Как бы не старались мы втиснуть жизнь в рамки общественной морали, а все-таки дилемм этического плана всплывает масса. Даже, я бы сказала, лишку. В доказательство - нижеследующие описания публичного и скрытого проявления дружно презираемого (во всяком случае, в нашем менталитете) качества. А именно, доносительства.
Приятель мой часто катается по производственной надобности в Финляндию. И всякий раз поражается контрасту: лесополоса по нашу сторону границы загажена фантастически - коробки, ящики, тряпки, склянки. Форменная помойка, короче. На "ихнюю" территорию въезжаешь, как в сказку. Чистенько, опрятненько, ни бумажки, ни окурочка. Приятель по наивности долгое время восхищался финской организацией мусороуборочных работ: ну ты подумай, дескать, даже леса вылизывают. Пока коллеги не просветили: попробуй-ка, выкинь жестяную банку из окошка. Да всякий за тобой следующий, равно как и встречный водитель тут же кинется тыкать в кнопочки мобильного. И на следующем дорожном посту тебя уже будет поджидать штрафная квитанция на таку-ую сумму, что в следующий раз ты предусмотрительно освободишься от хлама еще на русских просторах. Что все и делают. В том числе и добропорядочные чистюли-финны. Благо, у нас "стучать" никому и в голову не придет.
Теперь вторая история. У моей знакомой за стенкой притон. Притон, конечно, громко сказано, самое обычное бомжацкое лежбище с круглосуточными пьянками, драками и погромами. Причем в смысле учинения беспорядков и нарушения покоя окрестных жильцов особенно выделялся некий отвязный молодчик. Пока его к всеобщему облегчению не упекли в армию. Спустя год или сколько там положено он приезжает на побывку и моментально окунается в прежний разврат. Гуляет месяц, два и обратно в часть не собирается. Тогда соседи, посовещавшись, звонят в военкомат и интересуются, не потеряли ли там, ненароком срочника? В военкомате вежливо спрашивают, а кто это, собственно, звонит. Соседи сообщают, что на случай, если все же потеряли, гражданин М., которому положено в данный момент отбывать воинский долг, бесчинствует по такому-то адресу, и вешают трубку. Возымел ли сигнал действие либо произошло роковое совпадение, но дебошир вскорости испарился с общеподъездного горизонта.
Итак, что такое хорошо и что такое плохо? Пишите по адресу: Череповец, ул. Ленина, 151, "Курьер", "Толк-шоу".
Ведущая рубрики Наталья Смолокурова
Столкновение:
Буквально на днях беседовала с подругой. У нее тоже "лестничные проблемы". В квартире напротив приторговывают наркотиками.
- Идешь, - говорит. - с работы домой вечерком. А на ступеньках отмороженные юнцы и глазами недобро зыркают. Мороз по коже. Минут через пять глянешь в глазок - ширяются. И вот смотри, что получается: все в округе про торговцев знают. Соседи по своему подъезду бочком да с оглядкой пробираются. Да и молодежь эта наркоманская тоже, я думаю, не особо благоденствует. А они, между прочим, чьи-то дети. Но поставил кто-нибудь в известность милицию? Вот, например, я не звонила. Потому что стучать вроде как-то неудобно.
По-моему, плотно забитое страшилками про павликов морозовых массовое сознание намертво заклинило на другой крайности: ничего не вижу, ничего не слышу, ни о чем никому не скажу. Уф, дескать, слава тебе господи, времена поголовного стукачества остались в прошлом веке. Теперь мы благородные люди с незапятнанной репутацией. Нас лично ничего не касается, каждый сам за себя. И гори все синим пламенем.
Кстати, я бы не стала считать упомянутого юного пионера-героя исключительно отечественным явлением. В американской прессе, например, одно время активно обсуждалась история тринадцатилетней Дины Янг. На впечатлительную тинейджерку большое впечатление оказала лекция местного шерифа о вреде наркотиков. И когда мама с папой не вняли просьбам вести здоровый образ жизни, она пришла в полицию с полной сумкой марихуаны и кокаина. Родителей арестовали, а девочку поместили в детский приемник. На протяжение следующего месяца было зарегистрировано еще несколько "семейных" доносов. Общество раскололось ожесточенными спорами, а газеты называли происходящее "неразрешимым моральным парадоксом".
Что отнюдь не помешало американцам продолжать рьяно отстаивать свои права. У них из пробки по газону не вырулишь - а то у законопослушных граждан немедленно начинается нервная почесуха и рождается назойливое желание чуть-чуть побеседовать с полицейским. Потому что правила писаны для всех, и никому не позволено их нарушать. Тем паче за чужой счет.
Ольга Ветрова
Про "стукачей" - забавно. Не является русский человек чем-то особенным с моральной стороны Луны. Готов биться об заклад, что ключи к доносительству нужно искать не в глубинах русского духа, а в специально организованной системе жизни и системе стимулирования. Можно как при Сталине заставлять, используя страх, идеологию людей докладывать друг на друга, а можно как на Западе идти через личный интерес. Кто был в советской армии, тюрьме или психбольнице или, хотя бы, в пионерском лагере, тот отлично знает, как безотказно действует система всеобщего доносительства на взаимоотношения людей. Если ты не донесешь, то на тебя начальству донесут. И это неизбежно как крах капитализма. Но все это уже пережитки прошлого. Ныне, например, в борьбу уже вступают законы рыночной экономики. Уверен, что хорошим стимулом к доносу может стать что угодно, начиная от томящего душу чувства несправедливости, когда тебе почему то кажется, что кто-то, в отличие от тебя не брезгующий нарушением норм, начинает обходить тебя на кривой кобыле. И кончая экономическими поощрениями, возможностью сделать карьеру, просто оказаться в более выгодном для себя положении. Стучат ли, например, друг на друга в налоговую инспекцию казалось бы, члены одной корпоративной группы - предприниматели. Не сомневаюсь, знаю, что стучат. Мой знакомый приятель регулярно таким образом вставлял палки в колеса своим конкурентам, используя формальные законы и силу власти для нужд собственного бизнеса, пытаясь устранить конкурентов. Поэтому давайте не будем про Россию и русский дух, а давайте про вещи более прозаичные - про то, что когда появляется личный интерес (и неважно чем он диктуется - страхом, идеологией, деньгами), обеспеченный социальными стимулами стукачество рождается на свет не обращая никакого внимания на то в какой стране это происходит. Ведь по ту сторону финской границы не сорят не только горячие финны, но и наши "русские Вани".