Среди многих и многих проблем, всю мою жизнь волновавших меня, была и такая: а куда, извините, делся уэллсовский Путешественник во Времени? Из книги мы знаем, что он не вернулся в свою викторианскую Англию. Но вот куда он попал?
Куда?
Проблема начала волновать меня в третьем классе. Тогда я за ночь прочел "Машину Времени" (прочитанный мной экземпляр был уникальным: на стр. 24 текст в нем неожиданно обрывался и повествование начиналось еще раз, после чего доходило до стр. 49, без всяких объяснений перескакивало на 53-ую и следовало далее уже без приключений), итак, я за ночь прочел "Машину Времени", понял из прочитанного едва ли четверть и...
Но сначала нужно чуть-чуть объяснить читателю, что за человеком был автор этих строк в третьем классе.
* * *
В третьем классе я был законченным антисоветчиком. Причем законченным антисоветчиком я был именно только в третьем классе. В классе первом-втором я был умеренно пламенным октябренком, а в четвертом неожиданно ссучился и стал членом районного пионерского штаба. Но вот в середине третьего класса я был, повторяю, убежденнейшим диссидентом. Настолько убежденным, что даже рисовал карикатуры на Косыгина и на Брежнева. Вышеназванные карикатуры (бывшие точной копией карикатур в газете "Правда", с поправкой на то, что вместо дядьки в цилиндре там был изображен дядька с бровями, а вместо ястребоклювых израильских агрессоров на них фигурировал невзрачный мужик с бородавкой, подписанный для верности поперек живота: "Косыгин"), так вот, вышеназванные карикатуры я даже разбросал однажды по родной Перевозной, высунувшись из окошка собственной комнаты.
Ни малейших, в прочем, последствий эта глупость моя не имела.
(Потом, в самом-самом начале лихих 90-ых, я даже всерьез подумывал подать заявление в Петросовет и выхлопотать себе небольшую пенсию в качестве юного борца с режимом. Но - поленился).
Итак, в 1972 году я был диссидентом. К диссидентству меня подтолкнули два человека: наша соседка Виктория Викторовна и Роберт Джеймс Фишер. Роберт Фишер разгромил железного Т. Петросяна, а Виктория Викторовна использовала этот факт в целях разнузданной антисоветской пропаганды.
Виктория Викторовна была одинокая и пожилая еврейка с усами. Собственных детей у нее не было, она их очень любила и - одновременно - жутко боялась. И когда мы с матерью не помню, зачем зашли к ней в гости, Виктория Викторовна сперва напоила нас чаем, потом всучила лично мне шоколадку... а потом... а потом вдруг завела довольно-таки странный разговор: о литературе.
- Ты любишь читать? - спросила меня она.
(Дурацкий вопрос. Еще бы спросила: ты любишь дышать? А писать? А пукать? А какать?)
- Но, Виктория Викторовна, - не унимался я, - но Петросян же за нас, а мы же... за мир во всем мире!
- А Фишер? - улыбнувшись, спросила Виктория Викторовна.
- А Фишер - он за... фашистов!
- Ну, почему за фашистов, - недоуменно хмыкнула Виктория Викторовна. - Причем здесь фашисты. Ведь это же просто игра. А Фишер он...молодой. А Петросян очень старый и... не-сим-па-тич-ный.
И на тонких губах Виктории Викторовны вновь заиграла загадочная полуулыбка.
Да она в него просто влюбилась! Она была просто-напросто влюблена в этого самого Роберта Фишера.
Вот это да!
Вот так Виктория Викторовна!!!
- Понимаешь, Миша... - продолжила она, но я ее уже больше не слушал...
* * *
...Болеет за Фишера, - возвращаясь домой, все думал и думал я. - Странная она какая-то. С усами. И болеет за Фишера. Говорит, что так можно. Хотя б иногда. Нет, какая-то она все-таки странная. Наверное, просто дура. Дура психическая.
Но семя сомнений уже было заброшено.
И мало помалу оно проросло. Оно проросло в моей детской душе, ибо воспринявшая это семя душа была душой потенциального отщепенца и диссидента. И в следующем матче - со Спасским я уже не только и сам вовсю болел за Фишера, но и мало помалу из умеренно пламенного октябренка превратился в воинствующего антисоветчика, рисующего карикатуры на Брежнева и Косыгина.
И во всем была виновата Виктория Викторовна.
А так же Роберт Джеймс Фишер.
А так же (хотя мне даже сейчас нелегко объяснить эту связь) в этом отчасти была виновна прочитанная мною той осенью книга - уникальное издание "Машины Времени", где на стр. 24 повествование начиналось сначала, доходило до страницы 49, а потом перескакивало на 53-ую.
* * *
А несколько месяцев спустя после моего знакомства с Викторией Викторовной" мы отправились на задний двор рыть клады. Почему мы отправились рыть их именно на задний двор? Ну, как-то глупо было на собственном нашем дворе рыть клады. Они ведь там давно вырыты. Вот нам и пришлось забираться подальше.
(Правда, был еще довольно многообещающий в смысле кладов полуразрушенный старый дом у Банного мостика. Но в нем, как гласила молва, обитали садисты. Они ловили детей и отрезали им пальцы бритвами. Здесь уже не до кладов).
Вот мы и пошли на довольно перспективный в смысле кладов и относительно безопасный в смысле садистов задний двор и там - в весьма и весьма заманчивом закоулке между гаражом и кирпичной стеной - занялись интенсивными поиском сокровища. Пришли мы туда втроем: Герка, я и еще один парень, имени которого мне через тридцать лет уже не вспомнить, тем более, что даже в те времена все звали его только по кличке: "Дурдом" (сокращенно - "Дурик").
Этот самый Дурдом был той еще сволочью.
Он лишил меня звания Главного Психа.
Это почетное звание перешло к нему после того, когда будущий Дурик, подравшись с Яшей Портным, укусил его за нос, да так удачно, что из носа у Яши фонтаном забила алая кровь, и Яша, всерьез испугавшись, что умирает, тут же помчался домой, к маме, после чего из дома выскочила тетя Рая и до ночи гонялась за Дурдомом с половником.
Короче, Дурик - он и в Африке Дурик. Ну, а мне, как не выдержавшему конкуренции, пришлось опять становиться нормальным.
* * *
...Итак, мы пошли на задний двор, где, выбрав уголок позаманчивей, часа полтора от души покопались, после чего устав, как собаки, совсем уже было решили идти восвояси, как вдруг - и не кто-нибудь, а именно я - наткнулся ножом на огромный кусок мрамора, наверняка скрывавший под собою сокровище.
Или подземный ход.
На счет подземного хода нас надоумила тетя Рая. Дело в том, что к нашим раскопкам на какое-то время присоединялся и Яша Портной. Но прокопав минут с двадцать, Яша страшно устал и, как всегда, вернулся домой, к мамочке, где тут же, естественно, все рассказал тете Рае, после чего тетя Рая его, естественно, выпорола и заперла на замок.
И вот томящийся под домашним арестом Яша и выбросил нам из окна накарябанную чернильным карандашом записку:
Мама сказала чего роитись еще провалитись.
Она сказала что там есть Подземный Ход.
Тетя Рая - взрослый человек. Как не поверить тете Рае? И то, что под мраморным камнем скрывался Подземный Ход, можно было считать фактом почти что доказанным. Но вот куда он ведет?
И здесь меня осенило:
- Он ведет в Большой Дом! - выпалил я.
- В какой Большой Дом? - удивился Герка. - В какой такой Большой Дом, Профессор?
(В глаза и, особенно, если ему от меня чего-нибудь было надо, Герка всегда называл меня "Профессором". А за глаза и, если не надо, употреблял другую дворовую кличку - "Гандон").
- Ка-а-ак, мужики, - торжествуя, продолжил я, - вы чо, в натуре, что ли, не знаете, что такое Бо-о-ольшой Дом? Да я просто-таки обалдеваю с вас, мужики! Да чо вы вообще тогда знаете?
- Не тяни, Профессор! - недовольно прикрикнул Герка.
- Короче, так, мужики, Бо-о-ольшой До-о-ом...
- Это который на Литейном?
- Ага. На Литейном. Так вот Большой Дом - это Ке-Ге-Бэ!
- Ке-Ге-Бэ?
- Ага. Ке-Ге-Бэ! Они, в Ке-Ге-Бэ всех держат в страшных подземных темницах! Там, в этой ужасной подземной тюрьме целых тысяча сто прорытых вниз этажей!
- А кого они там держат? - побледнев, спросил меня Герка.
- Тех, кто сочиняет анекдоты, - торопливо пояснил я, - сочинит человек анекдот, его хуяк - и в Ке-Ге-Бэ! Там его сначала, ясное дело, пытают: вырывают ноздри, жгут пятки огнем...
- Как в королевской Бастилии?
- Ага. Только Бастилия - это хуйня! Когда это было? В каменном веке! Теперь - Ке-Ге-Бэ. Так вот, если человек во всем признается, его выпускают, т.е., конечно, не выпускают... расстреливают! А вот, если не признается, его продолжают держать в подземной тюрьме: сначала на пятом этаже, потом на пятьдесят пятом этаже, потом на девяносто девятом, а в конце он оказывается на самом-самом последнем тысяча сто восемнадцатом и проваливается в кипящую подземную лаву. Вот что такое Ке-Ге-Бэ!
Мужественное лицо Герки, еще пару секунд назад излучавшее восхищение моим рассказом, исказилось легкой гримаской сомнения. У меня всю жизнь так: триумф пополам с обломом.
- Край-не ма-ло-ве-ро-ят-но, - повторяет Дурик.
А вот этого я ему прощать не намерен. Мало того, что Дурик лишил меня звания Главного Психа (а почетное это звание, кроме чисто морального удовлетворения, приносило и некоторые практические дивиденды: с Главным Психом считалось хорошим тоном не драться, а стремительно от него убегать, оглашая весь двор преувеличенно громкими криками: "Ой, боюсь! Боюсь! Боюсь! Боюсь!") так вот, мало того, что он лишил меня этого громкого звания, но и явно старался сейчас подмочить мою репутацию главного дворового энциклопедиста и эрудита.
А уж этого я не простил бы никогда и никому. Гордо выставив левую ногу, я отпарировал:
- Ты хочешь, типа, сказать, что ты - типа, умный?!
- А что? - почти не робея, выдохнул Дурик и вновь поправил свои не по годам дорогие очки.
(Дать бы ему сейчас с разворота в рыло! Но... Главного Психа лупить не принято).
- Ты хочешь сказать, что ты самый здесь башковитый?
- Ну?
- Что, типа, умнее всех?
- Ну?
- И даже МЕНЯ?
- А что?
- А ни фига. Чем докажешь?
- Чем хочешь.
(Ах, дать бы ему сейчас с разворота в рыло! Да так, чтоб пластмассовая перемычка очков лопнула и очки разлетелись на две половинки!)
- Чем хочешь, говоришь? Тогда давай устроим дискуссию.
- А что это такое?
- Не, я то-о-орчу! Говорит, типа, умный, а сам, сука, не знает, что такое "дискуссия". Не, я то-о-орчу! Короче, дискуссия - это...
Я смерил соперника ненавидящим взглядом, изо всех сил раздувая интеллектуальные мускулы.
- Короче, дискуссия - это когда человека спрашивают: "А на какой остров сослали Наполеона?", а человек отвечает: "В 1814 году на остров Эльба". А потом его спрашивают: "Чему равняется скорость света в вакууме?", а человек отвечает: "Триста тысяч километров в час. Доказано Эйнштейном". А потом его спрашивают: "Кто самый главный писатель по литературе?", а он говорит: "Лев Толстой, второе место у Жюль Верна". Вот что такое дискуссия. Понял?
- Понял, - кивнул своей подстриженной почти под ноль головою Дурик.
- Ну тогда спрашивай.
- А на какой остров сослали Наполеона?
(Не, Дурик - он и в Африке Дурик!)
- В 1814 году на остров Эльба, - покрутив пальцем у виска, ответил я.
- А вот и неправильно! А вот и неправильно! Наполеона сослали на остров Святой Елены!
- Да какой там Елены! На Эльбу!
- Нет, на Елену!
- На Эльбу!
- На Е-ле-ну!
- На Э-эльбу!!!
- Не, на-а Е-ле-ну! - верезжит Дурик. - На Е-ле-ну!!! А Эльба, если хочешь знать, это вообще не остров, а река в Германии, на которой наши в 1945 году дали пиздячки американцам! Правда, Гера?
Огромный (в полтора раза больше меня) Герка минутку-другую колеблется (он ведь все же слывет моим, а не Дурика лучшим другом), но потом, вздохнув, отвечает: