной жизни общества и произошла с появлением человека [4,с.143;15].
   Религия - это связь между мирами или мост между тварным миром и Божественным Духом [16]. Указанная связь осуществляется посредством религиозного (духовного) опыта - особого вида духовного или трансцендентного познания. Указанную связь К.Т.Ясперс (нем. Karl Theodor Jaspers, 23.02.1883 - 26.02.1969гг.) конкретизирует так: "Религии всегда присуща реальная связь человека с трансценденцией в образе встречающегося в мире святого, обособленного от непосвященного или того, кто лишен святости" [17,с.457].
   Как нами указывалось, историю Бога можно подразделить на несколько этапов:
  1.Бог первочеловека или Первоначальный Бог (Бог-Творец); 2.Бог мифов, легенд (Мифический Бог);
  3.Бог греческих философов;
  4.Бог откровений или религий;
  5.Бог философов, писателей (поэтов) и науки [3,с.591-592].
   Из вышеизложенного следует, что и до античной философии существовало определённое мировоззрение, которое не обходило и вопросы Бытия и истины.
   Религия напрямую связана с такими понятиями, как добро и зло, любовь, нравственность, истина, цель, смысл жизни и другими.
   Религия формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает, как отмечали классики философии, на него воспитательное воздействие.
   Например, Н.Р.Маликова обоснованно говорит о социальной функции религии: мировосприятие, идентификация, интеграция/стабильность, сакрализация культурных ценностей и регламентация норм поведения [7,с.113-120].
   Духовно-нравственные ценности были закреплены в четвёртом и пятом поколениях прав человека.
   В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [4].
   К четвёртому поколению прав относят право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду, право на одухотворение природы и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека.
   В начале нашего столетия также в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы человека, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [4].
   К пятому поколению прав относят такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
   23 ноября 2010 года была принята Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека (Декларация Любви), которая нормативно закрепила все основные права четвёртого и пятого поколений. Указанный документ приведён в Приложении ? 1.
   Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
   Концепция четвёртого и пятого поколения прав человека не обходит вопросы Бытия и истины.
   Религия, философия, наука, эзотерика и другие мировоззрения апеллируют различными видами истины.
   Например, согласно Свободной энциклопедии Википедии, истина подразделяется на следующие виды:
  1.Абсолютная истина - это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание.
   2.Относительная истина - философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины - релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда.
  3.Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективностиистины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философией.
  4.Необходимая истина - знание, достигнутое в результате совокупности связанных внутренней последовательностью действий.
  5.Случайная истина - знание, полученное вне зависимости от целенаправленных действий познающегосубъекта.
  6.Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое объекту свойство содержится в самом его понятии с необходимостью.
  7.Синтетическая истина - это познавательная ситуация, в рамках которой раскрытие некоторого свойства требует внесения дополнительной (зачастую случайной) информации об исследуемом объекте в понятие об этом объекте.
  8.Устаревшая истина - истина, верная в течение какого-то периода времени, достоверность которой с изменением обстоятельств утрачивается.
   Существует также много подходов (уровней) понимания истины, об основных которых будет указываться в настоящей книге.
   Традиционно религиозные учения увязывают истину всегда с Богом.
   В некоторых религиях критерием истины выступает Божественное откровение.
   Нами были выделены в отдельные главы отношения Бога и Истины, а также религиозных учений с Истиной. Это было связано с тем, что Божественная Истина может не совпадать с истиной некоторых религиозных учений.
  
  
Оценка: 7.06*23  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"