Вот перед нами фантастическая повесть Кары "Созвездие Чаши".
Ощущение от первого прочтение: жестоко. Другого слова не подберу даже не ввиду скупости словарного запаса. Хотя в нашей реальности трудно кого-то удивить такой вот взрослой забавой, следует признать, что в этой повести она была вывернута самой неприятной стороной.
Беспризорника с улицы (такого или убьют или сам от "Момента" скопытнется) хватают товарищи в коричневой форме, откармливают, проводят с ним кучу тестов и проб, стирают память о родных, которым, в принципе он и не нужен. Ну, и в дело, не пропадать же материалу. И тут начинается самое "интересное". Его, а с ним еще какую-то девочку забрасывают в коллектив таких-же подростков, в деле находящихся давно.
Коллектив, как коллектив - та же казарма со всеми вытекающими, как и подложено казарме - вся синяя, кстати, в настоящих казармах России одеяла синие, мебель оттенков синего, стены тоже зачастую синие, только пол цвета сурика - так грязи не видно, но в данном случае их на улицу особо не выпускают. Только в порядке попытки к бегству.
А дальше главный герой начинает медленно понимать, каким делом ему предстоит заниматься. А дело очень простое - надо иногда заходить в Чашу - некий инопланетный организм, истребляющий заходящих в него людей, отставить! детей тем активнее, чем больше их туда набивается. Ну а задача попавших туда - не дать Чаше повода для радости. И все это чудо устроено для того, чтобы "...кучка морально разложившихся буржуев..." могла насладиться попытками детей выбраться из затруднительного положения. А эта развлекуха поставлена на поток - система по отбору материала и конспирации затеи работают на широкую ногу, благо клиенты всегда довольны и всегда при деньгах. А попытки воткнуть такие банальные вещи типа гея-педофила и клиенток, жаждущих "продолжения" не в тему - на общем фоне, созданном автором, они выглядят просто неубедительной мелочью.
Но все вышесказанное мелочь. Не главное.
Подросток попал туда, где у него была только одна перспектива - умереть. Туда, где свобода ограничивалась выбором способа смерти. Где главное даже не остаться собой, а просто не сойти с ума (здесь логично до цинизма используют детей - у них психика гибкая, дольше продержатся). Где взаимовыручка - способ поддержания социального статуса в круге обреченных, тем более странно поначалу держится герой-беспризорник с двухлетним стажем - обычно они до упора циничны и жестоки, а этот поначалу пытается делать какие-то положительные, с общечеловеческой точки зрения, движения. А потом он понимает, что принципиально важно, и какие принципы можно и забыть. Забыть - не поступиться ими, не оступиться от них, а забыть - до конца. А принципиально важно здесь хорошо поесть, развлечься на подруге, держать себя в хорошей физической форме и оказывать знаки внимания друг другу в Чаше. А для тех, чьи лица в столь юном возрасте обезображены интеллектом, могут дать почитать книгу, ну и прочие маленькие "радости жизни". А больше ничего и не надо. Тем более странной показалась любовь(?) девушки "старшего деда". Система сдержек и противовесов работала идеально. Две смерти в месяц - норма (надо выполнять!). Пока не появился наш главный герой (а иначе зачем это все?). Видимо, он что-то "перетянул". А тут еще норма по мертвым перевыполнена, понесло, в общем, ребят. И поскольку перспектива умереть в скором времени стала реальнее (не у всех, конечно!) вкусной хавки, часть коллектива решается на Поступок - они идут в бой. Они знали цену и понимали, что, в конце концов, придется заплатить. Годом раньше, годом позже... И они победили.