Козьмодемьянск, культурный центр народа мари, встречает нас мелким, почти осенним, дождиком. Здесь, на самом берегу Волги, дожди не редкость - большая река, перекатывая мутные воды к Каспию, утягивает с собой и воды небесные.
Дребезжащий ПАЗик, извечный транспорт российских провинций, лихо подскакивает на пригорках. Город как будто бы расположен на земляных волнах, покрытых зелеными садами и совсем не городскими домиками. Резные наличники на двухэтажных деревянных усадьбах и кошки на подоконниках вызывают в голове школьно-литературный зачин " В уездном городе N".
Между прочим, "некоторые литературоведы считают что прообразом для описанного в романе "Двенадцать стульев" города Васюки послужил именно Козьмодемьянск, что оспаривается жителями расположенного выше по течению Васильсурска". Так говорит "Википедия". А местная бабушка саркастически усмехается - "да придумал кто-то...". Придумал - не придумал, а музей имени Остапа Бендера все же присутствует, и юмористический фестиваль в его же честь ежегодно проводится.
О фестивале напоминает только обшарпанная эмблема оного на газетном киоске у автостанции, а на дверях музея висит замок - пришли не в урочное время. Впрочем, в городе есть как минимум еще одна достопримечательность, которую стоит посетить.
Этнографический музей под открытым небом располагается на высоком пригорке, с которого открывается чудесный вид на Волгу и поросшие лесом холмы. На блестящем теле реки чернеют полоски кораблей, кирпичная церковь и желтые портовые краны в отдалении. У входа в музей лежат несколько знакомых по северным скитаниям валунов. Как позже сообщил экскурсовод, они действительно привезены из Карелии, для памятника местному национальному герою. В последний момент памятник решили поставить в другом месте, у въезда в город, а камни оставили здесь. Вот такая неожиданная встреча вдали от родных болот.
Но здесь есть на что посмотреть и помимо валунов. Музей реконструирует быт средневековых марийцев - под открытым небом стоят избы, амбары и колодцы, высится пока еще недостроенная ветряная мельница. В каждом из помещений неспешный рассказ экскурсовода иллюстрируется предметами домашней утвари. Ковши, хомуты, жернова и прочие "палки-копалки" можно бесплатно сфотографировать и даже подержать в руках.
Все здешние экспонаты собирались по городам и весям. Например, баня привезена из соседней деревни с каким-то заковыристым названием. Раньше она топилась по-черному, и внутри все еще сохранился непередаваемый банный запах - смесь гари, смолы и еще чего-то приятно-неуловимого.
На музей периодически совершают набеги группы туристов, сплавляющихся по Волге на круизных лайнерах. Один пожилой господин, по виду немец, деловито бегает по всем постройкам с фотокамерой наперевес. На речь гида внимания не обращает - нужно успеть нафоткать побольше кадров, и двинуть дальше - на корабль и вниз по реке.
Сейчас сезон в самом разгаре, но мне даже представить страшно, какого тут сидеть зимой, среди припорошенных снегом древних изб и валунов....
При музее есть небольшой сад, и экскурсовод разрешает набрать яблок в дорогу. Плоды оказались в большинстве своем неспелыми, но широкий жест мы оценили.
По дороге на вписку снова обращаю внимание на обилие кошек. Значит, у здешних мест хорошая энергетика....
Или просто очень много мышей в подвалах уездного города Козьмодемьянска.