Посвящается Алану Лейтону, который болел за Далинара (и меня) еще до того, как Stormlight вообще существовал.
Предисловие и благодарности
Добро пожаловать в "Приносящий клятву" ! Создание этой книги было долгим путем. Я благодарю вас за ваше терпение. Книги Stormlight - это огромное достижение— о котором вы, возможно, сможете сделать вывод из большого списка людей, приведенного ниже.
Если у вас не было возможности прочитать Танцующего на грани — отдельную новеллу Stormlight, действие которой происходит между второй и третьей книгами, — я бы порекомендовал ее вам сейчас.Найдите ее в продаже отдельно или в сборнике рассказов Arcanum Unbounded , в котором собраны новеллы со всего Космере. (Вселенная, в которой происходят эта серия, Рожденный Туманом, Элантрис, Разрушитель войны и другие.)
Тем не менее, как всегда, каждая серия написана так, чтобы ее можно было читать и получать удовольствие от нее самой, не зная об этих других сериях или книгах. Если вы заинтригованы, вы можете найти более подробное объяснение, которое я написал atbrandonsanderson.com/cosmere .
Теперь перейдем к параду имен! Как я часто говорю, хотя на обложке указано мое имя, в доставке вам этих книг задействовано множество людей. Они заслуживают моей самой сердечной благодарности, а также вашей, за их неустанную работу на протяжении трех лет, которые потребовались для написания этого романа.
Моим главным агентом по этим книгам (и всему остальному) является замечательный Джошуа Билмес из "Бармаглота". Другие сотрудники агентства, которые работали над ними, включают Брейди Макрейнольдса, Кристину Лопес и Ребекку Эскилдсен. Особая благодарность также Джону Берлину, моему британскому агенту Zeno, а также всем субагентам, которые работают с нами по всему миру.
Моим редактором в Tor над этим проектом был всегда блестящий Моше Федер.Особая благодарность Тому Доэрти, который годами верил в проект Stormlight, и Деви Пиллаи, которая оказала существенную издательскую и редакторскую помощь в процессе создания романа.
Среди других сотрудников Tor, которые оказали помощь, Роберт Дэв, Мелисса Сингер, Рэйчел Басс и Пэтти Гарсия. Карл Голд был нашим менеджером по производству, Натан Уивер - главным редактором, а Мерилгросс и Рафал Гибек - продюсерами для торговли. Ирен Галло была нашим художественным руководителем, Питер Лютьен - дизайнером обложки, Грег Коллинз - дизайнером интерьера, а Карли Соммерстайн - нашим корректором.
В Gollancz / Orion (мой издатель в Великобритании) выражается благодарность Джиллиан Редферн, Стиви Финеган и Шарлотте Клэй.
Нашим редактором этой книги был Терри Макгэрри, который проделал превосходную работу над многими моими романами. Электронная книга была подготовлена издательством Westchester Publishing Services совместно с Викторией Уоллис и Кристофером Гонсалесатом Макмилланом.
Многие сотрудники моей собственной компании работали долгие часы, чтобы подготовить эту книгу. Для нас здесь, в Dragonsteel, роман “Звездный свет” - это "решающий момент", так что не забудьте показать команде большой палец вверх (или, в случае Питера, кусочек сыра), когда встретитесь с ними в следующий раз. Наш менеджер и главный операционный сотрудник - моя любимая жена Эмили Сандерсон. Вице-президент и редакционный директор - настойчивый Питер Олстром. Арт-директор - Айзек Сентʒварт.
Нашим менеджером по доставке (и тем, кто отправляет вам все наши книги и футболки с автографами через интернет-магазин brandonsanderson) является Кара Стюарт. Редактором Continuity — и священным хранителем нашей внутренней вики—страницы continuity - является Карен Олстром. Адам Хорн - мой исполнительный помощник и директор по рекламе / маркетингу. Помощница Эмили Искатлин Дорси Сандерсон и наш исполнительный помощник - Эмили “Мем” Грейндж.
Аудиокнигу читали мои любимые рассказчики аудиокниг, Майкл Крамер и Кейт Рединг. Еще раз спасибо, ребята, что нашли время в своем расписании для этого!
Приносящий клятву продолжает традицию наполнения архива Штормсвета прекрасным искусством. У нас снова есть фантастическая иллюстрация на обложке, сделанная Майклом Уиланом, чье внимание к деталям дало нам невероятно точное представление о Джаснах Холин. Мне нравится, что ей отведено место на обложке этой книги, и я продолжаю испытывать чувство чести и благодарности за то, что Майкл отрывается от своей работы в галерее, чтобы нарисовать мир Рошара.
Требуются разные художники, чтобы воссоздать стили, найденные в theephemera of another world, поэтому на этот раз мы работали с еще большим количеством художников, чем раньше. Дэн душ Сантуш и Говард Лайон несут ответственность за изображения герольдов на лицевой и оборотной сторонах форзацев. Я хотел, чтобы стиль этих работ напоминал классические картины эпохи Возрождения и позднего романтизма, и Дэн, и Говард превзошли все ожидания. Эти работы - не только отличное произведение искусства для книги, они представляют собой великий период искусства, заслуживающий места в любой галерее.
Я должен отметить, что Дэн и Говард также внесли свой вклад в интерьерное искусство, за что я также благодарен. Модные вещи Дэна годятся для обложки, а линию Говарда для некоторых иконок new chapter я надеюсь увидеть чаще в будущих томах.
Бен Максуини снова присоединяется к нам, предоставляя девять произведений искусства из альбома Шаллан для рисования. В промежутках между переездами через весь континент, напряженной повседневной работой и потребностями растущей семьи Бен неизменно создавал первоклассные иллюстрации. Он великий художник и качественный человек.
Свои таланты в оформлении этого тома иллюстрациями на всю страницу также проявили Миранда Микс и Келли Харрис. Обе проделали фантастическую работу для нас в прошлом, и я думаю, вам понравится их вклад на этот раз.
Кроме того, множество замечательных людей помогали за кулисами в качестве консультантов или содействовали другим аспектам искусства в этой книге: The David Rumsey Map Collection, Брент из Woodsounds Flutes, Энджи и Мишель из Two Tone Press, Эмили Данлей, Дэвид и Дорис Стюарт, Шарильон, Пейден Макробертс и Грег Дэвидсон.
В мою писательскую группу для Приносящего клятву (а они часто читают материалы каждую неделю в 5-8 раз больше обычного размера) входили Карен Олстром, Питер Олстром, Эмили Сандерсон, Эрик Джеймс Стоун, Дарси Стоун, Бен Олсен, Кейлинн Зобелл, Кэтлин Дорси Сандерсон, Алан “Лейтен из четвертого моста” Лейтон, Итан “Скар из четвертого моста” Скарстедт и Бен “Не клади меня на четвертый мост” Олсен.
Особая благодарность Крису “Джону” Кингу за отзывы о некоторых особенно сложных сценах с участием Тефта, Уиллу Хойуму за несколько советов по параличу нижних конечностей и Мишель Уокер за особые рекомендации по отрывкам, касающимся конкретных проблем психического здоровья.
Нашими координаторами комментариев бета-читателей были Кристина Куглер и Келлин Нойманн.
Среди наших гамма-читателей снова было много бета-читателей, а также: Бенджамин Р. Блэк, Крис “Ганнер” Макграт, Кристи Джейкобсен, КорбеттРуберт, Ричард Руберт, доктор Дэниел Стэндж, Дэвид Хантинг Чоу, Дональд Мастард III, Эрик Уоррингтон, Джаред Герлах, Джарет Грифф, Джесси И. Хорн, Джошуа Комбс, Джастин Кофорд, Кендра Уилсон, Керри Морган, Линдси Андрус, Лингтинг Сюй, Логгинс Меррилл , Марси Стрингем, Мэтт Хэтч, Скотт Эскуджури, Стивен Стиннетт и Тайсон Торп.
Как вы можете видеть, такая книга, как эта, - это огромное начинание. Без усилий стольких людей у вас в руках была бы книга гораздо, гораздо худшего качества.
Как всегда, напоследок хочу поблагодарить мою семью: Эмили Сандерсон, Джоэлсандерсона, Даллина Сандерсона и Оливера Сандерсона. Они мирятся с мужем / отцом, который часто уходит в другой мир, думая о сильных штормах и Сияющих рыцарях.
Наконец, спасибо всем вам за вашу поддержку этих книг! Они не всегда выходят так быстро, как мне хотелось бы, но отчасти это потому, что я хочу, чтобы они были настолько совершенны, насколько это возможно. Ты держишь в своих руках книгу, которую я готовил и излагал почти два десятилетия. Желаю тебе насладиться временем, проведенным в Рошаре.
Путешествие до пункта назначения.
Карта Рошара
Пролог: Плакать
ШЕСТЬ ЛЕТ НАЗАД
Эшонаи всегда говорила своей сестре, что она уверена: за следующим холмом лежит нечто удивительное. И вот однажды она взобралась на вершину холма и нашла людей.
Она всегда представляла людей — как воспевалось в песнях — темными, бесформенными монстрами. Вместо этого они были замечательными, причудливыми существами. Они говорили без какого-либо заметного ритма. Они носили одежду более яркую, чем панцирь, но не могли отрастить собственную броню. Они были так напуганы штормами, что даже во время путешествия прятались внутри транспортных средств.
Самое примечательное, что у них была только одна форма.
Сначала она предположила, что люди, должно быть, забыли свои формы, во многом так же, как когда-то слушатели. Это мгновенно установило между ними родство.
Теперь, более года спустя, Эшонай напевала в ритме благоговения, помогая выгружать барабаны из тележки. Они преодолели огромное расстояние, чтобы увидеть родину людей, и каждый шаг все больше ошеломлял ее. Этот опыт достиг кульминации здесь, в этом невероятном городе Холинар и его великолепном дворце.
Этот похожий на пещеру разгрузочный док на западной стороне дворца был очень просторным, двести слушателей набились сюда после своего первого приезда и все еще не заполнили помещение. Действительно, большинство слушателей не смогли присутствовать на пиршестве наверху — где был засвидетельствован договор между их двумя народами, — но Алети все равно позаботились об их восстановлении, снабдив группу внизу горами еды и питья.
Она вышла из фургона, оглядывая погрузочную площадку и возбужденно напевая. Когда она сказала Венли, что полна решимости нанести мир на карту, она представила себе место, где можно открыть для себя природу. Каньоны и холмы, леса и ущелья, заросшие жизнью. И все же долгое время это было здесь. Ждало прямо за пределами их досягаемости.
Вместе с большим количеством слушателей.
Когда Эшонай впервые встретила людей, она увидела маленьких слушателей, которые были с ними. Несчастное племя, попавшее в тупую форму.Эшонай предполагала, что люди заботятся о бедных душах без песен.
О, какими невинными были те первые встречи.
Эти плененные слушатели были не просто каким-то маленьким племенем, но, вместо этого, представителями огромного населения. И люди не заботились о них.
Ими владели люди.
Группа этих паршменов, как их называли, сгрудилась вокруг внешней стороны кольца работников Эшонаи.
“Они продолжают пытаться помочь”, - сказал Гитгет Любопытству. Он покачал головой, его борода сверкнула рубиновыми камнями, которые соответствовали ярко выделяющемуся цвету его кожи. “Маленькие, лишенные ритма, хотят быть рядом с нами.Говорю тебе, они чувствуют, что с их разумом что-то не так”.
Эшонаи протянула ему барабан из задней части повозки, затем сама замурлыкала "Для любопытства". Она спрыгнула вниз и подошла к группе паршменов.
“Ты не нужен”, - сказала она Мирру, разводя руками. “Мы бы предпочли сами играть на наших барабанах”.
Те, у кого не было песен, смотрели на нее тусклыми глазами.
“Иди”, - сказала она с Мольбой, махнув в сторону близлежащих празднеств, где слушатели и слуги-люди смеялись вместе, несмотря на языковые барьеры. Люди хлопали вместе со слушателями, поющими старые песни. “Наслаждайтесь собой”.
Некоторые посмотрели в сторону поющих и склонили головы, но не двинулись с места.
“Это не сработает”, - сказала Брианлия Скептицизму, положив руки на адрума рядом. “Они просто не могут представить, что это такое - жить. Это предметы собственности, которые можно покупать и продавать ”.
Что делать с этой идеей? Рабы? Клад, один из Пяти, отправился к работорговцам в Холинаре и купил человека, чтобы посмотреть, действительно ли это возможно. Он даже не купил паршмена; на распродаже были Алети. Очевидно, паршмены были дорогими и считались рабами высокого качества. Слушателям было сказано это, как будто предполагалось, что это заставит их гордиться.
Она промычала в знак любопытства и кивнула в сторону, глядя на остальных. Гитгет улыбнулся и промычал в знак Мира, махнув ей, чтобы она уходила.Все привыкли к тому, что Эшонай уходит посреди работы. Не то чтобы она была ненадежной.… Ну, возможно, так оно и было, но, по крайней мере, она была последовательной.
Несмотря ни на что, ее все равно скоро захотят видеть на королевском чествовании; она была одной из лучших слушательниц на скучном человеческом языке, которым владела от природы. Это было преимуществом, которое принесло ей место в этой экспедиции, но это было также и проблемой. Говорение на человеческом языке сделало ее важной, а людям, которые становились слишком важными, нельзя было позволить отправиться в погоню за горизонтом.
Она покинула разгрузочный отсек и поднялась по ступенькам в собственно дворец, пытаясь оценить орнамент, художественность, ошеломляющее чудо здания. Прекрасный и ужасный. Люди, которых покупали и продавали, поддерживали это место, но разве это освобождало людей для создания великих произведений, таких как резьба на колоннах, которые она обошла, или инкрустированные мраморные узоры на полу?
Она прошла мимо солдат, одетых в их искусственный панцирь. У Эшонаи в данный момент не было собственной брони; она носила рабочую форму вместо боевой, поскольку ей нравилась ее гибкость.
У людей не было выбора. Они не потеряли свою форму, как она сначала предположила; у них была только одна. Навсегда в форме товарища, рабочей формы и боевой формы - всех сразу. И на их лицах отражались эмоции гораздо чаще, чем у слушателей. О, люди Эшонаи улыбались, смеялись, плакали. Но не такой, как эти Алети.
Нижний уровень дворца был отмечен широкими коридорами и галереями, освещенными тщательно ограненными драгоценными камнями, которые заставляли свет искриться.Над ней висели люстры, разбитые солнца разбрызгивали свет повсюду.Возможно, простой вид человеческих тел — с их безвкусной кожей различных оттенков загара — был еще одной причиной, по которой они стремились украсить все, от своей одежды до этих колонн.
Могли бы мы это сделать? подумала она, одобрительно напевая. Если бы мы знали правильную форму для создания искусства?
Верхние этажи дворца были больше похожи на туннели. Узкие каменные коридоры, комнаты, похожие на бункеры, вырытые в склоне горы. Она направилась к пиршественному залу, чтобы проверить, не нужна ли она, но останавливалась то тут, то там, чтобы заглянуть в комнаты. Ей сказали, что она может бродить, как ей заблагорассудится, что дворец открыт для нее, за исключением помещений с охраной у дверей.
Она прошла мимо комнаты с картинами на всех стенах, затем мимо комнаты с кроватью и мебелью. За другой дверью была внутренняя уборная с проточной водой, чудо, которое она все еще не понимала.
Она заглянула в дюжину комнат. Пока она добиралась до королевского торжества вовремя, чтобы заиграла музыка, Клэйд и остальные из Пятерки не жаловались. Они были так же знакомы с ее повадками, как и все остальные.Она всегда блуждала, совала нос во все подряд, заглядывала в двери …
И найти короля?
Эшонаи замерла, дверь приоткрылась, позволяя ей заглянуть в роскошную комнату с толстым красным ковром и книжными полками вдоль стен. Так много информации просто валялось вокруг, небрежно проигнорированной. Что еще более удивительно, сам король Гавилар стоял, указывая на что-то на столе, в окружении еще пяти человек: двух офицеров, двух женщин в длинных платьях и одного старика в мантиях.
Почему Гавилара не было на пиру? Почему у дверей не было стражи?Эшонай уловила тревогу и отступила, но не раньше, чем одна из женщин толкнула Гавилара и указала на Эшонай. В голове у нее стучало от тревоги, она закрыла дверь.
Мгновение спустя вышел высокий мужчина в униформе. “Король хотел бы видеть тебя, Паршенди”.
Она изобразила замешательство. “Сэр? Слова?”
“Не скромничай”, - сказал солдат. “Ты один из переводчиков. Приходи. У тебя нет проблем”.
Сотрясаемая тревогой, она позволила ему отвести себя в логово.
“Спасибо тебе, Меридас”, - сказал Гавилар. “Оставьте нас на мгновение, все вы”.
Они вышли, оставив Эшонай у двери настраивать "Утешение" и громко мурлыкать его — даже несмотря на то, что люди не поняли бы, что это значит.
“Эшонай”, - сказал король. “Я должен тебе кое-что показать”.
Он знал ее имя? Она шагнула дальше в маленькую теплую комнату, крепко обхватив себя руками. Она не понимала этого человека. Это было больше, чем его чужеродная, мертвая манера говорить. Больше, чем тот факт, что она не могла предвидеть, какие эмоции могут бушевать там, когда форма войны и форма товарища боролись внутри него.
Этот мужчина ставил ее в тупик больше, чем любой другой человек. Почему он предложил им такой выгодный договор? Сначала это казалось компромиссом между писцами. Это было до того, как она приехала сюда, увидела этот город и Армии Алетиариев. Когда-то у ее народа были собственные города и армии противника. Они знали это из песен.
Это было давно. Они были осколком потерянного народа. Предатели, которые отказались от своих богов, чтобы обрести свободу. Этот человек мог бы сокрушить слушателей. Когда-то они полагали, что их Осколков — оружия, которое они так тщательно прятали от людей, — будет достаточно, чтобы защитить их. Но сейчас она видела более дюжины Осколочных клинков и доспехов из Осколков среди алети.
Почему он так ей улыбнулся? Что он скрывал, не подпевая под ритм, чтобы успокоить ее?
“Садись, Эшонай”, - сказал король. “О, не бойся, маленькая разведчица.Я давно хотел поговорить с тобой. Твое владение нашим языком уникально!”
Она устроилась на стуле, в то время как Гавилар наклонился и достал что-то из маленькой сумки. Это светилось красным Штормсветом, конструкция из драгоценных камней и металла, выполненная в красивом дизайне.
“Ты знаешь, что это?” спросил он, осторожно протягивая это ей.
“Нет, ваше величество”.
“Это то, что мы называем фабриалом, устройство, работающее на Штормсвете. Это излучает тепло. К сожалению, совсем чуть-чуть, но моя жена уверена, что herscholars может создать такое, которое обогреет комнату. Разве это не удивительно? Больше никакого дымного огня в очагах ”.
Эшонаи он показался безжизненным, но она этого не сказала. Она промурлыкала toPraise, чтобы он почувствовал себя счастливым, рассказывая ей об этом, и вернула его обратно.
“Посмотри внимательно”, - сказал король Гавилар. “Посмотри вглубь. Ты видишь, что движется внутри? Это спрен. Вот как работает устройство”.
Пленница, как в драгоценном сердце, подумала она, настраивая Благоговейный трепет. Они создали устройства, имитирующие то, как мы применяем формы? Люди так много сделали со своими ограничениями!
“Изверги бездны - это не твои боги, не так ли”, - сказал он.
“Что?” спросила она, настраивая на скептицизм. “Зачем спрашивать об этом?” Какой странный поворот в разговоре.
“О, это всего лишь то, о чем я думал”. Он забрал фабриал обратно. “Мои офицеры чувствуют такое превосходство, поскольку думают, что они тебя раскусили. Они думают, что вы дикари, но они так ошибаются. Вы не дикари. Вы анклав воспоминаний. Окно в прошлое”.
Он наклонился вперед, свет от рубина просочился между его пальцев.“Мне нужно, чтобы ты передал сообщение своим лидерам. Пятерым? Ты близко к ним, а за мной наблюдают. Мне нужна их помощь, чтобы кое-чего достичь ”.
Она напевала с тревогой.
“Сейчас, сейчас”, - сказал он. “Я собираюсь помочь тебе, Эшонай. Знаешь ли ты, я открыл, как вернуть твоих богов?”
Нет. Она напевала в ритме Ужасов. Нет...
“Мои предки”, - сказал он, поднимая фабриал, - “первыми научились удерживать спрена внутри драгоценного камня. А с помощью совершенно особого драгоценного камня ты можешь удержать даже бога”.
“Ваше величество”, - сказала она, осмеливаясь взять его за руку в свою. Он не мог почувствовать ритмы. Он не знал. “Пожалуйста. Мы больше не поклоняемся этим богам. Мы оставили их, бросили их”.
“Ах, но это для вашего блага и для нашего”. Он встал. “Мы живем без чести, ибо ваши боги однажды принесли нашу. Без них у нас нетсилы. Этот мир в ловушке, Эшонай! Застрял в унылом, безжизненном переходном состоянии. Он посмотрел на потолок. “Объедини их. Мне нужна угроза. Только опасность объединит их”.
“Что...” - сказала она Беспокойству. “Что ты говоришь?”
“Наши порабощенные паршмены когда-то были такими же, как ты. Затем мы каким-то образом лишили их способности проходить трансформацию. Мы сделали это, захватив аспрена. Древний, решающий спрен. Он посмотрел на нее, его зеленые глаза светились. “Я видел, как это можно обратить вспять. Новая буря, которая выведет Герольдов из укрытия. Новая война ”.
“Безумие”. Она поднялась на ноги. “Наши боги пытались уничтожить тебя”.
“Старые слова должны быть произнесены снова”.
“Ты не можешь...” Она замолчала, впервые заметив, что стол рядом покрыт картой. Обширная, она показывала землю, ограниченную океанами, и ее художественность ставила ее собственные попытки в позор.
Она встала и подошла к столу, разинув рот, в ее сознании заиграл ритм благоговения. Это великолепно. Даже огромные люстры и резные стены были ничем по сравнению. Это были знание и красота, слившиеся воедино.
“Я думал, тебе будет приятно услышать, что мы союзники в стремлении вернуть твоих богов”, - сказал Гавилар. Она почти могла слышать ритм порицания в его мертвых словах. “Ты утверждаешь, что боишься их, но зачем бояться того, что заставило тебя жить? Мой народ должен быть объединен, и мне нужна империя, которая просто не превратится в междоусобицу, как только я уйду”.
“Так ты ищешь войны ?”
“Я стремлюсь положить конец тому, что мы так и не закончили. Мой народ когда-то был неистовым, а ваш народ — паршмены — были энергичными. Кому служит этот унылый мир, где мои люди сражаются друг с другом в бесконечных разборках, без света, который вел бы их, а ваши люди такие же хорошие, как трупы?”
Она снова посмотрела на карту. “Где … где Расколотые равнины? Вот эта часть?”
“Это весь Натанатан, в сторону которого ты указываешь, Эшонай! Это Расколотые равнины”. Он указал на точку, не намного большую, чем его ноготь, когда вся карта была размером со стол.
Это дало ей внезапную головокружительную перспективу. Это и был мир? Она предположила, что, путешествуя в Холинар, они пересекли почти все, что могла сделать земля. Почему они не показали ей это раньше!
Ее ноги ослабли, и она настроила Траур. Она откинулась на спинку кресла, не в силах стоять.
Такой огромный.
Гавилар достал что-то из кармана. Сфера? Она была темной, но как-то все еще светилась. Как будто у нее была ... аура черноты, призрачный свет, который не был светом. Слегка фиолетовый. Казалось, он поглощает окружающий его свет.
Он поставил это на стол перед ней. “Отнеси это Пятерым и объясни, что я тебе сказал. Скажи им, чтобы они помнили, кем когда-то был твой народ. Проснись, Эшонай”.
Он похлопал ее по плечу, затем вышел из комнаты. Она уставилась на этот ужасный свет и — из песен — поняла, что это такое. Формы власти ассоциировались с темным светом, светом от царя богов.
Она схватила сферу со стола и побежала.
* * *
Когда барабаны были настроены, Эшонаи настояла на том, чтобы присоединиться к барабанщикам. Объяснение ее беспокойству. Она отбивала ритм в своей голове, колотя ашарда так, как могла, пытаясь с каждым ударом изгнать то, что сказал король.