Новую книгу документальных, но литературно-художественных текстов "ХАМЕЛЕОНЫ", вышедшую недавно в одном из российских издательств, открывает повесть "Воскресший из мёртвых". Это настоящий шпионский детектив, в котором присутствуют все атрибуты этого жанра: погони, слежка, аналитика и, разумеется, задержания агентов иностранных разведок, в частности, ЦРУ, которое всегда (особенно в годы "холодной войны") интересовалось военно-промышленным комплексом Среднего Урала, разрабатывавшего и производившего новейшие виды вооружений - от межконтинентальных баллистических ракет и до уникальных образцов танков.
Особую достоверность этому произведению придают воспоминания полковника милиции Плотника (фамилия автором изменена, но даже я, будучи человеком далеким от правоохранительных органов, догадываюсь, кто послужил прототипом), очевидца и непосредственного участника. Правда, тогда он был всего лишь старшиной и было ему всего-то чуть больше двадцати.
В другой повести "Алые седины", которая также ближе к шпионскому детективу, ощущается дыхание недавно прошедшей войны. Почему? Дело в том, что после Победы прошло чуть больше пяти лет и отголоски войны свежи. Свежи не только в памяти военного поколения, но они заставляю раз за разом к ней, к ее жертвам возвращаться.
На первый взгляд, особенно читая первую главу, ничто не настораживает и тем более не указывает на последствия пережитой народом трагедии. Да, многие оперативники - это бывшие фронтовые разведчики. Да, многие персонажи опалены боевыми сражениями. Да, не у всех (это также последствия войны) налажена личная жизнь. Ну, и что с того? Все это понятно и объяснимо, не вызывает в читателе удивления. Возможно, кто-то из читателей даже фыркнет и скажет: банальщина.
Однако я бы предостерег читателей от скороспелых выводов. Потому что история, положенная в основу повести "Алые седины", не столь однозначна и тем более не поверхностна, а уж от банальщины, это точно, очень и очень далека. Убийств, как таковых, нет, но не зря некоторые седины ветеранов той войны имеют цвет человеческой крови. Да и пристальный интерес, который проявили местные чекисты к уголовному делу, связанному с хищением социалистической собственности и последующей продажей на послевоенной барахолке украденного из магазина, также должен читателя насторожить. Конечно, чекисты иногда были неоправданно подозрительны, но этот случай, так сказать, из другой оперы.
Три других повести, пополнившие содержание книги "Хамелеоны" ("Тайна секретаря обкома", "Деликатное дельце" и "Московская штучка"), несколько отличны по сюжетам и относятся ко времени уже более позднего - шестидесятых годом, когда страна приступила к строительству коммунизма и партийная элита провозглашала лозунги и громогласно призывала строить светлое будущее всего человечества.
Как явствует из этих текстов, сама элита занималась иными делами, далекими от требований морального кодекса строителя коммунизма. Номенклатура легко и часто пускала в ход и вранье, и сексуальную распущенность, и вседозволенность в личной жизни, как-то забывая о том, что сама должна служить хорошим примером нравственности, а не дурным.
Читая, я ловил себя на мысли, что автор книги очень хорошо знает тогдашнюю жизнь, ее темные и светлые стороны, поэтому повести убедительны, а герои достоверны. Доказательство тому - "Московская штучка". В этой повести нет погонь и перестрелок, но двойная жизнь "сливок советского общества" показана ярко. То, что эта история - не вымысел автора, подтверждает ссылка на реальный фельетон, опубликованный по свежим следам в одной из провинциальных газет области.
Читайте новую книгу Геннадия Мурзина "ХАМЕЛЕОНЫ" и получайте наслаждение, которое я вам гарантирую.