Ahhyrr Atman : другие произведения.

Два способа сотворения Вселенной

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Какие у человечества есть версии сотворения Вселенной? Какова концепция современного естествознания? И что говорили древние философы и йоги? Из ЧЕГО творится Вселенная?


  

"Двайта и Адвайта:

Две базовые метафизические модели всех религий"

   *Метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
   ** Двайта (санскрит)- двойственность (Мир и Бог разные сущности). А-двайта - не двойственность (Мир и Бог два способа Бытия Единого). Название философских систем Индии. Классикой является Адвайта.
  
   Современная наука, говорит нам, что все произошло от большого взрыва. До взрыва была точка сингулярности. Это состояние очень сжатой энергии, высокой концентрации, занимающей немыслимо малое место в пространстве - незримую даже в мощнейшие электронные микроскопы - точку. На самом деле - говорят - "занимающую место" мы уже выражаемся не верно. Т.к. тогда не было ни места, т.е. пространства, ни времени. Согласно современной физике нет отдельно времени и отдельно пространства, есть пространство-время. И появляется оно только после взрыва. Далее выхлоп этой энергии расширяется и остывает, конденсируется в первые элементарные частицы, среди которых электроны и кварки, которые потом образуют первые простейшие атомы: например водород, т.е. атом у которых только один электрон и по одну протону и нейтрону. Ну и еще парочку таких же простейших элементов будущей таблицы Менделеева. Эти элементы сгущаются в массы, и образуют пылевидные облака, которые под действием гравитации сжимаются и образуют тела: звезды. Звезды первого поколения. Звезды - это огромные атомные котлы, где под высокими температурами сжатия происходят ядерные реакции, ядра атомов сталкиваются и образуют сложные ядра, так образуются более сложные тяжелые атомы с большим количеством электронов на орбитах соответственно - т.е. новые элементы таблицы Менделеева, более тяжелые. Исчерпав весь ядерный процесс, звезда распадается, увеличивается в размерах и затухает, превращаясь в туманность, которая будучи насыщена более сложными атомами, опять под действием гравитации стягивается в новую звезду - звезду второго поколения - какой является наше Солнце. Так образовалась вся таблица Менделеева. Из которой и состоит наш Космос, Вселенная. Немного поясню, кто подзабыл, Вселенная - это миллиарды галактик и огромные темные пространства между ними. Галактики состоят из миллиардов звездных систем. На сайте орбитального телескопа Хаббл вы увидите сотни фотографий нашей Вселенной, на том частке обозрения, который нам доступен. http://hubblesite.org/gallery/
  
   Фото космических туманностей (фото орбитального телескопа Хаббл)
  
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic
  
  
   Посмотрите на небо. Выставите перед собой свою руку. Сделайте пальцами 1 куб. см и посмотрите в него. В этом кусочке неба, если бы ваш глаз был мощным телескопом, зрящим за пределы нашей Солнечной Системы и нашей галактики Млечный Путь с ее миллиардами звезд, вы бы увидели миллиарды галактик! Все эти светящиеся спиральки и точки - такие же огромные галактики как наша. Содержащие в себе миллиарды звезд. (фото орбитального телескопа Хаббл)
  
  
   0x01 graphic
  
  
   Галактика Андромеда наиболее похожа на нашу (фото орбитального телескопа Хаббл)
  
   0x01 graphic
  
   Наша галактика называется Млечный Путь, а наша звезда вокруг которой вращается наша планета называется Солнцем. Наша солнечная система такая же как миллиарды солнечных систем нашей галактики. А называется наша галактика Млечный Путь, потому что в некоторых частях нашей планеты, где звездное небо не засвечено светом городов, виден один из рукавов нашей галактики.
   А наши планеты - это те кусочки материи, которые раньше были звездой первого поколения, были
   выброшены ею, когда она разрослась и охладела, а в новую звезду - т.е. Солнце, не вошли, и остались вращаться на ее орбите. Так же как по таким же законам образующаяся луна не стала частью земли, и осталась вращаться вокруг земли, как и земля охладев и отвердев. Хотя до конца наша Земля не охладела, внутри нее горячее тякучее ядро из расплавленного металла, которое и образует магнитное поле, которое, кстати, играет важную роль в организации жизни живых организмов.
   А дальше пошел креативный процесс - создания из неорганической материи, материи органической, т.е. живых организмов.
   Как именно все образуется, из каких форм в какие и какой закон тут действует, изучает и описывает наука. А что за этим стоит - изучает и описывает Философия, религиозная философия, ее раздел называемый метафизика - дословно переводится "то, что после физики". А точнее было бы сказать - то, что было до физики, что эту физику осуществляет.
   Метафизика и физика никогда не существовали отдельно друг от друга. Так как чтобы задаться вопросом как именно все творится, надо сначала иметь в себе вопрос - из чего оно твориться. И если вопросы почему и зачем являются вопросами относимыми к области метафизики, то вопрос - из чего - является вопросом переходом между физикой и метафизикой. Метафизика - это уже область чистой мысли, логики. К ней я сейчас и подведу.
   Мы рассмотрели сейчас как творение мира мыслится современной наукой (прежде всего физикой, астрономией, геологией, биологией). А как оно мыслилось во все времена философией и религией?
   Мы знаем христианский концепт про сотворение из ничего. На самом деле,если быть точным, формулируется это в теологии так: Божественный Абсолют творит не ИЗ ничего, а изливает свои энергии В созданное Ничто. Поскольку теологическую базу христианство заимствовало из философии Плотина (Александрийский философ, Римск. Имп. 3в н.э.), у которого Вселенная - это рисунок энергий на полотне пустоты. Божественная эманация. Это важно запомнить, что Вселенная возникает не ИЗ пустоты, а ИЗ Бога который изливает себя В пустоту, оставаясь при этом неистощаемым в себе самом. Условно говоря, материя - это исходящая божественная энергия. По мере исхождения, все менее энергии, и все более пустоты, как свет идущий от источника света постепенно растворяется во мраке. Чем больше пустоты - тем материальней. Вот такой, на первый взгляд, парадокс.
  
   В связи с этими двумя версиями интересен генезис такого явления как атеизм. Особенно он прижился на Западе. Атеизм так хорошо расцвел на почве этой вековой христианской идеи творения из Пустоты. И в том числе из этой вышеописанной ошибочной формулировки "из" вместо "в". Поскольку мышление христиан предполагает Бога, и душу, то после смерти христиане ожидают встретить там именно Бога и души. Но атеисту некого там встречать, ибо Бога он убрал, а вот в пустоту продолжает верить. Если схематично это себе представить, то в сознании христинина между материей и Богом была прослойка пустоты, из которой его Господь создал, и из которой же спасал. А в сознании атеиста остался бесконечный слой пустоты, т.к. слой Бога был полностью исключен из воображения. Так вот ответ на вопрос о самом западном происхождении атеизма, кроется в том, что по западным представлениям Бог творил мир из пустоты. В то время как на Востоке - никакой пустоты изначально не было. Бог там творил мир из себя. И вообще слово "творил" и все эти его дальнейшие смысловые склонения на "тварный" мир, там неведомы. Мир рассматривается как Проявление Бога или его другой Модус. И поэтому весьма странно себе представить, что можно умереть в пустоту. Вернемся к западному мышлению о пустоте и материи. С одной стороны мы имеем теологию, которая в пределе своем придерживается чисто Плотиновского представления, о том, что материя есть лишь пустота, небытие. Как темнота есть отсутствие света. С другой стороны мы имеем народное восприятие: ведь материя воспринимается в повседневном опыте как нечто вполне материальное, субстанциональное, а вовсе не иллюзия, не как рисунок росчерка божественных энергий на пустоте (как это постулируется в теологии). Посколько сам опыт восприятия обладает куда большей силой и оказывает большее внушение на человека, чем опыт философско-теологической аналитической мысли (коий к тому же доступен очень ограниченному кругу людей) - в общественной парадигме решающим стало именно такое "материальное", а не "пустотное" восприятие материи. Человеческий глаз не смотрит в бесконечную делимость, он видит некое вещество, твердое, жидкое, газообразное, которое неподвижно, холодно - как, например, лежащий на дороге камень. Человек не видит своим глазом, что камень это миллиарды живых "точек" вокруг которых носятся на огромных скоростях другие "точки", и сами эти "точки" есть Идеи, ибо если поднести и к ним мысленное увеличительное стекло, они раскроются массой вероятностей. Так нам говорит современная квантовая физика. Камень вовсе не камень - он живые скоростные "точки". Но человек живет не мыслью, а ощущением. И ощущение его называет камень - "неживой материей".
  
   Отчасти эта нелепая идея, существования чего-то самого по себе неживого, простейшего и пассивного, была взята из древних народных представлений. И у греков и у шумеров, и в Индии были представления о том, что мир состоит из материи и пустоты. Это был один из вариантов, разумеется, далеко не все греки, шумеры и индусы придерживались таких взглядов. Это расхожие народные представления, не доведенные до логического конца. Это дуалистическая модель. Т.к. она постулирует, все состоит из материи,которая представляет собой собственно то косное, пассивное, не самодвижущееся начало (изначальная некая масса, первозданный хаос), которое Дух приводит в движение и организует. Постулировалось, что материя и Дух это два одинаково бытийственных начала, оба вечны. Отсюда и христианский мир перенял эту идею существования материи. По сути "Ничто" наделили всеми характеристиками "первозданного пассивного хаоса". Поэтому, когда эти два понятия: материя и пустота, закрепились в сознании людей таким образом, неизбежно для объяснения мира пришлось вводить третье - животворящий дух, или упорядочивающий разум.
  
   Сейчас современные физики, химики и биологи поняли, что нет никакой материи, пассивной, не самодвижущейся, неделимой. В 20в. Был введен термин "самоорганизация материи", говорящий сам за себя. Чем дальше мы продвигаемся в глубь материи (микроскопом, мыслью, ускорителями частиц - коллайдерами), тем меньше материя остается материей. Возьмем человека. Сначала мы видим ткани, затем клетки их образующие, затем органеллы этих клеток, затем молекулярные соединения, наконец, атомы. А атом это практически 99% пустоты и 1% "вещества" Но что это за вещество? Это ядро атома и вращающийся вокруг него электрон. Ядро состоит из протонов и нейтронов. Которые состоят из кварков. А что такое кварки и электроны? Чем ближе мы приближаемся к элементарным частицам, тем страннее они себя ведут. Материя на этом уровне увеличения просто исчезает. Мы видим: колоссальные скорости, силы, видимость. Видимость: волна или частица? Эта видимость ведет себя и так и так, ее можно описать как волну, можно как "частицу". Частицы эти рождены из пустоты (вакуума) так же они и аннигилируют в него. Мы видим танец энергии. В сущности мы можем сказать, что существует некая вибрация создающая разные плотности (видимости). Материя, равно как и пустота - иллюзорный феномен. Об этом говорили в Древней Индии, И Греции, но не все люди доходили по понимания этого. По сути и христианская теология говорит о том же самом. Вселенная это Живая Энергия.
   В Индии изначальную вибрацию, которая творит собою из себя всю видимость, называют АУМ.
   Этот АУм можно описать и как Разум, Логос. Это иная его характеристика. Т.к. этот процесс, с очевидностью можно сказать, разумен. Чем больше мы заглядываем в "материю" тем больше мы видим разума, идеальных геометрических форм организации. Кто не интересовался химией, посмотрите на молекулярные структуры - чистейшие геометрические формы. Вглядитесь в снежинки под микроскопом, в паутинку, в узоры цветов, растений. А числа Фибоначчи - один из познанных законов образования форм: подсолнуха, галактики, ракушки, человека, всех пропорций человека и тд.! Мы говорим "закон" - но это живая разумная энергия. Которая описывается застывшим, лишенным авторства словом "закон".
  
   А что такое пустота? В буддизме идеально дается понять, что "пустота" это как раз Всё. Это то непроявленное Бытие, из которого возникает маленький кусочек нашей проявленности (Вселенной). С христианской моделью тут нет расхождений, если смотреть по смыслу. Хотя на первый взгляд все выглядит с ног на голову. Бог включается в это понятие Пустоты. Пустота просто запредельна для понимания. А место того, что в христианстве и у Плотина называется "ничто" и "пустота" в Индии занимает "майя", "мара" - и оно распознается по тому же самому принципу. Вот по какому. Представим себе отрезок. На одной стороне Бытие, на другой Небытие. Бытие есть "Бог", "Абсолют", "Единое", "Благо" - оно от полноты своей излучает, источает себя. Его лучи - есть живые Идеи (эйдосы, логосы). Излучение тонет в Небытие, как свет, где кончается его мощь и он тонет во мраке. Это Небытие есть "нужда", оно "вечно голодно", оно есть вечная жажда, оно вечно поглощает. Так это описывал Плотин (античный философ нач. IIIв.). Разве не то же самое говорил Будда? Видящий корень авидьи ("неведение" оно же "маяй") ни в чем ином как в самом желании. Желание потреблять, брать, стяжать, что бы то ни было, вещи или любовь или славу - это голод того самого Небытия просачивающийся через нас. Отдача же себя, сосредоточение на том, чтобы любить, а не искать любви, - это струящийся через нас свет Бытия. Так понимали жизнь и Плотин, и Платон, и Будда и Христос, и все святые отцы. Метафизически пустоты нет, и материи нет. Есть только Бог. Но для нашей ориентации в жизни, для раскрытия наших душ, нам необходимы умозрительные схемы, которые нарисовали нам святые античные философы, Иисус и отцы христианства, Будда и йоги. Наше восприятие это поле выбора между двумя полюсами + и -. Т.к. наше восприятие дуально. Для нас есть мы и Вселенная, мы и Бог, Вселенная и Бог. Для Бога же дуальности нет - он Сам в себе все объемлет.
   И эта идея Единого была идеей как античного мира, так и Востока.
  

   В Индии Бог имеет множество сторон описания. И как безличный Абсолют, и как Личность. И как Высшее Сознание - Чайтанья. Еще называется Брахман. Есть даже его личностный аспект в йогической традиции он назван - Ишвара. Все в общем-то как у Плотина, только Вселенная описывается не как эманация Бога, а просто как то, что Вселенная и Бог суть одно, только в разном своем режиме. Все по сути есть Сознание. А материи и нет - это лишь вибрация Сознания. Которая, по индийскому преданию, на доступном нашему слуху частоте звучит наиболее похоже на воспроизводимый нами звук - АУм.
   Как уже было сказано, к такому же выводу пришла и современная квантовая физика. Материи теперь не стало. Материя - это энергия. Но на определенном уровне увеличения - она выглядит материей.
   Появление и аннигиляция частиц, это и есть проявление и уход в непроявленность.

  
  
   Вот мы разобрали две версии. Как мир творится Богом из ничего и как он творится из Бога. Мы видим, что это два способа описания непротиворечащие друг другу. Это как две разных позиции наблюдения,с разных углов на один и тот же предмет. Дуальная позиция, и монистическая. Дуальная интегрирована в монистическую. И само описание такой интеграции мы обнаруживаем в каббале.
   Приведу цитату из классика религиоведения - Мирча Элиаде (кн. "История веры и религиозных идей, т.3): По мнению Шолема, в "Зогаре"(вошел в письменное хождение в 1275г) представлена еврейская теософия, т.е. мистическое учение, имеющее главной целью познание и описание непостижимых деяний божества. Сокровенный Бог бескачествен и лишен каких-либо свойств; "Зогар" и каббалисты называют его En-Sof, "Бесконечное". Но поскольку сокровенный Бог действует во всей вселенной, он проявляет определенные свойства, указывающие, в свою очередь, на некоторые аспекты природы божества. Согласно каббалистам, Богу присущи десять фундаментальных свойств, сефирот, они же - десять уровней, через которые течет божественная жизнь. Имена этих десяти сефирот отражают различные модусы божественной манифестации53. Все вместе сефирот образуют "объединенную вселенную" жизни Бога и представляются в форме дерева (мистическое дерево Бога) или человека (Адам Кадмон, Предвечный человек). Помимо этого органического символизма, "Зогар" прибегает и к символике слов - имен, данных Богом самому себе.
   Творение происходит в Боге; это есть движение сокровенного Эн-Соф, который переходит от безмятежного покоя к космогонической деятельности и к самораскрытию. Данный акт преображает Эн-Соф, невыразимую полноту, в мистическое "Ничто", а из него уже исходят десять сефирот. В "Зогаре" трансформация "Ничто" в нечто предметное выражается символом изначальной точки. В одном пассаже (1 240b) утверждается, что творение совершается на двух уровнях - высшем и низшем; т.е. в мире сефирот и в видимом мире. Самораскрытие Бога и его развертывание в жизни сефирот составляет теогонию. "Теогония и космогония представляют собой не два различных акта творения, а два аспекта этого акта". "Первоначально все зарождалось как одно великое Целое, и жизнь Создателя пульсировала в жизни его созданий. Только грехопадение заставило Бога сделаться "трансцендентным".
   Исаака Лурию запомнили как визионера с очень богатым и исключительно разнообразным экстатическим опытом. Его теология основывается на доктрине цимцум. Этот термин первоначально означал "концентрацию" или "сокращение", но каббалисты употребляли его в смысле "отход" или "уход". По Лурии, существование вселенной стало возможно благодаря процессу божественного "сокращения". Ибо может ли быть мир, если Бог везде? "Как может Бог создать мир ex nihilo, если этого "ничто" нет?.." Так что "Богу пришлось, так сказать, потесниться внутри самого себя, выделить для мира место, некое мистическое пространство, из которого он вышел, чтобы вернуться туда в акте творения и откровения". Следовательно, первым актом Бесконечного (Эн-Соф) было не движение вне самого себя, а уход внутрь самого себя. Как замечает Гершом Шолем (р. 261), цимцум есть наиглубочайший символ изгнания; его можно считать изгнанием Бога внутрь самого себя. Только во втором своем движении Бог посылает луч света и начинает свое сотворяющее откровение.
  
   До "сокращения" в Боге были не только любовь и милосердие, но также и божественная суровость, которую каббалисты называют Дин, "Суд". Однако Дин проявляется и становится понятным в результате цимцума, ибо последний означает, помимо акта отрицания и ограничения, еще и "суждение". В творении различимы две тенденции: прилив и отлив ("выход", в терминологии каббалистов). Творение представляет собой грандиозную систему божественного вдыхания и выдыхания, аналогичную человеческому организму. Лурия считает, в духе традиции "Зогара", что акт космогонии имеет место внутри Бога; именно след божественного света остается в изначальном пространстве, созданном цимцумом.
  
   * в каббале существует концепция гилгул - метемпсихоз. Т.е. перерождение душ. Так и осуществляется восстановление
  
  
  
   2011 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"