Чваков Димыч : другие произведения.

По осени считают?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    краткий обзор финальной группы с конкурса поэзии "Философия осени - 2011"


По осени считают?

(краткий обзор финальной группы с конкурса поэзии "Философия осени - 2011")

  
   И вот наступил час откровений, когда каждый судья должен публично разоблачиться и показать, кто он есть на самом деле, не прикрываясь анонимностью и доброй волей координаторов. Что ж, я готов. Не впервой. Но сначала своё отношение к заключительному месяцу осени... с некоторой долей философичности. Впрочем, это только моя точка зрения. Могу предположить, что кому-то как раз не будет хватать философских отсылов в нижеприведённом вирше.

Ноябрь

  
   Заплутала в заплатах судьба
   Откровенных крушений осенних.
   Раскрутился идей барабан,
   Намотался канатом на шею.
  
   Айседоры ржавеет авто,
   На колёсах оставлена нитка
   И мы, в общем, уверены в том
   Что и в счастье известная пытка.
  
   Пытка сытостью, пытка враньём,
   Когда кажется, будто прорвало...
   Мой не виден оконный проём
   За неоновым глянцем вокзала
  
   Так и что теперь слёзы-то лить,
   Когда ясно, что музыка тела
   Неспособна души заменить,
   Когда эта душа опустела?..
  
   Когда стынет ноябрьский перрон
   И скользят по асфальту подмётки...
   И всплывает балластом гудрон
   Из не всплывшей по графику лодки.
  
   А далее - по существу.
  
   Чтобы облегчить себе жизнь, формулируя те или иные качественные оценки представленных в финале произведений, обозначу категории предлагаемых организаторами баллов и поясню, какие авторские работы стану в них помещать.
   Категория А - оценка 9. К этому разделу буду относить стихотворения чем-то поразившие меня, причём у меня не появится никаких сомнений по форме и технике авторского исполнения.
   Категория Б - оценка 6. То же самое, но без каких-либо моментов, сумевших перевернуть моё скромное представление о современном (подчёркиваю, именно современном) стихосложении.
   Категория В - оценка 4. Хорошие, добротные произведения (других в финале встретить не ожидаю), но по логике или технике написания которых у меня возникнут какие-то сомнения. И ещё - в этот раздел стану помещать произведения, которые имеют к осени/философии осени такое же отношение, как куколка бабочки к кукле Барби.

1.Key K. феникс, ясен перец :)   

   "ну что ж, давай попробую стихами... вот мы сидим, съедаем летний мёд, и всё, что рифмовалось с потрохами, сейчас давно... а впрочем, не гниёт, а может быть, - другим готовит почву, уходит в зиму, Лету и золу, пусть синдереллы рвут сандалии в клочья, скача в объятья принцев на балу, я буду их умнее. от природы мне дан намёк на скорую весну, Луна уже готовит электроды, покуда лес готовится ко сну, над миром реет птица из песцовых, такую не задушишь, не сожжёшь, и в сумерках сомнений образцовых из меньших зол я выбираю ложь :)"
  
   Захотелось подпеть автору в режиме джем-сейшн, что и постараюсь сделать немедленно.
  
   А туфельки принцессам отменили? Выходит так, коль нынче снова в моде не просто, чтоб какой-нибудь из стилей. Сандалии иль что-то в этом роде - вот вам предмет для призовых примерок. А кажется, что зимам вопреки, золу давно рассеяли по ветру, как сеют злаки электродов серых, унылых птиц ночные мотыльки. Песец бежит как подлый лисопёс, хвостом следы умело снаряжая. А рожь без лжи нам липкий мёд принёс. Твою луну я жутко обожаю!
  
   Аллюзивность несгораемого феникса хороша, а вот синдереллы, забывшие освободить камины от мусора сгоревших трудодней, в преддверии будущей зимы, показались мне несколько легкомысленными. А ведь столько с ними мёду выпито, чёрт меня подери совсем! Осень? Просматривается невооружённым взглядом.
   Отнесу данное произведение к стихам категории Б.
  

2.Fenix X.X. Выбор листа   

   Процесс выбора финишного осеннего листа - вот то, что должно поразить воображение. Каким-то образом этот момент соотносится с замечательной новеллой О'Генри. Но только чуточку задевает крылом, как говорится. "Знаю скамейку, оттуда пришёл. Книгу судьбы перелистывал долго и финишный лист выбирал. Так и не выбрал". И отнёс бы я данное произведение к категории А, но не сражён наповал, как это требуется в соответствии с провозглашённым мной же статусным правилом, посему - категория Б.
  

3. Liebkosung Прогулка   

   "Желтые листья устилают дорогу.
   Мы идем,их ногами гребя.
   Они так шуршат,голубей пугают..
   А я смотрю на тебя любя.
  
   Ты возьмешь лист красивый,
   Заколешь мне в волосы,
   Я для тебя-королева дня.
   Ветер в лицо,дорог полосы..
   Я вся твоя,а ты любишь меня".
  
   Вы меня извините, не понимаю, каким образом это произведение попало в финал. "Гребя - любя" - рифморяд ученика не слишком старших классов нашей уже очень средней школы. И что это за структура стиха такая - четыре строки, две из них рифмуются, а две - нет; а потом ещё пять строчек, первая из которых и пришить-то некуда, поскольку у кобылы свой хвост куда как симпатичней выглядит.
   В конце-концов, ещё и ритмика проблемная. Посчитайте слоги, пожалуйста:
   12 - 9 -10 - 9,
   7 - 7 - 9 - 9 - 10.
   Полнейшее неуважение к читателю и незнание элементарных принципов поэзии. И никто не убедит меня в том, что это новое слово в искусстве - что-то вроде Митьковской живописи. Митьки митьками, Искандер Великий -- человек античных представлений о духовных ценностях, а ритм-то зачем ломать?
  
   По вопросу пунктуации тоже имеются проблемы: после запятых и с обеих сторон тире отсутствуют пробелы.
   Результат очевиден - группа В.
  

4. Огородникова Н.А. Старая Рига   

   "Из двери - в ночь. Она совсем живая -
   На мокрый тротуар ложится снег... И старых зданий строй
   Меня живую странно обступает,
   В холодном свете фонарей реальность тает,
   И тает снег, и мокрый воротник под тёплою щекой.
  
   Ворота, дворик... Узкий, как колодца клеть,
   И в нише крепостной стены уложены дрова,
   От дыма пролетевших здесь столетий,
   От тишины - кружится голова".
  
   Попробуем выстроить ритмическую схему предложенного автором стихотворения. Что же имеем? А вот что:
   11 - 16 - 11 - 13 - 16,
   12 - 14 - 11 - 10.
   Первая условная терцета ещё как-то смотрится, несмотря на выпирающую внедрённую строку из 13-ти слогов. Но вторую строфу так невероятно ломает, как наркомана на третьи сутки без дозы. Нет, я понимаю, что в современной поэзии вовсе не обязательно выдерживать размер, но не до такой же степени!
  
   Кроме того, бросается в глаза откровенно слабая рифма "строй - щекой", а осенней темы не просматривается отчётливо. Ах, снег? Так ведь он и зимой, и весной частенько случается. Не находите?
  
   Что ещё? Нехороши повторы существительного "снег" и прилагательного "мокрый". Также очевидно банальное противопоставление "холодного света фонарей" "тёплой щеке" довершает проблему разбалансировки.
   Извините, только категория В.
  
  

5. Комарик Осинка   

   "Оговоренная, по-моему, совсем напрасно, тонкая осинка
   (так в нашей жизни происходит часто). Встала у тропинки,
   грустит родимая: "За что же вы меня оклеветали так жестоко?
   С давних времен пришло проклятье это, из краев далеких.
  
   За то, что сами смастерили из меня Вы крест? На нем Христа распяли?
   За гвозди, да за спицы? За то, что Вы по-зверски под ногти их вгоняли?
   Что выбрал и повесился Искариот Иуда? Так гласит легенда?
   Как не прискорбно... черти якобы на мне играют от того момента?
  
   Она сгорает от стыда - багровым цветом наливаются листы-монетки.
   От страха пред людьми, пред богом кроной вся дрожит - но не склонит она ни ветки.
   Словно водой святой осинушка окраплена, с дождем грехи с себя смывает.
   И чтоб проснуться с новой силой вновь, сейчас наряд на землю тихо осыпает.
  
   Она, то нежно зажурчит, как ручеек, и днем и ночью шелестя листвою,
   то мощный рев шального водопада зазвучит в лесу, объятом тишиною.
   Как символ и стыда, и горестного плача, по-прежнему играет в ту игру.
   Ее опавшие листочки, словно дети, играют в догонялки, в чехарду.
  
   За что же, люди, Вы ее обидели? За что к осинке так не справедливы?
   С глубокой старины дошли поверья, что она спасает от нечистой силы.
   От вурдалаков, от упырей, вампиров кол тоже ведь строгают из осины.
   И о каком проклятье речь, коли на церкви купола из этой древесины?
  
   В кроватках мамы ветки тонкие ее ложили, чтоб деткам сладко было спать.
   И если зуб неймет, если ушибся: к ней обращаются - поможет боль унять.
   Даже чтоб щи капустные не скисли, их разливали, не поверите, в осиновые миски.
   Вот повод нам с тобою поразмыслить. При чем здесь дерево? То люди злобны, их поступки низки".
  
   Длинные строки? Это как раз то, что я люблю. Но писать длинной строкой - крайне сложное дело. Посмотрим, как справился с этой задачей автор.
   Сразу бросилась в глаза историческая ошибка. Крест, на котором распяли Иисуса Христа, не был из осины, да и не мог быть, поскольку изготовить из этого дерева увесистую деревянную конструкцию крайне сложно, ибо структура осины непрочна. Повеситься на дереве, как это сделал Иуда, вполне можно, но в строительстве и для прочих целей осину обычно не применяли и не применяют. А вот теологи думают о трёхсоставном кресте.
   А дальше - больше. Чисто формально имеем ритмическое согласие в строфах:
   21 - 17 - 21 - 17,
   16 - 21 - 16 - 21,
   23 - 23 - 23 - 23,
   23 - 23 - 23 - 23,
   23 - 23 - 23 - 23,
   23 - 23 - 23 - 23.
   Но только формально. В первых двух строфах рифмуются соседние строки, которые совершенно разной длины. Да и в последующем ни о каком соблюдении размера речи нет. Косноязычный, плохо сформулированный набор слов. Очевидно, что автор с задачей выдержать единую структурную манеру изложения не справился.
  
   Кроме того имеется некоторое количество пунктуационных ошибок. "Несправедливы" и "причём" в предлагаемом автором контексте пишутся слитно. Ошибка в слове "окроплена". Неудачная рифма "справедливы - осины" явно очень слаба. Нехороша фраза (звучит не по-русски) "играют от того момента". Комбинация повторяющихся однокоренных "новой - вновь" текст явно украсить не может. И наконец, автор, почему обращение литературного героя к человечеству на "Вы" с прописной буквы? От немыслимого уважения к каждому индивиду? Хорошо, пусть так, но тогда, отчего в самом начале "вы" написано с буквы строчной?
   Категория В, без капли колебаний. И ещё один вопрос - каким образом сия сыромятная поделка попала в финал?
  
  

6. Алан Э. Время О.   

   Унылая пора, очей очарованье. И рюмки полны, и взгрустнуть есть о чём, и занюхать, и снова запить. Ироничная сатира, перерастающая в язвительный сарказм. А опричь того - "жолтые листья". Классика! Техника - безусловно, прекрасна, придраться не к чему. Но мне лично не хватило какой-то неожиданности, которую всегда держишь в уме, когда читаешь стихи Алана. Может быть, я слишком требователен к автору? Пожалуй. Простите меня, люди, бей меня, дорогой друг по самому больному, по моей совести... Но только в категорию Б. Там и сразимся, только оружием я выбираю прозу, поскольку не хочу давать тебе изрядный гандикап, дорогой Алан.
     
     

7. mek Тропинки   

  
   "Ветер листьями покрыл тропинки -
скрытной юности глухие тайники -
и цветы завяли, как картинки
в стареньком учебнике ботаники.

Плачут в душах юношей-поэтов
самые прекрасные стихи.
К горизонту, догоняя лето,
улетают птицы - вёсен вестники.

Небо стало ветрено и холодно,
простудились где-то тучи дальние...
Может, это вовсе и не молодость?
Может, это тоже - увядание?"
  
   Единственное, что помешало мне отнести стихотворение в группу А, это невыдержанность размера. А вот рифма "тайники - ботаники" - просто прелесть. Итак, возвращаясь к размеру стихотворения:
   10 - 11 - 10 - 11,
   10 - 9 - 10 - 11,
   11 - 11 - 11 - 11.
  
   Изменение ритмического принципа в третьей строфе по отношению к первой, не такой уж большой криминал, но вот выпадающая шестая строка - недопустимая "роскошь" для мастера, каковым является автор. Группа Б.
  

8.Волков В.А. Прощальные круги   

  
   "Скоро ж лето прошло! Позабрызгана охрой окрестность.
   Стонет ветер, царапая брюхо жнивьем.
   В старомодном плаще у порога стоит неизвестность,
   Застя память о веке, в котором сегодня живем.
  
   Из колючей дали задувает сиреневой стынью,
   И виски холодит ощущение дальних угроз.
   От сгоревшей ботвы горьковато наносит полынью.
   Стынет тенью печаль у почти облетевших берез.
  
   Крикнет цапля "прощай", пролетая над сирым болотом.
   Грустных птиц провожу всепрощающим взмахом руки.
   И тоскует душа, будто тоже готовясь к отлёту,
   И над прожитым летом прощальные пишет круги".
  
   Очень хорошее стихотворение, но без той самой изюминки, от которой, как вы, наверное, поняли, пересыхает горло и прихватывает сердечко. Впрочем, давайте посчитаемся. Сдаётся мне, что с размером тоже не всё благополучно.
   16 - 12 - 16 - 15,
   16 - 15 - 16 - 15,
   16 - 15 - 16 - 15.
   Получается, что вторая строчка не ложится в строку, аки лыко. Но стоит добавит всего одно словечко, скажем, "ретивый", и всё устаканится. Вот таким манером:
   "Стонет ветер ретивый, царапая брюхо жнивьем".
   Впрочем, ни на чём не настаиваю.
   А тут ещё и термин "наносит" выглядит не совсем комильфо.
   В категорию Б.
  

9.Рыжкова С. Письмо на кленовом листе   

   Вероятно, это стихотворение следует читать под настроение (если ты рождён мужчиной). Умом понимаю, что хорошо и сильно, но душа остаётся в ледяном спокойствии. В чём тут дело? Думаю, в обилии клишированных образов: "паутина-седина", "скоро, милый, догоню тебя", "клён прошелестел мне...", "...прощальный сделав круг". Иначе объяснить не сумею. Если быть кратким - в категорию Б.
  

10. Пентегов Д.А. Опять октябрь. Над нашей зоной...

     
      "Опять октябрь. Над нашей зоной
      Летят упитанные гуси.
      Жульё одето по сезону.
      Вся отрицаловка - на СУСе*.
     
      И бесконвойник на продскладе
      Картошку жарит вечерами.
      Бандиты с ужина в отряды
      Бредут локальными дворами.
     
      И в том отряде, что повыше,
      Глядят, как за тройным забором
      Идёт вдали, почти не слышен,
      По расписанью поезд скорый.
     
      Завхоз хлопочет суетливо.
      Дневальный окна утепляет.
      И срок течёт неторопливо
      И всё никак не иссякает..."
  
   Стихотворение, как говорится, "из жизни отдыхающих". Ничего неожиданного для себя я в этом произведении не обнаружил. Состояние заключённого, ожидающего нестерпимо медленно "мотающийся" срок передано точно, но вот осень сюда притянута весьма условно - потому что октябрь, потому что гуси полетели. А где же философия этой самой осени. Есть философия отбывающего наказание, но это, согласитесь, не одно и то же.
   И ещё небольшое замечание - неважная рифма "продскладе - отряды". Не худо бы сформулировать как-то иначе.
   В категорию В.
     

11. Трещалин М.Д. Гузятино   

   "Вопль немой листопадовых бурь" - извините, это что-то не того. Если буря, стало быть, ветер, и притом - ветер сильный. При сильном ветре вопль никак не может оказаться немым, даже если "расплескать затаённую дурь". Так что метафора никак не вписывается в происходящее в рамках произведения.
  
   Теперь по технике исполнения претензии. Первые две терцеты ритмически разбалансированы. Вот как это выглядит в цифрах:
   9 - 8 - 9 - 9,
   10 - 8 - 9 - 9.
   А что касаемо до рифмы "сосны - волны", то она смотрится не так убедительно на фоне прочих.
  
   Что ещё сказать? Произведение из разряда "нас тьмы, и тьмы, и тьмы", причём речь не о скифах, а о рифмованных поделках. Памятуя строки Блока, сражаться я не стану. Просто отправлю вирш в категорию В, на том прекратив боевые действия.
  

12. Даймара С. жить-жуть   

   Дорогой мой любезный автор. Мне нравится ваша проза, люблю эти постмодернистские, сюрреалистические выверты. Но вот посмотрел на поэзию. Возможно, вы упрекнёте меня в снобизме и нежелании "понять и оценить душу рабочего подростка", но я не стану даже вдаваться в технику написания представленного в финале произведения, поскольку - если в нём и есть какая-то скрытая от моих скромных мозгов философия, то к осени она не имеет ровным счётом никакого отношения. Как говорится, мне Сонни друг, но осень-то дороже. Извиняйте, в категорию В.
  

13. Габдулганиева М. По календарю   

  
  
   "И нищетой, и роскошеством
   Снова являешься к нам.
   От голых деревьев убожества
   до щедрых даров - закромам.
  
   От молоди птичьей ликующей
   до стай, чья дорога на юг.
   От страсти, сердце волнующей,
   и до прощания вдруг.
  
   Ты и манерно-капризная,
   и по-житейски проста -
   свадьбами щедро обрызганы
   солнца запасы в цветах".
  
   Добротное хорошее стихотворение по смыслу и образам, но без поэтических чудес. К тому же - нелады с размером. Посчитать? Считаю:
   9 - 7 - 10 - 8,
   10 - 8 - 9 - 7,
   9 - 7 - 9 - 7.
   В категорию В, извини, Марзия. Думаю, ты поймёшь, почему.
  

14.Мягкова Л.С. Жестяное   

   "Томный август на юг отчалил -
   Видно это уже всерьёз...
   Я порежу ладонь случайно,
   Белой жестью сентябрьских звёзд...
   Вязкий сок перезревших ягод
   Между пальцев теплом стечёт,
   Даже боль может делать благо,
   Если чувствуешь боль ещё.
   В кулаке загустеет лето
   Тёмно-бурым живым вином,
   Сухожилья простых ответов
   Будут вспороты жестью, но...
   Неуютной чернильной ночью
   Спрячет в складках шифон небес
   Ожиданье порезов - строчек,
   Чтобы страх навсегда исчез.
   Кто-то судит легко и строго.
   Капли жизни в моей горсти -
   Их задержится так немного...
   Не успею себя простить".
  
   Браво! Браво, Лариса! Думаю, найдётся немало охотников - разделать, что называется, под орех это произведение. Меня среди них не окажется точно. И "белой жестью сентябрьских звёзд" стану делать "порезы строчек" на своей душе, поскольку "Даже боль может делать благо, если чувствуешь боль ещё". Легко нащупывается ритмика и музыка стиха даже при первом, вполоборота, чтении. И звучит в голове незабываемой мелодией. А что ещё нужно для настоящей поэзии? Глубокий смысл? Так он присутствует. Добро пожаловать в категорию А.
  
  

15.Бурель Л.Л. Сентябрь   

     
     
      "Сентябрь оделся в ветра плащ,
      дождем подбитый.
      Поцеловались? Ну не плачь!
      Платок, расшитый
      нежарким солнечным лучом,
      сентябрь получит.
     
      А ветер ссорится с дождем,
      уносит тучи".
  
   Хорошая картинка, к которой нельзя придраться, но и только. В категорию Б.
  

16.Осторожнер Т. Отступаем!

  
   "Полюса пропадут, заспиралятся оси,
   Горизонты начертят волнистую линию,
   Вот немного ещё - и воровка без спроса
   Потихонечку съест голубое и синее,
   Проберётся лисицей в беспечный курятник
   И придушит неслышно тепло моё, рыжая,
   Я попробую летом укрыться, но вряд ли,
   Потому что усну, красотой обездвиженный,
   Потому что мой лес незаметно умрёт и,
   Палачу заплатив золотистостью пасмурной,
   Он открытыми в небо оставит ворота,
   И поселится в нём без прописки и паспорта
   Гастарбайтером грубым морщинистый холод,
   Высота над землёй зазияет пустотами,
   На сопливость поверхности нищей и голой
   Отправляя отраву дождями кислотными,
   Безнадёжной подсказкой написаны титры,
   И никто не готов отменить умирание,
   Я хотел бы уйти - да куда ж мне идти-то?
   Я хотел бы не знать,
   но готовлюсь заранее..."
  
   Вот это настоящая философия умирания, вот это настоящая осень! И метафор строй прекрасен, и мысль, хоть и не нова, но так преподнесена, что всё внутри переворачивается. Примеры замечательно поданных образов приводить не стану, поскольку - имеющий глаза, да увидит; имеющий душу, да почувствует!
   Заметил, что не хватает запятой в тексте. Думаю, этот небольшой недостаток следует устранить. А так - категория А. И мой низкий поклон.
  

17. Пародивый Р. "Нивоскосень. Гололесень..."   

   Отдавая должное фантазии автора, спешу доложить, что здесь мы видим не философскую составляющую осени, а всего только её антураж, декорации. Призадуматься бы в позе Роденовского "Мыслителя", да вот не над чем. Извините, категория В.
  

18. Левская О.С. Утренне-созерцательное   

   "Туман тончится, прорывается местами.
   В прорехах - плечи гор и гор макушки.
   Я примеряю этот вид к старинной раме,
   что представляется мне каждый раз ненужной,
   но неизбежно возникает. Мне мечталось -
   окно, и горы, и стекло без перекрестий.
   Есть - горы и окно, осталась малость -
   лепная рама. Я живу в красивом месте,
   где мне по-разному слагают каждым утром
   картину: маслом, тушью, темперой, сангиной...
   То акварельные потеки с перламутром,
   то скоровязанный платочек-паутина,
   то нежный абрис гор с приветом из Китая,
   парящей сбоку неопознанной моделью,
   в которой я ворону не узнаю,
   про чаек думая за чаем в понедельник.
   Туман спадает, открывается стыдливо
   курчавый берег с обнаженными домами,
   чьи крыши плоские текут неторопливой
   волнистой рябью параллельно мыслераме.
   В центральной части, каждый раз почти внезапно -
   стихия инь в сибирской щедрой ипостаси
   как кошка, сонно простирающая лапы
   на покрывале. Что есть мир? - Синоним счастья".
  
   Философию художественного образа наблюдаю. Осени нет абсолютно. Преноминаторам задаю вопрос такого порядка... Впрочем, они и сами знают, о чём я хотел спросить. А стихотворение - в категорию В.
  

19.Клеандрова И.А. Les Fleurs D'Automne   

   Отменно зарифмованные красивости. Здесь есть всё: и "лист, сияющий траурной свечой" (вероятно, речь об отражённом свете), и "костры ветвей - мостами в небеса", и "искра сердца, вязнущая в мёртвом танце"... Нет лишь одного - того, что бы меня тронуло. Такой вот я капризный мальчиш-плохиш, мне обязательно ещё и второй-третий слой подай. Стихотворение - в категорию Б.
  

20. Эзрас Э. Credo   

  
      "Святая передышка. Тишина...
      На настоящее не повышают цену.
      И прошлого притихли времена,
      И гладиаторам не надо на арену.
     
      У Анны Франк свеча ещё горит,
      Чеченцы спят в засаде у дороги,
      На Арлингтонском кладбище гранит
      Молчит о том, что нас забыли боги.
     
      А ты - огарок грустной красоты,
      На небе ищешь Слово виновато...
      И путники из тёмной суеты
      Тебя находят, как находят брата".
  
   Кто-нибудь мне объяснит, где здесь осень? В конкурсе антивоенных стихов или, скажем, лирики с теологическими тенденциями непременно бы поставил очень высокую оценку, даже, наверное, высшую. Но сейчас - тема не раскрыта даже формально. Если хотите меня убедить, что под "притихшими временами" подразумевается как раз осень или, что гранит на Арлингтонском кладбище молчит исключительно с сентября по ноябрь, то разочарую вас - на такие доводы меня из тины не поднять, даже если б и удалось подсечь. Я - рыба вёрткая. В категорию В. С сожалением, но именно так.
   Объяснюсь.
   Просто устал уже встречать в самых разнообразных конкурсах, когда жюри и организаторы, активно декларирующие ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ соответствия теме, сами потом проводят в финал и делают победителями произведения, которые и близко с тематикой не стояли. А довод такой - очень хорошо написано. И что? При желании можно притянуть к любой теме любое произведение. Тогда зачем проводить конкурсы тематические? Давайте тогда скажем честно - будем принимать все стихотворения, в которых отсутствует слово "осень" или, скажем, "яблоко". Но тогда, извините это уже будет конкурс "стихов, в которых не встречается заданное слово и все его формы и/или производные". Честнее будет.
     

21. Шереверов В.И. Когда возвращается птица.   

   "Когда возвращается птица.
  
   "These are the days when birds come back..."
   (Emily Dickinson)
  
   Есть дни, когда, взлетев на юг
   За стаей дальней,
   Одна из птиц вернётся вдруг
   И повторит над нами круг
   Прощальный.
  
   Есть дни, когда в канун утрат
   Седая лгунья
   Играет с нами в маскарад
   И с прежней яркостью горят
   Цвета июня.
  
   Она лазурный ореол
   Спешит примерить -
   Им не обманешь даже пчёл,
   Но я, безумный, всё же счел
   В него поверить.
  
   Пускай обман её жесток -
   Всему есть время.
   И нежной озими росток
   Спешит мне подарить листок
   Вполне весенний.
  
  
   Медовых дней полынный вкус,
   Предзимних расставаний грусть.
   Я помню все, но не боюсь
   И вновь, как встарь.
  
   Спешу принять, что суждено,
   Вкусить их мёд, испить вино
   И с головой уйти на дно
   Как муравей в янтарь".
  
   Ухожу, как муравей в янтарь. От такой поэтической мощи мне просто не остаётся ничего иного, как самому влезть в янтарный домик и притаится там до того момента, как меня обнаружит там какой-нибудь сопливый палеоботаник... или обычный археолог, наконец. А стихотворение? В группу лидеров, в категорию А. Однозначно!
  

22. Калинчук Е.А. Ноябрь   

   "Я хочу рассказать тебе сказку о ливне ноябрьском.
   В этой сказке начало с концом не имеют значения.
   В темном воздухе пахло морозом, печеньем и яблоком,
   И машины отчаянно выли, плывя по течению.
  
   Он омыл нам лицо, он плеснул нам в глаза ослепленные,
   И глаза наши вспыхнули связками елочных шариков,
   Голубыми, лиловыми, синими или зелеными,
   Из-под хмурых бровей, словно из-под лохматых лишайников.
  
   В этой сказке отсутствуют время, пространство и фабула.
   И героев лишь трое - Вода, Тот, Кто Лил, и Вселенная.
   А в финале уже не текло, не лило и не капало,
   Просто было. Счастливое, мокрое, вечно нетленное.
  
   Мира хрупкий кувшин до краев благодатью наполнен был.
   Пили все от нее - те, кто ждал и не ждал исцеления.
   Но под утро из тех, кто о ливне ноябрьском вспомнил бы,
   Оставались лишь трое - Вода, Тот, Кто Лил, и Вселенная".
  
   В этом произведении налицо неявная рифма, рифма мягкая. Но придираться к ней не могу, поскольку здесь она очень уместна и осознанна, как у Арсения Тарковского. Она, эта рифма, именно мягкая, а не неудачная либо неточная. Вслушайтесь в это волшебство "ноябрьском - яблоком", "шариков - лишайников"... Что-то из детского предчувствия Нового года, которое у меня начиналось вместе с первым снегом... А он у нас по северной традиции имел обыкновение идти ещё в конце лета.
  
   Что ещё? Привлекло внимание следующее интересное сочетание аллитерационного характера - "плеснул - ослеплённые". Короче говоря, "в этой сказке отсутствует время...", в этой сказке есть нечто божественно прекрасное, но оно не огранено, не доведено до совершенства. Почему я так решил?
   Обратимся к размеру. В стихах с длинной строкой иногда не так видно "залипание" слогов, но точность здесь, пожалуй, играет даже большее значение, чем в иных произведениях со строкой короткой. Итак, сочтём слоги, не сочтите за навязчивый сервис (и простите за ненавязчивую тавтологию):
   16 - 17 -17 - 17,
   17 - 17 -17 - 17,
   17 - 17 -17 - 17,
   17 - 17 -16 - 17.
   Что ж, мы видим следующее: первая и пятнадцатая строки явно выпадают из ритмического контекста. Жаль. Придётся отправлять в категорию Б.
  
  

23. Половинкина Т. Трав ощетинилась чалая грива...   

  
   "Трав ощетинилась чалая грива,
   Ливни грудные, как сон, далеки.
   С ив плетевых отлетают лениво
   Листьев кручёных морские коньки.
  
   Стали торопче решительно зори -
   С зорями я на короткой ноге.
   Сроки - природе встречать ревизора:
   Чистой, возвышенной и налегке.
  
   Облик её внутривенно мне снился
   Сонмы ночей - повременный недуг.
   Мимо проносится молодость: с Нильсом
   Дикие гуси стремятся на юг.
  
   Ветер на вдохе у неба отмолен,
   Сердце томится - упрямый вещун.
   Верно, зимою в оснеженном поле
   Вечное я утешенье снищу".
  
   Здесь также имеем в первых двух строфах "мягкие" рифмы: "далеки - коньки" и "ноге - налегке". Но это вполне себе стильно и хорошо выглядит, а вот дальше наблюдаю небольшую литературно-логическую неувязку. Вдумаемся в смысл трёх подряд идущих строк:
   "Сроки - природе встречать ревизора:
   Чистой, возвышенной и налегке.
   Облик её внутривенно мне снился..."
  
   Итак, что имеем? Чистая и возвышенная природа встречает ревизора (он, мужской род), но облик ревизора уже её (женский род). Естественно, мы понимаем, что речь идёт об осени, осень - ревизор. Но в предлагаемом автором контексте налицо рассогласование женского и мужского рода. Выглядит не совсем убедительно.
   И этакая малость портит всё впечатление от прекрасного в целом стихотворения, в котором присутствует мой любимый герой детства Нильс, а также невероятный образ ветра, "отмоленного у неба на вдохе". Но уж раз задекларировал критерии в начале, то отправляю произведение в категорию Б, скрепя сердце. Прости меня, милый друг, Танюша!
  

24. Ролдугина С. На излёте   

   "Лета излёт. Ветер в затылок дышит -
   ветер и что-то с джазовой нотой грусти.
   Кошкой брожу ночью по ржавым крышам,
   днём на ходу сплю и на солнце щурюсь.
   N. говорит - это моя дурость.
   Подозреваю, шутит.
   Лета излёт - утренний кофе крепче,
   скоро в крови будет сплошной кофе...
   Чаще из глаз птичьих глядит вечность,
   что-то меняя исподволь, подспудно.
   ...и иногда видишь в стекле мутном
   будто чужой профиль.
   Стрелки бегут, кажется, всё быстрее.
   Я разгоняюсь. Время, остановись!
   Листья желтеют, падают, мокнут, преют...
   Нет, не излёт.
   Новый виток - ввысь".
  
   Да, есть нечто джазовое, синкопирующее в этом произведении. И всё бы хорошо, но прыжок ввысь меня вдохновил не слишком... Наверное, всё оттого, что хотелось дождаться рифму на "кофе", а вместо этого мне предложили метаморфозу: кошачья повадка обратилась птичьим взглядом. А профиль? Что с ним? Он тоже сделался птичьим? Как-то неубедительно, если птицы начинают прыгать вместо того, чтоб лететь... Или это всё-таки кошка?
  
   Нет, не кошка, речь идёт о витке времени - спираль сделала новый оборот. Очень и очень неплохо, автор, джаз зазвучал, но контрабас, извините, всё время фальшивил за спиной у пианиста. Поэтому - категория Б.
  
  

25. Ковалевская А.В. Земля и Небо   
  

      "Это заговор зрелых и мудрых антоновских яблок,
      Не пропасть бы в разгар предпоследнего жаркого полдня.
      Мне не нужно назад, что вчера предлагала, не помня,
      Не считая, не меряя - всё отдавала в подарок:
     
      Тело в самом цвету, и румяные яркие утра;
      Я стонала от счастья, рожала тебе без оглядки...
      Ты целуешь ладони, пропахшие крепко и сладко
      Духом яблочной правды... Уже отгорела. Разута.
     
      Обнажаюсь. Так надо. Так было и будет извечно.
      Остываю, старею а, может, в обратном порядке...
      Мой укутаешь стыд серым саваном мглистым и мягким
      И забудешься сном, честно выплакав дождь бесконечный.
     
      И припомнится смех, как кормила я с пальцев, не тратясь,
      Спелой ягодой; ты изливал свою страсть звездопадом...
      Приглашаю на пир: я готовилась, сядем же рядом,
      Плат летит с головы - густо шитая золотом скатерть.
     
      Напевают ветра песнь хрустально звенящей печали.
      Хризантемы взбиваю с листвою, склонись к изголовью.
      Холодеет твой глаз, согревавший великой любовью.
      Отдыхай. Отдохну я. Весна снова нас повенчает".
  
   Стесняюсь спросить, а рожать с оглядкой можно? Но это так, отвлечение от темы.
   О матери Природе рассказано с эпическим размахом, осенние частности приобретают загрублённые "общестатистические" черты, и оттого, наверное, произведение не выглядит изящным. Этакий монумент Церетели рядом с "мелкими" работами Родена. Но в раздел Б - путь открыт! Проходите.
     

26. Острогаев Н. Осенённый стих   

     "Из исколотого перелётными птицами неба сыплется что-то водянистое. Святые апостолы, хмурые, как полиция, сметают души деревьев в кучи ветвистые.
     Поля безрадостные обобраны; нищи и голы. Дороги разбиты: слякоть делает своё коричневое дело. На садовых участках водопроводные трубы полы, а ведь совсем недавно на дачах жизнь кипела.
     Лишь в городах - огни как на авеню и стритах. Города лишены сезонных перепадов, им всё равно какой месяц скользит в титрах. В городах - веселье. Значит, так надо.
     Почему так надо? Видимо, есть причина... Прошла недавно с Днём примирения Казанская, а потом и девяносто четвёртая годовщина. Про неё говорили мало, она опасная.
     А златокудрая красавица всё быстрей превращается в безостановочно плачущую старуху, и все ждут, когда же она, наконец, щей налакается, в которые положила свою квашеную капусту.
     Однако мудрая старуха не спешит умирать и передавать ключи фригидной красавице в белой шали. Хочет она все краски у мира забрать, жить вечно, и чтобы плачу её не мешали.
     Ведь иначе явится Снежная Королева, бросит на землю чистольняные полотенца, станет ждать, что я, как Герда, примусь доставать осколки из чьих-то глаз и сердца".
  
   Стихотворение в стилистике неоплодотворённого рэпа с претензией на судьбоносность. Но слякоть, которая "делает своё коричневое дело", возникает из "макдональдсов" подсознания в обёртке "чиста льняных" годовщин и портит всё дело. Извините, только В.
     

27. Колонок Бег по склону   

   "Просыпаться и знать: мир незыблем, но что-то не так;
   Засыпать, не поняв, что бывает и что не бывает...
   В октябре в этом городе много бродячих собак
   И тумана - собаки бегут сквозь туман и не лают.
   В октябре в этом городе жгут не листву, а цветы,
   И сухие портреты - темнеют, коробятся лица,
   И в тумане, дыму ли не ясно, где я, а где ты -
   Чтобы все же понять: проще сдохнуть и снова родиться.
   И останется память о городе - пыль на губах,
   Или просто пыльца от бесчисленных бабочек летних,
   И тоска о небывшем: по склону ребячья гурьба
   Мчится вниз, хохоча, видя - первые возле последних".
  
   Пересказ осеннего сна? Да, пожалуй. Ностальгия по уходящей юности, захлёбывание детскими мечтами. Да, несомненно. Страх перед неизвестным будущим? Да, отчасти. И прекрасно всё, но тут выползает откуда-то змея в виде тоски о "небывшем" и не даёт стихотворению попасть в группу лидеров. Червоточинка небольшая, не всякого проймёт, но для меня и её оказалось достаточно. Извините, только категория Б.
  

28. Мармадьюк Стишок для гламурного журнала   

  
   "Трава усыпана купюрами
   Ненужной более листвы.
   Рубашкой серой от-кутюровой
   Прикрылись рёбрышки Невы.
  
   Недель последними копейками
   Бренчит остаток годовой.
   И в липком сквере под скамейками
   Издох бездомный домовой".
  
   Чёрт! Как же здорово показана осень в извращённом отражении навязываемом СМИ состоянии финансового успеха как апофеоза жизненных устремлений. Нева застыдилась своей наготы, прикрывшись иноземным гранитом набережных. И в конце фраза, от которой сохнет гортань, как то самое пиво и ещё кое-что... в сквере под скамейками. Да-да, я о бездомном домовом. Очень сильно! В стране нету больше домового, его убила политика ББ - большого бабла.
   Стихотворение - в категорию А, без сомнений.
  

29. Марцев Я.Ф. Чёрный всадник   

   "Ковыль придорожной мечты" - это нечто такое, что выглядит несколько двусмысленно. А вообще говоря, сошествие ночи и её шаги по земле выглядит эпически в хорошем смысле этого ныне почти ругательного слова. И искры всполохов заката можно принять за опадающую осеннюю листву. Этакий намёк, этакая игра с темой. Неплохо задумано, если задумано. Но пришлось ко двору под конкурс однозначно. В категорию А отправить не могу, поскольку не пробрало, а вот в Б - с нашим удовольствием.
  

30. Шуба С.В. Дождь   

   Патриотично, горько, интересно. Только есть одна "нехорошесть" - отсутствие системного подхода к пунктуации. Отсутствие знаков препинание (всех или некоторых) меня не напрягает, наоборот, заставляет думать, выстраивать смысловые комбинации. Но в данном конкретном случае - часть пунктуационных знаков имеется, а часть - будто корова языком.
  
   А ещё всё время преследует ощущение полуфабриката, то есть не готовое произведение перед нами, а что-то, что требует шлифовки и подбора слов. Не думаю, будто мне одному пришла в голову эта мысль. Категория В.
  

31. Озернов О.Ф. Сожаления   

   "Серым дождём не отмыты
   Стылые стены домов.
   Солнце припряталось сыто.
   Сети собрал рыболов.
  
   Остуди признаки смелы.
   Осмием льётся река.
   Острову вдруг захотелось
   Ости собрать на боках.
  
   Жердь у колодца скучает.
   Желтые листья, что прах.
   Желны в предзимней печали.
   Желудь скатился в овраг.
  
   Арки штурмуются лихо
   Армией сгорбленных лиц.
   Ария лета затихла
   Арфой уплывших зарниц.
  
   Львы скалят зубы уныло -
   Лепку дождями грызёт.
   Логово парка остыло,
   Лёжка на камне не мёд.
  
   Ели стоят величаво,
   Ерики тронуты льдом.
   Если бы так не звучала
   Ересь тоски за окном!
  
   Нем, в ожидании чуда.
   Негой укутаны в плед
   Нервы, сомненья, простуда.
   Небыль грехов и побед.
  
   Истина прячется между.
   Искренне жизнь возлюбя,
   Искрами светлой надежды
   Исподволь тешу себя.
  
   Яркость ушедшего лета
   Яшмой неузнанных уст.
   Яд нераскрытых конвертов.
   Ящик почтовый мой пуст".
  
   Ага, своего рода акростих. Я бы даже сказал - тетра-акростих. Хорошие образы. Необычные порой. Как, скажем, с рекой, ьющейся осмием" - сине-белая, блестящая, зернистая, тягучая в заберегах шуги. Или вот ещё "Львы скалят зубы уныло - лепку дождями грызёт". Тут примечательно, что львам не удаётся грызть, наоборот - их каменную природу грызёт дождями параллельно с лепниной, вероятно - лепнина - это гарнир. Но в очередной раз мне не удалось удивиться так, чтоб - просто "ах"! Не обижайтесь, автор, категория Б тоже весьма достойна.
  

32. Кирпичев На Семёнов день   

  
   "...Я печаль свою тихо унесу,
   С колоса зерно - только лишь задень,
   На Семенов день не ходи в росу,
   На Семенов день, на Семёнов день..."
  
  
   Я для автора - словно скорый суд,
   справедливости дожидаться лень,
   отнесёт меня - утопить в росу
   на Семёнов день, на Семёнов день...
  
   Отличная стилизация под народные песни. Заведомо выигрышно звучит такого рода рефрен, которым воспользовался автор. Но подобного рода "плюс" не всегда служит хорошую службу, когда оценкой стихотворения начинает заниматься (не путать с началом пожара!) придирчивый автор, вроде меня. "На Семёнов день, на Семёнов день..." - хорошая строка, но занимает 25% всего текста. Я бы, например, предпочёл сдвигать её. Делать плавающей... не обязательно же всё время ею завершать терцету, правда.
  
   В общем, чувствую, что глубоко оскорбляю автора, потому поспешу скрыться в кустах. Прихватив стихотворение к группе, обосновавшейся в категории Б.
  

33. Виленкин Н. ...опять раскатистое   

   "...опять раскатистое "эр-р"
   опять глаза на мокром месте
   уже преодолен барьер
   и через опытность манер
   сверкнет наивностью невесты
  
   утяжеленных бедер вид
   вилянье тропки шаловливой
   увлечь подальше норовит
   где плющ кудряшками завит
   под строгим окриком крапивы
  
   и ветви грустно уронив
   в изнеможеньи после бури
   себе забыться разрешив
   уснет под простенький мотив
   из пожелтевшей партитуры..."
  
   Ах, хорошо как об опытности осенних манер сказано, хотя иной раз сверкает наивность невесты-весны! Всё было бы прекрасно, но средняя часть произведения меня несколько разочаровала. Тут и логически не совсем однозначно. Подальше - это куда-то в глубину леса, как представляется взгляду дилетанта. Не подальше же в город по "виляющей тропке шаловливой", правда? А где в глубине леса крапива? Крапива обычно растёт близ жилья... и явно не в лесу. Категория Б.
  
  

34. Ведех Д. Мабон   

  
   "Слышишь, молчи, я же чую - сжигаются листья.
   В парке аншлаг и банкет на кленовой крови.
   Слышишь, молчи. Или, впрочем, иди веселиться -
   Смейся, глотая пропахшие страхом стихи.
  
   Время дышать хризантемовой горечью ночи,
   Время страдать и рвать астры с туманной земли,
   Время летать, растворяясь в тоске многоточий,
   Время сползать в темноту по вселенской оси.
  
   Я не пойду, я боюсь заблудиться в потемках,
   И, не дождавшись обманчиво-светлой зимы,
   Сгинуть в билетах-вокзалах-корзинках-котомках
   Вместе с по-летнему сказочно-солнечным "мы"..."
  
   Не стану разбираться в художественной ценности представленных здесь образов. Обращу внимание пока только на техническую составляющую. Две пары рифм "крови - стихи", "земли - оси" не просто слабые, но их и рифмами назвать трудно.
  
   После общения с автором стихотворения понял, что речь идёт о символизме и сопутствующем этой разновидности поэзии понятии ассонанса. Обидно сознаваться в собственном невежестве, но из песни слова не выкинешь. Так получилось, что с символистами я совсем не дружен. Извиняюсь перед автором за сеанс воинствующего невежества.
  
   С размером всё благополучно. Но не зацепило ничего поэтически отменного, новизною лепого. А замечания по рифме НЕ ДАЮТ мне права определить произведение в группу В, поскольку сам дле себя их и устанавливал. Произведу замену категории на Б.
  
  

35. Ада-Рая Молча

  
   "Стою у окна молча.
   Школьники звуки собрали,
   после каникул охапками
   вместе с цветами несут.
   Жаждут тепла батареи,
   словно готовятся к бою.
   Я и сама готовлюсь теперь
   к бою с хандрой и ознобом,
   к схватке с беспочвенной грустью.
   Буду лечить себя красным
   или вином или цветом
   бука, рябины и клена.
   Видимо, так мне и надо -
   молча стоять у окна".
  
   "Батареи, готовящиеся к бою", "собранные школьниками звуки" - очень хорошие образы. Но не хватает мне удивления для категории А. Да, кстати, ещё один момент по технике исполнения: в двух соседних строчках употреблены однокоренные глаголы "готовятся - готовлюсь". Вызывает инстинктивное стилистическое неприятие. Думаю, можно и нужно употребить в одном из случаев синоним или вовсе изменить формулировку. Вот, например, так "Жаждут тепла батареи, словно готовятся к бою. Сама собираюсь теперь пред боем с хандрой и ознобом". Впрочем, дело автора. А моё дело - поместить стихотворение в категорию Б.
  

36.Лирик Т. Невозможный портрет   

   "Застыл октябрь, пропитанный дождями, -- стоп-кадр полузабытого кино, и каплями, как будто бы гвоздями, держало город -- старое панно. На этом фоне оставались в цвете лишь ты и мной подаренный букет; мы двигались по тротуару-ленте, и краем кадра был нам турникет. 
   Зачем я вас, мой родненький, узнала, спросила ты, смеясь в мои цветы. Я улыбался. Было нам немало, но всё моложе становилась ты. 
   Писать твоё лицо, прическу, плечи пытался я не раз и -- пасовал: ты вне холстов, да мне отнюдь не легче. Волна волос, лица простой овал... Но где объём, где свет волшебный взгляда, где магия полуоткрытых губ?.. Не оживёт картинка. И -- не надо, ведь краски ложь, а холст изрядно груб, чтобы забрать тебя, поймать на плоскость, заставить мир тебя боготворить, приняв как идеал твою неброскость... Есть то, что лучше кистью не ловить. И заключать в слова -- пустое дело, пристрастен слишком, даже одержим! Чуть что -- не тот эпитет и нажим -- и вместо человека просто тело. 
   Да, пусть поблекнем, станем октябрём, на город каплями печально упадём, вольёмся в смерть как в высшее блаженство; уходит всё, и мы с тобой умрём, пройдя банальным, в общем-то, путём... 
   ...но ты не зря сбылась как совершенство".
  
   Эх, зачем я вас, родинки, узнала, зачем я полюбила вас? А раньше я этого не знала... Простите, песню вспомнил, просматривая киноплёнку, предоставленную нашим гостем Тимоти. Дочитал почти до конца в тщетных попытках уловить дыхание осени. Уже почти разочаровался, как это было во время чтения стихотворения Эзрас Эли, но тут - ярким светом кленового сока брызнул баловень-октябрь, отец и брат одного переворота, названного великой революцией.
  
   Стоп! Стоп, что это я - в начале произведения тоже упоминался лучший из осенних месяцев. Забыл, запамятовал, хотел "слить" достойное произведение? Нет, братцы, нет! Просто увлёкся раскадровкой и долго не мог прийти в себя. А что это значит? Верно, в категорию А без проволочек!
  

37. Шумахер Я.С. Бабье лето   

   "Каштаны прямых штанов" хороши, а в остальном, извините, больше экспериментальности, которая настолько углубилась в самоё себя, что смысл осенней философии почти потерялся, зарытый в "серебряных любовей погосты", "растранжирив тыквенные семечки" раньше времени, "взлетев щеглом" над "зубными щётками усов". Извините, что оказался я настолько примитивным и прагматичным, что не захотел "дугами исполосовать клубы" или "раззвониться молебном дольним". Категория В к вашим услугам, сударь. Разрешаю плюнуть в мою сторону, но аккуратней - противогаз на мне казённый.
  

38. Щелкунова Т.С. Питомец серой мглы дневной   

   "Питомец серой мглы дневной,
   Безветрия и тишины,
   На ветке ворон молодой
   Глядит на мир из пустоты.
   Из пустоты своих очей,
   Из мира собственного сна,
   Из серой пустоши теней,
   Где редки солнце и весна.
   Сидит, закутавшись в перо,
   Недвижим, непривычно тих,
   А небо смотрит на него,
   И гаснет, гаснет каждый миг.
   На землю падает листва,
   Как камни сыплются в обрыв,
   Кругом тоска и пустота,
   И стаи воронов немых".
  
   Картина нарисована интересная. Но возникает ряд вопросов: не совсем понятно, как можно смотреть из пустоты очей? По-моему, взгляд, направленный внутрь себя - это вовсе и не взгляд в общежитейском понимании. Хотя далее упоминается сон, как некий отдельный мир молодого ворона, образ меня не убедил. И потом фраза "где редки солнце и весна" наводит на размышление, что дело вовсе не в осени, куда редко, но всё же заглядывает весна. Согласен, иногда случаются аномалии, когда деревья начинают цвести осенью, обманутые теплом. Сомневаюсь, правда, это ли имел в виду автор.
   Хорошо, любые сомнения стану трактовать в пользу конкурсанта. Но тогда другие претензии появляются - претензии к технике написания.
  
   Нет, это всего только мои представления, кому-то придётся по душе такое неявное рифмование, какое представлено автором.
   Вот, скажем "дневной - молодой" - зыбковатая рифма, а "тишины - пустоты" - и вовсе еле приметная. Если автор захочет мне возразить, что это сделано намеренно, то я попробую возразить: к чему было в произведении с сознательно неточной рифмой иногда всё же рифмовать классически? Пример? А вот, извольте "сна - весна" выбивается из предложенной схемы.
  
   Что ещё? Образ пустоты и скорби, переданный посредством описания печального молчаливого ворона меня отчего-то не тронул. Уж извините, автор. Ваш тест попадает в категорию В.
  

39. L++ Танец золотого леопарда

  
      "Танцевал ли тебе золотой леопард? -
      Так чтоб искры
                         - и вверх! -
                                      стаями.
      Так чтоб в солнечном воздухе,
                                              - как олеандры
      разноцветные! -
                                      бабочки таяли?
  
  
      И сплетались -
                                      под звон воздушных плетей,
      И валялись в траве вверх тормашками!
      Чтоб разнежились в предпоследнем тепле
      На озябшей коже мурашки.
     
      Чтобы выцвело в мусор заката стекло
      И осыпалось звездопадом,
      Чтоб оправдывать больше тебе не пришлось
      То, с чем вечно - ни ладу, ни сладу.
     
      А когда завершит выпрядать гобелен
      экзотическая эскапада,
      Замурлычет тихонько у самых колен
      золотой
                            леопард
                                              листопада".
  
   Да уж, "золотой леопард листопада", "искры вверх стаями", "чтоб разнежились в предпоследнем тепле на озябшей коже мурашки" - это те самые образы, ради которых хочется окунуться в поэзию с головой. Но такая пересортица ритмики, что просто некуда деваться. Посему отправляю милых моему сердцу леопардов в класс Б.
  
   Действительно, можете проверить, ритмострой стихотворения следующий:
   12 - 9 - 13 - 11,
   11 - 11 - 11 - 9,
   12 - 9 - 12 - 10,
   12 - 10 - 12 - 10.
  
   Так руки и чешутся - очень хочется привести стихотворение к общему знаменателю. А что, и попробую. Если автору понравится моя минимально изменённая версия, буду рад вручить это в лапы золотых хищников.
  
   Танцевал ли тебе золотой леопард? -
      Так чтоб искры
                         - и вверх! -
                                     да и стаями.
      Так чтоб в солнечном воздухе,
                                              будто нектар,
      разноцветные бабочки таяли?
  
  
      И сплетались -
                                      под звоны воздушных плетей,
      И валялись в траве вверх тормашками!
      Чтоб разнежились и в предпоследнем тепле
      На озябнувшей коже мурашки, и
     
      Чтобы выцвело в мусор заката стекло
      И осыпалось там звездопадом,
      Чтоб оправдывать больше тебе не пришлось
      То, с чем вечно - ни ладу, ни сладу.
     
      А когда завершит выпрядать гобелен
      экзотическая эскапада,
      Замурлычет тихонько у самых колен
      золотой
                            леопард
                                              листопада.
  
   В моём варианте в первых двух строфах размер такой:
   12 - 11 - 12 - 11,
   а в двух следующих:
   12 - 10 - 12 - 10.
  

40. Чёрный-Георг Герда, икай   

   "...Они решают этот трюк легко:
   Повыше залетают и - хлобысь!
   Все кошки любят птичье молоко...
  
   Не провожай меня глазами - вниз..."
  
   "...Не спи, иначе все, кого любил,
   Придут сказать, что ты - не человек.
   Деревья не хранят в душе обид...
  
   Не провожай меня глазами - вверх..."
  
  
   Очень неплохо, автор. Но не провожайте меня глазами... ни вверх, ни вниз. Я остановлюсь ровно посередине, на категорию Б мой выбор пал. Такие дела.
  

41. Солнышко Я еще не готова...   

   "...Рынок заполнен последним солнцем.
   Темнеет слива, в истоме груша.
   Берите сладкий инжир и финик!
   Скушайте меда из абрикоса!
  
   Хотите пчелиного - не стесняйтесь!
   Есть липовый, горный, гречишный, в сотах...
   Каждый найдет для себя, подходящий -
   Янтарь ароматный пчелиной работы..."
  
   Вах, дарагой, паслюшай, какой здэс арамат стаит!
  
   Верно, рынок получился настоящий, красивый, духмяный, разноцветный, словно шарики мороженого в глазах проказника-клоуна, жонглирующего нашими фантазиями! Всё прекрасно, всё отменно... но, в очередной раз вынужден заметить - поразить меня практически насмерть смелою мыслью, невероятной метафорой автор не сумел. Потому - только Б.
  

42. Скользящий Непредумышленное

   Она хрипло дышит холодным ветром, молодая, глупая, чуть живая,
   Говорит мне: "Я погубила лето! Ты бы знал, как я это переживаю!11+12
   Я его разрЕзала птичьим клином, зацепила дробью последних яблок,
   Отравила хмелем и нафталином, и вот если бы это исправить, я бы 11+12
   Изменила к черту своим привычкам, я б сидела дома и грелась чаем,
   Расплела растрепанные косички, перестала плакать над мелочами,
   Я б его любила как раньше, робко, а оно, смеясь беззаботно, южно,
   Обнимало всех тополиным хлопком. Ничего мне кроме него не нужно...
   Ведь оно абсентом сжигало глотку, распускалось жаром в груди, сияло,
   А вот я, беспросветная идиотка, наступив - его раздавила, смяла,12+11
   И иду тайфунами преисподней при плохой игре и плохой погоде,
   Я опять гуляю в одном исподнем: полинявший саван давно не в моде,
   Да и мне ли мода, худой бродяге, становлюсь сезонной чужой добычей,
   Букварями, армией и общагой, ОРЗ, бронхитом и гриппом птичьим,
   Скорпионьим ядом, шальным паяцем, истеричной Девой в дешевом гриме,
   На моих Весах - разве что кататься, впрочем, сдать отчеты необходимо... 
   Умоляю, верни это лето, боже, здесь же холодно даже дышать ночами,12+12
   А ему, убитому, каково же: под крестом в земле за седьмой печатью?
   Уступи разок своему порядку, подари хоть ложку небесной манны..."
   И духи ее пахнут фруктово-сладким, и полны каштанов ее карманы,12+11
   Она их, волнуясь, сминает в крошку, отчего в округе желтеют травы.
   Только я говорю ей, моей хорошей, что уже ничего не могу исправить.12+12
   Ну, такая традиция, что поделать - лето положено убивать ей... 12+10
   ...И я вижу вдруг, как она холодеет, как ржавеет золото ее платья,12+11
   Смотрю, не в силах себе поверить, как с нее, трясущейся крупной дрожью,10+11
   Облетают листья, а, может, перья, или даже вовсе - чешуйки кожи,
   Как она, обнаженная до аорты, до предсердий - спелых гроздей рябины,12+11
   Вылетает в ночь, ни живой, ни мертвой, исходя на город соленым ливнем.
   Моросит за окнами третьи сутки. Я не бог. Скорее, бездарный автор,
   Она мне прощала любые шутки, лишь теперь рискнув проявить характер.
   ...Выхожу в печаль ее ледяную, не забыв про зонтик и сигареты.
   Просто я люблю ее. И ревную. И она каждый год убивает лето.11+12
  
   Превосходно! Браво! Но здесь стремление автора выразить себя длинной строкой в одной размерности сыграло с ним злую шутку. Кое-где размер подгулял.
  
   Отмечу, что в представленном стихотворении не просто длинные строки попарно рифмуются между собой. На самом деле, строка состоит из двух. И получаем скрытую терцету с длиной строки 11 слогов. Но это в идеале. Автор к нему стремился изо всех сил, но немного не получилось. А ведь сила и мощь подобных виршей напрямую зависит от точности попадания в ритмику и соблюдения оной. В процитированном произведении я указал на полях как раз на те строки, где размер не вписался в заданное "прокрустово ложе" ритмостроя.
  
   Именно по этой причине я хотел отправить стихотворение в группу Б, но бес попутал, и я решил - всё-таки А. За титанический труд. И пусть меня покарает суровая рука моих более образованных товарищей, но готов стоять на своём до последнего цента. Что? Что вы говорите? До последнего пенса? Согласен - до последнего ценза...
  
   Только - совет, автор, позволите? Воспользуйтесь моей версией вашего прекрасного произведения. Правки минимальны, право слово. Произведение ваше, безусловно. Но теперь, как говорят, "кругом шешнадцать", то есть (в нашем случае) - кругом одиннадцать. Одиннадцать слогов в виду имею, а вы о чём подумали?
  
   В самом деле, исправления мизерны, их практически не видно, и совесть моя чиста поэтому.
  
   Она хрипло дышит холодным ветром, молодая, глупая, чуть живая,
   Говорит мне: "Я погубила лето! Ты бы знал, как это переживаю!
   Я его разрезала птичьим клином, зацепила дробью последних яблок,
   Отравила хмелем и нафталином, и вот если это исправить, я бы
   Изменила к черту своим привычкам, я б сидела дома и грелась чаем,
   Расплела растрепанные косички, перестала плакать над мелочами,
   Я б его любила как раньше, робко, а оно, смеясь беззаботно, южно,
   Обнимало всех тополиным хлопком. Ничего мне кроме него не нужно...
   Ведь оно абсентом сжигало глотку, распускалось жаром в груди, сияло,
   Я же, беспросветная идиотка, наступив - его раздавила, смяла,
   И иду тайфунами преисподней при плохой игре и плохой погоде,
   Я опять гуляю в одном исподнем: полинявший саван давно не в моде,
   Да и мне ли мода, худой бродяге, становлюсь сезонной чужой добычей,
   Букварями, армией и общагой, ОРЗ, бронхитом и гриппом птичьим,
   Скорпионьим ядом, шальным паяцем, истеричной Девой в дешевом гриме,
   На моих Весах - разве что кататься, впрочем, сдать отчеты необходимо... 
   Умоляю, верни мне лето, боже, здесь холодно даже дышать ночами,
   А ему, убитому, каково же: под крестом в земле за седьмой печатью?
   Уступи разок своему порядку, подари хоть ложку небесной манны..."
   Духи ее пахнут фруктово-сладким, и полны каштанов ее карманы,
   Она их, волнуясь, сминает в крошку, отчего в округе желтеют травы.
   А я говорю ей, моей хорошей, что уже нельзя ничего исправить.
   Такая традиция, что поделать - и лето положено убивать ей...
   ...И я вижу, как она холодеет, как ржавеет золото ее платья,
   Смотрю, и не в силах себе поверить, как с нее, трясущейся крупной дрожью,
   Облетают листья, а, может, перья, или даже вовсе - чешуйки кожи...
   Она ж, обнаженная до аорты, до предсердий - спелых гроздей рябины,
   Вылетает в ночь, ни живой, ни мертвой, исходя на город соленым ливнем.
   Моросит за окнами третьи сутки. Я не бог. Скорее, бездарный автор,
   Она мне прощала любые шутки, лишь теперь рискнув проявить характер.
   ...Выхожу в печаль ее ледяную, не забыв про зонтик и сигареты.
   Просто я люблю ее. И ревную. Она каждый год убивает лето.
  
  

43. Воронина Т. Бреду...   

  
   "Бреду
   Сквозь бронзово-синий свет.
   Вот крабиком жухлый лист,
   Шурша, ковыляет в лужу...
   В саду
   Былого уюта нет.
   Дорога уходит вниз,
   И воздух насквозь остужен...
  
   Вокруг
   С ветвями наперевес,
   Смывая мою беду,
   Качается дождь-очкарик,
   И вдруг
   Становится ломким весь...
   А в небе застыл во льду
   Оранжево-желтый шарик.
  
   Земля
   Отправилась в никуда,
   Избавившись от забот
   Обыденной круговерти,
   И я
   Сквозь тину со дна пруда,
   Врастаю в звенящий лед
   Пустой рыболовной сетью...
  
   На яр
   Взойду, там перекрещусь -
   Покатится словно ком
   Весь бред... Да на что он годен?...
   Ноябрь
   Горит, как стеклянный куст,
   Синичьим живым венком
   Пронзая короткий полдень".
  
   Строфы-октавы - один из любимых моих приёмов. Автор очень тонко, точно и умело задаёт ритмику изложения. Всё очень достойно: и образы чудесные, и техника написания. Но вот только не уверен, достаточно ли будет "врастающей в звенящий лёд пустой рыболовной сети" и "горящего стеклянного куста", чтобы поместить произведение в категорию А. Пока сомневаюсь. Но скорее "да", чем "нет".
  

44. Ратмир Донна   

   "Днесь отворились прозрачного золота клады.
  
   В жёлтой ладони нетрезвого фонаря
  
   мёртвые капли роятся, как рыб мириады
  
   в тёмной пучине близ остова корабля.
  
  
   Скорбной вендеттой ушедшему лету
  
   Донна явилась в туманной накидке дождя.
  
   Глухо насупились лица угасших деревьев.
  
   Летние призраки прячутся в листьях последних,
  
   тщетно надеясь избегнуть безликой тоски сентября.
  
  
   Донна вошла, перед ней преклонились народы -
  
   чудища в водах, и змеи в пустынях, и звери в лесах.
  
   В мир погрузила мерцающий, властный, холодный
  
   взор королевский, творящий почтительный страх.
  
  
   Шествует Донна с лицом совершенным и нервным,
  
   в древней короне и с траурной песней земли.
  
   Таинства ждут её в грозных пещерах безмерных,
  
   где сокровенно хранятся все наши бесплодные сны.
  
  
   Души готовятся скинуть одежды из кожи потёртой -
  
   нечего больше им делать в пространстве немых витражей.
  
   Скоро мир станет студёным, молчащим и твёрдым,
  
   раны смертельные скроются в рыцарском белом плаще.
  
  
   Боль отпускает, и с ней отступает беспутная Мара,
  
   что заставляет нас жить и о жизни радеть.
  
   Нас же надолго окутает пряным дурманом
  
   строгая Донна - почти настоящая смерть".
  
   Не подскажете, как будет правильно - "избегнуть" или "избежать"? Думаю, "избежать" - это литературная версия. Но не будем вдаваться в частности. Поговорим лучше о технике написания. Произведение, на мой скромный взгляд, крайне неважно структурировано. Налицо пять терцет (разделение моё сообразно моим скромным знаниям в теории стихосложения), а в середину затесалось какое-то странное пятистишие (не путать с Торой!)
  
   Однако это ещё не всё. Вызывает сомнение ценность рифм "фонаря - корабля" (это как у Носова в сказке о Незнайке - "палка - селёдка", помните?), "земли - сны", "витражей - плаще". О рифмах в том самом злополучном пятистишии и говорить не приходится, они прячутся так, что ни одному искусствоведу не отыскать.
  
   Выражение "глухо насупились лица угасших деревьев" я бы отнёс к категории перлов, но отнюдь не удачных метафор.
  
   Тема осени отражена одной фразой об ушедшем лете, больше её, осени, не ощущается. Не считать же, в самом деле, "лица угасших деревьев" образом времени года.
  
   Думаете, с размером всё в порядке? А давайте проверим, сосчитаем слоги и попробуем угадать, в какой раздел я помещу данное произведение. Итак:
   14 - 12 - 14 - 12,
   11 - 13 - 14 - 14 - 16,
   14 - 16 - 14 - 13,
   14 - 13 - 14 - 16,
   17 - 16 - 14 - 16,
   17 - 13 - 14 - 13.
   Каково? Разброд и шатание. Впрочем, хорошо прослеживается стабильное количество слогов в третьих строках терцет, а это уже первый шаг к мастерству.
  
   Так вы угадали мой выбор? Именно - категория В, и никак иначе. Автор, видимо, очень огорчится такому обстоятельству, но "мир станет студёным, молчащим и твёрдым" и будет солидарен со мной.
  
  

45. Улисс Сгорают клёны медленным огнём...   

   "Сгорают клёны медленным огнём,
   Судьба листвы, увы, неотвратима:
   Увять, опасть, истаять струйкой дыма...
   Её всё меньше с каждым Божьим днём,
  
   И по дворам, с рассвета до темна,
   Горят костры обрядов погребальных...
   И на скамье, без тостов поминальных,
   Три мужика пьют горькую до дна..."
  
   Шесть строк, шесть первых строк не вызвали во мне никаких особенных чувств. Технично? Да. Красиво? Да. Но обыденно, тривиально, много раз слышано в различных интерпретациях. И тут - три угрюмых мужика... поминают уходящую осень, листву и свою проползающую мимо жизнь! Это - будто щелчок по сознанию. Подумать только, погребение осени... погребение надежд, и триединый очеловеченный Бог в такой странной "синей" ипостаси плачет над незадачливым миром без слёз. Категория А, без сомнений.
  

46. Тузбубён Дождливый сонет

     
     
     "Антенны тучам вспорют животы,
     И боль небес прорвется долгим плачем.
     Промокшие, мы верно больше значим
     Для Мойр, что сыплют нити на зонты...
     
     Совьется пряжа в серые цветы
     Тумана на висках. Водою трачен,
     Заглохнет мир на высшей передаче,
     В преддверии сезона пустоты.
     
     Скатается в клубочек звукоряд
     Под настроенье Половецкой с хором*,
     И упадет под ноги дирижерам-
     
     Ветрам, что с тихим шелестом творят,
     Сминая кленов палевый наряд,
     Cum deo на прощанье по соборам".
     
  
   "Заглохнет мир на высшей передаче в преддверии сезона пустоты" - сильнейшая своей образностью фраза. Эмоции -- чумовые! Конец света по увереньям майя придёт в конце осеннего сезона, в начале зимы... На высшее передаче развития человечества. И опадающие листья клёнов, прощающиеся с соборами навек. Да, именно навек. Им-то уж точно не дадут второго шанса, природный цикл неумолим. А надо всем этим Мойры плетут свои козни, вбрасывая их в мир людей сквозь промозглую сырость вспоротых антеннами туч.
  
   Помню тоже когда-то использовал подобный образ, препарирующих небо антенн. Только там речь о лете идёт, а антенны используются для распятия молний.
  
   Добавлять ничего не стану, поскольку, как многие уже поняли, я не апологет строгой формы сонетной, на которую частенько напирают искусствоведы, требуя безусловного авторского подчинения замшелым канонам, тянущимся с начала эпохи Возрожденья. А произведение это помещу в категорию А.
  

47. Иорданская Д.А. Песня

  
      "Ты думал, что ночь - это ночь
      (а где-то не молкнет свирель).
      Ты сказал: за окном холод и тьма.
      Ты сказал: за стеной ноябрь
     
      Дым закрыл луну, и ослепла ночь
      (а где-то не молкнет свирель)
      Ты сказал: скорее закроем окно!
      Ты сказал: заложите дверь!
     
      Воет ветер в трубе, как по крыше шаги
      (а где-то не молкнет свирель)
      Ты сказал: я боюсь, что усну - и все
      Ты сказал: и ты не усни
     
      Каждый год ноябрь навевает сны
      Каждый год до самой весны
      Воет ветер в трубе, холодна постель
      Только где-то не молкнет свирель"
  
   Что я могу сказать - отменно! Несмолкаемая свирель из плена рефрена гуттаперчевых скобок наконец-то вырвалась наружу, и мне сразу же сделалось легко - до весны не уснуть, хотя нам уже тепло вместе.
   Начал было расставлять знаки препинания, но потом понял - в данном конкретном случае всё будет по воле автора. Спасибо! Группа А.
  

48. Ровная М.З. По грибы

   "Неспешным шёпотом опавшего листа
отходит тихий день. По-летнему горяч,
растущую печаль в улыбках бликов пряча,

То золотист, то ал, мерцает на кустах,
струится по ветвям, играет в кронах луч,
задумчивой звезды последний взгляд летучий.

Лесная тишина чарующе чиста.
Ручья вечернего доверчивая речь.
Слышнее шаг ежа, чем самолёт далече.

Безмолвным вздохом ввысь уходит высота,
небесный занавес отдёргивая прочь
и встречу с вечностью торжественно пророча.

Вот замерла земля, безвидна и пуста.
Из сумерек судеб - трагедий, фарсов, притч -
на пламенном плече возносит ночь Возничий".
  
   "Ввысь уходит высота" - смелая метафора, даже чересчур, на мой провинциальный взгляд. Далеко, надолго затянулся поход за грибами - аж до самой ночи. И грибов-то не искал лирический герой, а всё пытался обрести покой душевный, на осенние тучи заглядываясь - а что же, дескать, там за небесной занавеской? Вот, похоже, и заблудился, к ежиному степу прислушиваясь - вдруг к людям зверёк вырулит. Философии много, осени - тоже с горочкой, а настроение не совсем то, которого я ожидал. Впрочем, категория Б, и это неплохо.

_ _ _

_ _

_

  
   Вот и закончились стихи в финальной конкурсной группе. Закончилось и моё скудное красноречие. Подведу итог, не возражаете? Всё сведено в таблицу.

NN п/п

Автор и наименование произведения

Балл

1

   Liebkosung Прогулка

4

2

   Огородникова Н.А. Старая Рига

4

3

   Комарик Осинка

4

4

   Пентегов Д.А. Опять октябрь. Над нашей зоной...  

4

5

   Даймара С. жить-жуть  

4

6

   Габдулганиева М. По календарю  

4

7

   Эзрас Э. Credo  

4

8

   Шуба С.В. Дождь  

4

9

   Ведех Д. Мабон   (оценка исправлена)

6

10

   Щелкунова Т.С. Питомец серой мглы дневной  

4

11

   Острогаев Н. Осенённый стих  

4

12

   Пародивый Р. "Нивоскосень. Гололесень..."

4

13

   Левская О.С. Утренне-созерцательное  

4

14

   Трещалин М.Д. Гузятино  

4

15

   Ратмир Донна  

4

16

   Шумахер Я.С. Бабье лето  

4

17

   Key K. феникс, ясен перец

6

18

   Fenix X.X. Выбор листа

6

19

   Алан Э. Время О.  

6

20

   mek Тропинки  

6

21

   Волков В.А. Прощальные круги

6

22

   Бурель Л.Л. Сентябрь  

6

23

   Озернов О.Ф. Сожаления  

6

24

   Кирпичев На Семёнов день

6

25

   Виленкин Н. ...опять раскатистое  

6

26

   Ада-Рая Молча  

6

27

   Солнышко Я еще не готова...  

6

28

   Калинчук Е.А. Ноябрь  

6

29

   Половинкина Т. Трав ощетинилась чалая грива...  

6

30

   Ролдугина С. На излёте  

6

31

   Колонок Бег по склону  

6

32

   Клеандрова И.А. Les Fleurs D'Automne  

6

33

   Рыжкова С. Письмо на кленовом листе  

6

34

   Ковалевская А.В. Земля и Небо  

6

35

   Марцев Я.Ф. Чёрный всадник  

6

36

   Ровная М.З. По грибы

6

37

   L++ Танец золотого леопарда  

6

38

   Чёрный-Георг Герда, икай  

6

39

   Иорданская Д.А. Песня

9

40

   Тузбубён Дождливый сонет

9

41

   Мармадьюк Стишок для гламурного журнала  

9

42

   Воронина Т. Бреду...  

9

43

   Улисс Сгорают клёны медленным огнём...  

9

44

   Шереверов В.И. Когда возвращается птица.

9

45

   Мягкова Л.С. Жестяное  

9

46

   Осторожнер Т. Отступаем!  

9

47

   Лирик Т. Невозможный портрет  

9

48

   Скользящий Непредумышленное  

9

  
   Теперь, что касаемо моих преференций в группе лидеров. Проще говоря, кого бы я назвал призёрами конкурса, будь моя воля. Знаете, сложная задача... Очень сложная, но попробую, только без указания конкретных мест, идёт?
   Итак, вот три заветных стихотворения: Лирик Т. Невозможный портрет,  Мягкова Л.С. Жестяное, Осторожнер Т. Отступаем!
   А ещё парочку можно? Тут ведь такое дело - призёров может оказаться больше трёх. Выдаю ещё два названия, а сердце обливается кровью - как же я несправедлив к НЕИЗБРАННЫМ лидерам из категории А. Так вот: Шереверов В.И. Когда возвращается птица, Тузбубён Дождливый сонет.
  
  
   А теперь, детки, их папы-мамы, поэты и поэтессы, помыли руки, почистили зубы, и - в койку! Завтра будет новый день, придёт более сговорчивый сказочник. Который всё переиначит и перевернёт ваши представления о прекрасном в очередной раз. Крайне не хочется оказаться крайним (прощеньица просим за намеренную тавтологию) при раздаче в этой череде прекрасных говорунов.
  
   29 ноября 2011 г.
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"