Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на статью Е.Л.Чертковой "проблема истины в культурно-исторической эпистемологии"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    По результатам рассмотрения работы дана рецензия, которая вводит в оборот такие понятия, как духовно-нравственная эпистемология (взгляд души и духа человека к отношению "объект-знание") и духовно-нравственная гносеология (взгляд души и духа человека к отношениям "человек-знания", "душа-знания", "дух-знания" или "душа-дух-человек-знания").


РЕЦЕНЗИЯ

на статью Е.Л.Чертковой "Проблема истины в культурно-исторической эпистемологии"

E-mail:  eleon2005@yandex.ru

  
  
   Елена Леонидовна Черткова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук, опубликовала статью в вышеприведённой формулировке [1, с.355-358].
   Рассматриваемая статья является продолжением цикла работ автора, посвящённых истине [2-10].
   Автор рассматривает только научно-философскую истину, то есть классическую теорию истины, с позиции так называемого нового направления философии науки -культурно-исторической эпистемологии.
   Б.И.Пружинин указывает, что "культурно-историческая эпистемология акцентирует внимание учёного на историзме его сознания, на его включенности в решение конкретных социокультурных задач и, тем самым ориентирует его на расширяющиеся культурные и исторические проекции его работы. Её суть в том, что она требует от учёного усмотреть различные символические смыслы вполне конкретных прикладных результатов. При этом, культурно-историческая эпистемология заимствует у постпозитивисткой философии науки антинормативистскую установку, но преодолевает связанный с ней релятивизм. Методологическая норма понимается и используется в рамках этой эпистемологии как инструмент познания. Новизна культурно-исторической методологии в том и состоит, что методология эта в принципе не может быть представлена в традиционной форме - в виде рекурсивного списка прескрипций. Она по самой своей сути погружена в познавательную работу и обнаруживает себя лишь в ходе этой работы, как её важнейшая составляющая" [13, с.142-147].
   М.С.Гусельцева отмечает, что "культурно-историческая парадигма в современной науке представлена разнообразием интеллектуальных исследовательских традиций, подходов и направлений" [12], к которым следует отнести и исследование Е.Л.Чертковой.
   Автор обращает внимание на то, что "сугубо философские проблемы заменяются на специально-научные - социологические, экономические, психологические и т.д.", делая вывод о необходимости комплексного подхода к изучению любого вопроса [1, с.355].
   Автор исследуемой статьи не рассмотрела истину с позиции души и духа человека [11,с.106], то есть не были применены духовно-нравственная эпистемология (взгляд души и духа человека к отношению "объект-знание") и духовно-нравственная гносеология (взгляд души и духа человека к отношениям "человек-знания", "душа-знания", "дух-знания" или "душа-дух-человек-знания"). В связи с чем, так называемая проблема истины в культурно-исторической эпистемологии не была раскрыта должным образом, то есть не была преодолена "граница существующего знания".
   Согласно энергоинформационной теории истины, под истиной следует понимать Божественную, духовную и материальную (физическую) информацию (энергию), критерием которой выступают душа и дух человека [11,с.106].
   Б.И.Пружинин верно обратил внимание учёных на то, что "с точки зрения культурно-исторической эпистемологии наука конституируется как общение определенного типа, в основе которого лежит ценностная установка учёных на преодоление границ существующего знания. Фактически, научные сообщества складываются благодаря объединяющей ученых приверженности научному критицизму, но, подчеркну еще раз, не ограниченному проверкой повторяемости полученных ими результатов. Конституирующий науку критицизм ориентирован на расширение горизонтов знания" [14,с.3-13].
   Из вышеизложенного видно, что статья Е.Л.Чертковой является неполной и не представляет духовно-нравственной ценности для человека.
  

Литература

  
   1.Черткова Е.Л.Проблема истины в культурно-исторической эпистемологии//Философия науки и техники в России: вызовы информационных технологий: сборник научных статей / М-во образ. и науки РФ, Вологод. гос. ун-т ; под общ. ред. Н.А.Ястреб. - Вологда: ВоГУ, 2017. - C.355-358.
   2.Черткова Е.Л.Истина как этическая проблема эпистемологии // Философия науки. Вып. 19: Эпистемология в междисциплинар. исслед. / Отв. ред. И.А. Герасимова. М., 2014. - С. 64-79.
   3.Черткова Е.Л.Утопия как "философский проект" // Вопросы философии. - 2015. - N 5. -С.190-201.
   4.Черткова Е.Л.Скептицизм и релятивизм: от искания истины к её отрицанию // Релятивизм как болезнь современной философии. М., 2015. - С.104-136.
   5.Черткова Е.Л.Структура утопического сознания // Познание и сознание в междисциплинарной перспективе. Часть 1. - М.: ИФ РАН, 2013. - С. 66-83.
   6.Черткова Е.Л.Проблема когнитивного смысла и культурной ценности науки // Эпистемология: перспективы развития. М., 2012. - С.199-227.
   7.Черткова Е.Л.Проблема ценности истины в скептицизме и релятивизме // Релятивизм, плюрализм, критицизм: эпистемологический анализ. М., 2012. - С.80-103.
   8.Черткова Е.Л.Идеал - знание - истина // Знание как проблема эпистемологии. М., 2011. - С.47-72.
   9.Черткова Е.Л.Эпистемология и этика: точки пересечения // Эпистемология: новые горизонты. М., 2011. - С.176-208.
   10.Черткова Е.Л.От поиска истины к конструированию реальности // Конструктивизм в теории познания. М., 2008.
   11.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ". - 384с.
   12.Гусельцева М.С.Культурно-историческая парадигма в психологии и социогуманитарных науках. Психологические исследования. - 2016., - 9(48). http://psystudy.ru
   13.Пружинин Б.И.Знание как ценность: этюд по культурно-исторической эпистемологии// Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2014. - N 1. - С.142-147.
   14.Пружинин Б.И. Культурно-историческая эпистемология: концептуальные возможности и методологические перспективы // Вопросы философии. - 2014. - N 12. - С.3-13.
  
  
  
  
   17 октября 2017 г.
  
   Советник Российской Академии Естествознания,
   член Российского Философского Общества,
   юрист Ивентьев С.И.
  

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"