Абалкин Лев Вячеславович : другие произведения.

От древнеегипетского календаря к Галактической эре. Сочинение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.91*15  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Школьное сочинение Льва Абалкина, изданное и откомментированное М. Харитоновым

Галактическая дата: 3 августа 128 г
Кому: Харитонов Михаил Юрьевич
От кого: Глумова Майя Тойвовна
Тема: Re: Просьба о разрешении на публикацию

Разрешение на публикацию даю. Пусть видят, что Лёва рос нормальным мальчиком. Необычным, но нормальным. Не роботом Странников.

PS. Кстати. Мы именно тогда и познакомились, тринадцатого мая, в зооуголке. Надо же, я столько всего забыла, а это помню.

Майя Глумова. Земля, Нарва-Йыэсуу.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ПУБЛИКАТОРА

Сочинение Льва Вячеславовича Абалкина было написано в 5-м классе средней школы. Вряд ли мысли пятиклассника могут заинтересовать читателя, если бы не личность автора, в последнее время ставшая слишком известной. Но и в этой ситуации оно интересно только одним: это единственный известный текст, принадлежащий стилу Абалкина, в котором он рассуждает на так называемые "общие темы".

Увы, эти рассуждения типичны для ребёнка его возраста и времени рождения - хотя, возможно, и могут дать какую-то пищу "искателям блох в навозной куче", как любит говорить мой коллега М. Вольф. Я же стою на той позиции, что Л. Абалкин до начала своей "инициации" был человеком, причём - да простится мне такое выражение - человеком вполне нормальным, хотя и не вполне обычным и даже незаурядным. Во всяком случае, даже если человеческое начало в нём было лишь маской или футляром, в котором скрывалось нечеловеческое содержание, то разглядеть его под этой маской - на что надеются упомянутые "искатели блох" - не представляется возможным.

Обстоятельства написания текста

Тема выбрана самостоятельно и утверждена учителем истории и социологии Борисом Суреновичем Кувакиным. Задание было получено 11-го мая 49 г и сдано утром 14-го.

Б.С. Кувакин оценил труд ученика невысоко, поставив оценку 3/3-, со следующим комментарием:

"Основная часть текста переписана из трёх источников, один из которых - учебник общей хронологии. Остальное - каша из разных книг, в которые успел заглянуть.

Информация структурирована механически, по линейной схеме, без системности. Не вникает.  

Факты - в целом верно, но до ужаса поверхностно.

Сразу в глаза бросается: говорит о хронологии и не расставляет дат! Когда по григорианскому календарю началась эра Юникса? Когда она закончилась? А нету! Типа "сами знаете". Ленится? Или технарём растёт, нет гуманитарной культуры?

"Год" у него по факту тропический, но нет упоминаний сидерического и аномалистического года и связанных с этим проблем. Наверняка знает всё это, просто не хочет писать, неинтересно ему.

Разнобой при использовании слова "юлианский". Список "свойств юлианского календаря" лишён внутренней логики. Сам тему понял, но излагает из рук вон. Механизм скалигеровских юлианских эпох не раскрыт, не упомянута даже эпоха J2400.0.

Про UTC явно сам не понимает, отделывается общими словами. Мог разобраться, но не хочет. Формулу расчёта високосных годов по Джемальпашаевой не приводит. Формула простая, просто не посмотрел, поленился.

Интересный эпизод с упоминанием Шакир-паши. В учебниках такого нет. Посмотреть, откуда он это выкопал.

Про календарь Хунты: вот тут явно заинтересовался, пытался понять. Что-то смотрел за пределами трёх книжек. Вообще, там, где про символы и всё такое - тут всё подробно, с детальками. Дурова даже чуть не процитировал буквально - увлёкся, в последний момент убрал слово. Ну да: гуманитарка там всякая, символика - тут ему интересно. История не интересует, а психология и символы интересуют? Плюс ещё все отмечают биологию. Что-то мне эта связка не нравится. Поговорить с Лекановой.

Про ЕН 203 наверняка узнал из сериала "Второе солнце", откуда ж ещё-то. Хорошо хоть сверился со справочником и проверил продолжительность года. Аккуратность какая-то есть и ответственность хотя бы минимальная. Ну и то хлебушек.  А вот почему Мировой Совет отклонял начало локальной системы лет от заселения, Лёвушка не понял. Хорошо хоть упомянул про "исторический опыт".

Про фукамизацию неожиданно подробно. Знает тему откуда-то. Про менструации спокойно упоминает. Ну, биологией мальчик интересуется. Это нормально. Но на раннее развитие проверить не помешает. Федосееву сказать.

Кварковый осциллятор: тут парень ничего не понял от слова "совсем", но кварковая хромодинамика и прочие такие вещи - это всё-таки 9 класс, и это не его сфера интересов.

Когда День Космофлота - знает, а почему - не знает. Про Гагарина-то хоть в курсе?

Мариэтта Отаровна Хан-Балык - не историк! Она ксенопсихолог! Историю она бросила как раз из-за этой статьи. Очень спорной, кстати. Но впечатление на общественность она произвела, это правда. Кстати, видно, что и статью Лёвушка не читал, ограничился абстрактом.

Про введение Галактической эры по сути ничего. Времени не хватило, пора сдавать? Закончил цитатой из постановления МС - дескать, какие ещё вопросы?

В общем, за фактическую часть тройку можно ставить спокойно. Но не выше.

Собственное эмоциональное отношение к теме: до балды ему всё это! Механически воспроизведены чужие эмоциональные штампы. Отсюда - фактические ошибки.  Орден иезуитов - не "так называемый", а именно так и называемый! Пытается через эти слова выразить негативное отношение - не своё, а чужое, в книжке вычитанное. Вообще, аббревиатурой "т.н." злоупотребляет, лепит её куда попало и не к месту совершенно.

Цитирует С. Киврина. Опять психология! Потом при разговоре про Галактическую эру воспроизводит, по сути, его же аргументы. То есть он с ним, значит, согласен. Ну так и напиши: с буржуазным психологом Кивриным я в данном вопросе согласен! Не хочет так писать. Не боится, нет, просто лень связываться, бежит от дискуссии.

Стиль - суконный, ужасный, мёртвый. ""Церковники сумели навязать" - где он такое вообще нашёл? Какая-то догудбайная агитка? Или Губермана начитался? За оборот "начала назревать необходимость" - Тургенева ему во внеклассное чтение квантум сатис до полного просветления! Это Строгову можно на стилистику плевать, а Лёвушке Абалкину нельзя! Сказать Инне Дмитриевне, чтобы поработала с мальчиком.

Впечатление: писалось на коленке вечером перед сдачей, сам был занят другими делами.

Проверил: так и есть, в зооуголке принимал роды у тигрицы. Тогда понятно, парень за тигрицу волновался, а тут какая-то хронология. Поэтому за отношение к предмету не два, а три с минусом натянем.

Общая оценка: 3/3- (три - три с минусом)."

Это была худшая оценка по истории за всё время обучения маленького Лёвы. По свидетельству абалкинского Учителя, Сергея Павловича Федосеева, мальчик очень переживал и даже плакал. Однако после беседы с преподавателем Абалкин сказал, что считает оценку справедливой и постарается учесть все высказанные замечания.

Видимо, Абалкин замечания и в самом деле учёл. Его отчёты о работе на Надежде производят гораздо лучшее впечатление.

Определённый интерес представляет также оценка Ядвиги Лекановой. В её классном журнале сохранилась пометка:

"Сочинение Лёвы Абалкина. Обычное сочинение пятиклассника на тему хронологии. Но тему выбрал сам, хотя это далеко от его обычных интересов. Заметен  повышенный интерес к формам знаков и символов, особенно - перечёркнутых. Часто думает о своей родинке |||? Кстати, интересуется японским языком. Если положить рисунок родинки набок, получится японское "о" ("царь") или китайское "чжу" ("господин"). Знает об этом? Не воспринимает ли как знак какой-то своей избранности? Интерес к биологии - нормально, но слишком сосредоточен на животных. Нет ли в этом  антропофобии? Тест ЖМРД-5 и сама посмотрю ментоскопом."

Как нам удалось установить, менее чем через сутки Леканова покинула интернат в связи с участием во Всемирном конгрессе по возрастной психологии. Неизвестно, провела ли она намеченный тест - никаких указаний в сохранившихся документах нет.

Выражения признательности

Я искренне благодарен Майе Тойвовне Глумовой как за согласие на публикацию текста из принадлежащего ей архива, так и за её многолетнюю борьбу за рассекречивание и передачу в её ведение архивных материалов, касающихся Льва Абалкина.

Я признателен директору школы-интерната N 241 г. Сыктывкар Т.Д. Рагдемезегесу и преподавателю того же интерната Б.С. Кувакину за доброжелательное сотрудничество.

Я также хочу отметить роль М. Каммерера, благодаря последовательной и бескомпромиссной позиции которого история Абалкина и "подкидышей" получила огласку и стала известна общественности.

Михаил Харитонов,
6 марта 128 г.  / 42 марцедония 132 г. ЕН32-4,
Планета Синих Песков, СКК "Акви Терме"

ТЕКСТ

От древнеегипетского календаря к Галактической эре. Сочинение учащегося 5-го класса "Б" комплексной школы-интерната N 241 г. Сыктывкар Абалкина Льва Вячеславовича.

Древние системы исчисления времени

Проблема стандартизации хронологии стояла перед человечеством со времён появления первых крупных государств. К сожалению, этот вопрос всегда относился к числу престижных, поэтому его решение зависело не столько от реальных хозяйственных и научных потребностей, сколько от политических факторов.

Самыми известными календарными системами древности был древнеегипетский календарь, основанный на разливах Нила, вавилонский лунно-солнечный календарь и древнеримский солнечный календарь. Известен также календарь древнееврейский, тоже лунно-солнечный.

Все эти календари по-разному делили сутки, отчитывали время от локально значимых событий и не могли претендовать на всеобщность. Тем не менее, именно этим древним системам счёта времени мы обязаны таким особенностям календарных систем, как:

  1. Сама идея проекции линейного времени на цикл или систему циклов.
  2. Деление дневной и ночной половины суток на 12 частей, в сумме 24 часа.
  3. Деление часа на 60 минут, а минуты - на 60 секунд.

Юлианский календарь и его отличительные особенности

Наибольшее распространение получил юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь был введён Юлием Цезарем, и время отсчитывалось "от основания города Рима" (754 год новой эры, "до Рождества Христова"). Календарь был введён в 45 году до т.н. "рождества Христова". 

В дальнейшем начало отсчёта было перенесено, в связи с распространением в Древнем Риме христианской религии. Как и во многих других религиозных традициях, начало календаря было связано с моментом рождения основателя религии (в данном случае Христа). Однако его рождение произошло не 1 января, а 25 декабря. На 1 января 1 года приходится так называемое "обрезание Господне" (древнееврейская религиозная церемония, совершаемая над новорождёнными младенцами мужского пола).

Юлианский календарь не вполне удовлетворял потребностям общества и в дальнейшем совершенствовался. Появился григорианский и неоюлианский календари, более точные. Однако общие принципы построения календаря сохранились и в дальнейшем сыграли очень значительную роль.

Свойства юлианского календаря

Как и большинство календарных систем, юлианский календарь основан на системе трёх циклов: "день - месяц - год". Днём (сутками) обычно называли один цикл смены дня и ночи, месяцем - возвращение луны в прежнюю фазу (например, от новолуния до новолуния), годом - смена четырёх сезонов, или время, когда долгота Солнца увеличивается на 360 градусов. Юлианский календарь, в отличие от множества других, принимает во внимание только два фактора - период обращения Земли вокруг оси ("астрономические сутки") и период обращения Земли вокруг Солнца ("астрономический год"). Движение Луны, планет, циклические природные события и т.п. не учитываются, месяц считается условной величиной.

Данные о периоде обращения Земли вокруг оси и вокруг Солнца устанавливаются наблюдениями.

Календарные сутки совпадают с астрономическими. Нулевых суток не существует, отсчёт идёт с первых суток.

Календарные сутки делятся на часы (24 часа). Все часы имеют равную продолжительность. Никакие другие факторы (в том числе продолжительность светлого и тёмного времени суток) не влияют на продолжительность часа.

Серединой истинных суток считается полдень - момент максимального возвышения Солнца над горизонтом (верхняя кульминация). Началом суток является истинная полночь - момент нижней кульминации Солнца (то есть полудня в противоположной точке земного шара).

Календарный год состоит из целого числа астрономических суток. Это число фиксировано и общеизвестно.

Чтобы астрономический и календарный год не расходились, продолжительность разных календарных годов различается, но не более чем на одни сутки. Продолжительность более долгого года определяется по несложной арифметической формуле. (В собственно юлианском календаре более долгим является каждый четвёртый год; в григорианском - год, номер которого кратен 100, считается коротким, кратный 400 - долгим; в новоюлианском последнее условие заменено на то, что номер делится на 900 с остатком 200 или 600).

Нулевого года не существует. Летоисчисление начинается с 1 января 1 года.

Введение фиксированной недели

В 321 году византийский христианский император Константин дополнил календарную систему заимствованной из иудейского календаря семидневной неделей, фиксированной и единой для всех христиан. Первым днём было "воскресенье", последним - "суббота".

Это деление имело религиозное значение: "воскресенье" было днём особенно интенсивных религиозных церемоний, то есть идеологической обработки масс в реакционном духе. После промышленной революции и реформ в социальной сфере "воскресенье" (а потом и "суббота") стали т.н. "днями отдыха": к религиозным церемониям прибавились бессмысленные, одурманивающие развлечения, отвлекающие массы трудящихся от борьбы за свои права. При этом никакого научного или практического смысла введение "недели" не имело и лишь запутывало календарные расчёты.

Развитие юлианского стандарта

Общее направление развития юлианского стандарта сводилось к постепенной минимизации фактора астрономических наблюдений.

Первым шагом в этом направлении стало так называемое Гринвичское время (GMT) - среднее солнечное время меридиана, проходящего через место, где некогда располагалась Гринвичская королевская обсерватория возле бывш. Лондона. Это время устанавливалось благодаря астрономическим наблюдениям. Начало суток в других частях Земли отсчитывалось от него по формулам, задающим часовые пояса (смещение суток на один час).

В дальнейшем появилась система всемирного координированного времени, основанная на атомном времени (UTC). Это сглаживало неравномерности движения Земли и другие факторы.

Кроме того, государственная власть могла устанавливать так называемое местное время - то есть отсчитывать начало суток от момента, отличающегося от истинной полночи. Это делалось для унификации отсчёта времени на больших пространствах. Соответствующая область именовалась административным часовым поясом или часовой зоной. Также производились манипуляции с "зимним" и "летним" временем, с целью максимизации светлого времени суток.

Попытки введения альтернативных календарных систем

В мировой и европейской истории неоднократно предпринимались попытки внедрения календарных систем, альтернативных григорианскому календарю.

Великая Французская Революция породила, в числе всего прочего, республиканский календарь. Он основывался на юлианском стандарте, но вводил новую эпоху - время отсчитывалось "со дня основания Республики" (со дня осеннего равноденствия). Также менялась структура месяцев - двенадцать месяцев по тридцать дней, плюс пять дней вне месяца, с прибавлением одного дня раз в четыре года. Менялись и названия месяцев - им присваивались особые названия. Счёт на недели заменялся счётом на декады.

Причиной всех этих изменений были не хозяйственно-экономические потребности общества, а идеологические. Как сказал депутат Фабр д"Эглантин на заседании законодательного собрания Франции, "мы не могли больше считать годы, когда короли нас притесняли, временем, когда мы якобы жили".

Скалигеровская календарная система

Принципиально иная модель измерения времени была предложена Иосифом Юстасом Скалигером, астрономом XVI века. В дальнейшем она была усовершенствована Джоном Гершелем, который радикально упростил хронологическую шкалу.

  1. Календарь отсчитывается от полудня 1 января 4713 до н. э. юлианского календаря или, что то же самое, 24 ноября 4714 г. до н. э. григорианского календаря. Полдень определялся по меридиану Александрии.
  2. Первый день имеет нулевой номер.
  3. Понятия месяца и года отсутствуют.

Система применялась для астрономических расчётов и в дальнейшем сыграла значительную роль в астрогации.

Традиционный исламский календарь и календарь аль-Махди

Так называемый традиционный исламский календарь был чисто лунным: время начала нового месяца устанавливалось путём непосредственного наблюдения лунного серпа. Продолжительность мусульманского года на 10 или 11 дней меньше солнечного, так что для хозяйственных и научных нужд этот календарь непригоден. Он использовался для определения дат исламских праздников.

Реформы аль-Махди затронули и календарную систему. По религиозным причинам не имея возможности что-либо менять в системе лунного летоисчисления, он создал систему так называемого "солнечного круга" (по сути - года), основанный на целом числе недель. В "солнечном времени" (году) было 52 или 53 недели. Каждый год начинался с "йаум аль-Джумы", "дня собрания" ("пятницы") в полдень. Продолжительность "солнечного круга" была, таким образом, 364 или 371 день.

Удлинённый "год" вводился личными распоряжениями аль-Махди. Он неоднократно подчёркивал, что удлинять цикл имеет право только он один, и делает он это по воле Аллаха, чтобы "отдалить Последний День" и "дать язычникам дополнительное время для покаяния и принятия ислама".

Первый "круг Махди" начался 21 марта по григорианскому календарю. Скорее всего, аль-Махди ориентировался на Новруз, древний домусульманский праздник иранских народов, несмотря на своё фанатичное неприятие всего неисламского наследия.

Согласно воле аль-Махди, Джихад и Киямат (то есть начало глобальной войны мусульман против человечества, она же Последний День, гибель человечества и Земли в целом) необходимо совершить по желанию Аллаха и усилиями мусульман в начале первого же солнечного цикла после смерти "пророка" - то есть в полдень первой "аль-Джумы".

Как известно, воля аль-Махди была исполнена. Этот день пришёлся на 13 марта по григорианскому календарю.

Обстоятельства возникновения "эры Ʉ" в ССКР

Полдень оказался настолько разрушительным в т.ч. потому, что ракетно-ядерное нападение сопровождалось точно рассчитанными террористическими актами исламских фанатиков и/или саботажем агентов исламистов. Атаки были направлены прежде всего на уязвимые точки инфраструктуры земной цивилизации.

Одним из направлений атаки стали службы точного времени, подключённые к сетям и вещающие в радиодиапазоне. В бывш. США группа исламских террористов сумела вывела из строя почти все службы точного времени. Это привело, в частности, к краху национальной навигационной системы NGBPS, считавшейся крайне надёжной. Им также  удалось вывести из строя всю систему метрологического контроля Восточного полушария, включая элементы, базирующиеся в космосе.

Единственным источником сигналов точного времени стал г. Петропавловск-Камчатский, где находился новый метрологический центр, Несмотря на взрыв ядерного боеприпаса поблизости, атомные часы не пострадали, а прочая аппаратура была готова к пуску. Дежурные сотрудники Центра Аркадий Зарифуллин и Генри Малер успели до своей смерти от лучевой болезни запустить длинноволновые передатчики и подготовиться к началу вещания. Из-за сопровождавшего взрыв электромагнитного импульса произошли повреждения аппаратной и программной части комплекса, в том числе программируемого таймера, с которым были соединены атомные часы. Таймер, работавший по управлением операционной системы семейства UNIX,  перезагрузился, но в качестве текущей даты появилась дата 1 января 1970 года (т.н. "эра UNIX"). Умирающие сотрудники Центра не заметили или не успели исправить ошибку. Поэтому первая голосовая передача Центра началась словами компьютера: "Сегодня второе января одна тысяча девятьсот семидесятого года. В Петропавловске-Камчатском полдень." Соответствующие сигналы в электронной форме поступили на все сервера точного времени Восточной Сибири.

В течении ближайших лет Петропавловск-Камчатский были единственным источником сигналов точного времени для Восточной Сибири. Это касалось прежде всего настройки/подстройки таймеров электронных приборов, нуждающихся в системе обеспечения единого времени (СОЕВ) и навигационных спутников, получавших сигналы точного времени с Земли.

Временное правительство в Норильске, не имея возможности и достаточных ресурсов для организации собственной метрологической службы, объявило "время Петропавловска-Камчатского" государственным. Это касалось и даты, которая стала повсеместно использоваться в официальных документах.

После окончания Ресурсной войны и послевоенного восстановления был введён в строй Государственный метрологический центр в пос. Пымда Красноярской области. Однако в силу большого объёма накопленной документации, привычности для населения формата норильского времени, а также провала переговоров с СШАА по установлению единой системы летоисчисления, обратный переход на григорианское летоисчисление был признан нецелесообразным. Таким образом, счёт времени "от 1970 года", или "э.U" ("эра UNIX") стала официально принятой. Разработанный к тому времени новый советский календарь (введён вместе с новой Конституцией ССКР) закрепил это положение вещей.

Обозначение Ʉ возникло случайно, в переписке Павла Дурова (полит. деятель предс. КСР). Дуров был категорическим противником символа U в качестве обозначения новой эпохи, и в письменных документах всегда зачёркивал его. Это было понятно неправильно и стало использоваться как особое обозначение. Сам Дуров был чрезвычайно недоволен этим обстоятельством, называл получившийся символ обрезанным [...] и намеревался поставить вопрос об официальном введении удобного обозначения новой эры. К сожалению, Дуров скоропостижно скончался от рака крови, не успев реализовать многие свои замыслы. Символ же остался и стал общепринятым.

К другим особенностям новой системы можно отнести отмирание семидневной недели и названий дней. Во время войны понятие "дня отдыха" потеряло смысл. В период послевоенного восстановления дни отдыха назначались индивидуально, по медицинским показаниям при явных признаках переутомления. Кроме того, неделя и её дни - особенно так называемые "суббота" и "воскресенье" - многими воспринимались как пережитки религиозного фанатизма, отношение к которому в ССКР было крайне отрицательным.

Советский "олимпийский" календарь 1980 года

Идея нового календаря была предложена в 1976 году Председательницей Коммунистического Союза Молодёжи астрономом Лейлы Джахидовне Джемальпашаевой. Проект был доработан Постоянной Комиссией по хронологии при Верховном Совете ССКР.

Согласно проекту, счёт лет от года Полудня, принимаемого за 1970 год, сохранялся и становился официальным. Но конец года (31 декабря) переносился на самый короткий день в году (21 декабря по григорианскому стилю). Система месяцев тоже видоизменялась: 12 месяцев по 30 и 31 день, летние месяцы все по тридцать дней, в високосные годы - 31 день в феврале.

За основу системы принимался 289-летний цикл, основанный на том, что за 289 оборотов вокруг Солнца Земля совершает 105555 полных оборотов вокруг оси. Для того, чтобы разделить этот период на годы, необходимо принять продолжительность года за 365 дней и ввести 70 високосных лет по 366 дней. Високосные годы высчитывались не по формулам, а задавались таблицей, принятой руководством Советского государства, в которой високосными назначались особо значимые (юбилейные) годы. Предполагалось, что "лишний" день будет использован для организации праздничных мероприятий, посвящённых юбилеям тех или иных исторических событий. По проекту Джемальпашаевой, эти праздники должны справляться 31 февраля, что давало бы достаточно времени для подготовки к празднику и позволяло оптимизировать важные хозяйственные процессы.

Однако в ходе всенародного обсуждения этот вариант был отвергнут как слишком радикальный. Была принята формула для вычисления високосных годов, согласно которой високосными признавались каждый четвёртый год, за некоторыми исключениями, без придания годам какого-то особенного значения.

В целом, советский календарь был исторически прогрессивным и к тому же очень точным: суточное расхождение этого календаря с астрономическим могло накопиться за семьсот тысяч лет.

Календарь был принят в 1980 г. Ʉ. В тот же год были проведены первые после Полудня Олимпийские Игры в Норильске. Несмотря на бойкот, объявленный Аляской, проведение спортивного праздника олицетворяло окончательное возвращение к нормальной жизни. Поэтому календарь Джемальпашаевой получил неофициальное название "олимпийского".

Символ Ʉ, как привычный, сохранился и продолжал использоваться. Даты до 1980 Ʉ обычно пишут "по новому счёту" и "по старому счёту" в круглых скобках. Например, начало эры Ʉ обозначается как 26 апреля (2 января) 1970 Ʉ.

Система летоисчисления Соединённых Штатов Аляски и Аргентины

Календарная система, принятая в СШАА, отличалась рядом особенностей. Связано это было с тем, что в Соединённых Штатах, в отличие от ССКР, не были запрещены религиозные культы, кроме ислама. Этому способствовала роль церкви на Аляска и в Аргентине в первое десятилетие после Полудня. Она была двойственной. Оказывая реальную помощь людям, церковники в то же время распространяли реакционные идеи, что Полдень и последовавшие за ним события были якобы "наказаньем божьим за грехи" и т.п. Это привело к временному росту религиозности.

На Аляске церковники сумели навязать американскому обществу церковный календарь. Он принципиально не отличался от обычного григорианского, но в него были включены церковные праздники, ставшие государственными.

Иначе развивались события в Латинской Америке, где господствовала католическая церковь. Она сыграла большую роль в консолидации латиноамериканского общества. Особую активность продемонстрировал т.н. "орден иезуитов", который вёл политику, предполагающую переустройство общества на религиозных началах.

Календарную систему Аргентины создал аргентинский монах-иезуит Кристобаль Хосе Хунта, глава Инквизиции (особой спецслужбы, занимавшейся поиском затаившихся исламистов) и советник президента Аргентины Рамона Флореса. Он увлекался астрологией, мистицизмом, теологией и т.п. От него осталось большое наследие, не представляющее научного интереса, но интересное для историков.

Хунта полагал, что история человечества является отражением и подобием истории Иисуса Христа. Его календарная система построена на этом уподоблении. Для обоснования этого Хунта использовал символико-нумерологические и астрологические рассуждения и вычисления, не имеющие ничего общего с наукой, но воздействующие на воображение верующих.

Календарь Хунты основан на 33-летнем цикле с восемью високосными годами. Каждый год цикла соответствует году жизни Христа. Год начинался как в юлианском и григорианском календарях, с восьмого дня после самого короткого дня в году. Восемь високосных лет распределены по 33-летнему циклу согласно мистическим, оторванным от реальности "вычислениям". Они якобы соответствуют важнейшим событиям в жизни основателя христианской религии. При этом Хунта отчасти опирался на евангельскую традицию (поэтому делает високосными первый и двенадцатый год), частично же - на традиции иезуитской организации и собственные мистические спекуляции.

Каждому году присваивалось имя зодиакального созвездия, природной стихии или добродетели, которые, по мистическим представлениям Кристобаля Хунты, доминировали в жизни Иисуса в соответствующий период. Так, например, предпоследний год цикла (32-й) был назван годом Весов, потому что Иисус в этот год демонстрировал, по мнению Хунты, идею справедливости. Последний, 33-й год цикла, именовался годом Сатурна, поскольку в это время Иисус "находился под влиянием" этой планеты. Все годы вместе образовывали так называемый "небесный путь к спасению". Кроме того, каждому году ставилось в соответствие имя т.н. "апостола" или особо почитаемого "святого", а также одна из "христианских добродетелей" (Хунта насчитывал тридцать две разновидности таковых, а тридцать третьей считал их соединение "во Христе").

Годы нумеровались по циклам. Первый цикл считался нулевым (без номера) и назывался "основанием", второй цикл назывался первым. Таким образом, "первый год Скорпиона" должен был наступить через тридцать три года после "года Скорпиона". Концепцию "века" Хунта отвергал.

Сохранилась фиксированная неделя с "субботой" и "воскресеньем". Сочетаниям дней недели, дат и лет Хунта придавал особое значение.

Большинство представителей научного сообщества СШАА подвергло "календарь Хунты" язвительной критике. Однако в защиту календаря Хунты выступили буржуазные психологи. Известны рассуждения Сэмюеля Киврина, президента APA (American Psychological Association):

"Неумолимое линейное время, безжалостное возрастание цифр на счётчике, отравляет самое главное для человека - ощущение устойчивости и осмысленности существования. Напротив, качественность и циклизм - основа здорового мировосприятия. С этой точки зрения латинский календарь можно признать имеющим терапевтический эффект... За годом Земли следует год Тельца, год Овна сменяется годом Неба - это создаёт ощущение уюта, устроенности круга человеческого существования, обещает возвращение к истокам, которого так жаждет наша измученная душа... Даже сама продолжительность цикла соразмерна человеческому существу. Немногие из нас надеются дожить до года своего рождения, ожидаемого через столетие, но почти каждый рождённый в год Рыб сможет заново пережить его и насладиться чувством возвращения, замыкания цикла... Я буду настоятельно рекомендовать латинский циклический календарь как средство поддержания психического здоровья наших граждан."

Такого рода аргументы позитивно воспринимались правящими кругами СШАА, озабоченные спокойствием своих граждан. Последним аргументом послужила позиция президента Флореса: при объединении Аргентины и Аляски он поставил принятие аргентинского календаря одним из непременных условий. С этих пор т.н. "христианское летоисчисление" заменило григорианский календарь, и, с небольшими модификациями, сохранилось до самого  Гудбая.

Попытки создания единой хронологии. Использование Космофотом скалигеровской системы

Советское правительство неоднократно обращалось к американскому с предложениями об унификации календарных систем. Последнее подобное предложение было сделано непосредственно перед введением нового советского календаря. Предлагалось возвращение ССКР к принятому в СШАА григорианскому счёту лет в обмен на принятие советской календарной системы. Американская сторона отказала. Причиной тому была позиция влиятельного конгрессмена Армена Кочаряна, который выступал с многочисленными речами, в которых утверждал, что новый советский календарь является по  сути "календарным проектом Шакир-паши", политического деятеля бывш. Османской Империи, бывшего одно время послом при царском правительстве, и, по мнению конгрессмена, виновном в "преступлениях против человечности". Несмотря на вздорность и необоснованность подобных аргументов, его выступления спровоцировали всплеск негативных настроений в обществе. В результате предложение было отклонено американской стороной.

Однако необходимость в унификации календарных систем осталась и даже возросла. Причиной тому послужило тесное сотрудничество ССКР и СШАА в космосе. После создания МУКС (Международного управления космических сообщений) под общим советско-американским руководством необходимость в единой календарной системе стала очевидной. Однако обе стороны считали отступление от своих календарных систем серьёзным уроном для национального престижа. Особенно это касалось счёта лет.

Выход, однако, был найден, причём без помощи правительств. Астрономы, тесно сотрудничающие с космонавтами, давно использовали скалигеровскую систему юлианского дня, в которой месяцев и лет не было вообще, а счёт дней вёлся от нейтральной даты. Это оказалось приемлемым для обеих сторон, так что вся документация МУКС, а потом и других организаций, имеющих прямое отношение к космосу, стала оформляться в так называемой Единой системе учёта времени (ЕСУВ), на деле представляющей собой всё ту же самую "систему юлианского дня" без каких-либо существенных изменений.

Изменения календарной системы при объединении Земли

После геолого-климатической катастрофы 2037 г. Ʉ на планете осталась только одно государство, способное поддерживать достигнутый уровень цивилизации - ССКР. Объединение планеты стало делом времени. Тем не менее, оно затянулось до 2067 года, поскольку требовало согласования множества вопросов, в том числе и календарных.

Такие государства, как Австралийский Союз, Северный Ниппон, Свободный Бремен,  Макленбургская Социальная Республика, Княжество Тюрингия, Королевство Тонга и Самоа, Святая Бревия, Великое Княжество Лихтенштейн и другие внесли более полутора тысяч предложений по изменению календарной системы. Большинство из них настаивало на григорианском счёте лет и возвращении семидневной недели, введении праздничных и памятных дней, переименования месяцев и так далее. Большая часть этих предложений была отклонена советской стороной, за исключением права региональных органов вводить удобные и лингвистически-оправданные названия месяцев, а также объявлять те или иные годы праздничными в своём регионе. Большого значения эти уступки не имели.

Возникновение и рост Внеземелья. Локальные системы летоисчисления

Поселения землян на планетах и спутниках различных звёздных систем, а также непосредственно на космических станциях в пустоте, вызвали потребность в новых системах измерения времени.

На космических станциях обычно поддерживался земной ритм освещённости и т.п. Однако поселения на планетах были вынуждены подстраиваться под местный природный ритм освещённости и местную смену сезонов, иногда довольно сложную. Например, год на шестом спутнике второй планеты ЕН 203 (система двойной звезды) год включает два холодных и три тёплых периода разной продолжительности, разделяемых короткими периодами дождей, а продолжительность года - примерно 401 гал. суток, так что земной календарь и система месяцев принципиально неприменимы.

Примерно с начала 2000-х гг. Ʉ начинаются массовые обращения жителей Внеземелья к Мировому Совету с просьбой о введении местного летоисчисления. Было принято решение передать эти вопросы в сферу ответственности местных Советов, оставив за Мировым Советом право на утверждение проекта. Такая практика иногда приводила к проблемам. Например, во многих случаях поселенцы хотели начать локальную эру с момента открытия небесного тела, с момента первой посадки или с момента начала заселения. Мировой Совет такие предложения отклонял, ссылаясь на исторический опыт и неудобство работы с датировками, точка отсчёта для которых не всегда известно точно.

В силу этих факторов снова стала популярной "космофлотовская" система юлианского дня. Появилась идея перехода человечества на "космофлотовский" стандарт. Однако за пределами Космофлота эта система получила ограниченное распространение, в частности, из-за позиции ряда структур, относящихся к Космофлоту (как к организации) настороженно. Идею также не поддержала общественность примерно по тем же причинам.

Фукамизация и её влияние

Важным фактором развития человечества вообще и календарной проблемы в частности стало внедрение Токийской процедуры, известной как фукамизация или биоблокада.

Процедура предполагает введение сыворотки УНБЛАФ в околоплодные воды, что стимулирует адаптационные механизмы иммунной системы, увеличивает сопротивляемость организма органическим и неорганическим ядам, излучениям и проч. Второй компонентой процедуры является растормаживание гипоталамуса плода при помощи микроволн. Это стимулирует процессы регенерации в организме, а также резко повышает возможности человеческого мозга: радикально улучшает память и чувство времени, даёт возможность волевого вмешательства в физиологические процессы, в том числе в чужом организме, замедляет старение и т.п.

К числу непредвиденных эффектов фукамизации обычно относят три: более позднее, по сравнению с биологической нормой, половое созревание, растянутый менструальный цикл (две - три менструации в год у здоровой женщины), а также "циркадный эффект": ритм смены сна-бодрствования, превышающий стандартные земные сутки примерно в полтора раза.

Впервые "суточный эффект" был замечен у космонавтов и жителей Внеземелья. Поэтому он сначала был истолкован как следствие долгого пребывания вне Земли и её естественных ритмов освещённости и т.п. Исследования, однако, показали, что он в той или иной степени выражен у всех фукамизированных. Иными словами, им удобнее и комфортнее всего существовать в 36-37-часовом режиме сна-бодрствования.

"Суточный эффект" обеспечивает выигрыш во времени бодрствования. Если раньше человеку требовалось 8 часов сна, чтобы полностью восстановить силы для 16-часового бодрствования, то теперь ему достаточно 9-10 часов сна для 26-часового бодрствования, причём эти 10 часов обычно разбиваются на 7-8 часов долгого сна и полутора- или двухчасовую дрёму (или "сиесту"). При этом задаваемый таламическими часами ритм слабо зависит от смены освещённости. Зато наблюдается его зависимость от регулярности и продуктивности общения с другими людьми, что позволяет формировать устойчивые коллективы, работающие в едином ритме. Тогда же появилось выражение "вписаться в коллектив", которое означало успешное прохождение психофизиологического процесса синхронизации биоритмов нового члена коллектива со старыми, в том числе едином ритме сна/бодрствования.

Само по себе это не повлияло на систему исчисления времени. Счёт дней, привязанный к традиционным земным суткам, остался прежним - тем более, что подавляющее большинство жителей Земли легко приспособилось к трёхсуточному ритму "длительный  сон - работа - сиеста - личные дела - развлечения и отдых". Однако психологическое разотождествление со световым днём создало объективные предпосылки для введения новой системы измерения времени.

Появление и распространение нуль-Т и подготовка к введению Галактической эры

После появления и массового распространения нуль-транспортировки появилась настоятельная необходимость в создании единой системы отсчёта времени с точностью, превышающей всё, ранее достигнутое человечеством.

Для того, чтобы произошёл гарантированно подтверждённый переход с лагом 14 микросекунд (требование протокола ГПП/14МКС), необходима синхронизация  устройств с точностью до фемтосекунд. Омега-технологии решили этот вопрос. Однако для успешной работы системы в глобальных масштабах требовался задающий генератор с частотой импульсов, приближающейся к зептосекундной. Способ решения состоял в создании кваркового осциллятора, то есть глюонного шнура, колеблющегося с очень высокой частотой. Для этих целей используется сверхмассивное небесное тело.

Появление пассажирского нуль-Т окончательно сломало старую систему отношений людей со временем. Понятие светового дня утратило всякий смысл. Человек мог совершить за день несколько перемещений между Европой, Америкой, каким-нибудь спутником Юпитера и планетой иной звезды, в том числе очень отдалённой.

При этом использование принятой на Космофлоте системы юлианского дня не соответствовало потребностям общества, от хозяйственных до психологических. Система месяцев и лет была более приемлема для человека. В линейной последовательности дней ни один день не повторяется, но за январём снова следует январь, и это создаёт ощущение устойчивости, предсказуемости будущего и психологически облегчает процедуру планирования. Ту же роль играют и праздники. Не случайно даже космофлотовцы в быту предпочитают обычный календарь - например, празднуют День Космофлота 23 апреля.

Определённое влияние на ситуацию оказали также исторические исследования. В 11 г была опубликована архивная (не опубликованная при жизни) статья историка М.О. Хан-Балык, в которой утверждалось, что "подвиг Малера и Зарифуллина", как минимум, сомнителен, и предложила версию, согласно которой таймер был повреждён в результате диверсии. Эта версия до сих пор считается апокрифической и не принята большинством историков-меридиевистов. Однако она подействовала на многих людей, в том числе на лидеров общественного мнения.

Несколько общественных организаций обратились в Мировой Совет с предложением о введении нового летоисчисления, не привязанного к конкретным суткам и годам конкретных планет и соответствующим биологическим, социальным и духовным потребностям человека. Мировой Совет ответил на это созданием Календарной Комиссии, которая предложила проект нового летоисчисления. Он был принят без значительных изменений на глобальном референдуме и реализован.

Основной единицей исчисления времени стала галактическая секунда. Это время в точности равно 1019 "пикам" - то есть так называемым пиковым снятиям частотной характеристики кваркового осциллятора. Галактическая минута состоит из 100 секунд, час - из 100 минут. Продолжительность галактического часа приблизительно (с точностью до стотысячных долей) равна продолжительности земного астрономического часа. В сутках осталось двадцать четыре часа, хотя имелся вариант перехода на 36-часовые сутки, как более удобные. Однако социологические исследования показали, что насущной потребности в таком переходе нет, а издержки и возможные проблемы при планировании могут быть слишком велики.

Привязка к земным суткам году вызвала критику со стороны общественности, особенно - проживающей во Внеземелье. По мнению многих деятелей, привязка галактического года к земному унижает и дискриминирует жителей Внеземелья, а также является архаическим пережитком. Как заявил в ходе общественной дискуссии по этому вопросу проф. Леонид Макарэн (ЕН88-5, Пасифида), "продолжительность земного дня и года - последние пуповины, связывающая космическое человечество с земной архаикой, настала пора разорвать эти пуповины, превратившиеся в путы". Макарэн предложил увеличить продолжительность галактического дня до 30 суток, а галактического года до 300 суток, что, по его мнению, логично завершило бы построение галактического календаря. Он сумел привлечь на свою сторону некоторое число сторонников, в основном жителей Внеземелья.

Против проекта Макарэна выступили известные социологи и культурологи. Вот что писал на эту тему известный литературовед, культуролог, член-корреспондент ЗАГН Калмас Рыбас:

"Изменение продолжительности года повлечёт за собой разрушительные последствия для культурной памяти человечества. Год - это прежде всего год жизни человека... Сможем ли мы, как раньше, наслаждаться маленьким  шедевром Строгова "Сорокалетний", в котором коммунар Петров с его стальным сердцем сталкивается с возрастным кризисом и не выдерживает этого столкновения? Ведь мы будем представлять себе человека, по старым меркам уже прожившего полвека, для которого подобные метания - признак душевной незрелости. Сможем ли мы с прежней непосредственностью сочувствовать, сопереживать такому герою? Я сомневаюсь... Неужели лишний нолик в числе дней нам дороже и милее хотя бы одного маленького рассказа Строгова, нашей способности восприятия замысла гения? Полагаю, даже самый некультурный, малоразвитый человек вряд ли согласится променять Строгова на ноль."

Трудно сказать, насколько повлияли на общество аргументы Рыбаса. Тот же Макарэн отозвался о них как о "демагогии, рассчитанной на непритязательные вкусы обывателя". Однако на референдуме предложение Макарэна не собрало и 20% голосов.

Жаркие дискуссии вызвало и символическое обозначение новой эры.

Авторы проекта предложили, по аналогии с Ʉ, ввести символ перечёркнутого нуля или перечёркнутой Ŧ ("эпоха нуль-Т"). Однако перечёркнутое "Ŧ" используется в нуль-физике как символ приведённой матрицы Ламондуа. Что касается нуля, то в перечёркнутом виде он оказался похож на греческую букву "тета", и поэтому против данного предложения выступил целый ряд организаций. Так, заявили протест медики, так как буквой тета обозначался тета-ритм мозга. Против выступила даже Атеистическая ассоциация AAI, выпустившая специальное заявление, в котором напомнила, что тета  - первая буква в греческое слове "Θεός" ("бог") и что та же буква символизировала так называемого "тэтана" в тоталитарно-сектантских учениях XX века. Авторы предложения предпочли его отозвать.

Был объявлен открытый конкурс, на который выставили около тысячи двухсот вариантов альтернативного символа. Один из участников конкурса, дизайнер и график Йошка Мацумото предложил вообще не вводить дополнительный символ, а перечёркивать букву "г" ("год"). Это предложение тоже вызвало критику. По мнению той же AAI, символ г содержал в себе скрытое изображение креста, что является пропагандой христианской религии. Всемирная Антифашистская Лига, в свою очередь, усмотрели в знаке элементы свастики, а также подобие латинской буквы F, являющейся началом слов "fascismo" и "fard". Другие общественные организации также осудили данное предложение по разным причинам. Тем не менее, оно собрало максимальное количество голосов при рейтинговом голосовании.

Отдельной проблемой стали локальные системы летоисчисления. Очень многие небольшие небесные тела и космические станции изъявили желание перейти на галактическое время, в то время как соседствующие с ними колонии людей на крупных небесных телах требовали оставления своего локального времени. Известен, например, конфликт у звезды Маргитта, когда немногочисленное поселение на второй планете (с очень сложным сезонным календарём) требовали от более населённых космических станций принятия этого календаря. Конфликт был разрешён в пользу станций, которым было дано право выбирать между локальным и галактическим временем.

На Земле тоже возникло движение за сохранение земного календаря и земного летоисчисления. Большинство участников этого движения выступало за сохранение эры Ʉ или даже возвращение к григорианскому календарю. Опять пошли разговоры о том, что необходимо правительство Земли, отдельное от Мирового Совета - поскольку, дескать, периферийные миры имеют свои местные правительства, а Земля - нет.

Всему этому положило конец постановление Мирового Совета, в котором было, в частности, сказано:

"Земля была, есть и будет авангардом человечества, а не его глубоким тылом... Земля должна подавать пример Внеземелью, постоянно двигаясь вперёд, решая всё более сложные задачи... Сохраняя преемственность и традиции, мы должны рвать со всем отжившим, старым, косным - только тогда звёзды примут нас".

Этими словами я и хотел бы закончить своё сочинение.

ПРИМЕЧАНИЯ ПУБЛИКАТОРА

Я не буду разбирать ошибки школьника, хотя их достаточно много. Отмечу лишь те места, которые современному читателю могут быть не вполне понятны.

Ещё раз воспользуюсь случаем поблагодарить Бориса Суреновича Кувакина. Борис Суренович считает любые формы стимуляции или сканирования памяти неприемлемыми и опасными, но терпеливо и любезно отвечал на мои расспросы.

*

...позиция влиятельного конгрессмена Армена Кочаряна, который выступал с многочисленными речами, в которых утверждал, что новый советский календарь является по  сути "календарным проектом Шакир-паши", политического деятеля бывш. Османской Империи, бывшего одно время послом при царском правительстве, и, по мнению конгрессмена, виновном в "преступлениях против человечности".

Судя по всему, Лёва узнал об этом факте случайно: в общедоступной литературе по предмету этот эпизод (имевший место на самом деле) обычно не упоминается. Наиболее вероятный источник данной информации - сосед по комнате, Карапет Мамиконян, с которым Абалкин до 5 класса был в приятельских - но не близких - отношениях.

С этим связан любопытный эпизод. В пятом классе Лёва попросил своего Учителя перевести его в другую комнату, желательно с девочками. На вопрос о причинах Лёва ответил - "мальчики плохо пахнут, особенно Карапет". Учитель рассердился, ученика отчитал, и в тот же день рассказал об этом эпизоде Ядвиге Лекановой. Разговор происходил при Кувакине. По его словам, Леканова отреагировала странно - не поддержав Федосеева, она посоветовала проверить Мамиконяна на раннее развитие. Тест был проведён и оказался положительным. Мальчик был переведён в специнтернат. Кувакин, узнав об этом, спросил Леканову, почему она дала такой совет. Та ответила странно - "у этого мальчика может быть острый нюх на такие вещи".

Стоит также заметить, что просьбу Лёвы о переселении к девочкам проигнорировали.

*

Выход, однако, был найден, причём без помощи правительств. Астрономы, тесно сотрудничающие с космонавтами, давно использовали скалигеровскую систему юлианского дня, в которой месяцев и лет не было вообще, а счёт дней вёлся от нейтральной даты. Это оказалось приемлемым для обеих сторон, так что вся документация МУКС, а потом и других организаций, имеющих прямое отношение к космосу, стала оформляться в так называемой Единой системе учёта времени (ЕСУВ), на деле представляющей собой всё ту же самую "систему юлианского дня" без каких-либо существенных изменений.

Это не вполне соответствует действительности. Использование скалигеровской системы стало результатом ряда соглашений между ССКР и СШАА. Решение действительно принималось руководством МУКС, но существуют свидетельства о том, что советские представители перед голосованием получили инструкции Правительства ССКР.

*

После геолого-климатической катастрофы 2037 г. Ʉ на планете осталась только одно государство, способное поддерживать достигнутый уровень цивилизации - ССКР.

Понятно, что хочет сказать Абалкин, но формально это не так. Ирландская Республика, Бревия, Австралийский Союз оставались как минимум не менее развитыми и цивилизованными странами, чем ССКР, а по уровню жизни его существенно превосходили.

*

Было принято решение передать эти вопросы в сферу ответственности местных Советов, оставив за Мировым Советом право на утверждение проекта.

На самом деле рассмотрение подобных проектов было в ведении Экспертной комиссии по метрологии, хронологии и времяисчислению. Комиссия посылала заключение, в котором либо утверждала проект, либо отвергала его с исчерпывающим изложением причин. У авторов проекта была возможность исправить те пункты, которые вызвали отказ, или обратиться непосредственно к Мировому Совету. Таких обращений было всего четыре, в одном случае правота авторов проекта была признана.

*

Для того, чтобы произошёл гарантированно подтверждённый переход с лагом 14 микросекунд (требование протокола ГПП/14МКС), необходима синхронизация  устройств с точностью до фемтосекунд.

Фактически неверно: необходима аттосекундная точность. Видимо, Лёва не переписывал, а писал по памяти.

*

Способ решения состоял в создании кваркового осциллятора, то есть глюонного шнура, колеблющегося с очень высокой частотой. Для этих целей используется сверхмассивное небесное тело.

Лёва Абалкин просто не нашёл в доступной ему литературе сведений по этому вопросу, но это не его вина: в ту пору они были засекречены. Сейчас, когда в распоряжении человечества имеются более надёжные источники сигналов точного времени, нежели кварковый осциллятор, известно, что использовалась нейтронная звезда, располагающаяся в районе созвездия Лебедя.

*

...празднуют День Космофлота 23 апреля.

Так называемая "юрьева ночь": годовщина полёта первого человека в Космос. Празднуется с дополуденных времён. По григорианскому календарю этот день приходился на 12 апреля. 

*

...статья историка М.О. Хан-Балык, в которой утверждалось, что "подвиг Малера и Зарифуллина", как минимум, сомнителен...

Здесь Абалкин ошибается: статья Мариэтты Отаровны Хан-Балык "Подвиг или неудачная диверсия?" была опубликована уже после начала Галактической эры и на дискуссии по этому вопросу никакого влияния оказать не могла. Кувакин этого тоже не заметил. В личном разговоре он сообщил нам, что был уверен: статья опубликована до 1 г.

*

Опять пошли разговоры о том, что необходимо правительство Земли, отдельное от Мирового Совета - поскольку, дескать, периферийные миры имеют свои местные правительства, а Земля - нет.

Этого Абалкин прочесть не мог нигде. Скорее всего, это разговоры товарищей по интернату, которые слышали подобное от родителей. Лёва тоже принимал участие в этих разговорых - и, как наивный сирота, на них сослался. В тот период обсуждение подобных тем считалось нецелесообразным.

По словам Бориса Суреновича, он этот момент заметил, но не стал отмечать в документах, а в частной беседе сказал Лёве, чтобы тот больше помалкивал и держал язык за зубами, если не хочет неприятностей. Лёва, по его же словам, крайне удивился и попытался узнать, что он нарушил и о каких неприятностях идёт речь. Борис Суренович предпочёл уйти от ответа. Эпизод, однако, имел продолжение: Лёва обратился к своему Учителю С.П. Федосееву с теми же вопросами, о чём Федосеев упомянул личном в разговоре с Кувакиным. О подробностях разговора и его последствиях Кувакину ничего не известно. Направления на психокоррекцию Лёва, насколько он помнил, не получал. Доступные нам интернатовские документы это подтверждают. Однако, по словам М. Глумовой, Абалкин за время их интернатского общения, весьма тесного, довольно часто повторял фразу "держи язык за зубами, если не хочешь неприятностей - себе и мне".

*

Про фукамизацию неожиданно подробно. Знает тему откуда-то. Про менструации спокойно упоминает. Ну, биологией мальчик интересуется. Это нормально. Но на раннее развитие проверить не помешает. Федосееву сказать.

Я вынес этот момент в самый конец, поскольку он важен и интересен. Дело в том, что, по интернатовским документам, запрос о разрешении проведения теста на раннее развитие у учащегося 5-го класса "Б" комплексной школы-интерната N 241 г. Сыктывкар Абалкина Льва Вячеславовича действительно имел место, и исходил от Учителя Абалкина, Сергея Павловича Федосеева. Реакция была весьма нетривиальна: буквально в тот же день последовал отказ. Более того, по словам Кувакина, Федосеев как-то упоминал в разговоре (где и когда - он уже не может вспомнить), что вето наложила не вышестоящая инстанция, а лично наблюдающий врач школы-интерната Ядвига Михайловна Леканова.

Эти факты подтверждают точку зрения Майи Глумовой: Леканова была посвящена в тайну Абалкина, но в весьма ограниченном объёме. По моему собственному мнению, она знала, что Абалкин является кроманьонцем, но, скорее всего, считала это результатом успешного эксперимента по генерической реконструкции и оплодотворению случайно сохранившейся яйцеклетки. Случай необычный, но совсем не уникальный и не вызывающий опасений - хотя и представляющий несомненный научный интерес. Весьма возможно, что в дальнейшем ей стало известно больше - и она почувствовала себя обманутой и оскорблённой. Это объяснило бы её дальнейшую позицию по "делу Абалкина" - полный отказ от общения на данную тему с кем бы то ни было.

М. Харитонов


Оценка: 6.91*15  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"