Вопрос происхождения казачества появился в моих работах по Вятской истории почти случайно, поначалу как исторический курьёз. Но исчезновение с Вятки в конце 15в. значительной части населения всегда беспокоило меня. Не могли вятчане пропасть бесследно, не такими они были. И вот, поиски следов их потомков привели к раннему Донскому казачеству, тем более, что происхождение самого казачества оказалось совершенно неизвестно и наукой не разработано до сих пор. Вятка и ее славная история 12-15в. стала тем самым недостающим звеном, способным пролить свет на судьбу первоначального казачества. Однако появление самих вятчан остается во многом неясным и спорным. Вместе с тем, материалы появившиеся в последние десятилетия, часто до конца еще не осмысленные и не изученные, дают возможность прояснить и этот вопрос, связать начальную историю предков вятчан и казаков с общей историей народов Восточной Европы домонгольского периода.
Название данной работы взято от нижеприведенного отрывка из спорной и многими подвергаемой сомнениям булгарской хроники Джагфар Тарихы. Поэтому попутно мы будем проверять достоверность ее сообщений, сравнивая их с другими доступными сегодня фактами и мнениями.
В комментариях к Джагфар Тарихы сообщается, что первый отряд казаков для личной охраны булгарского правителя Гази Бараджа (близкого к русским князьям) был набран в 1229г. из неких гарачцев-язычников, в последствии перебравшихся на Вятку и живших здесь в поселении Гарья (Карино) и других. В основном тексте (летописи Гази Бараджа) напрямую об этом не сказано, но есть некоторые намеки, которые мы ниже разберем.
"Ахметзян Культаси пишет, что первый в мире казацкий отряд, предназначенный для
охраны царского дворца, был сформирован по приказу кана
Гази-Бараджа из одних только заказанских гарачцев-язычников в 1229 г.
После свержения Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям
Алтынбека и бежали из Заказанья в Нукрат (Вятка), где основали город
Гарья (Карино) и ряд других селений. Затем казаки-гарачцы участвовали
в западных походах Гази-Бараджа 1238 - 1241 гг.
После нашествия
Менгу-Тимура (1278 г.) часть нукратских гарачцев приняла православие и
стала главенствовать в Нукрате. Гарачцы, принявшие ислам, стали
называться бесерменами (то есть булгарами). Все гарачцы - и язычники,
и мусульмане, и христиане - отличались фанатичной преданностью
Булгарии. По булгаро-кыпчакскому договору, заключенному при
Менгу-Тимуре в 1280 г., несколько сот нукратских и заказанских
гарачцев-христиан заняли часть бывших земель корпуса Нимруя и стали
служить здесь в качестве булгарской пограничной стражи (намёк
на появление Уральского казачества). Менгу-Тимур
согласился с этим потому, что сам был христианином и доверял только
христианам".
Комментаторы Джагфар Тарихы дают такое пояснение:
"Гарач - булгарское название народа меря, часть которого бежала со своих земель (после включения их в состав Руси) в Булгарию. Название 'гарач' происходит от старобулгарского названия финно-угров 'гар' ('кар')".
Учитывая близкие связи Г. Бараджа с Н. Новгородом и Казанью-Учелем, следы гарачцев следует искать где-то на территория Мари-Эл, а также вблизи домонгольской Казани. На Вятке следы гарачцев следует искать, прежде всего, в названном поселении Гарья-Карино. В этом изолированном анклаве уже не менее 500 лет проживают Каринские татары, часть которых считает себя потомками булгарских Арских князей, часть - бесерменами. Но каринцы по этническому типу не являются выходцами из мери и на марийцев по языку и культуре не похожи, правда, часть их (бесермены) в документах 16в. звалась чувашами. Скорее нужно предположить проживание в среде древних мари и чуваш какого-то иного этнического племени.
Кыпчакско-огузская, или узо-половецкая, подгруппа, на которой говорят Каринские татары, объединяет древний половецкий и современные караимский, кумыкский и др. языки. Кыпчакско-половецкие языки ныне распространены на Северном Кавказе и в Крыму среди тюркских народов. То есть, сохранились лишь на окраине бывшего ареала расселения половцев-кипчаков.
Крещение части гарачцев можно связать с наплывом в Приказанье и Вятку во второй половине 13в. русских беженцев. То, что правитель булгар нанял их в качестве гвардии говорит о некоторой этнической близости гарачцев к булгарам, а по религиозным предпочтеним - к русским. Вероятно, часть гарачцев приняла мусульманскую веру, получив имя бесермен.
Христиан-гарачцев можно отождествить с вятскими гагарами - особым видом коренных вятских людей. Они описаны как смуглые и статные, с характерным говором, склонные к предпринимательству и дальним поездкам. В настоящее время вятские бесермены смешались с соседними народами, - отчасти с русскими, отчасти с татарами, и отчасти с удмуртами, но характерный профиль (крупный нос с заметной горбинкой) сохраняется у многих из них. О самом слове гарач можно сказать следующее. Так зовут азербайджанских цыган, а слово переводят как "черные люди". Учитывая бродячий образ жизни цыган, слово может иметь значение близкое к "бродники". В своде булгарских текстов Нариман Тарихы упоминается особое государство "Булгар аль-Харидж" или "Гарач Булгар" (также Мэнгу Булгар, Внешний Булгар), - татарские исследователи считают его 'Казанской Булгарией'. Но по Джагфар Тарихы гарачцы жили на Вятке.
Галицкая даруга (дорога, адм.-терр. единица) в Казанском ханстве по тат. звалась Гэреч или Гэреш, что близко по звучанию к термину 'гарач'. Галицкая-Гарачская дорога, проходившая на северо-запад от Казани в сторону города Галича, шла через земли черемис и могла проходить через западную Вятку (устье Моломы). Вероятно, она была ответвлением Арской дароги, которая шла от Казани вдоль р.Казанки до Малмыжа и далее через Вятку до Карино.
Каринские князья и их окружение знали русский язык уже в 15в. (судя по сохранившимся Московским грамотам). По косвенным сведениям (предание о получении каринцами подобных грамот от Ивана Калиты) можно предполагать, что такая ситуация существовало и ранее.
Наемники-гарачцы, судя по ДТ, участвовали в походах монголов 1238-42г.; в Мамаевом побоище и других войнах. Все эти обстоятельства сближают их с бродниками.
Глава 1
БРОДНИКИ и БУРТАСЫ
Источники почти всегда упоминают бродников в одном ряду с половцами. В состав бродников могли входить 'реликты' хазар, булгар, мадьяр, другие этнические общности Причерноморья.
Кроме того, источники указывают на бродников как на храбрых воинов, наемников. Примем к сведению и обозначение бродников как бронников. Это обозначение есть в некоторых списках летописи и его можно понимать как описку или как признание бродников - бронников (бранников?) как вои-нов.
В значении наемник, бродник сближается с новгородским шестник (от шествовать, ходить, бродить).
М. Грушевский признает бродников одной из составляющих на пути формирования казачества.
Никита Акоминат в своем 'Слове' в 1190 году писал следующее: 'и те бродники, что презирают смерть, ветвь русских'.
О том, что бродники стали данниками монголо-татар, свидетельствует письмо венгерского короля Белы IV папе Римскому Иннокентию, написанное в 1254 году, в котором он сообщает, что татары 'заставили платить дань Русь, Куманию, бродников, Булгарию'. Источники сообщают о длительных союзных отношениях бродников и татар. И до битвы на Калке и после нее. Об неком народе, поставленном татарами обслуживать переправы сообщали Плано Карпини и Вильгельм Рубрук, но однозначно отнести их к бродникам нельзя. Предположительно считается, что бродники входили в сформированные татарами боевые отряды - прообразы казачества.
Плетнева С. А. в работе "Половцы" считает бродников русо-половецкими двуязычными метисами:
"Для локализации месторасположения в степях броднических поселений в нашем распоряжении есть только косвенные данные. Бродники упоминаются, как правило, вместе с половцами, связанными с Черниговским княжеством (с Ольговичами). Отсюда можно сделать вывод, что они жили где-то рядом с этими половцами, кочевавшими, как мы видели, в бассейне Дона. В археологических разведках, которые наш отряд вел па среднем Дону (в Воронежской области), были обнаружены остатки (скорее следы) нескольких кратковременных небольших поселков (почти кочевий), характеризующихся находками на них, обломков типичных древнерусских горшков XII в. Не исключено, что эти поселки, расположенные в устьях маленьких правых притоков Дона, в скрытых от врагов и ветров овражках, принадлежали выходцам из Руси, бежавшим от притеснений боярства и князей,- бродникам. Возможно, что отдельные их группы находились не только на среднем Дону, но и в других, отдаленных от Дона районах степи. Вероятно, бродниками были основаны поселки, остатки которых, обнаруженные на нижнем Днепре и сопровождавшиеся обширными христианскими кладбищами, характеризуются находками обломков типичных русских сосудов. Последний раз в летописи они были упомянуты в кровавый 1223 г. как участники битвы на Калке. Характерно, что бродники вместе с половцами первыми дрогнули и начали отступать под напором врага. Они чувствовали себя гораздо ближе к кочевникам, чем к русским воинам. Видимо, К этому времени (через три поколения после первого упоминания) бродники в основной массе слились с половцами. Это естественно: в степь из Руси бежали мужчины, жен они брали не с далекой родины, а из ближайших кочевий, а следовательно, большинство их в начале XIII в. только на четверть были русскими".
Бродники и другие близкие к ним вольноопределяющиеся народы могли размещаться на крупных реках пересекавших границу леса и степи от Дуная до Волги. 1146 г. Первое упоминание 'диких половцев' и бродников. К сказанному добавлю, что половцы в культовых целях устанавливали "каменных баб", а в начале 13в. в их среде вели миссионерскую деятельность посланники папы.
На основании всего сказанного, можно сделать такие выводы: бродники (бродници) получили свое имя от русов, которые часто нанимали их для ведения войн; бродники были степным народом близким к половцам (географически и этнически), возможно, включавшим в себя остатки степных хазар и булгар; они наверняка владели русской речью, часть могла быть крещена. В сер. 13в., вероятно, не поладив с монголами, бродники куда-то исчезают.
Бродники перешли на сторону монголов в 1223г. в ходе сражений на Калке. Г. Барадж после того как лишился власти также пошел на сотрудничество с ними. Для чего с сотней всадников из своего окружения ездил в ставку Бату где-то в низовьях левого берега Волги. Наверняка в его гвардии были казаки-гарачцы. Если это были бывшие бродники, то понятно, почему он отважился на такой опасный шаг, - бродники, имевшие опыт сотрудничества с монголами, выполнили роль проводников.
В составе монгольской армии во время ее похода в зарубежную Европу в 1241 году было много русских, булгар и бродников. В послании венгерского короля Белы IV к папе Иннокентию IV (1254 г.) так говорится о событиях, происходивших в 1241 году: 'Когда государство Венгрии от вторжения татар, как от чумы, большей частью было обращено в пустыню и, как овчарня, изгородью было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока, болгарами и другими еретиками с юга... и они [монголы] заставили себе платить дань другие нации и особенно страны, которые с востока граничат с нашим царством: Русь, Куманию, Бродников, Булгарию'.
Бродники здесь указаны как восточные жители и, одновременно, соседи Булгарии (пока будем считать, что речь идет о Волжской Булгарии, вопрос с Дунайской Булгарией рассмотрим позже). Если сравнить этот список союзников монголов с упоминаниями участников этого же западного похода в ДТ, то бродников (хотя бы отчасти) можно отождествить с казаками Г. Бараджа.
ВИКИ: "По́ловцы, половчане (в европейских и византийских источниках - куманы, у татар - кыпчаки, у башкир - кыпсаки, у казахов - кыпшаки) - тюркоязычный кочевой народ, западная группа кыпчаков. В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печене-гов и огузов. Подчинив себе эти племена, половцы пересекли Днепр и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая и вошла в историю как Дешт-и-Кыпчак или, в русских источниках, Половецкая степь. Половецкие орды (всего прядка 15) делились на курени. Курени представляли собой объединение нескольких родственных семей. Курени по этническому составу могли принадлежать не только половцам, но и соседним народам (например, болгарам). Главами орд были ханы, по традиции одновременно являвшиеся и главами определённых куреней.
Другими социальными категориями, зафиксированными в русских летописях, были так называемые 'колодники' и 'челядь'. Имелись также и 'чаги' - женщины-служанки. Колодники были военнопленными, исполнявшие у половцев функции домашних рабов и находились на низшей ступени социальной лестницы. Главы больших семейств-'кошей', принадлежавших к куреням, назывались 'кошевыми'. Курени состояли из семей-аулов, 'кошей', которые, в свою очередь состояли, из представителей 2-3 поколений и прислуги (военнопленные, разорившиеся родственники и соплеменники).
В половецком войске обязаны были служить все мужчины, способные носить оружие. Военная организация половцев развивалась поэтапно. Византийские историки отмечают, что половецкие воины сражались луками, дротиками и кривыми саблями. Колчаны носились на боку. По сообщениям крестоносца Роберта де Клари, кипчакские воины носили одежду из овечьих шкур и имели каждый по 10-12 лошадей. Основной силой кочевников, как и у любых степняков, были отряды легкой кавалерии, вооруженной луками. Половецкие воины, помимо луков, имели также сабли, арканы и копья. Позднее в войсках половецких ханов появились и дружины с тяжёлым вооружением. Тяжеловооружённые воины носили кольчуги, ламеллярные панцири и шлемы с антропоморфными железными или бронзовыми личинами и бармицами. Тем не менее, основой войска продолжали оставаться отряды легковооружённымх конных лучников. Известно также (со второй половины XII века) о применении половцами тяжелых самострелов и 'жидкого огня', заимствованных, возможно, у Китая ещё со времен жизни их в районе Алтая".
Последнее замечание перекликается с луком-арбалетем на Вятском гербе.
Местом пребывание бродников могло быть Приазовье и нижний Дон. От близких половцев бродники заимствовали (или имели параллельно) понятия курень, кош и другие, впоследствии перешедшие в словарь казачества. Разумеется, следует помнить, что казачество сформировалось как синтез южных (степных) и северных (славяно-русских) традиций. С последними связаны такие важные понятия как Круг (собрание-вече) и станица (первоначально так звалось знамя Святовита). Об этом свидетельствует и описанный на основании раскопок в Чигирине внешний вид казаков 16в. - европеоиды с некоторыми монголоидными и хазаро-булгарскими чертами.
Попробуем немного прояснить происхождение самих бродников.
Ал-Масуди (10в.) http://odnapl1yazyk.narod.ru/bulkar.htm Hudud al-Alam. Рассказ о стране B.radhas:
"К востоку от нее - река Atil (Волга); к югу от нее - хазары; к западу от нее - V.n.nd.r (?); к северу от нее - тюркские печенеги (Bachanak-i Turk). Они народ исповедающий веру гузов. Они обладают войлочными жилищами и сжигают своих умерших. Они подчиняются хазарам. Богатство их (состоит) в мехе ласки. У них два властителя, которые держатся обособленно".
ИБН-ДАСТА: 'Буртас (Burdas). Земля Буртасов лежит между Хозарской и Болгарской землями, на расстоянии пятнадцати дневного пути от первой.Буртасы подчиняются царю Хозар и выставляют в поле 10,000 всадников. Нет у них верховного главы, который бы управлял ими и власть которого признавалась бы законной; есть у них в каждом селении только по одному или по два старшины, к которым обращаются они за судом в своих распрях. Настоящим образом подчиняются они царю Хозар. Земля их просто-рна и обилует лесистыми местами. На Болгар и Печенегов, будучи сильны и храбры, производят они набеги. Вера их похожа на веру Гузов. Собою они стройны, красивы и дородны. Если один из них обидит другого, или оскорбит, или поранит ударом или уколом, соглашения и примирения между ними не бывает, прежде чем понесший вред не отомстит обидчику. Девица у них, когда войдет в лета, перестает повиноваться отцу, и сама по желанию своему, выбирает себе кого либо из мужчин (для сожития с ним), пока не явится к её отцу жених, который сватается за нее и, если нравится отцу, получает от него дочь в замужество.Буртасы имеют верблюдов, рогатый скот и много меду; главное же богатство их состоит в куньих мехах. Одни из Буртасов сжигают покойников, другие хоронят. Земля ими обитаемая, ровна, а из деревьев чаще всего встречается в ней Хелендж (ели, хвойные). Занимаются они и землепашеством, но главное их богатство составляют мед, меха куньи и мех вообще. Страна их как в ширину, так и в длину простирается на 17 дней рути (500 км)'.
'От области буртасов до хазар все степь, дорога - благоустроенная, с ис-точниками, деревьями, текучими водами; некоторые же, отправляясь от бур-тасов к хазарам, плывут по реке Итиль на судах, а некоторые (путешествуют) сухим путем'. 37. Оружием буртасов служат два кинжала, секира, лек, у них нет панциря и кольчуги; лошадью у них владеет не каждый, а только тот, кто обладает многим достатком; их одежда - архалук и халат; у них - головной убор, а чалму завязывают вокруг него. 38. У буртасов нет фруктов, и вино их - из меда. 39. К востоку от области буртасов река Итиль, к югу - хазары, к западу - в.н.нд.рр., к северу - тюркские печенеги. http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0101a.htm Каспийский свод
Обычно народ буртас считают жившим где-то на правобережье Волги, но в некоторых источниках в связи с буртасами упомянута река Буртас, под которой можно понимать Дон или Волгу. Аль Масуди (писал в 943г.): "Хазары имеют челны, на которых они плавают из своего города вверх по реке, которая течет в их реку из верхних мест и которая называется Буртас; вдоль нее живут оседлые тюркские племена, составляющие часть Хазарского царства. Их поселения тянутся непрерывно между Хазарским царством и бургарами. Эта река течет со стороны бургар (Волга), и суда непрерывно ходят по ней между землями бургар и хазар".
"Буртас - тюркское племя, живет, как ранее упоминалось, на реке, названной по его имени. Из их страны идут шкурки черных и рыжих лисиц, называемые буртаси. Одна черная шкурка достигает цены в 100 динаров или даже больше; рыжие дешевле в цене. Арабские и персидские цари гордились черными мехами, которые они ценили дороже, чем мех соболей, фанак (куниц) и других подобных зверей. Цари имели шапки, кафтаны и шубы, сшитые из них, и немыслимо [было], чтобы царь не имел кафтана или шубы, подбитых этими черными лисицами буртаси (чернобурки)".
Хазария в VIII-IХ вв. Условные обозначения:
1 - границы леса с лесостепью;
2 - хазарские крепости и города VIII-IX вв.;
3 - русские города IX-Х вв.;
4 - путь печенегов по южно-русским степям в конце IX в.;
5 - направления экспансии Хазарского каганата в VIII-IX вв.;
6 - столица Волжской Болгарии;
7 - расстояние от летней ставки кагана на реке В-р-шан до границ личного домена
Карта из книги Плетневой 'Хазары' http://krotov.info/lib_sec/16_p/ple/pletneva.html
О местоположении буртасов в 10в. можно судить по следующему отрывку из Ал-Масуди о походе киевских русов-варягов в 913г.
"Хазары имеют челны, на которых они плавают из своего города вверх по реке, которая течет в их реку из верхних мест и которая называется Буртас; вдоль нее живут оседлые тюркские племена, составляющие часть Хазарского царства. Их поселения тянутся непрерывно между Хазарским царством и бургарами. Эта река течет со стороны бургар, и суда непрерывно ходят по ней между землями бургар и хазар... Русы состоят из многочисленных племен разного рода. Среди них находятся урманы (норманны), которые наиболее многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус, Рим, Константинополь и страну хазар. [Несколько времени] после 300/912 года около 500 судов их прибыли в пролив (халидж) Нитаса (Понта), соединенный с Хазарским морем. Здесь (на левобережье нижнего Дона была система крепостей) находят-ся хорошо снаряженные люди хазарского царя. [Их задача] оказывать со-против-ление каждому, кто идет с этого моря или с той стороны земли (с правого берега), части которой простираются от Хазарского моря до Нитас (т. е. Понта, Черного моря). Это [нуж-но] потому, что тюркские кочевники - гузы - приходили зимовать в этих местах. Иногда рукав, который соединяет реку хазар (Волгу) с проливом Понта (Мас'уди имеет в виду Дон который он сам называет Тана'ис), замерзает, и гузы с их конями переправляются через него. Это большая вода, но она не расступается под ними потому, что [зи-мой] она креп-нет, как камень. Так гузы проходили на хазарскую террито-рию, и нередко, когда люди хазарского царя, поставленные здесь для отра-жения гузов, не могли удержать их, высту-пал сам царь, чтобы воспрепятст-вовать их прохождению по льду и отогнать их от своего царства; но летом для тюрков нет пути для переправы. Когда суда русов доплыли до ха-зарских войск, размещенных у входа в пролив (Керченский), они снеслись с хазарским царем [прося разрешения] пройти через его землю, спуститься вниз по его реке, войти в реку и таким образом достичь Хазарского моря, каковое, как упомянуто раньше, есть море Джурджана, Табаристана и дру-гих аджамских (иранских) областей, с условием, что они отдадут ему поло-вину добычи, захваченной у народов, живущих у этого моря. Он разре-шил им совершить это [беззаконие], и они вошли в пролив, достигли устья реки [Дона] и стали подниматься по этому рукаву, пока не добрались (через переволоку) до Хазарской реки (Волги), по которой они спустились до города Атиль и, пройдя мимо него, достигли устья, где река впадает в Хазарское море, а оттуда [поплыли] в город Амоль (в Табаристане). Названная река (Волга) велика и несет много воды. Суда русов разбрелись по морю и совершили нападения на Гилян, Дейлем, Табаристан, Абаскун, стоящий на бе-регу Джурджана, на нефтеносную область (билад ан-наффата - Апшерон) и [на земли, лежащие] по направлению к Азербайджану. [Надо знать, что] расстояние от округа Ардебиль в Азербайджане до этого моря составляет три дня пути. Русы проливали кровь, делали что хотели с женщинами и детьми и захватывали имущество. Они рассылали [отряды], которые грабили и жгли. Народы, живущие на побережьях этого моря, пришли в смятение, так как в прежние времена не видали, чтобы враг на-ступал на них с моря и по нему ходили лишь суда купцов и рыбаков.
Русы сразились с гилянцами, дейлемцами и с одним из военачальников Ибн Аби ас-Саджа, а затем перешли на нефтеносный берег царства Ширван, известный как Бакух. По возвращении [с побережья] русы укрылись на островах, которые находятся лишь в нескольких милях от нефтеносной [области]. Царем Ширвана в те дни был Али б. Хайсам. Сделав приготовления, жители на своих лодках и торговых судах поплыли к этим островам, но русы направились к ним, и тысячи мусульман были убиты и потоплены. Русы пробыли на этом море много месяцев, [и], как мы описы-вали, у народов не было пути к ним (русам?) иначе, как пересекши море. В отношении их люди держались в готовности и настороже, ибо это море обильно племенами, живущими вокруг него. Когда русы набра-ли добычи и им наскучили их приключения, они двинулись к устью Хазарской реки (Волги) и снеслись с хазарским царем, которому послали денег и добычи, как это было дого-ворено между ними. Хазарский царь не имел [морских] судов, в отличие от речных челнов, и его люди не умели обращаться с ними; но будь этого, мусульманам от него было бы больше бед. Ларисийцы и другие мусульмане царства [узнали] о том, что натворили [русы], и сказали царю: 'Предоставь нам [расправиться] с этими людьми, которые напали на наших мусульманских братьев, пролили их кровь и полонили женщин и детей'. Царь не мог им помешать, но послал предупредить русов, что му-сульмане решили воевать с ними. Мусульмане собрали войско и спустились вниз по реке, ища встречи с ними. Когда они оказались лицом к лицу, русы оставили свои суда. Мусульман было 15 тыс. на конях и в [полном] снаряжении; с ними были и некоторые из христиан, живущих в городе Атиль.
Битва между ними длилась три дня, и Аллах даровал победу мусульманам. Русы были преданы мечу, убиты и утоплены. Спаслось из них около 5 тыс., которые на своих судах пошли к той стороне, которая ведет к стране Буртас (на западном берегу Волги). Они бросили свои суда и двинулись по суше. Некоторые из них были убиты буртасами; другие попали к бургарам-мусульманам, кото-рые [также] поубивали их. Насколько можно было подсчитать, число тех, кого мусульмане убили на берегу Хазарской реки, было около 30 тыс., и с того времени русы не возобновляли того, что мы описали". Конец цитаты.
Примечание. Как раз в год написания этого текста - 943 - произошел новый набег русов на Каспий в Барда'а, но это были уже не Киевские а Волжские русы, см. ниже.
Исходя из текста, хазары контролировали Волгу до переволоки в Дон и далее сам нижний Дон. Таким образом, буртасы в это время, после утраты хазарами территории СМК, жили в междуречье Волги и Дона севернее пе-револоки. Возможно, они контролировали в районе переволоки сухопутную границу Хазарии. Когда русы проходили переволоку при их продвижении с Дона, буртасы их пропустили, но на обратном пути, оценив слабость про-тивника и не получив платы за проход, решили задержать. Поэтому русы не смогли перетащить свои суда, бросили их, и попытались пройти на запад в обход буртасов, для чего пошли вверх вдоль берега Волги, но наткнулись на булгар. Сказанное о месте жительства буртасов подтверждает такая информация: 'От области буртасов до хазар все степь, дорога - благоустроенная, с источниками, деревьями, текучими водами; некоторые же, отправляясь от буртасов к хазарам, плывут по реке Итиль на судах, а некоторые (путешествуют) сухим путем'.)
Ономастика, связанная с этнонимом 'буртас', распространена на Правобережье Средней
Волги. Наиболее северный населенный пункт Буртасово находится в Костромской обл. При изучении топонимов, связанных с буртасами, выясняется, что все они довольно поздние и перемещаются
в Чувашию и Пензенскую обл. из Татарстана, да и там их трудно назвать коренными.
'Новое осмысление восточных письменных источников, рассказывающих о буртасах, и новые археологические исследования в бассейне Среднего Дона позволяют связать с буртасами памятники аланского варианта салтово-маяцкой культуры, расположенные в лесостепной зоне, что полностью соответствует информации Марвази: 'Им (хазарам) принадлежат буртасы, чья территория является частью хазарской территории. Между этими двумя на-родами 15 дней пути. Они (буртасы) подчиняются царю хазар и выставляют ему 10000 всадников'. Это соответствует и сложившемуся в настоящее вре-мя представлению о салтово-маяцкой культуре как культуре хазарского каганата... Предложенный вариант объяснения этнонима 'буртас' (из ираноя-зычных языков народов Сев. Кавказа) раскрывает реально выраженную эт-ногенетическую связь буртасов лесостепной зоны бассейна Среднего Дона с общностью алан-асов Северного Кавказа'. http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/history/burtas/burtas.htm
Буртасов, исходя из такой трактовки, можно считать разновидностью булгар. В нач. 10в. часть буртасов ушла на север. Это переселение можно связать с появлением царя Алмуша (новоявленного правителя Волжских булгар) со своим окружением (5 тысяч семей народа Бараджар) в устье Камы. Эти буртасы стали мусульманами. Нельзя исключить, что оставшиеся на Дону буртасы-язычники были в последствии известны у русских как бродници. Из этого предположения проступает связь бродников с булгарами.
О буртасах Джагфар Тарихы дает такие сведения:
'В 745 году Авар разбил урусов. Одна половина их предпочла подчиниться балтавару, но другая предпочла бегство. Некоторые беглецы ушли в Галидж, но большинство их переселилось на Шир (Дон), где получило название буртасов... Новый (хазарский) хакан весьма обрадовался смуте в Кара-Булгаре и не только не вернул беглецов, но и построил для них город Урус'.
Итак, урусы (по ДТ это народ булгаро-славянского происхождения) подняли восстание в Киеве против авар-обров, но потерпели поражение, часть их бежала на север в район Ильменя, а часть поселилась на Дону в земле Хазар, где для них был построен город. В междуречье Дона и Северского Донца археологами выделена так называемая Салтаво-Маяцкая культура (СМК): сер. 8- нач. 10 веков. Указанные реки соединяет цепочка каменных крепостей от могильника Салтово в Харькове до Маяцкого городища в Воронежской обл. Эту культуру отождествляют с протобулгарской, составлена она из двух основных типов: первый - булгарский; второй (на севере СМК) - неидентифицированные европеоиды частью близкие к северокавказским аланам, которых можно связать с урусами-буртасами из ДТ. За полтораста лет они наверняка заметно смешались. В 10 в. крепости СМК перестали существовать, поэтому буртасы, по сообщениям арабов, уже не имели городов. Также вероятно, что под напором печенегов территория их обитания несколько сдвинулась на юго-восток в сторону Хазарии. Буртасов можно сопоставить с проживавшими где-то здесь же, но позже, бродниками. На приведенной выше карте отмечены два района северной СМК (меньший - непосредственно на среднем Дону). Вот карта вариантов СМК из книги Плетневой "От кочевий к городам":
Зачернены два пятна аланского варианта СМК. Между ними (от Кавказа до Тихой сосны и верховий Донца) огромное расстояние занятое булгарами. Аналогичны булгарскому варианту СМК культуры Дунайских и Волжских булгар. Всё это свидетельствует, что до прихода хазар существовала мощная булгарская держава. Она распалась, часть булгар попала в зависимость от хазар. Северный лесостепной "аланский" вариант СМК не вполне аланский, есть заметные отличия, там разное население, не славянское и не кавказское.
Плетнева С. А. об СМК (http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm#c8):
"Первый вариант - лесостепной - занимает территорию верховий Донца, Оскола и Дона. Для него типичны группы, вернее гнезда, больших поселений, сосредото-ченных вокруг городищ. Последние представляют собой крепости на высоких прибрежных мысах. Как правило, они сооружались на местах древних скифских городищ... Каждое гнездо поселений сопровождается одним или несколькими могильни-ками. Подавляющим типом погребений на них являются катакомбные захороне-ния. Катакомбы состоят из двух частей: дромоса и погребальной полусферической или юртообразной камеры. Величина их зависела от количества погребенных лю-дей. Захоронения в камерах бывали одиночные, парные, семейно-групповые. Мужчин и мальчиков хоронили вытянуто на спине, женщин - скорченно на боку. Нередко кости ранее умерших сдвигали в сторону, освобождая место для новых погребений. Вместе с покойниками в камеры помещалось большое количество личных вещей и оружия умерших, сосуды с питьем и пищей ставились и в камеры, и в дромосы. В дромосах же хоронили убитых лошадей, коз, собак. Вокруг могил были разбросаны тризны, состоящие из сосудов с питьем и останков домашних животных. Помимо катакомб, в могильниках встречаются и обычные ямные захоронения. Отдельные ямные могильники располагались обычно на противополож-ном от катакомбного берегу реки.
Первый вариант салтово-маяцкой культуры оставлен аланскими племенами... Антропологические измерения установили тождество долихокранных черепов (длинноголовых) кавказских и донских алан. Однако следует подчеркнуть, что первый вариант не был абсолютно чистым этнически. Археологически это уста-навливается благодаря различиям в погребальных обычаях лесостепного населе-ния: рядом с катакомбными захоронениями там нередко попадаются ямные моги-лы в могильники, основной ареал которых находится южнее, в степях. Существенно также и то обстоятельство, что в катакомбах мы нередко встречаем покой-ников с брахикранными черепами (круглоголовыми), резко отличающимися от аланских, и типичными для ямных погребений. Много в катакомбах и смешанных (мезокранных) черепов.
Второй вариант салтово-маяцкой культуры локализуется в степной зоне Подонья. Для него также характерны большие открытые селища, расположенные вдоль рек. Городищ там немного, внешне они напоминают обычные поселения, только укрепленные рвами и земляными валами. Размеры их весьма значительны (в поперечнике доходят до 700 м). Помимо таких селищ, являющихся остатками земледельческих поселков, среди них (нередко перемежаясь с ними) на берегах некрупных притоков Донца и Дона археологами были открыты остатки кочевых стойбищ, аналогичных описанным выше приазовским кочевьям. Таких стойбищ нет только в нижнем течении Дона - там известны исключительно земледельче-ские поселения, причем нередко тоже расположенные гнездами, но обычно без объединяющего их городища. Большое количество разнообразной тарной керами-ки на этих поселениях (пифосов, амфор, кувшинов), находка виноградарного ножа на одном из них, виноградных зернышек в культурных слоях, наконец, тот факт, что и сейчас здесь один из крупнейших виноградарных районов в СССР, говорят о том, что поселки VIII- IX вв. носили не просто земледельческий, но и специфи-чески виноградарный характер.
В этой же зоне особо плодородных земель находились развалины двух хазарских городов - Саркела и Семикаракорского городища, а также великолепная белокаменная крепость, известная в литературе под названием Правобережного Цимлянского городища. Расположено оно на одном из высоких треугольных в плане мысов правого берега Дона (теперь здесь Цимлянское море). От основного берега мыс был отсечен глубоким рвом. Стены крепости выстроены без фунда-мента, прямо на слегка выровненном материке. Система кладки - два щита, вы-ложенные из прекрасно обтесанных блоков без раствора, и щебневая забутовка между ними. Ширина стен около 4 м. На углах, в середине длины каждой стены, у ворот стояли выходящие за внешнюю линию стен башни. Стены укрепляли мыс по периметру и, помимо того, делили внутреннее пространство крепости на три неравные части. Меньшая из них (привратный дворик) была свободна от построек, остальные две сплошь покрыты юртами, причем в восточной, самой просторной части юрты были поставлены по кругу, в центре которого стояла самая большая юрта крепости. В ней, видимо, жил хозяин замка - хан или князь.
Близкое по типу к Правобережному зaмку Маяцкое городище находится в 700 км выше по течению Дона. Оно расположено уже в лесостепной зоне, на террито-рии первого варианта салтово-маяцкой культуры. В плане городище почти квад-ратное, тоже очень небольшое. Стены сложены из таких же тесаных белокамен-ных блоков и в той же системе, только толщина стен достигает 6-7 м. На блоках Маяцкого городища археологи не раз находили изображения коней, всадников, прориси букв, напоминающих орхонские письмена. Точно такие же блоки и та же система кладки (двухщитовая) использовались мастерами, работавшими на строительстве городов Дунайской Болгарии.
Погребения, типичные для второго варианта, совершались в неглубоких прямоугольных ямах, стенки которых нередко обкладывались досками. Доски же перекрывали могилу примерно на середине ее глубины. Погребения в ямах одиноч-ные, обряд предельно прост - все покойники, независимо от пола и возраста, уложены на спине, ориентированы обычно головой на запад, изредка - на север. В отличие от катакомбных погребений, сопровождаемых большим количеством вещей, здесь набор их очень скромен - это, как правило, один-два сосуда и остат-ки ритуальной пищи для умершего в виде костей овцы, свиньи или коровы. Интересно, что в могилы мужчин и детей клали баранину, а женщин - говядину и свинину. Помимо прямоугольных погребальных ям, в могильниках нередко встре-чаются круглые в плане могилы. В них ориентировка покойников (как в катакомбах) очень неустойчива, положение трупа зависело от пода: мужчин хоронили вытянуто, женщин - скорченно... Итак, все черепа из ямных могильников относятся к европеоидной расе, однако в отличие от катакомбных долихокранных черепов они брахикранны".
Карта СМК городищ и текст: http://repin.chuguev.net/Koloda_gorod%20.htm
"В верхнем (лесостепном) течении Северского Донца можно выделить как минимум полтора десятка микрорегионов, где городища-крепости (кавказский тип городища) сопровождаются рядом сель-ских открытых поселений и ремесленно-торговыми зонами (восточный тип городища). Линия горо-дищ, тянущаяся от Дона по Тихой Сосне и Северскому Донцу являлась северо-западным рубежом каганата в момент его политического и территори-ального расцвета. Исходя из пространственного, природно-климатического и геополитического положения лесостепные салтов-ские городища на С. Донце выполняли различные функции. Среди них, безотносительно к кон-кретно-му памятнику, выделяются следующие: 1) центры хозяйственных (прежде всего - сельскохозяйственных) микрорегионов, 2) центры торговли, 3) военные форпосты на границе и на торговых путях (в том числе переправах и бродах), 4) административные центры, посещаемые тудуном (правителем территории) для осуществления распоряжений центральной вла-сти, 5) место временного пребывания военных гарнизонов и военных отря-дов, идущих на славянские земли за сбором дани, 6) место аккумулирования и временного хранения этой дани и необходимого для войск про-довольственного запаса, и т.д. Из 37 городищ, расположенных в контактной зоне со славянами, лишь 10 на основании предложенных критериев можно отнести к протогородам. Все они расположены на коренных правых берегах рек, имеют значи-тельную площадь прилегающих к ним открытых поселений (как правило, более 10 га) и ряд дополнительных признаков, свидетельствующих об их неординарности. Более половины салтовских лесостепных протогородов находятся на Северском Донце. Это связано с тем, что именно этот участок славяно-хазарского пограничья был наиболее важным для каганата с военной, экономической и торговой точек зрения. Каждый из них был не просто центром определённого микрорегиона, но и играл исключи-тельную роль в иерархии поселений лесостепной зоны, обуславливая доми-нирующее положение возглавляемого им микрорегиона.
Практически на каждом из них есть группы артефактов, подтверждающих не только тесную связь, но и взаимовлияние салтовской и роменской (соседней славянской) культур. Но если на Осколе, Т. Сосне и в северскодо-нецкой степи салтовские памятники во второй половине Х в. исчезают, то в лесостепной части Донца положение несколько иное. На городища Мохнач и Коробовы Хутора приходят группы северян, которые смешиваются здесь с остатками многоэтничного населения салтовцев. Смешанное население существует здесь, по крайней мере, до середины ХI в. (начало агрессии полов-цев на русские земли).
В зоне рассматриваемых контактов экономическое и военно-политическое доминирование с сер. VII в. по сер. Х в. принадлежало каганату в лице разноэтничного, преимущественно, аланского населения. В славянской части роменско-салтовской контактной зоны они в конце I тыс. шли медленнее в силу социальноэкономического, военно-политического, да и численного превосходства населения, что входило в состав каганата".
В. С. Аксенов (Харьков) "Вещи славянского облика на Салтовских памятниках верхнего Подонечья" (отрывок):
Как видим, славянский элемент в культуре СМК вполне просматривается. Последний автор даже признает наличие здесь особого булгаро-славянского этноса. Города и крепости северной части СМК располагаются вдоль границ со славянами и имели очень смешанное население:
"На основании остеометрических данных следует указать, что древние салтовцы по своим физическим признакам представляли мало общего с представителями современных кавказских народностей. Несмотря на то, что между салтовскими черепами и черепами аланов существуют, повидимому, некоторые общие черты, трудно установить более определенно их сходство за отсутствием в доступной мне литературе более полных краниометриче-ских данных об ала-нах.
Салтовские черепа были мною сравнены также с черепами славян. В кабинете Анатомии Человека Харьковского Института Народного Образования сохраняется серия черепов из села Ницахи, большинство которых было описано в 1902 году М.А. Поповым и которые, несомненно, принадлежали славянам. Ницаховские черепа представляют ряд особенностей, которые довольно резко отличают их от салтовских черепов. В частности, их средний черепной указатель является несколько более высоким, чем у салтовцев; они характеризуются абсолютно большими размерами мозговой части, отно-сительно малой высотой лицевого отдела и сравнительно большой емкостью черепа, колеблющейся в пре?делах 1280 -1900 куб. см. На основании остеометрических исследований, также как и на основании археологических данных, трудно предположить наличие родственной связи между славянами Ницахи и жителями древнего Салтова.
Таким образом, мои исследования позволяют охарактеризовать салтовцев, как довольно однородную и этнически обособленную группу, причем не исключается возможности их близости к аланам. Но в этом отношении дать более определенные указания, конечно, не представляется возможным".
"До 30-х годов IX в. на северо-западном пограничье Хазарии имелись лишь городища, возникшие еще в скифское время. Они располагались на труднодоступных мысах коренных берегов рек и восприни-мались средне-вековым населением как естественно защищенные места, подходящие для обеспече-ния безопасности жителей близлежащих селений. Их плановая структура зависела исключительно от природных факторов. Население сал-тово-маяцкой культуры лишь усилило некоторые из таких городищ допол-нительными деревоземляными укреплениями.
В 30-х и, возможно, частично в 40-х годах IX в. на северо-западном участ-ке границы Хазарского госу-дарства - по берегам р. Тихая Сосна (правый приток Дона) и в верховьях Северского Донца - были выстроены крепости совершенно иного типа. Они имеют отчетливо геометрическую планировку, а по периметру защищены стенами, сложенными из обработанного камня или кирпича. Их плановая структура и строительные приемы не обнаружи-вают местных корней и несомненно вос-ходят к традициям иноземной кре-постной архитектуры. Произведенное этим исследователем сопос-тавление каменных крепостей на северо-западных рубежах Хазарии с синхронными хазарскими фор-тификациями Дагестана, Прикубанья и Крыма выявило за-метные различия между ними. Стало оче-видным, что возведение каменных крепостей на пограничье Хазарского государства с ареалом сла-вян - носи-телей волынцевской и роменско-боршевской культур было осуществлено при участии при-шлых мастеров из Византийской империи". http://www.i-u.ru/biblio/archive/sedov_dre/01.aspx Седов В. В.
Крепости строились и укреплялись в 830-х годах в связи с появлением на Днепре воинственных руссов-норманнов (из противопоставлявшего себя хазарам "Русского каганата"), которых хазары до поры использовали в своих интересах, но позже наверняка опасались. Вероятно, до того стены Маяцкой крепости были деревянные, в 9в. их наскоро обложили блоками из мела. Уловка удалась, киевские русы много десятилетий обходили эту линию на С. Донце и Тихой сосне стороной (по Черному морю и Дону). Цепочка кре-постей также могла играть роль прикрытия для торговых караванов и пунк-тов сбора Киевской "вятичской" дани. В районе устья Т. Сосны по булгар-ским текстам проходила 'черта Хэлек' - древняя дорога с Волги на Днепр и граница владений между кочевниками и оседлыми народами. Здесь у пере-правы через Дон произошло Мамаево побоище 1380г. - "Саснак сугэшэ".
Буртасов помещают на картах рядом и восточнее, но это скорее, позднее их расположение 10в. известное по арабским источникам. Более ранние упоминания буртас ненадежны. Возможно, не доверяя вполне урусам, хазары поселили на границе алан (погребения внутри МГ отличаются от погребений за его пределами на большом селище). Под город Урус можно понимать прежде всего Маяцкое городище - это крепость внутри крупного города (30га) с населением не менее 5000 человек.
"Маяцкая крепость представляла собой довольно мощный, хорошо укреп-ленный феодаль-ный замок. Он был построен на мысу высотой около 70 м над рекой Тихая Сосна. Крепость с трех сторон окружена рвом, глубина ко-торого от современной поверхности - до 2,5 м, ширина - 7 м. На образован-ной рвом прямоугольной площадке размерами 115 х 90 м по периметру рас-положен вал высотой около 2 м и шириной 10-15 м. Внутренняя площадка крепости имеет размеры 95 х 80 м. В середине юго-западной стены находил-ся въезд. Вал представляет собой остатки каменных стен, построенных из тесаных меловых блоков, би-того камня и щебня. Стены строились из двух щитов: внутреннего и внешнего, каждый из которых сооружался из больших меловых блоков. Блоки ровные, с хорошо обработанны-ми поверхностями. К настоящему времени стены сохранились на высоту не более 1,5 м, при ширине между щитами до 6 м. В момент функционирования крепости они достигали 5-6 м высоты. Нижние ряды меловых блоков были положены без фундамента, прямо на дерновую почву, а последующие уложены без специ-ального раствора, лишь между от-дельными каменными валунами были по-ложены доски. В пространство между щитами ставились деревянные срубы, напоминающие по конструкции срубы, открытые в валах славянских горо-дищ. Срубы засыпались меловой щебенкой, камнями, заливались жидким мелом. Верх стены представлял собой площадку, на которой размещались защитники крепости. С внешней стороны площадка была огорожена зубча-тым парапетом. Общая вы-сота укреплений (от дна рва до верхней площадки стены) составляла около 9-10 м.
Внутри крепости хорошо просматриваются остатки прямоугольного соору-жения площадью 27 х 47 м. Это своеобразная цитадель - место обитания владетеля крепости, наместника кагана. Внутри крепостных стен было об-наружено несколько котлованов довольно крупных жилищ, принадлежавших владельцу крепости и его семье.
Особый интерес представляют процарапанные на стенах Маяцкого городища многочис-ленные граффити. Их можно разделить на три группы: изо-бразительные, тамгообразные и рунические надписи. В первой группе мож-но выделить изображение сцены боя всадни-ка с пешим лучником, изобра-жение верблюда с ведущим его проводником, сцены риту-альной пляски двух обнаженных мужчин с копьями. Наиболее длинная надпись состоит из двух строк. К сожалению, она пока не прочитана".
http://behistory.ru/article/51/ - Описание Маяцкого Городища
"Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически однотипными крепостями, построеными довольно плотно друг к другу, как опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими территориями (в археологическом смысле это боршевская культура, отождествляемая с летописными вятичами.[13]). С этой точки зрения, крепости являются пунктами сбора дани, которые также совмещали функции стоянок торговых караванов. Между собой они были связаны как водным путем, так и сухопутной дорогой, проходившей по пра-вому берегу и местами сохранившейся до настоящего времени.
Существует альтернативная точка зрения, согласно которой крепости были оборонительной линией, защищавшей северо-западную границу Хазарии от славянской экспансии. Однако этот взгляд пользуется меньшей популярностью, поскольку плохо согласуется с письменными источниками и игнорирует тот факт, что крепости слишком малы для защиты примыкающих к ним громадных поселений. Впрочем, не все шесть крепостей были укреплены достаточно для отражения любых профессиональных осад и нападений".
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/657772
СМК в Придонье появляется в сер. 8в. Первые булгары на Волге (проросшие на остатках культуры именьковцев) датируются примерно этим же временем. А вот на Дунай булгары пришли на век раньше. При этом, культура их аналогична СМК и развивалась параллельно ей. То есть, явно существовал ранний центр протобулгарской культуры, а связи между всеми булгара-ми продолжали сохраняться, по крайней мере, до 10в. Толчек к такому состоянию мог исходить из полукочевой империи хана Кубрата 7в. Хазары в ходе длительной войны (используя союзников северокавказских алан) раз-били правящий военный слой булгар и отчасти заняли его место (часть булгар ушла далеко на Дунай и за Дон). В 8в. в силу разных обстоятельств (нападения арабов, принятие хазарами иудейской веры) остававшиеся булгары и аланы также устремились в Задонье, что привело к появлению оседлой СМ культуры.
Распределение могильников булгар выявляет границы их расселения. Заметим, что среднее Подонье свободно, здесь вполне могли жить буртасы. Вот что пишут о захоронениях в районе Маяцкого городища:
"Рядом с городищем располагалось обширное селище с плотной застройкой. Археологи раскопали остатки жилых строений полуземляночного типа. Их нижняя часть была значительно углублена в землю или материковую скалу. Стены верхней части строились в виде сруба. В центре такого 'однокомнатного' жилища располагался очаг, а в одном из углов иногда устраивался пристенный камин. В таких сооружениях жили, как правило, в зимнее время. В летнее для жилья использовали более легкие постройки, слегка углубленные в землю, чем-то напоминающие юрты кочевников. Рядом с домами находились хозяйственные сооружения: глубокие подвалы-погреба, ямы колоколовидной формы для хранения зерна, легкие постройки для молодняка. Жилища располагались на территории селища 'гнездами' - усадьбами родственных коллективов. В состав таких усадеб входили и культовые сооружения - семейные святилища огня, окруженные небольшими семейными кладбищами и погребениями животных, заколотых в ритуальных целях.
На окраине селища, несколько в стороне от основной массы построек, находился хуторок гончаров. Он состоял из мастерской, размещенной в четырех от-дельных полуземлянках, где были установлены гончарные круги, сушилки и четыре двухъярусные печи для обжига посуды. Здесь были найдены кухонные горшки, подвесные котлы для варки пищи, лощеная столовая посуда и крупные пифосы для хранения припасов.
С противоположной стороны к селищу примыкал катакомбный могильник с одиночными и парными захоронениями. Похороны обычно сопровождались триз-нами и ритуальными погребениями животных. К сожалению, большая часть по-гребений оказалась разграбленной в древности, поэтому непотревоженные захо-ронения редки. Но и то, что удалось собрать после грабителей, свидетельствует о высоком уровне культуры жившего здесь населения: разнообразные бронзовые и серебряные поясные наборы воинов, богато украшенная конская сбруя с упряжью, золотые серьги, бусы, доставленные из малоазийских провинций Византии и т.д. Найденная в погребениях столовая посуда как две капли воды похожа на сосуды, изготовляемые в то время северокавказскими аланами, что еще раз свидетельствует о 'генетической' связи культуры буртасов, оставивших этот могильник, с аланской культурой Северного Кавказа.
Буртасов в данном случае связывают с аланами. Если это были урусы, бежавшие с Днепра от авар, то, выходит, они не были славянами. Это же говорит ДТ, но подчеркивает взаимопонимание урусов-буртасов и русских. Поэтому, как минимум, буртасы хорошо знали язык славян, который, как считается многими, был неким "койне", - языком межгосударственного общения.
Автор 12в. Ал-Идриси пишет так: 'буртасы соседят с хазарами, и между ними и хазарами нет никакого другого народа. Это хозяева деревянных домов, а также войлочных шатров, у них есть два города - Буртас и Сувар. У буртасов - свой язык, на котором они говорят, он отличен от языка хазар точно так же, как и язык русов'. - Проступает два центра буртасов, северный булгарский, и южный хазарский. Последнее добавление - 'точно так же, как и язык русов' - довольно странно, нельзя исключить, что в оригинале констатировалось сходство языка буртас с русским.
Как видим, археология подтверждает сообщение ДТ, что город Урус (Маяцкое городище) был построен по традиции булгар (и хазар), но на территории лесостепного "аланского" варианта СМК. При этом, разнообразие черепов в могильниках подтверждает, что часть их вполне могла принадлежать предкам русов-буртасов. После запустения этой местности от печенегов в нач. 10в. буртасы отошли на восток и заняли указанное место на карте - по письму кагана Иосифа (сер. 10в.).
По ДТ буртасы потеряли свои семьи, их увели северные соседи во время войны с заволжскими степняками, новыми женами стали кипчачки, отчего язык потомков буртасов стал отчасти тюркским. Из этого факта произошла близость буртасов с половцами-кипчаками и другими народами: 'ширские буртасы отлично знали свою родственность с марданскими булгарами буртасского происхождения и вполне ладили также с балынскими и русскими своими родственниками - мурдасскими ульчийцами и анчийцами (ростово-суздальцами, вятичами, и украинцами)'. Исходя из этого, становится понятно, почему потомки буртасов были коммуникабельны, знали разные культуры и языки, а потому стали неким соединительным звеном между очень разными народами.
Карта из книги Бубенок "Ясы и бродники". Там есть отождествление бродников с буртасами, а также ясами-кавказцами. Элемент иранский и северокавказский у буртасов наверняка был, но не прямой, а опосредованный от урусов (древнего населения среднего Днепра сложного состава) и аланских соседей буртасов по СМК.
По ДТ было две территории рассления буртас: хазарская - на среднем Дону с центром Урус (Маяцкое городище?), а позже Мухтасар; и Буртасская часть (город Буртас на Суре) в булгарской провинции Мердан-Беллак с центром Арбуга на Волге, а позже новая Банджа в Самарской луке (на карте ниже указан как "Моран"). Возможно, хазарские буртасы позже стали зваться бродниками, но пока это не очевидно. Булгарские буртасы были, в сущности, разновидностью булгар, возможно поэтому в довольно подробном и дельном источнике Худуд-аль-алам http://odnapl1yazyk.narod.ru/hududalal.htm Волжские булгары названы "буртасами". В добавок, буртасы различались по характеру погребений на две группы, трупоположение и трупосожжение. Различаются также степные и лесные буртасы, первые жили в юртах-шатрах и разводили скот, вторые - в избах и добывали меха.
На следующих картах указана только северная булгарская Буртасия.
Итак, русы, бежавшие с Днепра от авар и смешавшиеся здесь с половцами, не были славянами. Это же говорит ДТ, но подчеркивает взаимопонимание урусов-буртасов и русских. Поэтому, как минимум, буртасы хорошо знали язык славян.
Археология подтверждает сообщение ДТ, что город Урус (Маяцкое городище) был построен по традиции булгар (и хазар), но на территории лесостепного "аланского" варианта СМК. При этом, наличие европеоидных черепов отличных от аланских-кавказских в могильниках СМК допускает, что часть захоронений вполне могла принадлежать предкам русов-буртасов. После запустения северной части СМК в 10в. буртасы отошли на северо-восток и заняли указанное на карте место.
В конце главы еще один момент. В сочинении "Худуд-ал-алам" (см. 2 часть) помимо Буртас на Волге упомянут соседний с ними народ Бродас (где-то в междуречьи Дона и Волги). Можно предположить, что имя "Бродас" сохранилось как самоназвание у хазарских буртасов, - именьковцев, бежавших в Хазарию от булгар в сер. 8в., и в дальнейшем было у особого народа - бродников.
О происхождении "бродасов" необходимо сказать следующее. ДТ смутно выводит мурдасов-именьковцев от киммерийцев и причерноморских сарматов. Иордан писал так:
"После того как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов.
Славный подчинением столь многих [племен], он не потерпел, чтобы предводительствуемое Аларихом племя герулов, в большей части перебитое, не подчинилось - в остальной своей части - его власти.
По сообщению историка Аблавия, вышеуказанное племя жило близ Мэотийского болота, в топких местах, которое греки называют "ele", и потому и именовалось элурами.
Племя это очень подвижно и - еще более - необыкновенно высокомерно. Не было тогда ни одного [другого] племени, которое не подбирало бы из них легковооруженных воинов. Хотя быстрота их часто позволяла им ускользать в сражении от иных противников, однако и она уступила твердости и размеренности готов: по воле судьбы они [элуры] также, наряду с остальными племенами, покорились королю гетов Германариху".
-- Из герулов набирали воинов-наемников, это важный признак сходства с бродниками. Совпадает также ареал обитания бродников и герулов - Приазовье и Дон. Есть указания на существование германского племени со схожим звучанием "Брондинг":
The Brondings were a Germanic tribe or clan. They and Breca the Bronding are mentioned in Beowulf (Th. 1047; B. 521.), as Beowulf's childhood friend, and in Widsith (Scóp Th. 51; Wíd. 25.), where Breca is the lord of the Brondings. They were probably the people of the Swedish island of Brännö, west of Västergötland in the Kattegatt.
http://en.wikipedia.org/wiki/Brondings
Перевод: Brondings были германским племенем. Breca-брондинг упоминаются у Беовульфа (сказании), как друг детства автора; а также у Видси (другое сказание), где Breca является правителем брондингов. Они, вероятно, были люди из шведского острова Brännö, расположенного к западу от Геталанд в Каттегате (побережье моря).
Островок Brännö благодаря своему географическому положению, во времена викингов был стратегическим местом для моряков и вождей Швеции и соседних Норвегии и Дании. Сказания Беовульфа и Видси описывают события 4-6 веков, в частности, в них упомянуты Германарих и гунны.
Из сказанного, проживание предков бродников на Дону в нач. 4в. вероятно, но свидетельств, что они жили здесь постоянно до 8в. и далее (до сообщений о реальных бродниках) - нет. Более вероятно, что они перебрались на Волгу и были известны здесь как именьковцы (скорее, как одна из составных частей этой сложной культуры).
Глава 2
Джагфар Тарихы об именьковцах и буртасах
Для начала посмотрим, как Джагфар Тарихы описывает раннюю историю интересующих нас народов: урусов, булгар, именьковцев и прочих. Вот концовка легенды о потопе и корабле на вершине горы:
"Когда с горы стащили корабль, большинство самарцев (протонарод иранского происхождения) осудило виновников этого на изгнание. Тогда осужденные сели на этот корабль и, переплыв Сакланское (Черное) море, поселились в Джалде (Крыму) и прилегающих к ней степях. А главенствовал над ними знатный рубака Таргиз или Тарсиз...
Переселенцы, которых прозвали "кимерцами" (киммерийцы), стали после его смерти ему поклоняться.
Потом сюда пришли идельские (волжские) булгары и изгнали одних, и покорили других кимерцев за прошлую обиду... Часть булгар вместе с подвластными Иделю кыпчаками отправилась преследовать убежавших кимерцев и, найдя там масгутов, стала бить и их.
Потом, вернувшись, булгары обнаружили, что поселенные в Саклане кыпчаки смешались с кимерцами и стали поклоняться Таргизу (речь идет о Причерноморских сарматах).
Тогда они изгнали их за это на реки Дэбэр и Шир (Сура и Дон).
А от булгар, ходивших в Самар (Двуречье), пошли урусы, а от ширских таргизцев (донских сарматов) - мурдасы (именьковцы).
Потом пришла из Турана (государство ранних тюрок в Заволжье) часть масгутов, ушедшая от остальных в степь Танг-Алан ("Каменная Поляна") и получившая поэтому прозвище "алан" ("полян"). А наши, испортив "Танг" в "Сак", стали называть их сакланами. И эти сакланы, присоединив к себе мурдасов и агачиров, разбили их врагов - колов и овладели степью побежденных... А их стали называть также кара-масгутами, в отличие от их сородичей - ак-масгутов, оставшихся в Тюркистане. А степь кыпчаков, простиравшуюся от Сулы до Агидели, стали именовать Сакланом..., а всех потомков асов, живших в ней - сакланами или аланами...
Позднее на Буричай (Днепр) пришли из Садума альманцы племени галидж (из Скандинавии во 2в. пришли германцы-готы) и потеснили сакланов, которых называли по имени вождя Уруса "урусами". А потеснили потому, что сакланы затеяли войну с частью булгар, переселившихся из Азербайджана в Бурджан (С. Кавказ)... А эти булгары тут же присоединились к хонам, когда те переправились через Идель (речь о прибытии из Азии гуннов в 370г.)...
В стране Идель, у реки Агидель движение хонов (гуннов) на время прервалось, ибо здесь было также государство хонского рода Буляр... Последний утигский правитель Буляра Джокэ-Утиг имел неосторожность сжечь гнездо Бараджа в угоду своей жене - мурдаске, потребовавшей от него возвести на этом месте город...
Его дети стали враждовать между собой, а затем, не желая передавать власть кому-либо одному из них, взяли и отдали царство Булюмару... Когда кан пошел дальше, они увязались за ним и все, кроме Баксу, погибли в боях... Но однажды в земле анчийцев на него напали галиджийцы и убили его вместе со всеми сыновьями...
А утиги (северные соседи китайцев) поселились западнее хотов (обитатели верховьев р.Белой), между Иделью и Агиделью (восточная заволжская часть Именьковской культуры). Здесь они смешались с мурдасами (именьковцами 3-4в.) и восприняли от них земледельческие навыки. Свою область и реку, протекавшую по ней, они назвали Хинель - в память о своем прежнем местожительстве. А позднее Хинель превратили в Кинель (приток Самары и Волги в районе Самарской луки).
Вскоре после этого расселения бывший полководец Хин-Батыра Кама-Тархан стал царем утигов и покорил все соседние арские племена (предки финноугров) и хотов. Свое государство он назвал 'Атиль'. Его потомки правили здесь триста лет, а когда к Буляру прибыл со своими хонами Булюмар или Булюмбар, то они передали ему свое государство... Булюмбар назвал Атиль Бакилем или Буляром и правил здесь тридцать лет. Он правил бы Буляром и дольше, но наступила страшная зима, а вслед за ней - бескормица. Погиб почти весь скот и многие люди. Желая предотвратить гибель всего народа, Булюмбар повел людей дальше на запад. В свои телеги хоны запрягали женщин мурдасов, ибо распространился слух, что именно они своим волхвованием вызвали вначале суровую зиму, а потом - засуху. Вместе с хонами ушли многие хоты и утиги, и в Кара-Булгаре (междуречье Днепра и С. Донца) дали многим рекам и местностям названия своей родины: Бозаулый, Самар, Тиганак, Орель, Агидель, Хингул и другие.,.
Пойти на запад кана заставила бескормица. Вынужденно оставив свою ставку в государстве Идель или Старом Туране, Булюмар со своими... переправился через реку Агидель, называемую башкортами Атилем. Здешние кара-масгуты, которых называли также сакланами, попытались воспрепятствовать этому, но были разбиты и во главе со своим бием Боз-Урусом бежали на Бури-чай. Но булгары, подчинявшиеся кара-масгутам, примкнули к Булюмару".
Комментарии. По ДТ мурдасы (именьковцы) произошли от ширских таргизцев (донских сарматов), которые были смесью киммерийцев и степняков.
"Потом пришла из Турана часть масгутов, эти сакланы, присоединив к себе мурдасов и агачиров, разбили их врагов - колов и овладели степью побежденных... А их стали называть также кара-масгутами.
Позднее на Буричай (Днепр) пришли из Садума альманцы племени галидж (в конце 2в. из Скандинавии пришли готы) и потеснили сакланов, которых называли по имени вождя Уруса "урусами".
То есть, урусы были западными тюрками, вероятно, массагетами. Массагеты по Геродоту расселялись в Закаспии до Амударьи. "Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю. Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи... Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей, а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это - солнце".
Прокопий Кесарийский в VI веке сравнивал образ жизни славян и массагетов: "Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные (русые и каштановые?). Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы".
Акациры - кочевой скотоводческий народ 3-5в., первоначально обитавший на территории от Киева до Восточной Прибалтики и верховий Волги. Позже жили где-то в 'припонтийской Скифии': между Днепром и С. Донцом или даже восточнее Дона. Их считают частью гуннов, а также хазар.
Около 370 г. у низовьев Дона появились гунны и бросились на богатые владения остготов. Германарих был разбит. После его убийства в 375 г. двумя росомонами, его преемник Витимир напал на страну антов и приказал распять их вождя Боза, его сыновей и 70 старейшин; вскоре после этого Витимир был разбит гуннами, его сыновья бежали на запад, оставшиеся остготы примкнули к гуннам.
Под росомонами можно узнать урусов из ДТ. 'Росо-мон' буквально может означать 'красный мужчина' или просто 'русо-муж'. Вождь антов Боз - это вождь масгутов Боз-Урус, разбитый гуннами-хонами, бежавший на Днепр и по сообщению ДТ пытавшийся там отвоевать себе место (в стране антов) у готов-галиджийцев. Вероятно, люди Боз Уруса, частью входившие в рыцарское окружение Германариха, попытались совершить переворот, за что их старейшин во главе с вождем подвергли казни.
Это событие заставило уцелевших русов перейти на сторону своих недавних врагов гуннов. Так как восточная граница остготов проходила по Дону, то масгуты-урусы до прихода гуннов контролировали междуречье Дона и Волги, эта территория позже была известна как Буртасия.
Ареал именьковской культуры
а - распространение именьковской культуры;
б - регион древностей славкинского и лбищенского типов;
в - южная граница территории азелинской культуры;
г - ареал Городецкой культуры;
д - кушнаренковской культуры;
е - бахмутинской культуры;
ж - памятники кочевников;
з - северная граница степи.
На момент прихода гуннов в Вост. Европу на их пути в Поволжье существовали Именьковская и Азелинская археологические культуры. Именьковцев считают продолжением Черняховской остготской культуры Причерноморья 2-4в. (смесь германцев-готов, ранних Приднепровских славян и потомков сарматов). Археологи до сих пор не пришли к единому мнению относительно хронологии именьковской культуры; одни датируют ее IV-VII вв., другие ограничивают ее хронологические рамки V-VI вв., третьи считают возможным датировать культуру VI-VIII вв. Ряд исследователей допускают сохранение реликтов именьковского населения и для периода VIII в.
Исходя из современного состояния источниковой базы, можно утверждать, что основой для формирования развитой именьковской культуры в регионе явилось население, оставившее раннеименьковские памятники на Самарской Луке. Ранние именьковские поселения какое-то время сосуществовали здесь, по крайней мере, в IV в. (есть находки 3-го века).
На Самарской Луке известно более 60 именьковских памятников, в том числе, 4 городища.
Поселения раннего этапа на Самарской Луке отличаются значительной площадью, среди них нет городищ. На основании раскопок Новинковского V селища можно предположить, что господствующей была усадебная планировка.
Поселения именьковской культуры обычно располагаются группами, включающими иной раз по два городища и пять-шесть селищ.
Одним из основных видов памятников именьковской культуры являются городища, обычно занимающие мысы коренных террас. Племена именьковской культуры использовали городища раннего железного века ананьинской и азелинской культур (Троицко-Урайское I, Именьковское I, Кирюшкин городок и др.). С напольной стороны основная часть городищ ограждалась одним или несколькими валами и рвами.
Ранняя Именьковская культура явно распадается на две: восточная заволжская часть была в правлении утигов, живших поначалу вдоль берега р. Кинель; западная часть наверняка была под правлением Волжских русов, незадолго до прихода гуннов, вероятно, вошедших в империю Германариха. Урусы, правящая воинская группировка, ушли от гуннов на Днепр. Но основная часть мурдасов-именьковцев сохранилась. Чуть позже к ним стали прибывать разгромленные остготы-черняховцы (с этим связано появление сходства именьковцев с черняховцами).
Вязов Л. А. (отрывки из автореферата диссертации)
Площади поселений
варьируются в очень широком диапазоне от 100 м2 до нескольких десятков
гектаров. 47% составляют небольшие селища и городища
площадью 0,1-1 га. Поселения размером - 1-3 га насчитывают 24%, 3-
5 га - 10%. Крупные поселения, площадью свыше 5 га, в совокупности
составляют 16%. Наибольшую среднюю площадь (около 5 га) имеют
памятники Самарской Луки, затем следуют (в порядке убывания)
Предволжье, Заволжье, бассейн р. Свияги. Средняя площадь поселений
Прикамья несколько ниже, а наименьшая (около 2 га) обнаруживается в
Восточном Закамье. Более крупные памятники характерны для регионов,
где преобладают поселения, расположенные на верхней террасе или
коренном берегу. Напротив, там, где преобладало освоение земель первой
надпойменной террасы, средняя площадь памятников меньше.
Большая часть поселений именьковской культуры располагается
группами-'гнездами'. Можно выделить два основных типа таких групп.
К первому типу относятся 'гнезда', состоящие из селищ,
группирующихся вокруг городища на расстоянии около 1,5 км одно
от другого, к ним относятся 33% памятников. Укрепления и мощные
культурные слои городищ, расположение памятников преимущественно
на верхней террасе и высоком коренном берегу, их большая средняя
площадь, наконец, находки наральников свидетельствуют о высокой степени
хозяйственной освоенности окрестностей поселений. 'Гнезда' памятников с
городищем, занимающим центральное положение, наиболее характерны для
северных и западных районов Среднего Поволжья.
Второй тип представлен 'гнездами', состоящими только из селищ. К
ним относятся 43% от общего количества памятников. Расстояния между
поселениями, входящими в группы, варьируются в пределах 1,5-3 км. Они
несколько меньше в бассейне р. Черемшан и больше в Восточном Закамье.
Разреженное взаиморасположение памятников, преобладание поселений
на первой надпойменной террасе, их относительно небольшая площадь,
отсутствие городищ указывают на начальные стадии хозяйственного
освоения территории. Группы селищ абсолютно преобладают в Центральном
и Восточном Закамье, в бассейне р. Черемшан.
(Закамье расположено к югу и юго-востоку от реки Камы.)
В рамках единого хозяйственно-культурного типа именьковского
населения можно выделить два варианта, обладающие рядом особенностей
- 'южный', характерный для раннеименьковских памятников Самарской
Луки и некоторых памятников Ульяновского Поволжья, и 'северный',
прослеживаемый на материалах памятников Татарстана.
'Южный'
вариант
обнаруживает
наибольшее
сходство
с
хозяйственной системой культур лесостепного Поднепровья, прежде всего
- с позднезарубинецкими и киевскими памятниками. Для этого варианта
характерны: открытые относительно небольшие селища, расположенные
группами, вытянутыми вдоль края террасы; немногочисленность и слабые
оборонительные сооружения городищ; преобладание подсечной формы
земледелия; большое значение мелкого рогатого скота в животноводстве,
второстепенная роль охоты в мясном рационе населения с преобладанием
мясо-пушных видов в составе добычи; невысокий уровень развития
металлообработки; небольшие размеры серпов и отсутствие наральников.
Вероятнее всего, появление этих традиций у именьковского населения
связано с населением, оставившим памятники типа Сиделькино-Тимяшево и
Царев Курган.
'Северный' вариант хозяйственно-культурного типа именьковского
населения, характеризуется: традициями строительства городищ с мощными
укреплениями, служившими центрами расселения общин; использованием
пахотных орудий с железными наконечниками для обработки почвы в
системе перелога; большим значением разведения свиньи в животноводстве,
заметной ролью охоты, в том числе и на мясные виды; развитыми
технологиями металлообработки; относительно крупными серпами, широким
распространением наральников и длиннолезвийных топоров. Целый ряд
черт этого варианта сближает его с хозяйственными традициями культур
лесной зоны, в первую очередь - позднедьяковской и мощинской. Вероятно,
складывание этого варианта хозяйственно-культурного типа именьковского
населения не обошлось без прямого участия населения лесных культур.
Конец цитат.
В. Седов:
'Первая немногочисленная группа переселенцев с территории Волыни и Верхнего Поднестровья появилась в Среднем Поволжье еще во II в. н. э. Следами их проживания являются памятники славкинского типа (по одному из поселений у с. Славкино Сергиевского р-на Самарской обл.), известные в небольшом регионе бассейна р. Кондурча северо-восточнее Самарской луки.
В III-IV вв. в Самарском Поволжье распространяются поселения лбищенского типа (по городищу Лбище в Ставропольском р-не). Планировка поселений, строение очагов, глиняных печей и хозяйственных ям находят полные аналогии в памятниках Черняховской культуры Верхнего Поднестровья и Южного Побужья.
Большинство памятников лбищенского типа известно в регионе Самарской луки, но отдельные находки керамики, близкой к лбищенской, обнаружены и выше по Волге вплоть до южных окраин Татарстана.
О миграции в Среднее Поволжье черняховского населения говорит и распространение здесь в III-IV вв. пашенного земледелия.
Третья, самая мощная волна миграции населения в Среднее Поволжье из Черняховского ареала датируется концом IV в. Она затронула значительные области Среднего Поволжья от Самарской луки на юге до нижнего тече-ния Камы на севере и от средней Суры на западе до реки Ик на востоке.
в прибрежных местностях Нижнего Прикамья переселенцы застали носителей азелинской культуры и потеснили их в более северные местности. Импульсом этой миграции Черняховского населения, безусловно, было нашест-вие гуннов, а результатом стало становление в Среднем Поволжье именьковской культуры.
В конце VII в. основная масса именьковских поселений и могильников прекращает функционировать (до 9в. сохраняется анклав на Суре). Раскопочные работы свидетельствуют, что селения не были разгромлены или сожжены, они были покинуты именьковским населением. Очевидно, что в силу каких-то обстоятельств обширные плодородные земли Среднего Поволжья оказались опустошенными и земледельцы вынуждены были искать новые местности для своего проживания. Причиной миграции именьковского населения стало появление на Волге воинственных орд тюркоязычных кочевников. Малочисленные группы тюрков начали проникать в Среднее Поволжье еще во второй половине VI в. (Новоселковское погребение). К последним десятилетиям VII в. относится уже массовое появление тюрков, что документируется памятниками новинковского типа конца VII-VIII в.
Впрочем, какая-то часть именьковского населения не покинула Средневолжские земли...'.
--- Седов В. полагает, что часть именьковцев осталась в пределах Волжской Булгарии. Правда, славянская керамика появляется на некоторых булгарских городищах только с 10в.
Зубов, С. Э. Заселение кочевниками-болгарами Среднего Поволжья в VII-VIII вв.: К вопросу об этно-культурной компоненте
(отрывки из вступления и заключения диссертации)
На городище Старая Майна в Ульяновской области были раскопаны основания жилищ каркасно-столбовой конструкции - так называемые 'длинные дома' германского типа. В последние годы на территории лесостепного Прихоперья, в пределах Саратовской и Тамбовской областей, открыт ряд памятников постзарубинецкого облика, которые выделяются в особый инясевский тип памятников и датируются II-III вв.
М.Б.Щукин категорически против отождествления именьковской культуры со славянами, поскольку, как он предполагает, их предки - племена зарубинецкой культуры - были этническими бастарнами (отцы - германцы, матери - славянки). 'Бастарны были, очевидно, бастарнами, что не помешало им позже считаться германцами, поскольку с последними у них были общие корни. Бастарнская принадлежность не только поняештылукашевской, но и всей или почти всей зарубинецкой культуры приобрела большую очевидность' [Щукин М.Б., 1993, с. 92, 94].
Не менее спорной является проблема дальнейших судеб племен именьковской культуры. В.В.Седов полагает, что славяне-именьковцы покинули Волго-Камье и переселились в левобереж-ные районы Поднеп-ровья, где оставили памятники волынцевской культуры [Седов В.В., 1996, с. 315]. Г.И. Матвеева соглашается с В.В. Седовым лишь частично. По ее мнению, лишь часть именьковцев ушла на запад, а другая - осталась в Поволжье и смешалась с пришельцами-болгарами [Матвеева Г.И., 2000, с. 124], приняв участие в этногенезе волжских болгар [Матвеева Г.И., 2003, с. 78].
Выводы:
'Культура праболгар на Средней Волге является синтетической, вобравшей в себя многие традиции кочевническихкультур Евразии и, в то же время, не похожа ни на одну из этих культур. Наибольшее количество археологических признаков Волжских прабулгар 8-9в. совпало с признаками сибирских тюрок; на втором месте находятся хазары Приазовья; и далее - донские болгары (салтово-маяцкая культура) и сармато-аланы (степи С. Кавказа).