В предыдущий детективных романах Геннадия Мурзина (например, "Псы одичалые", "Кровопийца", "Без вести пропавший", "Плата за свободу" и "Смертельный нокаут") подполковник полиции Александр Фомин не раз выражал желание покинуть службу в органах. Однако его рапорты оставляли в туне. Отцы-командиры всякий раз находили предлог для отказа, заявляя, что вот еще провернешь одно дело - и гуляй себе на воле.
Поворчит, бывало, себе под нос что-нибудь гневное, да и на том останется: выше головы, мол, не прыгнешь; плетью обуха, дескать, не перешибешь.
Но желание уйти осталось, ибо четверть века отбарабанил на родимую страну, но и будет.
Когда исполнилось сыщику сорок пять, он вновь поставил вопрос ребром. На этот раз начальство поуговаривало немного и, махнув рукой, отстало.
Матерый профессионал уральского сыска ушел на заслуженный отдых, и, как не раз об этом говорил, учредил в Екатеринбурге частное сыскное агентство "ФАС". Что скрыто за этими тремя буквами? В названии детектив использовал начальные буквы своих фамилии, имени и отчества. Звучит многозначительно. Прежде такую команду получал сверху, а теперь ее отдает сам себе. Большая и принципиальная разница.
...И вот в первой декаде декабря 2017 года в офисе Фомина появился очередной клиент (их много, но не за каждую заявку, демонстрируя некие принципы, он берется), который попросил найти неожиданно исчезнувшую жену. Неохотно (не его профиль), но берется за дело. Почему? Что его толкнуло на этот раз согласиться? По мнению главного героя нового детективного романа "Тайна соснового бора", хваленая интуиция что-то ему подсказала. По крайней мере, никакого значения в этом случае не имела настоятельная просьба о помощи со стороны заявителя, потерявшего следы любимой жены. Потому что все клиенты просят и готовы встать перед ним на колени, но во многих других случаях отказывает, а тут... Согласился.
А, погрузившись в ситуацию с головой, вскоре понял: далеко не банальная история, с которой он сейчас имеет дело. Появился, а, может, просто проснулся в нем профессиональный интерес, подогреваемый тем, что чем глубже погружался в историю, тем больше появлялось недоуменных вопросов, на которые ему предстояло ответить.
Как всегда, основная трудность заключалась в том, что подозреваемых много, но все выскальзывают из его могучих и таких цепких лап, так как у всех, как ни странно, имелись убийственные алиби. Перешерстил всех: родных, друзей, знакомых жены - никакого результата.
Однажды вроде бы что-то замаячило в темном туннеле. Частный детектив, приняв привычную стойку, как породистый пес, взявший след, насторожился. Оказалось (муж почему-то об этом умолчал), последним из знакомых встречался (за день до исчезновения) со Светланой Ромашиной ее одноклассник, с юных лет влюбленный в нее и по этой, очевидно, причине все еще не женатый, хотя все сверстники давно пестуют детей, а некоторые в супружестве уже по второму разу.
Алиби? Есть, но... В день, когда ушла из дома и не вернулась Светлана Ромашина, у парня были свидетели, видевшие его (проходила традиционная встреча одноклассников, в которых заводилой выступал именно тот самый Олежка Кордюков) с девятнадцати и до двадцати трех, после, как утверждал парень, он вернулся домой, свалился в кровать и проспал до утра.
Детективу хотелось бы верить, что Олежка не причастен, но что-то ему мешало. Нет, детектив и в мыслях не держал ничего худого, однако подозревал, что ему удалось сманить посулами молодую женщину и оставить у себя, либо поселить ее в съемной квартире, чтобы никто не мог найти и покуситься на его сокровище.
Это был серьезный узелок, но, увы, далеко не последний. Дальше - события стали развиваться все стремительнее, одна жуть стала сменять другую. И, наконец...
Хотя вряд ли есть смысл дальше раскрывать сюжет детективного романа. Все, которые заинтересуются книгой, могут заказать в любом виде и прочитать глубоко психологическую историю любви одних и ненависти других, преданности друзей и предательства близких.
Акцент сделаю лишь на двух принципиальных аспектах, а именно: во-первых, наряду со стержневым сюжетом, появятся побочные отростки (имею в виду другие признаки ранее нераскрытых тяжких преступлений, что всегда было характерным в деятельности Фомина); во-вторых, автор вновь представил красочную палитру разнообразных образов, среди которых градоначальница и опойки, принципиальный журналист и мягкотелый свёкор, честный полицейский и приспособленец-следователь или тот же начальник управления внутренних дел, входящий к шефине на полусогнутых и телом выражающий вопросительный знак, чего, дескать, изволите.
Не ново? Еще Салтыков-Щедрин в середине позапрошлого века выписал - ярко и глубоко - все эти типично наши образы? Согласен, в какой-то мере. В той мере, что за почти два века в России типы людей мало в чем изменились. И значит, все новое - это изрядно позабытое старое. Не мной это сказано.
Лично я, прочитав роман, ни на грамм не разочаровался. Потому что в нем увидел сегодняшнюю жизнь, без лакировки и умалчиваний.
О литературном же мастерстве автора, умении закручивать сюжет и держать в напряжении читателя до последней главы - нет смысла мне говорить. Кроме того, что литератор Геннадий Мурзин, - профессионал старой школы и пишет блестяще, как когда-то писали братья Вайнеры, сказать нечего. И не нужно. Лучше один раз увидеть, чем сто раз о том же услышать.