Гувакова Елена : другие произведения.

Замело тебя снегом, Россия!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В реставрационных мастерских, расположенных в живописнейшем уголке Москвы - Новодевичьем монастыре, царит совершенно особая атмосфера. В мастерской, расположенной на третьем этаже Мариинского корпуса, встроенного прямо в крепостную стену, окна с двух сторон: впереди как на ладони - весь монастырь с величавым Смоленским собором, позади - тихое Новодевичье кладбище. Суетная городская жизнь остается за пределами стен, а здесь - божница в красном углу, коллекция крестов на спиле огромного тополя, на стенах - фотографии царской семьи, да несколько работ самого художника. Кресты, привезенные из разных стран, подаренные разными людьми, заставляют испытать мистическое чувство неслучайности всего происходящего...

  Елена Гувакова
  
  Замело тебя снегом, Россия!..
  
  Из романса, любимого русской эмиграцией в 1930-е годы
  
  Работает в Новодевичьем монастыре художник, реставратор, историк, исследователь, и очень интересный человек. Коллеги и знакомые величают его Князем, кровь, понимаете ли... Это - заведующий сектором реставрации темперы Отдела Научной Реставрации Государственного Исторического музея - Хетагуров Алексей Николаевич.
  
  В реставрационных мастерских, расположенных в живописнейшем уголке Москвы - Новодевичьем монастыре, царит совершенно особая атмосфера. В мастерской, расположенной на третьем этаже Мариинского корпуса, встроенного прямо в крепостную стену, окна с двух сторон: впереди как на ладони - весь монастырь с величавым Смоленским собором, позади - тихое Новодевичье кладбище. Суетная городская жизнь остается за пределами стен, а здесь - божница в красном углу, коллекция крестов на спиле огромного тополя, на стенах - фотографии царской семьи, да несколько работ самого художника. Кресты, привезенные из разных стран, подаренные разными людьми, заставляют испытать мистическое чувство неслучайности всего происходящего.
  
  Из мастерской можно выйти на древнюю стену и пройтись по ней вокруг монастыря. Но, увы, созерцать реставратору некогда - поток работы не иссякает ни на один день. На столах разложены иконы: одни - бедные, "аварийные" грязные доски, с едва различимыми ликами, ждущие помощи. Другие - уже заклеенные, находящиеся на укреплении. Третьи, благодаря добрым рукам "доктора" Хетагурова - дивно нарядные, уже отреставрированные и подсыхающие после покрытия лаком, готовые к церковным службам и музейным выставкам. Этот удивительный человек за долгие годы службы спас много святынь. Но отреставрированные иконы - бесценные свидетельства духовной жизни прошлых времен, не являются единственным доказательства таланта многогранного Мастера.
  
  Главному делу своей жизни он посвящает свободное время - отпуска, редкие выходные, с которых обычно художник возвращается с удачным "урожаем". Пленэрные пейзажи, очень разные по звучанию предстают удивительной живописной лирикой, где внешняя красота лишь отражает удивительный внутренний мир автора, полный глубины и света. Работая исключительно на натуре, он запечатлевает целостный образ вечно ускользающей жизни, состоящий из сменяющих друг друга череды мгновений, и каждое - неповторимо, неуловимо, и прекрасно... Непосредственность и свежесть пленэрного восприятия органично сочетается с целостным и глубинным духовным восприятием мира. Человеческими чувствами проникнутые пейзажи Хетагурова - радостью, печалью, тоской - создают определенное душевное состояние, и, через такую традиционную и непростую (еще Леонардо изучал цветовые пятна, чтобы угадать образы, скрытые в них) форму, как пейзаж передается такой многообразный мир! У современного (т.е. совершенно оторванного от природы и замотанного суетой) горожанина в мастерской мастера открываются глаза - устремленные навстречу весенним лучам ветви берез, осыпающийся яркий осенний наряд леса, ясный зимний день в лесу... Умение увидеть особенный мир вокруг себя оказывается особым талантом.
  
  Не гонясь за модой и дешевой популярностью, не ища славы и выгоды, художник на протяжении жизни творит пейзажи для души и тем творит Искусство. Когда одаренный человек пишет для себя, его личные раздумья, отраженные в работах, рано или поздно становятся публичным достоянием, неотъемлемой частью жизни, - тем, что нужно людям.
  
  Много путешествуя по России, художник воспроизводит образы русской природы уникальным способом. Отличаясь собственным стилем и техникой, живопись Хетагурова, тем не менее, обладает легкостью импрессионистской манеры: мощные свободные мазки, формирующие живописную поверхность, делают ее то блистательно яркой, то монохромно сдержанной. Зачастую сознательное нарушение композиции, и почти скульптурная лепка формы динамичными мазками - мастихином, представляют живописное пространство особым миром. Ритмическое движение сильных цветовых красок, насыщенность цветовых отношений передают многообразные состояния природы, движение воздуха и света.
  
  Выставка "Зимний пейзаж", удачно приуроченная к новогодним праздникам, является очень показательной для художника, воспевающего красоту нашей нежной и хрупкой природы, ее целомудренность, скромность, певучесть, задушевность, глубину и непредсказуемость. Зимняя тематика, представленная 30 пейзажами, дарит радостное и праздничное настроение посетителям выставки.
  
  В них - застывшая и бесконечно прекрасная зима: с глубокими чистыми (не городскими!) снегами, светлыми просторами, морозным воздухом, и ощущением тишины в лесу. Родные, узнаваемые образы русской природы. В них - камерные сценки из жизни лесной опушки; мощь сосен, рвущихся к небу; облака из снега, за которыми - небо. Вот - окруженные снежными холмами березы, укутанные в кружевные белые шали, в хороводе искристого снега, с медными отблесками солнца. А вот уютная деревенька, утонувшая в пушистом снегу. В зимних пейзажах Хетагурова есть то особенно-ясное, лирическое нечто, что притягивает взгляд и нравится зрителю, воссоздавая атмосферу праздника новогодней (или рождественской?) сказки.
  
  Алексей Николаевич честно признается в использовании ненормативной лексики при их создании. Чувства художника, работающего на "собачьем" холоде часами, легко может представить себе любой горожанин, замерзающий за 5 минут, добегая до метро. Эти пейзажи - самые любимые, хотя, конечно, самые выстраданные. Недаром, по наблюдениям А.Н. заграничные покупатели обычно интересуются именно зимними работами, очевидно, чувствуя в них то, что принято именовать "загадочной русской душой".
  
  Кровно связаны с деревенской жизнью пейзажи Унжи. В них есть что-то необыкновенно родное, и в то же время сказочное, непостижимо утраченное, а возможно, еще не обретенное... Строгая целомудренная и неброская красота северных деревень - это "поместье" ("вотчина") художника, находящееся в Костромской области, на берегу любимой Унжи. С горечью и болью говорит Алексей Николаевич о брошенных домах, вымирающих деревнях, спивающихся жителях... Но, несмотря ни на что, продолжает верить в чудеса, ведь они часто случаются в его жизни. Начиная с мелочей: однажды, рассказывает художник, работая над зимней просекой, он мимолетно вспомнил картину В.В. Переплетчикова "Зима. На лесной просеке" с изображенными санями, и вдруг подумалось, как хорошо было бы написать их. Уже через несколько минут невесть откуда взявшийся мужичок на санях предлагал удивленному художнику сделать с его лошадки набросок для картины.
  
  А вот - деревня, где ассоциации свинцовой серости неба, коричневой гамме оттаявшей дороги, далеко выходят за пределы "пейзажности". Художника явно волнует тема бедности русской деревни, только говорит он об этом очень негромко. Причем даже самые драматические образы неразрывно связаны с ощущением красоты жизни, передаваемым сочетанием монохромных красок и лаконичностью форм. Особое умение художника - возможность перевести материальную субстанцию - краску из тюбика, в другую - духовную, и создало эти пейзажи немалой душевной силы, проясняющих отношение Хетагурова к жизни.
  
  Творчество его отличается оригинальностью своих размышлений. Его произведения, с особым чувством цвета, заряжают энергией и дарят ощущение радости и покоя. Оригинальность творческой личности Хетагурова отражена в его живописных работах, глубинно содержательных и эмоционально окрашенных цветом. Последнее является для него определяющим. Возможно, в этом главная живописная ценность его работ.
  
  Наверное, самыми чуткими и верными поклонниками художника являются простонародные жители - его соседи по деревне. Придирчивые критики не столь строго отнеслись бы к изображенным местам как они. "Портрет" местности - бесхитростный, и на первый взгляд обыденный вид с натуры, ценится местными жителями необыкновенно высоко. Красота обычного, казалось бы, окружающего мира в пейзажах Хетагурова окрашивается чувственным восприятием природы, создающим особый эмоциональный настрой. Это зачастую выраженный светом эффект и является создателем "настроения" картины.
  
  Очень интересно рассказывает художник о первых зрителях и критиках своих произведений - жителях тех деревень, где он работал, неизменно узнающих и с интересом вглядывающихся в полотна: "Мужички соберутся - смотрят: Как же так? Ничего не было, пустой картон - и вдруг - улица! Сейчас теленка зарежем - отметим!"
  
  Насилу отговорил Алексей Николаевич не зарезать теленка...
  
  Тепло вспоминает художник какую-то бабушку, увидевшую работавшего художника на морозе, и сначала горячо звавшую на чай, а вняв уверениям, что быстро темнеет, вдруг куда-то ушедшей. "Вижу: бабушка от стога сена трусит, клок его несет - под ноги подкладывает, чтобы не застыть".
  
  Замечательно рассказывает художник о мальчике из Владимирской деревни, который, замерев, долго рассматривал пейзаж, выходящий из под мастихина, а потом выдохнул: "Да-а, это тебе не "Черный квадрат!"
  
  Рассказывает сам Алексей Николаевич:
  
  "Вообще деревенские жители очень переживают, когда пишешь на морозе, то пирог вынесут, то супу зовут поесть, чтобы согреться. Труд этот им кажется очень тяжелым и неблагодарным. Они самые наблюдательные и доброжелательные зрители. Когда смотрят на завершенные работы, то слышишь:
  
  - А у той-то елки хорошие грибы растут...
  
  Или от пастуха:
  
  - Да это ж мое поле написано, я там коров пасу!
  
  Казалось бы, пишешь мастихином, и "непонимающий" скажет - мазня, а простой неискушенный зритель все понимает и узнает. Например, как-то на реке Истра услышал от незнакомца: "Вы замечательно рисуете, мы знаем, что это - самое трудное. У нас таких художников нет".
  
  Один раз все семейство пришло смотреть портрет внучки - 10-летней девочки. Смотрели долго и смущенно. Рядом стояли пейзажи. Наконец, мать девочки произнесла: "Пейзажи Ваши нам очень понравились, а портрет мы не поняли!" И неудивительно - вместо девочки с портрета на них смотрела средних лет тетка.
  
  Как-то пришлось рисовать портрет в цыганском таборе, подошла девочка и закричала: "Ни грамма не похоже!" За что сразу получила такого пинка, что полетела кубарем. Цыгане уверяли, что очень, очень похоже, просто она дура, и ничего не понимает.
  
  У людей, близких к природе, какой-то свой, внутренний такт и деликатность. Сколько раз приходилось видеть людей малограмотных, не покидавших своих сельских мест, но истинных интеллигентов. Например, подошел как-то мужичонка с костылем, без ноги, весь в глине. Попросился постоять рядом, посмотреть. Смотрел долго, молчал, потом говорит: "А как вам нравится Ван Гог?". Я опешил и сказал, что это мой любимый художник. А он повторил вопрос об импрессионистах, Рафаэле... Оказалось, деревенский печник. Познания черпает из "Огоньков" в местной библиотеке. И любит искусство.
  
  Забавно вспомнить о школьниках, которые, увидев мастера в Кусково, окружили его, наблюдая за ловкой работой, и один из них почтительно спросил: "А как Ваша фамилия?", на что Алексей Николаевич ответил:
  
  - Левитан.
  
  - Тот самый?!
  
  - Тот самый.
  
  Потрясенные школьники, разинув рты, на цыпочках удалились..."
  
  А иногда первыми ценителями работ оказываются... звери. Волк, лошадь, белый ворон, и сова в разное время приходили или, соответственно, прилетали в уединенные уголки, где творил художник, и всматривались в человека с мольбертом, тихо творящем настроение на этюднике.
  
  Родина - это запах соснового леса и аромат луга, высокое синее небо, и трепещущая под дождем листва, скрип снега под ногой, и воспоминание о теплом летнем вечере, все это - мгновение, остановленное рукой Мастера. Прекрасные зимние пейзажи, представленные на выставке, (в малом зале галереи показано 30 произведений А.Н. Хетагурова), - это всего лишь капля из сотен созданных им работ. Но капля, в которой палитра его чувств, переживаний, видения мира, блистает и переливается на солнце очень ярко. Пожелаем же Художнику новых творческих удач, множества выставок и новых "урожаев" в течение долгих лет!
  
  С незначительными изменениями статья опубликована
  в газете "Наш Изограф" 2005 Љ 2 (131) - газета для художников, выставочных залов и галерей
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"