Гуров Валерий Александрович : другие произведения.

Становление цивилизации. Неолит

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Неолит - период начала становления цивилизационного развития. Это период совершенной техники обработки камня; начала символьного мышления; период перехода от приспособительного существования к конструктивно-созидательному; от присваивающего хозяйствования к производительному, начала доместикации сельскохозяйственных культур и домашнего скота; перехода от кочевой миграции к оседлым поселениям. В этот период зарождаются родоплеменные отношения и возникают такие родоплеменные образования как арии, русы, татры, которые в последующие периоды истории сыграли решающую роль в становлении цивилизации. В статье делается попытка систематизировать известные исторические факты и археологические изыскания, чтобы воссоздать динамику процесса становления и развития перечисленных особенностей неолита

  С системных позиций и в палеолите, и в мезолите условием существования общин кроманьонцев являлось динамическое равновесие со средой обитания. Оно подразумевает, что среда обитания и природные условия в районе обитания определяют и регулируют численность индивидуумов в этих общинах. При благоприятных условиях численность начинает быстро нарастать. С ростом численности растет и охотничья нагрузка на местную фауну, которая, достигнув порога восстанавливаемости, начинает быстро деградировать, либо мигрирует в более благоприятные районы. Как следствие, соответствующая община вынуждена сниматься с обжитых мест и мигрировать вслед за стадами животных. Однако, если численность общины успевает достичь значительной величины, то возможно только отпочкование ее части. Причем такой, которая способна перенести все невзгоды, связанные с миграцией, и не уменьшиться при этом до пределов, за которыми она просто не сможет освоиться на новых местах.
  Совершенствование орудий охоты позволяет при тех же внешних условиях прокормить большую численность общины и снизить динамику миграционных процессов. Поэтому в каждом из следующих исторических периодов динамика миграционных процессов существенно снижается. Определяющим фактором их инициализации все чаще становятся климатические условия или природные катаклизмы. Оседлость, как фактор, противоположный миграции, становится нормой существования общин. Вместе с оседлостью совершенствуются и жилища. При этом выделяется две направленности такого совершенствования. В тех ареалах расселения, где ведущую роль в добывании пищи продолжает играть охота, жилища развиваются в направлении коллективного проживания под общей крышей. Там, где превалирует выращивание культурных растений и рыболовство строятся преимущественно семейные жилища, хотя и весьма компактно. В таких жилищах относительно быстро начинает совершенствоваться места, где происходит приготовление пищи, включая и конструктивное оформление очагов. В свою очередь, конструктивно оформленные очаги позволяют не только улучшить качество приготовления еды, но и дают дополнительные возможности, в частности, позволяют поставить на поток обжиг глиняной посуды. Да и вообще оседлость является просто необходимым условием при организации производительных хозяйств, путем культивирования растений или одомашнивания живности.
  Производительное хозяйство обеспечивает не только существование многочисленных общин, но и позволяет сформировать некоторые излишки продуктов, а также направить их на содержание части общины, занимающихся исключительно функциональным трудом, например, изготовлением орудий охоты и труда, украшений, выделкой шкур, выпасом скота, изготовлением глиняных изделий и керамики. Разделение труда порождает обменную торговлю, вначале внутриобщинную, а затем и межобщинную, что становится еще одной отличительной особенностью неолита.
  Однако сам по себе переход к оседлости не как единичное явление, а массовое, - событие на эволюционной шкале во истину революционное.
  К числу факторов, противодействующих переходу к оседлости можно отнести следующие:
  1. Вековая убежденность членов общин на основе опыта собирательства в том, что флора не гарантирует угрозы голода. Особенно в районах со сложными климатическими условиями.
  2. Возделывание растений требует новых навыков, больших усилий и, самое главное, слишком большой срок получения результатов, в течении которых как-то надо питаться.
  3. Те культуры, которые могли дать сносный урожай (пшеница, ячмень), как-то надо было переработать, так как их употреблении в естественном виде плохо воспринималось пищеварительной системой кроманьонцев. Это потом, у последующих поколений, спустя тысячелетия генетические мутации свели на нет такую реакцию.
  С другой стороны, возможность длительного хранения запасов зерна и некоторых плодов, гарантировали выживаемость общины в любых неблагоприятных условиях. Даже при существенном увеличении численности общины, что было немыслимо ранее.
  И вот еще. "Но что явно имело осознанные формы, так это стремление людей достигать каких-то своих индивидуальных целей и выгод, личная заинтересованность в процессе доместикации. Интересы, которые, скорее всего, не совпадали с их неосознанными внутренними побуждениями и устремлениями и с выигрышем всего социума от перехода к более эффективному производящему хозяйству"[1].
  Вот эта реальная возможность в производящем хозяйстве не только создавать запасы для личного потребления (или узкого круга лиц, связанных семейными отношениями) на случай непредвиденных ситуаций, но и формировать некие излишки, ставящие индивидуума в привилегированное положение по отношение ко всему остальному социуму, и являлась главным стимулирующим фактором заниматься производительным хозяйством, несмотря на все издержки.
  Но признание последнего фактора могло прийти только из практики. Чтобы преодолеть психологический барьер к массовому занятию земледелием, особенно в части выращивания злаков, еще далеких до окультуривания и поэтому приносящих длительное время скудные урожаи, и потребовался такой ритуальный комплекс, как Гёбекли-Тепе. Помимо эмоционального воздействия на психику посетителей тот, кто задумал такой комплекс, мудро воспользовался еще и склонностью гоминидов к наркозависимости, установив каменные чаши под бродильные напитки (виноградное и злаковое то ли вино, то ли пиво). Алкогольная зависимость наступала быстро, а вместе с ней достигалась и нужная инициализация, то есть приобщение к культуре возделывания и злаков, и винограда.
  Еще одно, совершенно необходимое условие инициализации для тех, кто все это затевал, должны были быть в наличии в какой-то степени культивированные сорта злаков, какая ни на есть агрокультура их возделывания, демонстрирующая положительные результаты. Да еще и кое какой одомашненный скот и опыт его содержания.
  Вот, исходя из перечисленных необходимых условий следует, что за всей затеей с формированием культуры земледелия могли стоять более продвинутые в цивилизационном плане силы. Исходя из общепринятой концепции последовательной эволюции, такой силой являлась какая-то часть племен "детей Солнца", которые мигрируя из юго-восточных районов Афганистана принесли с собой оттуда необходимый семенной материал, зачатки культуры земледелия и скотоводства.
  "Техника земледелия и в особенности ботанический, сортовой состав культурных растений, эндемизм огромного числа разновидностей возделываемых растений, известных тогда только в Афганистане, наводят на мысль именно здесь искать древнейший очаг земледельческой культуры".[2]
  "И только появление в верховьях Тигра поселений так называемого "горизонта круглых домов" (Round House Horizon) перед началом Позднего Дриаса ~13 тыс. лет назад, апогеем которого ~12 тыс. лет назад стало поселение близ турецкой деревни Халлан Чеми (Hallan Çemi) - первое полностью оседлое поселение в Передней Азии, - позволяет предположить, что потомки наших мигрантов, увлекшие за собой часть загросцев, как раз в это время впервые достигают центральной анатолийской части Плодородного Полу-месяца".[1]
  Чтобы эти приобретенные знания и навыки могли приносить результаты и на новых территориях нужна была рабочая сила в достаточном количестве и ничего другого не оставалось делать, как вот таким способом привлечь аборигенов к такой деятельности.
  В целом идея с ритуальным комплексом оказалась продуктивной, так как по прошествии определенного времени вокруг данного комплекса возникают стационарные поселения.
  "Вскоре после 13000 года до н.э. среди находок палеолитических орудий появляются каменные жернова и серпы... Во многих поселениях по берегам рек в то же самое время рыба перешла из разряда главных продуктов питания во второстепенные, если судить по отсутствию находок рыбьих костей. Падение роли рыболовства как источника пропитания прямо связано с появлением нового пищевого продукта - молотого зерна. Образцы пыльцы дают основания предполагать, что соответствующим злаком был ячмень...
  Не случайно всякое земледельческое поселение оказывается центрировано религиозным комплексом, религиозным святилищем. Культивирование злаков, начиная с эпохи раннего неолита, это именно культовый процесс, и культовое измерение земледелия, несомненно, являлось одной из глубинных причин его первоначального развития" [3].
  При возделывании окультуренных сортов зерновых (в частности пшеницы) в силу низкой агрокультуры происходило смешивание с их дикими сородичами, обильно произрастающими вблизи вулканической горы Карачадаг, в самой непосредственной близости от культового комплекса Гёбекле Тепе. И тем не менее, даже сравнительно небольшие урожаи не только гарантировано обеспечивали возрастающую численность поселений полноценной едой во все времена года, но и позволяли содержать мелкий скот в загонах в зимние периоды. Со временем возникает некоторый избыток продуктов, который, представляя большую ценность для окружающих общин, обменивается на все, что недоставало в поселении. Быстрый рост благополучия в таком и ему подобных поселениях являлся наглядным стимулом для соседей к освоению навыков земледелия по всей Анатолии. Да и не только в ней, но и в более плотно заселенной территории соседнего Леванта.
  "Откуда и взялась несколько поспешная культивация растений в Леванте в период PPNA (11.7/11.5 - 10.5/10.2 тыс. лет назад), так называемая преддоместикационная культивация, к удивлению многих современных исследователей не сопровождаемая никакими существенными доместикационными результатами"[1].
  Одновременно с доместикацией злаковых и других культур в анатолийской части Тавро-Загросской дуги, там, где потомки восточноазиатских мигрантов обосновались еще в мезолите неподалеку от здешних месторождений столь важного для их жизнедеятельности обсидиана, развивались зачатки скотоводческого хозяйства, преимущественно путем одомашнивания коз и овец.
  Гипотеза об определяющей роли племен "детей Солнца" в революционном переходе к производящему хозяйству позволят утверждать, что популяция носителей гаплогруппы R1a одна из первых, а может и единственная, которая размножившись на базе более эффективного обеспечения себя пропитанием перешла от общинных форм к родоплеменным отношениям. И уже с самого начала зарождения таких отношений возникла некая иерархия по влиятельности родов. Сколько таких родов было вряд ли возможно установить. По историческим отголоскам тех отношений можно предположить о существовании как минимум трех групп родов, принадлежность к которым отразились в таких названиях родов, как татары (производное от "ТатРа"); арии (производное от "АйРа"); русы (производное от "РаСы").
  Наиболее влиятельная группа - татРа, представители которой владея более совершенными навыками обработки камня и изготовления каменных орудий, в частности шлифования, владели и техникой изготовления плав средств с помощью шлифованных топоров. Благодаря этим навыкам охота на крупных животных и рыболовство обеспечивали им лучшие условия существования по отношению к другим родам. Это с одной стороны, с другой стороны зависимость от внешних условий вела к необходимости освоения новых более продуктивных территорий. Поэтому племена, принадлежащие к этой группе родов одними из первых, используя плав средства, подались в более промысловые районы нижнего течения сибирских рек. Миграции в северные области Сибири способствовало и то, что на стыке плейстоцена и голоцена климат на территории Сибири был намного мягче, чем на Европейской территории, еще только-только освобождавшейся от ледникового покрова. Даже в заполярных широтах водились многочисленные стада мамонтов, бизонов, шерстистых носорогов.
   Есть все основания считать, что обилие пищевых ресурсов в сочетании с высокой культурой изготовления орудий охоты способствовали быстрому росту численности популяции племен данной группы родов и освоению обширных территорий севера Сибири и северо-восточной Европы. Освоение шло не только по линии приспособительно-потребительской жизнедеятельности, но и в плане развития технологии изготовления каменных изделий и даже изделий из металла. В какой-то мере последнее подтверждает ряд публикаций на тему цивилизационного развития Крайнего Севера.
  "Судя по легендам эвенков, в этих местах предгорий плато Путорана когда- то жили загадочные нгомэндри, а рядом с ними обитали легендарные маленькие чури. Кто были эти нгомэндри и чури? Если верить эвенкийским преданиям, нгомэндри считали себя властелинами гор, они слыли богатырями, были высоки ростом, носили бороды и имели голубые, как это небо, глаза. И ещё они разводили в этой горной тайге огромных оленей, которых оставили эвенкам в наследство. Некоторые предания тунгусов рассказывают, что в древности северные, горные нгомэндри и их родственники на юге - эндри одомашнили даже зверей Индры - огромных мамонтов..." [4]
  В 1970-80-х годах были произведены тщательные раскопки в Заполярье. Удалось обнаружить более 10 000 артефактов возрастом 10-12 тысяч лет. Причём, многие из них выполнены из металлов.
  . "Крайний Север являлся металлургическим центром с 10 тысячелетия до нашей эры до 5 тысячелетия до нашей эры. Здесь обнаружены города, возраст которых достигает 10 тысячелетия до нашей эры со следами металлургического производства. Местные мастера умели работать с железом, медью, золотом, в 6-м тысячелетии до нашей эры появляются изделия из бронзы. Для её производства использовались мышьяк, висмут, свинец." [5]
  "Металлургические центры Крайнего севера поименованы почти во всех рукописях Китая, Тибета, в сказах и мифах Монголии." [6]
  В июне 2020 года в Нарьян-Маре из "вечной" мерзлоты оттаял древний корабль длиной около 10м. То, что это не современная лодка, говорили кованные гвозди, скрепляющие остатки корпуса. Над остовом были найдены кости животных: бобров, лис, волков и, предположительно, мамонтов. Вот такое сочетание железных гвоздей, довольно совершенной по конструкции лодки, вечной мерзлоты и костей доисторических животных представляет большую археологическую загадку.
  Но если исходить из версии, что данная находка - наглядное свидетельство катастрофы 12,5 тыс. лет назад вызванной гигантской волной цунами, поднявшей наносы и накрывшей данное судно, то приходится признавать, что действительно на Крайнем Севере существовала та самая допотопная цивилизация носителей гаплогруппы R1a, освоившая металлургию, вплоть до производства железных изделий, судостроение, и осуществлявшей торговое судоплавание вплоть до северо-восточного побережья Европы.
  Природный катаклизм, случившийся 12,5 тыс. лет назад, нанес сильнейший удар по всей этой цивилизации, особенно в районах северо-восточной Сибири, отбросив ее обратно в неолит. Последующее резкое изменение климата на севере Сибири привело не только к массовому вымиранию большого числа видов животных, но и к вынужденной миграции остатков популяции на Запад, в районы с более благоприятным климатом.
  Археологических находок, подтверждающих существование 9-10 тыс. лет назад на северных территориях Восточной Европы развитой неолитической культуры, мало. Одна из таких неолитических стоянок обнаружена на Оленем острове Онежского озера. Среди исследованных костяков на этой стоянке обнаружены члены семьи с гаплогруппой R1a-YP1306.
  "Самый древний член рода R1a был найден на территории Архангельской области на берегу озера Лача, расположенном к югу от Каргополя. Он умер около 9300 лет назад., поэтому жил среди племён более древней археологической культуры Веретье. Это был высокорослый долихокранный палеоморфный европеоид. Его рост достигал 175-177 см. Он был членом очень древней У-хромосомной семьи R1a-M459>M745>YP1306>YP1306, которая возникла в семействе R1a ещё раньше, примерно 12800 л.н. Сама культура Веретье возникла позднее, примерно 9730 л.н. Позже его сородич по У-хромосомной семье с гаплогруппой R1a-M420 был найден на Южном Оленьем острове Онежского озера. Он жил среди племён Карельской археологической культуры и умер около 7200 л.н." [7]
  "Можно предположить, что именно носители снипа R-YP1306 явились теми самыми "индо-русами", хранителями языка и заполярных традиций предков - мудрецами, волхвами, жрецами, риши. Собственно говоря, в том же ареале могла выкристаллизовываться ведическая религия русов и ариев будущей фатьяновской культуры. Носители мезолитического снипа Карелии и Русского Севера, будучи древней родней индо-русов по гаплогруппе R1a, возможно, были теми самыми хранителями древних религиозных традиций и праязыка. Того языка, который ученые сегодня назвали праиндоевропейским". [8]
  Помимо археологических, есть ряд косвенных доказательств. В частности, существует обширный список гидронимов Севера и Карелии, с именами богов и героев Ригведы, Махабхараты, а также созвучных или аналогичных индусским; упоминание северных территорий в индуских древних текстах: описание некой Гипербореи в древнегреческих текстах. Есть ряд таки гидронимов в Северо-западной Сибири. В частности, сохранившееся с глубокой древности название Ханто-Мансийской области - ЮгРа, допустимо интерпретировать с санскрита как земля на краю владений Ра (божественного Солнца).
  Значительное изменение климатических условий в заполярных областях Азии, последовавшее сразу после климатической катастрофы 12,5 тыс. лет назад вынудило выжившую часть популяции родов ТатРа частично мигрировать на запад, в северо-восточную часть Европы, частично отойти южнее в бассейне рек Оби и Енисея. В отличие от европейского ареала обитания, и Обь, и Енисей в своих нижних течениях пересекали горные массивы с ресурсной базой достаточной для поддержания появившихся зачатков металлургии.
  Подтверждением, в частности, является сообщение об археологической экспедиции, которая раскопала на реке Хете на стоянке Абылаах-1 бронзолитейную мастерскую, относимую к так называемой ымыяхтахской культуре и датированную при помощи радиоуглеродного метода XII веком до нашей эры. Там были найдены литейная форма для отливки антропоморфной фигурки идола, льячки и капли оловянистой бронзы.
  "Сходная технология литья бронзовых изделий Таймыра и арийского Аркаима, а также сходная керамика подтверждают, что весь Север был некогда заселен арийскими народами - выходцами с легендарной арктической прародины всех людей белой расы. Позднее, пришедшие арктические холода вынудили эти народы мигрировать в более южные области". [8]
  
  В свете изложенного есть основания для утверждения, что официально трактуемая как мифологическая страна - Тартария, вполне историческое образование, получившее свое название от автохтонных племен носителей гаплогруппы R1a, идентифицировавшим себя как представителей рода ТатРа, сумевших сохранить некоторые достижения предыдущей цивилизации и создавших на их базе 8-9 тыс. лет назад зачатки энеолитической культуры.
  Другая группа родов, носителей гаплогруппы R1a, - ариев, в какой-то мере явившихся родоначальниками доместикации злаковых культур и большей частью мигрировавших на юг, в районы с благоприятными условиями их селекции, не так сильно пострадала от природного катаклизма и 11-12 тыс. лет назад создали неолитическую культуру на обширной территории, включающей южные районы современного Узбекистана, Туркменистана, северо-западного Афганистана и северного Ирана. Со временем они распространили свое влияние на автохтонные племена далеко на запад, вплоть до Анатолии. Именно 9 тысячами лет назад датируется обнаружение протоиндоевропейского языка в Анатолии, и затем на Балканах определенно носителей гаплогруппы R1a.
  И, наконец, третья группа родов, - Расы или Русы, оставаясь автохтонным населением изначальной территории становления родоплеменных образований носителей гаплогруппы R1a, совместно с носителями гаплогруппы R1b и носителями других гаплогрупп за много тысячелетий размножившись, освоила огромную территорию от берегов Волги (Ра) до берегов Байкала, занимаясь охотой, рыболовством и собирательством. Есть все основания считать, что на этой территории было положено начала доместикации крупного рогатого скота и одомашнивание лошади.
  Наряду с появлением первых поселений в докерамическом неолите продолжаются и миграционные процессы. Подтверждением такого миграционного процесса с Востока может служить появление 11 тыс. лет назад в среднем течении Нила Хартумской культурной группы, которую отличала керамика шаровидной формы с декором в виде волнистых и пунктирно-волнистых линий. Причем она появляется как-то сразу на огромном пространстве от Мали до Судана. Почти такую-же и по форме, и по декору керамику производили на тысячелетие ранее население побережий Южного Китая для приготовления и хранения морепродуктов.
  Совпадение? Весьма маловероятно. Наиболее вероятно, что эта культура как раз и пришла с восточными мигрантами. С этим соглашаются многие, доминирующей точкой зрения которых является миграция из Южного Китая под напором обитателей затопляемой Зондской платформы в результате таяния ледников. Процесс такого геофизического явления медленный, продолжительностью, исчисляемым тысячелетием, поэтому и миграционные процессы, обусловленные указанным фактором, скорее всего происходили волнами, растянувшись на века. В пользу данной версии говорит также тот факт, что немалая доля современного населения в указанных районах является носителями гаплогруппы T, дочерней относительно гаплогруппы K. Гаплогруппа T возникла 42,6 тыс. лет назад в предгорьях Тибета, наряду с многочисленными другими гаплогруппами, возникшими в этом районе. Носители гаплогруппы T были обнаружены в Ираке, Кувейте, Катаре, Бахрейне, Саудовской Аравии (наибольшее их число), а также в Судане, Египте. Характер такого распределения в какой-то мере может интерпретироваться и как след от тех давних процессов миграции, вызванных давлением геофизических факторов. Сама же миграция носителей гаплогруппы T происходила с мест их постоянного обитания под давлением эволюционно более продвинутых общин, а может уже и созревших родоплеменных образований, обитателей Зондской платформы, обладавших технологией изготовления круглодонной керамики.
   Каким образом осуществлялось такое давление, можно только предполагать, но вполне вероятно, что это был не разовый процесс, а продолжительный и многократный, при котором носителями гаплогруппы T были восприняты элементы культуры от пришлых, но более продвинутых общин, включая и технологию изготовления керамики. Миграция носителей гаплогруппы T шла вниз по течению реки Инд и далее вдоль побережья Аравийского моря к Оманскому заливу. На всем этом пути все пригодные для жизнедеятельности территории уже давно были освоены автохтонным населением и мигрантам ничего не оставалось, как искать неосвоенные территории. Переправившись через Ормузский пролив на Аравийский полуостров, часть общин мигрантов нашли такую территорию на острове Дильмун (Бахрейн), другие подались через Баб-эль Мандебский пролив в Африку, где окончательно и обосновались на берегах Нила и многочисленных на то время рек и озер будущей пустыни Сахара.
  "Памятники по среднему течению Нила, образующие отдельную культурную группу, - так называемый Хартумский мезолит, - отличает керамика шаровидной формы с декором в виде волнистых и пунктирно-волнистых линий, появившаяся здесь в отнюдь не примитивном виде, значительный сектор приводной адаптации (рыболовство, сбор моллюсков и т.п.) в хозяйствовании, плюс использование пластинчатой техники при изготовлении каменного инвентаря. Самая ранняя дата - ~11.5 тыс. лет назад (10060Ђ150 лет назад, участок Saggai), более достоверные даты начинаются с ~10.5 тыс. лет назад (9370Ђ110 лет назад, участок Sarurab). В Западной Африке, а также в сахаро-сахельских контекстах в целом, керамика появляется примерно в это же время - ~11 тыс. лет назад".[1]
  Вместе с культурой изготовления керамических изделий мигранты с Востока принесли и технологию изготовления шлифовальных каменных топоров. Дело в том, что у общин, связанных с добычей морской пищи, крайне важным было умение плавать в прибрежной зоне. Камышовые или им подобные лодки были ненадежны и недолговечны. Чтобы изготовить плав средство из дерева его надо было завалить и обработать. Выполнять такую работу нешлифованными топорами - адово занятие. Шлифовка ускоряла работу во много раз. Поэтому шлифованные топоры появляются на Восточно-тихоокеанском побережье уже в мезолите, а в самом начале неолита получают распространение и в районах, не связанных с добычей морских ресурсов. Особенно в среде тех общин, которые переходили к оседлой форме жизни в постройках, для строительства которых использовалось дерево.
  В отличие от стоянок охотников-собирателей, которые чаше всего носили временный, недолговечный характер из-за зависимости от достаточности для пропитания охотничьей живности в окрестностях стоянок, поселения земледельцев строились приспособленными к длительному проживанию с относительно большей численностью населения. Кроме того, еще необходимыми условиями были наличие вблизи водных источников, пригодных полей для возделывания сельскохозяйственных культур и на первых порах относительной близости ресурсной базы для пополнения каменного инвентаря, необходимого для возделывания почвы, сбора урожая и последующей обработки зерновых. Чаще всего такими ресурсными источниками являлись месторождения обсидиана и кремния. Опять же, если у общин охотников-собирателей эквивалентный обмен предметами жизнедеятельности осуществлялся большей частью случайно, то с появлением стационарных поселений и некоторой доли избыточного сельскохозяйственного продукта длительного хранения товарообмен становится на регулярную основу. Дополнительным товаром являются добываемый обсидиан, изделия как из него, так и вообще каменные и костяные изделия.
  "Однако следов обмена продуктами питания археологи почему-то не обнаружили, что само по себе вызывает удивление. А с другой стороны, что ж тут удивительного? - товар хоть и мало портящийся и в самый раз для дальних транспортировок (скот можно было просто перегонять, а зерно транспортировать в кожаных мешках, навьюченных на тот же скот, и все это на очень даже приличные расстояния...), однако сквозь толщу времен до археологов дошли лишь обуглившиеся останки немногочисленных зерен и кости домашних животных, определить точную географическую принадлежность которых представляется достаточно сложным делом, особенно если поселения поставки продуктов и их приема расположены в одном и том же ареале распространения данной сельскохозяйственной культуры или породы домашнего животного и их диких предков. Да и в целом - как определить по костям домашних животных местного они происхождения или нет, если как раз по находкам костей животных археологи и определяют разводимые в данной местности виды и породы скота?"[1]
  "Совсем недавно группа испанских и французских исследователей создала компьютерную имитационную модель сети глобального обсидианового обмена в Передней Азии периода докерамического неолита и пыталась исследовать ее варьированием различных сетевых параметров и топологии сети". Один из результатов такого моделирования, было быстрое укрупнение узлов обсидианового обмена. Другими словами, поселения с интенсивным обменом имеют тенденцию к быстрому нарастанию численности населения.
  Таким образом, вслед за выводом французского археолога Ж. Ковена можно сказать, что первопричина всех неолитических процессов Передней Азии, и развития сельского хозяйства в частности, лежала во внезапных изменениях коллективной психики здешнего населения, произошедших в период раннего неолита, а не в каких-то экономических, демографических и уж тем более не климатических явлениях.
  Множество появившихся святилищ, начала религиозного сознания, широко распространившийся культ женщины и быка... - это все приметы нового нарождающегося мира. А крупные поселения на несколько тысяч человек, чьи торговые связи протянулись на многие сотни километров, вызывают ассоциации с деятельностью гораздо более поздних шумерских тамкаров".[1]
  "В Китае же, а особенно, в Южной Америке, по всей видимости, не хватало именно этого подстегивающего фактора религиозной в своей основе личной заинтересованности в занятиях земледелием и скотоводством - там либо были задействованы какие-то совершенно другие механизмы активации личностных мотиваций, либо же в религиозный фундамент личной заинтересованности была положена какая-то другая эмоция, менее сильная, чем страх".[1]
   Товарообмен, в свою очередь, способствовал межобщинному взаимодействию на вербальном уровне, унифицируя речь, культуру и религиозно-символьное восприятие окружающего мира. Последнее особенно важно, так как сознательная деятельность человека в отличие от рефлексии всегда базируется на прогнозировании поведения в предстоящей деятельности. Глубина и точность такого прогноза зависит как от индивидуальной способности выстраивать цепочки предстоящих причинно-следственных действий, так и от степени уверенности в том, что прогнозируемые внешние факторы будут такими, как предполагается. А вот тут-то как раз и кроется вся мистика внешнего мира, когда сокрытые от понимания его движущие силы воспринимаются как причинно-зависимые от воли неких высших сил, задобрить которых можно мольбами, вплоть до жертвоприношений. С возникновением религиозного мировоззрения достаточно быстро появляются и продвинутые в плане общения с высшими силами индивидуумы - служители культа. На первых порах такие служители культа обслуживают либо саму общину, либо несколько соседних. Но если создаются культовые сооружения типа Гёбекле Тепе, то начинает формироваться целый слой служителей культа, со своим бытом и социальным положением в общинах.
  Есть основания предполагать, что восточные мигранты гаплогруппы T, в своем неспешной миграции на африканский континент в какой-то мере восприняли и нарождающуюся культуру доместикации в районах Анатолии и Леванта, что способствовало ее относительно быстрому распространению в регионах Сахары, особенно в части одомашнивания мелкого и крупного рогатого скота, включая и появления первых хозяйств, производящих и потребляющих молочную продукцию. Пик увлажнения Сахары, вызванный притоком холодных ледниковых вод в Атлантическом океане 8,5 тыс. лет, создал благоприятные условия для скотоводства в данном регионе, что привело к росту численности населения. Однако, последовавший примерно тысячелетний период аридизации региона привел к существенному спаду плотности населения 8 тыс. лет назад, но в тоже время послужил естественным толчком к совершенствованию культуры скотоводства и обработки молочной продукции, так что спустя тысячу лет, в очередной полутысячелетний период увлажнения численность сахарского населения быстро достигает максимума.
  Можно считать закономерностью для любых периодов человеческой цивилизации, начиная с неолита, то, что региональное увеличение плотности населения выше определенного порогового значения неизбежно ведет к скачкообразной интенсификации миграционных процессов из данного региона. Само пороговое значение зависит от способности популяции использовать ресурсную базу региона для поддержания жизнедеятельности при данной плотности своего населения.
  Такой закономерностью можно объяснить и миграцию родоплеменных образований в их начальной стадии становления из районов Сахары на восток, частично в долину Нила и далее на территорию Аравийского полуострова и в степные районы Сирии. Такая миграция шла волнами. Представители первой волны, заселившие степные просторы еще увлажненного Аравийского полуострова были арабы; представители второй волны, заселившие уже степи Сирии, - семиты. И те, и другие, смешавшись с автохтонным населением данных регионов, привнесли и свою культуру, и свои навыки ведения производительных хозяйств, преимущественно скотоводства, в том числе стадного выпаса крупного рогатого скота, технологии переработки молока, техники производства глинобитной посуды, плетения тканей, сучения нитей и веревок. А семиты выделялись еще и наибольшей продвинутостью в культурно-религиозном плане и развитостью торгово-обменных отношений в своей среде.
  Грубая керамика начального периода неолита в переднеазиатском регионе примерно через 300 лет начинает сменяться качественной минеральной керамикой. Такой быстрый прогресс ничем иным, чем сторонним влиянием трудно объяснить. Наиболее вероятный путь распространения технологии изготовления такой керамики из районов Сахары, в которых как раз в этот период и фиксируется рост плотности населения, и, как следствие, возрастание торгово-миграционных процессов с окружающими регионами, включая районы Леванта. Подтверждением данной версии являются в какой-то мере археологические находки следов первых поселений вблизи Иерусалима возрастом в 9,5 тыс. лет.
  "Многие называют надрегиональную культурную переднеазиатскую общность цивилизацией. И в этом что-то есть... Не цивилизация, конечно, но вектор развития, ведущий к возникновению цивилизованного общества, несомненно налицо. Множество появившихся святилищ, начала религиозного сознания, широко распространившийся культ женщины и быка- это все приметы нового нарождающегося мира. А крупные поселения на несколько тысяч человек, чьи торговые связи протянулись на многие сотни километров, вызывая непрошенные ассоциации с деятельностью гораздо более поздних шумерских тамкаров? Уже почти города, в которых начинает сосредотачиваться ремесленная жизнь округи... Плюс возможное появление в столь ранние времена и даже раньше структур учета и контроля. Классических храмов Двуречья, разумеется, пока еще нет, но во всплеске религиозного мировосприятия, в сосредоточении продовольственных и/или непродовольственных ресурсов в окружных центрах, в едва уловимых признаках социального расслоения уже намечаются зачатки храмового хозяйства. В таком виде надрегиональная общность полноценно функционировала примерно до 9 тыс. лет назад, т.е. всего каких-то 1-1.5 тыс. лет, после чего начала разрушаться".[1]
  "C ~9 тыс. лет назад надрегиональная общность PPNB в Передней Азии без каких-либо явных видимых причин вдруг начинает стремительно разваливаться. Люди покидают большие поселения и селятся в маленьких - либо на тех же самых местах, либо же в некотором отдалении от них. В новых поселениях преобладает намного более простой быт, развитые до того отросли производства приходят в упадок, исчезает дальняя торговля... И все это сопровождается отчетливо прослеживаемыми признаками нарастания волны внутренних социальных конфликтов. Но самое интересное, что распад и регресс PPNB наблюдается почти повсеместно и практически в одно и то же историческое время по всем территориям от Южного Леванта до Коренной области, т.е. в самом ядре надрегиональной общности".[1]
  "Примерно в это же время (~9 тыс. лет назад) стартуют и два других не менее значимых явления: начинается колонизация Европы переднеазиатскими земледельцами и скотоводами, а в самой Передней Азии появляется первая керамическая посуда, вскоре распространившаяся и на Балканы".[1]
  Среди множества причин данного явления заслуживает внимания гипотеза падения производительности сельскохозяйственных угодий в следствии низкой культуры агротехники и многовековой эксплуатации сельскохозяйственных угодий. А вот освоение новых территорий путем выжигания первобытных лесов приносило существенно больший урожай при меньших затратах на культивацию земельных угодий. Несоответствие возросшей плотности населения переднеазиатских областей и падение возможностей поддержания высокой урожайности привели к экспансии переднеазиатского населения на Балканы и острова Эгейского моря. Обоснованием такой миграции является и тот факт, что 9 тыс. лет назад уровни Черного моря и Средиземного были не такими, как в настоящее время, и между Балканами и Анатолией существовала лишь река, да некие водные образования.
  
  1. Заритовский А.Н. Инхроника цивилизаций. Книга первая. Рождение // Проект "СиNус" 2017 с. 480
  2. Вавилов Н.И. Д.Д. Букинич Земледельческий Афганистан. // Всесоюзный институт прикладной ботаники Л. 1929 с. 438
  3. Хоффман М.А.- Египет до фараонов. Доисторические основы египетской цивилизации/ Санкт-Петербург, 2023. - 410 стр.
  4. Сидоров Г. А. "За семью печатями"// 2012 https://avidreaders.ru/api/get.php?b=348886&f=pdf
  5. Следы неизученной цивилизации металлургов возрастом 12 тысяч лет в Сибири и на Крайнем Севере. 11 января 2022
  https://x-files.site/news.php?readmore=9737
  6. Данкир О. Металлургов Севера цивилизация // Проза.ру 2022 https://proza.ru/2022/07/29/1313
  7. Попов Б. КАК ПРЕДКИ АРИЕВ И РУСОВ ОКАЗАЛИСЬ В ПОВОЛЖЬЕ // Русский переплет 2022
  https://www.pereplet.ru/text/popov_b25aug22.html
  
  8. Новицкий Б. Что за древний снип R1a в Архангельской области? // 2022
  https://dzen.ru/a/YqW-TFshgxK2kzN2
  9. Хлобыстин Л.П. Древняя история Таймырского Заполярья и вопросы формирования культур севера Евразии //"Дмитрий Буланин" С.П. 1998 с. 345
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"