Аннотация: Сценарий создан для конкурса, организованного совместно инициативной группой по экранизации романа И.А. Ефремова "Час Быка" и Русским космическим обществом в 2020 году. Занял первое место.
Предлагается в качестве одного из возможных вариантов для полноформатной художественной экранизации романа "Час Быка". Настоящим декларируется согласие автора на любые заимствования с целью совместной выработки результата.
Предварительная оценка продолжительности - 3 ч 17 мин (чистое действие, без титров).
Возможно разбиение на два фильма (1-39 сцены, 1 ч 44 мин и 40-75 сцены, 1 ч 33 мин).
СОДЕРЖАНИЕ (СЦЕНЫ)
1. Учитель обсуждает с учениками сложности исторического развития
2. Ученики осматривают памятник экипажу "Темного пламени"
3. В Совете Звездоплавания идет совещание по вопросу экспедиции на Торманс
4. "Темное пламя" стартует с Земли
5. Звездолет ложится на курс
6. Фай Родис вспоминает напутствие учителя
7. Земляне обсуждают планету Торманс
8. Земляне прибыли к Тормансу
9. Земляне изучают язык тормансиан
10. На Тормансе обнаруживают звездолет
11. Земляне делают первую попытку контакта с тормансианами
12. Земляне видят, что представляет собой общественное мнение
13. Земляне ведут переговоры с владыками
14. Совет Четырех обсуждает дальнейшие действия
15. Земляне дискутируют о вмешательстве и невмешательстве
16. Совет Четырех дает разрешение на посадку
17. Звездолет безуспешно пытаются подбить
18. Звездолет прибывает на Торманс
19. Земляне едут в сады Цоам
20. Земляне встречаются с Советом Четырех
21. Земляне приходят к первым выводам
22. Фай Родис и Чойо Чагас разговаривают один на один
23. Фай Родис знакомится с Таэлем
24. Земляне показывают властителям Торманса танцы и фильмы о Земле
25. Чойо Чагас демонстрирует Фай Родис секретные записи с Земли
26. Таэль знакомится с экипажем звездолета
27. Земляне нелегально показывают фильмы тормансианам
28. Трое землян уходят в город
29. Чеди Даан знакомится с Цасор
30. Таэль признается Фай Родис в любви
31. Вир Норин посещает заведение, где разрабатывают средства подавления воли людей
32. Цасор получает вызов на "встречу со Змеем"
33. "Встреча со Змеем"
34. Фай Родис поручает Гэн Аталу лететь в хвостовое полушарие
35. Вир Норин знакомится с Сю-Те
36. Трое землян прибывают на место высадки в хвостовом полушарии
37. Вир Норин приводит Сю-Те в квартиру
38. Фай Родис и Таэль обсуждают, как уничтожить олигархический режим
39. Вир Норин и Сю-Те знакомятся с полем давней битвы и первым Храмом Нежной Смерти
40. Фай Родис получает приглашение провести вечер с Чойо Чагасом
41. Фай Родис ужинает с Чойо Чагасом и Эрво Биа
42. Чойо Чагас делает Фай Родис предложение родить наследника
43. Вир Норин и Сю-Те окончательно становятся самыми близкими друг другу людьми
44. Трое землян ночуют на подступах к Кин-Нан-Тэ
45. Земляне противостоят "оскорбителям двух благ"
46. Фай Родис говорит с Таэлем по поводу отправки самолетов
47. Фай Родис просит Чойо Чагаса направить помощь трем землянам
48. Чеди Даан встречает Шотшека
49. Трое землян ждут помощи
50. Шотшек пытается домогаться Чеди Даан
51. Трое землян продолжают ждать помощи
52. Шотшек пытается убить Чеди Даан
53. Тивиса Хенако, Тор Лик и Гэн Атал погибают
54. Фай Родис выслушивает соболезнования и обвиняет Чойо Чагаса во лжи
55. Фай Родис узнает о покушении на Чеди Даан
56. Чойо Чагас отсылает Фай Родис в Хранилище Истории
74. Возвращающиеся на Землю прощаются с остающимися на Тормансе
75. Ученики обсуждают увиденную историю экспедиции на Торманс
СЦЕНА N1
Учитель обсуждает с учениками сложности исторического развития
95 с
INT. КЛАССНАЯ КОМНАТА
УЧИТЕЛЬ закончил лекцию. Гаснет голографическое изображение над кафедрой. Учитель оглядел класс из примерно 20 учеников, возраст около 15 лет.
Из-за столиков в разных рядах поднимаются девушка ПУНА и юноша ЛАРК.
Ларк поднимает руку, обращенную ладонью вверх.
Ларк: Правильно ли сказать, что опыт истории говорит о неизбежной победе высших форм над низшими - в развитии и природы, и общества?
Учитель: Да, Ларк, если исключить редкие стечения обстоятельств.
Пуна: Например, Зирда, чьи мертвые развалины поросли черными маками?
Учитель: Или другие, открытые позже планеты, где природа предоставила разуму все условия, но мыслящая жизнь в диком заблуждении убила себя и все живое, едва прикоснувшись к мощи атома и космоса.
Кими: То есть общество либо переходит в высшую форму, либо погибает? И иных вариантов нет?
Учитель: Формулировка неверна, Кими. Среди цивилизаций Кольца есть и такие, которые построили высшее общество быстро и легко. Есть и примеры самоуничтожения, об одном из которых нам напомнила Пуна. Бывали периоды долгого смятения, войн, отбрасывавших в нищету и одичание. Начиналось новое восхождение, новая война - и так несколько раз, до полного истощения и деградации. Потомкам приходилось исправлять это веками.
Кими: Но и тут приход высшего общества был неизбежен?
Учитель: Разумеется!
Кими: Спрошу более точно. Известны ли случаи, когда общество на какой-нибудь планете достигало высокого уровня науки, техники, но не становилось коммунистическим и не погибало от страшных сил преждевременного познания? Много ли таких исключений?
Учитель (немного подумав): Вы имели в виду планету Торманс? (Пауза) Да, сенсационная эпопея звездолета "Темное пламя" заставила пересмотреть многое в общественных науках. И, конечно, стала ярчайшим источником вдохновения для творцов искусства.
СЦЕНА N2
Ученики осматривают памятник экипажу "Темного пламени"
192 с
EXT. ПЛОСКОГОРЬЕ РЕВАТ
Учитель и ученики идут к памятнику участникам экспедиции "Темного пламени". Он представляет собой полусферический купол из темно-зеленого металла, рассеченный прямой расщелиной. Вокруг основания под кольцевым выступом изваяния людей из красноватого камня. Пять с западной стороны от разруба, восемь - с восточной.
Пуна (тихо, торжественно, указывает): Это смерть, разделившая погибших на Тормансе и тех, кто вернулся на Землю.
Учитель молча наклонил голову.
Последовательный обход скульптур по кругу, начиная с Фай Родис, слышатся голоса различных учеников, читающие надписи под изваяниями.
Голос: Сама Фай Родис, командир экспедиции. (С книгой в руках, в спокойной подтянутой позе. Легкие складки ее костюма с короткой юбкой облегали ее тело, на руке браслет звездолетчика. Она смотрит поверх книги, крупные пряди густых волос спадают на нахмуренный в усилии мысли лоб. Та же напряженная дума отражалась в скорбном изгибе полных губ и черточках вокруг глаз).
Голос: Тивиса Хенако, биолог. (Стоит боком, выставив вперед левое плечо и погрузив руку в пышную гриву волос жестом не то отвращения, не то тревоги. Ее лицо, правильно-овальное, с явно монгольскими чертами, обращено на зрителей. В раскосых глазах сильнейшее нервное напряжение).
Голос: Тор Лик, астрофизик. (Стоит, беспечно скрестив ноги , свободно и спокойно облокотился назад, а правую руку жестом успокоения и защиты положил на плечо Тивисы Хенако).
Голос: Гэн Атал, инженер бронезащиты. (Высоко занес обе руки, держащие рукоять какого-то примитивного оружия. Его длинное лицо с узкими, близко посаженными глазами имеет грозный вид).
Голос: Вир Норин, первый астронавигатор. (Отвернулся от Тор Лика и склонил крупную голову, простер правую руку перед грудью Гэн Атала).
Статуи навсегда оставшихся на Тормансе резко освещались лучами заходящего солнца, пробивавшимися через вершины секвой. Скульптуры восьми вернувшихся оказались в сумеречной тени.
Голос: Эвиза Танет, врач Звездного Флота. (Стоит, обнявшись с Чеди Даан, почти на линии разруба, совсем близко от пяти погибших и несколько отступая от всех остальных. В расцвете сил, одета в обтягивающую тонкую блузку с открытыми плечами и свободные брюки. Смотрит искоса из-под опущенных ресниц, горькая улыбка на короткой верхней губе).
Голос: Чеди Даан, антрополог-лингвист. (Невысокая девушка, прижалась к Эвизе Танет, в полном костюме звездолетчицы, то есть легкой куртке со стоячим воротником и свободных брюках. Она вся напряглась в полуобороте, как бы сдерживая прорывающиеся чувства, и, упираясь бедром в часть какого-то прибора, смотрела на зрителей с гневом, горем и редкой на Земле жалостью, в упрямом волевом усилии сжав твердо очерченный крупноватый рот).
Голос: Гриф Рифт, командир корабля. (Сидит в кресле пилота, повернул высоколобое, полное суровой решимости лицо, исчерченное морщинами раздумья и воли, к другим статуям, словно хотел сказать недобрую весть).
Голос: Див Симбел, инженер пилотных устройств. (Сидит рядом в кресле, выставив вперед руку с браслетом, нагнулся, глядя на Гриф Рифта. Изваян в профиль, боком к зрителю. Массивная голова с крепко сжатыми челюстями в противоположность остальным, очень живым скульптурам, казалась каменно неподвижной на склоненной могучей шее).
Голос: Мента Кор, второй астронавигатор. (Сидит, уютно свернувшись, поджав под себя ноги, в углу чего-то вроде глубокого дивана. Ее широко открытые глаза под низкими бровями устремлены вдаль).
Голос: Нея Холли, инженер биозащиты. (Такая же молодая женщина, как Чеди Даан, присела на краешек выступа, нагнувшись вперед и опиралась заложенными назад руками на выступ. Резко повернув голову влево, она смотрит как бы на внезапно появившегося врага. Суровая смелость выражалается во всей ее гибкой фигуре, одетой в блузу с засученными рукавами, расстегнутую на груди. Ноги, обнаженные по всей длине, перекрещены в явном усилии. Небрежные пряди волос спадают на правое плечо, щеку и частично прикрывают лоб).
Голос: Соль Саин, инженер-вычислитель. (Сощурился в нежной усмешке, избороздившей лукавыми морщинками его худое лицо).
Голос: Олла Дез, инженер связи и съемки. (Почти обнаженная женщина, выпрямилась с высоко поднятой грудью, обхватив ладонями очень тонкую талию и опустив глаза. Короткая прическа обрамляет суживавшееся к заостренному подбородку лицо. Всезнающая, неласковая усмешка играет на губах с ямочками в углах рта. Одно плечо прикрывают тонкие складки шарфа, перекинутого из-под руки за спину).
Ученики рассредоточились и рассматривают памятник с разных сторон, обсуждают.
Кими подходит к учителю и тихо спрашивает:
Кими: Можно задать деликатный вопрос?
Учитель кивнул.
Кими: Вы, с вашим опытом жизни и углубленным пониманием, кого из них избрали бы своим другом?
Учитель: Ты думаешь о товарищах в подвигах или наставнике?
Кими смутился и опустил глаза.
Учитель: Понимаю. Но в выборе подруги не может быть подражания, и я тебе не пример.
Кими: Нет, конечно. Но...
Учитель (улыбнувшись): Кими, независимость суждения мы, учителя, стараемся воспитать в вас с первых шагов в жизни. Общность понимания возникает потом, после определенной суммы знаний.
Кими: И вы?..
Учитель: Я, если бы мог выбирать, выбрал бы Фай Родис.
Кими: О, да! И я...
Учитель: Или Оллу Дез!
Кими (недоуменно воскликнул): Почему? Они же такие разные, непохожие.
Учитель (с добродушно-смеющимся взглядом): В этом и дело. Это диалектика жизни. Неизбежную полярность ощущений тебе скоро придется познать уже не разумом, а чувством.
Они смотрят в направлении, где в одном кадре Олла Дез и Фай Родис. Потом приближение к лицу Фай Родис крупным планом.
СЦЕНА N3
В Совете Звездоплавания идет совещание по вопросу экспедиции на Торманс
182 с
INT. СОВЕТ ЗВЕЗДОПЛАВАНИЯ
ФАЙ РОДИС выступает на трибуне, сначала крупным планом ее лицо, потом отдаление.
Фай Родис: Когда мы получили известие о странной планете красного солнца в созвездии Рыси, историк Кин Рух назвал ее Торманс - как символ тяжкой жизни людей в плохо устроенном обществе. Название он взял из книги древнего писателя Линдсея о фантастическом путешествии на воображаемую планету. Там, в царстве тоски и мрака, происходило искупление грехов человечества. Торманс на забытом языке означало "мучение". Мой учитель и я убеждены, что там - нечто такое, с чем мы еще не сталкивались, и это говорит в пользу отправки экспедиции, невзирая на риск.
ВЕЛ ХЕГ: Несмотря на колоссальную удаленность Торманса, вполне вероятно, что те самые три звездолета, которые покинули Землю в начале Эры Мирового Воссоединения, достигли этой планеты. Фанатики, не захотевшие покориться неизбежному ходу истории, должны были погибнуть. Но верно говорят, что безумцам сопутствует удача - они вполне могли оказаться в том месте и в тот момент, где спонтанно произошла гравитационная флуктуация, затянувшая их в нуль-пространство. То есть эффект Рен Боза, лишь два века назад открытый экспериментально и давший нам возможность, воспроизведя его технически в Звездолетах Прямого Луча, встретиться воочию с братьями по Кольцу. Беглецов, чудом избежавших гибели, выбросило обратно в наш мир, но уже за сотни парсек. Две тысячи лет о трех звездолетах не вспоминал никто, всем была очевидна их судьба. Лишь сейчас от цефеян, новых участников Великого Кольца, мы узнали о случайном открытии, сделанном 280 лет назад. Их экспедиция встретила странную планету и на ней - технически развитую цивилизацию, разумных существ, очень на нас похожих. В каком-либо общении, в посадке звездолету сразу же отказали - что говорит о вероятности социальных сценариев, выходящих из общего ряда, вплоть до самых негативных, впрочем, это вопрос дискуссионный. Что бы там ни было, цефеяне не изучили планету подробно, а провели общую оптическую съемку и перехваты сигналов, минимально необходимые для простого первого разговора, оказавшегося последним. Объем записей недостаточен, чтобы сделать окончательные выводы по антропологии и лингвистике, но, тем не менее, шанс, что на Тормансе - цивилизация, основанная именно беглецами с Земли, довольно высок, 40 процентов. (В ходе его речи показываются несколько фото- и видеозаписей, в том числе, очевидно, верховный правитель, встающий с кресла в роскошном и обширном, но мрачном зале и вскидывающий палец в жесте "уходите прочь").
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА: Совет немедленно приступает к подготовке. На Торманс направится Звездолет Прямого Луча "Темное пламя" с экипажем из 13 человек. В качестве начальника экспедиции предлагается Фай Родис - ученица Кин Руха, знаток истории Эры Разобщенного Мира.
На табло диаграмма "За" с единогласным отображением множества зеленых элементов.
Председатель Совета: Нужен особый такт и подход. Мы не можем применять силу, не можем прийти к ним ни карающими, ни всепрощающими вестниками высшего мира. Заставить их изменить свою жизнь - безумие. Если они в опасности и их беда - от невежества, слепоты познания, то пусть они прозреют. И мы будем врачами их глаз. Если болезнь от трудных условий планеты, мы предложим исцелить их экономику и технику - во всех случаях наш долг прийти как врачам.
СЦЕНА N4
"Темное пламя" стартует с Земли
20 с
EXT. ПЛОСКОГОРЬЕ РЕВАТ
Множество людей на индийском плоскогорье Реват собрались, чтобы проводить экспедицию. Звездолет "Темное пламя" поднялся вертикально и быстро скрылся в утреннем небе.
СЦЕНА N5
Звездолет ложится на курс
20 с
INT. ОБЩИЙ ЗАЛ ЗВЕЗДОЛЕТА
ГРИФ РИФТ, ДИВ СИМБЕЛ, ВИР НОРИН, МЕНТА КОР, СОЛЬ САИН сидят, взаимодействуя с виртуально-голографическими рычагами управления и мониторами, на которых отображаются данные. Фай Родис стоит позади кресла Гриф Рифта, положив руку на спинку.
Гриф Рифт, оборачиваясь к Фай Родис: Мы легли на курс.
Фай Родис слегка улыбается и молча кивает, после чего медленно отходит.
СЦЕНА N6
Фай Родис вспоминает напутствие учителя
253 с
INT. КАЮТА ФАЙ РОДИС НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ
Фай Родис сидит на ковре перед диваном, погружаясь в воспоминания и размышления. Ее взгляд устремлен на небольшую диораму напротив, оправленную в золотистый овал.
Слышен голос научного наставника Фай Родис - Кин Руха: "Очень трудна работа историка, особенно когда ученые стали заниматься главным - историей духовных ценностей, процессом перестройки сознания и структурой ноосферы - суммы созданных человеком знаний, искусства и мечты".
Родис сделала жест, и эта вещь превратилась в просвет, где над спускавшейся в неизвестность синеватой равниной летит хрупкий парящий аппарат в виде неуклюжей платформы, с грубо торчащими углами, кривыми стойками и запыленным верхом. Уцепившись за какой-то рычаг, на нем стояли двое молодых людей. Юноша с резкими чертами лица крепко держал за талию девушку монгольского типа. Ее черные косы взвивались на ветру, а одна рука была поднята вверх - не то сигнал, не то жест прощания. Угрюмая пыльная равнина с чахлой растительностью сбегала в таившуюся впереди пропасть, прикрытую валом густых желтых облаков.
INT. КАБИНЕТ В ИНСТИТУТЕ
Фай Родис и КИН РУХ сидят в кабинете. Там же эта диорама, первоначально крупным планом, камера отводится от нее, охватывает двух людей.
Фай Родис: Поистине, целый океан мужества нужен был людям, чтобы выйти из дикого состояния и превратить Землю в цветущий сад. Сто миллиардов человек прошли под косой времени, пока с победой разума и знания не кончилась ночь несчастий. Чудовищная цена!
Демонстрируется картина "Последняя минута" на стене кабинета, выхватываются отдельные детали. На обширном поле рядами стоят гигантские ракеты, подобные высоким крестам на старинном кладбище. Низко нависло мутное, бессолнечное небо, угрожающе прочерченное острыми пиками боеголовок. Люди, трусливо оглядываясь, бегут гуськом к черной пещере глубокого блиндажа. На другой стороне диптиха - мужчина и женщина, молодые и симпатичные, преклонившие колени на берегу большой реки. Женщина прижимает к себе маленького ребенка, а мальчик постарше крепко уцепился ручонками за отца. Мужчина обнимает женщину и ребят, повернув голову назад, туда, где из накатывающегося облака атомного взрыва высунулся гигантский меч, занесенный над жалкими фигурками людей. Женщина не оглядывается, а смотрит на зрителя, и на ее лице бесконечная тоска обреченности. Не менее сильно выражена беспомощность мужчины, который своим видом показывает, что все кончено, и только хочет, чтобы это произошло скорее.