Прекрасный аниме-фильм. Эстетически выдержанный и идейно безупречный.
Сюжетную линию составляет борьба немецкой Аненербе и Шестого отдела советской разведки на оккультном поле зимой 1942-го года. Сетования на то, что события Войны показывают с мистическим толкованием, должны быть справедливо отброшены. Времена изменились, а победить образ, как известно, может только другой образ. Появление фильма, который подаёт верные идеи в современном формате, можно только приветствовать. По-хорошему, это то, что должны делать наши кинематографисты вместо бесконечных "Штрафбатов" и "Апостолов", которые являются готовыми иллюстрациями к перестроечному "Огоньку". Подобное синематографическое разоблачательство, к счастью, не имеет художественной ценности, и даже звёзды типа Евгения Миронова не могут вытянуть эти киноопусы, которые Сергей Шмидт метко определил как фильмы, где каждые пять минут кровавая гэбня бьёт сапогами по зубам кого-нибудь интеллигентного. Высокохудожественная альтернатива этому убожеству должна была наконец появиться, и она появилась.
Теперь о некоторых важных идеях, которые есть в "Первом отряде".
Самое первое - довоенный СССР. Он подаётся ретроспективно, в воспоминаниях главной героини. По контрасту с временем действия фильма, с суровой зимой и кровавым снегом, довоенное лето воспринимается как "истинное время", золотой век, гармония, которая должна быть восстановлена. Поля, залитые летним солнцем, по дорожке среди пшеницы едут дети на велосипедах (японцам это удаётся очень хорошо, поездки на велосипеде самые запоминающиеся как у Синкая, так и в Full Metal Panic, и далее вплоть до Haibane Renmei), сияющая величественная Москва с фонтанами и площадями, сборы пионерского отряда летним утром - каждая деталь выписана любовно и красиво, и в результате создаётся целостный образ прекрасного мира, за который стоит сражаться и погибнуть.
Далее, так разруганное критиками за неестественность привлечение немцами духов крестоносцев, псов-рыцарей со дна Чудского озера, выполняет очень важную функцию: этот мистический союз СС и тевтонцев показывает, что европейский дранг нах остен длится не первый век, и его продолжением является Война. Когда Аненербе вызывает из иного мира магистра фон Вульфа, ему говорят: "Возьми свой меч, и отомсти наконец русским, твоим вековечным врагам!", и магистр с радостью берётся за дело: под Москвой вмёрзли в снег те же самые русские, которые разбили его на Чудском озере.
Возвращение Первого отряда из другого мира имеет очень яркое символическое наполнение, отмеченное в названии, тут дополнительных объяснений не требуется.
Приятные художественные мелочи: две эсэсовки-ниндзя на мотоцикле, это было очень эффектно и вообще крышесносно; главная героиня - печальная девочка с огромными голубыми глазами и с катаной за спиной в московском метро; рыжая пионерка-эмо из потустороннего мира; сталинский ампир в архитектуре, вообще эстетика Империи сделана очень хорошо; немцы с собаками прочёсывают лес - в детстве такие кадры просто вгоняют в дрожь и пугают гораздо больше любого Стивена Кинга, тут эту находку не упустили и использовали в нужном ключе.
Одним словом, рекомендую. Поскольку жизнь идёт и время меняется, уже и в трактовке Войны сказывается системный фактор: верность, храбрость, выносливость, любовь и ненависть тогда и сейчас происходят из несколько разных источников. Старые способы выражение уже плохо действуют, потому что люди поменялись. Тем заметнее и ярче вещи, которые остались неизменными. Вот на них и стоит посмотреть.