Как и было обещанно, я посмотрел фильм 12 и даже имею, что сказать.
Сначала скажу о режиссере, Никите Михалкове, ибо он-ключ и он-дверь. Фигура Михалкова в нашей стране дотаточно известна. Я бы сказал - слишком известной. Продолжая потомственную линию придворных художников, Никита Сергеевич может позволить себе немного больше, чем другие режиссеры - за Ваши, кстати, деньги, господа налогоплательщики. Что меня удивляет в фильмах никиты михалкова - так это его болезненное пристрастие к ролям первого плана, которые не только на первом плане в кино, но и на первом плане как бы в жизни - то есть императоры, паханы, генералы и прочие передовые люди. Ну, он может позволить себе потешиться - он и режиссер, он и продюсер. Это, конечно хорошо, но такая мания величия напрочь отталкивает меня. Ну и да ладно.
Фильм 12 позиционировался на ТВ, как элитное авторское кино от великого русского режиссера, выставлялся в Каннах, что-то там отхватил, номинировался даже на оскара, но тамошнее жюри не заценило потуг и прокатило сие кино. Посему это кино осталось только кином для внутреннего пользования. Вскоре был снят и какбы сиквел - фильм 55, кто-то из вас его смотрел, но для меня это оказалось настолько вопиющим актом сами-знаете-чего, что я даже не хочу это комментировать.
Сильная сторона фильма 12 - это, конечно, актерский состав - стянута была самая тяжелая артиллерия отечественного кинопрома. Актеры отработали на отлично. Тут нечего сказать. Подкачал режисер - его роль "великого мудреца" в жюри присяжных была настолько исполненной этой преусловутой манией величия, что превратилась в какой-то жалкий комичный персонаж, постоянно одергивающий остальных. Да и полковник ГРУ (о бля, достали эти полковники ГРУ, неужто не могли что поприличней придумать), коим является лирический герой режиссера, с двумя пулями (если присмотреться, то на них нет характерных следов от нарезов), которые не когда не выстреливались и фальшивой псевдоофицерской патетикой (фраза, что бывших русских офицеров как бы не бывает) вызывает брезгливую улыбку на лице. На протяжении всего фильма присяжные - это мечущиеся из одного в другое люди, думающие, сомневающиеся, решающие и контрастная фигура Михалкова, светлого, мудрого, доброго наставника, который объясняет этому стаду, куда надо идти. Он уже все решил - давно и правильно. Он - наше солнце. Театр одного актера.
Фильм сам по себе мне не понравился - не было там какой-то идеи, не было стержня, на который насажен фильм, который превращает сборник ситуаций и монологов в кино. Был лишь вшивый прием - когда происходит последовательное надавливание на все болевые точки - на войну в Чечне, на межнациональные отношения, на суды, коррупцию, политиканов, бездушный народец, на непостоянство мнений обывателей. Представте - вы приходите в картинную галерею, а там, вместо картин, вам показывают фото геноцида в Дарфуре и слегка бьют по морде. Впечатление, конечно, производит, но это не совсем то, за чем вы пришли. Плюс невероятная затянутость действия - четыре дня его показывали - неумение лаконично говорить - бич нашего кинопрома.
Вот и имеем - соль на раны в угоду чьих-то абиций. Все кино.
Dixi.