О новом спектакле "Ночная повесть" театра "Современник" рассказывает режиссер спектакля Владимир Салюк.
- В пьесе молодого польского Араматурга Кшиштофа Хоиньски мы увидели отнюдь не локальную историю. Нас интересовало поведение человека перед лицом насилия, когда попираются его достоинство, его идеалы. А ведь сфера насилия, сфера зла - это далеко не только хулиганствующие элементы. Любой
из нас скажет, что злу надо решительно противостоять. Но всегда ли мы бескомпромиссны на деле? Ведь голос благоразумия нередко советует не подвергать себя чрезмерному риску... Вот почему мы не спешили осуждать этих людей, оставшихся наедине с бандитами, за их пассивность. Нам хотелось показать вполне порядочных в обычной жизни людей, попавших в трудное, если не сказать безвыходное, положение. Сопротивление сопряжено с большим риском для жизни, а шансы одолеть вооруженных бандитов весьма проблематичны. И все же мы хотим сказать: бывают моменты, когда никакие обстоятельства не оправдывают пассивности. Ведь что происходит на сцене? Бандиты нагло унижают каждого, не позволяют отвезти в больницу сбитого ими мотоциклиста, которому нужна срочная операция. Наконец, они насилуют девушку, подругу умирающего мотоциклиста.
Цена пассивности! Бывают обстоятельства, когда испытываются твоя человеческая личность, твои гражданские качества, личное мужество, - вот что нам хотелось сказать. Допускаю, что зритель может возразить: ну, хорошо, вы предлагаете мне рисковать жизнью, а сами-то вы уверены, что поступите так же? Ведь других призывать все умеют. Что ответить?, Мы не пытались бросать лозунгов и призывов со сцены. Да и есть ли у нас моральное право на призыв? Нам было важно другое. Должно и можно понять: когда на твоих глазах убивают другого и ты молчишь, то в тебе самом умирает человек, это твоя нравственная смерть. Поэтому так важен для нас образ студента Марека. Его хорошо играет Мягков.
Наступает момент, когда Мареку ясно, что обесчещена не только девушка, навсегда обесчещены они все. Когда кто-то говорит, что ее нужно будет отправить в больницу, Марек кричит: "А какая больница поможет нам?!" Он понял, что не сможет жить, как жил раньше, ибо никогда не сможет себя уважать. И он выбирает честь. Марек гибнет в схватке, но помогает обезоружить бандита. Когда Шофер мрачно замечает:
"А вот мы остались живы", - Фотограф отвечает: "Нет, это мы мертвецы!" Выбор Марека, путь гражданского мужества и чести, нам представляется единственно достойным, а уж дело совести каждого выбрать свою дорогу.
- Мне пришлось слышать о спектакле: "Ну зачем привлекать внимание к таким мерзостям?"
- Я тоже слышал такое. После премьеры один знакомый сказал мне: "Володя, откуда у современной молодежи этот нездоровый интерес к изображению распада человеческой личности?" Я ответил: смотря как понимать "интерес". Мы, не любуемся этим. Мы ненавидим жестокость, ненавидим унижение человека и не должны закрывать глаза на это. Другой сказал мне, что нелепо посредством ножа испытывать достоинство человека, не привыкшего к дракам. Конечно, нелепо. Но если бы подобные испытания достоинства происходили только на сцене!..
И потом, разве выбор между мужеством и компромиссом человеку приходится делать лишь в стычках с хулиганами?
...
Из интернета:
Есть несколько видов храбрости.
Например, человек может лихо драться с любыми противником, а перед начальством трусить до неприличия.
И наоборот: человек может любому начальнику бесстрашно резать правду - матку в глаза, а в тёмную подворотню своего дома заходить на подкашивающихся от страха ногах.