Харламов Игорь Борисович : другие произведения.

Казаки - воинский орден православия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К сожалению история казачества одна из самых малоизученных и не известных страниц истории России. И тут представлена попытка поднять вопрос почему это так. Почему официальная история замалчивается очень важный и значительный пласт истории России.

Казаки - воинский орден православия.
  В отношении казачества в официальной истории России сложилась парадоксальная ситуация. Согласно официальной версии казачество зародилось как результат исхода части крепостного крестьянства в пограничные с Русью и Украиной регионы. Где эти люди осели, стали заниматься земледелием, между делом отражая набеги степняков. И защищать границы Руси и Польши. Многие авторы так и называют казачество - вооружённым крестьянством.
  
  Однако эта трактовка зарождения казачества не выдерживает критики. В официальной версии истории казачества можно заметить ряд противоречий, которые явно указывают на не верность официальной истории. Попробуем хотя бы ответить на вопрос, как вчерашний крестьянин, которых толпами гнали в полон, те же степняки, смог противостоять во много раз превосходящему противнику? Для которого, к тому же степь была дом родной. Как человек, оторвавшийся от сохи смог научится управляться с боевым конём? Как этот бедолага научился владеть оружием, а не топором? Как человек мог осуществлять сложнейшие манёвры на поле боя, причём в степи, если он не имел ни какого понятия о специфики боя легкой кавалерии? Как, не будучи воином, которого в средние века обучали воинскому искусству с четырёх лет, можно самому всему этому научиться, и остаться в живых? И как эти ярые индивидуалисты смогли стать организованной военной силой? Способной играть значительную роль в истории Северного Причерноморья. Как человек воспитанный в принципах тяжёлой пехоты, где главное стойкость и упорство, а русское крестьянство всегда было лучшей тяжёлой пехотой мира, смог быстро стать лучшей лёгкой кавалерией мира? Где главное дерзость, что бы нанести сокрушающий удар и манёвр, что бы выйти из-под ответного удара. Ни на один из этих вопросов официальная версия истории казачества не способна дать ответа. К тому же история учит, что в мире, ни одна общность не возникает из ниоткуда. У всего есть корни и предпосылки для возникновения. В этом отношении весьма интересна судьба ближайших соседей донских казаков - калмыков. Выделившиеся из состава Золотой орды буддисты смогли организовать своё ханство лишь в середине ХVII века. Более чем на сотню лет позже казаков. Что говорит о изначально более высокой организации казаков.
  
  Ответы на все поднятые вопросы способна дать другая версия появления казачества. Согласно которой, зарождение казачества необходимо перенести на много веков назад. И отнести к периоду второго прихода русских в нижнее течение Дона и Волги. Первый раз русские жили на Дону и Кубани, до середины IV века. Так на месте современного Новороссийска, до середины IV века стояла крепость Рос. И вынуждены были покинуть этот регион, под натиском гуннов. И лишь тогда, когда, в Х веке дружина князя Святослава разгромила Хазарский каганат, в степных регионах Северного Причерноморья появились русские анклавы. Возникшие либо на месте захваченных городов, таких как Белая Вежа, Корчев, Тмутаракань. Либо построенных русскими, таких как Азов, Олешье, Белгород-Днестровский. Эти города не были центрами земледелия. Но были центрами военного влияния в регионе. И были заселены в первую очередь дружинниками, то есть воинами. Причём не только русской национальности. Русские князья с большой охотой брали в свою дружину людей иной национальности. Особенно если те по своему менталитету не выделялись из русского большинства.
  
  Однако последовавшая за этим, феодальная раздробленность в Киевской Руси, и мощный натиск половцев, привели к потери этих анклавов к концу ХII века. Но не все русские покинули этот регион. Остались те, у кого были проблемы с властью. Остались те, кому не куда, или не зачем было возвращаться. Остались, превратившись в бродников, про которых даже официальные историки говорят как о православном, славянском народе. Хотя, скорее всего это была разноплеменная община воинов. В которой преобладали славяне. И которая существовала в нижнем течении Дона и на северном побережье Азовского моря в ХII - ХIII веках. Эта община имела предгосударственную структуру, основанную на демократии подобной казачьей, с воеводой во главе. Основным занятием бродников была война. Это был народ воинов, а не крестьян. Бродники, вместе с половцами ходили в набеги на Русь. Но и вместе с русскими князьями ходили походами против половцев. Очень быстро усвоив образ жизни в степи. И став первоклассной лёгкой кавалерией. Последний раз о бродниках упоминается в битве при Калке, в начале XIII века. Когда произошло первое столкновение русских с войском монгольских ханов. И в котором бродники выступили на стороне последних.
  
  Через 13 лет последовал разгром войском монгольских ханов половцев и Волжской Булгарии. И в Северное Причерноморье стало частью Золотой орды. При этом следует учитывать, что войско монгольских ханов, не было однородным по составу. Оно на 90 процентов состояло из представителей покорённых народов. Которых монгольские ханы с большим удовольствием брали в своё войско. Что позволяло увеличивать войско, для последующих завоеваний. И именно этих иноплеменных воинов стали называть татарами. Именем первого уничтоженного монголами народа. Частью этого войска и стали бывшие бродники. Да и многие русские. После завоевания Ордою Руси.
  
  При этом следует вспомнить, и самое первое значение слова "казак". Первоначально так называлась небольшая часть монгольского войска. Которое вообще подразделялось на тяжёловооружённых "нукеров". По своему вооружению мало уступающих средневековым рыцарям. И бывшими по национальности монголами. А так же на составлявших подавляющее большинство войска "огланов", вооружённых как копьями и щитами, так и луками со стрелами. Но не имевших серьёзной защиты. К тому же организованных по племенному признаку. И "казаков" - легких кавалеристов, вооружённых луками и саблями. Применявшихся для разведки и боевого охранения. И куда попадали самые лихие из завоёванных монголами народов. А русские всегда отличались лихостью.
  
  Первоначально Золотая Орда была языческим государством, с весьма высокой терпимостью к другим религиям. Однако принятие большинством населения Орды ислама привело к межрелигиозным проблемам. И выделением из её состава населения с иными религиозными убеждениями. Хотя бы по месту их компактного проживания. Свободное православное население Золотой Орды стало, большей частью селится возле западных границ этого государства. В местах не удобных для кочевников. Да и ближе к единоверцам Руси и Польши. Здесь становится понятным, откуда пошло самоназвание казаков. По этому поводу есть много различных версий. Но наиболее вероятны версии перевода этого названия, как "свободный человек" или, как "защитник границы". Скорее всего, оно пошло как название свободных воинов русской национальности, в отличие от зависимых рабов. Потом это название, скорее всего, распространилось на всех православных воинов Золотой Орды, в том числе и бывших "татар". Воинов, которые селились в XIII - ХIV веках вдоль Днепра, юго-восточнее и южнее Киева. А позднее и на Дону. Куда с Днепра переселилось несколько первых станиц. И в свободное от службы время занимавшихся рыболовством и охотой. И практически полностью сформировавшись, как самостоятельная сила к середине XV века. К XIV веку, кстати, и относятся первые упоминания о казаках. Как об общности людей проживающих в пограничных районах Золотой Орды.
  
  Историк из Украины А. Дикий так пишет об этом процессе и об составлявших его людях: "Возможность жить на этих землях охотой, рыбной ловлей и случайными грабежами, как русских (украинских) так и татарских скотоводов, редких купцов и, вообще, мирных жителей, привлекала не мало людей, как с литовской и (русской), так и с татарской стороны. Небольшими группами-отрядами бродили они по, этим землям, нередко имея в одном отряде и татар и славян, и делая еще более трудной и опасной и без того нелегкую жизнь редкого и малочисленного населения. Были эти люди активные, волевые, способные к борьбе... Организованные по военному, с выборными командирами... Сами себя начинают называть - казаками. К концу XV века, это,... возникшее, казачество уже представляет, из себя реальную силу..." На происхождение казаков в Золотой Орде указывает и старейший у казаков чин - есаул. Буквальный перевод, с принятого в Золотой Орде языка, на русский это слово означает "начальник".
  
  О том, что определяющей национальностью у казаков стали русский говорит то, что казачий говор является диалектом русского языка. А история показывает, что в случае смешения племён, говорящих на различных языках, языком общения становиться язык большинства населения. Как это случилось в Болгарии, Литве, да и в тех же Соединённых Штатах. Ну или в крайнем случае, если соотношение населения приблизительно одинаковое, то появляется новый язык. Формирующийся как нечто среднее из существующих. Как это случилось в Великобритании. При этом господствующей становиться культура победителей. В том числе и по самоназванию.
  
  XV век был критическим в истории Золотой Орды. Она перестала существовать как единое государство, быстро развалившись на ханства. Выделились из состава Золотой Орды и казаки. Как Донские, так и Запорожские. Воссоздав общины во многом схожие с общиной бродников. Которые стали быстро увеличиваться за счёт выходцев, как Руси, так и православного населения Речи Посполитой. Но отнюдь не крестьянами в своей основе. А воинами. Иначе было просто невозможно выжить в условиях степи, в постоянной борьбе с превосходящим противником. Основой казачества стало воинское братство. Казаки были единственными воинами мира, которые добытые трофеи делил поровну. Учитывая и тех, кто погиб. Условия жизни выработали определённый менталитет казачества. Это были храбрые, но не безрассудные воины. Готовы пойти на дерзость, но не рисковавшие, ради ненужной бравады. Это были потомственные свободолюбивые, хитрые воины, отлично владевшие оружием и управлявшиеся с конём. Дерзкие и хладнокровные одновременно, способные к импровизации. Один лишь казачий манёвр, по заманиванию противника ложным отходом, под фланговый удар, с одновременным ударом внезапно повернувших "отступающих". Которые как, казалось бы, только что бежали в беспорядке. Но лишь повернув коней, тут же образовывали боевой порядок - лаву. Манёвр недоступный кавалерии регулярных армий. Именно это и превратило казачество в лучшую лёгкую кавалерию мира. Ещё одним моментом, требующим упоминания, было то, что казаки ни в грош не ценили собственную жизнь. И так же относились к чужим. Что предопределяло достаточно буйный и мотовской образ жизни. Что ни как не вяжется с хозяйственностью русского, а тем паче украинского крестьянина. Но именно из-за этого образа жизни становиться понятна причина особо уважительного отношения казаков к своим старикам. Так как только очень хороший воин, в таких условиях жизни, мог состариться. А не погибнуть в расцвете сил.
  
  XV век был так же бурным, как для Руси, так и для Речи Посполитой. Но если первая стремилась сбросить остатки зависимости от татар и объединиться, то вторую разрывали межрелигиозные конфликты. Но и те, и другие события были связаны с вооружёнными конфликтами. Не сулившие, остаткам проигравшей стороны, ничего хорошего. В первую очередь за счёт, этих отнюдь не новичков в военном деле, и усиливалось казачество в этот период. А не за счёт внезапно решившего сменить место жительства крестьянина. И вдруг решившего сменить соху на саблю. И зажить неведомой, опасной жизнью. Тем паче пахать и сеять степь казаки, в частности на Дону стали только с начала XIX века. До этого момента наказанием за обработку земли была смертная казнь.
  
  На 1444 год относится первое упоминание непосредственно о казаках в письменных источниках Руси. В них упоминаются городовые казаки. Отряды, которых стали служить на границах Московии с татарскими ханствами. Причём городовые казаки упоминаются как уже сложившаяся военная сила. Скорее всего, это были первые поступившие на службу московским царям казаки. Ранее служившие у татар.
  
  Но ещё на Куликовской битве к Дмитрию Донскому присоединился, отряд конных воинов, пришедший из степи. Об этом есть письменные свидетельства, но об их названии в письменных свидетельств не указывается. А через несколько лет, на Днепре возник город Черкаск. А древнее самоназвание казаков - черкассы.
  
  Пришедший на смену предыдущему веку XVI век кардинально изменил обстановку в Северном Причерноморье. Одно за другим под ударами русских войск исчезают татарские ханства. И всегда в составе русского войска, участие в боевых действиях, принимают казачьи формирования. Принимают участие на правах союзника. Лишь с 1570 году казаки войска Донского стали получать жалование от московских царей. Официально поступив к ним на службу. А официальные отношения между Донскими казаками и Москвой стали устанавливаться с 40-х годов XVI века. Когда и появилось знаменитое: "Москва, Дону не указ". Хотя донские казаки и видели в Московской Руси свою страну. Как оплот православия. Считая отступниками тех, кто шёл против православия.
  
  Приблизительно в это же время, хотя и несколько раньше, сформировалось и Войско Запорожское. Вступившие, с Речью Посполитой, в аналогичные отношения. Москве и Варшаве были выгодны наличие на их границах казачьих демократий. Как союзников в борьбе с татарами. Но наличие казачьей вольницы вносило большое беспокойство в жизнь эти государств. Поэтому и на Русь и в Речи Посполитой стремились подчинить казаков. К тому же победы, над татарами, сделали жизнь в степном регионе более безопасной. И в нём, наконец, то, массово, появилось крестьяне. Которых, на Руси, называли беглыми. Но они лишь подпитывали уже сложившееся казачество. Но и служили поводом для претензий Москвы к казакам. Которые кстати не могли существовать без этой подпитки. В это же время, вслед за передвинувшейся границей Руси, двинулась и часть казаков. А иногда и вперёд границы Руси. Основав новые станицы, на новых границах Московского государства. Положив начало новым казачьим войскам.
  
  А между тем наступал XVII век. Век, который можно назвать казачьим в истории страны, ставшей Россией. Казаки приняли участие в разразившейся, на Руси, первой гражданской войны. Причем на стороне всех противоборствующих сторон. Но именно казакам выпала значительная роль в преодолении смутного времени начала века и в становлении нового государства. Именно казаки, после неудачи первого ополчения, продолжили осаду Кремля. Занятого, поляками. Именно атака казаков, присоединившихся к ополчению Минина и Пожарского, привела к победе в решающем сражении. Казалось бы проигранном полностью. Что предопределило сохранение Русью своей независимости. Именно решение казаков, подкреплённое положенной на бумагу, с именем Мишки Романова, саблей, прекратило распрю. И позволило выбрать царя. Отбросив иноземных кандидатов на этот пост. Кстати в отличие от крестьян, казаки принимали участие в Земском соборе, проводившем выборы нового царя. Причем, как показала история, с правом решающего голоса.
  
  Именно казаки продолжившие, вслед за Ермаком, освоение Сибири, привели к присоединению огромных территорий. И их последующему освоению. Освоению, надёжно защищаемого казаками.
  
  Огромна роль казаков, и в попытке добиться Украиной своей независимости. Именно, казаки создали первое независимое украинское государство, Запорожскую Сечь. Добившееся своей независимости к 40-м годам ХVII века. И начавших борьбу с панской Польшей, за независимость на всей Украине. Однако силы были не равны. И ослабнув в борьбе, в 1654 году Украина добровольно воссоединилась с Московской Русью. Наперекор тем, кто из личных амбиций и интересов, шёл на предательство интересов украинского народа. Увы, современные лидеры на Украине идут на это и сейчас. Не понимая, что подобная политика способна привести лишь к гибели Украины.
  
  Навсегда в историю войдёт и знаменитое "Азовское сидение" 1637-1642 годов. Когда казаки захватили самую неприступную крепость, в регионе. И 5 лет стойко её обороняли. Уйдя из Азова лишь тогда, когда Москва отказалась принять Азов в состав государства. И дальнейшая оборона крепости стала бессмысленна. В 1695 и 1696 годах крепость пришлось брать снова, но уже более кровавой ценой. В том числе и казачьей.
  
  ХVII век, однако, стал и веком потери казаками своей вольности. Усилившаяся власть Московских Царей, напрочь забывших, об оказанной казаками услуге, стала стремительно лишать казаков их вольной жизни. Внося раздор в среду казаков, и наделяя верно служивших себе землёй и привилегиями. Ответом казаков на этот процесс стали многочисленные восстания. В том числе и восстание атамана Разина. Который выступал в первую очередь за сохранение казачьих традиций и образа жизни. И который не был просто разбойником или поборником крестьянства. Как его, пытаются представить многие историки. И что характерно на захваченных территориях восставшие организовывали образ жизни по казачьим законам и традициям. И увидев в этом угрозу своему существованию то, что принято называть "царизмом" начало планомерную борьбу с конкурентами.
  
  Процесс ликвидации казачьей автономии продолжился и в следующем веке. Ответом на полное поглощение казачьих регионов Москвой стало восстание атамана Булавина. Главным поводом, к которому послужило лишение казаков последней вольности - права выборности командиров. Но восстание было подавлено. И казаки оказались под властью, созданной Петром I, военной коллегии. Полностью руководившей жизнью казаков. А чуть позже и Войсковых атаманов стали назначать из Москвы.
  
  Запорожцам не повезло больше. Измена дважды предателя, бывшего польского шляхтича, Мазепы, привела к ликвидации Старой Сечи. Мазепа первый раз предал поляков и был приговорён ими к казни. Но в последний момент был спасён запорожскими казаками. Позднее он принял православие и сумел стать гетманом. Совершив ради этого поста не одно подлое дело. А потом предал и Россию, и Украину. Выступив против Петра и русской армии, под знамёнами врага. Ради реализации собственного тщеславия. Но ликвидация Старой Сечи сильно отразилось на обороне границ страны. И очень быстро Запорожская Сечь была восстановлена. Но все вольности казаков были ликвидированы.
  
  Последний удар по казакам нанесла, одна из первых представительница новой Шлезвиг-Гольштинской династии, Екатерина II. Ну, если только не считать отцом Павла I кого-то из Орловых. Но это требует исследований совсем в другом направлении, поэтому придержусь официальной трактовки событий. А последней из Романовых по крови была дочь Петра, Елизавета. А последовавшие за ней правители России лишь сохранили, как сейчас сказали бы, бренд. По политическим соображениям, что бы ни лишится права на российский престол. Но как бы там не было, Екатерина II окончательно уничтожила Запорожскую Сечь. Благо была ликвидирован последний осколок Золотой Орды - Крымское ханство. Яицким казакам повезло больше, их просто переименовали. Оставив для защиты от Бухары. Это был ответ царизма на восстание Пугачёва. В котором казаки в последний раз попытались вернуть свои вольности. И переломить путь развития России на другой путь. Основанный на казачьих отношениях. Но потерпели поражение. А введение Екатериной II сословного деления превратило казаков в привилегированное, военное сословие. Закреплённое окончательно во времена Никола I. Обеспечивших полное подключение казаков к военной и политической жизни России. Закончив тем самым самостоятельную историю казачества. И начав новую историю. Историю казачьего сословия, части русской армии.
  
  Никто не спорит, что возрождать казачество надо. Но до сих пор нет единого мнения, что именно надо возрождать. Ведь если возрождать то, чего не было, то возродить это не получится, просто по определению не получится. Это будет уже не возрождение, а попытка создания, чего-то нового.
  
  Сейчас же, наиболее популярна, озвучена и продвигаема идея возрождения казачества как народа. С одной стороны вообще не понятно как можно возродить народ, если исходить чисто биологически. А если говорить о возрождении менталитета народа, его культурного наследия, района проживания, то это называется, и главное делается наверно иначе. Но явно без сепаратизма, преобладающего сейчас, в казачьей верхушке. Где уже поговаривают, о необходимости реабилитации казачества, как репрессированного народа. Хотя во всём этом ничего кроме меркантильности и не просматривается.
  
  К тому же, идея возрождения казачества, как отдельного народа, крайне ошибочна. Не может существовать народ, убивавший собственных младенцев. По крайней мере, на Дону мальчиков убивали до середины XVI века, а девочек ещё как минимум лет 50. А на Урале, или если хотите Яике, младенцев убивали, до середины XVII века. Как отголосок, тех суровых времён, явно осталась мнение, что при рождении мальчик предпочтительнее девочки. Мальчик оставался жить, а девочка нет. И о мальчике молили бога, донские казаки XVI века. Что бы потом собственными руками не убивать собственного ребёнка. А возможность сохранять детей, у казаков, появилась лишь тогда, когда Россия уничтожила Казанское и Астраханское ханства. Не без казаков кстати. И подперла Дон, а потом и Урал с тыла, сначала рогатиной, а потом штыком. И казаки поняли, если что, их станицы прикроют. Прикроют спинами русских солдат. Но, не смотря на такие "драконовские", в буквальном смысле "драконовские", обычаи казачество развивалось. Но повторюсь, до момента, когда появилась оставлять своих детей, казачество развивалось только за счёт прихода уже взрослых людей различных народов.
  
  К тому же, как не может существовать народ без детей, так и не может существовать народ без женщин. Без семьи. До XVI века все женщины у казаков были на правах пленниц. Которую можно было в любой момент прогнать, отдать другому. Не могла тогда женщина претендовать и на имущество своего владельца. Отголосок этого мы находим в традиционно подчинённом положении женщин в семьях казаков. Весьма распространённого до второй половины XX века. И только к концу XVI века у казаков стал складываться институт семьи. Сначала у запорожцев. Где семейные казаки стали селиться невдалеке от Сечи. Потом на Дону, а позже всего на Урале. Как в наименее безопасном месте. Так что обычаи казаков ни как не могут быть обычаями народа. А вот обычаями военного ордена запросто.
  
  А ведь возникновение казачества, очень похоже на возникновение рыцарских орденов в Западной Европе. По условию возникновения, как средству борьбы с иной, весьма агрессивной, культурой. По комплектованию, из потомственных воинов разных национальностей, но одной веры. Не буду углубляться, но рыцарские ордена близки казачеству, по своим традициям, духу и форме вооружённой борьбы. Недаром запорожцы, оказавшиеся в непосредственном контакте, с Западной Цивилизацией, называли себя в XVII веке "лыцарями".
  
  Нет, не спорю, между казачеством, и рыцарскими орденами существуют и различия. И очень существенные различия. Особенно сейчас. Но на момент возникновения рыцарских орденов и казачества, они наиболее близки как общности. Хотя и тогда существовали весьма существенные различия. Но это, ещё раз повторюсь, наиболее близкие общественные формы.
  
  То есть, можно сказать, что казачество зародилось, как военный орден. Единственный военный орден православия. Объединявший, в себе православных воинов различных национальностей, главным образом русских и татар. И имевший, первоначально, весьма существенную разбойничью направленность. Предопределённую, полной независимостью казаков. В отличие от рыцарских орденов. Находившихся, под патронажем католической церкви.
  
  И тут хочу напомнить на один очень интересный нюанс. То, что казаки считают своей национальной одеждой, на самом деле являются мундирами русской армии. Со всеми их атрибутами, включая и погоны, как знаки различия. И опять же русской армии. Что опять не согласуется с мнением о казаках, как о народе. А скорее о военной силе народа.
   В жизни всё течёт, всё изменяется. И развитие казачества, привело к созданию в России казачьего сословия. Как второго служилого сословия. Служившего, в основном, в военном деле. В большей массе как легкая кавалерия. Однако общее развитие науки, техники, общественных отношений привели, к уничтожению кавалерии. В результате отпала необходимость в казачестве как воинском сословии. Что и привело казачество к современному состоянию. А если уж и возрождать казачество. То возрождать его именно как воинский орден, воинскую силу. Благо для этого есть определённые технические условия. Да и необходимость тоже. Военную силу видящую своей целью служение России. И предлагающий её народам свой образ жизни, свои обычаи и свои законы. Как иной путь развития страны. Доделывая то, что не смогли сделать казаки, когда спасли Московскую Русь и создали из этого государства ту Россию, которую мы знаем. Но не смогли повернуть её на свой путь развития. Сделав определяющими в ней свои обычаи и свой образ жизни.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"