Противоположности - как мы знаем из курса физики - притягиваются. Тезис этот приложим, наверное, ко многим вещам, в том числе - и к человеческим отношениям. От сюжетов на тему Золушки давно уже рябит в глазах и все зевают. Потому что, с одной стороны, это удобная модель, она подкупает, каждая мечтает оказаться рядом с принцем, а с другой стороны - ну надоело же, ну штампы, штампы, штампы...
На первый взгляд, повесть Людмилы Сердюковской "Мойщик" - это как раз вариация на заданную тему. Пикантности придаёт то, что в роли принца тут героиня, а Золушка - как раз герой. Они встречаются на автомойке, где работает протагонист, между ними вспыхивает большое и горячее чувство... казалось бы, профит?
Как бы не так. Вспышка страсти - лишь пересечение двух путей, но мы не можем точно сказать, станет ли это началом третьего, их общего, пути.
И это интригует в том числе и читателей, далёких от мелодраматического жанра.
Герои здесь вполне равноправные, так что повесть может называться как "Мойщик", так и, например, "Менеджер". Ольга - уверенная в себе, состоявшаяся, эмансипированная, властная, готовая пробивать лбом стены и преодолевать любые преграды, для неё на первом месте - работа, которую она стремится выполнять лучше всех. Её задача - управление персоналом, повышение продаж, увеличение ликвидности активов, продвижение бренда, выход на новые рынки, её мир - коммерция, большой бизнес, дизайнерские вещи, статусные автомобили, она сделала себя сама, поднимаясь, что называется, со дна... И в этом - её уязвимость. Она жизнь положила на то, чтобы убедить себя в том, что нищая юность, тяжкое наследие 1990-х годов (единственные колготки, "лайкровое сокровище"), навсегда осталась в прошлом, она страшно этого стыдится (хотя чего бы, все так жили), и это постоянное, безоглядочное бегство выглядит ужасно трогательно. Понятно, что и отношения у неё строятся с равными по статусу, успешными мужчинами - мальчиками по вызову она брезгует.
И, уж конечно, речи не может быть о том, чтобы сойтись с каким-то, простите, парнишкой из обслуги! (Эх, вот она, классовая ненависть).
Тем удивительней кажется завязка повести.
Главный герой, Павел, юноша без особых жизненных устремлений, из неблагополучной семьи, работает мойщиком машин не потому, разумеется, что это предел его мечтаний, а просто потому, что надо же где-то работать. С образованием у него не сложилось, с личной жизнью, в общем, тоже, и единственное, что его по-настоящему занимает, это паркур. Казалось бы, ну что тут может занимать, это же не спорт (в котором можно сделать карьеру) и не танцы (в которых тоже можно сделать карьеру), это просто модное молодёжное увлечение, само по себе достаточно молодое, лишённое серьёзной методики и традиции... Элемент оттуда, элемент отсюда, а всё вместе похоже на... да ни на что не похоже. Но, с другой стороны, какая-никакая гимнастика, да и смотрится красиво. Как хобби - вполне нормальное для молодого здорового самца рода homo, как способ самореализации - сомнительно, весьма сомнительно.
Но - лишь до тех пор, пока не представляется шанс.
Это у нас паркур - непоймичто без статуса и регалий, а в той части мира, которую принято называть цивилизованной - давно уже целая индустрия, со своими соревнованиями, премиями и всем, чем положено, ну и понятно, что деньги там вращаются как бы серьёзные. Вот в одном из таких международных соревнований на греческом острове Санторин Павел и решил принять участие.
Такова экспозиция любовно-психологической повести с элементами "деловой прозы". Здесь встречаются не просто два человека - соприкасаются два совершенно разных мира. Завязка - непостижимый рационально, парадоксальный, даже какой-то пароксизмальный взрыв страсти, похожий на взрыв сверхновой... И? И - ничего. Нет, хэппи-энда, жили они долго и счастливо, здесь не будет. Будет трудный путь, бег с препятствиями, друг от друга - и навстречу друг другу, от себя самого - и навстречу себе же, разрываясь между карьерой и любовью, статусом и любовью, статусом и самореализацией...
Самопознание? Самокопание? Герои много рефлексируют, но их рефлексии носят истеричный характер. И Ольга, и Павел стремятся оставаться верными себе при любых обстоятельствах - но что значит "быть верным себе"? Для этого нужно, как минимум, понять, а что ты, собственно, из себя представляешь. Оба героя решают эту задачу, исходя вовсе не из рациональных побуждений, а скорее руководствуясь эмоциями и интуицией. Более того: сама Ольга это прямо проговаривает, обращаясь к себе же - мол, много ли ты достигла умом? Отсюда можно вывести ещё одну идею, ироническую - не умничай!
Впрочем, если принять приоритет "любовь" как элемент самореализации, тогда всё становится на свои места. В этом смысле интересна кульминационная реакция Ольги. Можно считать, что она уезжает в Японию ради карьеры, всё той же самореализации, а можно считать - ради статуса, то есть работа в данном случае отступает на задний план перед стремлением "сохранить лицо", не поддаться слабости, а на самом деле - любви. Тогда как Павел в финале соединяет прекрасное с полезным (" - Но вам ведь предлагали выгодные контракты, киносъемки за границей? Или пока остаетесь в Украине? / - В Японию поеду. Ребята говорили, там в Йокогаме парк есть, для паркура - то, что надо..."). С этого ракурса можно сделать вывод, кто из героев как разрешает конфликт: Ольга - в пользу статуса (и в минус "быть собой"), Павел - в пользу самореализации. Но учитывая, что кульминация разыграна на повышенных эмоциональных тонах, да и герои сами по себе, хоть и кажутся сперва шаблонными, по мере выхода на кульминацию развиваются и раскрываются как достаточно неоднозначные, живые личности, - не следует судить о выборе героев категорически и однозначно. Поступок Ольги можно расценить как бегство от любви, так и как попытку сохранить любовь. Тут всё зависит от эмоционального опыта самого читателя.
И это, кстати, большой плюс повести.
Хотя трудно сказать, можно ли уверенно говорить именно о любви применительно к эмоциям персонажей. Сюжет развития эмоции позволяет проследить эволюцию их чувств - от того, что принято называть "низменной, животной страстью" к страсти высокой, всепоглощающей, даже болезненной, ослабляющей, делающей зависимым, однако - и вдохновляющей: так, мне кажется, слова Павла о том, что нехорошо кидать "нормального мужика" Симомуру не в последнюю очередь повлияли на решение Ольги не подписывать контракт, а некоторое пренебрежение, которое Ольга выказывает по поводу мечты Павла, подстёгивает его усерднее идти к своей, окончательно оформившейся - пусть и тактической - цели. То есть они помогли друг другу узнать друг друга лучше. Каждый из них может сказать: "он/она подарил/подарила мне - меня". Казалось бы - пара слов, едва уловимый взгляд, мелочь - но мелочь ключевая.
Но вот насчёт любви как таковой уверенности нет. Любовь подразумевает и взаимное уважение, и самопожертвование. Возвращаясь к кульминации: Ольга жертвует собой ради того, чтобы не усложнять жизнь Павлу - или себе, любимой? Я не знаю. Павел отправляется в Иокогаму - ради того, чтобы бороться за любовь, или преследуя какие-то свои химеры, тараканы в голове, которые он принимает за любовь, и при этом совершенно не принимает в расчёт приоритеты Ольги, не уважает её выбор (пусть, по его мнению, и неправильный?). Я не знаю. Вообще пришла в голову метафора: на протяжении текста мы видим, как растёт дерево, видим почки на ветвях, листья и цветы, но вот плодов - плодов мы пока не видим, и, кажется, герои не видят тоже. Их любовь - это такое дерево, которые ещё не выросло, которое им ещё предстоит растить - или срубить, тут уж как повезёт.
Этому авторскому замыслу (если я верно его интерпретировал) соответствует и структура повести. В наличии две пересекающиеся сюжетные линии: Ольги и Павла, с вкраплениями экспозиции в первой четверти текста. Каждая линия имеет завязку, развитие действия, промежуточные и главную кульминацию, кстати совершенно блестящую, и стремительный выход на финал (интервью Павла). Начиная примерно с середины эмоциональная линия развивается более динамично, с сильными перепадами, эмоциональный накал растёт, увеличивая, так сказать, пиковые точки, и несколько опадает в финале, хотя и не выходит "в ноль": финал-то открытый, читатель имеет право дофантазировать продолжение этой истории, если она его зацепила, а зацепить может: всё же герои достаточно типовые, узнаваемые, она - бизнес-леди, он - фанатик спорта, оба яркие перфекционисты (по голливудской сценарной типологии - т.н. тип N1), оба сделали себя сами, оба - как ролевая поведенческая модель, если хотите, образец для подражания, так и модель идеала, на которую читатель проецирует свои какие-то мечтания (эскапизм, он ведь не только в фантастике). Вообще это уже своего рода тренд - писать о победителях, о тех, "кому удалось", об успешных, обретших статус, деньги, признание, славу - в качестве компенсации читателю за его, читателя, жизненные неурядицы. Что-то вроде байки со счастливым концом, ориентированной на читательскую реакцию в духе "эх, мне бы так!" или "ну, хоть у кого-то получилось".
Есть, конечно, еще реакция типа "а кабы и мне попробовать!", но это встречается чуть реже, чем хотелось бы.
От гламурного чтива о нелёгких буднях обитателей Рублёвки/Беверли-Хиллс/добавить по вкусу "Мойщик" выгодно отличается и элементами прозы о профессии (рассказ о карьерном взлёте Ольги, особенности спортивных увлечений Павла), которые кроме прочего работают и на раскрытие образов; и героями, для которых успех - это не толстые банковские счета, не модные бренды, не признание и одобрение окружающих, но прежде всего - непередаваемое ощущение хорошо выполненного дела; и техническим исполнением. Язык повествования достаточно лёгкий, чуть перегружен жаргоном из области паркура (возможно, следовало бы сделать сноски или как-то прояснить некоторые совсем уж экзотические термины: всё же не все читатели фанаты здорового образа жизни), не без изюминок и поэтических элементов (например: "Невысокие дома настежь распахивают небо"), присутствует point of view Ольги и Павла, но и ощущается личность автора в тексте, его жизненный опыт (особенно в линии Ольги, где речь заходит о её профессиональных реализациях) и отношение к героям (в основном сочувственное, но местами и критическое - так и слышится сквозь строки "Эх, да что ж ты!..").
Ну а за образ Такеши Симомуры, несостоявшегося делового партнёра "Технокорда" и будущего работодателя Ольги - отдельное спасибо. Так и просится цитата из "Хагакурэ": "Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй".