Сначала надо договориться о терминах. Термины - это такие тернии, которые затрудняют путь к звездам.(Что-то подобное говорил один из героев А.Платонова, далеко не самый лучший).
Маркс, а затем и Ленин, называли метафизическими все философские концепции до Гегеля. Под метафизическим подходом они имели ввиду чрезмерную фиксацию на понятиях, без учета того, что жизнь текуча и нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Диалектический же подход, привнесенный, по их мнению, Гегелем, а по моему,Иисусом Христом, делает упор не на фиксацию, а на движение, развитие. На процесс. К примеру, в древности считалось неоспоримым, что земля плоская и является центром вселенной. Такое знание, якобы навечно зафиксированное в Библии, считалось неоспоримым добром. Но вот явился Коперник и преходящее старое добро, ценой крови первооткрывателей, сменилось на новое - в корне ему противоположное. Но мы развиваемся и где гарантия, что и добро Коперника не будет когда- либо опровергнуто? В мистическом смысле на новом витке знания Земля может оказаться центром в неясной пока для нас структуре вселенной. И где же тогда добро? Всегда есть Нечто, что больше наших преходящих, фиксированных представлений о чем бы то ни было. Христос и хотел донести это до евразийского мира, незнакомого с восточным образом мышления. Люди, которые т о ч н о знали, каким должен быть Бог, Мессия ,Пророк, только таким образом и могли с ним поступить... Поэтому лучший способ духовного движения в мире, где все критерии истины временны - это любовь к этому вечно-неопределимому, внерамочному Нечто, к жизни и человеку, неосуждение других, акцент на собственных, а не мировых недостатках.
Человек часто грешит из-за того, что застоялся, окопался на прежней позиции - не может ни принять, ни узнать нового, а то может и осквернить его, обвинив в нечистоте. Простой пример. Нельзя женщине входить в храм в брюках. Батюшки ссылаются на библейскую фразу о том, что женщина не должна носить мужскую одежду. А кто задумался над тем, что сегодня брюки - это еще и женская одежда? Что есть женские брюки. Что брюки сегодня - это не показатель мужеподобия.
Разбору этого вопроса ( о способе мыслить) посвящена, на мой взгляд, седьмая глава послания Ап. Павла "К Римлянам". Грех метафизического подхода - первичный. Из него могут вырастать ложные религиозные движения, разного рода моральные падения, вроде искренней веры коммунистов в то, что если партия сказала, что твой лучший друг - враг народа, значит, в этом что-то есть.
Сталин и православие грешат метафизикой. А Ленин и Христос не грешили.
Метафизический путь в пределе - это путь Великого Инквизитора.
*Хочу заметить, что под православием имеется ввиду бюрократически- устоявшаяся приходская практика. Мистический же опыт Макария Великого, Серафима Саровского, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова прекрасен, парадоксален, тонок, хоть и грешит местами метафизикой, как и все мы, в той или иной степени, грешим доныне.