Когда, в 95-96 годах обширно и бодро дискутировались судьбы и дороги литературы вкупе с фантастикой, и дискуссии эти преимущественно предварялись словами: "Как сказал в своем выступлении на Интерпресконе А. Столяров" или "Как сказал А. М. Столяров в своем известном докладе на "Интерперссконе"", то у дискутантов находились время и силы еще и на беспочвенное теоретизирование, в частности в "200" обсуждалась суть киберпанка. В этом опросе, если откинуть мнения в разной степени не признающие существование киберпанка, оставались два заслуживающих упоминания мнения, первое усредненное (респондентов верящих в существование киберпанка) и второе индивидуальное (Штерна). Суть первого мнения - выделение киберпанка в отдельный жанр мотивировано особенными стилистическими приемами (как-то использование сленга) и описываемым миром высокотехнологичным , вплоть до того, что протагонистом могла выступать сеть, как таковая, и суть второго - ерничество Штерна, о сложной цепочке аллюзий, в результате которой киберпанк - это книга написанная роботом с зеленым ирокезом. Возможно, что здесь в аллюзии Штерна, начали вплетаться мои собственные аллюзии.
Предпочел бы задержаться на позиции Штерна. Точнее сделать из ни к чему не обязывающей шутки далеко идущие выводы. Так как отрицать существование киберпанка, как жанра, становится все опасней - могут морально избить, то признание существованя киберпанка в формулировке Штерна позволит, не будучи морально покалеченым лишь самую малость кривить душой, ведь киберпанка таки нет.
Определение Штерна к тому же интересней - ведь интригует, как на самом деле этот самый робот, сумеет описать породившее его общество, да и что это за такое общество было, раз породило оно робота, да не просто робота, а робота с ирокезом. И хотя, пока таковые произведения не могут возникнуть в частности из-за отсутствия пишущих роботов украшенных зеленым ирокезом, так и, в общем, в силу отсутствия сообществ роботов как таковых, однако, возможно это только временные трудности. И лет этак через восемьсот восемьдесят восемь киберпанк станет реальностью, и возможно будет обсуждать объективно, что же есть киберпанк оперируя произведениями кибер-панков в прямом смысле этого слова. А до того момента рассуждать об киберпанке несколько опрометчиво.
Впрочем, попытки людей описать от лица робота сообщество роботов были и вполне успешные. Впрочем, отсутствовал зеленый ирокез. Но кто их знает, роботов, как у них выглядят панки. На вскидку назову несколько таковых людей: Симак, Лем. Успешно описывали общества роботов от лица роботов. Прямо скажу в высшей степени успешно. Но, полагаю, это все-таки не то - не достает за пишмашинкой кибера.
Однако, язык Симака, и (в высшей степени) Лема сильнее отличается от обычного языка, чем сленг, а миры, которые описывают как Симак, так и Лем, также отличаются многими особенностями нехарактерными для фантастики в целом. И по логике, что позволяет отнести произведения Гибсона и Стёрлинга в отдельный жанр, необходимо создать отдельный жанр для сказок роботов, отдельный жанр для "Города", и проч.
Но сленг-не более чем форма. Стихи по жанрам не делятся на ямбы и хореи, а делятся на поэмы, оды, сонеты и проч. Ямбы и хореи - форма, прием, инструмент. А использование сленга, это использование хорея, там, где обычно гекзаметр или александрийский стих, И его (хорея) использование не превращает оду в басню. И если начать выделять киберпанк в отдельный жанр, то придется выделять в отдельный жанр произведения, где герой с помощью машины времени женился на собственной бабке, матери, пра-пра-пра-внучке, etc, и выделить соответственно поджанр на каждую степень родства, т.к. очевидно, сюжетные приемы равноценны языковым. В чем усматриваю противоречие принципу Оккама.
Хотя, конечно, есть некоторый довод в пользу признания киберпанка жанром. И довод этот в некоторой гипотезе, что часто именно в новорожденных жанрах и на первых порах этих жанров существования, появляются произведения заслуживающие внимания. И ежели эта гипотеза верна, то я, безусловно, с радостью соглашусь, что киберпанк - есть. И готов объявить о существовании еще десятков жанров, если только таковое объявление повлечет появление достойных произведений. Новые жанры - на выбор: UltraEroticFantasyAction, HappyBlackOrthodoxCatholicApocalypse, AdvansedNecropolis'n'Android, и конечно - Popular Physics for Lesbians, .