Грицхальд : другие произведения.

Текучесть, identity и чуть социальной озабоченности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Философия.
    Мне недавно напомнили о том, сколь всё преходяще. Не то чтобы я этого не знал - теоретически. Как там было у первого фантаста России в его спектральном романе? Пятнадцатилетний я гораздо больше походил на любого другого из пятнадцатилетних парней, чем на меня нынешнего?..

Слова, подчёркнутые прерывистой линией, содержат всплывающую подсказку.
Можете подержать на них стрелку мыши подольше.
  
  Философия.
  Мне недавно напомнили о том, сколь всё преходяще. Не то чтобы я этого не знал - теоретически. Как там было у первого фантаста России в его спектральном романе? Пятнадцатилетний я гораздо больше походил на любого другого из пятнадцатилетних парней, чем на меня нынешнего?
  Всё текуче.
  Некогда я читал причудливый фантастический рассказ - непристойно-эротического оттенка - посвящённый мнемоактрисе, снимающейся в порнографических роликах. Во время съёмки каждого из них на её мозг временно накладывается матрица совершенно иной, несуществующей реально личности - как правило, весьма невинной и неискушённой в сравнении с основной хозяйкой этого мозга. Во время актёрской игры она не помнит, кем является в действительности, - хотя специальная подпрограмма следит, чтобы каждое её переживание и каждая мысль красочно отражались в её мимике и положении тела, соответствуя при этом сценарию. Во время съёмки каждого ролика прямая линия её психического существования - прямой поток взаимозависимых процессов в её мозгу - как будто пересекается под острым углом другими потоками нереальных жизней и биографий. Упрощённых, конечно, - но кто из нас каждую секунду проверяет собственную память и личность на предмет сложности?
  Неужели же "Я" лишь иллюзия?
  "Нет, это невозможно, - твердит опыт и здравый смысл. - Ты сам знаешь по своей печальной практике, что просыпаться наутро после твоего тяжёлого недосыпа или дуть на обожжённый тобою палец в конечном счёте всегда приходится тебе же".
  Факт.
  Но как было бы утешительно думать, что этого факта вовсе не существует? Как сладко было бы предаться грёзам об отсутствии идентичности?
  
*    *    *    *
  
  Идентичность - identity - излюбленный камень преткновения у трансгуманистов.
  Вопросы калибра "Будет ли моя копия, созданная посмертно, продолжением моего бытия?"
  Что же мешает отбросить этот камень?
  Во-первых, инстинкт самосохранения. Интуитивно в этом видится некое глобальное "не то".
  Во-вторых, паранойя, помноженная на поверхностную метафизическую эрудицию. Сложенная некогда ради забавы в моей голове мозаика, использующая детали конспирологических теорий, религиозного видения мира и домыслов некоторых уфологов, вполне способна вместить в себя и теорию отсутствия индивидуальности - но лишь как часть глобального дезинформационного проекта, которому при посредстве буддистов и нью-эйджеров подвергается ничего не подозревающее человечество.
  В-третьих, клюква в сахаре.
  Приятно думать, что ты знаешь нечто такое, чего не знают окружающие. Приятно думать, что ты, может быть, потенциально умнее всех - и давно бы захватил мир, если бы не шарахался от каждой тени.
  В сущности, обе концепции - как существование identity, так и отсутствие identity, - имеют свои плюсы.
  В первом случае:
  - если identity существует, то скорее всего у неё весьма необычная природа. Возможно, даже метафизическая.
  Быть может, мы тогда бессмертны, или являемся воспринимающими рецепторами какого-нибудь сверхсущества из параллельной вселенной с совершенно иными законами физики? Хотя соблазнительно возложить роль identity на банальные причинно-следственные связи, но здесь, как и в других теориях относительно identity, есть проблема: на самом деле - если быть строгим - наши ощущения вовсе не говорят нам, что identity существует.
  Во втором случае:
  - если identity нет и если человечеству удастся каким-то парадоксальным образом сохранить волю к самосохранению и заботе о других после такого открытия, то это даёт шанс каждому из нас восстать из небытия. Даже если у трансгуманистов не получится восстановить Вашу личность по Вашему замороженному мозгу или дневникам, всё равно - отсутствие identity означает, что все в некотором смысле равнозначны всем и что Вы можете считать собой любого зачатого после Вашей смерти человека. Особенно если у него в результате случайной игры генов окажется приблизительно похожий характер.
  Ну, разумеется, у него не будет Вашей памяти, но разве Ваша память и без того не растворилась в последние минуты умирания при кислородном голодании мозга?
  Вы стали частью Пустоты.
  Теперь, если даже запустить в Вашем мозгу какие-то процессы вновь, - они не будут качественно отличаться от процессов в мозгу новорожденного младенца. С позиции же теории отсутствия identity, Вы и при наличии у Вас памяти о прошлом не имели с собою-прежним ничего принципиально общего кроме пресловутой памяти. Все атомы одинаковы, каждое электрическое колебание мозга может быть воспроизведено иным серым веществом. При этом каждое психическое переживание самодостаточно и автономно - в каждую секунду своего существования Вы не имеете никаких строгих оснований утверждать, что с предыдущей секундой Вашего существования Вас скрепляет то же тело. Следовательно, Вы со стёртой памятью - то же самое, что случайно зачатый где-либо младенец с Вашим характером. Это - если identity не существует.
  Социально:
  - первый случай сохраняет за человеком личную волю и ответственность, что может интерпретироваться им как положительно, так и отрицательно;
  - второй случай позволяет человеку относиться к текущей жизни как к открытой наугад книге, а к себе самому как к некоему Бескачественному Читателю, способному потом взять с полки следующую книгу.
  Получается, просоциальные идеологии - идеологии Порядка? - должны быть автоматически на стороне гипотез существования identity, даже если эти гипотезы и неверны. Что, собственно, мы и имеем.
  Так же логичен и уклон некоторой интеллектуальной вершины общества в обратную сторону. Понятие "вершины", как и понятие "интеллекта", я здесь употребляю условно - понятия эти по своей природе расплывчаты, существует как прагматическая школа - "Если ты такой умный, то почему такой бедный?" - так и противостоящая ей аскетичная: "Творец должен быть голодным". Так что здесь я подразумеваю под интеллектом не столько практическую сметку, сколько умение кружить другим голову при помощи эстетических хитросплетений.
  Те, кто обладал особой силой Кружения Головы, - барды и менестрели Средневековья, художники и романисты эпохи Возрождения, блоггеры Цифрового Века, - в наши дни ощущают себя особенно жалко.
  Во-первых:
  - интеллект, эрудиция и увлечение странными вещами обесценились, что не может не угнетать.
  Во-вторых:
  - век наш ввиду своей комфортности и благоустроенности породил особенно много Золотых Ловушек Сознания, позволяющих беспомощному эскаписту стать со временем ещё более беспомощным эскапистом, в то время как Средневековье или даже эпоха Возрождения заставляли бы его постоянно предпринимать те или иные усилия для выживания, тем самым препятствуя окончательному вырождению в крупноголового эльфа с щуплым дряблым тельцем.
  Теория отсутствия identity позволяет как смягчить горечь по поводу проигранной жизни, так и избавиться от неприятного ощущения зависти. Если identity не существует, то в каком-то смысле достигнутые кем бы то ни было победы - и мои тоже?
  Появляется возможность не переживать из-за того, что Именно Ты так и не успел победить.
  Не особенно переживать.
  
*    *    *    *
  
  К слову говоря:
  - мы тут философствуем, а учёные тем временем нашли способ соединить мозги двух крыс через специальные приёмопередатчики. Вот вам и Хайвмайнд, вот вам и пресловутое отсутствие identity.
  Что будет с идентичностями разных людей, если они при посредстве подобной аппаратуры надолго сольют воедино мыслительные возможности своих нейронов? Срастутся в единую Суперидентичность?
  Если же допустить:
  - что identity существует;
  - что identity имеет метафизическую природу...
  ...всё становится ещё веселей. Что произойдёт тогда с гипотетическим бестелесным отражением человеческого мозга, если сам мозг этот привыкнет быть лишь звеном в сложной сети взаимодействий, обладающей разумом или даже сверхразумом - но только в целом? Как бы к Святому Петру не стали попадать умственные инвалиды.
  Сарказм рисует и иные прелестные варианты.
  Например, случайное или преднамеренное зашумление каналов межмозговых взаимосвязей со стороны Варпа, следствием чего станет завладевание Богов Хаоса нейронами и синапсами ничего не ведающих смертных.
  Почему нет?
  Самые лютые из конспирологов оккультного толка давно подозревали в связях с Варпом даже безобидный Internet. Существовало немало легенд и слухов о взаимодействии астральных сгустков эктоплазмы с электронной техникой.
  Что уж говорить о зловещих нейроинтерфейсах?

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"