Повседневная жизнь во времена трубадуров. XII-XIII века.
Раздел: Тяжёлые времена трубадурского искусства
Глава: Трубадуры на Голгофе
Часть: Великая трагедия XIII века.
Отрывки:
"В самом начале XIII века над беспечным существованием южнофранцузских дворов нависла страшная угроза. Еще девять коротких лет и радостный и беззаботный золотой век трубадуров навсегда канет в Лету. Так что же случилось?
По разным причинам, перечислять которые было бы слишком долго, именно Лангедок стал объектом пристального внимания римских понтификов; на их взгляд именно этот край наиболее заражён еретическими вероучениями..."
Альбигойский крестовый поход изображается как абсолютное зло, как преступление, которому нет оправдания.Трубадуры и катары описываются в такой стилистике, что мороз по коже - великая трагедия, Голгофа. Для кого-то же это не пустые слова. Если же читателю всё-таки интересно, как же нормальные и вменяемые люди могли решилиться на такое, что их побудило так поступать, таким читателям отвечают, что перечислять причины слишком долго. И так всё понятно, чего там.
"...Катаризм прекрасно вписывается во всеобщее движение евангелического обновления, охватившее в XII-XIII века весь христианский мир. Катарские пастыри, именовавшиеся "совершенными", выдавали себя за прямых последователей апостолов и полагали, что их учение - единственно верная христианская доктрина, в то время как доктрина Рима - всего лишь дьявольская подделка, претендующая на христианство. Однако римские католики отказывались видеть в катарах простых реформаторов, они усматривали в катаризме очевидное воскрешение древнего манихейства, ибо в основе учения катаров лежит принцип противоборства двух антагонистических сил, не равных по своей значимости, но равно вечных."
Это прелестно, просто прелестно. Катары считают католиков слугами дьявола, а те, такие нехорошие, отказываются видеть в катарах простых реформаторов. Нет, не нехорошие, а такие негуманные, ведь следующий раздел, о трубадурах после разгрома, называется "Гуманизм завоёвывает Европу".
О морали катаров я немножко писала в заметке "О средневековых ересях".
"На протяжении полувека, предшествовавшего беспримерному по своей жестокости крестовому походу, монахи-цистерцианцы и испанские проповедники странствуют по землям Лангедока, пытаясь вернуть заблудших на путь истины. Вооружённые одним лишь красноречием, они смело вступают в споры с южнофранцузскими еретиками..."
Это уже после того, как катары стали убивать католических священников в Италии и во Франции. Двумя страницами ниже рассказывается о том, что случилось в Альби в 1176 г. Сенешаль города, сторонник катаров, арестовал местного епископа. Этот эпизод католики "тотчас причисляют к проявлениям ереси", как странно, неожиданно и негуманно!
Крестовый поход против катаров начался после убийства катарами папского легата. Вопрос, которым сразу же задаются авторы: "Провокация или нет? Мы никогда не узнаем."
То есть еретик априори прав, даже не стоит затруднять себя изложением его учения и доказательством его правоты. Это так вбито в голову, что даже вопрос не возникает. Судя по всему, в наши славные времена Уинстон Смит остался бы без работы. Зачем искажать факты, подчищая первоисточники, если можно рассказать всё как есть, а читатели сами сделают "правильные выводы". Некоторым людям такое положение вещей оставляет некоторых шанс...