Сеньор Помидор [обнаруживает дом кума Тыквы из нескольких крипичей, где он едва помещается]: Это что такое?! Откуда взялся этот дом?! Это дворец! Кто разрешил строительство? Кто?!
Кум Тыква: Послушайте, Ваша милость!
Сеньор Помидор: Ты построил этот дворец на земле, которая принадлежит графиням Вишням! Да! И собираешься провести остаток своих дней в безделье, нарушая священные права двух бедных вдов и круглых сирот!
Кум Тыква: Ваша милость!
Сеньор Помидор: Но я тебе покажу! Я тебе покажу!
Кум Тыква: Ваша милость, у меня было разрешение на постройку домика. Мне его дал сам сеньор граф Вишня!
Сеньор Помидор: Мошенник! Ты построил дом на чужой земле!
Кум Тыква: Мне разрешил построить домик сам хозяин граф Вишня!
Сеньор Помидор: На земле, которая теперь принадлежит графиням!
Сеньор Помидор: Скажите этому бездельнику Тыкве, что по закону королевства он должен немедленно убираться отсюда прочь!
Горошек: Да, да! Действительно... то есть...
Сеньор Помидор: Что значит "действительно"? Что значит "то есть"? Вы адвокат или нет, в конце концов?!
Горошек: О да, ваша милость! Я специалист гражданского, уголовного, а также канонического права. Окончил университет Саламанки с дипломом и званием.
Сеньор Помидор: А раз с дипломом и званием, то подтвердите, что прав я! А затем можете убираться восвояси.
Горошек: Будет сказано, как приказано.
...
Фильм "Чипполино", 1972.
...
...
Икшанов [подчиненный Филимонова]: Скажу откровенно, в моих интересах, чтобы именно вы сели в кресло Ярослава {их общий начальник}.
Филимонов: Да вам-то что?
Икшанов: Тогда вы поможете мне сесть в ваше кресло.
Филимонов: Вы в этом уверены?
Икшанов: Вам же нужны свои люди.
Филимонов: А вы мой человек?
Икшанов: Пока вы в силе - я ваш.
...
Фильм "Забытая мелодия для флейты", 1987.
Далее китайский вариант "Государя" Макиавелли - трактат эпохи Тан (7 век)
Среди начальников нет глупцов, а среди подчиненных - нет очень уж добродетельных.
Заслуги лучше отдать начальникам, а проступки - оставить себе.
Нельзя терять осторожности и бдительности, а ум и храбрость лучше не показывать всем подряд.
Мало кто по доброй воле согласится находиться в позиции подчиненного. Если начальники при управлении подчиненными не используют хитрости, то подчиненные не просто сопротивляются начальникам, а отбирают у них власть.
Если начальство не строгое, то подчиненные могут поднять бучу, что приводит к различным бедам. Строгость устанавливается с помощью ритуала и зависит от наказаний. Если смотреть на наказания сквозь пальцы, то можно утратить строгость.
Не следует посвящать людей в тайные дела, а от тех, кто участвует в замышлении планов, следует избавляться. Не стоит безгранично доверять и даровать милости лишь одному человеку, если позволить кому-либо безраздельно обладать властью, это непременно приведет к катастрофе. Свои планы обязательно следует скрывать, нельзя поддерживать слишком близкие дружеские связи с кем-либо. От этого подчиненные будут чувствовать авторитет начальника и испытывать к нему благоговейный трепет.
Подчиненные могут достичь своих целей лишь с помощью начальства, а начальники могут добиться положения в обществе лишь опираясь на подчиненных.
Если подчиненный страстно стремится к чему-то, то он естественно будет добиваться продвижения по службе. Продвигать его следует постепенно, если сделать это слишком скоро, то он тут же и успокоится.
Если начальник хочет использовать своего подчиненного, то его выражение лица должно выражать дружелюбие, относиться к такому подчиненному. должно со всяческой любезностью, если так не делать, то такому начальнику никто не согласится содействовать.
Если человеку что-то нравится, то нужно прельстить его именно этой вещью; нет таких, которых невозможно покорить. Если человек чего-то боится, то используй эту вещь, чтоб надавить на него; нет таких, кто не подчинится.
Не будет большого вреда, если снисходительно отнестись к талантливым людям, которых можно использовать в своих интересах. Тех же талантливых и выдающихся людей, кто не может покориться, необходимо казнить.
Награждая, не жадничай; используй награды, чтоб истереть их волю.
Наказание должно быть соразмерно содеянному, таким образом в сердце их поселится предостережение.
Если задействовать вместе щедрость и строгость, сравнивать таланты и добропорядочность, и все равно не получать желаемого результата, неужели в этом не заключается воля Неба?