Дождливая нынче ночка, эр. Да и день был подстать. Сам прошел путь от Разлива за пол дня и при этом чуть не утонул у Веселых Бродов. Представляешь, утонуть в Веселых Бродах, где курицы на тот берег от хозяев бегают... О, прости, благородный эрл, здесь темно. Проходи, что стоишь? Не хватало замерзнуть в двух шагах от камина и огня. Плащ бросай сюда, на место моего. Мой уже высох, а был хоть отжимай.
Да садись же. Не обижу, чай не "нижний выходец", а живой человек. В такую ночку, да перед жарким камином, надо как перед пастырем... "Едино, не взирая на происхождение". А вот и знаменитый грог мастера Каменеца. Услада гостей и святой бальзам для путников. Бери вот, кружку. Пей и согревайся. А согреешься - ужинай, что хозяин оставил. Столько для тарабарского вельможного пана сготовил, что ни он, ни свита его осилить не могла. А потому оставил все это мне и тем, кто в трактир заглянут.
Знатно ты замерз, если так припал к чаше. Да закуси, а то захмелеешь. А от пустого хмеля, только лихоманка цепляется. Эр хозяин не просто так стол оставил и меня к нему приставил. Я человек тертый, с понятиями, что путнику нужно - сам не раз дождливые дороги топтал. Ты ешь, не отвлекайся. "Ешь - потей..." говорят в народе. Вот и тебе пропотеть надо, а не то с лихорадкой свалишься. И дело свое не сделаешь.
Отогрелся? Вижу, что да, коли вопросы задавать начал. "Кто, такой", да "какое дело мое?". Не, так дела не делаются - наоборот, это я тебя подозревать должен. Откуда взялся такой, посреди ночи? Веришь ли во Всевышнего и пророков Его? Способен ли творить молитву?10 В прочем вижу, что ты такой же верный пасынок Высокой братии, как и я. Но твои старания уже показатель... Скажу по секрету, от Воронов11, мне уже предлагали купчую на душу. И покупателя видел как тебя, и в следующий раз такого узнаю.
Вопросы, вопросы... Отвечу на твои вопросы, эрл королевский гонец. Уважаемый эр Каменец уехал к Разливу, что бы проводить пана таробарского. По нынешней погоде заблудить в дороге раз плюнуть. А к вечерней заре опоздать, значит остаться на ночь, глядя за воротами. Мудр, конечно, Его Величество Леопольд, но иногда такое... Я ушам свои не поверил, когда на всех площадях королевства читали "уложения о бродягах ночных". Думал приказать можно, а кто из бургомистров выполнять будет. "Будь-то, нижайшие из подданных моих, или сам я. В очах Всевышнего...". Сейчас они, эр Каменец и панове таробарские, уже в городе, а мы здесь от их щедрот вкушаем.
Оставь свои вопросы хотя бы до того, как опустеет кувшин этой. Выпьем лучше за короля, Его Величества Леопольда, и пусть дарует ему Всевышний долгие годы правления...
Удивляешься тосты, благородный эрл? Мыслишь, если бродяга безродный, то понять мудрость Его Величества не понимаю? Да, если бы не его величество, то лежал бы зарубленным у дороги или что хуже сожгли бы меня Вороны. Может, батрачил бы в деревне близ Льена. не решаясь пуститься в путь по дорогам. А так уложения Его Величества "о бродягах ночных", "порядке с милости королевской", "судах скорых и спорных"... а особенно "о грехе и искуплении". В год на дорогах безопаснее стали, да и Квизиторы Орденские все меньше зверствуют.
В былое время... Ты не смотри, на мой возраст. Был у меня за отца дядя, тоже гонец. Только не королевским, кровью и родством в королевские вестники не вышел. При графе Эд"Фолане, владетеле Новофола, служишь на посылках. Начал при деде величества Леопольда, а закончил когда Вильгельм Мудрый, отце короля нашего. Всего навидался. Род Фоланов, в фаворе у Рианов находиться уже два столетия. А потому поездил дядя мой по всей Лирии.
Вот сказывал мне дядя. "Ходят по дорогам всякие бродяги, лиходеи, а то и, прости Всевышний, нижние всех мастей. Правда, лиходеи опасны и ночью и днем лютуют, хуже Вороных". Даже поговорка бытовала - "одиночный путник, если ночью душу выгодно не запродашь, то потеряешь ее днем задаром". А еще встречались такие, что искушали чудесами мирскими, иначе "запретной магией". Собирали ее в торбы свои как в копилки. Против них Его Величество в первый год своего царства "уложение о грехе и искуплении" учредил. Либо чудеса в пользу короны, либо голову с плеч. Ковен королевский, я слышал, в десяток раз увеличился.
А сколько "нечистых" отряды порубили, после уложении "о судах скорых"? Тьма просто. Поговариваю, даже Квизиторов резали. С тех пор Вороные, да Седые12 к нам бояться заглядывать. Вот взять Таробарию, там, на дорогах и весях кого только не встретишь. Только вот оно и закономерно, не находиться среди их панов достойного среди первых.
Насытился эрл? Тогда можно не о жизни, а о старине поговорить. Бывал ли ты в верхней Лирии? Нет? Тогда вы много потеряли. Я понимаю, гонец - человек подневольный, куда отправят, там и бывает. А в последнее время Его Величество больше милуется с Таробарией, чем со святой братией. Значит пути ваши, эрл в горах не скоро направятся.
Дед короля нынешнего, почитал Пограничье, не к ночи помянуто, личный наделом Палача на земле. Что Таробария, с разбавленной кровью Эк"Экзеов, где дюжина родов ни как не может решить, кто из них к Карлу Заре ближе. Или Карлия, что грязный род заправляет. Потому и ездили через верхнюю Лирию в Олив и Ригит гонцы, да посланцы.
Что говоришь? Здравие королеве Мриле! Здравие...
Породнил Леопольда, король Вильгельм, с таробарскими панами. Самый сильный род выбрал. Глядишь, наследник Рианов, лет через двадцать, добьется что Колину Храброму не удалось. Примет под корону свою всю Таробарию. Дай-то Всевышний.
Значит, в горы не случалось забирать. Жаль, конечно. Красоты, скажу там неописуемые. А дороги? Не чета местной глине. Камнями мощеные еще при Рейнской империи. Мосты, правда, почти все разрушены, но величество Вильгельм особым указом приказывал новые построить. И построили...
А еще народ там особый. Надо почувствовать их гостеприимство, услышать их песни и баллады. Здешние барды, больше тарабарским или карлийским традициям привержены. Песни слагают, или о древности седой и воинах не бывалых - что горы сокрушали и вместо армии воевали, или побасенки аллегорические, где люди, Творцом сотворенные, с животными сравниваются. Тьфу...
Нет, в горах услышать можно старо-рейские песни. Горы они память народную, как камень делают. По тому помнят то, что в благополучных низинах забывается. Или о первых годах рассвета, то, что здесь в мертвую героику превратилось, там - живая песня. И люди настоящие, способные против слуг Палача идти, не боясь.
А еще есть там традиция. В горах. Благородные песни слагаю о деяниях достойных остаться в памяти рода. Вижу, слышали, что здесь на равнине, заказывают у менестрелей песни, как подарок. Не таробарская это традиции. Когда Колин Храбрый ломоть от Таробарии отщипнул и назвал нижней Лирией. Тогда-то лендлорды принесли эту традицию с гор.
Может спеть одну. Вот только не мастак я петь, но пересказать могу. Не так много, у Эд"Фоланов родовых песен. Но есть несколько способных заинтересовать тебя, эрл.
И так - имеющий уши, да услышит, имеющий язык, да придержит его до поры. Дабы сказание о храбрости, о чести и смелости заглушить он не могу. Сказание, достойное остаться в памяти предков и вести их свершениям не хуже этих. Начнем же сказание наше, сейчас и не медля...
Веришь ли во Всевышнего и пророков Его? - ритуальная форма, с которой начинает исповедь пастырю Высокой Церкви. Всевышний - сила бесконечно великая, оставленная Творцом Сущего оберегать людей и мир.
Способен ли творить молитву? - согласно канонам Высокой Церкви обращение к Всевышнему молитвой расторгает договор с Палачом, но не снимает грех с души. Следовательно, заключивший договор не желает молиться Всевышнему.
Вороны (жарг.), Вороной Орден, Орден воздаяния Всевышнего- Орден паладинов-инквизиторов Высокой Церкви действующий на Темном континенте. Основная задача - искоренение ереси (преднамеренное нарушение канонов Высокой Церкви), колдовства и грехопадения (продаже душ и иных сделок с Палачом). Действует с 112 г. темный веков с центром в Лимбе. С 503 г.т.в. (210 г. Эпохи Рассвета) был приглашен в Карлии, хранителем порядка и веры.
Седые (жарг.), Седой Орден, Орден скорби Всевышнего - орден госпитальеров, обеспечивающий отдых и всестороннюю помощь другим орденам действующим на Темном континенте. Кроме основной задачи, орден ведет следствия по апокрифическим учениям и отклонения от истинных канонов Высокой Церкви. Приговоров братья-пастыри Ордена не выносят, но являются бесспорными свидетелями в судах других Орденов. Орден основан в 85 г.т.в. центр в Лимбе. С 150-х годах т.в. орден имеет наблюдателей во всех более менее крупных общинах и городах Темного континента.