Сирфидов Иван : другие произведения.

Эб. Раздел32

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

В оглавление | Листать разделы: <<< >>>

ЭБ
Энциклопедия Будущего


<<< Раздел 32 >>>
Армия. Часть2

Военно-Космический Флот (ВКФ)




Содержание

Классификация боевых кораблей

Корабли военно-космического флота современного описываемому времени принято классифицировать по четырём характеристикам: типу, классу тяжести, газозамещению и оснащённости гипердвигателями. О типах кораблей мы поговорим чуть ниже, сейчас же остановимся на прочих трёх признаках. По классу тяжести боевые корабли подразделяют на малые, лёгкие, среднетяжёлые, тяжёлые и сверхтяжёлые. Тяжесть в определённом смысле характеризует боевой потенциал и боевые возможности корабля, от неё зависит тип и мощность применяемой силовой установки (т.е. внутреннего реактора), мощность двигателей и многое др., так же она учитывается в протоколах процедур приземления и докового шлюзования - к примеру, шлюзование в док сверхтяжа и лёгкого судна совершенно разные в плане характера и числа выполняемых технических и инженерных действий операции, а приземление на планеты разрешено лишь кораблям не выше среднетяжёлых. Веса распределяются по классам тяжести следующим образом:

На кораблях малой тяжести в качестве силовой установки всегда используются плазменные реакторы, лёгкий класс более тяготеет к реакторам на основе ядерного синтеза, начиная со среднетяжёлого класса применяются исключительно квантовые реакторы.

Газозамещение можно условно сравнить с водоизмещением морских судов. Фактически оно характеризует внешний объём корабля, поэтому его допускается приводить и в литрах, и в метрах кубических, но основной мерой всё же является тоннаж. Газозамещение - это вес воздуха при нормальном давлении и температуре 24 градуса Цельсия, вытесняемого судном из дока. Разброс величин газозамещения боевых кораблей очень широк, начинаясь от килограмм у наиболее лёгких и доходя до 70 тонн у сверхтяжей. Иногда неспециалисты выражают недоумение по поводу необходимости в характеристике газозамещения при наличии тяжести. Полагая, что они по большому счёту одно и тоже. В реальности всё чуть-чуть иначе, тяжесть и газозамещение действительно связаны, но не настолько прямой зависимостью. Скажем, один и тот же корабль с тяжёлой бронёй и без может весить очень по-разному, а вот газозамещение в обоих случаях будет у него примерено одинаковым. Тяжесть важна по-своему в качестве характеристики корабля, газозамещение важно по-своему, вместе они гораздо лучше отражают суть того, что он такое, что представляет из себя.

Гипердвигатели - это особые двигательные установки, позволяющие кораблю переходить в гиперпространство и перемещаться там с быстрой, значительно превышающей скорость света. Оснащённость ими судна превращает оное в звездолёт, т.е. наделяет способностью путешествовать меж звёзд, отсутствие их делает его планетолётом - кораблём для космоплаванья в пределах одной звёздной системы. Поэтому боевые планетолёты называют локальным флотом, а звездолёты "Звёздным Флотом" и так же "Гиперфлотом". Подобное разделение на отдельные флоты конечно же во многом условно, но для людей описываемого времени оно имеет и смысл и значение. Просто они хорошо понимают разницу. Звездолёт для них несопоставимо более продвинутый класс техники. Гражданский обыватель именно экипажи звёздных боевых кораблей воспринимает элитой, успешными профессионалами, окруженными ореолом романтики космических путешествий, "несчастные" же планетолётчики навивают у него лёгкие ассоциации с провинциальностью, сосланностью и захолустьем. И в чём-то он пожалуй прав, но... Большинство планетолётов военно-космического флота время от времени меняют звёздную систему базирования благодаря специальным транспортным звездолётам - межзвёздным буксирам и кораблевозам. Так что космической романтики и у планетолётчиков хватает.

Несмотря на вышесказанное, ответ на вопрос, что лучше для боевого корабля, иметь или не иметь гипердвигатель, не столь однозначен, как кажется на первый взгляд. Безусловно, отсутствие возможности путешествовать меж звёзд значительно обесценивает судно, делает его стационарным оборонительным средством, способным влиять на военно-политическую ситуацию лишь в пределах звёздной системы своего пребывания, тогда как наличие гипердвигателя превращает его в стратегическое наступательно-оборонительное оружие, в орудие возмездия, грозное, мобильное, обладающее фактором сдерживания. Однако возможность менять звезду дислокации, как мы уже сказали, имеется и у планетолётов, расплатой за отсутствие гипердвигателя в данном случае будет всего лишь существенно меньшая мобильность (межзвёздное буксирование - довольно сложная времязатратная операция, о чём вы узнаете чуть ниже из подраздела о корабельнотранспортных судах). Недостатков же, обнаруживаемых у звездолётов, немало. Дело в том, что гипердвигатель совершенно бесполезен в бою. Из гиперпространства невозможно ни атаковать ни хотя бы обнаруживать цели, из него нельзя осуществлять никакие виды связи, даже курс сменить не получится. Всё, что в нём можно, это перемещаться "из пункта А в пункт Б". Точку выхода из него в нормальное пространство нельзя рассчитать слишком точно, да и в действительности она вовсе не "точка", а довольно обширная область, так что маневрирование в бою посредством гипердвигателя малоприменимо и слишком опасно потенциальной вероятностью столкновений с другими кораблями, кроме того, переход в гиперпространство независимо от дистанции гиперпрыжка требует больших затрат энергии, а подготовительные к прыжку процедуры занимают более часа. Фактически во время боя гипердвигатель может пригодиться лишь для бегства, вот и все его преимущества. При этом он обладает значительной массой, увеличивая общую массу корабля, следствием чего становятся повышенные энергозатраты при движении и понижение мобильности и манёвренности в некоторых режимах полёта. Он имеет внушительные габариты, занимая вместе с сопутствующим оборудованием до 5-7% объёма звездолёта, в которых иначе можно было бы разместить дополнительные оборонительные системы или средства вооружения, таким образом боевая эффективность корабля уменьшается. Площадь его наружной сопловой части весьма велика, и её никак не защитить бронёй и затруднительно надёжно прикрыть средствами активной защиты, что ведёт к снижению общей защищённости судна, кроме того сопловая часть ещё и существенный демаскирующий элемент, так как её не покрыть поглощающими и рассеивающими свет и электромагнитные волны материалами. И даже возможность в любой момент покинуть бой с помощью гиперскорости позиционируется не только преимуществом, но и недостатком, считается, это несколько понижает боевой дух находящихся на борту военнослужащих, делает их поведение менее управляемым и предсказуемым. В истории империи известны случаи, когда экипаж звездолёта принимал малодушное решение выйти из битвы несмотря на сложную боевую ситуацию и отсутствие у корабля действительно критических повреждений, тем самым значительно осложняя положение остающихся на поле брани дружественных сил. В довершение ко всему гипердвигатель чрезвычайно дорог и по себестоимости и в эксплуатации, к примеру бюджет постройки планетолёта и звездолёта - две кардинально отличающиеся величины. В общем получаем, что кроме высокой мобильности всё остальное в гипердвигательной оснащенности сплошные недостатки. И всё же потребность в мобильности определённо перевешивает их все, иначе боевых звездолётов просто не было бы, как класса. Последние позволяют разрешать требующие военного вмешательства ситуации за дни, могут прийти на помощь к необоснованно ущемлённым в конституционных правах гражданам почти сразу, на какой бы отдалённой периферийной планете те не находились. Они выступают основными гарантами стабильности и правопорядка в империи, дают людям ощущение защищённости. Не удивительно, что боевые звездолёты во все времена были чрезвычайно востребованы, и остаются такими по сей день.

Одной из особенностей гипердвигателей, так же причисляемой к их недостаткам, является выраженная зависимость обеспечиваемой ими быстроты перемещения в гиперпространстве от габаритов самого двигателя и массы корабля. У субсветовых двигателей планетолётов, к примеру, такой зависимости нет, на их скорость влияет скорее их тип и качество (т.е. их конструкция, заложенный в них принцип действия), чем что-либо иное. Поэтому звездолёты разного газозамещения и класса тяжести, стартовав из одной точки, попадают в пункт назначения далеко не одновременно, обычно с разницей от часов до дней, что разделяет флот во время гиперперелёта и таким образом делает его более уязвимым.



Типы боевых кораблей

Подразделение боевых космических кораблей на типы полностью заимствовано из морского военного судостроения, что в общем не удивительно благодаря совершенной схожести море и космо плаванья. Океан и вселенная, материки и планеты - различен только масштаб, всё остальное один к одному. Безбрежность просторов, открытое пространство, куда не глянь. Враждебная непригодная для жизни среда. Поэтому морской и космический бой в некоторых аспектах практически идентичны, поэтому у морской и космической военной техники во многом одинаковые функции и задачи, а значит и классифицировать её удобнее всего по единому шаблону и пользуясь единой терминологией. Иными словами, все типы боевых кораблей, бороздивших когда-то просторы морей, встретите вы и сейчас, в настоящий описываемому момент - крейсера и линкоры, корветы и фрегаты. Разница лишь в том, что бороздят они теперь просторы космоса. К основным типам боевых космолётов относятся:

Подобно воздушным аппаратам, космические корабли современности тяготеют к вытянутой обтекаемой форме. Причина этому в стремлении к минимизации проблем от столкновения с метеоритами. Наибольшую угрозу последние представляют прямо по курсу, посему носовая часть всякого боевого судна снабжена мощной кинетической бронёй, совмещённой с так называемым "антигравитационным щитом" - областью направленной антигравитации, попадая в которую мелкие космические тела утрачивают массу и потому легко отскакивают от брони не причиняя ей никакого вреда. Против тел среднего размера применяются носовые противоастероидные пушки. Либо совершаются манёвры уклонения. Так же порой корабли выпускают вперёд себя особые небольшие автономные микрокатера-сателлиты астероидной разведки, которые мониторят пространство, предупреждая при возникновении опасности столкновения с крупными космическими объектами. Но как правило в подобной разведке нет нужды, обжитый космос - разведанная территория, все траектории представляющих опасность тел в нём учтены, к тому же у людей есть обыкновение заботиться об очистке востребованных космических трасс от астероидов и мусора.

Важен факт, что на многих тяжёлых и сверхтяжёлых боевых судах имеется гиперсвязь (см. раздел о гиперсвязи). Причём на звездолётах и командных кораблях она всегда полноценная межзвёздная, на прочих может быть и только локальной (межпланетной) с эффективным радиусом действия в 5-10 миллиардов километров максимум, но даже такая гиперсвязь значительно усиливает стратегическую значимость судна, позволяя ему чётко координировать свои действия с дружественными силами во время сражения. Для боевого корабля она жизненно необходима, посему она характерный атрибут флота несмотря на всю свою фантастическую дороговизну.



Корабельнотранспортные типы кораблей и заправщики

Корабельнотранспортные суда, хоть и не являются боевыми, считаются крайне важной составляющей военно-космического флота. Их основное предназначение - межзвёздная транспортировка планетолётов, т.е. кораблей, не способных самостоятельно путешествовать до других звёзд. Благодаря корабельнотранспортным звездолётам боевые планетолёты обретают межзвёздную мобильность, а судостроительные и судоремонтные верфи могут обслуживать более одной звёздной системы, что позволяет не создавать их - столь дорогостоящие инженерно-технические инфраструктурные объекты - в каждой из обжитых звёздных систем. Всего существует четыре типа корабельнотранспортных кораблей:

В целом транспортировка настолько гигантских объектов, как боевые корабли, чрезвычайно сложная задача, требующая огромных инженерных, технических и трудовых ресурсов и немалого времени для её осуществления. Неудивительно, что общая межзвёздная мобильность перемещаемых подобным образом судов значительно уступает звездолётам. И всё же даже такая мобильность на порядки повышает их общую стратегическую и военную значимость, посему в данном случае следует скорее петь хвалебные оды столь хитроумному достижению технического прогресса, чем выискивать у него недостатки. Корабельнотранспортные суда незаменимые помощники не только для ВКФ, но и в гражданской сфере, ими транспортируют меж звёзд гражданские планетолёты, эвакуируют к судоремонтным верфям аварийные суда, доставляют на демонтажные верфи отслужившие свой срок старые корабли. Они крайне востребованы, корабельнотранспортный флот ВКФ никогда не простаивает - при отсутствии собственных транспортных задач военные отряжают его в помощь гражданским службам. Напоследок отметим, здесь мы говорили именно о корабельнотранспортных звездолётах. Существуют и планетолёты корабельнотранспортного назначения, однако это уже чисто служебные суда, этакие эвакуаторы претерпевших аварию межпланетных кораблей. Даже те из них, что имеются у ВКФ, не считаются входящими в его состав, числясь за его судоремонтными структурами. Но в ВКФ их мало, при необходимости военные всегда могут запросить подобный эвакуатор у гражданских служб. К слову, время погрузки-выгрузки кораблей не зависит от того, грузят их для межзвёздной или межпланетной перевозки, поэтому располагая собственными корабельнотранспортными звездолётами привлекать планетолёты-эвакуаторы со стороны у ВКФ в общем случае нет никакой экономической целесообразности.

Помимо корабельнотранспортных звездолётов есть в составе ВКФ так же и другой вид небоевых кораблей - заправщики. Их функция - на ходу пристыковаться к истощившему свои энергетические резервы боевому космолёту и пополнить оные резервы. Безусловно, заправлять можно не только на ходу, просто заправщик рассчитан на это, потому что так минимизируется уязвимость обоих кораблей для врага. Чтобы заправка была осуществима, суда должны быть оснащены соответствующим стыковочным узлом и уметь синхронизировать действия своих автопилотов. Заправка на ходу - сложная и опасная операция, занимающая к тому же немало времени, только на стыковку уходит до 9-12 часов, сам же процесс заправки может и вовсе растянутся на дни. Если приводить точные цифры, заправка занимает:

Заправка плазменного и квантового реакторов, это собственно не заправка, а зарядка - заправщик подаёт на них не топливо, а энергию, тогда как реактор на основе ядерного синтеза требует именно замены топливных элементов. Поэтому корабли-заправщики ядерных реакторов отличаются от прочих заправщиков и конструктивно и типом заправочно-стыковочного узла. Ниже вы узнаете, что заправщики играют исключительно важную роль в современном космическом бою.



Абсолютная Система Отсчёта (АСО)

Представим ситуацию: боевой планетолёт "А" гонится за планетолётом "Б", оба летят на одинаковой скорости 0,5С (половина скорости света, 150 000 км/с) относительно некоего наблюдателя "Х", который с интересом следит за погоней. Расстояние между кораблями 600 000 км (и оно очевидно никак не меняется). И вот планетолёт "А", тот что позади, открывает огонь по преследуемому им планетолёту "Б" из лазерной пушки. Скорость лазерного луча, как мы знаем, равна скорости света. Таким образом согласно ТО (Теории Относительности) с позиций обоих кораблей лазерный луч преодолеет расстояние между ними за 2 секунды, через 2 секунды после выстрела экипаж корабля "А" с удовлетворением увидит взрыв поражённого лазером вражеского судна прямо по курсу. Но для наблюдателя "Х" в промежутке от выстрела "А" до взрыва "Б" должно пройти не 2, а 4 секунды, потому что лазерный луч для него будет догонять корабль "А" со скоростью лишь в 0,5С, ведь мы помним, что и сами корабли движутся относительно наблюдателя со скоростью 0,5С, а быстрее С ничто во вселенной перемещаться не может (исключая полёты в гиперпространстве). Кажется, это не столь уж и важно, 2 или 4 секунды, результат-то всё равно один. Но теперь представьте, что удирающий корабль "Б" взял и выполнил манёвр уклонения ровно через 3 секунды с момента выстрела. Тогда экипаж "А" и наблюдатель "Х" должны увидеть диаметрально противоположные события. По времени экипажа "А" до взрыва пройдёт всего 2 секунды, т.е. "Б" не успеет начать манёвр, будет уничтожен раньше этого. Для наблюдателя же корабль "Б" отвернёт на 3-ей секунде, и в секунду 4 лазерный луч пройдёт мимо него, значит "Б" останется целёхонек. Парадокс, не правда ли? Однако наша вселенная не допускает подобных парадоксов, не может так быть, что в реальности "А" взрыв произошёл, а в реальности "Х" нет, или что он произошёл и не произошёл одновременно, например, что родственники несчастного экипажа "Б" и похоронили своих близких и отпраздновали их благополучное возвращение с ними же живыми и здоровыми. Законы бытия незыблемы, событие или имело место или нет, третьего не дано. Чьё же виденье будет верным, наблюдателя или преследователя? И могут ли в действительности "А" и "Х" видеть вышеописанную погоню столь по-разному? На второй вопрос ответ очевиден - не могут, корабль "Б" либо взорвался либо не взорвался, нельзя увидеть то, чего не случилось (теоретически можно, но это уже из области медицины, так как называется галлюцинациями). Очевиден тогда ответ и на первый вопрос - виденье у обоих было верным, потому что видели они одно и то же - либо взрыв, либо манёвр уклонения. Осталось только определиться по двум вопросам - что же конкретно они видели и почему видели именно это. Загадка кажется неразрешимой, пока мы рассматриваем участников примера лишь относительно друг друга, безотносительно к миру, в котором они имеют счастье пребывать. Нам просто нужна более масштабная система отсчёта, такая, чтобы включала в себя все тела вселенной одновременно. Иными словами, нужна Абсолютная Система Отсчёта (АСО).

Понимание АСО крайне важно для осуществления любой транспортной космической деятельности, будь то гражданская сфера или военная. ТО (теория относительности) слишком абстрагирована, она мало подходит к конкретным условиям конкретного пространства, обжитого человеком, применяя её в чистом виде рискуешь вместо практической пользы получить прямо противоположный результат. Для упрощения понимания, что такое АСО и почему она столь значима, придётся снова обратиться к примерам. Все мы знаем о релятивистском эффекте замедления времени. И кто не слышал о парадоксе близнецов - байке, как один близнец отправился в космос, а второй остался дома, на родной планете, и когда путешественник вернулся, он обнаружил, что брат-близнец стал заметно старше, постарел в гораздо большей степени. Сразу же возникает вопрос - с чего это сильнее пострел именно оставшийся брат, а не путешествовавший, ведь если скорость относительна, между домоседом и путешественником она менялась одинаково. Ну, допустим, замедление времени связано со сменой инерциальной системы отсчёта - кто изменял своё положение в большей степени от изначального, тот и не состарился. Но вот вам ещё один пример: пусть оба близнеца решили путешествовать, сели каждый в свой космолёт и рванули одновременно в противоположные стороны. Ну и у кого из них время замедлится, а у кого нет? А замедлиться у кого-то оно всяко должно, например если они разлетаются со скоростью в 0,867С, согласно ТО один из них должен стареть ровно в два раза медленнее другого. Не может же так быть, что в данном случае ТО не работает. Чтобы разобраться в этом вопросе, нам понадобится пример уже с тремя близнецами.

Дано: два корабля, каждый с близнецом на борту, стартуют одновременно с разных планет, расположенных в 150 световых годах друг от друга, и летят навстречу на скоростях каждый по 0,75С. В центре их пути, точно посередине между ними находится ещё одна планета, где их ждёт третий близнец. Вопрос: сколько лет пройдёт до момента, когда братья наконец встретятся? Если применять ТО в чистом виде, можно попросту рассмотреть ситуацию относительно каждого из близнецов. Взять каждого из них за точку отсчёта и посчитать, что будет.

Как видим, смена системы отсчёта, относительно которой мы вычисляем возраст близнецов, меняет результат вычислений кардинальным образом. Словно есть три разных реальности: в первой братья повстречаются одновременно через 100 лет по часам планетарного брата и через 66 лет по часам двух остальных, во второй один брат, оседлав планету, прилетит к ждущему на корабле в космосе другому за 100 лет по часам того и 66 по своим, где они вместе прождут последнего брата ещё 56 лет, хотя по его времени всё его путешествие займёт всего 44 года, в третьей же будет как и во второй, с той лишь разницей, что корабельные братья поменяются местами, тот кто был неподвижен, теперь будет лететь 44 года, а тот кто летел, станет пунктом назначения, и соответственно прождёт встречи 156 лет. Но реальность как мы знаем всего одна, каждое тело существует в ней в одной определённой ипостаси и не предполагает альтернатив и вариаций, значит космические маршрутные ситуации следует рассматривать с правильного угла зрения, относительно единственно верной системы отсчёта, только тогда мы получим истинный результат. Все остальные результаты истинны лишь условно, в неких иных реальностях, к нашей отношения не имеющих, в иных системах отсчёта. Они слишком безотносительны. Это в древности, когда не было звездолётов и гиперсвязи, подобная условность всех устраивала. Появление данных двух изобретений в корне меняет порядок взаимоотношений тел и пространства-времени. Уже не получится ни объяснить ни оправдать некие парадоксы относительностью одновременности событий в отдалённых друг от друга точках вселенной. Звездолёт позволяет примчаться в место, удалённое на многие световые годы от тебя, за несколько дней и проверить, что там и как. Гиперсвязь же и вовсе синхронизирует любые две точки пространства, между которыми осуществляется. Делает их абсолютно одновременными. Если бы не было звездолётов, мы бы сказали: "а как эти братья попали на разные планеты? Каким способом? Пока они летели туда, с ними и их возрастом тоже много чего происходило, что превращает задачу про них в бессмысленно гипотетическую". Ныне же способ есть - на звездолётах. За несколько дней добрались, сверили по гиперсвязи свой возраст, и полетели навстречу уже на субсветовых судах. И никакой гипотетики, всё конкретно, в современных реалиях так может быть, техника позволяет. Если мы теперь станем применять к братьям классическую ТО, сравнивая их в парах относительно друг друга, мы окажемся неспособны определить, кто из них старше кого и насколько. Правильного ответа на вопрос о их возрасте не будет как такового. Нужен общий знаменатель, уравнивающий всех. Только так мы избавимся от неопределённости и парадоксов.

Отсюда следует вывод: вся вселенная и есть единственно верный искомый знаменатель. Она, как пространство, образует общую всеобъемлющую Абсолютную Систему Отсчёта (точку её начала отсчёта называют абсолютным началом отсчёта, позиция оной точки приблизительно известна, а вот что она такое, согласия до сих пор нет, одни учёные считают её местом "откуда всё началось" - эпицентром "большого взрыва", другие говорят, что она центр масс вселенной, третьи же полагают, она и то и другое одновременно), и стопроцентно верными расчёты кинетических параметров любого тела будут лишь в случае, если рассматриваются относительно этой системы. Именно самой системы, т.е. относительно пространства, а не какого-либо объекта в нём. Таким образом в нашем примере с близнецами ни одно из трёх решений не будет правильным, потому что не привязано к пространству, к пространственной системе координат, хотя вариант с принятой за точку отсчёта планетой окажется ближе всех к правде - иначе нам придётся полагать, что планету вместе со звездной системой, которой она принадлежит, что-то разогнало до 0,75С. Благодаря безальтернативности АСО скорости тел в ней так же приобретают абсолютность значений, становятся точной характеристикой, не даром их называют безусловными, или, по-другому, безотносительными, подчёркивая этим их отличие от скоростей, которыми оперирует классическая ТО, определяющая скорость как разницу между быстротой изменения положения двух тел в пространстве относительно друг друга, а не относительно самого пространства. Вообще, Теория Относительности неприменима в своём непосредственном виде на практике, так как рассматривает тела в абстрактных условиях, в неких идеальных "инерциальных системах отсчёта", имеющих мало общего с действительностью нашего бытия. Она более математическая модель, описывающая законы кинетического и темпорального взаимодействия материальных объектов, чем что-либо ещё.

Одним из самых значимых выводов теории АСО является очевидная вневекторность взаимосвязи скорости и времени. Как мы помним, скорость тел в АСО определятся относительно пространства, а не некоей его конкретной точки или каких-либо других тел в нём, исходя из чего следует, для времени важен лишь модуль вектора скорости, а не сам её вектор, её (скорости) значение, но не направление, т.е. направление движения в АСО не влияет на замедление времени. Куда бы ты не двигался, одна и та же быстрота перемещения приведёт к одной и той же замедленности. Таким образом в примере с двумя близнецами, разлетающимися в противоположных направлениях с одинаковой скоростью, и время для обоих замедлится приблизительно одинаково. Не у одного относительно другого, а и у того и у другого примерно на одну и ту же величину. Почему примерно? Дело в движении нашей галактики и звёздных систем в ней. Они движутся, соответственно, и мы, находясь в них, движемся тоже. Если мы угадаем направление, в котором они летят и станем разгоняться в противоположную сторону, поначалу наша скорость относительно пространства будет снижаться. Это очень напоминает Алису в Зазеркалье, где чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил, а если хочешь сдвинуться вперёд, придётся бежать ещё быстрее - так и случится, "беги" мы против суммы векторов скорости нашей планеты, нашей звёздной системы и нашей галактики. Будь данная сумма велика по модулю, можно было бы получить эффект ускорения времени - разгоняешься против неё (суммы векторов), и поначалу, при приближении твоей скорости к нулю в абсолютной системе отсчёта, твоё время относительно времени твоей планеты течёт быстрее, а не медленнее. Однако скорость нашей галактики по космическим меркам невелика, менее 1000 километров в секунду, релятивистские эффекты от такого движения микроскопичны. Не удивительно, что при космических путешествиях в общем случае совершенно допустимо принимать планету своего базирования или звезду, вокруг которой та вращается, за систему отсчёта, т.е. за неподвижный относительно АСО макрообъект. Особенно это верно для межпланетных (не межзвёздных) перелётов. Погрешность вычисления релятивистских условий полёта для путешественника (замедление времени, сокращение длин в направлении движения, рост импульса, релятивистское сложение скоростей) будет здесь весьма несущественна.

Другие важные выводы, которые можно сделать, применяя АСО:

  1. Лишь сама абсолютная система отсчёта может рассматриваться как инерциальная, все остальные системы, находящиеся внутри неё, таковыми не являются.
  2. Расчёты положения и характеристик тел, движущихся с релятивистскими скоростями, в АСО можно производить только относительно АСО, попытки выполнять их для тел относительно друг друга будут неверны, бессмысленны, парадоксально противоречивы.
  3. В отличие от отношений между телами, рассматриваемыми в ТО, отношения между АСО и телами в ней не являются равноправными. Она всегда неподвижна, они всегда движутся или покоятся относительно неё. Поэтому все релятивистские изменения принимают на себя именно тела. Замедление времени и рост импульса (т.е. релятивистской массы) должны рассматриваться исключительно в них относительно АСО, но не наоборот. Как пример, вспомним, что при движении космического путешественника время неизменно замедляется у него, а не у планеты, откуда он стартовал. То есть налицо неравноправие, подтверждаемое опытным путём.
  4. Исключая замедление времени, прочие релятивистские эффекты сохраняют зависимость от направления вектора скорости. Длины сжимаются вдоль его (вектора) оси, импульс растёт так же вдоль него (часто говорят, у тела растёт масса, однако это неверно, масса вневекторная величина, растёт именно импульс, просто во всех плоскостях кроме плоскости, перпендикулярной оси движения, тело начинает вести себя как более массивное).
  5. Релятивистское сокращение длин в АСО субъективно, связано с более сложными взаимоотношениями между движущимся телом и пространством. С позиций АСО никакого сокращения не происходит. Что в общем вполне соответствует классической ТО, ведь в ТО длины уменьшаются только для тела, у которого замедляется время, т.е. для одного из рассматриваемой пары движущихся относительно друг друга тел (здесь мы снова наблюдаем яркий пример очевидного неравноправия).
  6. Как и в ТО, в АСО ничто не может двигаться быстрее 1С, однако в АСО максимальная скорость сближения или отдаления двух тел в пространстве равна 2C, а не 1С - такой скорости можно достичь, если тела летят соответственно друг к другу или друг от друга со скоростями 1С.
  7. В АСО замедление времени связно с замедлением субатомных процессов и скорости распространения полей в направлении движения при релятивистских скоростях. Если все внутренние процессы в теле протекают медленнее вследствие более медленного перемещения и взаимодействия в нём элементарных частиц и более медленного распространения полей, оно само станет "замедленным", будет вести себя так, словно темп его времени снизился, станет медленнее "стареть". Самый тривиальный пример: допустим мы летим относительно АСО со скоростью 0,99999998С. Но мы это не просто мы, мы это наш организм. Который состоит из молекул. Те из атомов. Те в свою очередь из ещё более мелких величин. И чем мельче величина, тем быстрее она движется внутри нас. Скажем, электроны вращаются вокруг ядер атомов со скоростью, вполне сопоставимой с С. Для пущей наглядности примем её ровно за С. Тогда на участках траектории, где направление движения электрона совпадает с направлением движения всего тела, в нашем примере он станет перемещаться в 50 миллионов раз медленнее (1/(1С-0,99999998С) = 50000000). Правда на этих участках ещё и сжимается расстояние в 5000 раз, потому реально его скорость упадёт на них всего в 10000 раз. Но это тоже немало. Согласно же ТО время на скорости в 0,99999998С должно замедлиться в 5000 раз. И одно другому нисколько не противоречит, если вспомнить, что половину пути при вращении электрон будет совершать в обратном движению направлении - т.е. совсем не замедляясь. В современной физике есть целое отдельное направление, изучающее исключительно вопросы корпускулярного релятивизма макрообъектов. Это важно, летая по космосу на субсветовых скоростях надо знать, чем подобные путешествия чреваты для здоровья человека. Вроде бы принцип относительности гарантирует, что ничем плохим. Но раз время замедляется, это точно указывает на не относительный характер внутренних релятивистских корпускулярных процессов. Главной проблемой учёные обозначают неоднородность течения времени у частиц тела в зависимости от их текущего направления перемещения. В макрообъекте, состоящем из множества элементарных частиц, замедление времени в целом усредняется из-за хаотичной разнонаправленности их движения в нём, однако в структурированных объектах, имеющих отдельные продольные расположенные в одной оси с направлением вектора скорости внутренние элементы, замедление функций этих элементов будет иметь выраженную зависимость от направления распространения по ним полей или прохождения вещества. Например, при осуществлении радиосвязи внутри космического корабля быстрота передачи сигнала между двумя челнами экипажа, один из которых находится в кормовой части, а другой в носовой, окажется неодинаковой, до кормового служащего электромагнитные волны с носа будут доходить со скоростью света, а до носового на скорости, равной разнице между С и скоростью корабля (с поправкой на сжатие расстояний). То же и с процессами жизнедеятельности, протекающими внутри живых организмов. При совпадении направления распространения электрохимического сигнала по нервам с направлением движения космолёта, на этих участках нервов нервные импульсы будут замедляться. Это называют релятивистской функциональной асимметрией. Благо, в настоящее описываемому время максимальные скорости космического транспорта не превышают 0,98С, разница между С и 0,98С равна 0,02С или 6000 км/с, что с учётом релятивистского сжатия расстояний превращается во все 30000 км/с, то есть скорость процессов организма и распространения сигналов остаётся достаточно высокой даже при функциональной асимметрии, и значит последняя не является препятствиям для жизнедеятельности человека или работы электронных систем судна. Асимметрия присутствует при распространении любой информации, в том числе визуальной (видимой), ведь та тоже передаётся посредством движения - с помощью движущихся элементарных частиц - фотонов. Наблюдаемая внутри космолёта картина будет выглядеть нормально лишь при взгляде перпендикулярно оси движения, во всех остальных направлениях её спектр и яркость станут изменяться в зависимости от угла зрения, кроме того носовая часть будет немного ускоряться при измени угла обзора (повороте головы в её сторону), а носовая соответственно замедляться. Хотя при 0,98С и с учётом собственной замедленности восприятия во времени экипаж практически не заметит никакой визуальной асимметрии.

Пункт 2 позволяет нам наконец разрешить загадку с планетолётами и стрельбой. Нам всего лишь надо знать, с какой скоростью движутся корабли "А" и "Б" относительно АСО. Их скорость относительно наблюдателя нам ни о чём не говорит, кто знает, вдруг это он летит мимо них со скоростью 0,5С, а они стоят неподвижно. Согласно ТО время, за которое луч лазера пройдёт расстояние от корабля "А" до корабля "Б", не может относительно их самих быть иным, чем 2 секунды. Но в АСО всё иначе, в АСО она есть единственная реальность и все тела взаимодействуют по её законам. Если корабли всё же именно относительно неё движутся со скоростью 0,5С, значит взрыва не будет, так как лучу для преодоления расстояния между ними понадобится 4 секунды по времени АСО. А кажется экипажам кораблей, будто лучу хватило всего двух секунд, ну и что, это ничего не меняет, им так только кажется, это называется релятивистским искажением перспективы. То же относится и к наблюдателю. Что он там себе видит, совершенно неважно, он вообще всего лишь наблюдатель, а не участник события, будучи неподвижен относительно АСО он воспримет происходящее в правильном свете, в противном случае его перспектива будет искажена, вот и всё. Если вы поставите указательный палец на линии взгляда между глазами и луной, зрительно вам почудится, что палец касается луны. Релятивистское искажение перспективы чем-то похоже на это.

Ну и напоследок ещё один пример. Снова про корабли и лазер. Допустим с Земли стартуют два корабля с разницей во времени в 10 часов. Оба разгоняются до 10000 км/с и летят точно в одну сторону, один за другим. Далее с Земли в их направлении производится мощная лазерная вспышка. Заметив её, второй корабль обязан немедленно тоже произвести вспышку в направлении первого корабля. С позиций Земли первый корабль увидит обе вспышки одновременно, ведь свет распространяется в космосе с одинаковой скоростью. С позиций второго корабля согласно ТО нет, вспышка с Земли достигнет первого корабля позже, чем его вспышка, на ((10000*3600*10)\ 290 000) - ((10000*3600*10)\ 300 000) = 41 секунду. Потому что оба корабля неподвижны относительно друг друга, а от Земли удаляются на скорости 10000 км/с. Теперь представьте, что первый корабль, заметив вспышки, должен сообщить по радиосвязи время прихода каждой. Его сигнал будет одним и для Земли и для второго корабля. Вопрос, что же он передаст им, какую информацию? Ту, которая верна для Земли, или ту что верна для другого корабля? Иным словами, как только мы начинаем применять ТО не к двум, а к трём или более перемещающимся на разной скорости объектам, и между этими объектами предполагается взаимодействие в будущем, скажем переход в общую единую систему отсчёта или информационный обмен, ТО утрачивает практический смысл.



Бой в космосе

Понимание АСО во многом проливает свет на специфику боёв в космосе, под которыми мы подразумеваем схватку двух флотов или двух космических кораблей. Первая важная особенность - слабая видимость. Представьте простую ситуацию: вражеский космолёт с дистанции в миллион километров выстрелил по вам ракетой, летящей на скорости 0,98С. Вы не сможете никак ни заметить ни обнаружить её, пока она практически не долетит до вас, ведь и электромагнитные поля и фотоны, отражённые от её корпуса, достигнут вас примерно тогда же, когда и она сама. На преодоление дистанции в миллион километров у неё уйдёт примерно 3 секунды. Значит, у вас будет (1 - 0,98)*3 времени, чтобы засечь её и отреагировать на её подлёт. 0,06 секунды. 60 миллисекунд. За это время требуется успеть обнаружить ракету, определить, что она такое, и ещё и выполнить некое защитное действие: манёвр уклонения, заградительный огонь, наведение и отстрел защитного боеприпаса и т.п. А если дистанция меньше, всего 1000 километров? Или удар нанесён из лазерных пушек. Лазерный луч летит со скоростью света, заметить его, пока он не достиг вас, вообще невозможно. Против лазера в принципе нельзя принять никаких активных защитных контрмер. Вся надежда исключительно на статическую броню. Однако движутся со световыми и околосветовыми скоростями не только лазерные лучи и ракеты. Космические корабли и сами перемещаются столь же быстро. Поэтому замечательное изобретение человеческого инженерного гения - радары и дальномеры - в космическом бою практически бесполезны. Они могут служить лишь для навигации, но не для обнаружения противника. При расстояниях в тысячи и миллионы километров, пока твой луч радара дойдёт до вражеского корабля, пока отразится от его корпуса и вернётся обратно, тот уже и сам достигнет тебя с этим же лучом. Или его позиция успеет измениться кардинальным образом, он будет совсем не в том месте, где ты его видишь. От прочих видов наблюдения, не связанных с отражением посланных сигналов, таких как тепловое, электромагнитное излучение или гравитационные возмущения от космолётов, в условиях современного боя тоже мало проку. Ведь и фотоны, и электромагнитные волны, и гравитационные поля распространяются в пространстве со скоростью света. Когда и враг движется на скорости, близкой к световой, он всегда будет не там, где тебе кажется. Ты никогда не будешь толком знать, где он. Особенно если он перемещается непредсказуемым образом, постоянно меняя траекторию. Из раздела от транспорте вы уже знаете, что в описываемое время абсолютно все летающие транспортные средства используют антигравитационный принцип движения, а значит, могут останавливаться и разгоняться вплоть до субсветовых скоростей почти мгновенно и не испытывая никаких перегрузок. Иными словами, все они обладают сверхманёвренностью и не обладают инерцией. Включая естественно и военные суда. Последние способны легко изменять свои скорость и направление движения, и они постоянно это делают дабы воспрепятствовать возможности прицельного огня по себе. Вследствие чего рассчитать их будущее местоположение исходя из их текущей скорости нельзя в принципе. Если посмотреть на перемещения боевых кораблей во время сражения, это кажется симфонией группового безумия спятивших автопилотов. Вспомним теперь о размерах поля боя. Когда противоборствующие стороны воюют на скоростях, близких к С, преодолевая за секунды миллионы километров, оно соответствующе расширяется, достигая объёма этак в 500000000000000 км. кубических. Самое огромное судно в таком пространстве - иголка в стоге сена. Его почти невозможно обнаружить, чувствительность сенсоров и детекторов боевых кораблей эффективна лишь на десятках-сотнях тысяч километров, даже не на миллионах. Найти друг друга враждующим сторонам будет очень непросто. Но ежели и найдёшь, непонятно как нанести урон противнику, движущемуся с такой скоростью. Он просто улетит от любого воздействия. Миг, и он уже в тысячах километров от эпицентра взрыва ракеты, которая только что вроде бы в него попала. Скорость лазерного луча быстрее, чем у кораблей, но ведь те маневрируют, сколько энергии успеет передать лазер скользнув одно мгновенье, 1/300000000 долю секунды по их корпусу? К тому же у многих кораблей есть броня и средства защиты, даже прямое попадание может не причинить им никакого вреда. Вариантов нанести урон реально практически нет. Неуязвимость при маневрировании на субсветовой скорости - вторая особенность космического боя.

Таким образом приходим к выводам, что во-первых сражение в космосе между боевыми кораблями есть либо продукт непротивления обоих сторон вступить в него, либо результат невозможности для одной из них отступить, в силу, к примеру, защиты родной планеты. Захочет космолёт сбежать или уклониться от боя, он сделает это легко. Во-вторых же, в пространстве подобного объёма и на подобных скоростях бой почти бесперспективное занятие, его участники растратив все боеприпасы скорее всего так ни разу в друг друга и не попадут. Осталось лишь упомянуть, что запас энергии космических кораблей не безграничен, а от него напрямую зависит и дальность их полёта, и число возможных выстрелов из энергетической артиллерии. Отсюда становятся ясны основные варианты тактики космического боя. Всего их насчитывается восемь:

  1. Линейный бой. Корабли сбрасывают скорость до околонулевой, сближаются и вступают в открытый обмен огневыми ударами без уклонения и маневрирования, надеясь лишь на броню, средства активной защиты и огневую мощь. Если их много, они выстраиваются в плоскость, сходятся стенка на стенку, потому такой бой и называют линейным по аналогии с морскими сражениями прошлого, когда корабли выстраивались в линию. При понимании стоимости боевых космолётов тактика открытого обмена ударами кажется чистым безумием, однако она позволяет решить всё за день, закончить войну одним махом - победой ли или поражением, все прочие тактики могут затянуть её на месяцы, а то и годы, посему ещё не известно, что более рентабельно. Когда-то даже существовало нечто вроде кодекса космического флота, в котором линейный бой заявлялся фактически как правило чести. Но честь и война мало совместимы, в конце концов эта тактика исчезала, в настоящий описываемому момент так не воюют. Линейные бронированные корабли - линкоры всё ещё используются в имперском флоте, однако функция у них теперь иная, в открытый бой они вступают лишь с не представляющим серьёзной угрозы противником.

  2. Принуждение врага сосредоточить силы в определённом малом участке пространства, что сделает его крайне уязвимым. Данный вариант идеально подходит для агрессора, напавшего на чужую планету. Отступит защитник, и удары немедленно будут нанесены по его городам и мирному населению. Это жестокая но крайне эффективная и рациональная тактика, правда применимая лишь в военных конфликтах межзвёздного характера, причём когда у нападающего есть боевые звездолёты, а у жертвы нападения их нет, иначе та просто нанесёт ответные удары по его городам. Если одной из воющих сторон нужно оборонять некий стационарный объект - планету, космическую станцию, потерявший ход корабль и т.п., ей конец, потому что стационарные предсказуемо движущиеся объекты защитить невозможно, можно только дать им погибнуть или погибнуть самому, защищая их.

  3. Гонка на выживание. Один корабль удирает, другой его преследует. Видимость здесь ещё хуже чем в бою, ты никогда не знаешь, где враг находится в конкретный момент. Однако для преследования подобная конкретика и не нужна, достаточно обнаруживать следы, узнавать, где он был 20-30 минут назад. Поисковые детекторы боевых кораблей способны на это, удирающий может попытаться оторваться, сбить со следа, укрыться в астероидах либо на какой-нибудь планете или её спутнике, получится у него или нет - вопрос его профессионализма и фортуны. Но если не получится, гонка продолжится до тех пор, пока один из кораблей не истратит все энергетические резервы и не остановится. Без возможности маневрировать он станет лёгкой мишенью для второго корабля. От запаса хода участников подобного состязания и зависит, кто из них победит - "выживет". Шансы обоих кораблей при этом вполне равны, не рассчитав силы преследователь может остановиться раньше, и тогда сам превратится в жертву. Силовые установки современных кораблей позволяют им непрерывно перемещаться в течение 20-50 дней. Вообразите себе такой продолжительный марафон. Но иной альтернативы уничтожить вражеский корабль часто просто нет. Тут следует понимать, антигравитационный принцип движения делает судно безмассовым и лишь затем разгоняет. Пропадает энергия - возвращается масса, и скорость сразу падает почти до нулевой, антигравитационные корабли не могут лететь по инерции, у них нет массы, соответственно и инерции тоже нет, именно поэтому преследование всегда рано или поздно, но оканчивается. Очень часто гонка на вживание связана со сложной интеллектуальной игрой участвующих в ней кораблей и их экипажей. Тут важен и выбор скорости (чем она выше, тем быстрее расходуется энергия, чем ниже, тем уязвимее становится судно), и жёсткая экономия энергопотребления на всём, включая системы жизнеобеспечения вплоть до установок по регенерации воздуха, и характер маневрирования, и предпринимаемые шаги по маскировке-демаскировке, корабли могут постоянно меняться ролями, из преследуемого превращаясь в преследователя и наоборот. Представьте - разница с другим кораблём во времени полного истощения реактора всего лишь в 5 минут (при полуторамесячной гонке) определит выживешь ты или умрёшь. Драматизма тут хоть отбавляй. Не даром это избитая тема в фильмах.

  4. Засада. Гонка на выживание может иметь целью заманить преследователя в ловушку. Если в конце пути удирающего ждёт корабль-заправщик, его оппоненту очевидно придёт конец. Впрочем, не всё так просто. Нужно помнить, что у многих кораблей есть гиперсвязь, а заправщики бывают и звездолётами. Преследователь не знает конечной точки пути, и соответственно никто из дружественных сил его там точно не ждёт, однако при наличии в составе его флота звездолёта-заправщика ничто не мешает ему запросить помощь последнего по гиперсвязи, сообщив свои координаты. Посредством гиперпрыжка тот легко нагонит участников гонки. Засады, да и сами гонки на выживание, следует устраивать лишь будучи уверенным, что звездолётов-заправщиков у противника нет.

  5. Отсечение от баз. Гонки на выживание возможны лишь с планетолётами, звездолёт просто уйдёт в гиперпространство и всякое преследование на этом закончится. Изловить звездолёт намного сложнее. Один из наиболее эффективных способов - отсечение от баз. Захвати планету врага, и его кораблям станет некуда податься, пусть они болтаются в космосе сколько хотят, всё равно рано или поздно энергия у них иссякнет, сойдут на нет запасы продовольствия, прекратится регенерация воздуха и воды, и т.п. И они остановятся. К сожалению захватчика всегда существует опасность, что боевой звездолёт не будет "болтаться" просто так, а скажем атакует твою столицу или станет злостно пиратствовать, принуждая отдалённые периферийные планеты под страхом нанесения ударов по ним снабжать себя всем необходимым. Подобные случаи бывали в истории империи, о пиратах написано немало книг и снято ещё больше фильмов, и ряд из них основаны на реальных событиях. Как противодействие, государством иногда берутся в заложники семьи членов пиратского экипажа - "в связи с нуждами военного времени". Но это палка о двух концах - может вынудить сдаться, а может и озлобить и спровоцировать на крайне жестокие действия. Боевой звездолёт - страшная сила, жертв при ударах по гражданским объектам могут быть многие десятки миллионов.

  6. Преследование. Та же гонка на выживание, только группа кораблей преследует один. Шансов у преследуемого, прямо скажем, немного, зато он на месяц-другой отвлекает вражескую эскадру на себя, давая дружественным силам передышку, время перегруппироваться и т.д.

  7. Бессрочный бой. Сходятся две армады, но они и не думают вступать в линейный бой, они маневрируют, не давая врагу поразить себя. Это своего рода сражение на выживание. С учётом наличия кораблей-заправщиков оно может продолжаться до нескольких месяцев. Бессрочные бои бывают, если противники принципиально не хотят наносить удары по планетарным объектам друг друга опасаясь симметричных ответных ударов. При кажущейся простоте подобной тактики в действительности это наиболее требовательный к интеллектуальности полководцев, боевых кораблей и сил штабной аналитической поддержки вид боя, часто сверхдраматичный, связанный с жесточайшей экономией энергии экипажами на всём, с тщательным выбором скорости, порой опускающейся много ниже безопасного предела, маскировкой, созданием ложных целей, прятками за планетами, лунами и астероидами, и т.д.

  8. Диверсионно-разведывательная деятельность. Боевые корабли не находятся в полёте вечно, периодически им требуется возвращение на базу, где они совершенно уязвимы. Зная, когда они там будут, можно нанести неожиданный удар, или же попытаться внедрить на них диверсионных роботов, чтобы вывести их из строя изнутри. Войнам часто предшествует широкомасштабная диверсионно-разведывательная деятельность, и одна из главных её целей - нейтрализация флота будущего противника и его портовой космической инфраструктуры.

Исключая линейную тактику, космическое сражение словно бой между двумя полуслепыми солдатами в темноте - при вспышках от взрывов они вроде бы успевают очень примерно увидеть тень врага, но чаще всего не знают где тот и палят более наугад. При этом одно из наиважнейших обстоятельств космического боя - наличие гиперсвязи. Врага видно плохо, дружественные же силы легко могут координировать свои действия, синхронизировать манёвры, узнавать текущую позицию друг друга, обмениваться данными о местоположении обнаруженного неприятеля. Во всяком случае крупные корабли (на мелких судах и катерах гиперсвязи не бывает, но они как правило всегда рядом с крупными судами, пользуясь теми как гипер ретрансляторами). Наиболее захватывающим нам представляется бессрочный бой. Со стороны он кажется хаосом, мешаниной из безумно мечущихся бесконечно огромных космических железных монстров, однако в реальности в эти якобы безумие и хаос заложены осмысленные эффективные глубоко просчитанные тактические схемы действий и перемещений. Временами такой бой может сегментироваться, разбиваться на отдельные локальные очаги, зачастую мы будем видеть нечто вроде "стайной охоты", когда несколько кораблей пытаются взять одного врага в тиски, зажать его между собой, чтобы далее попытаться накрыть облаком сплошного огня. Для экономии энергии корабли постоянно стремятся переходить на низкую опасную скорость, провоцируя неприятеля на растрату энергии и боекомплекта в попытках атак, иногда имитируют аварийные ситуации, усиливая свою привлекательность для нанесения ударов. Или напротив, прячутся, маскируются, караулят в засаде. Отправляют разведывательные сателлиты и затем снова принимают их на борт. И всё это длится бесконечно долго. Безумно долго. Благо корабль интеллектуален, люди ему только помогают, так что нельзя сказать, что они без сна проводят все эти напряжённые недели, хотя спать им безусловно приходится мало. Интеллект кораблей - отдельная история. Более интеллектуальные системы вы найдёте только у штабных аналитических служб. В армии в качестве искусственного интеллекта всегда применяется самый продвинутый его вид - ТР (технических разум). Специфика ТР в том, что он нуждается в обучении, в тренировочной работе, ему необходим собственный опыт. Поэтому как и всю прочую военную технику, суда флота тренируют, стараются почаще задействовать в учениях, даже погружают в учебные симуляции. Но особенно неоценим для судна опыт, полученный в реальном бою. Отличие боевых кораблей от большинства иной техники - уникальность строения, даже серийные экземпляры одной модели существенно отличаются друг от друга, так как процесс постройки боевого судна весьма продолжителен, а совершенствование его конструкции никогда не останавливается - каждое новое уже в чём-то лучше предыдущего. Непохожесть же в свою очередь означает, что между кораблями абсолютно невозможно копировать опыт, нельзя перенести его с бывалого поучаствовавшего во многих боях ветерана на "младенца". В целом это считается даже достоинством - опыт имеет обыкновение устаревать, новому судну лучше копить свой. И всё же в бою между двумя кораблями шансы более опытного предпочтительнее. Всё это придаёт бывалым опытным судам ореол легендарности, экипажи относятся к ним почти как к живым и чувствуют себя на них гораздо увереннее. Бой же превращается в интеллектуальное противостояние не только между людьми, но и между кораблями. Словно те и вправду живые.



Противокорабельные мины, ракеты и торпеды

Современные космические противокорабельные мины, ракеты и торпеды - это совершенно полноценные космические суда. У них по определению не может быть экипажа, в отличие от катера-камикадзе они как правило не имеют ни качественной брони ни оборонительных средств, в остальном это корабли как корабли. Ну или, вернее, космические летательные аппараты. Они оснащены искусственным интеллектом, причём зачастую мощным, продвинутым, тренированным, имеют хорошее сенсорное обеспечение, средства навигации и коммуникации, не сумев поразить цель они деактивируют боевой режим и преспокойно возвращаются на судно, с которого были выпущены, или хотя бы подают сигнал, чтобы их подобрали дружественные силы. Противокорабельное оружие весьма дорогостоящая вещь, им не разбрасываются, пуск любой современной ракеты вовсе не означает, что она истрачена, израсходована, и космического противокорабельного оружия это касается в первую очередь. И мины, и ракеты, и торпеды в противокорабельном исполнении фактически суть одного и того же - самодвижущиеся автономные боеприпасы, различие между ними более функциональное, чем конструктивное. Классифицируются они следующим образом:

Интеллектуальность и автономность мин, ракет и торпед позволяет использовать их в том числе в качестве сателлитов прикрытия и огневой поддержки. В опасной ситуации или при угрозе уничтожения корабль просто выпускает их все, и они начинают действовать как самостоятельные боевые единицы. И мины и торпеды и ракеты бывают абордажными - такие прикрепляются к корпусу вражеского судна, поделывают в нём брешь и выпускают внутрь штурмовых, абордажных или диверсионных роботов. Не абордажные классы часто так же сначала проделывают брешь, чтобы проникнуть внутрь врага и уже там сдетонировать для наилучшего разрушающего эффекта. Подобно боевым кораблям, мины, ракеты и торпеды склонны к постоянному непредсказуемому маневрированию, посему сбить их крайне сложно. Существуют две основные тактики их уничтожения - "ложные цели" и "провоцирование". Ложная цель - это просто некий агрегат, способный обмануть сенсоры ракет, выдавая себя за значимый привлекательный для уничтожения боевой корабль. В качестве ложных целей обычно применяют малоразмерные безэкипажные катера с особым оснащением. Провоцировать означает "подставиться", т.е. вынудить ракету попытаться тебя поразить - тогда она станет меньше маневрировать и начнёт сближаться, что сделает её траекторию более предсказуемой, а значит повысит шанс на успешное поражение её заградительным огнём. Тактика провоцирования весьма опасна, это словно игра в кошки-мышки со смертью, корабль останавливается, наводит заградительные орудия в наиболее перспективных направлениях, и застывает, ожидая атаки, заметив подлёт любого тела он незамедлительно совершает резвый манёвр уклонения, одновременно выставляя мощный огневой заслон. Действуя подобным образом, самые опытные из кораблей и противоракетных катеров умудряются сбивать ракеты с попыток 5-10. Торпеды более хитрые бестии, на них попыток может уйти и 20 и 50, и даже 100 не гарантируют успех. В данной тактике у корабля есть несколько преимуществ. Во-первых, он гораздо продвинутее в техническом плане в сравнении с ракетами-торпедами, они значительно уступают ему в сенсорном оснащении и интеллектуальности. Во-вторых, вследствие отсутствия у неподвижного объекта релятивистского замедления времени быстрота его реакции значительно выше чем у объекта, движущегося на околосветовой скорости. "Застыв в ожидании" судно засечёт подлёт ракеты раньше, её маневрирование станет для него в несколько раз менее интенсивным, для неё же напортив все его действия ускорятся. Есть и третий козырь. Корабль остановился по собственной инициативе, его энергия не иссякла, т.е. он остаётся под действием антигравитации, а причинить ущерб безмассовой цели в космосе сложнее, чем цели, обладающей массой. Даже если торпеда в него попадёт, есть шанс, что он не получит никаких повреждений.



Предельная боевая скорость (ПБС) и эффективная боевая скорость (ЭБС)

ПБС - это граница скорости, превышение которой в сражении нежелательно, так как ведёт к существенному снижению боевых или тактических возможностей летательного устройства. Это не физический предел, а скорее административный, обусловленный расчётами учёных, ведущих изыскания в области теории боестолкновений. Он не связан с технологическими трудностями или проблемами энергообеспечения, современные технологии позволяют развить скорость приблизительно до 0.99999999С, ПБС же значительно ниже. Её ограничение имеет чисто релятивистскую природу: чем ближе скорость боевого аппарата к скорости света, тем сильнее сказываются на его тактико-технических характеристиках релятивистские эффекты, и сказываются они всегда только отрицательно. Чтобы лучше понимать суть проблемы, перечислим основные негативные моменты релятивизма:

  1. Вследствие замедления времени падает уровень интеллекта думающих боевых систем и вычислительные возможности интеллектуальных агрегатов. Если время у вас замедлилось в 2 раза, значит противник соображает в 2 раза быстрее, и чтобы это компенсировать, вам необходимо соответственно в 2 раза нарастить интеллектуально-вычислительные мощности используемого оборудования. Но замедление времени может быть не только двукратным, оно может стремиться к бесконечности, а бесконечно наращивать интеллект устройств очевидно нельзя.
  2. Падает скорость реакции на внешние события экипажем и техническими системами. Замедление времени помимо интеллектуальности сказывается ведь и на всём прочем. Медленнее действует и принимает решения экипаж, медленнее реагируют приборы и компьютеры на поступающую извне сенсорную информацию (т.е. от сканеров, средств визуального наблюдения, радаров, детекторов массы, и т.д.). Снижается манёвренность. С позиций экипажа, естественно, темп времени кажется нормальным, но от этого не легче, когда у врага время течёт иначе, быстрее.
  3. Возможно выпадение из реальности. Если ты столь переборщил со скоростью, что твоё время замедлилось чрезмерно, вернуться назад в нормальное время тебе будет затруднительно, ты будешь делать это в соответствующее число раз дольше. Чтобы сбросить скорость, кто-то должен принять решение, отдать команду, все подобные действия не производятся мгновенно, а всякое мгновение у тебя выльется в серьёзные сроки во внешней среде. К примеру при 7000-кратном замедлении каждая твоя секунда будет равна семи тысячам внешних секунд (двум часам) - ты отдал распоряжение притормозить через 5 минут, а для всего остального мира прошёл почти месяц, может и война-то уже закончилась. Спрашивается, какой прок был от тебя на поле брани.
  4. Растёт релятивистская масса. При использовании антигравитации такой рост не приводит к значительному повышению расхода энергии на движение, и всё же расход увеличивается, а для боевых кораблей энергия - один из главных стратегических ресурсов.
  5. Сокращаются линейные размеры по направлению движения. Тела и расстояния за бортом для тебя как бы сжимаются. Особого вреда от этого нет, и всё же... Сжатие космоса означает повышенную плотность астероидов, метеоритов и пыли на единицу его объёма. Двигаться становится сложнее.
  6. Затруднена гиперсвязь. Наиболее продвинутые из современных описываемому периоду систем гиперсвязи позволяют осуществлять связь до скорости 0,9 - 0,96С, однако чем выше скорость, тем дороже гиперкоммуникационное оборудование, стоимость 0,9 и 0,96 систем отличается даже не в разы, а на порядок. Средства гиперсвязи вообще вещь не из дешёвых, на гражданке их применяют в очень скромных масштабах, в военной же сфере они фактически обязательный атрибут, при том что на гражданке нет нужды эксплуатировать их в столь сложных условиях. Интересно отметить, на высоких скоростях и значительном удалении друга от друга космические корабли практически неспособны устанавливать гиперсвязь между собой непосредственно, но могут делать это через передаточный узел, через некий стационарный ретранслятор, например расположенный на планете или астероиде.
  7. Крайне затруднена обычная связь электромагнитная и лучевая связь. На лёгких кораблях гиперсвязь чаще всего отсутствует, обычная же связь на субсветовых скоростях с повышенным уровнем релятивизма чрезвычайно ненадёжна и медлительна, если сигнал и доходит, то как правило с очень большой задержкой, иногда в секунды, иногда в минуты, бывает и в часы, при этом скорее всего он будет искажён, причём не только частотно, но и темпорально, будет ускорен или замедлен, что сделает непосредственную коммуникацию невозможной - придётся смотреть или слушать сообщение в записи, предварительно преобразовывая его к нормальному темпу, и лишь после отвечать. Кроме того, скорость передачи сигнала обретает выраженную зависимость от направления движения осуществляющих её объектов и их положения относительно друг друга. К примеру, если два субсветовых корабля летят один за другим, от переднего корабля до заднего сигнал будет доходить очень резво - с быстротой почти в 2С (что безусловно хорошо), но от заднего к переднему сможет ползти лишь со скоростью, равной разности между С и скоростью переднего корабля (помним, что мы рассуждаем, руководствуясь законами АСО, а не ТО).
  8. Затруднено сенсорное восприятие сзади. Если вы движетесь с релятивистской быстротой, кроме сигналов связи и все прочие сигналы сзади доходят до вас очень медленно: фотоны, электроны, электромагнитные и гравитационные волны - всё, из чего можно извлекать визуальную или иную информацию, догоняет вас с большим трудом, вы практически не знаете, что творится с кормовой стороны, в тылу, позади вас.
  9. Искажение информации о внешнем мире. Эффект Доплера, аберрация, красное и синее смещение, изменение яркости и темпа видимой картины (спереди она кажется более яркой и ускоренной, сзади напротив тускнеет и замедляется многократно). И всё это касается не только света, но и электромагнитных и гравитационных сигналов. Вся сенсорная информация, которую вы получаете извне, значительно искажена.

Наиболее критичным из всех перечисленных эффектов является замедление времени. Именно оно и определяет Предельную Боевую Скорость (ПБС) космической техники военного назначения. У боевых кораблей она равняется 0,95-0,98С, что соответствует 3-5 кратному снижению темпа времени, у торпед может достигать 0,99С, то есть семикратного замедления. Безусловно, интеллектуальных устройств торпедам требуется на порядки порядков меньше, чем космическим кораблям, упирайся всё в интеллект, нарастить его мощность в торпедах не было бы проблемы и в 10-20 раз. Однако замедление времени приводит так же к снижению интенсивности маневрирования и скорости реакции на внешние события, и это уже критично для торпеды.

В отличие от ПБС, Эффективная Боевая Скорость (ЭБС) фактически означает нижнюю планку скорости, на которой с позиций военной науки следует вести бой. Она так же завязана на релятивизм и замедление времени. ЭБС определяет наилучшее отношение замедления времени к скорости движения для достижения максимальной боевой эффективности при обмене огневыми ударами с врагом. Эффективной в данном случае считается скорость, на которой время практически не замедляется, что обеспечивает наибольшую быстроту реакции боевой машины на внешние события, такие как подлёт вражеского боеприпаса, манёвры вражеского судна, изменение тактической обстановки, и т.д. У разных типов и классов судов значения ЭБС разнятся, если уложить их все в общий диапазон, он окажется довольно широк - от 0,01 до 0,5С. Как мы уже поняли, при правильном характере маневрирования космический корабль на ПБС практически неуязвим, не существует хоть сколько-то эффективного способа поразить его огнём. ЭБС предоставляет для этого чуть большие возможности, но и её достаточно, чтобы они были микроскопически низки.



Противокорабельные средства поражения

Космическому кораблю трудно нанести урон не только по причине постоянного маневрирования на скорости ЭБС+. Есть ещё два обстоятельства, служащие серьёзным препятствием этому - антигравитация и безвоздушная среда. Как пример приведём ядерное оружие. Допустим, рядом с кораблём произведен ядерный взрыв. Его основное средство поражения - "обломки" распадающихся ядер атомов - они разлетаются в разные стороны, передавая энергию всему, с чем столкнутся. При взрывах на планетах это "всё" преимущественно молекулы воздуха - в эпицентре взрыва воздух резко нагревается и рождает ударную волну, которая и наносит основные разрушения. В космосе же воздуха нет, посему как минимум 50% энергии взрыва пропадёт зря - за счёт тех "обломков", что полетят в обратную от цели сторону. Ещё некоторая доля от оставшихся 50% отразится от корпуса корабля и тоже уйдёт в никуда, ещё одна доля будет иметь слишком большой угол вектора движения относительно корпуса, поэтому просто срикошетит. Эффективными для нанесения урона окажутся лишь 20-35% энергии взрыва. Однако и они не смогут причинить никакого вреда - вследствие антигравитации. Космические корабли используют антигравитационный принцип движения, в полёте они не имеют массы. Входя в контакт с обшивкой судна наши обломки атомов немедленно тоже подвергнутся антигравитации, потеряют массу, а вместе с ней и свою разрушительную энергию. По тем же причинам против космических кораблей бессмысленны взрывчатые вещества, кумулятивные заряды, большинство видов лучевого оружия, а если антигравитация значительно выходит за пределы корпуса, создавая как бы защитный кокон (такой называют антигравитационной бронёй), то и кинетическое оружие тоже (кин-оружие наносит урон за счёт высокой кинетической энергии, например пуля или разогнанная до высокой скорости тяжёлая болванка-снаряд - это кин-оружие). Здесь мы рассмотрим, какие средства поражения остаются эффективны против космических антигравитационных целей.

Ни одно из указанных средств поражения не является эффективным против кораблей, маневрирующих на скорости ЭБС+. Для нанесения урона каждое из них должно либо сработать в непосредственной близости от цели (квантовое, пространственное и гравитационное оружие), либо попасть в неё (лазеры, бластеры, аннигиляционное оружие), либо и вовсе прикрепиться к ней (аннигиляторные и абордажные роботы).



ССПСС

ССПСС - применяемая в армии аббревиатура, обозначающая сверхэффективную СПСС (систему подавления сопротивления среды). Подробней об СПСС вы можете прочитать в разделе о транспорте. ССПСС - это оборудование, сводящее сопротивление воздуха почти к нулю, имея ССПСС можно двигаться сквозь атмосферу так, словно её нет, достигая скоростей вплоть до субсветовой, более чем 0,6С. Именно ССПСС делает космолёты столь грозным оружием. Она позволяет с орбиты поражать цели на поверхностях планет ракетным вооружением. Без ССПСС это было бы крайне затруднительно, ракеты не могли бы развивать в атмосфере высоких скоростей, любые планетарные средства ПВО легко сбивали бы их. Лазер из космоса против наземных целей неэффективен, проходя сквозь толщи воздуха он слишком теряет мощность, да и на скорости ЭБС+ по планетарным целям лазером стрелять довольно проблематично. Плазма в атмосфере просто выгорит, к тому же летит она ещё медленнее, чем ракета без ССПСС. Если же поставить ССПСС на способную развивать ЭБС+ ракету, и снабдить автопилот этой ракеты функцией непредсказуемого маневрирования, она даже в атмосфере сохранит характерную для космических боевых аппаратов неуязвимость, враг не сможет её сбить, она гарантированно поразит цель. Если поставить ССПСС на бомбардировщик, ему станут не страшны никакие планетарные средства ПВО, он будет летать где угодно и бомбить что угодно, словно их нет вовсе. ССПСС - достаточно дорогая система, на гражданке она есть лишь на транспорте миллионеров и служб ЧС, но военные мерят всё несколько иными суммами, да и вооружение ССПСС имеет столь высокий тактический и стратегический потенциал, что окупает себя многократно. Представим ситуацию: маленькое государство хочет защитить себя от сильных соседей, но не может позволить себе собственный флот и сильную армию. Достаточно ему обзавестись ракетами с ССПСС, и проблема решена, возмездие любому агрессору гарантировано. Конечно, при межзвёздных конфликтах (когда враг из другой звёздной системы), к ракетам понадобится звездолёт, не обязательно боевой, хотя бы транспортный. Для сдерживания же межпланетных и планетарных конфликтов хватит и совсем простеньких ССПСС-ракет с двигателями ПБС, такие в масштабах затрат на армию вообще стоят копейки. Роль оружия ССПСС, как средства защиты от войн и сдерживания, в истории человеческой цивилизации очень велика. Да, иногда оно несло смерть, помогая обрушивать на города заряды массового поражения, но чаще всё же наоборот, служило укреплению мира, избавляя сильные государства от искушения применять военную силу направо и налево.

Известно, что в древности были специальные ракетные звездолёты - особый класс боевых судов, которые можно по праву называть ракетоносцами, они представляли из себя транспортную систему для межзвёздного перемещения и пуска ССПСС-ракет. Империя такого не практиковала, а вот мелкие государства, напротив, делали основную ставку как раз на них. Считается, именно благодаря ракетоносцам даже очень маленьким странам, порой территориально занимающим лишь часть планеты, удавалось длительно сохранять независимость. В данный момент ракетоносцев в мире нет, и производить их запрещено, потому что их назначение - возмездие, проще говоря, атака мирных граждан, гражданского населения. Империя в борьбе с сепаратизмом бывало наносила удары по гражданским объектам, но она никогда не опускалась до целенаправленного массового истребления людей. Тут надо отдать ей должное. Правда сами ССПСС-ракеты есть, имеются у боевых кораблей её ВКФ, а так же в мелких модификациях класса земля-земля и воздух-земля стоят на вооружении у планетарных наземных и воздушных сил штурм-войск. Ведь ССПСС-ракеты эффективны не только против мирного населения. Для боя между вооружёнными формированиями в условиях планет они тоже прекрасно подходят.

Среди гражданских лиц распространено заблуждение о непомерной стоимости сверхэффективной системы ПСС (ССПСС), что она обходится чуть ли не в сотни тысяч, а то и в миллионы. Причина подобных представлений сокрыта в исключительно малой распространённости гражданских ССПСС, они атрибут лишь самых дорогих летательных аппаратов топ класса, доступных не каждому мультимиллионеру. В действительности оборудование ССПСС приводит к удорожанию гражданских аэромобилей не более чем на 80-200%, что не кажется непреодолимой планкой даже для представителя среднего социального слоя. Редкость ССПСС имеет чисто административный характер, обеспечиваемые ими скорости полёта в атмосфере считаются небезопасными и затрудняющими воздушное движение, вследствие чего применение ССПСС жёстко ограничено непомерно высоким налогообложением на оснащённый ими транспорт и необходимостью приобретения столь же дорогостоящей лицензии на право владения оным. Отметим, что между гражданскими и военными ССПСС существует принципиальная разница. Гражданские предназначены для установки на пассажирские летательные аппараты, военные же напортив используются в основном в беспилотных устройствах, таких как ракеты и автономная воздушная боевая техника. Скорость гражданского ССПСС транспорта не превышает 300 км/с, тогда как военные ССПСС способны обеспечивать в атмосфере скорости более 0,6С. Поэтому ССПСС военного назначения дороже по себестоимости, чем гражданские. Но дороже лишь в разы, никакими "сотнями тысяч и миллионами" и здесь не пахнет.



В заключение о флоте

Теперь, когда вы знаете всё основное флоте, осталось лишь подвести некие итоги.

  1. Боевые космические корабли являются стратегическим вооружением и средством сдерживания, делающим возмездие за нападение неотвратимым. Неуязвимость при маневрировании на ЭБС+ позволяет им легко преодолевать сколь угодно мощные оборонительные рубежи и безнаказанно наносить удары по любому стационарному малоподвижному объекту с вычисляемой траекторией, такому как планета, и в частности, города на её поверхности. В конфликтах межпланетного масштаба (когда враждующие стороны находятся на разных планетах одной звёздной системы) сдерживающим эффектом обладает всякий боевой корабль, в межзвёздных конфликтах это свойство лишь боевых звездолётов. Наличие даже одного единственного ударного судна на вооружении государства может совершенно отбить охоту у его врагов открыто нападать на него, будь у них флот хоть из ста кораблей.

  2. ССПСС-ракеты так же служат стратегическим оружием сдерживания, возможно даже в большей степени, чем сами боевые корабли, потому что корабль, не имеющий таких ракет, фактически не является и средством сдерживания.

  3. Во время межпланетных и межзвёздных военных конфликтов мирное население и гражданская инфраструктура представляются одними из наиболее предпочтительных целей, так как особенно уязвимы для ударов из космоса; существенные людские потери и масштабные гуманитарные катастрофы деморализуют врага, вынуждая искать спасение в капитуляции, вследствие чего геноцид может стать самым простым и эффективным способом достижения победы. В истории человеческой цивилизации известны моменты, когда понятия "война" и "геноцид" превращались практически в синонимы. Благодаря принятым в последствии многочисленным международным пактам и соглашениям о неприменении силы против мирных жителей, масштабы гражданских потерь в военное время значительно сократились, о геноциде уже никто не говорит. Однако это не избавило людей от опасности. Точечные удары по объектам гражданской инфраструктуры всё так же популярны у военачальников. Офисы СМИ, резиденции политического руководства, транспортные перевалочные узлы, предприятия, заподозренные в производстве оружия или продукции двойного назначения (используемой и в мирных целях и для войны), и т.д. - всё это легко может подвергнуться бомбардировке, даже если их военная или пропагандистская значимость близка к нулю или вовсе надумана. Потому что основная цель таких ударов (хотя открыто это никогда не признаётся) - сеять панику и пораженческие настроения. К массовой гибели населения точечные удары не приводят, но жертвы среди гражданских лиц всегда есть. Кроме того, авторитарные и диктаторские режимы зачастую склонны игнорировать международные соглашения. В случае серьёзной военной угрозы они легко могут обрушить всю мощь своих ракет целенаправленно именно на население врага.

  4. Военным конфликтам как правило предшествует масштабная разведывательная и диверсионная деятельность. Одна из её приоритетных целей - вывод из строя кораблей военно-космического флота будущего противника и нейтрализация его стратегического оружия сдерживания. Мирному времени свойственны тонкие многоходовые игры на межгосударственной политической арене, направленные на ограничение распространения оружия массового поражения, при этом декларируемая целью таких ограничений забота об укреплении мира и безопасности как правило всего лишь ширма, красивая сказка для доверчивого обывателя, истинная же цель в стремлении ослабления потенциального противника и достижения превосходства в военной мощи над ним.

  5. Объединение человечества в единое государство следует рассматривать не иначе, как результат эволюционного развития цивилизации, как её прогресс, ведущий к минимизации возможности неравноправия, военных конфликтов и геноцида. Пусть это слегка недемократично, потому что вынуждает всех жить по одним законам и правилам в соответствии с решением большинства, игнорируя желания отдельных территориально-национальных сообществ и их тягу к этническому и культурному обособлению в целях сохранения национальных традиций, признаков и ментальности. Главное, люди теперь в гораздо в меньшей степени подвержены риску гибели от такой дикой, варварской, далеко выходящей за рамки всякой цивилизованности причины, как война. Безусловен факт, что моноцивилизация (существующая в форме единого государства) имеет высокие риски к деградации вследствие застоя и инерции. Безусловен по мнению современного просвещённого общества. Как говорится, не зря же даже наш мозг состоит из двух полушарий (причём по-разному мыслящих) - в конфликте идей рождается истина, ведущая к прогрессу. Но учёные знают о такой опасности, внимательно следят за ней, разрабатывая меры противодействия. И раз империя пока что не показывает признаков регресса, значит их меры достаточно эффективны.



Читать далее: Раздел 33. "Армия. Часть3: Немного об оружии"
В оглавление















 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"