Аннотация: Два очерка об антисемитизме - юдофобов прошу перейти к другим авторам
* * *
Я был евреем сорок девять лет,
И ежели по совести признаться,
Я с завистью глядел частенько вслед
Сынам других - больших и малых наций.
Я не силач, не мастер по дзю-до,
И этот факт спас многих от увечий,
Я б стал физически калечить их за то,
Что я душой был ими искалечен.
За то, что я "в Ташкенте воевал",
За то, что я "работал в магазине",
И что "Иуда" я, "Христа распял",
Что я не так, как надо, керосиню,
За то, что Мойша я, а по отцу -
Абрамович, что я Давида правнук,
Что я "на пасху делаю мацу
На крови ребятишек православных",
За то, что "Горького я отравил",
За то, что веру потерял я в завтра,
За то, что я "космополитом был",
Потом за то, что "не был космонавтом".
За то, что "Гитлер мало вас сжигал",
За то, что "мы сюда вас не просили",
За то, что я в Биробиджан попал,
За лозунг "Бей жидов - спасай Россию".
За то, что я "француз, картавый рот",
За то, что я "пархатый, горбоносый",
За то, что есть еврейский анекдот,
Но вовсе нет еврейского вопроса.
За то, что в институт я не попал,
Хотя прошли известные Алеши,
За то, что имя я, как мог, менял,
За штамп: "хоть он еврей, но он хороший".
Но я не дрался, горл чужих не грыз,
Я лишь мечтал о невозможном с грустью:
О, если б был я чукча иль киргиз,
Грузин, эстонец или лучше - русский.
Евреем быть повсюду тяжело,
Тем более, когда у власти - бляди.
Когда глотаешь ненависть и ложь,
То ненависть - твоё противоядье.
Мне лили оскорбления в лицо,
Порой случалось кое-что похлеще.
Встречал я много разных подлецов,
Да хоть среди мужчин, хоть среди женщин.
И даже дети с ними заодно.
Вот на площадке девочки играют
И, как таёжный гнус, в моё окно
Считалки раскалённые влетают:
"Сколько время?
Два еврея.
Третий - жид,
По веревочке бежит".
И я, как грешник карами
Замучен наповал:
Когда, какой Макаренко
Им это излагал?
И чтоб я был спокоен,
Твердили иногда:
Ну, что это такое -
Сердиться за "жида"?
Жид - будет долго жить,
А еврей умрёт скорей.
Качают головой, недоумея,
За что всегда обижены евреи.
Но сквозь невинный детский этот бред
Иные проступают звуки:
Идут убийцы, сбоку пистолет,
И стонут жертвы, воздевая руки...
Я был евреем сорок девять лет,
И, если вам по совести признаться,
Я с завистью глядел частенько вслед
Сынам других - советских, братских наций.
Роняло время слёзы дней из глаз.
Мы в новом свете ныне оказались.
Пришла пора - моя мечта сбылась -
Теперь в других я вызываю зависть.
Теперь иной мечтою дорожу.
И, слава Богу, мне никто не страшен,
Because a I am not any more a Jew,
Because from now on I am a Russian.
Мойша Хайлис
С точки зрения еврея, эмигранта, поэта
1
Этот очерк возник несколько лет назад, был опубликован в нескольких эмигрантских газетах и на разных страницах интернета, но меня все не покидало ощущение его незаконченности. Чувство неисчерпаемости темы заставляло меня возвращаться к ней снова и снова, желание отвязаться от нее - бросать опять и опять, сейчас же стало особенно понятно, что больше не уйти. Наболевшая проблема откровенно схватила за горло.
После тридцати восьми лет жизни в цивилизованной стране Америке, в двадцать первом веке я все еще сталкиваюсь с "любимым" вопросом в самых разных формах.
Антисемитстким душком по сей день разит со страниц российских газет-книг-экранов. Что бы там ни болтали о переменах, а литература-кино-телевиденье даже при извечном российском лапшеушастом подходе к цензуре и демократии все-таки отражают современную реальность. Предупреждаю о намеренном отказе называть авторов опусов и фильмы-сериалы по ряду причин, начиная с той простой, что не хочу делать им рекламу. В мои планы входит обсуждение в данном очерке лишь тех результатов, что я сама видела на книжных страницах и на экранах. Хотите - верьте и читайте дальше, не хотите - дело хозяйское.
Русская классика являла миру во всем размахе "больной совести" в триединстве с патриотизмом (а на мой простодушный взгляд, самым натуральным шовинизмом) и "зеркалами" таинств родной души "жидовскую корчму" или безжалостного носатого скупердяя-ростовщика. Современные российские же литераторы не стесняются использовать определения типа "маленький еврейчик", "толстая еврейка", "темноглазая евреечка", "торговец еврей", не говоря о том, что ювелир - еврей всенепременно. Могут ли объяснить мне так обозванные некогда главным лингвистом всех лексикологий "инженеры человеческих душ", что за свойства или устремления оных характеризуют подобные короткие, навскидку сочетания слов? Точнее говоря, броские словесные пощечины, замаскированные под нечто, литературовидное.
Читается и похлеще. Тоже вроде бы под предлогом изображения черт характера. Вдруг, что называется, ни к селу, ни к городу, хорошие и красивые герои со славянскими фамилиями начинают вышучивать неприятных, даже этаких гаденьких нас, с фамилиями на "ман" или как-нибудь еще, чтоб понятно, что да... В подобных диалогах, повторяю, современной литературы, то есть, не сто и не тысячу лет назад, а сейчас, в 21-м веке новейшей эры, нас высмеивают не только за неказистую внешность, но и за все то, что у антисемитов полагается считать национальными еврейскими чертами: жадность, хитрость, способность к торговле, что там еще нам вменяется пресловутой широтой души "старшего брата".
Иногда мне думается, что образ еврея когда-то однажды осужден на изображение именно таким, и только таким в русской, да и, пожалуй, мировой культуре, обжалованию не подлежит. Разве не бывает евреев рослых, могучих, стройных, привлекательных? Кто выдумал, что мы не способны на мужество, отвагу, самоотверженность, бескорыстность, честность, верность, силу духа? И мы доказываем, что это неправда и чушь снова и снова, бесконечное количество раз. Почему же еврейский мужчина все равно, будто нарочно, в насмешку, точнее, в издевательство, намертво запечатлен в виде все того же маленького хитрого противного торгаша с бриллиантами жены в заднице и непременно безграмотной речью? А еврейская женщина шумной великаншей, увешанной мехами? Не иначе, как в силу узколобого антисемитизма. Самое страшное, что нас настолько давно и намертво наделили так называемым "национальным характером", что мы и сами уже почти поверили в этот навязанный нам юдофобами стереотип.
Нелепо и несолидно даже пытаться, даже вяло возражать тем, сколько жадных, хитрых, способных к торговле людей, к евреям не имевших никакого отношения, приходилось встречать мне в жизни. И евреев, абсолютно не приспособленных продавать, бесхитростных, без гроша в кармане, без царя в голове, - сама такая, да к чему и перед кем оправдываться? Просто, чтоб отбрехаться, можно было бы вякнуть о лени и пьянстве, как национальной черте русских (опять же, и евреев знавала, бездельников и выпивох). По поводу лени и пьянства со мной, скорее всего, согласится всякий уважающий себя русский человек, да только, большинство тут же ринется обвинять в этих бедах американцев и непременно сионистов. Дальше, как в известном анекдоте, многих удивит, причем тут американцы. Вина евреев зато уже давным-давно, конечно, доказана и ни для кого сюрпризом не окажется.
Вышесказанное, повторяю, в лучших случаях, самых безобидных, где юдофобия самоцелью не является, а просто скрыть ее нет никакой возможности, потому что шило из мешка прет, как ни прячь. Цитировать же худшее мерзко.
То же касается кино и телевиденья... Тут все даже еще страшнее, чем в литературе, потому что нагляднее и ярче. Правда, в двух случаях обидные пассажи в адрес героев-евреев показались мне (или это лишь мои ложные надежды?) не столько юдофобией самих авторов, сколько их желанием показать российский антисемитизм явлением, устоявшимся веками, глубинным, инстинктивным и неистребимым, то есть, именно таким, какой он и есть, на самом деле. Авторы как будто хотели сказать своими шуточками: каким бы умным и хорошим ни был красавец ты, каким бы близким другом ни считал себя тебе непременно либо хилый, либо, наоборот, жирный (других вариантов, конечно же, не бывает) он, как бы тебя ни спасал, как бы тебе ни помогал, для тебя все равно при любых обстоятельствах, в первую очередь, всегда останется смешным, несуразным, скуповатым, постоянно готовым обмишулить, даже не евреем - еврейчиком, а человеком уж как-нибудь напоследок, если вообще вспомнишь о том, что еще и человек. Остальные герои сериалов (подразумевается, что так же должны реагировать и зрители или подобные сцены все же информация к размышлению?) наблюдают соответствующие отношения и принимают, как должное. Опять-таки, в лучшем случае.
Старый анекдот: "Ты почему ТУДА намылился, гад! Сам работал на хорошей должности! Деньги были, дети институты пооканчивали, квартира у тебя была, жена работала, чего тебе здесь не хватало, жидовская морда?"
А в пропаганде для Запада на полном серьезе выставляли дрессированных евреев с признаниями о высшем образовании. Забывая лишь оговорить, что в институты мы могли поступить не те, куда мечтали, не туда, куда вело призвание, а туда, куда на тот момент особым дозволением свыше брали еврейскую молодежь.
* * *
Моя мама до сих пор помнит, что юной барышней после окончания средней школы, то есть, очень скоро после войны и всего того, что проделали фашисты с евреями, поехала поступать в Винницкий институт иностранных языков. В "великом" городе наивную абитуриентку быстро поставили на место, завалив на какой-то ерунде. Девушка вернулась домой, вся в слезах, и кто-то из местного сельского руководства позвонил в Винницу, чтобы узнать, что произошло с хорошей дивчиной, комсомолкой, красавицей, гордостью школы... Замечу, что мама до сих пор, через жизнь, боится называть имя, чтоб не подвести осмелившегося заступиться за "преступницу", а если того человека нет в живых, то его семью. Заступнику ответили: "Бронфман? Пусть идет в торговый". Для тех, кто знает мою маму и ее способности к торговле и арифметике, это может прозвучать, как смешной анекдот. Так, для примера, она до сих пор ссыпает всю свою сдачу в отдельный куль, чтоб не пересчитывать, а надо мной потом смеются продавщицы, когда я расплачиваюсь маминой мелочью. Об иностранных языках маме пришлось забыть, хотя с легкостью выучила молдавский, а здесь потом английский. Там же, в конце концов, ей дозволили стать учительницей русского и литературы, здесь мама обучала русскому взрослых американцев. Ученики до сих пор пишут ей и помнят ее добром. Интересно, кто и как помнит тех Винницких профессоров, но можно ли их в чем-то винить? Распоряжения шли сверху.
* * *
И через несколько лет маленькое дополнение. Сейчас пошли споры о том, был ли Холокост и уместно ли дозволять публичные высказывания о том, что его не было. Мало того: я неоднократно слышала полемику на российском телевиденье, где свое мнение под маркой свободы слова на весь мир высказывают журналисты самого настоящего фашистского толка. Это даже не полемика, это на мой простодушный взгляд та же Геббельсовская пропаганда, только теперь по-русски и с палестинским акцентом. Как можно это допустить? Ораторы, о которых я сейчас говорю, как будто разумны, но стоит взмахнуть перед ними красным плащом, в смысле, словом "еврей", они теряют человеческий образ: из их речей рвутся овчарки и плещут автоматные очереди. Ну что вы, какой Холокост, кто старое вспомнит... Не было инквизиции, не было погромов, не было крепостного права, не было рабства, не было права первой брачной ночи, не было того, другого, третьего, а была ли история? Имелось ли вообще на Земле человечество? Да и существовала ли планета Земля или что-то такое просто так взорвалось само по себе между Венерой и Марсом? Кто старое помянет...
* * *
На Западе случаются поджоги в синагогах. Случаются и взрывы.
Впервые оказавшись в Сан-Франциско, забрела я как-то в русский магазин, не разобрав по дверям, что магазин не нашей, а одной из старых волн эмиграции: принадлежал он не то остаткам белых, не то случайно сбежавшим с фашистами их же прихвостням; отношение и тех, и тех к нашему брату известное. Меня, мгновенно опознав по носу, встретили откровенно в штыки, и на свое робкое "how much is this cheese" я услышала по-русски хамское "ишь ты, уже с еврейского на английский перешла". Я бежала оттуда с позором и ужасом. До сих пор жалею, что не заблевала им в ответ весь прилавок, ах, как хотелось.
А совсем недавно, ни с того, ни с сего китаец на заправке со смехом устремился рассказывать мне про свою соседку украинку, верующую христианку, которая проповедует азиатам (здесь, сейчас, в столице Калифорнии!) европейскую ненависть к евреям - мало еще кое-кому гибели шести миллионов.
В другой раз как-то на отдыхе в оздоровительной лечебнице разговорилась я с симпатичной молодой американкой, ну уж оттуда никак не ожидая подвоха. И вдруг, на ровном месте, ее понесло откровениями о какой-то мифической еврейской мафии миллионеров. Дама собиралась разворачиваться со своей проповедью надолго, со вкусом, ища ответа вытаращенными на меня глазами. Я ее перебила, заметив, что именно с этого заявления начинал Гитлер свою победную пробежку по Европе. Пучеглазая, быстро растеряв всю свою симпатию, попыталась со мной спорить. Я едва по-английски выговорила, что не то что дискутировать, но разговаривать с антисемитами не желаю, развернулась и ушла в другую сторону. Через какое-то время та женщина подошла ко мне и, вернув свои глаза в законные глазные впадины, извинилась и сказала, что я совершенно права. Что там случилось, кто ее переубедил - не знаю.
* * *
Зато в бассейне ко мне подплыла одна из новых эмигранток и по-русски стала сначала проповедовать и обвинять меня (!) в распятии своего бога, а потом объяснять, почему Гитлер был прав в убийстве миллионов евреев. Как ни пыталась я от нее отстраниться, она не отставала, говорила "Да вы не серчайте" и продолжала гнуть свое. В конце концов, я от души покрыла ее матюками, да с такими пожеланиями, что на своей плавательной дорожке, слава богу, больше не вижу.
Совсем недавно история получила продолжение. Все в том же бассейне кто-то случайно поведал мне о том, что махровая ненавистница евреев, явившаяся в Калифорнию по той одной-единственной причине, что тут "пенсионерам много всего дают", и я не сомневаюсь, гребет под себя все возможное и невозможное, поехала лечиться в Израиль!
* * *
Чего греха таить - в собственной постели - это ли не самое страшное предательство (что называется, и в спину, и поддых) получить все-таки "еврейку" и спасибо, что не жидовку, от любимого человека, а постфактум - так тебе и надо, сама виновата - не там искала. Как же так, разве не все мы люди? Выходит, что же? Страшно же делать выводы.
И, наконец, в качестве апогея (или снова для выводов?) - случившееся с моей прекрасной умной дочерью, плюс ко всем своим достоинствам еще попавшей на соревновании юных красавиц в десятку одной из самых красивых девушек Калифорнии (дальше идти по этой линии отказалась наотрез).
В нежном шестнадцатилетнем возрасте Аня очень интересовалась Россией и наивно полагала себя русской, как ни пыталась я ее в этом разубедить. Однажды она послала на сайте знакомств сообщение русскому мальчику из Питера. В ответ получила длиннющее матерное послание антисемитского содержания, понять которое толком и не сумела, только почувствовала мерзкий холод в груди.
Думаю, каждый еврей хорошо понимает, о чем речь, потому что не раз испытывал это ощущение и этот озноб под знакомыми косыми взглядами юдофобов. Бедная девочка долго не могла понять, как возможно опознать религию человека по фотографии. А я долго не могла объяснить ей, американке, что еврей - это не только религия, но и нация (вопреки главному корифею по национальностям и его бреду), и раса, да и еще нечто многое неуловимое другое.
* * *
Впрочем, встречаются евреи, которые вполне авторитетно заявляют, что с явлением антисемитизма не сталкивались. Таким могу ответить одно: не рассказывайте мне сказки, сама умею. На самом деле, подобных "счастливцев" даже немного жалко, ведь как же надо было уесть человека, чтоб не только отупел и онемел, но вдобавок еще и ослеп и оглох от ужаса. Да не это ли свойство и пытались вбить в генетический набор человека советские и фашистские лидеры?
В качестве доказательства об отсутствии антисемитизма в России, в одном из таких разговоров недавняя собеседница сообщила мне о свободных службах в Московской синагоге: "Раввин открыто выступает и - ничего!". В памяти тут же всплывает: "Как-то раз Ленин хотел побриться, а мимо проходил маленький мальчик. И вот малыш идет себе, а Ильич точит лезвие, и - ничего. Вот каким добрым был наш Ильич, вот как любил детей".
После я долго не могла понять, почему меня так задергало, почему я не в силах была продолжать эту тему спокойно, а буквально взбесилась и стала пороть какую-то чушь. Да кто умеет беседовать на нервах достойно?
Надо же, какое счастье - в Москве открыто выступает раввин! Спасибо вам, москвичи, порадовали, наконец-таки, мое измученное сердце! Да нет, с паршивой овцы, конечно...
Но ведь меня там били не за то, что я рвалась в синагогу. Куда там! Знала ли я что-либо об иудаизме? Слышала об иврите? Интересовалась еврейской историей?
К стыду своему, признаюсь тут же: и тогда в мыслях не было, и по сей день захожу в синагогу, как баран. Принудительные субботники и обязательные парады были нашей синагогой! А раввинами - от дяди Степы из "счастливого" детства до безграмотных лекторов, насылаемых на одуревших граждан откуда-то сверху.
Не существовало ТАМ ни синагог, ни еврейских школ, ни еврейского языка, ни вековой еврейской истории! Вычистили, как не бывало, из генетического набора. Выслали за пределы шестой части света. Еврейскую культуру за редким исключением уничтожила людоедская машина под управлением главного инженера всех театров, отцов и народов. Низкий им поклон за то, что хоть кладбища нам оставили, да и то, каждый раз с какими-то проблемами. Библия относилась к чуть ли не запретной, если не запрещенной литературе. За выпечку мацы можно было угодить... Нет, пока не на костер, но, глядишь, еще недолго и переплюнули бы инквизицию. Адам и Ева перекочевали в анекдоты, где и обрусели, потому что (цитирую концовку одного из них в приличной форме) "только русские могут голые бегать по голой пустыне и кричать, что они в раю". Даже само слово "еврей" обнаруживалось большей частью лишь в известной графе документов.
А били там за кровь, которая текла в наших жилах, за длинные носы, за разрез глаз, за имена и фамилии предков, за "да" в той самой графе, то есть, за все то же самое, что и фашисты. Форму черепа, правда, не расчерчивали, определяли на глазок. У гитлеровцев, я полагаю, срабатывала чисто немецкая аккуратность.
* * *
Однажды знакомая американка заметила: "в том, что случилось между евреями и немцами...". Меня всю буквально передернуло. Минуточку! Между евреями и немцами никогда ничего не случалось! Вся трагедия произошла с евреями по вине немцев!
Да немцев ли? Вернее, только ли немцев? Разве удалось бы фашизму поголовное истребление евреев в Европе, если бы не помощь англичан, французов, поляков, чехов, румын, итальянцев, австрийцев, эстонцев, да что там мелочиться - почти всей Европы на глазах всего мира при его же молчаливом сочувствии и одобрении? Да, были единицы, которые помогали евреям. Да, была Дания, которая не поддалась безумству и зверству нацизма. И Филиппины, милосердно пытавшиеся помочь евреям, успевшие даже принять 1200 беженцев, пока сами не оказались побежденными союзницей фашистской Германии Японией. Склоняю голову в знак благодарности. И опять-таки страшно делать выводы.
* * *
Наконец, кошмар на Украине. Сейчас принято говорить, в Украине, не стану спорить. Я не политик и не имею права на какие-либо суждения, тем паче, публичные. Вынуждена, впрочем, отметить, что тут моя точка зрения даже не раздваивается, - растраивается.
Эмигрант во мне советует вообще о том не думать и в чужие дела не лезть, дескать, ты давно оттуда съехала, радуйся Калифорнийскому солнцу и голубому безоблачному небу, а там... Да тебе-то сейчас уже что до того, что ТАМ! Здесь твое все, ты далека от политики, отплавала свою дорожку, наслаждайся жизнью. Поэт во мне же восторженно поддерживает борцов за свободу и слагает оды демократии. А еврей... Боже мой, мне страшно не то, что писать об этом, мне шепотом жутко формулировать то, что бесконтрольно плетется в мозгах! И такой анекдот уже был в 70-х, о двойнике Ленина: "Конечно, я могу надеть парик, сбрить бородку, но мисли, мисли! Куда же мне деть свои мисли!"
Уверена, что каждый еврей, живавший в Восточной Европе не только знает наизусть, но и разделяет мои прогнозы относительно евреев, и - кто знает, возможно, не только европейских. Нормальному человеку подобные предсказания (а вслух боюсь, чтоб не накаркать, все и так догадались) покажутся дикостью, варварством, записками сумасшедшего, но, тем не менее, знания истории, классиков отечественной и европейской литературы и собственный опыт не позволяют мне делать других. И уже, пожалуйста: с разных сторон начались огульные обвинения евреев и американцев в русско-украинской войне. Ну, уж на американцах-то не остановятся, зачем, до них же еще дотянуться надо, а тут, тут же есть, на кого валить, куда привычнее, ближе, безнаказаннее бить, да и все как-то проще.
Повторяю, я не политик, многого не понимаю, многого не знаю, живу скорее эмоциями, чем разумом. Так вот, с недавнего времени, всякий раз, когда речь заходит о Европе, чутье почему-то неизбежно подсовывает мне картинки прихода к власти фашизма в Германии и во что это вылилось для евреев. Бога молю, чтоб на этот раз моя интуиция меня подвела. Да что интуиция - страшно смотреть новости о разгуле антисемитизма во Франции и Германии. Надо же было зверски убить девяностолетнюю парижанку, пережившую фашистский лагерь, за что? Кому мешала эта старушка с сохранившимся номером, на всю жизнь выжженым на предплечье? А зверю нео-нацисту тем, что кровь в ней текла еврейская. Можно ли подонка-убийцу убедить добрыми словами в чем бы то ни было?
* * *
Вот я и забросила эти заметки снова, после разговора с родственником, задавшим мне вопрос: - А зачем ты сейчас это пишешь? Для кого? Чего ты добиваешься? Евреи и так все прекрасно понимают, а антисемитам это на фиг не надо.
И снова к ним вернулась. Не знаю, зачем люди пишут, и зачем пишу я. Не могу ответить, почему снова возвращаюсь к этому проклятому очерку. Но должна поведать о происшествии, заново подтолкнувшем меня к сему "радостному" событию. Случилось вот что.
Двоюродная сестра рассказала мне, как в 1989 году (конец прошлого века и даже эпохи!) ее работодатель в Киеве призналась коллегам, что не распознала в ней по фамилии еврейку, "а то не взяла бы ее на работу". Но сам этот случай достаточно типичен. Сколько раз мне в Кишиневе отказывали в работе, с гадкой улыбочкой "сама понимаешь, почему", - не в фашистской Германии, а через почти полсотни лет после ее разгрома, - в советском государстве.
А вот реакция некоей моей знакомой на происшествие... Молодая женщина, живет в Питере. Мы познакомились по интернету, сначала переписывались коротко, потом письма стали длиннее, завязалась дружба, сделалась довольно тесной, пошли переговоры на скайпе, наконец, близость стала достаточно откровенной, мы многое знали одна о другой, общались часто, моя приятельница даже говорила, что чувствует себя еврейкой и вдруг... Черт меня дернул сболтнуть о случившемся с двоюродной сестрой, даже не помню, к чему. А моя собеседница возьми, да и ответь историей о том, что пыталась устроиться куда-то, где "работают одни евреи" и ее туда не взяли, потому что она не еврейка. Она еще пыталась философствовать что-то по поводу того, что, может быть, это в отместку за все то, что с ними (то есть, с нами) происходило раньше. Я каждой своей клеткой осязала, что мир вокруг меня почернел, меня всю обволокло болотной грязью. Простилась и отключилась. С другой я бы уже никогда больше не общалась. Подруге я еще пыталась объяснить свои ощущения, написала, что почувствовала. Она сообщила в ответ, что не ожидала от меня такой злобы и такого гнева.
Конечно, мы обязаны молча глотать обиды, терпеть, глотать и терпеть, а стоит трепыхнуться в ответ, непременно окажемся повинны в злобе, гневе, военных преступлениях, крови христианских младенцев... Только я что-то не припомню, чтоб Израильтяне расстреливали или взрывали арабских детей, стариков и женщин. Зато широко известны множество и множество наоборот.
На самом деле, я написала той женщине тогда, что это был точный классический момент возникновения и разжигания антисемитизма. Действительно, вот же она, та самая точка отсчета!
* * *
Голодный несчастный человек, получивший отказ в должности, вряд ли найдет достаточно сил, чтобы понять, что в себе изменить и заняться самоусовершенствованием для того, чтобы получить желанную работу. Зачем терять время? Гораздо проще заметить, что в каком-то отделе (магазине, парикмахерской, лечебнице, непосредственной близости фараона или совете императора) окопались одни евреи и только евреев туда берут. Государство же, не способное накормить и обеспечить работой своих граждан, охотно подталкивает их к вымещению зла на других, таких же одуревших от лишений людях. Это исторически испытанный прием, а вывод прост: жадным эгоистичным правителям, которым нет дела до чьих-то благ и удовольствий, кроме благ и удовольствий собственных, даже выгодно держать своих подданных в голоде и злобе, а еще время от времени вдруг давать им заметить, что в каком-то отделе работают одни евреи. Дальше все просто. "Евреи берут только своих". "У них везде круговая порука". "Еврейское богатство". Ох, как кружатся головы у голодных, обездоленных, обозленных, оболганных, натравленных и затравленных рабов на еврейское богатство! Как же им хочется изничтожить, задавить, изнасиловать проклятую, возомнившую о себе нехристь, неверных, басурманов... Результаты известны: изгнания за изгнаниями, разрушения Храмов, Стена Плача, крестовые походы, инквизиция, гонения по Европе и Азии, погромы и Холокост, все войны, до которых агрессивное окружение довело крошечный Израиль своим остервененным желанием стереть евреев с лица земли. А начиналось все с откровенной маленькой зависти: еврейская маца кому-то явно показалась мягче собственного хлеба. Или, может, еврейская жена здоровее своей? О вкусах, как мы знаем еще от древних греков, не спорят.
Ладно, фанатики всяких вер и измов, ладно, невежи и глупцы всех пород, ладно, злодеи и психопаты, но цивилизованные правительства, которые не дают Израилю защищаться! Неужели не понимают, что Израиль сейчас - это уже не просто евреи, а передовая всего человечества на войне все с тем же фашизмом? Да просто потому, что террористы не остановятся, покончив с евреями, а непременно пойдут дальше. Заратустра не позволяет остановиться на достигнутом. Предупреждает же армянское радио: "Берегите евреев, армяне на очереди!" И предела нет. Просто первыми мальчиками для битья назначены мы.
О причинах оголтелой неприязни всего мира к евреям написано множество умных книг. Лично мне ни разу не удалось ни одной из них дочитать до конца, такие они были умные. Объяснения уходят в древнюю историю и двух-, и трех-, и четырех-, и пяти- тысяч лет назад. Получается, все ненавидели евреев всегда, с момента существования мира. По умным книгам, по одной единственной причине: за то, что евреи несут остальным свечу единого бога. Но это коротко, в моем понимании, а скорее всего, я и не способна понять все рассуждения со сносками в историю и библию, что следуют дальше, настолько они занудные, бесконечные и от меня далекие.
Вероятно, в языческие времена антисемитизм можно было оправдывать и так. Но поклонение сонму богов в большей части цивилизованного мира осталось в позапрошлой эпохе. А у христиан, мусульман, - у каждой из этих религий есть своя свеча, свой единый бог, да только, что касается обсуждаемого вопроса, ни за одну из языческих вер не было пролито таких рек, да что там, какие реки, - морей, океанов еврейских слез и еврейской же крови. Ни одна из религий не принесла миру столько горя, проявив при этом не меньше ханжества на тему собственной гуманности...
Да, конечно, я прекрасно понимаю, что религии или веры сами по себе не виноваты в кровопролитиях. Виновны люди. Неуемная жадность, алчность, жажда власти, да не та, испив которую возможно утолить, а растущее стремление к трону властелина вселенной, безумное желание стать богом, начав с божка, - именно эти человеческие страсти использовали и дискредитировали всякие лозунги и красивые слова. Все это давно ясно, - так пора, кажется, понять, что свечи единых богов тут видимо ни при чем.
* * *
Какие-то из предложенных ниже заметок я послала знакомому, профессору, имя называть не стану, скажем, Х. Был хорошо образован, занимался в то время переводом поэзии с французского, с поэтами дружил, независимо от их религии или национальности. Я, во всяком случае, бывала у них с женой в доме, общалась с ними по-дружески и заметки свои послала литератору Х спокойно, не думая задеть никаких болевых точек. В ответ получила длиннющее, вроде тех же нуднейших фолиантов, только немножко наоборот, послание со ссылками в историю. Сводилась вся Х-тягомотина к одобрению католиков в сожжении еретиков на кострах. Уж мне-то понятно, что, гореть на кострах инквизиторов, разумеется, пришлось не кому-либо там, а евреям. Снова шли бесконечные сноски на каких-то пап (про себя я тут же отметила чьих-то мам, но к литературному очерку такое не относится), и ссылки на каких-то деятелей, которые давным-давно остались вот в таких только "веселых" воспоминаниях. Ни дочитать, ни ответить я не удосужилась, да и отношения с Х на этом закончились.
* * *
В причинах мировой юдофобии мне так и не удалось разобраться. Зато во взаимной "любви" иудаизма ко всему миру никаких сомнений не осталось бы, если бы не одна странность. Парадокс в том, что ни у евреев вообще, ни у меня в частности, ответной ненависти к миру нет. Сами евреи над собой смеются, сами сочиняют еврейские анекдоты, сами с собой спорят, сами себя зачастую не любят, пытаются всем остальным доказать, что они такие же, как все (размечтались!), а к миру какие претензии, - один только глупый, осточертевший, навязший в зубах вопрос "за что?".
За что Гитлер убил шесть миллионов евреев? Какой глупый, не правильно поставленный вопрос! - вот уж действительно, за что? Да ни за что! А потому что был садистом и убийцей. Не нашел бы евреев, выдумал бы кого-нибудь другого, а так и напрягаться не пришлось.
Да и какая уже теперь на фиг разница, за что? Просто - дайте нам жить, наконец! Нет - за что?! Сами же себе многословно и отвечают: за то, что несут свечу.
Помилуйте! Что мы сейчас-то куда несем? Какие свечи! Живет маленький ребенок и вдруг, где-нибудь, не позднее четырех лет, оказывается, что еврей, и на этом детство заканчивается, и начинается...
Начинается "роскошная" еврейская жизнь. Лично у меня мое еврейское счастье повалило с небес библейской манной. А уж в сокровищнице-то немерено, кто желает, могу поделиться. Подставляйте ладони - отсыплю от щедрот: и миллионы дырок от бубликов, и миллиарды лопнувших надежд, да и лет своих, отмученных-отмороченных в борьбе за светлое будущее (а вот же оно, уже в прошлом), с удовольствием отвалила бы хоть половину, тоже нынче, говорят, богатство, да кто возьмет. Что же касается фашистов (хоть нео, хоть шмео, хоть к-к-к,) да пусть забирают вообще все наши еврейские цурэс (уж чем богаты!), для них-то не жалко, от души.
2
Училась когда-то со мной девочка, которая на любые аргументы возражала с большим пиететом: "Это глупо". Попробуй тут поспорь. Полемизировать опасаюсь: против чужого апломба не попрёшь, на кулаках не сильна, а рожать истины - зачем мне лишние мучения. Поэтому оговорюсь сразу: дальнейшие заметки не попытка дискутировать или что-то доказывать, подтверждая выводы логикой, цитатами и приводимыми примерами, и уже тем более не проба себя в философии. Это рассказ с наглядными примерами и размышлениями, основанными на собственных наблюдениях и переживаниях. В истории моей семьи переплелись и еврейская диаспора, и русская эмиграция, ну и линия поэта и поэзии присутствует. Так что, не корысти ради...
Самый популярный вопрос случайных собеседников: "Вы русская?" либо "Вы из России?" действует на меня, как публичная пощёчина. В ответ хочется кусаться, драться до крови, убивать наповал сарказмом и прочее. Что в имени тебе моём.
Нет, ребята, не из России я. Нет, господа, мне не удалось родиться русской. Да, говорю по-русски, пишу, думаю. Да, люблю и знаю русскую литературу, русский театр, русские песни. Да, училась в русской школе и выросла на поэзии Владимира Маяковского, Сергея Есенина и Роберта Бернса в переводе Маршака и, уж простите великодушно, до сих пор люблю всех троих. С дрожью в голосе сознаюсь снобам от поэзии: по сегодняшний день перед сном и когда просыпаюсь, смотрю на портрет Маяковского - с юности висит у меня в спальне рядом с кроватью. Да, влюблялась в мужчин, независимо от национальности и вырастила дочь-полукровку. Но отвечу, что русская - обижу многоголовый российский шовинизм, извините, патриотизм, взращенный еще от Пушкина. Поэтому без обиняков отрицательно мотаю головой: нет, мол, не русская, как же можно себя-то русской назвать, когда еврейские предки, еврейская кровь, еврейский нос, еврейский разрез глаз. А понятие русской души? Кстати, есть ведь ещё и образ души еврейской. И совмещаются во мне обе, чего уж там. Если же кому не нравится, то поцелуйте меня, как говаривали на памятной Ленинградской улице... Вот именно.
* * *
А появилась на свет в крохотном молдавском городке Сороки, где двадцатью двумя годами раньше родился мой отец. Его родным языком была смесь румынского с идишем, моим - русский. Идиш остался в голове сладким воспоминанием о рассказах бабушки и спектаклях дедушки. По-молдавски я вроде говорила в детстве, но потом забыла начисто, о чём пожалела уже в США, встретив выходцев из Румынии, с кем объясняться приходится на ломаном английском, а хотелось бы общаться без языкового напряжения.
* * *
Несколько лет назад, читая том древней истории с фотографиями скульптур, я вдруг с изумлением обнаружила на фоне кровожадных ассирийских царей изображение безбородого человека с длинным носом и широкой доброй улыбкой. Как затесалось среди грозных воинственных лиц это безобидное, типично еврейское, - история считает загадкой. Но я всей душой чувствовала нечто очень родное к тому человеку, жившему тысячи лет до нашей эры, потому что далёкий, конечно же, не ассирийский, а явно шумерский предок был мой вылитый дед.
Отец отца, Аврум Замвелевич Хайлис, в молодости был актёром еврейской оперетты. Воевал за русского царя в Первую Мировую, геройствовал. Рассказывал о своих подвигах, выходило, наподобие старых анекдотов: познакомился с евреем с супротивной стороны и договорились о помощи друг другу "он мне украл свое знамя, а я ему свое, а что нам, жалко". Ничего особо хорошего из этого героизма, впрочем, не вышло: в русской армии "жидам" наград не полагалось, о чем деду без обиняков и было сообщено руководством. Что ж, по крайней мере, честно. Советская армия героев награждала, но только через короткое время в частушках вывернулось, что евреев - все-таки за Махачкалу. Сильна традициями Россия-матушка!
Дед взахлеб рассказывал, как в молодости с другими солдатами слушал выступления Троцкого. Троцкий ему очень импонировал. А идише коп! - со значением приговаривал дед. Троцкистом, однако, не стал. В политику не лез. По уши влюбился в бабку.
Со мной в детстве разыгрывал спектакли на смешанном русском, который знал плохо, румынском и идише. Дедушка оставался настоящим комедиантом, истинным актером всю жизнь, хотя после женитьбы ему пришлось стать мастеровым, чтобы содержать семью. Даже в старости делал бочки, я по сей день помню особый ритм его молотка во дворе.
Бабушка, Сура Лейбовна, в девичестве Литинская, была простой еврейской женщиной, от природы очень умной. Ее огромным серым глазам библейского разреза могла бы позавидовать любая икона, лучились они к тому же необыкновенной мудростью и добротой. Бабушка хоть и признавала смирение к жизненным невзгодам, постоять за себя, однако, не гнушалась. Умела любить, умела прощать. Умела легко относиться к жизни и не принимать всерьез то, что ее не касалось. Умела не завидовать чужому богатству и чужим успехам. Русский язык знала плохо, но даже по-русски очень любила читать сказки и потом пересказывать внукам, присочиняя и фантазируя дополнительные детали. Ещё одним маленьким хобби этой статной красивой и смешливой особы была арифметика. Детишки с окрестных улиц приходили к моей бабушке, когда не знали, как сделать уроки, и она с удовольствием помогала решать задачки всем страждущим.
Жили мои дед с бабой как-то весело, всегда подталкивали друг друга к хорошему рассказу и вместе хохотали над своими историями, как над чем-то новым. Не помню, чтоб когда-то ругались или кричали друг на друга, хотя проблемы, наверно, были. Если в доме что-то разбивалось, портилось, пропадало, терялось, бабушка всегда качала головой: "Пусть это будет жертвой злу", а когда действительно было плохо, приговаривала на идыше "пугай нас, Боже, но не наказывай". Мне бы четверть ее доброты и мудрости! Любви, насколько я понимаю, эта пара тоже не чуралась. Родили и вырастили четверых сыновей, младшим из которых был мой отец Мойша. До сих пор не могу осознать, что ныне покойный.
* * *
Тут же приведу стихотворение отца о себе, подражание любимому Роберту Бернсу.