Грубость - это резкость при обхождении, проявляющаяся в речах.
Вот какой человек грубиян.
На приветствие он не отвечает.
Людям, из уважения посылающим ему подарки к
праздникам, он говорит, что вовсе, мол, не нуждается ни в каких подарках.
Он не принимает извинений, если прохожий нечаянно толкнет, заденет или наступит ему на ногу.
Споткнувшись на улице о камень, он готов и этот камень
осыпать проклятиями.
Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может, ...
...
Суетливость мы определим, пожалуй, как излишнее усердие в речах
и действиях из добрых побуждений, а суетливый вот какой человек.
Он дает обещания, которые потом не может выполнить.
Если дело единодушно признано справедливым, он один выступает с возражениями, несостоятельность которых очевидна.
Он обязательно поведет окольной тропинкой, сворачивая с
дороги, а потом сам же не может разобрать, куда дальше идти.
...
Бестактность - это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее
неприятность людям, с которыми общаешься, а бестактный вот какой человек.
К занятому человеку он приходит за советом
и врывается с толпой
бражников в дом своей возлюбленной, когда та лежит в лихорадке.
К уже пострадавшему при поручительстве он обращается с просьбой быть его поручителем.
На свадьбе начинает поносить женский пол.
Человека, который только что пришел домой усталый, он приглашает на
прогулку.
В собрании, когда все уже знают и поняли сущность дела, он встает и начинает рассказывать все сначала.
Пускаясь в пляс, тащит за
собой соседа, который еще не пьян.
...
Пустословие - это пристрастие к докучливо длинным и необдуманным
речам. Вот какой человек пустослов.
Усаживаясь рядом с незнакомцем,
он принимается расхваливать собственную жену.
Потом рассказывает, какой сон приснился ему прошлой ночью,
затем подробно перечисляет блюда, которые ел за обедом.
Дальше - больше. Он заводит речь о том, что люди ныне пошли
гораздо хуже прежних, а пшеница на рынке дешева, и как много понаехало иностранцев, ...
И если терпеть его пустословие, то он так и не оставит в покое.
...
Недоверчивость - это какая-то склонность подозревать всех в
нечестности. А недоверчивый вот какой человек.
Отправив на рынок раба за съестным, он посылает за ним вслед другого, разузнать, почем тот покупал.
В дороге даже сам несет свои деньги и через каждый стадий присаживается и пересчитывает их.
Лежа в постели, спрашивает жену, заперла ли она
денежный сундук и запечатала ли шкаф с серебряной посудой, заложила ли на большой засов дверь во двор; и даже если жена подтвердит все это, он вскакивает нагишом с постели, зажигает светильник и босой обегает вокруг, чтобы все проверить, и только после этого едва-едва засыпает.
У должников он требует проценты при свидетелях, чтобы они не могли отпереться.
Если какой-нибудь покупатель скажет ему: "Запиши за мной, сейчас мне некогда с тобой рассчитаться", он отвечает: "Не беспокойся! Я буду ходить за тобой следом, пока ты не освободишься".
...
Скаредность - это низменная боязнь расходов, а скаред вот какой
человек.
Как только зайдет речь в народном собрании о добровольных взносах, он встает и втихомолку уходит.
Он также не пускает сыновей в школу в праздник Муз под предлогом нездоровья, чтобы не вносить за них доли в складчину.
Завидев приближающегося приятеля, который собирает складчину, скряга, хотя уже договорился с ним о взносе, все-таки сворачивает с дороги и кружным путем возвращается домой.
Обувь носит с много раз наставленными подметками и утверждает, что они не уступают в прочности рогу.
...
Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное
льстецу. А льстец вот какой человек.
Накупив яблок и груш, он угощает детей на глазах отца и целует их со
словами: "Славного отца птенцы".
Первым из гостей он расхваливает хозяйское вино и
приговаривает: "Да и в еде ты знаешь толк!". Затем, попробовав что-нибудь со стола, повторяет: "Что за славный кусочек!".
И дом-то его [хозяина], по словам льстеца, прекрасно построен,
и земельный участок отлично обработан, и портрет похож.
...
Ирония в широком смысле - это притворство, связанное с
самоумалением в действиях и речах, а ироник - вот какой человек.
В глаза он расхваливает тех, на кого исподтишка
нападает, и изъявляет соболезнование, если те проиграли тяжбу.
Он даже
оправдывает тех, кто дурно отзывается о нем и обвиняет его.
...
Злоязычие - это недоброжелательное расположение, проявляющееся в
речах, а злоязычный вот какой человек.
Когда другие начинают злословить на чей-нибудь счет, он тут как тут и непременно вмешивается: "Я-то, говорит, этого человека терпеть не могу больше всех. Ведь и с лица-то он какой-то мерзкий, а подлость его неслыханна.
В компании он способен злословить о только что вышедшем человеке, а лишь только начнет, то уж никак не может удержаться, чтобы не обругать еще и его родных.
И не счесть гадостей, которые он распространяет о приятелях и домашних, не щадя даже покойников! Злословие - это для него и свобода слова, и демократия, и независимость; и нет на свете ему большего удовольствия, чем это.
...
Приверженность к олигархии - это, думается, стремление к
господству, тесно связанное с корыстью. А приверженец олигархии вот какой человек.
Вот какие нравоучительные изречения он постоянно твердит: "Нужно нам собраться и между собой обсудить, как избавиться от черни и от рынка; ...
Затем: "Или этим людям или нам жить в этом городе"
Около полудня он выходит из дому, одетый в гиматий, умеренно подстриженный, с тщательно подрезанными ногтями, и провозглашает с трагическим пафосом: "Житья нет в нашем городе от сикофантов", "В судах нам беда от подлых, которые нас судят", "Дивлюсь я тем, кто еще занимается общественными делами! Чего им только надо? Ведь чернь неблагодарна и всегда благоволит лишь тому, кто устраивает раздачи и казенные подарки"
И многое другое в таком же роде говорит он,
обращаясь к иностранцам и согражданам одинакового с ним настроения и взглядов.
Феофраст. Характеры
/ Перев., статья и примеч. Стратановского Г.А. - Л.: Наука, 1974.