По статье Е.Г.Рабинович "Атлантида (контексты платоновского мифа)"
Гегель как-то презрительно отозвался о Плотине, который неудачно пытался создать Платонополь, город философов, осуществляющий платоновский идеал. Настоящий философ должен в первую очередь понимать своё время и видеть что возможно, а что нет, и стоит ли позорить философию, ввязываясь в нереалистичные прожекты, пусть даже и полагаясь на помощь императора.
Сам Платон в этом плане был более реалистичен. Когда он понял, что Афины теряют своё могущество и переживают конец своей эпохи, он отошёл от политической деятельности и в самой Элладе ни в какие политические дела больше не ввязывался. Тем страннее выглядят его троекратные сицилийские попытки. Как говорит автор статьи, Платон не пытался продлить время Афин, законченную музыкальную композицию, пропетую строфу, он пытался стать режиссёром нового космического цикла, помочь своей мудростью новым, будущим победителям. На западе искал он будущих наследников цивилизации, и никак не мог отступить, несмотря на все неудачи, ведь что бы там ни было, а его философия верна! Его философия и в самом деле оказалась верна, и Город на Западе действительно покорил весь мир и стал наследником Греции, совсем немного оставалось!
Шпенглер рассматривает ту же ситуацию более пессимистично и с поправкой на время. Дирижировать новым концертом старые люди не будут, человеческая жизнь слишком коротка, чтобы ухватить и конец, и начало. К тому же Шпенглер не видит возможности сохранить старую культуру в новом цикле. Платон был человеком античности и для него повторяющиеся космические циклы сохраняли главное, божественную светлую силу олимпийцев, более того, ради сохранения этой силы и происходили перемены. В двадцатом веке уже нельзя было так мыслить или нельзя было такому происходить, не знаю...