Васюков Игорь Леонидович : другие произведения.

Падение Багдада

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опыт психологического анализа переживания этого события всех заинтересованных сторон

   Сцена взятия Берлина (тьфу - Багдада!) американо - британскими войсками, прокрученное благодаря усилиям телевизионщиков различных компаний по телеканалам всего мира, повергло большинство населения земного шара в настоящий психологический ступор. Несколько месяцев политического и дипломатического противостояния воюющих сторон, а также все первые двадцать дней войны, ни у кого не оставляли не единого сомнения, что кровавый штурм города "тысячи и одной ночи" всей логикой предшествующих событий просто-таки предопределен. Та же Россия, весь ее электорат, почти в едином порыве "пела песню" о героическом иракском народе, который не сломится под "сапогом" агрессора и будучи им уничтожен все-таки даст миру и своему фашиствующему противнику наглядный и поучительный урок.
   Однако ничего подобного не произошло. Народ, который размахивая "калашом", клялся на Коране в верности своему Саддаму и Великой Родине, продал и то и другое за пачку резинового поп-корна от "завоевателей", не только не оправдав всех возлагавшихся на него антиамериканским миром "больших надежд", но и скомпрометировав и опозорив себя и свою страну, учинив в собственной столице форменный грабеж формально ему же и принадлежавших государственных ценностей. Российская пропрезидентская партия начальников "Единая Россия", запрягавшая свой "пиар" дольше всех остальных, тоже поведясь в собственных политических целях на "антиамерикосский" развод всех наших и большинства мировых СМИ, даже вляпалась в трагикомическую ситуацию, проведя в день, когда потомки древнейшей цивилизации вожделенно тащили к себе домой все что оставил без присмотра Саддам Хуссейн, многотысячный митинг под лозунгами: "Мы с тобой героический народ Ирака?"
  - Это, в каком смысле, "с тобой"? - следовало бы спросить внезапно оказавшихся в дурацкой ситуации организаторов политического фарса, которым, можно было бы сказать словами "пламенных революционеров, скинувших царя": "Надо это было раньше орать!"
   Но что же произошло и почему сие случилось? От чего мы, весь мир то есть, ушли, к чему пришли и куда идем? Можно ли об этом сказать не языком пушек, а языком утраченных и приобретенных психологических смыслов?! Попробуем!
   Происшедшие события вокруг Ирака и происходившие со всеми втянутыми в эту "историю" заинтересованными сторонами психологические метаморфозы, дают такую пищу для психоанализа, которую в более ранние, не телевизионно - интернетовские времена, вообще невозможно было бы наблюдать. Можно было бы сказать, что населенный людьми мир, благодаря американцам, британцам, иракцам и прочим персонажам съемок СNN от 9 апреля 2003 года, сам над собой провел сложнейший психологический эксперимент, в результате которого не только сам перешел в новое состояние души и тела, но и предоставил ученым ценнейшие и в большинстве своем парадоксальные материалы о самом себе.
   Например, как можно объяснить с психологической точки зрения то, что случилось с иракцами. Три недели назад - твердая уверенность в своей исторической правоте, сомкнутые в гневе брови, непоколебимое желание уйдя из жизни прихватить собой пару - тройку - десяток бравых американских вояк. Спустя три недели, прямо противоположная картина. Всеобщее ликование при встрече "освободителей", стерших в порошок полстраны, "оскопление" бронзового Саддама, тотальное расхищение государственного имущества. Налицо - все признаки инфантильного поведения человека, политическая картина мира и потребности которого не только были упрощены до "нельзя" и завязаны во всех своих решениях и проявлениях на "отца нации", но и, пережившего буквально в течении нескольких дней или даже часов бурный эмоциональный переход от состояния тотального страха перед всем на свете (американцами, Саддамом, его "феддаинами" и т.п.) до состояния полной вседозволенности, эйфории, безнаказанности, столь характерное для детского возраста. Проведем привычную для нашего сознания аналогию: детишки, собранные в пионерском лагере, внезапно оказались одни - директор куда-то запропастился, воспитатели и пионервожатые тоже поисчезали. На несколько часов лагерь оказался в их полном распоряжении. При осознании того факта, что никакого наказания не будет! Вмиг забылось, что ведь они еще и пионеры, "феддаины", моджахеды и т.д. и т.п. Происшедшее на багдадских улицах и площадях 9 апреля хорошо продемонстрировало тот уровень политического сознания на котором сейчас находится большинство иракского народа. Точнее, его полное отсутствие. Американцы, оставив "ребенка" без хозяина, стремительно маргинализировав и люмпенизовав его, теперь должны автоматически принять на себя его роль. Поэтому теперь уже нетрудно понять смысл рассуждений одного показанного как-то по телевизору феллаха в захваченном американцами городе: "А где обещанная помощь? Мы так с вами не договаривались!" Мол: "Когда был Саддам, то мы его доили, а теперь, эй ты, Америка, давай доись!" Легкое и простое психологически политическое и экономическое жизненное бытие обыкновенного иракца, в котором до сих пор была полная ясность, в условиях потери психологической связи с "единственным" поильцем и кормильцем, хозяином своей судьбы, снова провоцирует сознание этого субъекта связать свое будущее, пусть с более сильным, но опять же "единственным" кормильцем и поильцем, американским "освободителем". "Гарем" без особых душевных колебаний, когда слабость своего хозяина стала очевидной, а сила его врага бесспорной, перебежал на сторону последнего. Более сложный вариант такого же рода переживаний - более политически и экономически самостоятельный, чем простой феллах житель Ирака, осознав, что старый Бог, уже не придет, просто поставил себя, такого какой он есть, в новые политические и экономические реалии. Раньше он гнул спину на Саддама и его приспешников, выкручивался как мог, теперь "придется" (это он так думает) делать тоже самое под бдительным оком "оккупантов". Социальное окружение изменилось, психологически же человек ни вырос, ни изменился ни на йоту. Еще вариант - тот, кто не может поступиться принципами и предать своего старого Бога, не видит себя в новых обстоятельствах, тот впадает в отчаяние и сопротивляется что было сил. Хотя, по большому, счету, ему при американцах будет ничуть не хуже. Пусть не лучше, но и не хуже. Просто сознание, суженное картиной мира фанатика, этого американца никак не принимает.
   Однако, конечно же, на этом психологический спектр обретения иракцами новых смыслов не исчерпывается. Есть ведь и более сложные по своему психотипу и мироощущению иракцы, для которых слово Родина, Ирак, Саддам, честь, достоинство, отнюдь не были простыми словами. Понятно, что в условиях очевидного крушения существовавшей власти, перед ними встают сложные вопросы переосмысления случившегося не только со страной, но и с ними. Принять ли новые обстоятельства и открывшиеся ценности? Все ли, что было в уходящей жизни, было так плохо? Что из прошлого и уходящего настоящего взять в будущее? Как не растерять себе и не потерять свое "Я"? Все это вопросы могут возникать у существующей иракской интеллигенции, той, к которой, например, можно отнести иракского посла в Москве. Все-таки, для нас очевидно, что этот человек действительно любит свою Родину, хочет гордиться ее, искренно желает того, чтобы она была свободной, сильной и независимой. Трудно представить его сейчас вывозящим в неизвестном направлении из посольства Ирака в Москве офисную мебель, люстры, жалюзи или прыгающим возле американского посольство в надежде получит на халяву огрызок жевательной резинки. Здесь, говоря уже языком эстетики, перед нами разворачивается настоящий театр драмы, а не комедии и трагифарса, как это мы только что могли наблюдать в иракской столице. Теперь задача перед этого типа людьми еще раз проверить на истинность и состоятельность существовавшие для них чуть ранее ценности и, может быть, переосмыслив их, попробовать реализовать их реально, в новых обстоятельствах. Возможно и на путях каких-то новых военных и дипломатических столкновений с теми же Соединенными Штатами. Ну а, что же, как сказа бы Юрий Шевчук, теперь будет не с Ираком и не Штатами, военные и политические результаты участия в войне которых, наверняка только укрепили существующие у них представления о себе и мире, а с "родиной и с нами". Очевидно, что для большинства населения России столь рьяно принимавших участие и соучастие в виртуальной Иракской войне нанесена весьма чувствительная, если не сказать больше, психологическая трамва. Мы опять, в который раз, проиграли!!!. И в этих обстоятельства тяжелого переживания своего поражения, нам, видимо, тоже, как и иракскому послу, в условиях когда случился явный "облом", явный кризис сознания и поведения, тоже придется проверить на истинность существовавшие у нас до 9 апреля ценности. Среди них, напомню, - антиамериканизм, порушенное чувство справедливости, желание видеть свою страну сильной и независимой ни от каких американцев, чувство самоуважения и т.д. и т.п.. Если это нам действительно дорого, то следует немного поостыв от горячки боя, попробовать пересмотреть некоторые "детали и конструкции" своего сознания, своей картины мира и попытаться реализовать их в новых обстоятельствах развертывающейся на наших глазах и под нашими ногами человеческой истории - как комедии, так и трагедии. Лично нам кажется, что эти ценности не надуманные, а истинные, вполне подлинные. Значит - сдаваться еще рано.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"