Материалы данного раздела ранее публиковались в еженедельнике "Терновый куст" и воспроизведены без существенных изменений, в той последовательности, в какой они доходили до читателя. Или же - не доходили. Все в целом представляет собой весьма характерный образчик постархаистского текста. В чем, собственно, и заключается его ценность. Возможно. Хотя не исключено, что решение издать этот... опус было в корне ошибочным. Н-да.
БОЙ УВЭЭНА С ТАРАКАКОМ
Отрывок из увээнского эпоса "Увээн"
Удар мой верен был и скор.
Надежный шуз мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...
Он застонал, как человек,
И опрокинулся [нрзб]
Копыта отбросил [нрзб]
От редакции
Расшифровка одного из древнейших мировых эпосов (некоторые специалисты считают, что - древнейшего) только начата. Ученые были ошеломлены близостью эпоса широко известным текстам из менее удаленных от нас литературных эпох. Возможно, "Увээн" - единый, всеобщий пратекст. Если эта гипотеза подтвердится...
Впрочем, не будем торопиться с выводами. "Увээн" таит в себе немало загадок. Какие еще открытия ждут исследователей эпоса? Кто знает...
Мы будем информировать наших читателей о ходе расшифровки.
Ждите новых публикаций.
ГНЕВ УВЭЭНА
От редакции
Публикация первого отрывка из эпоса "Увээн" вызвала широкий резонанс в научных и околонаучных кругах. Рядовые читатели также проявили живейший интерес к находке ученых. Редакция буквально завалена письмами, в которых единодушно выражается просьба как можно чаще и подробнее информировать о ходе расшифровки. Идя навстречу этим пожеланиям, редакция публикует еще один фрагмент великого эпоса. Реконструкция публикуемого текста пока не завершена. Однако редакция сочла возможным, с согласия ученых, обнародовать уже сделанное. Это позволит показать, как непрост порой бывает путь к истине, к обретению утраченных духовных ценностей. Не исключено, что публикуемый фрагмент кому-то из наших читателей покажется неуловимо знакомым, вызовет какие-то неясные ассоциации. Что ж, это еще один аргумент в пользу концепции, согласно которой "Увээн" представляет собой единый, всеобщий пратекст, лежащий в основании современной культуры.
Мой дядя самых честных правил1,
Когда [нрзб]
[нрзб] не мог.
[нрзб] скука
[нрзб] прочь!
[нрзб] коварство
Полуживого [нрзб]
[нрзб] поправлять
[нрзб] лекарство2,
[нрзб] и думать про [нрзб]
Когда же черт возьмет тебя!
1 Возможно, имеется в виду печально известная практика отправлять лучших людей на правеж, под кнут. По другой версии - речь идет о каком-то определенном периоде, когда правил дядя Увээна. В целом фрагмент, видимо, носит характер инвективы, гневного обличения, высказанного героем эпоса в адрес своего знатного родственника. Многие ученые усматривают в этом приметы крайне противоречивой эпохи, когда начали разрушаться родоплеменные отношения.
2 Слова коварство, полуживого, лекарство раскрывают драматизм еще не известных нам событий.
УВЭЭН В СУДЕ
От редакции
Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей очередной фрагмент недавно обнаруженного эпоса "Увээн". Редакция, конечно же, сознает всю ответственность этой культурной акции и неизбежный риск. Слишком велика опасность произвольных толкований древнего текста, реконструкция которого далека от завершения. И все же, как считают ученые, им удалось нащупать основной смысловой костяк фрагмента и даже прокомментировать отдельные строки. Условно фрагмент назван "Увээн в суде", поскольку речь в нем идет о столкновении героя с несовершенной системой судопроизводства. Увээн - представитель богатырской вольницы. Между тем известно, что для подобных анархически ориентированных коллективов характерен культ личной храбрости, удали. В таких микросоциумах грабительские набеги на владения соседей нередко расценивались как проявление молодечества, на них смотрели сквозь пальцы. Юный герой, видимо, попался на грабеже, когда пытался добыть средства для дружеского пира. После чего и был притянут к суду.
А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима1,
Сужденья черпают, когда идут в клозет, -
Времен Очаковских2 и покоренья Хрыма3;
Всегда готовые к гульбе,
Поют все песнь одну и ту же4,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже5.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны [нрзб]
[нрзб] грабительством6 [нрзб]
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве7,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы8
Прошедшего житья9 [нрзб]
Да и кому в Уве10 не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы11?
1 Живя по законам богатырской вольницы, Увээн не признает правомочность суда старейшин, стремящихся обуздать молодежь. Герой сомневается в объективности суда старейшин еще и потому, что, скорее всего, одного-то из них Увээн и ограбил.
2 Речь идет о некоем Очаке, мифическом прародителе увээнов (ср. "при царе Горохе").
3 Кто такой Хрым - ученым пока не удалось выяснить. Не исключена его хтоническая природа.
4 Очевидно, имеются в видукакие-то ритуальные песнопения, предваряющие увээнские судебные разбирательства и, возможно, восходящие к культу некоего божества, близкого по функциям древнегреческой Фемиде. Не исключено, что увээнский культ, в измененном виде, был заимствован древними греками.
5 Есть и другой вариант реконструкции данной строки: "Смотри, старик, тебе же будет хуже!"
6 Т.е. - кого тогда грабить-то?
7 Стремясь избежать судебного преследования, Увээн апеллирует к системе дружеских и родственных связей.
8 Отчетливое свидетельство проникновения чужеземцев в увээнское общество, где они, судя по тексту, пользовались покровительством знати. Знакомство Увээна с этим явлением лишний раз подтверждает его принадлежность к аристократии. Заметим попутно, что институт клиентов, известный нам из истории древнего Рима, первоначально, видимо, зародился в увээнском бытовом укладе и много позже был перенесен на римскую почву. А уже оттуда - к нам.
9 Герой с горечью признает, что многие славные традиции безвозвратно канули в прошлое.
10 Ува - столица увээнов.
11 С простодушием архаического человека Увээн рассчитывает повлиять на свидетелей, устраивая для них роскошные пиры. (Интересно, где он возьмет необходимые средства? Снова ограбит кого-нибудь? - Ред.)
УВЭЭН И ПАСТЫРЬ НАРОДОВ
От редакции
Перед вами очередной фрагмент великого эпоса. Кропотливый труд коллектива литературоведов, лингвистов, историков ( и спонсоров, конечно), занимающихся реконструкцией и расшифровкой древнейшего памятника, увенчался блестящим результатом. В публикуемом тексте, как видим, нет лакун, темных мест, разночтений. Данный фрагмент представляет нам первые строки бессмертного творения, являющиеся своего рода ключом к миру "Увээна". Хочется верить: недалек тот день, когда эпос целиком явится мировому сообществу, полностью расшифрованный, снабженный строго научными комментарием, явится и засияет в мировой культуре негасимым светом высокой духовности и вечных истин. Суждение ряда ученых о большей хронологическом удаленности эпоса "Увээн" в сравнении с гомеровским эпосом, высказывавшееся прежде в порядке осторожного предположения, теперь можно считать доказанным фактом. Да, чеканные гекзаметры слепого аэда отливались в уже готовые формы, созданные не известным пока еще гением увээнского народа.
Хмель, богиня1, воспой Увээна, такого-то сына,
Грозный, который согражданам тысячи бедствий соделал:
Многие души поддатые славных героев низринул
В мрачный Похмел2 и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалась Отвесова3 воля), -
С этого дня, как, воздвигшие пир, воспылали горячкой
Пастырь народов Первач4 и герой Увээн благородный.
1 Вероятно, имеется ввиду увээнская муза эпической поэзии. Имя богини и особенности ее культа науке пока не известны.
2 Похмел - согласно увээнским мифологическим представлениям, подземное царство невыносимых мук, страшнее которых нет ничего на свете.
3 Отвес - верховное божество увээнского пантеона.
4 Первач - родной дядя Увээна, представитель высшей увээнской аристократии; воспользовавшись неопытностью и некоторым легкомыслием юного героя, рано оставшегося без родителей, коварно захватил увээнский трон; именно против него были обращены гневные инвективы Увээна ("Мой дядя самых честных правил..." и т.д.).
СУДЬБА УВЭЭНА
От редакции
Сознавая то естественное нетерпение, которое испытывают читатели ТК, спешащие припасть к источнику нетленной духовности, редакция старается регулярно публиковать фрагменты монументального эпоса. Сегодня это один из ключевых участков текста, условно озаглавленный учеными "Судьба Увээна", поскольку здесь недвусмысленно сообщается о целом ряде грядущих судьбоносных испытаний, выпавших на долю героя. По существу перед нами - предсказание. Для художественной структуры "Увээна" данное обстоятельство глубоко значимо. Вместе с тем оно значимо и для исследователей. Уже сейчас имеются факты, заставляющие соотнести Увээна с Гильгамешем, героем шумерского эпоса. "Увээн" наследует "Эпосу о Гильгамеше" - или же мы имеем обратную зависимость? Многие исследователи настаивают на провиденциальном начале "Увээна", в котором по сути предвосхищаются многие художественные произведения, их герои, а также - реальные люди и события будущего. В таком случае время создания "Увээна" следует отнести к более далекому прошлому. Насколько далекому? Кто знает... Это - одна из самых интригующих загадок великого эпоса.
Не думал молодой повеса,
Катясь в пыли на вороных1,
Что пьяной волею Отвеса2
Лишится всех своих родных;
Что ждут его - сердечна рана3,
Четыре дуры, три болвана4;
Что грозный дядя сей же час
Долой его прогонит с глаз,
А позже, словно неприятель,
Привяжет у ворот Увы5,
Где по ночам слонялись львы
И всех съедали - о, Создатель!
Не думал Увээн-ого6,
Что вреден север7 для него!
1 Вероятно, отсюда и пошло выражение "прокатить на вороных", т.е. оставить ни с чем, отказать.
2 Отвес, верховное божество увээнского пантеона, бог-дрыновержец; имел обыкновение решать судьбы людей, хорошенько приняв на грудь.
3 Намек на какое-то любовное увлечение Увээна.
4 Скорее всего, имеется в виду постоянная компания молодых аристократов, наиболее близких герою: четыре женщины и трое мужчин (Увээн - четвертый); с этой компанией Увээн проводил большую часть времени, в основном - пируя.
5 Ува - столица увээнов, обнесенная крепкой изгородью из верблюжьей колючки.
ОТВЕТ СТАРЕЙШИН УВЭЭНУ
От редакции
Обладая эксклюзивным правом на публикацию фрагментов эпоса "Увээн", редакция ТК спешит порадовать своих читателей очередным подарком. Публикуемый текст - ответ суда старейшин Увээну, который, как вы помните, высказал недоверие судьям. Мы уверены, что многим данный отрывок покажется неуловимо знакомым, вызовет смутные ассоциации, порожденные коллективным бессознательным, напомнит о чем-то - уже давно и прочно забытом. Сегодня все больше сторонников приобретает концепция, согласно которой "Увээн" - единый пратекст. Это нечто вроде матрицы, и в ней заложены все появившиеся позднее тексты. А также те, которые еще не появились, но - появятся, не известные пока ни нам с вами, ни тем, кому суждено их создать. По словам исследователей, иногда чтение древнего манускрипта, содержащего эпос "Увээн", представляет собой как бы воспоминание о будущем... Захватывает дух, не правда ли? Итак - "Ответ старейшин Увээну".
Вот то-то, все вы стервецы!
Не отличить барана - от овцы1?!
Упились бы, на старших глядя:
Мы, например, или твой родный дядя,
Домой частенько он являлся на рогах2,
Бил в двери лбом3, отделавшись испугом.
Весь в волосах4; и полз-то вечно кругом5,
Но - при деньгах, да при каких деньгах6!
1 Обидный упрек Увээну и в его лице - молодому поколению увээнских аристократов в недостатке мужественности и благородства. Эта метафора отсылает к древним мифологическим представлениям о баране как символе мужественности, свойственным и современным народам. Старейшины указывают на то, что ограбленные Увээном пожилые соотечественники были невинными овечками в сравненнии с такими, как он.
2 Дальнейшее развитие бараньей метафоры.
3 И здесь - развитие бараньей метафоры.
4 Для высшей увээнской знати была характерна тенденция - никогда не стричь волос, где бы те ни росли. Обильная волосатость считалась признаком удачи и богатства.
5 Круг в системе традиционных мифологических представлений символизировал вечность и неизменность важнейших жизненных явлений.
6 Еще один обидный упрек Увээну; старейшины ставят герою в пример его бережливого дядю, всегда готового платить по счетам, даже - из горизонтального положения.
УВЭЭН И ТИРАН
От редакции
Сегодня публикацию очередного фрагмента великого эпоса мы предваряем кратким интервью с крупнейшим увээноведом П. Упсом. Доктор П. Упс, чрезвычайно загруженный последние месяцы в связи с расшифровкой драгоценного манускрипта, беседовал с нашим корреспондентом не более трех минут. Но за это время ученый успел сказать многое, очень многое. Давайте послушаем его.
Корр.: Скажите, доктор Упс, где находилась страна увээнов?
Д-р П. Упс: Некоторые придурки вроде доктора Л. Опуха наивно полагают, что Увээния лежала между Ближним и Дальним Востоком. Но я не думаю, что эта бредовая идея заслуживает внимания. Опираясь на тщательное изучение эпоса "Увээн", я неопровержимо доказал, что страна увээнов располагалась в долине Промеждуречья, слева гранича с Малой Азией, а справа - со Средней. Последние два обстоятельства позволяют с одинаковой правомерностью именовать данную территорию как Полумалой, так и Полусредней Азией. Столица увээнов Ува стояла на одноименной реке. Говорю это не без задней мысли. Быть может, найдется "невежественный и фанатичный любитель", как называли когда-то ученые педанты, вроде доктора Л. Опуха, - великого Генриха Шлимана. Быть может, новый энтузиаст поверит "Увээну" и - мне. Отправится искать легендарную Уву, город своей мечты, и откроет миру бесценное сокровище. Да. Все, хватит разговоров! Проваливайте! Мне нужно работать! Эй, выгоните их отсюда!
Корр.: Большое спасибо, доктор Упс. Я и в моем лице - миллионы читателей нашей газеты желают Вам успеха в Вашем нелегком труде.
Д-р П. Упс: Да уберетесь вы отсюда или нет?!
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Ува, спаленная угаром,
Тирану отдана?
Ведь были ж пьянки удалые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром ходят все бухие,
Не помнят ни хрена!
- Да, пили люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась вира1:
Не многие вернулись с пира2.
Не будь я повелитель мира -
Не отдали б Увы.
1 Здесь: доля, судьба. В отличие от майны - случайности - вира в философских воззрениях увээнов выражала высшую закономерность в жизни индивида.
2 Данная строка допускает двоякое толкование. Согласно первой версии, речь идет о том, что дядя Увээна, тиран Первач, захватил власть в результате устроенного им убойного пира, а не силой оружия, на что язвительно и дерзко намекает Увээн. Другая точка зрения связана с характерным для архаического художественного мышления соотнесением кровавой битвы с пиршеством духа (ср.: "Ну что, отдохнем душой, пацаны?!").
УВЭЭН ЗАТЕВАЕТ ВОЕННЫЙ ПОХОД
От редакции
Сопроводив предыдущую публикацию древнейшего эпоса кратким интервью с доктором П. Упсом, редакция, сама того не ведая, невольно подстегнула научную полемику. В тот же день нам позвонил не менее известный увээновед доктор Л. Опух и потребовал, чтобы ему было предоставлено право на страницах ТК ответить на выпады оппонента. Наш корреспондент встретился с доктором Л. Опухом и взял у него интервью, которое мы предлагаем вниманию читателей.
Корр.: Доктор Опух, как вы оцениваете находку эпоса "Увээн"?
Д-р Л. Опух: Это поистине эпохальное событие, которое окажет влияние на дальнейшие судьбы современной цивилизации.
Корр.: Каким, по Вашему мнению, будет это влияние?
Д-р Л. Опух: Огромным.
Корр.: Э-э...
Д-р Л. Опух: И вообще: только полный кретин, каковым является доктор Упс, может считать, что родина "Увээна" - Полусредняя Азия. Повторяю для тупиц: размах событий, описанных в эпосе, был возможен только на огромных пространствах между Ближним и Дальним Востоком! И нигде больше.
Корр.: Очень интересно, доктор Опух. Как Вы полагаете, могут ли увенчаться успехом поиски легендарной столицы увээнов, как когда-то - поиски Трои Генрихом Шлиманом?
Д-р Л. Опух: Остается только сожалеть о той легкости, с какой средства массовой информации распространяют домыслы, которыми столь щедро делится с представителями прессы доктор Упс. Лишь полный кретин может называть Уву столицей. Повторяю для тупиц: Ува - это город-государство! О каком столичном статусе Увы может идти речь, если других городов в этом государстве попросту не было?!
Корр.: Э-э... Спасибо, доктор Опух.
Д-р Л. Опух: Пожалуйста. И мы еще посмотрим, кто на самом деле является крупнейшим увээноведом!