Аннотация: Рецензия на роман Алекса Гарленда "Пляж"
Алекс Гарленд. Пляж. Издательство "ЭКСМО". 2004.
Представьте себе ролик "Баунти", в который вмонтированы сцены расчленения трупов и массовых расстрелов. Где среди пальм - кровавая каша, удушенные молодые люди, море блевотины и плантации марихуаны. Получится роман "Пляж" ("The Beach", 1996) - дебютный текст модного английского писателя Алекса Гарленда (Alex Garland).
Волею судьбы на русском языке роман Гарленда вышел уже после премьеры одноименного фильма Дэнни Бойла (Danny Boyle), в свое время открывшего для кинематографа шотландца Ирвина Уэлша (Irvin Welsh). Тем не менее, просмотр фильма со смазливым Леонардо ДиКаприо (Leonardo DiCaprio) вряд ли испортит вам впечатление при прочтении. По признанию критиков, экранизация произведения, о котором иначе как о шедевре современной литературы уже и не говорят, не отразила всей глубины книги. Да и с точки зрения сюжета фильм значительно отличается от первоисточника.
На западном рынке "Пляж" позиционируется как "ответ Поколения "Х" на "Повелителя мух" ("Lord of the Flies", 1954) Уильяма Голдинга (William Golding). С точки зрения фабулы оба произведения действительно очень схожи: группа наших современников из городских джунглей попадает в настоящий земной Рай. А под занавес казалось бы заново обретенный Рай вдруг преображается самым настоящим Адом для его непрошенных гостей.
Однако на этом все сходство и заканчивается. По смысловой нагрузке роман Гарленда - совсем не "Повелитель мух". Если у Голдинга группа английских школьников заброшена на один из островов Тихого океана не по собственной воле, то герои Гарленда мечтают о жизни в иной реальности, в не разоренном человеком уголке дикой природы.
Молодой англичанин Ричард - главный герой романа - лишенный иллюзий, восприимчивый, нерешительный и немножко сумасшедший. Он - персонаж общества потребления. Он потребляет уже не товары, а схемы поведения из видеоигр и фильмов. Ричард бродяжничает по Юго-Восточной Азии; в Таиланде к нему попадает карта - как попасть на остров, где находится райский пляж и живет коммуна из счастливых путешественников. Все правда: и остров есть, и экзотический кибуц процветает. Тут-то все и начинается: много крови из ничего. В "Пляже" голдинговские детки явно повзрослели. Молчаливые приказы руководителя коммуны Сэл леденят кровь похлеще открытых протестов и угроз Джека Меридью, старосты церковного хора мальчиков из "Повелителя мух". А немое согласие всех членов коммуны на исполнение жутких приказов Сэл демонстрирует лицемерие обитателей райских кущей, вчерашних Адамов и Ев. Они способны и не на такое, чтобы сохранить свой псевдо-Рай. И если у Голдинга невинные дети совершали путь от человека к животному, к дикарю, сбросившему лоск цивилизации, то пляжный Рай Гарленда уносит человеческие жизни по иной причине. Путешественники пытаются построить совершенное общество, основанное на абсолютной лжи. И на протяжении всего романа британский автор пытается ответить на вопрос, возможно ли создать в сердце чьей-нибудь культуры рай, не имеющий к ней никакого отношения.
Именно для того, чтобы расставить верные акценты в произведении, режиссер Дэнни Бойл значительно изменил концовку фильма. Он посчитал, что развязка в авторском варианте может быть истолкована зрителем как аллегория возврата к примитивизму, как чисто "голдинговское" прочтение темы Рая. В результате в фильме отсутствуют самые кровавые сцены книги и поистине сюрреалистическая сцена расправы с самим героем. Надо сказать, что сам автор не был согласен с режиссером. По его мнению, нельзя ставить знак равенства между насилием и примитивизмом.
"Пляж" - это пристальный взгляд на поколение, казалось, давно лишенное иллюзий; ярко выраженный протест нашего современника, выросшего в городских джунглях, против глобальной коммерциализации мира. Главный герой книги Ричард - новый и в то же время классический тип героя-романтика, ненавидящего повседневность и мечтающего найти свой Рай. А все его поиски заветного уголка есть не что иное, как вариант романтического бегства от действительности.