Рунный лабиринт производит потрясающее впечатление на гостей таинственной горы Бойка. Многотонные каменные плиты рассечены глубокими трещинами, в начертании которых угадываются письмена. Никто уже не знает значения этих символов и не может их сложить в слова, никто не знает языка, на котором написаны эти слова. О чём могут повествовать эти руны: несут ли они грозные проклятия, восхваляют ли чьи-то деяния, или таят пророчество? А может быть в них назидательная история о лжи, и о том, как рухнуло процветание богатого города на горе Бойка из-за вздорной затеи не самых главных его обитателей?
ХОЗЯИН ВЕТРОВ И ЗВЕЗДА
В темноте глубоких пещер горы Тепе-Кермен слышен скрежет, это немощными движениями прислужники точат железные клыки своему господину.
ХРАМЫ ГОРЫ ИЛЬЯС-КАЯ
Величественный и таинственный Храм Солнца популярное место силы. Это языческое святилище неожиданно возродилось в разгар христианизации Крыма, когда христианские подвижники совершали свои великие подвиги во имя веры. Именно излишним усердием самоотверженного проповедника воспользовались древние хозяева диких лесов Крыма.
БЕЛАЯ СКАЛА
Проносились столетия и менялись властители Крыма: цари скифов, короли готов, ханы татар. У них были разные обычаи, разные религии, но все они придавали особое значение горе Ак-Кая. С древности было принято, что власть над Крымом законна, если она принята на белоснежных утёсах Ак-Кая. Это легенда рассказывает о том, как появилась эта традиция.
ДЕВА - БОГИНЯ ТАВРОВ
Некоторые пророчества людям даются не для предостережения, а для того, чтобы испытать их человечность. Эта легенда о том, как однажды люди очень жестоко поплатились за то, что ради своего благополучия погубили счастье девушки.
МОРСКОЕ ЦАРСТВО
Однажды змей принёс во дворец морского владыки бездыханное тело юноши, положил его посреди зала и обратился к царю: 'У этого юноши необычная история: он был возлюбленным богини Девы, той, что живёт в стране тавров. За это его и погубили'. Любовные интриги не сильно впечатлили царя, но прозвучало пророчество: 'Дальнейшая его судьба необыкновенна, у него впереди множество побед над демонами, и закончит он свои дни, мужественно и стойко преградив путь злу'.
ЧУДОВИЩЕ ЦАРЯ МИТРИДАТА
Более двух тысяч лет назад Крым входил во владения легендарного правителя Азии, яркого героя древности, великого царя Митридата. От его царства осталась только полумифическая слава и символ, который теперь изображён на гербе Крыма. Грифон был 'живым талисманом' Митридата, и после смерти царя долго обитал в Крыму, а быть может и сейчас ещё живёт в дремучих лесах.
НЕВОЛЬНИЧИЙ КАМЕНЬ
Когда Вечной Ведьме нужна новая ученица, она посылает за ней поднятых их могил прислужников, попавших в вечную кабалу из-за своей жадности.
КАРАКУЛИ-КАЯ - ЛОГОВО ЧЁРНОГО ДРАКОНА
Каждое поколение людей часто сравнивает события своего времени со знамениями конца человечества. Но мы-то, на Южном Берегу Крыма, уж точно будем знать, когда наступят последние дни нашей эры: в облаках чёрного дыма, сквозь который будут видны алые отблески пламени, на скалу Каракули-Кая опустится дракон, который по договору, вернёт себе свой дом.
ЗАКЛЯТЫЙ МОСТ ГРИГОРА
Проще откупиться мелкой монетой, чем подвергнутся риску попасть под действие древнего проклятия.
КАРАДАГСКИЙ ЗМЕЙ
Об этом чудовище рассказывают много, но всегда его представляют всего лишь редким животным. А вот местные жители считают, что змей одно из последних сказочных существ, оставшееся от эпохи легенд.
ВЕДЬМЫ-ЛЮДОЕДКИ С ГОРОДИЩА КАРА-ТОБЕ
Однажды в городок Каркинит приковылял из степи измождённый молодой человек. Волосы его были седыми, а во взгляде застыл пережитый ужас. В бродяге узнали генуэзского купца, и он рассказал жуткую историю, о том, что на городище Кара-Тобе его чуть не съели ведьмы-людоедки. Ополоумевшему купцу не верили, но через много лет его рассказ стал подтверждаться - люди заметили, что каждый год у кого-нибудь со двора ночью сбегает свинья и её потом видят пляшущей на заброшенном древнем кладбище у Кара-Тобе.
ЛОГОВО ЛЕСТРИГОНОВ В АЯНСКИХ СКАЛАХ
На заре нашей, человеческой, эпохи людская раса была малочисленна и заселяла только незначительные территории на Земле. Там, где люди ещё не построили свои города, можно было встретить существ, которых сейчас принято называть сказочными. Встреча с этими существами часто превращалась в кошмар, причём для обеих сторон, потому что люди тоже выступили в роли чудовищ.
СТРАЖНИЦА ГОРЫ ПАРАГИЛЬМЕН
Когда Смерть была юна и наивна, когда человечество ещё не 'завалило её работой', она находила время совершать благородные поступки. Гора Парагильмен это место, где Смерть, по древнему обету, стоит на страже мира. Правда, за тысячи лет Смерть очерствела и, почуяв угрозу, не будет долго разбираться, кто явился к горе со злым умыслом, а кто случайный гость.
ПРИЗРАК ВСАДНИКА
Существует жуткое поверье, что находясь на берегу реки Булганак, ни в коем случае нельзя оказаться на пути у объятого гневом призрачного всадника. Когда вдруг послышится топот копыт, несущегося галопом коня - не мешкая, уходи дальше от реки. Когда почувствуешь, как трясётся земля от тяжёлой поступи коня - беги от реки. Когда будешь слышать храп коня - возможно, что ты уже опоздал. Сметёт невидимый ураган, и только в последний миг увидишь красноармейца верхом на взмыленном коне, перемелет конь копытами, либо послышится звонкий щелчок и снесёт голову с плеч молниеносный кожаный кнут всадника.
КАК ВОЗНИК РУННЫЙ ЛАБИРИНТ
Наверное, каждый правитель стремиться к тому, чтобы оставить своё имя в истории. И редко кто стремиться достигнуть доброй славы справедливого и заботливого народного главы - большинство стремиться прославиться воинскими победами, либо грандиозными постройками.
Князь, правивший городом на горе Бойка, добился славы и могущества: его воинство одержало много побед, и он стал самым сильным из готских князей Крыма. И чтобы закрепить свою славу в веках, он велел построить в своём городе на горе самый большой в Крыму храм и самый просторный дворец. Чтобы спустя столетия, люди, глядя на них, спрашивали: 'кто воздвиг эти великолепные здания?', и в ответ звучало его имя. Достигнув успехов в земных делах, князю оставалось только дожить свой век, и, закончив жизнь, войти в число обессмертивших своё имя.
Возле могущественных правителей всегда собирается много людей, которые ищут престижной и выгодной службы. Двор князя был многолюден, были у него и конюхи, и повара, и портные, и садовники. Много служило у князя людей, для всех хватало его богатства. Был у него на службе и палач.
Палач отлично исполнял свою работу: одним махом рубил головы, вязал петли для виселицы, стегал кнутом, ослеплял и отрубал конечности. Мало ли, что приказывали делать палачу: жестоко пытать, убивать быстро и безболезненно, или наоборот медленно и мучительно. Палач орудие властей, он жестокосерден, но он всего лишь исполнитель, а направляют на казни и истязания, совсем другие люди. Но людская психология такова, что, когда видишь казнь или мучения близкого человека, то обвиняешь того, кто это делает - палача. В последнее время у палача прибавилось работы, старый князь всё меньше проявлял милость. Казни и расправы происходили всё чаще, и всё чаще палачу доводилось слышать угрозы из толпы: 'Гореть тебе в аду за это'. К этому палач привык, но от привычки не перестал бояться, он опасался, что за своё ремесло ему действительно придётся ответить. И палач задумался о том, как он может искупить свои грехи. Нет, он не раскаивался, он просто рассуждал здраво: если у него есть какое-то количество грехов, то ему надо сделать какое-то количество хороших дел, чтобы они перекрыли тяжесть грехов. Молиться палач не умел, но был крепким мужчиной, умел обращаться с оружием и поэтому решил совершить подвиг ради христианства, способом, которым владел лучше всего. В городе и окрестностях в это время только и было разговоров о демоне, который доставлял вред всему христианскому, что было в этом краю.
Палач расспрашивал об этом демоне своих знакомых, и не скрывал ни от кого, что задумал одолеть его. Слух об этих расспросах вскоре дошёл до княжеского шута. Шутовская доля нелёгкая, каждый норовит ударить за обидную шутку. Доставалось шуту и от палача, и доставалось крепко, рука у палача была тяжела. Шут задумал отомстить палачу розыгрышем. Но шут задумал не просто шутку, он спланировал грандиозный розыгрыш, и кроме палача осмеян должен быть главный обидчик шута - монах-отшельник. Этот монах поселился в пещере у города и прославился на всю округу праведностью. Князь был вовсе не аскет, несмотря на преклонный возраст, его двор был наполнен весельем, пирами и женщинами. И бывало, возмущённый монах врывался на пиры князя и начинал его упрекать за неприличное веселье. Монах разгонял женщин, опрокидывал кувшины с вином и хорошенько перетягивал шута посохом по спине. Шута монах не любил особенно, за то, что когда монах пытался образумить пирующих, шут продолжал веселить гостей и мешать благочестивым наставлениям.
Идея розыгрыша распалила шута и он, не теряя времени, разыскал палача.
- О, знакомые сапоги! Правый из них частенько отвешивал мне пинка, когда был на ноге прежнего владельца. Прежний их владелец не любил когда я шутил о нём!
- А мою шапку ты будешь носить, если меня вдруг к тебе отправят? - весело спросил шут, указывая на свой разноцветный колпак.
- Тебя не отправят, тебе прощаются все выходки.
- Спасибо, обнадёжил, значит, мне можно не сдерживать своё остроумие! - обрадовался шут.
- Лучше придерживай язык, а то, как одежда казнённого законная собственность палача, так тяжёлая оплеуха законная награда за шутку шута.
- Ты прав, получить от тебя оплеуху мне бы не хотелось, поэтому давай поговорим без шуток.
Шут начал говорить очень серьёзно:
- Наши интересы неожиданно совпали - я тоже хочу победить демона, чтобы мне простились некоторые грешки.
Палач заинтересовался, если он не один берётся за это дело, значит это не такая плохая затея.
- Я много узнал о демоне, это одно из хитрейших порождений ада - он принял образ монаха-отшельника и привлекает к себе многих людей, своей, якобы, святой жизнью. Мы могли бы разоблачить его и наказать. Мне храбрости не хватает, а вдвоём мы бы совершили этот подвиг во имя христианской веры.
Палач поверил шуту, и, видя это, шут уже представлял себе, как он с палачом заявиться в келью к монаху и объявит ему: 'Знаю я кто ты такой, и князь знает. Не скрыть тебе от него свою грешную сущность. Князь приказал наказать тебя за твоё лицемерие!'
Шут представлял, как грозный вид палача напугает монаха, и он начнёт умолять о пощаде, будет каяться, и быть может, со страху что-нибудь взболтнёт, выдаст какой либо свой грешок. Ведь нет безгрешных людей, а потом шут найдет, как это обыграть.
Но, когда палач и шут вломились в келью монаха, и шут проговорил задуманную фразу, всё пошло не так, как он представлял себе. Монах нисколько не напугался, а уверенно ответил:
- Пусть твои лживые уста онемеют и не смогут источать скверную ложь.
Шут пытался что-то ответить, но лишь беззвучно похлопал ртом - он онемел. От ужаса шут округлил глаза и начал жестикулировать руками. На палача это произвело жуткое впечатление, он подумал, что демон очень силён и с ним надо расправиться не мешкая. Молниеносно палач махнул мечом и снёс голову праведному монаху. Сделав дело, палач быстро выбежал из кельи, ожидая, что должно последовать нечто ужасное: вырваться пламя, раздаться вой и грохот, сотрястись стены.
Шут, объятый ужасом, остался в келье. При виде того, как слетела голова безвинного монаха, которого многие считали святым, он остолбенел. Голос вернулся к нему, и он вскрикнул от страха, когда с ним, вдруг, заговорила отрубленная голова монаха:
- Осознаёшь ты, презренный, тяжесть своего греха? Что сотворил ты, думая устроить веселье?
Оказалось, что монах намеренно пошёл на смерть, чтобы принудить шута и вправду изгнать демона, который обосновался во дворце князя. Сам монах не мог это сделать, как ни старался.
- Безуспешно я боролся за душу князя, не прислушивался он к моим словам, потому что не были они ему приятны. Но когда говоришь ты, он с удовольствием слушает каждое твоё слово, потому что от твоих слов всегда ждёт радости. Свой грех искупи подвигом - изгони демона, который направляет князя на неправедный путь. Не вздумай увильнуть от этого поручения, видишь, что и после смерти я не оставлю тебя в покое.
- Как мне сделать это? - выдавил из себя шут.
- Узнай, в каком обличье скрывается демон, и изгони его. Возьми горшок с водой, я освятил эту воду, и если она попадёт на демона, то будет жечь его, и он не сможет терпеть боли. Сними со стены крест, перед которым я молился долгие годы, и тоже возьми с собой. Демон не в силах находиться перед ним и приблизиться к нему. А сейчас похорони моё тело, а голову возьми с собой, и я буду подсказывать тебе, что следует делать.
Шут вышел из кельи бледный как мел.
- Помоги мне похоронить монаха, - попросил он палача.
Когда положили тело монаха в могилу, палач спросил:
- А почему без головы?
- Голову ещё рано хоронить, - сказал шут и достал из сумки голову монаха.
Монах открыла глаза и начала читать заупокойную молитву:
- Земля к земле, пепел к пеплу, прах к праху.
Потом монах обратилась к палачу:
- Тебя озаботила моя голова? Это хорошо, потому, что это будет твоей заботой - придать погребению мою голову рядом с телом, когда придёт время. Ты без вины лишил меня головы, и ничто не избавит тебя от этого долга передо мной!
Когда они закончили погребение и пошли в город, палач всё время боязливо поглядывал на сумку шута, в которой лежала голова монаха, и не решался говорить. Но, когда шут занёс сумку домой и вновь вышел на улицу, палач налетел на него и потребовал объяснить, что произошло:
- Мы победили демона?
- Видимо монах уже раньше освободился от демона, а мы не знали, - соврал шут, потому, что боялся признаваться палачу в обмане, который привёл к тяжёлым последствиям. - А демона теперь надо искать во дворце князя. Так сказала голова монаха.
- Я уже пожалел, что связался с тобой. Наверное, все, что от тебя исходит, наполнено глупостью, как твои дурацки шутки. Я что, из-за тебя убил невиновного?
- Успокойся, монах хотел, что бы так произошло, потому что сам не мог победить демона и привлёк к этому делу нас.
- Ценой своей жизни?! - недоверчиво спросил палач.
- Ну, он же святой подвижник, что ему своя жизнь, когда речь идёт о демоне?
Палач продолжал браниться:
- Я хотел избавиться от грехов, а только приумножил их. И теперь ещё должен исполнять какое-то поручение монаха, который не умер после отсечения головы.
- Напрасно ты ругаешься, - успокаивал шут палача, - ведь монах не проклял тебя, и вообще не сказал, что зол на тебя, просто он поручил тебе похоронить его голову, это не сложное задание. Зато, он подсказал тебе, как совершить подвиг, к которому ты так стремился. В этом деле у нас появился сильный союзник.
Палача убедили такие разъяснения, и он согласился продолжать борьбу с демоном.
Шут начал размышлять, кто в окружении князя может быть пленён демоном:
- Давай подумаем, кого демон выбрал бы, чтобы влиять на князя. У кого больше возможности нашёптывать и внушать князю?
- Его женщина! - воскликнул палач довольный своей сообразительностью.
- Конечно она! - подтвердил шут. - А всем известно, что сейчас князь живёт с любовницей, из-за которой прогнал от себя законную жену.
- Конечно же, это всё происки демона! - палач был уже готов совершить расправу.
- Но на этот раз мы не поступим так поспешно, а сначала проверим.
Пиры во дворце у князя были часто, и в тот вечер было очередное застолье. Как правило, засиживались допоздна. Наступила ночь, и все гости были уже пьяны, слуги вытаскивали людей из-под столов и скамеек и выносили их из зала.
Шут уже давно перестал пытаться веселить гостей. Он выглянул в окно и позвал палача, который с мечом ждал у дворца.
- Ты наблюдал за ней? Видел что-то странное? - спросил палач у шута.
- Ещё бы! - шут закивал головой. - Я и раньше это видел, а теперь понял, почему так происходит: все гости пьяные и валятся с ног, и лишь любовница князя бодра, долгий пир и выпитое вино, кажется, вообще не подействовали на неё. Она демон!
Дождавшись, когда любовница князя вышла из зала, шут с палачом, в тёмном коридоре подкрались к женщине. Шут достал кувшин со святой водой и начал густо окроплять водой женщину. Шут отскочил, ожидая бурной реакции демона. Но ничего не произошло. Женщина лишь улыбнулась и перекрестилась, подняв глаза вверх, как будто на неё вдруг снизошла некая благодать.
Потом она недоуменно взглянула на шута, и хотела спросить его, что это за выходка. Но шут, перебив её, сам начал говорить:
- Не переживайте госпожа, это не колдовское зелье, это вода освящённая благочестивым монахом. Госпожа, я сомневался, что женщина может обладать такой красотой без вмешательства нечеловеческих сил, но теперь я понял свою ошибку: ваша красота не проделки демонов, это дар ангелов!
Шут говорил это с наигранностью, показывая, что это, якобы, его очередная проделка чтобы поднять ей настроение. Женщине понравились льстивые речи шута, она улыбнулась и удалилась.
Шут и палач угрюмо покидали дворец, размышляя о своей ошибке:
- Да, как мы могли принять любовницу князя за демона? Она добрая и весёлая женщина и никто от неё никогда не видел зла, - рассуждал палач.
Когда шут пришёл домой, с ним заговорила голова монаха:
- Она не источник порочной жизни князя, она её следствие, и тоже жертва. Сам подумай, ведь она появилась, когда безнравственность при дворе уже начались.
Шут не мог уснуть: во-первых, он пытался вычислить, кто из приближённых князя пленён демоном, во-вторых, его пугало, что в его доме отрубленная голова монаха. Он со страхом поглядывал в ту сторону и вслушивался, ему казалось, что он слышит шёпот молитвы.
Рано утром шут отправился к палачу. Вместе они сидели и рассуждали: кто же из близких князю людей объят демоном?
- Воевода! - вдруг, в один голос крикнули они.
- Ты помнишь его взгляд? Это настоящий лютый взгляд демона, а голос его - словно рычание. От его ярости люди бледнеют и лишаются дара речи, - взахлёб проговорил шут.
- Как же мы сразу не догадались?! - изумился палач.
- Да потому что он всегда старается держаться в тени, он нелюдимый, не принимает участия в праздниках и пирах. Только при необходимости он появляется во дворце, выходя в зал из какого-нибудь тёмного коридора, как будто появляясь из тьмы. - Шут, описывая воеводу, передёрнулся, как от страшного кошмара.
- А когда он появляется во дворце, то нет там никому покоя. Он всегда к чему-нибудь придирается, и с легкостью назначает наказания, - продолжил описание воеводы палач.
- Подкараулим его во дворце и с помощью святой воды проверим, есть ли в нём демон, - решил шут. - Хотя, я и так в этом уверен! Когда князь поручил ему руководить войском, он сразу начал одерживать громкие победы, и после этого жизнь князя наполнилась пороками.
Шут и Палач подкараулили воеводу, они напряжённо готовились к схватке с ним: шут прижимал горшок с освящённой водой и крест монаха, а палач нервно потирал рукоять меча. Послышались уверенные шаги, шут быстро выглянул, и выдавил из себя: 'Он'. Шут выпрыгнул из-за угла, окропил воеводу водой и отскочил, ожидая взрыва ярости демона. Но реакция у воеводы была такой же, как и у любовницы князя - он перекрестился, подняв глаза к небу.
- Подойди сюда бездельник! - приказал грозный воевода, и ноги шута подкосились от страха.
Шут ожидал наказания, палач вжался в стену за углом, надеясь, что воевода его не увидел.
Единственным выходом у шута было делать вид, что это его шутовские проделки.
- Ох, и матёрый ты демон! Такого святой водой не возьмёшь. Тут нужна сотня епископов, у которых было сорок дней поста! - выкрикнул шут и, изображая хохот, сбежал.
Палачу удалось не попасть на глаза воеводе.
Когда шут рассказал монаху о новой ошибке, монах подсказал: 'Может быть, суровый воевода и нелюбим вами, но не следует его считать демоном, только потому, что от него вам от него покоя'.
На следующий день шут вновь позвал палача во дворец:
- В свите князя ещё немало тех, кто поступает или выглядит как демон. Будем окроплять их святой водой, и смотреть, как она на них действует.
Шут уселся прямо на ступни во дворце и поставил горшок со святой водой на пол рядом с собой. Несколько капель выплеснулось на пол, и вдруг они услышали шипение, как будто каменные плиты дворца скворчали от воды. Шут изумился, он обрызгал водой пол и стены дворца, и раздался стон и вой демона.
- Покажись! Или я ещё брызну святой водой! - приказал шут.
Тени на стенах сгустились до непроглядного мрака, который стал отделяться от стены, становясь силуэтом демона. Из тьмы показалось два пылающим огнём глаза. Шут и палач остолбенели от ужаса.
- Кто ты? - еле выдавил из себя шут, готовясь защищаться крестом и святой водой.
- Я тот, кто по договору с князем держит стены этого дворца!
- Ты демон или просто известковый раствор? - шут отпустил остроту неосознанно, просто потому, что привык так разговаривать.
- А ты весельчак! Когда попадёшь в преисподнюю, буду приходить чтобы с тобой поболтать, будешь веселить меня. Впрочем, это вряд ли - там тебе будет не до этого!
- Когда придёт моё время, я надеюсь, что мы договоримся. Я уверен, что мои шутки и выходки вам доставят большее удовольствие, чем мои мучения, - шут дрожал от ужаса, но продолжал разговор, так как привык за многие годы, вставляя остроты.
- Если ты демон, то мы здесь для того, что бы изгнать тебя! - вмешался палач. У него было достаточно храбрости, чтобы заявить это демону.
- Я могу убраться отсюда в одно мгновение, но со мной исчезнет и крепость этих стен, вы даже выскочить из дворца не успеете, как вас накроет груда обломков. Вы готовы разрушить дворец, готовы пойти против своего князя? Уходите, и не болтайте о том, что сейчас узнали, иначе найду вас и уничтожу.
Шут и палач выбежали из дворца. После жуткой встречи, они думали только о том, что больше не войдут никогда в его стены. Но дома у шута была голова монаха, и монах не давал ему уклониться от поручения.
- Знал бы ты, как он ужасен. Это не существо с телом, которое можно убить, это тьма и адское пламя. Как мы можем с ним бороться? - ныл шут перед головой монаха, но тот был непреклонен.
- Ты нашёл демона, теперь ищи его слабые места. Разузнай, кто этот демон и как случилось, что князю потребовалась его помощь.
Шут разыскал самых старых слуг при дворце.
- Вы должны помнить, как нашего князя лупили розгами, когда он босоногим карапузом бегал по халупам, которые были у его отца вместо дворца.
Старики любят внимание и с удовольствием рассказали шуту необычную историю:
- Когда князь начал строительство дворца, то первые стены рухнули, едва возвысившись от земли. Тогда князь пригласил других мастеров, они начали возводить новые стены, но и они рухнули, - рассказывал старик.
- Тогда сам князь едва не погиб под обломками, - вставил фразу второй старик.
- Никакие строители не могли ничего поделать, - продолжал первый. - Люди начали шептаться, что это плохой знак, который означает, что благословения князю не будет, и следов его правления и его деяний не сохраниться, и он канет в забвение. И тогда к князю явился языческий жрец.
- Лишь единицы их остались от древних времён, - вновь перебил его второй, чтобы вставить то, что ему казалось очень важным, - но уцелели самые могущественные.
- Жрец предложил свою помощь, он соорудит фундамент, на котором будет возведён дворец, - первый старик продолжил рассказ. Он встал, изображая кого-то важного, и начал повторять его речь: - 'Будет стоять твой дворец, будут стены его крепки, будут в нём просторные залы, но только не украшай его крестами, и не вноси в него иконы, не освящай его по христианскому обычаю'.
Старик закашлялся от того, что пытался повторять грозную интонацию жреца, и второй подхватил рассказ:
- Князь согласился, потому что ему нужен был этот дворец, чтобы прекратить слухи о том, что он не благословлён. Явились неведомые рабочие и приступили к строительству. Из огромных каменных плит они соорудили фундамент, а на нём высокий и просторный дворец.
- То, что люди ещё почитают древних богов, я слышал, а вот что в наших краях есть могущественный жрец - никогда не знал. Он ещё жив? - спросил шут.
- Мы его больше не видели, но люди до сих пор ходят в лес, где сохранилось древнее капище, посвящённое духу этих мест. Если язычники там проводят свои обряды, то у них должен быть жрец.
Весёлый разговор располагает к себе людей, развязывает им языки. Шут расспрашивал людей и вскоре ему уже были известны горожане, которые тайно поклоняются древним богам. Как бы невзначай оказавшись рядом с язычниками, стоя у церкви, шут начал насмешки:
- В хорошей церкви главное чтобы священник был толстый и богатый, это показатель того, что в церковь много народа ходит.
Язычники прислушались, им нравились нападки на христианскую церковь.
- Раньше жертвоприношениями мы кормили богов, а теперь священников, неужели священники стали нашими богами.
За такие речи шута могли бы отвести к его другу палачу, чтобы хорошенько отстегать кнутом, но шут знал к кому обращать эти шутки. Язычники одобрительно, но скрытно, начали поддакивать и придвинулись ближе.
- В древности всё было честней, мы хотели богато жить и просили об этом богов, принося им жертвы. Сейчас мы отдаём жертвы священникам, а они нас убеждают, что мы не должны богато жить, потому что это не нравиться Богу.
Вскоре, язычники, уже не таясь, рассказывали шуту, что есть ещё место, где можно помолиться старым богам.
- Там ты и увидишь чудо, которого не бывает в церкви. В дни, когда луна убывает и превращается в тоненькую полоску, мы собираемся в лесу и приносим в жертву козла духу этого места. Тени вокруг наливаются чёрным мраком, который оживает и отделяется от предметов, он сливается в единую массу и из неё выходит дух. Сначала появляются огненные глаза, а потом и весь он, чёрный, как угли.
Шуту было знакомо это описание, и он понял, что это тот же демон.
- Дух принимает телесный облик, чтобы поглотить жертву. Благословляет нас, обещает, что не оставит нас в тяжкий час и удаляется.
- Он вновь превращается в тень?
- Нет. Он удаляется в телесном облике, а становиться тенью, когда переварит жертву.
Всё что узнал, шут пересказал монаху.
- Близок час, когда ты избавишься от меня. Теперь ты всё знаешь о демоне и вместе с палачом вы можете победить его. Демон покидает дворец и зданию это не приносит вреда, как он угрожает. Надо лишь подкараулить его вне стен дворца, когда он будет в телесном облике, и пусть палач отрубил ему голову. Так вы и дворец сохраните и избавите город от демона.
- Нам надо только дождаться, когда луна станет ущербной и демон отправиться вкусить жертву, - подтвердил шут.
Пока шут занимался расследованием, палач выполнял свою работу. Однажды к палачу привели пойманного разбойника, и поручили пытать его, пока он не выдаст укрытие его сообщников. Когда палач привязал свою жертву и начал готовить инструменты, тело разбойника вдруг неестественно скрутилось и стало биться в конвульсиях. Глаза привязанного, его зрачки и белки, наполнились чёрным мраком. Потом жертва вдруг успокоилась, из чёрных глаз блеснули огненные зрачки, и разбойник заговорил злобным хриплым голосом:
- Ты искал со мной встречи!
В тело жертвы вселился демон. Он слегка повёл рукой и верёвки, связывающие эту руку, лопнули.
- Ты хотел победить меня? Каким оружием ты хотел убить меня?
Все инструменты и оружие в комнате палача вдруг поднялись к потолку и закружились над головой палача.
- Топором или мечом? - спросил демон, и к носу палача в это время поочерёдно подлетело лезвие топора, а потом меча.
Предметы опустились на свои места.
- Не дерзай на то, против чего ты жалкий червь, - вновь заговорил демон устами жертвы. - Больше не буду тебя пугать, я пришёл поговорить. Ты готов?
- Ты вселяешься во все существа? - спросил палач.
- Не во все, существо должно быть готово принять меня. К примеру, в тело монаха я вселиться не мог.
- А как же то, что мне рассказал шут?
- Он обманывает тебя, использует тебя для своих игр. И дальше собирается использовать. - Ты знаешь, для чего теперь ты нужен шуту? Он знает, что если я уйду, то стены дворца рухнут, и тогда он свалит вину за это на тебя.
Тело жертвы вдруг обмякло, и когда несчастный открыл глаза, в них уже не было ни тьмы, ни огня.
Наступила ночь, когда луна стала ущербной на столько, что у неё светился лишь тоненький серп. Шут вызвал палача, чтобы устроить засаду демону, когда тот будет возвращаться из леса, после жертвоприношения. Они притаились у дороги, и со страхом ждали схватки.
Изредка шут, с волнением, шепотом спрашивал палача: 'Меч в руках?', или 'Хорошо наточен?', 'Не промахнёшься? Рука не дрогнет?'. Палач в ответ угрюмо кивал, он волновался не меньше, но меньше это показывал.
- Как будто горит шерсть, - сказал шут, принюхиваясь к воздуху.
- А вместе с шерстью и плоть, - уточнил палач.
Палач и шут отвлеклись на распознавание неприятного запаха, как вдруг увидели прямо перед собой чёрного демона. Он появился беззвучно и внезапно. Чёрный демон почти сливался с темнотой ночи, лишь два огромных, горящих пламенем, глаза смотрели свысока на людей.
- Засаду мне устроили?! - насмешливо спросил демон.
Шут выхватил из сумки крест, который взял из кельи монаха, и направил его на демона. Демон отшатнулся, и как будто неведомая сила придавила его к стене.
- Ну, руби! - скомандовал шут палачу.
Но палач не двинулся с места. Пристально глядя на шута, он сказал:
- Однажды я уже рубанул не разобравшись. Теперь я хочу знать: как получилось, что я убил невиновного ни в чём монаха?
Ложь вводит в заблуждение не только того, кто её слушает, а и того кто врёт, создавая у лжеца иллюзию, что он разрешил свою проблему. Ложь коварна и раскроется в самый неподходящий момент. Когда шут попадал в неловкие ситуации и говорил правду, как в случае с любовницей князя и его воеводы, то он избежал наказания, а за лож, сказанную палачу, он поплатился.
Демон, заметив, что шут растерялся после слов палача, выбил у него из руки крест. Как чёрная тень накинулся демон на шута, схватил его, одной рукой прижал несчастного к боку, и бросился бежать во дворец. Шут сначала обомлел от страха, но через некоторое время пришёл в себя. Из сумки шут достал голову монаха, который начал читать молитвы. Демон выпустил шута и отшатнулся от него. Демона корчило от святых слов, которые терзали его плоть, как будто острые ножи. Он стонал от боли и корчился в судорогах. Преодолевая боль, демон тянул руки к шуту. Ярость демона нарастала, и он подступал всё ближе. Тут шут выхватил из сумки кувшин с водой и, сорвав с него крышку, выплеснул всю воду на демона.
От рёва демона проснулся весь город. Демон корчился в муках и рассыпался потушенными углями. Стены дворца затряслись, по полу и стенам расползлись трещины. С громким треском разошлись плиты фундамента, закачались стены и сверху густо посыпались обломки. Трещины быстро росли, и в один миг стены дворца рухнули. Под руинами был погребён князь, весь его двор, а вместе с ними и процветание города.
Эта история не завершилась для палача, на нём лежала обязанность похоронить голову монаха. Он долго искал её среди руин, за долгие годы он разбросал все камни рухнувших стен. Сейчас от дворца остался лишь фундамент, огромные каменные плиты, расколотые глубокими и широкими трещинами. Когда позже люди присмотрелись, то увидели, что трещины поразительно похожи на древние письмена - руны, которые уже никто не знал как прочесть. Фигура в чёрном плаще, которую часто видят на плитах Рунного лабиринта, это и есть палач. Палач по прежнему ищет голову монаха, ведь никто не может избавить его от долга перед безвинно убитым им монахом.
Прекрасные долины Юго-Западного Крыма привлекательны не только своей природной живописностью. На вершинах крутостенных гор, поднявшихся над долинами, нередко встречаются таинственные руины древних городов. Эти города процветали, когда в Крыму господствовали готы. Готы жили на равнинах, но любили, чтобы за спиной у них были неприступные твердыни, в которых можно было бы укрыться, в случае нападения врага превосходящего числом.
Воинственные готы своими нашествиями сотрясли древний мир. Покинув исконную родину у Северного океана, готы двинулись на юг, чтобы овладеть страной с комфортным климатом. Они пересекли континент, побеждая по пути молодые народы и древние царства. Великие скифские цари пали перед этими суровыми, рыжеволосыми воинами. Но Крым не был пределом мечтаний готов, они двинулись дальше, чтобы покорить величайшее государство мира - Римскую империю. Лишь незначительная часть готов осталась в Скифии. По праву сильного, готы заняли лучшие земли в Крыму: плодородные долины и удобные пастбища.
Готы признавали своими королями только вождей из древних династий, которые вели своё происхождение от самого бога Одина. Но представители королевских династий слишком дорожили своей славой, и никто из них не довольствовался малым завоеванием, все ушли навстречу новым подвигам и трофеям. Во главе готов, которые остались в Крыму, были незначительные князья. Незначительные, но очень гордые и властолюбивые. Каждый князь заявлял, что народу нужно объединиться в единую державу, но каждый при этом подразумевал, что именно он должен стать во главе всех крымских готов. Так проходили века, а готы по-прежнему были разобщены, и слабы перед неприятелями, потому что их князья соперничали друг с другом, честными и нечестными способами.
Князь с горы Тепе-Кермен был одним из этих амбициозных и неуступчивых князей. Молодость подогревала его честолюбие, но не было у него, ни средств, ни хитроумия, чтобы достигнуть чего-либо выдающегося. Приходилось ему прозябать в своём дремучем уголке, находя развлечения только в застольях и охоте.
Однажды князь отправился на охоту, но охота в тот день не задалась - ничего не добыл князь. Возвращаться с пустыми руками не хотелось, да и к тому же, казалось, что вот-вот, и попадётся зверь, и тогда не подведёт конь, и не дрогнет рука князя. Так и протянул князь до ночи, и пришлось ему, и его свите, заночевал в лесу.
Князь, его дружинники и слуги, расположились у костра, чтобы перед сном немного развлечься разговорами. И вдруг князь увидел яркую вспышку в небе. Быстрая как молния, огненная лента пронеслась через ночную тьму, и упёрлась в горы, озарив на мгновение ярким светом вдалеке лес.
- Что это? - удивился князь.
Проводник, старый тавр, не очень удивившийся этому событию, ответил:
- Это звезда спустилась на свидание с Хозяином Ветров.
- Как так звезда? - переспросил князь.
- Звезда с небосвода, в образе девушки спускается на гору Ай-Петри, - как о чём-то обыденном ответил проводник.
- А кто этот Хозяин Ветров? - продолжал расспрашивать князь.
- Это колдун, могущественный как демон - он повелевает местными ветрами.
- Кто-то видел эту звезду?
- Говорят, что она прекрасна, - мечтательно ответил проводник.
- Ты не выдумываешь всё это, тавр? - недоверчиво спросил князь. - Почему я никогда не слышал об этом?
Многие, сидящие у костра, подтверждая слова старика, наперебой начали уверять, что тоже часто слышали о свиданиях Хозяина Ветров и Звезды.
- У господ и простолюдинов разные темы разговоры, - ухмыльнувшись сказал тавр, - государи говорят о войнах, интригах, охоте. Вам не досуг слушать болтовню простых людей о том, что где-то обвал запрудил реку, где собирать грибы, и когда лучше не появляться на Ай-Петринском плато, чтобы не вызвать гнев Хозяина Ветров.
Старик был прав - князь вспомнил, что главной темой разговоров, которая его интересовала, была власть: превзойти конкурентов, достигнуть могущества, занять положение, какое имели древние короли. И когда мысли о власти и звезде встретились в голове князя, его осенило: все королевские династии славятся тем, что происходят от богов. Богов давно никто не видел и не общался с ними, а тут появилась звезда. Если бы он взял в жёны звезду, то основал бы звёздную династию. Он встал бы вровень с королевскими родами и заявил о праве на первенство среди готов, поселившихся в Крыму.
Больше князь не принимал участия в разговоре - он предался размышлениям: 'Нет ничего невозможного, и с колдуном можно совладать. Да мало ли мы зарезали, забили и утопили, колдунов, жрецов, священников?!'
Когда утром князь вернулся в свой город, то у него уже был готов план действий. Первым делом он приказал собрать всех духовных лиц города: попов, пресвитеров, диаконов.
- Мне нужно, чтобы вы провели обряд изгнания демона и освятили местность, на которой хозяйничает этот демон. Я говорю о том, кого зовут Хозяин Ветров, - объявил священникам князь.
Как положено духовным служителям, они смиренно смотрели в пол, но услышав, что им поручает князь, изумлённо выпучили на него глаза.
- Берите богослужебные книги и ищите в них нужные для этого случая псалмы и молитвы. Готовьте церковную утварь и освящённую воду, - продолжал давать распоряжения князь. - Если нужна помощь, то пригласите священнослужителей из других городов и монахов из пещерных обителей - я оплачу и их услуги. Пусть прихватят с собой какие-нибудь святыни.
Потом князь приказал позвать своих ловчих и собрать лучших охотников города и со всей округи.
- Вы отправитесь на необычную охоту. Добыть вам предстоит ни зверя, ни птицу, а девушку, девушку-звезду, которая спускается с неба.
Охотники услышав, с кем им придётся иметь дело, ошеломлённо уставились на князя. Князь понял почему они напуганы и продолжил:
- Девушка будет беззащитна - по моему поручению, святые отцы изгонят всякую бесовщину, а мои воины разберутся со всяким чародейством. Вам надо только поймать девушку, поймать, не причинив ей вреда.
Никто из охотников не стал перечить князю. А князь бы и не принял никаких возражений, он был в эйфории от предвкушения успеха. Он был уверен, что всё сложиться так, как он задумал, ведь все детали его плана продуманы, все исполнители собраны, и никаких помех не предвидеться.
Оставшись один князь оглядел свой унылый зал, и подумал, что скоро всё измениться - у него будет новый светлый дворец. Фантазия его разгулялась, и он погрузился в сладкие грёзы: князь вообразил себя величественно восседающим на троне в просторном зале дворца, залитого блеском драгоценностей, перед ним склоняются князья, а рядом с ним восседает прекрасная королева.
Князь даже не допускал мысли, что невеста-звезда может воспротивиться браку. Он представлял себе соперника - старого колдуна и думал: 'Да она мне ещё благодарна будет, когда от его чар избавиться. Я то получше колдуна выгляжу'.
Вот только зря князь представлял колдуна замшелым стариком, не из-за колдовских чар торопилась Звезда на свидание с Хозяином Ветров. В жилах Хозяина Ветров вместо крови текло золото, и хотя прожил он не одну сотню лет, вечносияющее золото не давало угаснуть молодости его тела. А компания буйных и неуёмных ветров не давала ему остепениться и стать по-взрослому серьёзным. Хозяин Ветров был вечно молод и красив, весел и любил озорничать, и влюблённая Звезда, как юная наивная девушка спешила к нему на встречу.
Луна осветила пики Ай-Петри, скалы, которые отвесно обрываются в пропасть, и равнину на вершине гор, покрыв всё призрачным серебристым светом. Порывы ветра, беспокойно, нервно, проносились по горному плато, всколыхнув траву. На небе ярко вспыхнула звезда и понеслась к земле, оставляя огненный след. Яркая полоса на мгновение осветила небо и упёрлась в гору Ай-Петри. На горном плато всё ослепительно озарилось вспышкой звезды, которая, казалось, должна была стремительно врезаться в землю, но перед столкновением, она, вдруг, потухла, а вместо неё на траву ловко и озорно прыгнула прекрасная девушка. Ветер перестал беспокойно метаться, он стал ласковым и нежно пробежал по траве. Рядом с девушкой появился Хозяин Ветров, он нежно обнял девушку и страстно поцеловал её в губы.
Духовные отцы хорошо расслышали, что князь готов потратиться и вызвали на помощь из Херсонеса одного из лучших священников. Лучшим он был потому, что с ним любая церемония превращалась в величественное торжество: он был высокий и статный, имел зычный голос, и прославился тем, что знал наизусть все псалмы.
Когда 'духовный отряд' в сопровождении воинов прибыл к горе Ай-Петри, то первым делом святые отцы сытно поели. Кое-кто, незаметно потягивал вино. Потом, многие попытались прилечь вздремнуть после еды, но суровые воины грозными окриками потребовали начать обряд.
Священники подняли кресты и хоругви с изображениями святых, зажгли кадильницы, взяли в руки иконы и евангелия. Знаменитость из Херсонеса занял место во главе колоны и запел гимн. Процессия медленно двинулась в обход местности.
Крестный ход совершил не один круг, но ничего необычного не происходило. Священники начали поговаривать, что пора отправляться домой, но воины не пустили их, настояв, чтобы службу продолжали и после наступления темноты. Шествие продолжилось при свете факелов.
Все участники крестного хода, даже незнакомые прежде, уже успели запомнить один одного, но ближе к вечеру среди них появился незнакомый молодой человек, который вёл себя, как будто он один из участников процессии, и все его так и восприняли.
Вскоре незнакомец начал легонько дёргать за рукав идущего рядом молодого служку и шепотом спросил, чем они заняты. Служка немного удивился тому, что кто-то из присланных князем не знает с какой целью проводится крестный ход, но чтобы не отвлекаться от песнопения, быстро ответил:
- Говорят, что тут обосновался демон, и мы его прогоняем.
- Ну, вы себя недооцениваете - нормально вы поете, не сбежит он от такого пения, - ухмыльнувшись сказал незнакомец.
Незнакомец даже стал подпевать, не зная слов, но выводя голосом мотив.
Стемнело, а шествие продолжалось. Ночь и длительное хождение утомили молодого служку, и он начал дремать на ходу. Разбудил его сильный, хлёсткий подзатыльник незнакомца, который вдобавок грозно, но тихо скомандовал:
- Не спать! Такой важный обряд, а ты носом клюёшь!
Служка взбодрился и больше не дремал, а боязливо поглядывал на незнакомца. А тот вскоре начал донимать его расспросами:
- Ты всю ночь здесь будешь, а как же твоя молодая жена?
Молодой служка призадумался, начал что-то припоминать, и на его лице появилось беспокойство. Видимо он вспомнил детали, из-за которых стоило переживать. Петь он перестал и сосредоточился на своих мыслях, а незнакомец переключился на разговор с другим церковником:
- Могли бы бубен захватить, тогда бы что-то весёлое исполнили, - незнакомец даже дружески толкнул его.
Священник уставился на него с возмущением, а потом стал с подозрением вглядываться в лицо незнакомца, и, прищурившись, приготовился задать вопрос. Но незнакомец вдруг закричал:
- Вон он демон, прячется в кустах! Окропляй его водой! Окружай!
Поднялась суматоха: кто-то от страха упал на землю, кто-то с криком бросился бежать прочь, кто-то обмер и застыл схватившись за сердце, и лишь единицы действительно побежали к кустам.
- А, это ёжик! Обознался я. Продолжаем обряд! Становимся, строимся, поём! - начал успокаивать всех незнакомец.
Послышались вздохи облегчения, а кое-кто в сердцах выругался. Все стали собираться в кучу, отряхиваться, пить судорожно воду, а незнакомец оправдывался:
- Вы же сами слышали, как он фырчит - легко подумать, что это какая-то нечисть.
Служба продолжилась.
Незнакомец поменял место в колоне и теперь шёл рядом с другим священником, который с подозрением косился на него. Молодой человек не обращал на это внимания, а через некоторое время начал рассуждать вслух:
- А мог демон превратиться в ёжика? Вдруг он не в том обличье, какое вы ожидаете, и сейчас где-то совсем близко?
Это услышали и другие священники и с тревогой обернулись на незнакомца. Но в это время в небе, словно молния сверкнула огненная линия, это спустилась звезда.
Незнакомец выскочил из колоны и стал откланиваться.
- Мне пора, прощайте, с удовольствием провёл с вами время! Может быть ещё встретимся, споём! - а когда повернулся чтобы убежать, вдруг, как будто что-то вспомнил, и, обернувшись, спросил у служки: - И как ты говорил, твою жену зовут?
Служка выпучил глаза и с возмущением уставился на незнакомца.
- Ладно, сам узнаю! - сказав это, молодой человек скрылся в темноте.
Ошарашенный служка, глядя, что незнакомец уходит в сторону города, кинулся в темноту за ним. Но вскоре послышался треск ломающихся веток, звуки падающего тела, ругательства, и стоны с просьбой служки помочь ему выбраться из ямы. Не всем везло остаться невредимым после встречи с озорным Хозяином Ветров.
Задержался Хозяин Ветров, забавляясь с церковниками, и с опозданием прибежал на место свидания. Не застал он любимую, звал её, пробежал по округе, оглядел всё, не балуется ли она, не спряталась ли. Но не было её нигде. 'Наверно обиделась на меня' - подумал Хозяин Ветров.
А Звезду, спутанную сетями, завёрнутую в ковёр, невзирая на темноту, спешно везли через лес в город на гору Тепе-Кермен. К утру охотники с 'добычей' достигли горда и тут же доставили пленницу к князю.
Князь увидел прекрасную девушку, которая излучала свет и обмер от восторга.
- Твоя красота достойна, чтобы увенчать престол властителя, - восторженно произнёс князь.