Васюков Игорь Леонидович : другие произведения.

Русский рок-н-ролл жив!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В 8 номере газеты ћОктябрьский мостЋ мое внимание обратила на себя статья известного череповецкого барда А. Широглазова об Александре Башлачеве. Заинтересовала она меня, прежде всего, по двум обстоятельствам.

  Во-первых, за сложную тему рассуждения о русском рок - искусстве взялся человек, который по своему мироощущению, образу жизни, форме самореализации от этого самого рока весьма и весьма далек. Мир Широглазова гораздо камернее и уже мира рок - музыки, рок - поэзии. Если утрировать его, то этот мир можно описать тремя - четырьмя словами: лес, речка, гитара, комары. Да разве еще присовокупить к этому "джентльменскому набору" российской авторской песни еще каких-нибудь млеющих от своей утонченности в компании "лесных братьев" слегка подвыпивших потрепанных жизнью сорокалетних девиц, называющих себя "королевами поэзии" и требующих по этому поводу к себе особого отношения.
   Во - вторых, неприятно задело, что никогда не игравший, не понимавший и не понимающий рок артист иного жанра довольно легкомысленно и с чувством глубокого корпоративного превосходства "прошелся" по рок - поэзии и конкретным представителям рок - движения, не забыв, кроме того, лягнув "конкурента" лишний раз подчеркнуть все очевидные для него, но большей частью мнимые преимущества своего музыкального направления, т.е. так называемого жанра авторской песни.
   Не будем голословными и приведем конкретные примеры некорректных выпадов А. Широглазова, прокомментировав их с нашей точки зрения.
   Весьма спорным, например, представляется утверждение Широглазова о том, что русский рок с самого своего рождения "был лишь героической попыткой свести воедино импортный рок и отечественную авторскую песню". И далее - "Особенно это стало очевидно в середине 80-х годов, когда все стало постепенно становится на свои места: художники снова вернулись в свои мастерские, философы получили места на кафедрах, поэты прорвались в толстые журналы. Те же, кто остался, оказались не в состоянии противопоставить свое "творчество" ни зарубежному року, ни авторской песне. "Русский рок-н-ролл" как самостоятельный жанр прекратил свое существование. Именно в это время в него вошел Александр Башлачев".
   Рок, несомненно, пришел к нам с Запада. Но, хотя бы потому, что он пришел к нам из мира буржуазного, капиталистического и лег на благодатную почву совсем иного состояния общества и умов, он, уже только благодаря этому обстоятельству, не мог стать обычным слепком с уже пройденным кем-то колеи. Да, он был протестом, образом жизни радикальной части молодежи советского общества. Так же против своих отцов и лицемерных буржуазных нравов протестовала западная молодежь. Но, кроме того, русский рок, в отличие от западного, и особенно от т.н. авторской песни, был еще реальным действием на сцене и вне ее. Иногда "корявой", но попыткой самостоятельных духовных поисков, новых видений мира, новых откровений, лежащих по ту сторону окружавшей этих еще мальчишек, серой и малоподвижной советской действительности, в восьмидесятые годы уже прочно превратившуюся в пародию на самое себя. И по каким это критериям наш оппонент вдруг определил, что Башлачев пришел в рок - движение уже на его исходе. Насколько мне помниться в одной из своих песен начала 80-х годов Башлачев утверждал, что звезде русского рока еще придется взойти над миром. Как я понимаю, в этих его словах в "снятом" виде была закодирована серьезнейшая для поколения Башлачева задача утверждения русского рока не только в советском, но и западном мире. Так что из этих слов уже следует понимать, что настоящее рок - движение в России с приход Башлачева в сообщество людей еще даже не осознававшим свое предназначение только началось, а когда оно закончилось - это вообще сказать невозможно. Тот же рок - балет на музыку Шевчука "Я получил эту роль" для меня верное свидетельство, что "рок-н-ролл еще жив".
   Как психолог, будучи чуток к различного рода душевным движениям личности, я считаю, что Башлачев, ставя для себя и своего нового окружения (да уж такого ли нового для выпускника Свердловского журфака!) задачу утверждения русского рока в мире, знал о чем говорил, брал на себя, в связи именно с этими словами, повышенную ответственность за его судьбу, и видимо, начитавшись тех же Клюева, Рубцова и Прасолова видел куда надо идти. Русская поэзия потомков северных крестьян и была для Александра тем важнейшим ресурсом, наиболее значительным "ноу-хау", опираясь на который он и рассчитывал наяву реализовать свою программу, свою "голубую мечту".
   То, что счастья достижения он для себя так и не испытал, для меня еще ни о чем не говорит. Русский рок состоялся! И беда Башлачева состояла может быть только в том, что за горой бутылок и бесконечным рядом своих собутыльников, составлявших творческо - бытовой фон поэта того времени, для самого себя этого успеха своего предприятия он так и не осознал. Оказался подслеповат в социальном плане. А вот когда он ушел прежняя рокерская атмосфера и эпоха "бури и натиска" действительно подошла к концу и закончилась уже нелепой смертью в 1990 году первого и последнего в России "рок - идола" Виктора Цоя, заснувшего за рулем от бесконечного чувства хронической усталости и перенапряжения всех психофизиологических возможностей собственного организма.
   Смерть же Цоя, на наш взгляд, отнюдь не стала сигналом о том, что все кончилось и пора зарабатывать на своей прошлой славе. Она действительно стала сигналом рок - движению о том, что от состояния плохо объяснимой даже самому себе тотальной вражды с обществом, надо, хотя бы в целях элементарного биологического самосохранения переходить на более зрелые с ним отношения. Не правду подразумевает Широглазов. Шевчук и Гребенщиков вовсе не стали предателями своей мятежной молодости. Они как были рокерами, так ими и остались, окунувшись в традиционную культуру и попытавшись осознать свое место в мире уже на более серьезной основе - найти с этим обществом какой-либо компромисс. Или г-ну Широглазову для свидетельства чистоты искренности эксперимента и этих людей нужны среди рокеров новые трупы?
   Мне также весьма не понравилось то, что г-н Широглазов приписывает направлению авторской песни какой-то мнимый интеллектуализм по сравнению с рок-искусством и рок-движением. Можно, как это делает А. Широглазов, тыкать в лицо Кинчеву и Ревякину их малообразованностью и заумью, а Гребенщикова осуждать за якобы неудачные "русские эксперименты". Но были ли и остаются эти люди глупее так называемых представителей авторской песни, это для меня очень большой вопрос. Да, наверное, Гребенщиков похуже разбирается в различных философских и религиозных системах, чем какой-нибудь поэт - бард, окопавшийся на кафедре философии. Но простите - для первого это поиск пути, а для второго лишь жалкая и поверхностная рутина своей опостылевшей профессии. Интеллект должен дополняться глубиной настоящих эмоций, решительного действия, поступка. Кто такие были, есть и остаются все т.н. российские барды, это нам хорошо известно. Если, например, взять и вспомнить совсем недавний случай, когда прошелыга шоу - бизнеса (сам себя, кстати, за такового не считающий) Александр Шульгин в два хода, по детски обыграл на правовом поле т.н. интеллектуала и кумира любителей авторской песни Олега Митяева. Где, спрашивается, был хваленный бардовский интеллект автора "Как здорово, что всем мы здесь сегодня собрались", когда Шульгин "прессовал" и "трамбовал" его по первое число, утверждая, что авторские права последнего уже не его права, а права детей Шульгина? Пиво пил?! А можно ли представить подобную ситуацию с Юрием Шевчуком или тем же Гребенщиковым? Напомню, что и В. Высоцкий, которого представители авторского песни все время пытались затащить в свои ряды, от них систематический нос воротил и не принимал "за своих". Что касается трагической смерти Башлачева, то еще раз повторюсь, то не есть свидетельство деградации рок-н-ролла, якобы предательства светлых идеалов юности. То есть знак перехода русского рок-н-ролла к новому качеству, в новое состояние. Не находите же вы странным то обстоятельство, что ребенок, в детстве желающий стать космонавтом в зрелом возрасте начал работать на АО "Северсталь" токарем. От юности и отрочества человек, организация, общество, государства, цивилизации переходят к зрелости, а потом к старости и т.д. Да, Башлачев этот переход не совершил, не захотел, не сумел и стал легендой, частью мифологии ранней юности и отрочества русского рока. Но рокеры, со своей рокерской экстремальной (социальной, духовной) философией остались. Они стали тоньше, мудрее, но также "не вешают соплей на лапы елок", как и в годы мятежной юности. Да и сопливые и не способные к поступку представители авторской песни изо всех сил пытаются изображать, что де с годами они превратились в настоящих мужчин. Русский рок-н-ролл жив, просто он стал мудрее. И настолько мудрее, что даже бард Широглазов глядел - глядел вокруг, да так и ничего не заметил! По содержанию текста следует, что он чуть ли не признал в Башлачеве своего, но "перепутавшего номер". Мол, чего было Башлачеву делать вместе с этими "дегенератами". Однако же вот, случилось так, что в эпоху расцвета авторской песни, пришедшей тоже, кстати, на 80-е годы, Башлачев почему-то этим направлением совсем не интересовался. Почему? У меня есть своя версия. Просто ему более собственных стихов, был важен дух того направления, к которому он всею душой прикипал и прикипел. В авторской же песне такого понятия как дух нет по определению. Откуда ему быть, если там собираются одни меланхолики.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"