Искандаров Шарафджон Фахриддинович, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный смысл религии: гендерный аспект

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящей статье рассматривается отношение человеческой духовной личности к религии и гендерному вопросу. При исследовании наряду с теоретическими методами логического и сравнительного анализа был использован новый авторский научный метод - духовно-нравственный метод, с помощью которого возможно стало разобраться по рассматриваемому важному для человека вопросу. Исходные данные статьи: Искандаров Ш.Ф., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный смысл религии: гендерный аспект // Религия, религиозные организации, стратегии и практики дерадикализации: гендерный аспект: Материалы II Международной научно-практической конференции, Махачкала, 17-18 июня 2023 года / Под редакцией О.С. Мутиевой, С.В. Сиражудиновой. - Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2023. - С. 163-172. ISBN 978-5-00212-324-7 DOI: 10.33580/9785002123247


   Искандаров Ш.Ф., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный смысл религии: гендерный аспект // Религия, религиозные организации, стратегии и практики дерадикализации: гендерный аспект: Материалы II Международной научно-практической конференции, Махачкала, 17-18 июня 2023 года / Под редакцией О.С. Мутиевой, С.В. Сиражудиновой. - Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2023. - С. 163-172.
   ISBN 978-5-00212-324-7
   DOI: 10.33580/9785002123247

Ш.Ф. Искандаров,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры прав человека и сравнительного

правоведения юридического факультета

Таджикского национального университета,

г. Душанбе, Республика Таджикистан

С.И. Ивентьев,

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных

и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ",

член РФО, г. Казань, Россия

Духовно-нравственный смысл религии: гендерный аспект

  
   Аннотация: в настоящей статье рассматривается отношение человеческой духовной личности к религии и гендерному вопросу. При исследовании наряду с теоретическими методами логического и сравнительного анализа был использован новый авторский научный метод - духовно-нравственный метод, с помощью которого возможно стало разобраться по рассматриваемому важному для человека вопросу.
   Ключевые слова: Бог, человек, духовная личность, дух человека, душа человека, религия, духовно-нравственный смысл, научный метод, духовно-нравственный метод.
  
   Целью статьи является исследование точки зрения духовной личности человека - души и духа человека - на религию и половую принадлежность.
   Методология исследования - логический и сравнительный анализ, междисциплинарный и духовно-нравственный методы.
   Актуальность и востребованность исследуемой темы определяется отсутствием исследований, посвящённых отношению человеческой духовной личности к религии и гендерному (англ. gender, от лат. genus - род) вопросу.
   Считается, что религия (лат.religio - набожность, совестливость, благочестие и святость) является одной из древнейших форм культуры и ей принадлежит особая роль в духовной и нравственной жизни общества [8, с. 33-46].
   В русском языке эквивалентом понятия "религия" выступает слово "вера" (от лат. "veritas" - истина, "verus" - истинный), обозначающее убеждённость в чем-либо, состояние сознания верующего. В религиозном смысле вера означает убеждённость в существовании Бога (то есть вера в Бога), высших Божественных сил, духовная способность человеческой души непосредственно знать или познавать сокровенные духовные миры [8, с. 33-46]. 
   На начало 2021 г. самой распространённой религией в мире являлось христианство, которое исповедует свыше 2,4 млрд. людей (29,81 %), далее - ислам, 1,9 млрд. человек (24,60 %). При этом в России православных составляет 41 %, мусульман -  4,7 % [8, с. 33-46]. Отношение людей к религии и количество их приверженцев постоянно меняется.
   По справедливому мнению К.Г. Камоловой, все религии, включая такие мировые религии, как буддизм, христианство и ислам, имеют исторический опыт по сохранению и уважению национальных и общечеловеческих ценностей в качестве преемственности и превращения их в добрые традиции [14, с. 64].
   Бесспорно то, что религия участвует в воспитании не только верующих людей, но и так называемых "нерелигиозных" граждан через трансляцию и культивирование духовно-нравственных ценностей в обществе. Кроме того, религия также активно участвует в перевоспитании граждан, оступившихся и нарушивших закон [8, с. 33-46].
   Религия с учётом заложенных особенностей при её создании подробно описывает отношения двух полов, права и обязанности мужчины и женщины, что выработало и закрепило устойчивые гендерные диспозиции, под которыми понимаются разделяемые членами социальной группы или общности представления о статусах и ролях мужчин и женщин в рамках определённого общества [7, с. 57-61].
   Например, А.С. Мурсалова указывает, что "как и все религии, в Авраамических религиях есть некоторые положения о создании женщин и ее обязанностей. По крайней мере, на практике, роль женщины всегда оставалась второстепенным и в итоге это привело к сомнению у верующих. На самом деле, в Иудаизме и Христианстве роль женщины, особенно той, которая обманула Адама, описывается как вводящее в заблуждение и вызывающее грех, который в богословии называется "первородным". Именно поэтому взгляд на женщин в христианских источниках и церкви также был негативным. Женщина приносит грех на землю, губит мужчину, соблазняет. В Иудаизме в рамках текстов из Торы женщина рассматривается не однозначно. С одной стороны женщины выступают в роли пророков и религиозных лидеров (Дебора, Хульда, Мириам) и спасительниц (Эстер, Рахав, Абигейл), а также имеющих вес в обществе женщин (Сара, Ривка, Хана, Рут, Рахель, Лея, Иудит, Брурия и т.д.) Иудейского народа, в том числе мать почитается наравне с отцом [Исход, 20:12; Левит, 19:3, 20:9; Второзаконие 5:16, 27:16], а также равное отношение полов в правилах и запретах [Исход 20:8, 22:18; Второзаконие 5:12-14; 22:20-22, 31:12; Левит 24:13-23], с другой же стороны как сущность с отрицательными качествами (Ева), которой не обязательно получать образование [Второзаконие, 11:19], выполнять религиозные обряды и молиться [Исход 23:17, 34:23; Второзаконие 16:16]. В Иудаизме последнее восприятие достигло такой степени, что в глазах раввинов каждое утро в молитве они благодарили Бога за то, что они не были созданы женщинами. Соблюдение ограниченного числа религиозных заповедей (3 из 613 мицвот) и правил чистоты после определенных дней (роды, цикл) [Левит 15:19-31, 12:2, 5], роды, приготовления к шаббату некоторыми приравнивается к наказанию за "первородный грех" [Бытие 3:16]. В своих недостатках в раввинистической литературе порицаются больше женщины, нежели мужчины [Бытие 45:5; Еккл. 7:49; Мэг. 14б, 15а; Кид. 80б; Таан. 23а; Зохар I, 85б и т.д.]" [15, с. 23-25].
   Как пишет М.А. Бутаева, "в древнееврейской религии подчеркивалась подчиненность женщины; были строго установлены сроки её ритуальной нечистоты, когда она не имела права приходить к святилищу и прикасаться к чему-либо священному. Этот взгляд на неполноценность и нечистоту женщин унаследовало христианство, где женщина рассматривается как "сосуд дьявольский", - она не может входить в алтарь православного храма, чтобы не осквернить находящиеся там священные предметы и т.д." [5, с. 154].
   В исследовании Н.Ю. Приходько Н.Ю. отмечается, что "на протяжении многих тысячелетий существования буддийской традиции проводилась мысль о равенстве женщины и мужчины на пути к Просветлению" [17, с. 103].
   При этом в религиозной и светской литературе отсутствует однозначное мнение религии по важному для человека вопросу - отношение человеческой души к самой религии и взаимоотношению полов.
   По-нашему мнению, чтобы полно раскрыть данный вопрос необходимо использовать новый нетрадиционный подход, который бы позволял исследователям, хотя бы для начала, приоткрыть и понять именно взгляд человеческой души на религию и гендерный вопрос.
   Авторами в исследовании был использован новый научный метод - духовно-нравственный метод, который основан на понятии "духовно-нравственный смысл".
   Главной ценностью и критерием духовно-нравственного метода являются душа и дух человека, что ново для науки.
   Согласно религиозному учению творения или креационизма (от лат. creare - создавать, форма, creatio - создаю, создание, сотворение), человек был сотворён Богом по своему образу и подобию, сначала был сотворён мужчина, позже женщина, и люди являются Его детьми (Библия Быт. 1:26, Пос. к. Рим. Св. ап. Павла, 8:16-17; Коран 7:11) [3, с. 17-21; 4; 13].
   Человек является Духовной (Духовно-нравственной) и социальной личностью.
   Духовная (Духовно-нравственная) личность представлена душой и духом человека.
   В настоящем исследовании под душой и духом человека понимается следующее.
   Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а душа человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [1, с. 21-29].  При этом многими исследователями светской науки под последними мыслится сознание и подсознание человека [2, с. 401-407]. 
   Душа человека - бессмертная Духовная Личность, не имеющая какого-либо пола, которая имеет право на бессмертие и не прекращающее перевоплощение (инкарнацию - от лат. incarn?tio - воплощение) в новом физическом теле человека [10, с. 310-312].
   Душа человека часто отождествляется с нравом, где мораль является основной её характеристикой, нрав - свойство души человека [10, с. 17]. Каждая человеческая душа имеет свой неповторимый нрав и характер [9, с. 191-198]. Поэтому в настоящем исследовании душу так же именуют Духовно-нравственной личностью.
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) особое внимание уделяется душе человека.
   Согласно исламу, "каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях" (Коран 6:164) [13].
   В Библии читаем: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7); "И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды" (Лк. 12:23); "..какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?"  (Мк. 8:36) [4].
   Русская Православная Церковь в "Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека", принятым Архиерейским Собором РПЦ 26.06.2008 г., указывает о посмертных благах человеческой души [6, с. 22-37].
   Впервые концепт "духовно-нравственный смысл" был применён О.А. Самыловой в научном исследовании смысла жизни молодёжи [18, с. 307-309]. Данный концепт был проработан в статье Г.Р. Асадуллиной, О.В. Шкуран и соавтора данного исследования "Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества" [2, 401-407].
      Под духовно-нравственным смыслом человека понимается "осознание им того, что он, прежде всего, является духовной личностью (сущностью), имеющего дух и душу, что, в свою очередь, позволит ему осознать и понять истинный смысл жизни в нашем мире" [2, с. 401-407].
   Духовно-нравственному осмыслению были подвергнуты многие социальные явления человеческого бытия (безопасность человека, преступления и пр.) [16, с. 141-146]. То есть можно сказать, что духовно-нравственный метод появился не на пустом месте, а был активно использован и проверен в изучении различных вопросов.
   В существующих религиозных учениях, к большому сожалению, не раскрыт и не проработан важный для человечества вопрос, а именно отношение духовной личности к религии так таковой и половой принадлежности человека. При этом религия, так или иначе, раскрывает существование человеческой души после смерти человека.
   По нашему мнению, отсутствие информации по рассматриваемой теме приводит к неправильному пониманию сути человека и окружающего его мира, а также, к большому сожалению, уводит от истинного предназначения человека.
   Отношение человеческой души к религии можно проследить по четвёртому и пятому поколениям прав человека (Божественным и духовно-нравственным правам человека), которые закрепили основные права и свободы души и духа человека [10].
   Четвёртое и пятое поколения прав человека или права души и духа человека более полно раскрывает свободу совести и вероисповедания, наделяя душу и дух человека соответствующими свободами и правами [6, с. 22-37].
   Многие права души и духа человека базируются на религиозных догматах (вера в Бога, любовь к Богу и др.) [6, с. 22-37].
   Так, к четвёртому поколению прав человека относят следующие права и свободы: право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на духовное и моральное творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право человека на духовную и моральную истину, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека [6, с. 22-37].
   В состав пятого поколения прав человека входят: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на бесстрашное и доверительное общение с Богом, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, материей, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие, право на переселение души, право человека на Абсолютную истину и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии [6, с. 22-37].
   Божественные, духовно-нравственные ценности и вышеуказанные права человека направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека [6, с. 22-37].
   Следует обратить внимание на то, что "мусульманская концепция прав человека, как и христианская традиция, не содержит понятие "права души и духа человека" в связи с неразработанностью важного для человека духовно-нравственного вопроса, несмотря на то, что понятие "душа" существует уже много тысячелетий" [6, с. 22-37].
   Реальное отношение Бога и присутствующего Его Духа в человеке в данном исследовании не может быть раскрыто и описано, т.к. человек может показать только интерпретацию и субъективный взгляд человека, а не саму абсолютную позицию Бога об этом.
   Человек пока может однозначно рассказать только о взгляде своей души по рассматриваемому вопросу исследования.
   Учитывая, что Бог-Творец абсолютно свободен, человек, в т.ч. его душа, сотворен Богом свободным, а значит, душа и дух человека не приемлют несвободу и рабство человека, его души и духа.
     Существующее религиозное утверждение о том, что "человек раб Божий", которое, по мнению некоторых авторов, является неверными искажённым представлением о Боге и человеке [3, с. 17-21], препятствует человеку осмыслить и принять вышеуказанное.
   Душа человека с учётом своего плана развития и предназначения, а также имеющихся кармических связей определяет свою будущую жизнь в новом теле человека, выбирая свой человеческий пол и род. При этом следует отметить, что, как указывается в религии, важную роль в определении судьбы человека принимает Бог-Творец.
   Традиционно считают, что в гендерном самоопределении "важную роль играют элементы структуры гендерной ментальности - архетипы, ценности, стереотипы, нормы, идеалы, символы и пр." [19, с. 208]. Это не главные причины гендерного самоопределения.
   С учётом имеющихся научных исследований, философских и религиозных учений, включая восточные учения о реинкарнации и карме, можно выделить следующие, по нашему мнению, основные причины, которые влияют на гендерное самоопределения человека:
   1.Замысел Бога-Творца;
   2.Определение будущего пола душой человека;
   3.Желание человека;
   4.Желание родителей;
   5.Кармические связи;
   6.Гендерные ментальности;
   7.Внешние факторы, влияющие на смену пола или половой ориентации, и др.
   Часто бывает, что личное желание человека или внешнее влияние (воздействие) может идти против даже замысла Бога-Творца, его души и желания родителей. Тогда мы видим смену пола или половой ориентации. Возможно, что такое необычное поведение (неадекватное поведение с точки зрения традиционных семейных ценностей) может быть связано с так называемым "воспоминанием" человека о его прошлых жизнях в роли мужчины или женщины, что требует тщательного научного изучения.
   Имеется очень много научных исследований, посвящённых изучению причин смены половой ориентации [11, с. 226-236; 12, с. 131-134]. Но при этом предметом исследования современной науки не было влияние души на гендерное самоопределение человека, т.е. на будущий пол ребёнка.
   Учитывая, что согласно учению творения, человек был сотворён Богом свободным, и он определяет свой уклад жизни и манеру своего поведения, в т.ч. создавать или подчиняться определённым социальным регуляторам и культу (религии, секте и т.д.), брать на себя обязательства исполнять те или иные религиозные ритуалы, за исключением внешнего принудительного воздействия людей.
  

Список литературы

  
   1.Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
   2.Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И., Шкуран О. В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15.02.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. - С. 401-407.
   3.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Можно ли считать человека рабом Божьим после законодательного запрета любого вида рабства? // Человек в современных социально-философских концепциях: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, г. Елабуга, 26 ноября 2021 г., ред.кол.: С.В. Смирнов (отв. ред.), А.Г. Сабиров (науч. ред.) и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2021. - С. 17-21.
   4.Библия: каноническая, русский синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 2007. - 1057 с.
   5.Бутаева М.А. Социальный статус женщины в домонотеистических религиях // Власть. - 2011. - N 1. - С. 152-155.
   6.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Права человека и ислам // Истоки духовности [Текст]: информационно-справочное пособие / сост.: Р.Р. Баязитова, Г.М. Набиуллина, Р.З. Юлбаев. - Уфа: Педкнига, 2019. - С. 22-37.
   7.Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Современная повседневность и гендерные диспозиции: социально-психологический контекст // Гендерные ресурсы современного мира - 2022. Гендерный калейдоскоп - 2022 : Материалы Пятой ежегодной всероссийской научной видеоконференции с международным участием "Гендерные ресурсы современного мира - 2022" (15.04.2022 г.) и Седьмой ежегодной Всероссийской научной студенческой видеоконференции с международным участием "Гендерный калейдоскоп - 2022" (09.12.2022 г.) / Под. ред. д.ф.н. Л.А. Савченко; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2022. - С. 57-61.
   8.Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Влияние духовно-нравственных ценностей ислама на воспитание и образование молодёжи // Исламский фактор в истории Волго-Уральского региона : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии / отв. ред. А. Г. Берман. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. - С. 33-46.
   9.Данакари Л. Р., Ермоченко К. П., Ивентьев С. И. Духовно-нравственный и правовой аспекты свободы личности в цифровую эпоху // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции (г. Казань, 23 сентября 2022 г.) / под ред. И. Р. Бегишева, Е. А. Громовой, М. В. Залоило, И. А. Филиповой, А. А. Шутовой. В 6 т. Т. 4. - Казань: Изд-во "Познание" Казанского инновационного университета, 2022. - С. 191-198.
   10.Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   11.Ивентьев С.И. Гомосексуализм (содомия) с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции / Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2013. - С. 226-236.
   12.Кочарян Г.С. Гомосексуальность: исследование Альфреда Кинси // Журнал психиатрии и медицинской психологии. - 2009. - N 2 (22). - С. 131-134.
   13.Коран / АН СССР, Ин-т востоковедения; Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского; ред. В.И. Беляев; авт. предисл. П. Грязневич, В. Беляев. - 2-е изд. - М.: Наука, 1986. - 727 с.
   14.Камолова К.Г. Творческое применение религиозного опыта при воспитании верующих людей // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2017. - N 1-2 (61). - С. 63-67.
   15.Мурсалова А.С. Религиозные аргументы, используемые для создания 
   негативного восприятия женщин // Norwegian Journal of development of the International Science. - 2022. - N 85. - С. 23-25.
   16.Нуртазин М.С., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный смысл понятий "коррупция" и "коррупционное правонарушение (преступление)" // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета (Донецк, 27-28 октября 2022 г.). - Том 8: Юридические науки / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2022. - С. 141-146.
   17.Приходько Н.Ю. Феминистский дискурс мировых религий: статус женщины в буддийской традиции // Вестник ТГЭУ. - 2009. - N 4. - С. 95-104.
   18.Самылова О.А. Духовно-нравственный смысл жизни юношеского  периода // Мир науки, культуры, образования.  - 2015. -2 (51)- С. 307-309.
   19.Чуркина Н.А. Гендерное самоопределение личности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - N 7 (69). - Ч. 1. - C. 208-211.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"