Аннотация: Читатель! Если тебе понравился текст, можешь оценить его в рублях. Счет 2200 1529 8365 1612
'Светильник из Стамбула'.
Из всей радуги цветов: рубинового, топазового, изумрудного, опалового осколков стекла в белой сетке каркаса светильников, словно однажды разбитый и вновь склеенный кубок, я выбрал один - сапфировый, полагая, что озаренное изнутри стекло будет просвечивать небесно-голубым, словно купол самаркандской мечети. Но стоило зажечь в нем свечку, запрятанную в алюминиевый пистон, и стекло просветилось бледно-бирюзовым, отдавая гаммой дешевой бутылки. Пламя в нем поначалу горит ровно, вдруг задыхаясь, начинает метаться, оставляя на стенах ночной комнаты причудливые тени, словно пришедшие за мной с берегов Босфора.
Торговался за него отчаянно, хоть скоро уезжать, деньги последние, от того их вовсе не жалко. Но под сводами Гранд Базара невозможно обойтись без традиционного кейфа Востока - поторговаться всласть. 'Эйт!' - ответил мне торговец, после моего долгого приглядыванья к бесконечному ряду светильников. 'Отдаст за пять', - решил я и выдал: 'Файф!'. 'Септ!' - ответил турок по-французски. 'Пять' - объявил я на родном языке. Видимо решив, что покупатель попался не из понятливых, продавец уточнил: 'Сэм!'. Я выложил решающий аргумент: 'Беш!' ('пять' по-турецки, равно на десятке иных тюркских языков). Что-то потухло в глазах долговязого продавца, с последней надеждой вновь проблеявшего: 'Семъ'. Показав спину, я сделал несколько шагов прочь, наблюдая через плечо за турком, лицо которого сделалось цвета незрелого темного винограда: и зеленое и красное и фиолетовое одновременно, отражая лишь одну эмоцию: 'деньги уходят!'. Турок пробежал взад-вперед раза три, сделал знак подручному: заверни, крикнул мне: 'Сикс!'. С жесткостью выносящего приговор победителя я растопырил пятерню: 'Бе-еш!' и получил свой светильник, небрежно спрятанный приказчиком в комок серой оберточной бумаги.
С покупкой я гордо шествовал между залитых жемчужным светом витрин с турецким золотом и искусственными бриллиантами, где пять лир никто не сочтет за деньги. Но испытывал гордость, словно выиграл сражение за Великий Город, и уносил великое сокровище. Такова сила Базара, хоть он и Гранд.
При взгляде на мечущееся в голубом сосуде пламя мне приходят странные мысли: а что, если бы выбрал зеленый светильник, или красный? Вспоминал ли теперь Стамбул с холодной теплотой? Похоже на пункт психологического теста: 'какой цвет предпочитаете', ибо склонность к цветам определяет тип личности: сангвиник, меланхолик, холерик и прочий, равно пристрастия к темной и светлой гамме. Но одно дело тест, другое - настроение города, передавшееся тебе, словно зараза. Если надо увести с собой предмет в память о городе меж синью неба, бирюзой мраморного моря и сапфировой жилой Босфора, светильник какого цвета выберешь? Хоть Есенина читай:
И хотя я не был на Босфоре -
Я тебе придумаю о нём.
Всё равно - глаза твои, как море,
Голубым колышутся огнём
С.Е.
Думал ли тогда что главный архетип мегаполиса о десятке имен - внутренний свет, озаряющий твердую оболочку, делающий стекло совсем иного цвета, чем оно кажется под лучами солнца.
Короткое путешествие в Стамбул через Византий, Царьград и Константинополь.
Говорят сюда надо приходить по морю, тогда откроются самые прекрасные виды. Тогда ты полюбишь Стамбул сразу и навсегда, войдя в него, сделаешься снисходительным к недостаткам. Один мой знакомый приплывал в него десятки раз, знает до мелочей все дворцы, мечети и дома, видимые с воды..., но ни разу на берег не ступил. Не удивительно, он служит на Черноморском Флоте, сход команд которого на стамбульский берег не предусмотрен. 'На танке поеду...' как шутили когда-то в анекдотах. Иным способом приплыть в Стамбул хлопотно, да еще в глубине души таится опасение проплыть мимо этой восточной сказки.
Другой мой знакомый обычно прилетает в аэропорт Ататюрк по каким-то делам теоретической физики. Город ему, по большому счету, не интересен: частицы выпадающего свободного времени проводит вольно: сидит себе в ресторанчиках, вечером в отеле перелистывает телеканалы в поисках 'мусульмано-турецкой эротики'.
Еще один мой друг видел этот город так, как мало кто видит. Ежедневно взлетал на вертолете, проходя над Босфором, Перой и Эминоню, Юскюрдой по десятку раз в день. Вертолетчик - тушил пожары, взлетая и садясь на анатолийском берегу у моста Мехмеда Великого. Брал ориентиром крепость Анадолу-хисары. Иногда звонил мне, я спрашивал: 'В Стамбуле был?' имея в виде район Золотого Рога. 'Нет! - отвечает - Все некогда. По десять вылетов в день. Вечером до койки бы доползти. Какой Стамбул?!'. Я желал ему нелетной погоды.
Как-то встретив друга-физика, неожиданно узнал, что он вновь проездом побывал в Стамбуле, окатив меня искристой волной изумления. Город явно преподносил загадку, словно бардак (стаканчик) чая на серебряном блюде:
'Как так? - думал я - Повелитель Воздуха (бывший военный летчик), Тверди (физики они Атом, то есть Камень расщепляют) оказались в одном месте. Может, 'Повелитель Воды' в это время проходил Босфором? Шутить изволите, господин Стамбул?'. Позвонил моряку, обиняками выведывая, когда в последний раз тот ходил в 'средиземку'. 'Четыре года назад' - был ответ. Стамбул подмигнул мне хитрой восточной улыбкой. Совпадения случаются, но не такие же.
Недавно летчик вернулся, посетовал, что за три месяца так и не выпало случая попасть 'в Стамбул'. 'Только катал телевизионщиков над святой Софией и старым городом. Все!!!'
Лет 200 назад над Босфором впервые поднялись английские аэронавты. Посмотреть на чудо прогресса - воздушный шар - сбежалось пол Стамбула. На вопрос султана: 'Каково там?', аэронавты ответили: 'Меж землей и небом не попадалось нам еще вида прекрасней этого'. А вот моего вертолетчика панорама не очень впечатлила: 'Одни мечети...'. Может быть оттого, что так и не пришлось ему пройти по брусчатке Эминоню.
Что за странный город? Недоступный. Во всяком случае, для моих друзей.
Я прибыл в Стамбул немного нетрадиционным для русских способом: проехал почти полтысячи километров на автобусе. Первыми впечатлением оказались выжженная холмистая степь, ряды новостроек очень похожие на хрущебы, дорожное кафе с грязью и мухами, где экскурсия умывалась и оправлялась перед въездом в город. Еще туристические палатки, из которых привычно, по кочевому вылезали турки, ночевавшие в поле возле своих потрепанных Фольксвагенов и Ситроенов.
Быть на болгарском Сланчев Бряге - 'Солнечном Берегу' и не сорваться в Стамбул, чтоб потом локти кусать?! Ведь манит 'Цариград'. Так и сегодня называют болгары Стамбул. Манит. Удержаться невозможно. Даже если путешествие оказывается немного маетным.
Стоит ли писать о городе, если пробыл в нем неполные сутки? Стоит! В такие дни восприятие столь интенсивно, глаза, слух, нос улавливают все настолько остро и четко, что хватит на пару месяцев обычной жизни. В местах особенных при малости времени понимаешь: главное, не, сколько ты пробыл, а, сколько захотел увидеть, заметить, ощутить, пережить и, конечно, запомнить. Бывают дни, навсегда врезавшиеся в память, помнятся ярче, чем целые годы. Как после этого считать, сколько ты пробыл в Венеции или Стамбуле... День...год?
Встреча с Босфором.
При въезде в город сон забрал надо мной верх. Никакой возможности проснуться не было. Открыл глаза: мы на мосту между Европой и Азией. Зеленые склоны гор на обоих берегах, внизу корабль в золотисто-розовой дымке. Только что взошедшее солнце тянется к нему первыми лучами, а достать не может. Сознание отметило: 'и этого вида вполне довольно для впечатлений'.
Второй раз проснулся на обратном пути. Опять на Босфоре чтобы увидеть крепость Румелихисары. Площадь Баязет. Вся в цветах площадь Султанахмед. Голубая мечеть, остатки ипподрома с древнеегипетско (Тутмоса Великого) - римско-византийскими стелами.
Конечно, Айя-София. Снаружи храм не очень: бункер с куполом. И тут на язык приходят фразы, точь-в-точь повторяющие сказанное другими. Город столь древний, что, кажется, все, что можно сказать уже сказали другие, и все мысли, что пришли тебе в голову, уже пришли кому-то еще: '...бросается в глаза, что Айя-Софи прообраз всех стамбульских мечетей... и русских церквей тоже - София Киевская ее калька'. Вспоминается рассказ Павича 'Голубая мечеть' про мусульманского зодчего, что пытался постичь пропорции храма Софии, чтобы построить великую Мечеть. Возведя, понял, что что-то в нем изменилось. Бросился к учителю своему - суфию, который быстро догадался, что великий строитель Голубой мечети стал христианином.
Внутреннее пространство св. Софии неописуемо, неподвластно языку: мозаики, фрески, покрытые полудрагоценными плитами стены словно московское метро, пространство-бездна, полумрак, обязательно прорезаемый тонкими лучиками. Воображение живо рисует, как все вкупе потрясало средневекового человека. Резьба по камню ажурнейшая и в огромном количестве. Стоя там, в полумраке и прохладе понимаешь: только чтобы увидеть ЭТО, стоило приехать. И подобная мысль будет приходить еще не раз, начав донимать тебя с утра и не оставляя до вечера - до красного закатного неба и солнца, заблудившегося в минаретах словно в трех соснах.
Светильники горели, непонятный
Звучал язык - Великий шейх читал
Святой Коран, - и купол необъятный
В угрюмом мраке пропадал...
Ив. Б.
Остановился у колонны (как выяснил позже в Москве: у колонны св. Георгия), обнаружил на ней наполовину протертый до дыр медный щит, в середине щита норку в мраморе, за века просверленную пальцами сантиметров на десять. Ведь когда-то читал про нее у того же Павича в 'Последней любви в Константинополе':
'В Константинополе в одном храме есть колонна, к которой прикреплен медный щит. В центре щита отверстие. Тот, кто думает о своем желании, засовывая в это отверстие большой палец и ладонью описывая круг так, чтобы ладонь ни на миг не отделилась от медной поверхности щита, а большой палец не покинул отверстия, - будет услышан. Но только смотри, будь осторожен, мой господин. Когда Бог хочет кого-нибудь наказать, он одновременно одаряет его и исполнением желания, и бедой. Возможно, он поступает так только со своими любимцами,...'
М.П.
но, разумеется, позабыл. Догадаться, что надо делать не сложно: сунул палец, стал ждать знака, не предполагая, что надо не вынимая указательного пальца очертить большим пальцем круг. Некоторое время ничего не происходило, как вдруг... послышались странные свистяще-хлопающие звуки. Словно ангел спускается с небес. Поднял голову - на меня пикирует сизарь. Голубь испугался резкого движения, в панике захлопал крыльями, взмыл под купол. Что бы это значило? В любом случае что-то значит, вот только от неожиданности забыл я что загадал...
К следующему знаку прикоснулся в Топкапы. Что-то вроде caput mundi - Пупа Мира перед Воротами Евнухов. Похоже на сиську из мрамора с вбитым вместо соска железным гвоздем. Вроде бы прихваченный где-то в Дельфах омфалос. Толи византийцы установили, обозначая центр Восточной Римской Империи, толи турки расстарались, устанавливая трон султана ровно над ним. Под козырьком пред воротами прямо над 'сиськой' висит маятник. Пуп огорожен навесными перилами. Посетители почтительно обходят. Прикоснулся к гвоздю, словно проверяя, часто ли протирают, про себя напевал: 'Маятник качнется/ сердце замирает,/что кому зачтется,/ кто ж об этом знает...'. Протирают каждый день. В общем, отнесся без должного почтения. Маятник над головой не качнулся. Такое было бы уж чересчур.
В Москве вспомнил, где раньше видел такой набалдашник: каменные столбы парапетов на мостиках Венеции. Получается: какой-то ушлый грек выдал султанам умыкнутый в Венеции столбик за 'тот самый омфалос из Дельф', или венецианцы в насмешку над турками наставили таких 'пальцев' - фаллосов по всей Венеции. Возможно, между этими каменными члениками вовсе нет никакой связи.
Топкапы в своем роде Оружейная палата и Алмазный фонд 'в одном флаконе'. Палате проигрывает, но не сильно. Зато наш Алмазный Фонд заметно блекнет перед султанской сокровищницей. Еще бы! крупнейшая кладовая драгоценностей.
Количество, размеры драгоценных камней впечатляют. Алмаз в половинку куриного яйца. В отличие от бриллианта 'Орлов' разрезан не поперек, а вдоль. Просверленные насквозь изумруды величиной с апельсин - балясины для балдахина, подстать им рубины для столь же утилитарных украшений. Ларец из горного хрусталя чуть больше обувной коробки - нарочно для купания перстов султана в изумрудах линзовой или яйцевидной формы. Понятно: грани не должны царапать нежную султанову кожу. Средний размер изумруда в хрустальном ларце с голубиное яйцо. Будь вместо изумрудов рубины, можно подумать, что перед тобой последствия кастрации султанских евнухов, тогда омфал перед Воротами Евнухов результат той же операции или ритуального обрезания? 'Я знала, что им делают обрезание, но не до такой же степени!'
Публика в сокровищнице невероятно возбуждается, не веря, что перед ними настоящие бриллианты, тонны золота, тысячи рубинов и изумрудов. Для публики припасен сюрприз: проход между павильонами сокровищницы ведет через султанскую террасу. Прямо: вид на ультрамариновый Босфор с провисом моста Мехмеда Второго, направо: Скутари - Юскудар старая азиатская часть Стамбула и порт в Каракое. Чуть поодаль лазурный простор Мраморного моря. Слева: начало изумрудной бухты Золотой рог. В своем роде тоже драгоценность. Спешат корабли, трехпалубные паромы несутся с невероятной скоростью. Зашла пятимачтовая яхта черного дерева. Подобного чуда не видеть еще не приходилось. Возбужденная публика начинает неистово фотографироваться 'на фоне'. В первую очередь на фоне Босфора. Под козырьком прохладная тень, вокруг режущий глаза полуденный свет. Сомневаюсь, что фотографии получатся, слишком большой 'клин' по освещенности.
Потом вновь в полутемные залы со звездным небом из бриллиантов. И вновь шепот недоверия. 'Не может быть! Стекло!'. Дивишься восточной роскоши, смутно начиная догадываться, что она вовсе не для европейских чувств. Рассказывают, что с помощью драгоценных каменьев в османской империи можно было провернуть любое дело, добыть любой секрет. Европу привлекают металлы: золото, серебро, платина. Богатство, что можно пустить в оборот, чтобы получить еще большее богатство. Драгоценности - конечный пункт богатства. Сокровище, что по идее должно остаться у владельца и его наследников вечно. С ним расстаются в исключительных случаях - когда надо спаси свою жизнь, жизнь близких. В остальном, сокровище пригодно только для любования. Иногда его показывают другим, чтоб продемонстрировать свое состояние. Султанам демонстрации требовалось часто, чтобы подданные знали: богатства султана неисчислимы, следовательно, власть его крепка.
Однако главное предназначение сокровищ - любоваться ими. Драгоценные игрушки для взрослых. Восточным падишахам не пришло бы в голову запирать алмазы в сейфы банков, чтобы доставать их от случая к случаю. В Персии и в Турции издавна известна 'игра в алмаз': его держат на уровне глаз и вертят, вертят, вертят, старясь поймать особо красивые блики, при каждой удаче восклицая: 'Вах!!!'. Говорят, такое упражнение разгоняет тоску, меняет мрачный взгляд на мир на восторженный, делает проницательным ум, а сердце влюбленным. Выходит, алмазы средство восточной медитации. Не все так просто оказывается с 'восточной роскошью'.
Теперь более-менее ясно, откуда произошел традиционный 'дар Венеции' - с подклеенным снизу зеркальцем алмазной огранки шарик муранского стекла, через который венецианцы, по преданию, время от времени смотрят на мир, чтобы увидеть его блистающим и радужным как карнавал.
Топкапы сильно утомил: несколько раз прошел туда и обратно в поисках книгохранилища, пока не выяснил что в данный момент оно закрыто. Главного в моих глазах сокровища не увидел: подборку изображений тюркских демонов 13 века, карту Пири-рейса, манускрипты на прозрачных пергаментах, рисованные красками из золотой пудры и растертых драгоценных камней персидские миниатюры. Если долго всматриваться в них, то неожиданно возникает объем, словно на 3D изображениях. Оставил розыски 'до другого раза' (да будет ли он?!! в Венецию собираюсь вернуться вот уже сколько лет). Отчасти мою 'жажду прекрасного' утолила расположенная недалеко антикварная лавка миниатюр и географических карт. Великолепно, но все же 'не то!'.
Со мной так бывает в больших музеях: вроде все оббежал-осмотрел, заметил что-то, открыл для себя нечто новое, уже пресытился, а выйти не можешь. Не дает какое-то чувство пустоты-полноты внутри. Верный признак, что находишься в истинном центре города. Дальше куда не пойди, всё будет в сторону окраин. Независимо от того, где находишься.
Странный феномен эти дворцы. Что суть они? По первоначальной идее - жилища монархов, вместилища верховной власти. Нечто сакральное, раз монарх наместник Бога на земле. Тем не менее, дворцы не более чем роскошная рама для портрета царя-короля-султана. Захотел - построил новый дворец, захотел - основал новую столицу.
Не тут то было! Именно главный дворец начинает вбирать в себя личности монархов, династий, государств. Изначально построенные чтобы не только жить в них, но поражать послов и подданных монументальностью, величием и роскошью, дворцы становятся вместилищем сокровищ, богатого оружия, посуды, картин, статуй, драгоценной отделки.
Однажды монархия уходит. Дворцы превращаются в сокровищницы столиц. Накопленные шедевры, труд множества талантов, гигантские средства, выкаченные из миллионов поданных 'подлого происхождения', захватнические войны с грабежами чужих богатств - вся их 'история, отлитая и застывшая в шедевре', она же 'музыка в камне' оказывается сами по себе более ценной, чем священная особа монарха. Так слишком красивый собор перестает быть церковью и тоже превращается в музей, куда приходят не Богу молиться, а дивиться на изделия рук человеческих.
Лишь малая часть экскурсантов идет посмотреть, как жил некий царь или султан, в какой роскоши купался. Большинство идет в Лувр или Эрмитаж смотреть на Леонардо, Тициана, Рембрандта, и тысячи полотен иных великих. Дворцам, оказывается, не нужны жильцы, когда сформировался истинный центр столицы. Как в храме, в нем лежат святыни красоты, взглянуть на которые приходят сотни тысяч праздных паломников. И что-то при этом происходит. Не может не происходить, если тысячу раз на дню раздается искреннее 'Ах!'. Энергия, в том числе энергия восторгов никуда не исчезает.
'Существует закон сохранения энергии: энергия, выданная в мир, не пропадает бесследно при любой политической или культурной изоляции. И если в этой энергии вдобавок есть еще и какое-то определенное качество, то тогда волноваться уж совершенно незачем'.
И.Б.
Огромные метафизические шкатулки, организующие потоки энергии? Выходит, в реестре целей жизни монархов оказывается и такая. Они-то себе думали, что борются за власть, повелевают подданными, решают судьбы мира, одновременно услаждая свои изысканные и дорогостоящие эстетические чувства. На поверку оказывается, что нечто большее использует их как марионеток, чтобы, когда все будет завершено, выбросить их потомков в окошки дворцов и зажить самим по себе. Правильно выбранное место, устроенный и обставленный дворец не нуждается в жильце, а лишь в бесконечной череде поклонников своей красоте. Правило действует всюду, будь то Прадо, Лувр, Кремль, Эрмитаж или Топкапы и 'Запретный город' в Пекине.
Не так ли и мы, провозгласившие человека (то есть себя) мерилом всех вещей и величайшей ценностью на земле, целью всех деяний и свершений, можем оказаться только средством, для чего-то боле великого. Даже не 'можем', а уже оказались...
Что за мистика? Что за душные мысли приходят у ворот гарема? И вообще, если женская половина восточного дома символизирует женщину, что тогда вход в сераль?
Прочь на воздух! от Топкапы на Перу к башне по Галатскому мосту через Золотой рог. В старинное стамбульское поселение западных европейцев.
Хотя слышится на Галате в основном турецкая речь (иная - разговоры туристов), но разница ощутима в каком-то неуловимом европейском аромате улиц. Возможно, не улавливаю чего-то, как не улавливает не знающий русского языка особый говор одесситов в Одессе.
В отличие от Венеции Стамбул город исключительно мужской. В смысле: 'город-муж'. Опять мысли приходящие на ум всем. Венеция - 'стареющая дама-аристократка'. Рельеф ее плоский, лишь несколько шпилей башен и купол Мария-дель-Салюте. Стамбул весь из себя холмы, увенчанные куполами мечетей, напоминающие восточные шлемы со смешным названием 'мисюрка'. Толчея маленьких куполов вокруг большого наводит на мысль о войске, и навязчивое это впечатление дополняют пики-минареты. Башни повсюду: на Галате генуэзская и на площади Баязеда пожарная очень похожая на минарет, колонны ипподрома или древнеримская Диоклетиана. Все дыбится фаллическими символами, не отпуская память об 'омфале' перед Воротами Евнухов.
'По вертикалям' в городе очень легко ориентироваться, хоть большинство вертикалей - минареты. Закутанных в платки женщин не так уж много, к ожидаемому от мусульманского города примерно половина. Остальные вполне обычные тетки как в Москве или в Венеции. 'Типичных турков' кавказского типа в Константинополе не так уж много, преобладает европейский тип, еще более - средиземноморский. Доминанта мужчин роднит Стамбул с Самаркандом, вообще с Азией. Хоть привкус женственности чувствуется в прихотливости восточного орнамента, в коврах живых цветов на площадях и в парках, в особой расслабленности кофеен, роднящих их с кафе венецианскими - неторопливыми и ароматными. Жизнь Венеции движется вдоль каналов, протекая столь же неспешно, как вода в них. По Венеции ходить быстро невозможно, надо смотреть и всматриваться. Бродят там, в основном, туристы. Жизнь со скоростью гондолы.
В Стамбуле жизнь кипит подобно воде в Босфоре, где течение летом 5 узлов со стороны Черного моря. Вода не только в проливе, но и в Золотом Роге бурлит как в котле, да еще взбивают пену бесчисленные паромы, куда турки набиваются, что твои шпроты в банку. Стамбульцы спешат жить, суетятся, двигаясь раза в полтора быстрей москвичей. Но приходит сиеста, поток оседают в замызганных кафе-клубах. Янтарный чай из каплевидных стаканчиков, мужские разговоры, игра в карты и нарды. В картах молчат, за нардами почти кричат и разве что не бьют морды. Выбирать между кофе по-турецки и цветочным чаем трудно. За первым романтический ореол, за вторым удовольствие.
Попробовал знаменитый стамбульский витой бублик с кунжутом. Наши лучше. Турецкий айран вкусней болгарского, тем более - московского. Как-то странно пить этот напиток степей среди узостей древних стен, впрочем, среди 'стекла и бетона' тоже. Шаурма из баранины - совсем плохо. Скорей всего мне не повезло с поваром. Из того, что мечталось вкусить: макрель на хлебе, жаренная на стальной решетке на древесном огне прямо на набережной. По-турецки 'балык, экмек + салад'. Необычайный турецкий аромат (турецкий вкус отдаленно напоминает жареный томатный кетчуп), но пресная. Случилось недоразумение. Рядом стояла табуретка с бутылками соли и лимонного сока. Каждый сыпет по вкусу. Обильно сдобрил свой кусок. Получилось замечательно.
Естественным образом возвращался на площадь Баязеда через район Гранд базара, где приобрел светильник.
Мы знаем Стамбул по 'Бегу'. Булгаков там не бывал, а Алов-Наумов половину улиц-дворов-комнат снимали в павильонах Мосфильма, натуру где-то в Ялте-Гурзуфе-Баку. Все вранье! Все Черноты-Хлудовы в антураже города и порта выдуманы, высосаны из пальца. Куда смотрит Хлудов, следя глазами пароход, плывущий в Россию? В бездонный морской простор, а ведь перед ним должны сходиться узости Босфора. Если снимали в Ялте, то Дворжецкий смотрит на Юг, в сторону 'берега турецкого', то есть все того же Стамбула, воображая своего персонажа на том берегу, словно смотрясь в зеркало.
Лишь одна деталь в фильме подмечена верно: над подлинными кадрами Стамбула распев муэдзина, прокатывающийся эхом по городу. В масть! Точно! За одну точную деталь остальные 'огрехи' можно простить, поскольку 'Бег' не о Стамбуле - о русских. И сегодня с минаретов раздается призыв к молитве (правда через репродукторы) и долго гуляет эхом. Турки на секунду вздрагивают, потом вновь протягивают тебе товар: золото, шмотки, посуду.
Надо сказать, что множество известных фильмов, как иностранных, так и отечественных, снятых в антураже Босфора географической достоверностью не блещут. Всякий раз красота кадра подчиняет себе достоверность перемещений персонажей. Мировой зритель ахает от красот, а у побывавшего там появляется улыбка: то 'переправляясь в Азию' плывут в сторону Топкапы, то 'уезжая навсегда на поезде' едут в сторону Босфора по берегу Мраморного моря, то солнце вдруг взойдет за Башней Баязеда - то есть реальный закат выдан за восход. Играя с пространством и временем. Стамбул путает карты.
В Турции бьет по глазам персонифицированный в лике Ататютка национализм. Первый президент всюду, равно как красные турецкие знамена. Белый тонкий полумесяц со звездой издалека почти не заметен, знамя кажется кумачовым, что будит воспоминания. На обратном пути, на контрольном пункте в ожидании печати в паспорте, посчитал изображения Ататютка: портреты в каждом кабинете, посмертная маска, фотографии в рамочках на всех стенах: с иностранными послами, с семьей, в военной форме, в смокинге. На галерее второго этажа современного вида двуцветные плакаты. Считая ноги видневшегося во дворе памятника, получилось 14 Ататюрков.
Капкан
Не отпускает меня Стамбул.... Мысли все время вертятся вокруг города, воронкой засасывая случайные сведения из рекламных буклетов, старинные хроники, мемуары всяких разных личностей. Постоянно разглядываю купленную там карту Босфора, под лупой изучаю гравированный Кантемиров план Стамбула 1720 года (разбор старинных карт вообще увлекательнейшее занятие, вроде 'игры в алмаз'). Проштудировал эссе Бродского. Прочел свежеизданный огромным тиражом 'Стамбул - город воспоминаний' Орхана Памука еще до вручения ему Нобелевской премии. И вскоре порадовался его заслуженному лауреатству.
Вот так попал! Недооценил значения места, поддавшись традиционным российским клише. Ну что такое турки? Что великого в культуре они создали? Ну да - Византия, ну св. София, 'восточный экспресс'. Более экзотика, чем нечто серьезное. Потому и ехал с небрежным чувством... и попал в столь любимые ХIХ веком 'восточные сети'.
Все оказалось серьезно. Поначалу приписывал чувство непонятной ностальгии красотам самого места, сочетанию разных оттенков синего, голубого, лазури, изумрудного в водах и небе; в красоте моря пролива и залива, в рельефе гор, скал. В конце концов, красотам архитектуры, 'аромату старины'. Самому знанию, что пребываешь в 'историческом месте'. Даже все доводы собранные вкупе, достаточные для туриста 'повидавшего мир', не исчерпывает и половины ощущений неразгаданной тайны. Причем тайны не внешней, но поселившейся внутри и теперь там живущей.
В книжном магазине наткнулся на увесистый альбом '100 мест на Земле, которые необходимо увидеть'. Сейчас модно издавать такие 'сотни': 'сто великих писателей', 'сто великих сражений'... эдакий подарок нуворишу желающему казаться (возможно, самому себе) 'тоже знающим'. Прочтешь такой талмуд, скажем о писателях, где в основном представлены подробности их половой жизни - вроде знаешь всю мировую литературу, читать сотню романов не надо. При случае можешь блеснуть знаниями в 'приличном обществе'.
Открыл 'стоместный альбом туриста'. Примешано в него немного природно-исторического: новозеландские 'Альпы', Ниагара, Стуонхенж, пирамиды Гизы, еще что-то по мелочи. Остальное - города. К изумлению своему обнаружил, что уже побывал в семи: в одном мне суждено было родиться и провести большую часть жизни. Еще шесть: Петербург, Рига (почему не Таллинн?), Венеция. Бухара-Самарканд в книге указаны вот так: вместе. Побывал и там и там. Киев.
Естественно Стамбул. Всю сотню не объехать за остаток жизни, но даже при моей 'ограниченной подвижности' по свету семь показалось немалой долей. Кхе-кхе-кхе... Кое-что повидал! 'Побывал на Востоке', если нашу Среднюю Азию можно считать таковым - должен был внутренне готовым к Стамбулу. И все же упустил немалую часть ранее слышанного и читанного про Стамбул, казавшееся не очень понятным особое стремление множества 'культурных единиц' к полюсу Константинополя. Полюсу-магниту почти буквально, городу потрясающей энергии.
Стамбул кажется многим из нас, до сих пор думающим о Москве как о столице мира, вторичным ко всему. Была Эллада с Афинами и Спартой, от нее отпочковались колонии, обосновавшиеся на Босфоре. Был Великий Рим захвативший 'весь Мир' разделился на 'два дома' сделав древний Византий 'вторым (вторичным) Римом'. Была Византийская Империя, угасшая в тени Запада, став архаикой, синонимом пресловутого 'византинизма'. Невесть откуда взявшиеся турки, до сих пор возникающие в нашем сознании в карикатурном виде: феска, шаровары, расшитая золотом жилетка, шлепанцы с загнутыми вверх носками. Турки (почему-то еще и 'османы') создали похожую на Византию 'недоимперию'. А 'русские турок всегда бивали' если верить Суворову (не современному пасквилянту, а великому полководцу). 'Несерьезно'. Обычный признак западни.
Всемирный потоп
Даже беглого взгляда на крутые берега пролива достаточно, чтобы догадаться (а по открытию атласа вовсе представляется очевидным), что Босфор огромная тектоническая трещина. Его берега, как и берега залива Золотой рог, совпадают при наложении, подобно бразильскому выступу Южной Америки и большой экваториальной впадины Африки.
Со школы знакомое: Малая Азия часть альпийской складчатости, начинающийся Альпами западный отрог идет через Балканы, Малую Азию, Иран, Афганистан и далее до Тибета и упирается в Тихий Океан где-то в районе Суматры и Новой Гвинеи. Вот так: цунами в Индонезии, Тибет, Афганистан, Кавказ...
Отсюда - складчатость. Сначала - рта,
потом - бордовая, с искрой, тафта,
как занавес, готовый взвиться
и обнаружить механизм ходьбы
в заросшем тупике судьбы;
смутить провидца.
Нога в чулке из мокрого стекла
блестит, как будто вплавь пересекла
Босфор и требует себе асфальта
Европы или же, наоборот, -
просторов Азии, пустынь, щедрот
песков, базальта.
И.Б.
Складчатость - последствие дрейфа материков прижавшего миллионы лет тому назад залив Южного Океана к Евразийской суше. Южный Океан превратился в Тургайский пролив (сколь турецко само название!) огромное вытянутое море, усохнув до двух 'озер': Каспий и Черное море.
Вспоминаю давний спор с крымским другом, склонным верить в чудовище на вроде лохнесского, но обитающего под Кара-Дагом и пожирающего дельфинов (равно верившим в ведьм, порчу и прочие чудеса). Между прочим, радиоинженером. Однажды речь зашла о временах доисторических, друг мой стал доказывать, де раньше уровень океана был куда выше, а люди все равно плавали. Я спросил доказательств, приятель мой, будучи по натуре упрямым и споры проигрывать не умевший, повел меня в Новый Свет, где на одной из скал показал нечто вроде причала, равно некие выбоины. 'Здесь были причальные кольца. Сам видел! Археологи забрали'. Заметно было, что про уключины приятель приврал, поскольку свято верил в них.
Я, было, начал доказывать что-то про уровень мирового океана, ныне находящегося где-то метров 200 под нашими ногами. Неизвестно вообще 'причал' ли каменная притолока, гнезда ли для колец выбоины. 'Ну, ты же видишь!'. Сошлись на ничью. В последствии друг мой пребывал в уверенности, будто победил в споре абсолютно, равно в существовании инопланетян, периодически посещающих Лысую гору над его домом. Логические доводы он категорически отвергал, верил лишь в то, что мог увидеть или пощупать. Летающие тарелки над горой он видел. И так ведь бывает. Не знаю, видел ли он карадагскую 'Несси' - но, наверное, очень хотел увидеть.
Теперь я наткнулся на теорию, которая вроде бы может разрешить наш спор, делая правыми и меня и его. Меня - на счет уровня мирового океана, его - на счет высотного причала.
Не так давно по геологическим меркам Черное море действительно было озером, перекрытым малоазиатским выступом, имело уровень метров на 50-100 метров, а то и еще выше мирового океана. Если сие верно, то следует множество интересных выводов: Нижне-дунайская и Причерноморская низменности были залиты водой; Черное море сообщалось с Каспием по руслам современной Кубани, Маныча и Кумы; Крым оказался островом; Северный Кавказ был изолирован от азиатских степей. Значит, до поры магистральный путь 'великого переселения народов' из Азии в Европу оказывался весьма узок: Каспий простирался до современных Саратова и Оренбурга. 'Черно-Азовское' море на севере доходило до днепровских порогов, на западе плескалось у дунайских Железных ворот. Теория объясняет обилие солончаков в причерноморских степях, засоленность Маныча-Гудило и всей Прикаспийской низменности. Внутреннее Евразийское Море могло простираться от Арала (возможно немного восточней, учитывая подъем суши) до Средне-дунайской низменности тогда бывшей пресноводным Паноннским озером немалых размеров: заливы до Загреба, Будапешта, Ужгорода.
В таком случае представления древних греков об окружающем сушу мировом океане становятся объяснимы. Правда, не совсем понятно: если Крым был островом, то кто до него доплывал, да еще устраивал гавани? Кому были нужен скальный остров в 500 километрах от ближайшего берега?
К фантазиям от геологии добавляют свое слово историки-радикалы: примерно 4-5 тысячелетий назад случилось грандиозное землетрясение, перемычка треснула, образовав Босфор. В него хлынули воды Черного моря, гигантской волной прошедшее по Средиземному. Отсюда берут начала предания о 'всемирном потопе' с упоминанием недалеко расположенной горы Арарат. Почему Арарат? Сложно сказать. Даже если Колхидская и Кура-Араксинская впадины представляли собой заливы, то все равно море на 250 километров было удалено от этого 'пятитысячника'. Но! Но эпицентр гигантского разлома отстоял примерно на 1000 километров. И все морем.
Предполагаю почти невероятное: гигантское цунами с волной высотой на море метров 100 (у берега в несколько раз выше) расчлененное волнорезами горных хребтов, рвущейся вверх по долинам. Насколько ввысь могла забежать гигантская волна? Как виделась с высот Арагаца и Арарата? Какую крепко сбитую кошару принесло снизу к подошве Арарата. Что в ней было? Овцы? Козы? Собаки? Предчувствовавшие землетрясение змеи, тигры, обезьяны? Семья перепуганного пастуха Ноя? Все сразу? Чтобы какая-то волна докатилась до Арарата, она должна пройти по долине Арагвы со стороны Каспия.
Некоторые историки идут еще дальше: катастрофа случилась во времена гибели Критской цивилизации и взрыва вулкана на Санторине. Точнее, минойцев смыла волна от острова от извержения острова Тира, что лежит внутри санторинской бухты. Его руины лежат на нижнем изгибе S разлома, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Уж слишком 'удачное' совпадение.
Сколько кубокилометров в секунду могло влиться из внезапно открывшегося 'босфорского краника'? Эгейское море зажато меж Грецией и Малой Азией, с юга его подпирает череда естественных дамб Родоса, Крита, Архипелага. Подъем воды в нем мог оказаться резким и высоким.
Посвятивший жизнь исследованиям гибели минойской цивилизации профессор Флойд утверждает, что цунами от взрыва Тира, добежав до Крита могла иметь высоту 3-5 метров, однако имел место дополнительно эффект отражения и наложения волн в Эгейском море. По компьютерной модели получается, что отраженные от Греции волны могли быть даже сильней первоначальной. Потупившись, профессор добавляет в камеру, что в некоторых местах уровень волны достигал 12 и даже 20 метров, и не знает, как подобное объяснить. Без учета 'фактора Босфора' действительно трудно свести концы с концами.
Когда Прометей похитил божественный огонь, боги устроили потоп чтобы потушить пламя в руках неразумного человечества, дабы не спалило оно Землю? Огонь и вода - Санторин и Босфор?
В библейских преданиях фигурируют 'горы Араратские', в древнегреческих мифах ковчег их Ноя по имени Девкалион причалил к горе Парнас. В другом варианте к Этне. От Девкалиона народилось новое человечество, в частности сын Эллин - прародитель греков. 'От потопа' пошел отсчет эллинской цивилизации. Исследователи называют древнегреческий миф о потопе 'самым реалистичным': в нем отсутствуют космологические черты, нет потрясения основ мироздания. Будничный гнев богов, вроде семейной 'разборки'. По их мнению, сие означает: греки оказались к потопу ближе всего.
У геологов нет сомнения, что такой разлом однажды случился, однако по срокам версии разнятся: от 5 тысяч лет до 20 и даже 100 тысяч лет назад. Большинство тектоников сходится на 7.5 - 9 тысячах лет. Соленая река из Черного моря до катастрофы должна была протекать несколько восточнее по руслу современной Санарьи в районе Адапазары и далее через Измит в Мраморное море. Через сотни лет греки пришли сюда, к изумлению своему, обнаружив Дарданеллы, Мраморное море и Босфор вместо текущей с гор огромной соленой реки.
Если версий много и за всеми стоят маститые академические авторитеты, следовательно, пока не доказана абсолютная правота одной все имеют право на существование, то дилетанту нет смысла докапываться до тектонической истины. Для вольного текста лучше выбирать версию покрасивей. Мне дата в 5 тысяч лет нравится больше остальных: как раз тогда произошло 'сезонное' изменение наклона земной оси, цветущие долины Северной Африки превратились в пустыни. Сезон отклонений у оси солидный: 20 тысяч лет. Уровень мирового океана тогда был на 15 метров ниже, значит перепад уровней больше - волна мощней. Именно тогда бабахнул вулкан Санторина, похоронив цивилизацию атлантов. Если уж катастрофы, так пусть окажутся все вместе 'до кучи'.
Куча уж большая получается: одновременно и всемирный потоп, и казни египетские с закатом первой династии фараонов, и Исход, и.... Хотя примерная дата взрыва Тира известна: 1650 лет до нашей Эры. Три с половиной тысячи лет назад. Не знаю, как там: может быть 20, может бить и 3.5 тысячелетия. Главное ведь - было! Есть версии, опять же основанные на древнегреческих мифах, что потопов было не менее трех. Кто знает?
Иные утверждают: катастрофа случилась, только 'в другую сторону'. Черное море являлось пресным озером, лежащим ниже уровня океана. По окончании последнего оледенения ледники растаяли, уровень мирового океана резко поднялся и.... В общем, непонятно. В том числе неясно куда раньше девались воды Дуная, Днестра, Днепра, Дона, Кубани, Риони из Черного моря-озера, если сейчас их могучим потоком выносит в Средиземное море. Впрочем, сие не так важно. Турецкие гидрографы отмечают, что 'переливы' морских вод туда - обратно постоянны. Важен посыл, гипотеза, слившаяся с легендой. Недаром первооткрыватель затонувшего 'Титаника' сейчас шарит в глубинах Черного Моря в поисках... Ноева Ковчега.
Интересно вести начало повествования если не от сотворения мира, то от всемирного потопа. 'С допотопных времен'. Есть в этом нечто библейское.
Проливы расположены над тектоническим разломом. Более точно: проливы и есть кусок самого разлома, имеющего форму S. Весьма необычная форма материковой трещины. Верхний ее загиб от Босфора идет на восток по черноморскому побережью Малой Азии, изгиб проходит по Эгейскому морю, нижний завиток пролегает между Критом и Пелопоннесом. Все потому что в районе Мраморного моря сходятся два острых конца плит - Балканской и Малоазийской. С севера провал, с юга тоже. Примерно в эту точку направлены вектора Великого африканского разлома от озера Виктория через русло Нила и африкано-азиатского разлома от Красного моря.
Согласно современным энциклопедиям ширина Босфора в самом узком месте 750 метров. Встречал и 700, даже 470. Однако в справочнике столетней давности указано... 120 метров. Сильно же бережки разбежались за столетие! Благо есть друг с черноморского флота, у него есть лоция, в которой указана минимальная ширина: у Бебека в 3,7 кабельтова. Вот и считайте.
Полагаю, 'ошибка теодолита' отражает некую истину: плиты двух берегов постоянно расходятся. Во времена аргонавтов (примерно 3000-3500 лет назад) берега пролива стояли ближе друг к другу. Возможно, ширина была действительно метров сто. Здесь корни мифа о Симплегадах - сходящихся скалах, путь через которые аргонавтам указала голубка. Без сомнения о ту пору обрывы на Босфоре покруче были и естесвенное выветривание вкупе с людской привычкой всюду ковырять киркой за десятки веков немало их сгладили. Дрейф геологических плит измеряется сантиметрами в год, за столетия складывающимися в метры, за тысячелетия в десятки метров. По самым смелым предположениям скорость расхода плит в разные периоды сейсмической активности может разниться на порядки. За одно землетрясение - на десятки метров.
Гипотеза 'устье Потопа' вполне рабочая. Есть, как и полагается в солидной науке, альтернатива: сильное летнее весенне-летнее течение из Черного моря. На Босфоре и Дарданеллах два течения (другая версия - четыре): мощное верховое из Черного моря и глубинное возвратное из Средиземного. Сейчас средняя глубина 120 м, самое 'мелкое' место 20. В советские времена, когда закрыли сток из Каспийского моря в Кара-Богаз-Гол, и лелеяли мечту поворота сибирских рек к Аралу, даже высказывались идеи дать туркам денег, что бы углубили фарватер Босфора до 100 - 150 метров. Резко возросший водообмен со Средиземным морем понизил бы уровень сероводорода в Черном море метров на 100 - 200, отчего расцвела бы подводная флора и фауна. Получилось бы не мертвое в глубинах море, а рыбоводный садок. Туркам, как помнится, не очень понравилась идея превратить пролив в канализацию сероводородного стока.
Тот же крымский друг в течение почти двух десятков лет пугал меня (может в первую очередь себя), будто рыбаки все чаще видят в Черном море вспышки огня: 'Сероводород прорывается на поверхность и там вспыхивает. Слой обычной воды все тоньше, однажды сероводород вырвется на поверхность, случится гигантский пожар моря, что выжжет кислород на всем юге Европы, Украины, России, в Турции и на Кавказе. Никому мало не покажется'.
Переброд слухов в духе послечернобыльской экологической истерики, однако, сама склонность к эсхатологии характерна. Не он один так думает. Особенно если на глазах рушится мир. Мир Империи. Родятся государства, жить в которых не очень хочется
Возможно, чувство вечной неустойчивости моего друга, его вера в невероятное оттого, что за полвека его жизни в Крыму море слишком изменилось. Даже на моей не столь длинной памяти пребывания на черноморских берегах, памяти любителя понырять 'в комплекте' - маской и ластами, нарвать с десяток килограммов мидий голыми руками, наловить сетку рапана. Даже для меня Черное море изменилось очень сильно.
Утверждают, что полвека назад рапан еще не водился, что контрабандой проник из Японского моря. Поговаривают, что прибыл сюда по железной дороге с Дальнего Востока на днище торпедных катеров, вроде бы поставляемых по ленд-лизу, или снятых с брандвахты Владивостока.
В 60-х рапаны на куротах Черного моря были еще диковинкой - экзотической раковиной из южных морей. Даже в 1990-м никому из крымцев не пришло бы в голову готовить из них жаркое: 'Уж больно воняют!'. Как-то раз в том же году, припомнив некий китайский рецепт (больше изобретая на ходу), я впервые отважился это сделать. Получилось довольно жестко, вонюче, но... вкусно. Крымские друзья рапанье жаркое оценили, хотя и без особых восторгов: 'на закусь сгодится'. С закуской тогда было не очень чтобы, хотя мидий все еще водилось в избытке. Путешествия в разные края убедили меня в одном из излюбленных патриотических черноморских лозунгов: 'У нас самые вкусные мидии'. Это так, в отличие от множества иных утверждений типа 'лучше Крыма (Кавказа, etc.) места на земле нет' (относится к вину, воздуху, горам, морю и всему прочему). Мидии действительно самые вкусные, поскольку Черное море не такое соленое, как Средиземное, тем более как Мировой Океан, и мидия в нем растет самая нежная.
Уже в середине 90-х приезжих начали угощать 'исконным крымским блюдом' - отбивная из рапана. Вкупе с ухой из пеленгаса и вареными синими крабами. Тоже не столь давними пришельцами.
Еще года через три довелось встретить удивительной формы подводный колокольчик, похожий на медузу - мнемиопсис. Я просиживал под водой по нескольку минут, наблюдая, как по его мерцательным прожилкам бегут полоски радуги. Позже выяснилось, что мнемиопсис ужасный хищник, пожирающий икру эндемиков. Ему вкупе с рапаном ставят в вину исчезновение черноморских устриц - деликатеса из деликатесов обширного семейства устричных (очевидно по тем же причинам, что и черноморские мидии). Еще через пару лет увидел и охотника на 'морской колокольчик' - 'морской кошелек' беройе, тоже прибывшего в Черное море за добычей неизвестно откуда.
Чем больше углубляешься в историю народов по берегам Черного Моря, тем больше подобные нашествия подводных пришельцев кажутся органичными для здешних мест. Не бывает истории отторгнутой от географии. И море кажущееся таким теплым, таким синим - от таящейся в нем угрозы. 'Самое синее море - Черное море мое'. Ультрамариновая синева его объясняется скрытой в глубинах толщей темного сероводорода. То есть умершими за сотни тысяч лет организмами, как обитавшими в море, так и вынесенными реками. Огромное донное кладбище тоже история, история умерших живых существ, срытая под тонкой пленкой живого моря. Так и история этих мест дремлет под суетным мельтешением жизни, давая о себе знать прорывами темных удушающих газов наружу, и таящая опасность погубить все живое, если ее взбаламутить. Кто сказал, что историей надо гордиться? Гордиться, независимо от количества мертвых тел, осевших на ее дне. Кто сказал, что история состоит из одних славных страниц? Во всякой истории (народа, государства, человека) найдется много чего стоит стыдиться, хочется забыть. Но было.... Здесь - на 'проходном дворе истории' - сию истину чувствуешь особо остро.
Экологи разводят руками: в 80-е годы биоценоз Черного моря в корне изменился, стал беднее. Как раз в те годы одессит Жванецкий подкалывал: 'Но рыба в Черном море была! А сейчас зайдите на Привоз. Где рыба? Где рыба я вас спрашиваю?!!'. Это он о социалистическом дефиците. И глубокомысленно продолжал: 'А в Турции рыба есть!!! Одно море, а рыба там есть!!!! У нас нет, а у них есть! Говорят, турки гашишем всю рыбу к себе сманили'...
Гашишем или нет, не знаю. Знаю, что низовым течением Босфора из Мраморного моря выносит столь сильную соленую струю, что уровень сероводорода у турецких берегов опускается метров на 400, предоставляя простор для жизни калкану, ставриде, макрели и прочим деликатесам. Во всем остальном море глубина залегания сероводорода где-то метров 150. Глубоко же пришлось бы углублять Босфор и Дарданеллы, чтобы сортирным духом, наконец, повеяло на Бебеке.
Хотя..., что для человека не под силу, для расходящихся тектонических плит может оказаться мгновением в их долгой жизни. Разлом неотвратимо расходится, становясь все глубже. Азиатский берег будет бежать от европейского все дальше, часто побегами рывками, сопровождаемыми страшными землетрясениями, что может породить цунами, что всколыхнут все море, перемешают обитаемые и сероводородные слои. Лишь бы не сошлось все в одну точку, не ссыпалось в кучку. Иначе прогноз моего крымского друга может стать реальностью.
И вот еще что: согласно преданиям ворота в св. Софию сделаны из остатков... Ноева ковчега.
Эллины
Во времена 'аргонавтические' (примерно 3000 лет назад) Дарданеллы и Мраморное море уже обжиты, однако течение в Босфоре из-за великой узости было еще сильней. На веслах пройти затруднительно, к тому же очень опасно. Погоды стояли похолодней нынешних, значит и зимняя кромка льда проходила много южней, ледовые глыбы толще - отрывались и естественным образом попадали в босфорское 'горлышко'. Весной-летом против бурного течения не выгрести, поэтому плавали осенью-зимой, лавируя меж проплывающих льдин. Версия ?2 объяснения легенд о сходящихся и расходящихся Симплегадах описанных в 'Аргонавтике'. Тогда полетевший на север голубь означает нечто вроде приметы о потеплении климата и соответствующих изменениях в маршрутах перелетов птиц.
В наши дни ледоход на Босфоре случается, правда довольно редко. По словам Памука 'на него сбегается смотреть весь город'. Оговорюсь: 'весь город' весьма условное понятие, согласно тому же Памуку Стамбул за последние десятилетия сильно изменился, разросся за счет переселенцев из внутренних районов Анатолии. 60% стамбульских детей до 10 лет отроду ни разу не видели Босфора.
К чему такая пространная 'история с географией'? Возвращаясь к собственным впечатлениям: Стамбул сразу бьет наотмашь в лоб своей потрясающей энергией. Не удивительно, согласно всему сказанному прежде город стоит на тектоническом разломе. А на них всегда с энергиями аномально.
Антитеза самому частому туристскому клише: 'единственная в мире столица, расположенная на двух континентах (материках)'. Клише неверно: континент у нас один - Евразия. А на счет двух берегов огромного разлома верно. Но какого туриста привлечет такая 'экзотика'? Большинство столиц мера стоит на подобных трещинах, поскольку построены в руслах больших рек, протекающих как раз по 'слабым местам' плит - разломам. Но до 'матерой породы' в этих столицах сотни метров 'подушки' отложений. Мощные демпферы.
На Босфоре же все чересчур. Никаких подушек, фильтров. Стамбул словно нависает над пропастью скрытой в 'бездне вод'. Прямо как у древних 'abyssus abyssum invocat'. Люди не могут не чувствовать. Одно сознания близости бездны уже заставляет напрягаться. Мало этого - на разломах высокий уровень сочащихся из глубин недр гелия и селена, что тоже сказывается, в том числе и в импульсивных поступках.
Вдыхаемые с морским бризом гелий и селеном питают неясные тревожные ощущения, а для сознания людей актуальней историческая память о землетрясениях. В последнее годы турки забили тревогу: что-то давно не трясет! Одиннадцать лет в районе Стамбула полное затишье. Старожилы знают, если не потряхивают - жди беды. Предсказывают даже разрушение храма св. Софии. От геологии и географии, от нависания над бездной отчасти и проистекает повышенная суета горожан, которую на протяжении столетий отмечали все путешественники.
Удивительно, разъезжая и мотаясь по сейсмоактивным территориям, в сумме наберется года три, самые сильные подземные я толчки ощутил... в родной Москве. Сидел, делал уроки. Зазвенели стекла, закачалась люстра. Совсем недавно мне рассказывали, как такое происходит в Средней Азии, и вот - пожалуйста! То был легкий отзвук Бухарестского землетрясения. Официальная информация о нем впервые заставила меня задуматься что-то не так в социалистическом лагере, да и во всей системе в целом. Стихия природы, как всегда, обнажила илистое дно. Помнится за год до того, меня поразили остатки башен в Судаке: каменные столбы, словно остовы печей от сожженных изб на фотографиях Войны. Поразили тем, что башни разрушились в 1927-м году при ялтинском землетрясении. 'Как же так? Простояли 500 лет, чтобы разрушится совсем недавно'. Было нечто несправедливое в том, что стихия не щадит не только живых людей, но и 'время, застывшее в камне'.
Вспыхнула спичка, и, странное дело, стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.
- Мама! - крикнул Ипполит Матвеевич, отлетая к стене, хотя не имел ни малейшего желания этого делать.
Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью "Я хочу Подколесина", подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.
Было двенадцать часов и четырнадцать минут. Это был первый удар большого крымского землетрясения 1927 года. Удар в девять баллов, причинивший неисчислимые бедствия всему полуострову, вырвал сокровище из рук концессионеров.
- Товарищ Бендер! Что это такое? - кричал Ипполит Матвеевич в ужасе.
Остап был вне себя. Землетрясение, ставшее на его пути! Это был единственный случай в его богатой практике.
И. и П.
Так было в эпицентре. Трепещущая жила, главный нерв разлома - Босфор. Что может статься со Стамбулом-Константинополем не раз терявшим прекрасные храмы, дворцы, стены от сокрушительных ударов из земных недр?
Здесь Сцилла и Харибда Одиссея перекликается с 'альфой и омегой' Апокалипсиса. Воды пролива в образе морского чудовища Харибды три раза на дню засасывали огромной воронкой море, однажды проглотили корабль Улисса со всеми спутниками. Лишь сам хитроумный Улисс спасся, ухватившись за фиговое деревце на скале. Чудище проливов извергло обломок мачты и киль корабля, ставшие Одиссею подобием спасательного плотика.
С водоворотами Харибды более-менее понятно: какие-то приливно-отливные явления. Но Скилла? Может, подразумеваются пираты, сторожившие путешественников в Золотом Роге? Сцилла (по-гречески Скилла), тоже относилось к морским чудовищам. 19 (?!) ног (почему непарное число?), 6 собачьих голов по три ряда зубов (!?) в каждой. Жила на другом берегу пролива в морской пещере
В истории Одиссея вновь возникают птицы. Сирены, жившие недалеко на островах Принца, что в хорошую погоду видны из Стамбула. Одиссей просил привязать себя к мачте, чтобы послушать их пение и не сбежать к ним. Спутникам заткнул уши воском. Аргонавтам, тоже проплывавшим здесь, минуть Сирен помог Орфей, заглушивший их пение звуками арфы.
По другую - черноморскую - сторону Босфора обитали гарпии, воровавшие еду у царя-прорицателя Финея жившего где-то на нынешнем болгарском берегу Черного моря. 'Напротив' на малоазийской стороне водились осыпавшие перьями-стрелами тех же аргонавтов меднокрылые симфалиды. Как все грозно в эллинских мифах, как монструозны птицы, кучкующиеся вокруг проливов. Мистика какая-то.
Еще одна самая известная птица-чудище выпорхнет отсюда, и начнет парить и гнездиться до сих пор по гербам и орифламмам, навевая манящие мечты, крадя пищу прорицателей, осыпая смертоносными лезвиями врагов. Недалеко от Босфора обнаружено первое известное изображение двуглавого орла.
О зарождении города Византий ходит множество легенд, лишенных по преимуществу 'бытового' оттенка. Пророчества, трагические случаи, кровавые жертвы. Согласно легендам город основывался многократно, но однообразно. Всякий раз некое мистическое видение или пророчество приводит отцов-основателей на берега Босфора, где им дается путеводный знак. Великое будущее Византия предсказал оракул в Дельфах, и команда переселенцев нарочно поехала сюда по морю. Когда зарезали жертвенного быка и вынули внутренности, орел с небес подхватил бычье сердце и унес его на мыс теперь называемый Сарайбурну (Дворцовый Мыс - там дворец Топкапы).
Руководил колонистами некто по имени Визант. Понятно, что имя городу он дал свое: Византий, по латыни Byzantium. Упоминают, что Визант был сыном Посейдона, прижитым от нимфы, имя которой напоминает цирроз печени.
С той поры орел почитаем здесь. Вспомнить хотя бы двуглавого орла Палеологов по наследству перешедшего царям русским, затем императорам Российским. Ну и нам грешным. Двуглав достался византийцам от хеттов, обитавшим где-то здесь неподалеку.
Понятно, почему о двух головах: два берега, две части мира, крыло Балкан - крыло Малой Азии. Есть в нем что-то от симфалид аргонавтов, сирен Одиссея, от гарпий Финея, даже от кавказского орла клевавшего печень Прометея - личного орла Зевса. Что-то вроде офицера для особых поручений.
Конечно от имперских орлов Рима, украшавших все официальные здания империи. Даже на Великом Храме в Иерусалиме (то есть над входом в самую большую синагогу), возведенном Иродом Великим красовался римский орел. Как-то ночью израильские патриоты орла отломали, а Ирод увел в том знак, подвинувший полоумного деспота на путь беспощадного террора. Вполне логично, что у символа империи управляемой из двух столиц отросла еще одна голова. Политическое разделение вселенской империи непременно должно было отлиться в символьной форме. 'Двуглавый Рим'. Так повелел Константин: 'У разделенной пополам империи две столицы - Рим и Византий, как две головы у орла, но тело едино'.
Разлетелись двуглавые по границам империи османов, словно распуганные птенцы из одного гнезда:
Черный албанский на красном поле.
Белый сербский с четырьмя буквами 'с' на гузке иначе называемых 'четыре огнива'. Сии 'СССС' посильней 'SS' и 'СССР' звучат, означают: 'Только бог (единство) спасет сербов'.
Недавно выпорхнул из-под крыла белого сербского золотой черногорский двуглав.
Вороненый двуглавый Габсбургов причудливо трансформированный идеями социализма в нынешней австрийский утратив одну (венгерскую) голову в революционных метаморфозах. На лапах разорванные кандалы, вместо скипетра и державы в когтях серп и молот.
Что бы сказали византы? Равно Палеологи, Кантакузены, Комнины, Дуки - роды византийских императоров, увидев 'социалистического' орла? Хотя и в России благородная фамилия Комнин превратилась в кабанью Ховрин. Что бы сказали хетты, увидев пятиглавого туркменского орла? Туркмены хотели превзойти всех количеством голов, а получили нечто похожее на Змея Горыныча.
Отсюда же выпорхнул главный 'птенчик'. Словно рождественская елка игрушками изукрашенный гербами подвластных царств-государств о двух главах орел Имперский Российский. Вроде бы доставшийся 'по праву', чуть ли ни 'праву первой ночи' через замужество Софьи Палеолог на Иване III.
Уже Константинополь пал, уже сбежавшие Палеологи перешли в католичество, а Москва только начала грезить имперской славой. Папа задумал хитрую комбинацию: женив русского царя на свежеиспеченной католичке - 'изнутри', через альков склонить Русь к унии. Иван же купился на атрибуты: теперь из Великого Князя (мало ли князей?), приняв царские регалии, превращался в Царя - 'цезаря', чтобы потомки столетия боролись за признание иными государями сего титла.
Хорош царь 'по женской-то линии'! Род царей Рюриковичей пресекся на его правнуке Федоре Иоаныче. В Смутное время Романовы приняли орла и Шапку Мономаха уже без всякого на то наследственного права. Насколько по праву современная Россия наследует империи царской - вопрос еще больший. Хороша республика с имперскими-то коронами на гербе!
Парадокс: чтобы расцвел Византий, должна была погибнуть Троя. Троянская эпопея не только послужила поводом для написания 'хребта античной литературы' - 'Илиады' с 'Одиссеей'. Война 'откупорила' проливы. Троя alter ego Византия перекрывала вход в Дарданеллы, не пропуская корабли на север. А город на Босфоре, словно нарочно расположен для взимания тарифа за проход. Если добрался, значит, проскочил Босфор, идешь с юга - минул Дарданеллы и Мраморное море. Не поворачивать же обратно после столь трудного пути.... Плати и плыви дальше. Плата за переход 'брода'.
Прекраснозвучное Босфор переводится прозаически: 'бычий брод', хотя вряд ли быки могли когда-либо его перейти. Объяснений названию много, мне по душе намек Павича: здесь бык-Зевс украл Европу. Правда у Павича бык подразумевает Балканы. Не все ли равно? 'Раз красиво значит правдиво'. Хотя, что может быть красивей лжи?
Вспоминая ту красивую легенду, как-то забывают, что за сынок родился от брака красавицы Европы с Зевсом-быком. Имя ему Минотавр. 'Забыковал Зевс!' сказали бы наши братки-'быки'.
По другой версии пролив пересек не бык Зевс, а корова Ио, очередная возлюбленная Зевса, обращенная его ревнивой женой в телку, что гонял из Европы в Азию исполинский слепень. В любом случае, без двурогих и Зевса не обошлось.
Интересно, обратись Зевс орлом, да еще двуглавым, какие дети бы народились от него. Хотя Зевс однажды обернулся орлом и похитил... Ганимеда. Какие там дети?
В чем-то древние греки оказались пророчески правы: здесь Азия умыкает кусок Европы румелийской частью Турции. Мы (русские) знаем, что никакой границы между Европой и Азией нет, что Европа 'островками' может тянуться до Владивостока, что Азия может преспокойно пребывать на Волге и много западней. Но об этом знаем только мы, остальные уверенны, что граница меж двумя 'континентами' проходит именно здесь по 'Бычьему броду'. Странно как Бродский в своем эссе 'Путешествие в Стамбул' не упомянул созвучной связи, ведь не заметить не мог.
На мысе Сарайбурну победитель в пелопонесской войне спартанский царь (имя запамятовал) установил огромный кратер (сосуд для смешения вина с водой) символизировавший союз людей с Посейдоном. Почему-то именно здесь спартанского царя неожиданно охватила тяга к роскоши, деспотизму и восточному чванству - качествам, спартанцам не свойственным. Кратер 'имени Посейдона' означал ни много, ни мало претензии на мировое господство. От этого кратера через пару десятков лет начал свое завоевание мира Александр Македонский.
Кончил тот спартанец не очень хорошо. Просто плохо кончил.
Византия
На этом событии циклился Бродский: лет этак через 800 после Пелопонесской войны римскому императору Константину во сне явился небесный крест над проливом на востоке. На кресте начертано небезызвестное 'сим [знамением] победиши'.
Что привело:
1. к принятию христианства Римской империей;
2. к походу римско-христианского воинства на восточный край империи, и разгрому мятежных римско-языческих легионов;
3. к выходу христова воинства к Босфору, в котором Константин 'узнал' пролив из сна;
4. 'Основанию' Константинополя и превращению его во вторую столицу Римской империи.
Совокупность событий последовавших за созерцанием мистического сна имела далеко идущие геополитические, религиозные и исторические последствия: раздел и распад империи, разделении христианства и так далее. Всю свою тысячелетнюю историю Византийская империя в основном воевала: на Востоке, на Западе, на Юге, на Севере. Если не случалось войн, непременно учинялись внутренние смуты династического, классового, религиозного или этнического генезиса перераставшие в перманентные гражданские войны. Всегда внимательно смотри, что написано на твоем щите, какой за символ на нем начертан. Для победы нужна война. Для победы Креста - враги: неверные, еретики, язычники.
В поздних легендах о Константине число мистических снов доведено до трех - долго же Господь вразумлял императора: то звезду в небе покажет, то на месте Трои (тот еще Шлиман) скажет 'не здесь, а там', и, наконец, в Византии прикажет храм возвести. Погоняли сны императора по миру. Разумеется, в преданиях Константин император христианнейший, хотя в реальности крестился только на смертном одре, а до этого считался Понтификом, сиречь верховным жрецом всех официальных религий Рима. Титул потом перешел папам.
Слушателям сказаний нужны подробности, чтобы убедиться в достоверности историй. И конечно, во все времена люди обожают слушать и рассказывать о снах. Так пусть их будет побольше. 'Не жалко'. Особенно снов пророческих, которым верят больше правды.
Первооснователю империи османов привиделось нечто подобное. Только Осман I Гази узрел во сне не крест, но полумесяц и услышал нечто вроде слов 'сим победиши'. В восточной словесной традиции краткость не приветствуется, поэтому первый осман просмотрел нечто вроде короткого учебного фильма про полумесяц, вылупившийся из его владений. Серп луны, разрастаясь до небес, охватил всю Землю. В 'фильме-сне' настойчивый закадровый голос комментировал происходящее: 'если ты обретешь полумесяц, сделав то-то и то-то..., тогда завоюешь то-то и то-то..., и вера твоя распространится туда-то и туда-то..., и потомки твои завладеют тем-то и тем-то...'. Надо полагать, ночь была длинной.
С той поры опять же по преданию полумесяц стал символом ислама. По археологическим данным ущербная луна появляется в таковом качестве где-то через 500 лет после пророка Мухаммеда, то есть где-то рядом со временем сельджуков - прямых предков осман. То есть 'близко' к правде. Может быть, так все и было?
Стратегия османов выстраивалась на стратагеме 'полумесяц'. Турки не полезли сразу в лоб на константинопольские стены, но обкладывали по касательной, обходом. Сначала по Фракии в Болгарию, Сербию, Албанию. В другие стороны тоже 'дугами': на излучину кавказского побережья через Трапензундскую империю; в Месопотамию обтекая пустыни; на юг по дуге Средиземного моря через Палестину в Египет, оттуда на запад опять же дугами, отрезая куски моря, по островам добрались до Мальты и Испании. В Испанию турки не сунулись, добравшись с юга до Гибралтара. Но поддерживали арабов в их борьбе с христианами. Османы и в сражениях предпочитали 'серповидную' тактику, отработанную за тысячелетия номадами: прогнуться в центре, отступить, обхватить с флангов, окружить, уничтожить.
Начальный ареал обитания османов находился почти что в городской черте современного Стамбула, но им понадобилось что-то триста лет, чтобы окончательно покорить город на другой берегу - в 2 километрах от их новой столицы Скутари, тогда еще Хрисополе. Двести лет смотрели, потом перевели столицу на румелийский берег в Адрианополь, по-ихнему Эдирне. Чуть более ста километров западней Константинополя. Уже из Эдирне двинулись на последний приступ.
От любви к кривизне полумесяца османы возлюбили кривые сабли - клычи. Чтобы представить себе турецкого воина достаточно к описанному выше карикатурному образу турка прибавить кривой, словно долька тыквы меч и водрузить на голову тюрбан в форме целой тыквы.
Настоящие османские воины выглядели иначе: длинные кафтаны, высокая белая куколь - 'кече' со спадающей сзади фатой. Янычары! В 9 случаях из 10 не турок, а уведенный от родителей христианский мальчик, воспитанный в жестокости, фанатизме, презрении к смерти и ко всем не янычарам. С ятаганом на боку - одним из самых странных видов холодного оружия. Подобный ему тесак под названием 'кукри' встречается у гуркхских горных стрелков. Еще у народов, живущих на юго-восток от Гималаев.